1.В
Турбо-Паскале
7.0
существует
тип данных
STRING
(строка), специально
предназначенный
для обработки
строк (цепочек
символов). Он
не относится
к простым типам
данных и занимает
промежуточное
место между
простыми и
структурированными
типами данных.
Переменная
типа
STRING
состоит из
цепочки символов,
т.е. элементов
типа
CHAR.
Строки могут
выводиться
на экран монитора
посредством
стандартных
процедур
Write
и
WriteLn
и вводится с
помощью стандартной
процедуры
ReadLn
или
Read.
В большинстве
случаев переменные
типа
STRING
используются
для хранения
слов и сообщений,
состоящих из
нескольких
символов.
Переменные
типа
STRING
могут быть
объявлены
следующим
образом:
VAR
Character_string_l:
STRING;
Character_string_2:
STRING[20];
Character_string_3:
STRING[255];
Переменная
типа
STRING
объявляется,
как правило,
путем указания
имени переменной,
зарезервированного
слова
STRING
и указания (в
квадратных
скобках) максимального
размера (длины)
строки, которая
может храниться
в этой переменной.
Если максимальный
размер строки
не указан, то
он автоматически
принимается
равным
255 —
максимально
возможная длина
строки.
В
ТУРБО-ПАСКАЛ
существуют
два пути обработки
переменных
типа STRING.
Первый путь
предполагает
обработку всей
строки как
единого целого,
т.е. единого
объекта. Второй
путь рассматривает
строку как
составной
объект, состоящий
из отдельных
символов, т.е.
элементов типа
CHAR,
которые при
обработке
доступны каждый
в отдельности.
Так, первый
путь предоставляет
возможность
присвоения
строчной переменной
за одну операцию
значения целой
строки символов:
Character_string_l:=
'
Это
—
строка
!';
Присваиваемое
значение строки,
так же как и
отдельный
символ типа
CHAR,
заключается
в апострофы.
Если апострофы
опущены, то
компилятор
рассматривает
приведенный
фрагмент текста
как числовую
величину или
как идентификатор.
Турбо
Паскаль позволяет
выполнять
операции объединения
(сцепления)
нескольких
строк в процессе
их присваивания
какой-либо
переменной:
Character_string_l:='Это'+'—'
+
'
строка '+'!';
В
результате
такой операции
в переменной
Character_string_l
будет
то же самое
содержимое,
что и в предыдущем
примере.
Второй
подход обеспечивает
доступ к отдельным
символам строки
по номеру их
позиции:
Character_string_l[1]:=
'
А';
{Занести
в качестве
первого символа
строки 'А'}
Character_string_l[5]:=
#49;
{Занести
в качестве
пятого символа
строки 'Г'
(ASCII-код
'Г'
соответствует
числу
49)
Для
доступа к отдельному
символу в строке
необходимо
указать имя
строки и в квадратных
скобках номер
позиции элемента
(символа) в строке.
При этом по
отношению к
отдельному
символу строки
возможны все
те же операции,
что и к переменной
типа CHAR.
В частности,
возможны взаимные
операции присвоения
значений.
ТУРБО-ПАСКАЛ
предоставляет
в распоряжение
пользователя
целый ряд функций
и процедур,
предназначенных
для обработки
строк.
Процедура
STR
(x[:w[:d]],st)
- преобразует
число x
(типа real
или
integer)
в строку символов
st;
при этом w
задает общую
ширину поля,
выделенную
под соответствующее
символьное
представление
числа x,
а d
-
количество
символов дробной
части.
Процедура
Val
(str,x,rez)-
преобразует
строку символов
st
во внутреннее
представление
целого или
вещественного
числа; параметр
rez
содержит
нуль, если
преобразование
прошло успешно,
в противном
случае он содержит
номер позиции
в строке st,
где обнаружен
ошибочный
символ.
Примеры:
x:=12.125;
str
(x:4:1,s);
writeln
(s);
{на
экран будет
выведено 12.1}
val
(s,x,rez);
writeln
(x:5:2);
{на
экран будет
выведено 12.10}
...
s:=’34w5’;
val
(s,x,rez);
writeln
(rez);
{на
экран будет
выведен номер
символа в строке,
который не
является цифрой,
т.е. 3}.
2.
При создании
программы,
которая будет
использоваться
более одного
раза, необходимо
обеспечить
защиту от
некорректного
ввода данных,
например, проверку
наличия символов
алфавита в
строке с числовыми
данными или
наличие букв
латинского
алфавита, когда
по условию
задачи необходимо
обеспечить
ввод символов
русского алфавита.
Общая
схема «безопасного
ввода» следующая:
вводиться
значение переменной,
осуществляется
его проверка
по различным
критериям,
затем, если оно
не удовлетворяет
какому-либо
критерию, выдается
сообщение об
ошибке и повторяется
ввод. Итак
продолжается
до тех пор, пока
не будет введено
правильное
значение.
Пример:
{данная
процедура
проверяет
наличие символов
латинского
алфавита}
function
chek (st:string);
var
i:integer;
begin
chek:=true;
for
i:=1 to length (st) do
if
st[i]=’A’..’Z’ then chek:=false;
end;
...
{данная
часть программы
показывает
«безопасный
ввод» слов на
русском языке}
repeat
write
(‘Введите
слово на русском
языке ’);
readln
(st);
until
chek(st);
Мурманский
кооперативный
техникум ОПС
по
информатике
на
тему: «Оболочка
операционной
системы NC».
Выполнила:
студентка
группы ЗТП-3
Елисеевой
Яны Леонидовны
г. Мурманск,
2000 г.
NORTON
COMMANDER является
типичным примером
«программы-оболочки»,
т.е. надстройки
над
DOS.
Программы-оболочки
позволяют
просто и наглядно
выполнять
большинство
часто необходимых
действий:
просматривать
файлы и каталоги,
копировать
и переименовывать
файлы и т.д. Кроме
того после
запуска программы-оболочки
пользователь
по-прежнему
может вводить
любые команды
и выполнять
программы, т.е.
он сохраняет
все возможности,
предоставляемые
DOS.
NORTON
COMMANDER
позволяет:
наглядно
отображать
содержание
каталогов на
дисках;
изображать
дерево каталогов
на диске, переходить
в нужный каталог,
создавать,
переименовывать
и удалять каталоги;
удобно
копировать,
переименовывать,
пересылать
и удалять файлы;
просматривать
текстовые
файлы, сделанные
с помощью различных
редакторов
текстов
(MS WORD, MS WORKS, WINDOWS WRITE, XYWRITE
и WORDPERTECT),
таблицы табличных
процессоров
(LOTUS
1-2-3
и
SYMPHONY)
и графические
файлы в формате
PAINTBRUSH
(.PCX);
редактировать
текстовые
файлы;
выполнять
любые команды
DOS;
изменять
атрибуты файлов;
с помощью
одного нажатия
клавиши выполнять
стандартные
действия для
каждого типа
файлов;
и многое
другое.
Для
работы программы
NORTON COMMANDER требуется
190
Кбайт на диске
и
210
Кбайт свободной
оперативной
памяти.
Запись
NORTON COMMANDER
осуществляется
набором в командной
строке:
NC
После
запуска
NORTON COMMANDER
в верхней части
экрана появляются
два прямоугольных
окна, ограниченные
двойной рамкой
(далее эти окна
будут называться
панелями).
Ниже
этих панелей
располагается
обычное приглашение
DOS.
Еще ниже располагается
строка, напоминающая
значения
функциональных
клавиш
NORTON COMMANDER.
Для
выхода из
NORTON COMMANDER
надо нажать
клавишу
«F10».
В центре экрана
появится запрос
на подтверждение
того, что вы
хотите выйти
из
NORTON COMMANDER.
Чтобы
выйти, нажмите
ENTER
или
Y.
Чтобы отменить
выход, нажмите
ESC
или
N.
Для
получения
помощи по работе
с
NORTON COMMANDER
следует нажать
клавишу
«F1».
|