Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  54  55  56   ..

 

 

Внутрифирменое планирование

Внутрифирменое планирование

Основы внутрифирменного планирования

1.Понятие и содержание ВП

2.Этапы разв-я сис-м ВП в странах рыночной экономики

3.Развитие сис-мы внутризаводского планирования

4.Методы ВП

Планирование – основополагающая f упр-я наряду с такими f-ми как орг-я, контроль, координация и мотивация.

Именно на основе сис-мы планов, разработанных фирмой пр-ся орг-я запланированных работ, оценка труда, задействованного на их выполнение персоналом и его мотивация, контроль хода выполнения работ и принятие оперативных решений по его улучшению (координация).

С управленческой т.зр. планир-е предст-т собой предвидение будущих результатов деятельности фирмы и их ресурсное обеспечение. С этой т.зр. планир-е позволяет получить ответы на следующ. вопросы:

Что хочет представлять из себя фирма в ближайшей перспективе

Где фирма находится в наст. вр.

Куда фирма собирается двигаться и каковы цели этого дв-я

Как и при помощи каких ресурсов м.б. достигнуты намеченные цели

Ответы на перечисленные вопросы помогают руководству фирмы устранить неопределенность и изменчивость среды функционирования фирмы, сосредоточить внимание на главных задачах, обеспечивающих постоянное повыш-е конкурентоспособности ф-ы и облегчить контроль за выполнением принятых решений.

С экон. т.зр. планир-е – мех-зм, который призван устранить стихийно действующие законы рынка и создать усл-я для стабильной и успешной работы фирмы.

Этот мех-зм включает в себя 3 составные части:

Установление целей

Определ-е осн-х стратегических направлений, действий по достижению целей

Создание гибко, вписывающейся в общую структуру деятельности ф-мы сис-мы план-я, обеспечивающей достижение поставленных целей.

Осн. Стратегий напр-я деят-ти ф-мы разрабат-ся по функциональным сферам деят-ти ф-мы, к которым относятся:

Научно-исслед-ие и опытно-констр-ие работы (НИОКР)

Маркетинг

Пр-во

Управление

Разработка этих направлений деят-ти ф-мы чаще всего пр-ся путем анализа сильных и слабых сторон деят-ти ф-мы в соотв-щей сфере, а также возможностей и рисков (угроз), вытекающих из окружающей ф-му среды.

SWOT анализ (сила, слабость, возможность, угрозы)

Чтобы планирование выполняло возложенные на него задачи по обеспечению достижения поставленных целей оно д. Сроиться на след. Принципах:

Принцип единства предприятия как системы

Принцип участия ( в разработке и реализации плана уч-ло как можно больше работников)

Принцип непрерывности (планы непрерывные)

Принцип гибкости

Принцип точности


Первые формализованные сис-мы ВП создавались на многолетнем опыте фирм в орг-и простейших форм бюджетно-фин-го планир-я и бюджетно-фин-го контроля.

Планир-е и контроль явл-ся гл-ми инструментами упр-я рес-ми фирмы в основных функциональных сферах ее деят-ти.

Бюджет – это колич-ная и финансовая ведомость, свод доходов и расходов фирмы, подготовленный и принятый на опред. Период, содержащий сведения о целях и политике фирмы. Различают сводный или общий бюджет фирмы и функциональный бюджет.

Бюджетный контроль – постоянное сравнение фактических данных с данными бюджетов для гарантирования достижения целей ф-мы.

Недостатком бюджетно-фин-го планир-я и контроля является его искл-но внутренняя направленность и краткосрочный хар-р осн. целей и показателей.

На смену бюджетно-фин-му планир-ю и контролю в сер. 20 века на предприятиях США пришла система долгосрочного экстраполятивного планирования.

(перенос прошлых тенденций на будущее)

Исходным пунктом этой системы явл-сь составление прогноза объема продаж –мы на несколько лет вперед.→ Все функциональные планы (по кадрам, маркетингу, мастер.-тех. обеспечению) составлялись на основе контрольных цифр, заданных объемм продаж.

После этого все функциональные планы агригировались в единый фин.план ф-мы, который содержал те же показатели, что и традиционный план-бюджет только на большой период времени.

Прогнозы объемов продаж фирмы представляли собой экстраполяцию размеров продаж за предидущие 3-5 лет.

В условиях устойчиво растущей эк-ки эти проектировки были, как пр-ло, достаточно оптимистичными и надежными.


Однако по мере формирования рынка покупателя и нарастания международной конкур-ции эти прогнозы все чаще стали расходиться с реальными показателями.

Долгосрочное экстраполятивное планирование могло появиться и прочно войти в практику внутрифирменного упр-я лишь в условиях стабильной экономики. В изменившихся условиях ему на смену пришла другая система разработки и реализации планов ф-мы, получившая название стратегического планирования (США, 60-е годы). В ее основе поставлен анализ как внутренних возможностей так и внешних конкурентных сили поиск путей наилучшего исп-я внутр-х возм-тей с учетом внешних ограничений для достижения целей ф-мы.

Стратегия – совокупность гл. целей ф-мы и основных способов их достижения

стратегия – это такое соответствие ресурсов и опыта ф-мы с одной сторны с возможностями и рисками исходящими из окр. среды с другой стороны, при котором ф-ма надеется достичь осн. целей своей деят-ти.

(стратегия – направление разв-я).


Процесс стратегического планирования обычно проходит следующие этапы:

Определение или уточнение миссии (предназначение) ф-мы.

Миссия д. Ответить на ?: во имя удовлетворения чьих и каких потребностей существует фирма.


Анализ исходной ситуации

Включает в себя:

анализ фактора успеха прошлой деят-ти

анализ внеш. окружения ф-мы

анализ сильных и слабых сторон самой ф-мы

анализ интересовсвязанных групп (потребители-клиенты, конкуренты, работники, акционеры(собственники)).


Разработка коммерч. Идей, т.е. определение токо, как ф-ма м. зарабатывать деньги.


Определ-е осн. целей деят-ти


выработка стратегии, кот-я формир-тся на основе рез-в анализа и определяет способ развития предприятия.


Разработка деловой политики ф-мы, кот-я раскрываетгл. Стратегию и явл-ся осн-ой для принятия реш-ий в определ-х функциональных сферах деят-ти (сбыт, пр-во).


Разработка мероприятий по достиж-ю целей.


Определ-е осн. параметров (рамок) годового плана.


Совещания по идеям улучшения предложенного варианта рамочного плана.


Определ-е осн. показателей уточненного годового плана ф-мы и ее бюджета.


Утверждение рабочих планов и бюджетов подразделений фирмы.


С началом НТР (технологической) – сер.70-х гг. 20 в. вновь резко изменились усл-я деят-ти для большинства предпр-ий.

Старые подходы к упр-ю перестали срабатывать.

В этих усл-ях предпр-я стали переходить к сис-ме стратегич-го упр-я.

В этой сис-ме изменена сама парадигма (сис-ма господ-х взглядов на какое-то явление):

Планы теперь разрабатываются не по принципу от прошлого ч/з настоящее к будущему, а от бущ-го к наст-му.

И.Ансофф: стратегич упр-е предст-т собой стратегич. планир-е + контроллинг (сис-ма упр-я полностью).


Развитие теории и практики планир-я в социалистич. Экон-ке связано с разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО (гос. электриф. России) одобрен в дек. 1920 г.

С 1925 года гос. план СССР перешел к системеразработки и доведения до предп-ий контрольных цифр. Эти цифры носили обязательный характер и предусматривали задание по росту V производства, V капит. вложений, пр-ти труда, средней з/платы, по себест-ти прод-и и размеру оборотных средств.

На основе этих контрольных цифр предприятия разрабатывали ПРОМФИНПЛАНЫ (промышл.-фин-е планы). Осн. недостатком кот-х было то, что в них не указывалось за счет чего, каким образом можно достигнуть установленных показателей.


В 1931 году на ряде предпр-ий ПРОМФИНПЛАН был дополнен планом технического развития предпр-я, V пр-ва был сбалансирован с произв-ной мощностью предпр-я, его матер.-технич. обеспеч-ем, с подготовкой и повышением квалиф-ции работников.

Такая форма планирования получила название ТЕХПРОМФИНПЛАН.

Однако до эк. Реформы 1965 года формы и пок-ли ТЕХПРОМФИНПЛАНОВ были различными на предприятиях даже одной отрасли пром-ти.

В 1967 году в связи с необх-тью единого методического подхода к плану предприятия была утв-на 1-ая типовая метод-ка разработки ТЕХПРОМФИНПЛАНОВ предпр-я. Кэтому времени сложилась и общая сис-ма внутризаводского планир-я, кот-я сост-ла из 2-х подсистем:

Технико-экон-кое планир-е

Включало в себя перспективные (пятилетние) планы и текущие (ТЕХПРОМФИН) планы.

Оперативно-производст-ное планир-е

Включало в себя разработку оперативных календарных планов и контроль за их выполнением (диспетчированием).

По своей структуре 5-ние и годовые планы предпр-ий были одинаковы и состояли из следующих разделов:

Пр-во и реал-ция продукции

Технич. Разв-е и орг-ция пр-ва

Пок-ли повыщ-я эконом. эф-ти пр-ва

Нормы и нормативы

Капитальн. влож-я и капит. строит-во

Матер.-технич. Обеспечение

Труд и кадры

Себестоимость, прибыль и рентабельность пр-ва

Фонды экономического стимулирования

Фин. План

Соц. разв-е коллектива

Охрана природы и рац-ное исп-е природн. рес-сов


Метод планир-я – это способ выполнения опред-ной послед-ти операций, приемов, процедур аналитического, логического и вычислительного хар-ра, завершающийся разработкой варианта плана.

В практике ВП широкое распространение получили след-е методы планир-я:

Расчетно-аналит-ий

Балансовый

Экономико-математич-ий


Расчеты плановых показ-лей осущ-тся в табл. форме. Сис-ма показателей, разделов и форм плана задается в методич. рекоменд-ях по разраб-ке плана. Составлению плана предшествует анализ деят-ти предпр-я за предидущий период, что и нашло отражение в назв-ии метода. Недостаток-рутинность.

Явл-тся вспомогат-ым. Он усиливает возможности расчетно-аналитич. Метода путем обеспечения взаимной увязки или согласованности отд-х экон-х показателей.

Сбалансированность плана достигается путем расчета и анализа балансов производственных мощностей, материальных, трудовых и фин-х ресурсов.

Это широкий класс кол-ных, формально-логич-х методов, основанных на линейном программировании, матричном исчислении, многофакторном анализе.

В совр. усл., когда возросли требования треб-я гибкости, точности, многовариантности и оперативности планов, появилась возм-ть объединения положительных черт всех перечисленных м-дов и перехода к активным методам планир-я (АМП).

В структуре АМП основу сост-т программир-ый расчетно-аналитич мет-д (создается программа).

Второй частью АМП явл-тся инциативное планир-е, реализующее принцип участия (чтобы привлечь раб-ков к учатсию).

Третьей частью АМП явл-ся напряженное планирование. Напряженным считается план, обладающий повышенными кол-ми и качеств-ми хар-ми. При этом достижение этих хар-к д. достигаться не любой ценой, а как минимум на нормативном ресурсосберегающем уровне.

Оценка напряженности плана пр-ся по системе показателей, кот-я включает в себя, как правило, след-е показатели, хар-щие эф-ть исп-я отд-х видов применяемых рес-сов:

Фондоотдача или коэф-нт исп-я среднегодовой производственной мощности:

, где

T – V тов. или валовая реализ-я прод-ции (руб.)

Ф – среднегод. ст-ть осн. произ-ных фондов предпр-я


Производ-ть труда хар-ет эф-ть исп-я живого труда


, где

ЗТ – труд-е затраты


Удельная материалоемкость продукции затраты рес-сов на единицу прод-ции (или рубль)

, где

Q – все кол-во матер. рес-сов израсх-ных на произ-во …………

N – кол-во ……………ед-ц этой продукции


Себестоимость

Оценка ур-ня напряженности плана по соотв-му показателю опр-тся путем деления предусмотренной на плановый период величины этого показателя на его нормативное значение.

- планируемое значение пок-ля

- нормативное знач-е пок-ля


В качестве нормативных чаще всего исп-тся знач-я пок-лей, достигнутых лучшими родственными предприятиями внутри стороны или за рубежом.


Нормативная база ВП

Понятие и виды технико-экономич. норм и нормативов.

Нормирование затрат материальн-х рес-в.

Нормир-е ратрат живого труда.


Разраб-ка перспект-х и текущих планов предприятий пр-ся

Планирование труда и кадров на предприятий пр-ся на основе технически и эк-ки обосн-х прогрессивных норм и нормативов.

Нормы и нормативы явл-ся ср-вом действенного контроля за правильным исп-ем всех видов применяемых рес-совв целях повш-я эффект-ти пр-ва.

Точность планир-я во многом зависит от наличия у предпр-я полной и достоверной нормативной базы.

Трудность создания такой базы объясняется не только значит. Трудоемкостью первонач. разраб-ки норм, но и тем обс-вом, что разраб-е нормы и нормативы нужно постоянно уточнять вслед за измен-м техники, технологии и орг-ции пр-ва.

При этом под технико-экономической нормой понимается установленная максимально допустимая абс. вел-на затрат материалов, топлива, энергии, сырья, живого труда на ед-цу продукции (работ, услуг), установл-го кол-ва, планир-х организац.-технич. усл-ий пр-ва, с учетом исп-я последних достижений науки, техники и передового опыта.

Технико-экономический норматив – это, как правило, относит. пок-ль, хар-ий вел-ну поэлементных составляющих норм, либо определяющих степень исп-я к-л рес-са, или его уд. расход на ед. изм-я продукции (работ, услуг), установленного кач-ва в планир-мых усл-ях пр-ва.

В практике ВП разраб-ся след. виды норм и нормативов:

Нормы и нормативы затрат предметов труда (норма расхода сырья, мат-лов)

Нормы и нормативы затрат живого труда (трудоемкость едцы продукции)

Нормы и нормативыисп-я средст труда (коэф-нт сменности работ и оборуд-я, нормы съема прод-ии)

Нормы и нормативы орг-ии пр-ва (норм-вы длит-ти произв-х циклов, нормы незаверш. пр-ва, нормы пр-х запасов и т.д.)


В пр-ке планир-я деят-ти предприятий разраб-ся разл. Виды норм расхода матер. ре-сов:

индивид-е

средневзвешенные (групповые)

нормы расходов на изд-я – представитель

За основу разработки пок-лей плана д. приниматься, как правило, индивид-е нормы расхода. Однако для предпр-ий с много номенклатурным пр-ом и большим кол-вом типов размеров однородных изд-ий допускается разраб-ка и исп-е норм расхода на изделие-пердставитель или группу однородных изделий.

Выбор изд-я-предст-ля пр-ся с соблюд-ем след. осн. треб-ий:

Изд-е д.б. по конструктивно-технологическому принципу однородным с представляемыми изд-ми и иметь наиб. выпуск по прогр-ме.

Номенклатура осн. мат-лов идущих на пр-во этого изд-я д. совпадать с номенклатурой мат-лов идущих на изгот-е представляемых изд-ий.

Средневзвешенные (групповые) разраб-ся в след. порядке:

В начале опр-ся потребность в соотв-щих видов мат-лов на данную гр. однородных изд-ий исходя из норм расхода базисного года и намечаемых в плане объемов пр-ва по структурным подгруппам этой продукции. Затем из полученной вел-ны потреб-тей вычитается планир-ая вел-на экономии матер. ср-тв за счет осущ-я орг-но-технич-х мероприятий и путем деления скорректированной вел-ны потребности на объем пр-ва однородной прод-ии в натур-м выражении расч-тся средневзвеш-я норма расхода данного мат-ла на плановый период.

Для правильного установления нормы расхода матер. ср-тв необходимо знать ее стр-ру. Основу нормы сост-ет полезный расход мат-ла на единицу продукции или работы. Он равен массе готового изделия или детали по чертежу и в практике планирования называется чистым весом или чистовым расходом материала.

Второй элемент нормы включает в себя дополнительные затраты материалов на отходы и потери, обусловленные технолог. процессом (понятие отходы и потерь см. гл. 25 налог. кодекса).

Третий элемент нормы – это отходы и потери, несвязанные с технологией, но имеющие место в пр-м процессе.

Где - отходы и потери,