Основы
внутрифирменного
планирования
1.Понятие
и содержание
ВП
2.Этапы
разв-я сис-м ВП
в странах рыночной
экономики
3.Развитие
сис-мы внутризаводского
планирования
4.Методы
ВП
Планирование
– основополагающая
f
упр-я наряду
с такими f-ми
как орг-я, контроль,
координация
и мотивация.
Именно
на основе сис-мы
планов, разработанных
фирмой пр-ся
орг-я запланированных
работ, оценка
труда, задействованного
на их выполнение
персоналом
и его мотивация,
контроль хода
выполнения
работ и принятие
оперативных
решений по его
улучшению
(координация).
С
управленческой
т.зр. планир-е
предст-т собой
предвидение
будущих результатов
деятельности
фирмы и их ресурсное
обеспечение.
С этой т.зр. планир-е
позволяет
получить ответы
на следующ.
вопросы:
Что
хочет представлять
из себя фирма
в ближайшей
перспективе
Где
фирма находится
в наст. вр.
Куда
фирма собирается
двигаться и
каковы цели
этого дв-я
Как
и при помощи
каких ресурсов
м.б. достигнуты
намеченные
цели
Ответы
на перечисленные
вопросы помогают
руководству
фирмы устранить
неопределенность
и изменчивость
среды функционирования
фирмы, сосредоточить
внимание на
главных задачах,
обеспечивающих
постоянное
повыш-е конкурентоспособности
ф-ы и облегчить
контроль за
выполнением
принятых решений.
С
экон. т.зр. планир-е
– мех-зм, который
призван устранить
стихийно действующие
законы рынка
и создать усл-я
для стабильной
и успешной
работы фирмы.
Этот
мех-зм включает
в себя 3 составные
части:
Установление
целей
Определ-е
осн-х стратегических
направлений,
действий по
достижению
целей
Создание
гибко, вписывающейся
в общую структуру
деятельности
ф-мы сис-мы план-я,
обеспечивающей
достижение
поставленных
целей.
Осн.
Стратегий
напр-я деят-ти
ф-мы разрабат-ся
по функциональным
сферам деят-ти
ф-мы, к которым
относятся:
Научно-исслед-ие
и опытно-констр-ие
работы (НИОКР)
Маркетинг
Пр-во
Управление
Разработка
этих направлений
деят-ти ф-мы
чаще всего
пр-ся путем
анализа сильных
и слабых сторон
деят-ти ф-мы в
соотв-щей сфере,
а также возможностей
и рисков (угроз),
вытекающих
из окружающей
ф-му среды.
SWOT
анализ (сила,
слабость,
возможность,
угрозы)
Чтобы
планирование
выполняло
возложенные
на него задачи
по обеспечению
достижения
поставленных
целей оно д.
Сроиться на
след. Принципах:
Принцип
единства предприятия
как системы
Принцип
участия ( в
разработке
и реализации
плана уч-ло как
можно больше
работников)
Принцип
непрерывности
(планы непрерывные)
Принцип
гибкости
Принцип
точности
Первые
формализованные
сис-мы ВП создавались
на многолетнем
опыте фирм в
орг-и простейших
форм бюджетно-фин-го
планир-я и
бюджетно-фин-го
контроля.
Планир-е
и контроль
явл-ся гл-ми
инструментами
упр-я рес-ми
фирмы в основных
функциональных
сферах ее деят-ти.
Бюджет
– это колич-ная
и финансовая
ведомость, свод
доходов и расходов
фирмы, подготовленный
и принятый на
опред. Период,
содержащий
сведения о
целях и политике
фирмы. Различают
сводный или
общий бюджет
фирмы и функциональный
бюджет.
Бюджетный
контроль –
постоянное
сравнение
фактических
данных с данными
бюджетов для
гарантирования
достижения
целей ф-мы.
Недостатком
бюджетно-фин-го
планир-я и контроля
является его
искл-но внутренняя
направленность
и краткосрочный
хар-р осн. целей
и показателей.
На
смену бюджетно-фин-му
планир-ю и контролю
в сер. 20 века на
предприятиях
США пришла
система
долгосрочного
экстраполятивного
планирования.
(перенос
прошлых тенденций
на будущее)
Исходным
пунктом этой
системы явл-сь
составление
прогноза объема
продаж –мы на
несколько лет
вперед.→ Все
функциональные
планы (по кадрам,
маркетингу,
мастер.-тех.
обеспечению)
составлялись
на основе контрольных
цифр, заданных
объемм продаж.
После
этого все
функциональные
планы агригировались
в единый фин.план
ф-мы, который
содержал те
же показатели,
что и традиционный
план-бюджет
только на большой
период времени.
Прогнозы
объемов продаж
фирмы представляли
собой экстраполяцию
размеров продаж
за предидущие
3-5 лет.
В
условиях устойчиво
растущей эк-ки
эти проектировки
были, как пр-ло,
достаточно
оптимистичными
и надежными.
Однако
по мере формирования
рынка покупателя
и нарастания
международной
конкур-ции эти
прогнозы все
чаще стали
расходиться
с реальными
показателями.
Долгосрочное
экстраполятивное
планирование
могло появиться
и прочно войти
в практику
внутрифирменного
упр-я лишь в
условиях стабильной
экономики. В
изменившихся
условиях ему
на смену пришла
другая система
разработки
и реализации
планов ф-мы,
получившая
название
стратегического
планирования
(США, 60-е годы). В
ее основе поставлен
анализ как
внутренних
возможностей
так и внешних
конкурентных
сили поиск
путей наилучшего
исп-я внутр-х
возм-тей с учетом
внешних ограничений
для достижения
целей ф-мы.
Стратегия
– совокупность
гл. целей ф-мы
и основных
способов их
достижения
стратегия
– это такое
соответствие
ресурсов и
опыта ф-мы с
одной сторны
с возможностями
и рисками исходящими
из окр. среды
с другой стороны,
при котором
ф-ма надеется
достичь осн.
целей своей
деят-ти.
(стратегия
– направление
разв-я).
Процесс
стратегического
планирования
обычно проходит
следующие
этапы:
Определение
или уточнение
миссии (предназначение)
ф-мы.
Миссия
д. Ответить на
?: во имя удовлетворения
чьих и каких
потребностей
существует
фирма.
Анализ
исходной ситуации
Включает
в себя:
анализ
фактора успеха
прошлой деят-ти
анализ
внеш. окружения
ф-мы
анализ
сильных и слабых
сторон самой
ф-мы
анализ
интересовсвязанных
групп (потребители-клиенты,
конкуренты,
работники,
акционеры(собственники)).
Разработка
коммерч. Идей,
т.е. определение
токо, как ф-ма
м. зарабатывать
деньги.
Определ-е
осн. целей деят-ти
выработка
стратегии,
кот-я формир-тся
на основе рез-в
анализа и определяет
способ развития
предприятия.
Разработка
деловой политики
ф-мы, кот-я раскрываетгл.
Стратегию и
явл-ся осн-ой
для принятия
реш-ий в определ-х
функциональных
сферах деят-ти
(сбыт, пр-во).
Разработка
мероприятий
по достиж-ю
целей.
Определ-е
осн. параметров
(рамок) годового
плана.
Совещания
по идеям улучшения
предложенного
варианта рамочного
плана.
Определ-е
осн. показателей
уточненного
годового плана
ф-мы и ее бюджета.
Утверждение
рабочих планов
и бюджетов
подразделений
фирмы.
С
началом НТР
(технологической)
– сер.70-х гг. 20 в.
вновь резко
изменились
усл-я деят-ти
для большинства
предпр-ий.
Старые
подходы к упр-ю
перестали
срабатывать.
В
этих усл-ях
предпр-я стали
переходить
к сис-ме стратегич-го
упр-я.
В
этой сис-ме
изменена сама
парадигма
(сис-ма господ-х
взглядов на
какое-то явление):
Планы
теперь разрабатываются
не по принципу
от прошлого
ч/з настоящее
к будущему, а
от бущ-го к наст-му.
И.Ансофф:
стратегич упр-е
предст-т собой
стратегич.
планир-е + контроллинг
(сис-ма упр-я
полностью).
Развитие
теории и практики
планир-я в
социалистич.
Экон-ке связано
с разработкой
и реализацией
плана ГОЭЛРО
(гос. электриф.
России) одобрен
в дек. 1920 г.
С
1925 года гос. план
СССР перешел
к системеразработки
и доведения
до предп-ий
контрольных
цифр. Эти цифры
носили обязательный
характер и
предусматривали
задание по
росту V
производства,
V
капит. вложений,
пр-ти труда,
средней з/платы,
по себест-ти
прод-и и размеру
оборотных
средств.
На
основе этих
контрольных
цифр предприятия
разрабатывали
ПРОМФИНПЛАНЫ
(промышл.-фин-е
планы). Осн.
недостатком
кот-х было то,
что в них не
указывалось
за счет чего,
каким образом
можно достигнуть
установленных
показателей.
В
1931 году на ряде
предпр-ий ПРОМФИНПЛАН
был дополнен
планом технического
развития предпр-я,
V
пр-ва был сбалансирован
с произв-ной
мощностью
предпр-я, его
матер.-технич.
обеспеч-ем, с
подготовкой
и повышением
квалиф-ции
работников.
Такая
форма планирования
получила название
ТЕХПРОМФИНПЛАН.
Однако
до эк. Реформы
1965 года формы
и пок-ли ТЕХПРОМФИНПЛАНОВ
были различными
на предприятиях
даже одной
отрасли пром-ти.
В
1967 году в связи
с необх-тью
единого методического
подхода к плану
предприятия
была утв-на
1-ая типовая
метод-ка разработки
ТЕХПРОМФИНПЛАНОВ
предпр-я. Кэтому
времени сложилась
и общая сис-ма
внутризаводского
планир-я, кот-я
сост-ла из 2-х
подсистем:
Технико-экон-кое
планир-е
Включало
в себя перспективные
(пятилетние)
планы и текущие
(ТЕХПРОМФИН)
планы.
Оперативно-производст-ное
планир-е
Включало
в себя разработку
оперативных
календарных
планов и контроль
за их выполнением
(диспетчированием).
По
своей структуре
5-ние и годовые
планы предпр-ий
были одинаковы
и состояли из
следующих
разделов:
Пр-во
и реал-ция продукции
Технич.
Разв-е и орг-ция
пр-ва
Пок-ли
повыщ-я эконом.
эф-ти пр-ва
Нормы
и нормативы
Капитальн.
влож-я и капит.
строит-во
Матер.-технич.
Обеспечение
Труд
и кадры
Себестоимость,
прибыль и
рентабельность
пр-ва
Фонды
экономического
стимулирования
Фин.
План
Соц.
разв-е коллектива
Охрана
природы и рац-ное
исп-е природн.
рес-сов
Метод
планир-я – это
способ выполнения
опред-ной послед-ти
операций, приемов,
процедур
аналитического,
логического
и вычислительного
хар-ра, завершающийся
разработкой
варианта плана.
В
практике ВП
широкое распространение
получили след-е
методы планир-я:
Расчетно-аналит-ий
Балансовый
Экономико-математич-ий
Расчеты
плановых показ-лей
осущ-тся в табл.
форме. Сис-ма
показателей,
разделов и форм
плана задается
в методич.
рекоменд-ях
по разраб-ке
плана. Составлению
плана предшествует
анализ деят-ти
предпр-я за
предидущий
период, что и
нашло отражение
в назв-ии метода.
Недостаток-рутинность.
Явл-тся
вспомогат-ым.
Он усиливает
возможности
расчетно-аналитич.
Метода путем
обеспечения
взаимной увязки
или согласованности
отд-х экон-х
показателей.
Сбалансированность
плана достигается
путем расчета
и анализа балансов
производственных
мощностей,
материальных,
трудовых и
фин-х ресурсов.
Это
широкий класс
кол-ных, формально-логич-х
методов, основанных
на линейном
программировании,
матричном
исчислении,
многофакторном
анализе.
В
совр. усл., когда
возросли требования
треб-я гибкости,
точности,
многовариантности
и оперативности
планов, появилась
возм-ть объединения
положительных
черт всех
перечисленных
м-дов и перехода
к активным
методам планир-я
(АМП).
В
структуре АМП
основу сост-т
программир-ый
расчетно-аналитич
мет-д (создается
программа).
Второй
частью АМП
явл-тся инциативное
планир-е, реализующее
принцип участия
(чтобы привлечь
раб-ков к учатсию).
Третьей
частью АМП
явл-ся напряженное
планирование.
Напряженным
считается план,
обладающий
повышенными
кол-ми и качеств-ми
хар-ми. При этом
достижение
этих хар-к д.
достигаться
не любой ценой,
а как минимум
на нормативном
ресурсосберегающем
уровне.
Оценка
напряженности
плана пр-ся по
системе показателей,
кот-я включает
в себя, как правило,
след-е показатели,
хар-щие эф-ть
исп-я отд-х видов
применяемых
рес-сов:
Фондоотдача
или коэф-нт
исп-я среднегодовой
производственной
мощности:
,
где
T
– V
тов. или валовая
реализ-я прод-ции
(руб.)
Ф
– среднегод.
ст-ть осн. произ-ных
фондов предпр-я
Производ-ть
труда хар-ет
эф-ть исп-я живого
труда
,
где
ЗТ
– труд-е затраты
Удельная
материалоемкость
продукции
затраты рес-сов
на единицу
прод-ции (или
рубль)
,
где
Q
– все кол-во
матер. рес-сов
израсх-ных на
произ-во …………
N
– кол-во ……………ед-ц
этой продукции
Себестоимость
Оценка
ур-ня напряженности
плана по соотв-му
показателю
опр-тся путем
деления предусмотренной
на плановый
период величины
этого показателя
на его нормативное
значение.
- планируемое
значение пок-ля
- нормативное
знач-е пок-ля
В
качестве нормативных
чаще всего
исп-тся знач-я
пок-лей, достигнутых
лучшими родственными
предприятиями
внутри стороны
или за рубежом.
Нормативная
база ВП
Понятие
и виды технико-экономич.
норм и нормативов.
Нормирование
затрат материальн-х
рес-в.
Нормир-е
ратрат живого
труда.
Разраб-ка
перспект-х и
текущих планов
предприятий
пр-ся
Планирование
труда и кадров
на предприятий
пр-ся на основе
технически
и эк-ки обосн-х
прогрессивных
норм и нормативов.
Нормы
и нормативы
явл-ся ср-вом
действенного
контроля за
правильным
исп-ем всех
видов применяемых
рес-совв целях
повш-я эффект-ти
пр-ва.
Точность
планир-я во
многом зависит
от наличия у
предпр-я полной
и достоверной
нормативной
базы.
Трудность
создания такой
базы объясняется
не только значит.
Трудоемкостью
первонач. разраб-ки
норм, но и тем
обс-вом, что
разраб-е нормы
и нормативы
нужно постоянно
уточнять вслед
за измен-м техники,
технологии
и орг-ции пр-ва.
При
этом под
технико-экономической
нормой понимается
установленная
максимально
допустимая
абс. вел-на затрат
материалов,
топлива, энергии,
сырья, живого
труда на ед-цу
продукции
(работ, услуг),
установл-го
кол-ва, планир-х
организац.-технич.
усл-ий пр-ва, с
учетом исп-я
последних
достижений
науки, техники
и передового
опыта.
Технико-экономический
норматив – это,
как правило,
относит. пок-ль,
хар-ий вел-ну
поэлементных
составляющих
норм, либо
определяющих
степень исп-я
к-л рес-са, или
его уд. расход
на ед. изм-я
продукции
(работ, услуг),
установленного
кач-ва в планир-мых
усл-ях пр-ва.
В
практике ВП
разраб-ся след.
виды норм и
нормативов:
Нормы
и нормативы
затрат предметов
труда (норма
расхода сырья,
мат-лов)
Нормы
и нормативы
затрат живого
труда (трудоемкость
едцы продукции)
Нормы
и нормативыисп-я
средст труда
(коэф-нт сменности
работ и оборуд-я,
нормы съема
прод-ии)
Нормы
и нормативы
орг-ии пр-ва
(норм-вы длит-ти
произв-х циклов,
нормы незаверш.
пр-ва, нормы
пр-х запасов
и т.д.)
В
пр-ке планир-я
деят-ти предприятий
разраб-ся разл.
Виды норм расхода
матер. ре-сов:
индивид-е
средневзвешенные
(групповые)
нормы
расходов на
изд-я – представитель
За
основу разработки
пок-лей плана
д. приниматься,
как правило,
индивид-е нормы
расхода. Однако
для предпр-ий
с много номенклатурным
пр-ом и большим
кол-вом типов
размеров однородных
изд-ий допускается
разраб-ка и
исп-е норм расхода
на изделие-пердставитель
или группу
однородных
изделий.
Выбор
изд-я-предст-ля
пр-ся с соблюд-ем
след. осн. треб-ий:
Изд-е
д.б. по конструктивно-технологическому
принципу однородным
с представляемыми
изд-ми и иметь
наиб. выпуск
по прогр-ме.
Номенклатура
осн. мат-лов
идущих на пр-во
этого изд-я д.
совпадать с
номенклатурой
мат-лов идущих
на изгот-е
представляемых
изд-ий.
Средневзвешенные
(групповые)
разраб-ся в
след. порядке:
В
начале опр-ся
потребность
в соотв-щих
видов мат-лов
на данную гр.
однородных
изд-ий исходя
из норм расхода
базисного года
и намечаемых
в плане объемов
пр-ва по структурным
подгруппам
этой продукции.
Затем из полученной
вел-ны потреб-тей
вычитается
планир-ая вел-на
экономии матер.
ср-тв за счет
осущ-я орг-но-технич-х
мероприятий
и путем деления
скорректированной
вел-ны потребности
на объем пр-ва
однородной
прод-ии в натур-м
выражении
расч-тся средневзвеш-я
норма расхода
данного мат-ла
на плановый
период.
Для
правильного
установления
нормы расхода
матер. ср-тв
необходимо
знать ее стр-ру.
Основу нормы
сост-ет полезный
расход мат-ла
на единицу
продукции или
работы. Он равен
массе готового
изделия или
детали по чертежу
и в практике
планирования
называется
чистым весом
или чистовым
расходом материала.
Второй
элемент нормы
включает в себя
дополнительные
затраты материалов
на отходы и
потери, обусловленные
технолог. процессом
(понятие отходы
и потерь см.
гл. 25 налог. кодекса).
Третий
элемент нормы
– это отходы
и потери, несвязанные
с технологией,
но имеющие
место в пр-м
процессе.
Где
- отходы и потери,
|