Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - 1983 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - часть 7

 

 

водья, вшитые в трензельные кольца,
Носовая часть капсюля должна ле-
непрактичны, так как затрудняют
жать примерно на расстоянии четырех
уход за удилами.
пальцев над ноздрями. Нижний ре-
Назначение капсюля
— ограничи-
мешок капсюля проходит под нижней
вать раскрытие рта лошади и не да-
челюстью и затягивается так, чтобы
вать ей выталкивать трензель. Нанос-
лошадь могла отжевывать удила. Это
ная часть капсюля проходит пример-
возможно лишь тогда, когда между
но через середину носовых костей ло-
капсюлем и мордой лошади можно
шади. Внизу, под подбородком лоша-
просунуть два пальца. Слишком затя-
ди, проходит нижний ремешок
нутый капсюль обременяет ло-
капсюля, соединенный с наносным не-
шадь, мешает ей свободно ды-
большими металлическими кольцами.
шать.
От колец вверх под прямым углом
Слишком свободный капсюль дела-
по отношению к капсюлю идет щечный
ет применение его бессмысленным.
ремень, который не дает капсюлю
По окончании езды удила нужно
упасть. Этот ремень продевается
отстегнуть от кожаных частей ого-
сквозь налобный ремень уздечки, про-
ловья, обмыть в воде и вытереть досу-
ходит под суголовным ремнем и засте-
ха.
гивается с левой стороны.
Ржавчину лучше удалять сразу.
Удила
(трензель) должны быть
Меньше всего хлопот доставляют хро-
такой длины, чтобы при нормальном
мированные или никелированные трен-
положении трензельные кольца не да-
зеля. Кожаные части оголовья надо
вили на губы лошади.
очищать от пота и пены. Если грязь
Возможны незначительные измене-
слишком уж вросла в ремни, надо
ния в положении удил. Например,
отскрести ее с помощью деревянного
лошадям, которые склонны задирать
ножа. Очень острые предметы, напри-
голову кверху, можно накладывать
мер нож, могут повредить кожу.
трензель пониже. Напротив, можно
Слишком сильно загрязненные ремни
немного поднять трензель у тех лоша-
обмывают губкой, сушат на воздухе,
дей, которые склонны стоять за пово-
а затем смазывают. Каждые четыр-
дом. Впрочем, этот прием не будет
надцать дней оголовье следует пол-
иметь никакого успеха, если энергич-
ностью разбирать и приводить в поря-
но не воздействовать на лошадь высы-
док. Особенно тщательно прочищают-
лающими средствами управления и не
ся места, где кожа соприкасается с
побудить ее взять повод, который всад-
металлическими пряжками.
ник должен мягко держать в руках.
Новые кожаные части оголовья не
Если налобный ремень слишком
смазывают, а хранят в сухом, закры-
длинен, суголовный ремень может
том от пыли месте. При этом удила от-
сползти назад на гриву. Но гораздо
стегивают.
хуже, когда налобный ремень слишком
Все вышесказанное об уходе за
короток. Тогда он подтягивает вперед
оголовьем в полной мере относится
суголовный ремень, который натирает
ко всякому другому снаряжению, сде-
уши лошади, причиняет ей боль, и
ланному из кожи.
она реагирует на это взмахивая и
Мундштучное оголовье
(рис.
37).
тряся головой.
Оно применяется в соревнованиях по
Подбородный ремень застегивает-
дрессуре от легкого класса и выше,
ся так, чтобы он проходил примерно
когда от лошади требуется опреде-
по середине щеки. Пряжки щечного и
ленная степень сбора. При правильном
подбородного ремней находятся на
действии поводом и свободной, мяг-
равной высоте,
кой, гибкой посадке всадника в абсо-
106
удил, прилегает к углам рта, но не
поднимает их кверху. Трензеля в
мундштучном оголовье, разумеется,
тоже бывают различными, но всегда
лучше предпочесть более толстый.
Трензель вкладывается в рот лошади
над грызлом мундштука.
Грызло должно находиться на уров-
не мундштучной цепки и не касаться
резцов. Лошадям, которые перебрасы-
вают язык, мундштук нужно подго-
нять немного выше.
Согласно закону рычага, прило-
женная сила наиболее эффективна
тогда, когда она действует под пра-
вильным углом. Щечки мундштука
должны образовывать с линией рта
лошади угол в 30 или 40°. Если угол
больше, то мундштук «проваливается»,
если меньше, — он стоит торчком. В
обоих случаях мундштук воздействует
неправильно
— давит на нижнюю
челюсть или натирает губы (см. рис.
37 а, б, в).
Ширина мундштука должна соот-
ветствовать рту лошади. Чтобы уста-
новить длину грызла, можно вставить
в рот лошади палочку на уровне мунд-
штучной цепки и ногтями больших
пальцев отметить концы, выступаю-
щие изо рта.
лютном
равновесии
мундштук,
дейст-
Грызло имеет в середине изгиб —
вующий по принципу рычага и оказы-
дужку для языка. Она должна нахо-
вающий усиленное давление на ниж-
диться как раз над языком, а концы
нюю челюсть лошади, помогает
грызла упираются в нижнюю часть.
улучшить ее осанку и движения.
Правильно подобранный мундштук
Суголовный ремень мундштучного
должен соответствовать форме языка
оголовья должен находиться на таком
и ширине нижней челюсти. Лошадь
расстоянии за ушами, чтобы ветви
пытается избежать неприятного дав-
мундштука проходили примерно на
ления на язык, перебрасывая его че-
4 см ниже края скулы. Капсюль про-
рез удила. Тогда весь вес грызла ло-
ходит примерно на 2 см ниже скулы и
жится только на края челюсти, менее
легко прилегает к голове лошади.
чувствительные, чем язык. Однако они
Подбородный ремень занимает такое
более ранимы, поскольку в этом месте
же положение, как в трензельном
непосредственно под слизистой на-
оголовье. Особое внимание нужно
ходится кость. Грызла с высокой
уделять положению мундштука и трен-
дужкой скорее могут повредить ниж-
зеля. Трензель, который в данном слу-
нюю челюсть лошади, чем грызла с
чае несколько тоньше и легче обычных
маленьким изгибом.
Снаряжение для работы на корде
107
мерно на уровне сустава лопатки. Под
подпругу всегда подкладывается пот-
ник или вальтрап.
Если лошадь работает на корде
под седлом, гурту не следует натяги-
вать сильнее, чем седельную подпругу.
Но сползать вперед она тоже не дол-
жна. Она проходит в самой нижней
точке седла и упирается в переднюю
луку. С помощью гурты удобно посте-
пенно приучать молодую лошадь к
седлу.
Капцунг накладывается хорошо
подбитым капсюльным ремнем на
морду лошади настолько плотно, что-
бы под ним не оставалось никакого
пространства во избежание болезнен-
ных потертостей. На капцунге закре-
плены три кольца. Корда пристегива-
ется к среднему кольцу, причем шпе-
нек пряжки должен быть направлен
вверх.
Щечные ремни капцунга нужно на-
тягивать туго, чтобы они на наружной
стороне головы не сползли и не пов-
редили глаз лошади. Если у вас нет
готового капцунга или лошадь не
может привыкнуть к жесткой металли-
ческой дуге у себя на носу, можно
сделать замену его из жесткого недо-
уздка, нашив на носовой ремень еще
один крепкий кожаный ремень. На
(рис.
38).
При подготовке
всадника
и
нем закрепляются кольца для присте-
лошади работа на корде играет боль-
гивания корды (рис. 39).
шую роль. Предпосылкой успешной
Назначение капцунга состоит в
работы является целесообразное сна-
том, чтобы всякое воздействие челове-
ряжение.
ка, управляющего кордой, приходи-
Специальная подпруга для лонжи-
лось на не слишком чувствительную
рования — гурта — шириной 15—20
носовую кость, а чуткий и болезнен-
см должна иметь хорошую подбивку
ный рот не травмировался. Молодая
в том месте, где обычно лежит
лошадь будет искать контакта с пово-
седло. В самой высокой ее точке
дом, не страшась с первых дней сво-
находится кольцо, в которое продевают
ей спортивной жизни слишком резко-
поводья. По обе стороны от
го воздействия рук.
центрального кольца спускаются вниз
Развязки
(рис.
40) нужны для
4—5
колец,
расположенных
поддержания шеи и головы лошади в
симметрично,
для
пристегивания
определенном положении. Их приме-
развязок на заданном уровне. Самое
няют обычно тогда, когда всадник
нижнее кольцо находится при-
только учится ездить верхом и сидит
на лошади, двигающейся по кругу на
108
лю*. Другим своим концом развязки
крепятся к кольцам гурты либо про-
пускаются под седельной подпругой и
застегиваются на пряжки, нашитые на
развязках на расстоянии примерно
40 см от трензельных колец.
Развязки не должны мешать есте-
ственному поставу лошади, при при-
стегивании они должны иметь доста-
точную длину, причем одинаковую.
Это можно проконтролировать, встав
перед лошадью и потянув развязки
вперед. Если трензельные кольца на-
ходятся на равной высоте, все в по-
рядке.
Широко распространенный во
Франции шамбон (рис. 40, б) имеет то
преимущество, что не ограничивает
вытягивание шеи и носа. Поэтому он
наиболее приспособлен для лошадей,
которые ходят с напряженной муску-
латурой спины.
Корда, или лонжа, должна быть
длиной 7—10 м. Длинная корда пред-
почтительнее, поскольку позволяет ло-
шади делать более широкий круг. На
конце корды находится петля. Делают
корду обычно из пеньковой тесьмы,
поскольку она не скользит.
Манежный бич должен быть такой
длины, чтобы тренер мог достать ло-
шадь концом бечевы. В последнее вре-
мя широко используются бичи, древко
которых сделано из бамбука (длиной
3,5 м). Оно достаточно крепкое и от-
носительно легкое.
Вспомогательные поводья. Из до-
вольно большого числа изобретенных
в прошлом вспомогательных поводьев
корде,
а
также при обучении молодой
в настоящее время употребляются в
лошади. В этом случае они заменяют
зависимости от обстоятельств два ви-
ей руки всадника.
да: мартингал и скользящие поводья.
Развязки делают из ремней длиной
Следует, однако, подчеркнуть, что
1,2—1,5 м, снабженных на концах зас-
всадник, ведущий систематическую ра-
тежками «карабин» или гортами, ко-
боту со своей лошадью, постоянно
торыми они пристегиваются к трензе-
учитывающий ее способности и уро-
* В развязки желательно вшивать рези-
новые кольца для эластичности. — Прим.
спец. ред.
109
вывести лошадь из равновесия, сде-
лать ее еще более раздраженной и то-
ропливой.
Скользящие поводья надевают на
неправильно выезженных лошадей, ко-
торые плохо воспринимают средства
управления всадника.
Но скользящие поводья становятся
средством исправления лошади лишь
у того всадника, который правильно и
гибко сидит в седле, имеет мягкую ру-
ку и может энергично высылать ло-
шадь. Скользящие поводья помогают
преодолеть сопротивление и скован-
ность лошади в затылке и, подобно
мартингалу, ограничить движение шеи
лошади кверху.
вень подготовленности, придет к цели
Скользящие поводья — это два по-
и без этих вспомогательных средств.
вода длиной
2,75 м, верхние концы
которых скреплены вместе, как и
Мартингал (рис.
41) ограничивает
концы трензельных поводьев. Другие
подъем головы лошади и помогает
концы скользящих поводьев снабжены
лучше воздействовать на нее. Он од-
пряжкой, пришитой на гладкой сторо-
новременно замедляет воздействие ру-
не ремня. С ее помощью они застеги-
ки на рот лошади, смягчая болезнен-
ваются вокруг подпруги под грудью
ные рывки и толчки. Хотя мартингал
лошади. От подпруги поводья прохо-
ограничивает движения головы вверх,
дят вверх к трензельным кольцам и
с его помощью нельзя заставить ло-
изнутри вдеваются в них ниже трен-
шадь опустить голову. Всадник, поль-
зельного повода, а затем идут в руки
зуясь мартингалом, должен помнить
всадника со стороны мизинца.
об этом.
Скользящий повод может лишь
Надевая мартингал, нужно сначала
обозначить для лошади границу,
застегнуть ремень вокруг шеи лоша-
выше которой она не должна подни-
ди. Затем нижний конец мартингала
мать голову, но он не должен тянуть
протянуть под грудь лошади и продеть
ее голову вниз. Энергично высылая
в его петлю подпругу. Петля должна
лошадь активно работающим шенке-
лежать в самой нижней точке подпру-
лем, надо надвинуть лошадь на повод.
ги. Сквозь кольца мартингала пропус-
Если лошадь сдала в затылке, то воз-
кают поводья, на которые нужно на-
действие вспомогательного повода
девать кожаные гайки для ограниче-
уменьшается и постепенно совсем ис-
ния движений колец.
чезает. Вскоре один лишь вес сколь-
Длина мартингала должна быть та-
зящего повода, одно его присутствие
кой, чтобы набранные поводья состав-
заставляют лошадь сохранять требуе-
ляли одну прямую линию вместе с
мое положение головы.
рукой всадника, вплоть до локтя. По-
Применение скользящих поводьев
вод не должен оттягиваться вниз, и мар-
во время выступлений, на разминоч-
тингал не натянут, а слегка провиса-
ных полях или на любой другой пло-
ет. Слишком сильно натянутый мар-
щадке в месте проведения соревнова-
тингал может только окончательно
ний запрещено (применение их говорит
о неподготовленности лошади).
110
ПСИХОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ
кровообращения. Поэтому понятно
И ВЫРАБОТКА РЕФЛЕКСОВ У
требование никогда не кричать на ло-
ЛОШАДИ
шадь, а также избегать лишнего шу-
ма в конюшне и во время работы.
Лошадь на протяжении своего раз-
Глаза не имеют для лошади такого
вития как вида приобрела целый ряд
исключительного значения, как для
наследственных привычек, инстинктов,
человека. Очевидно, что на дальнее
которые определяют ее поведение и
расстояние лошадь видит плохо. Зато
поэтому должны учитываться при
она хорошо видит вблизи и в темноте.
обучении. Проявление этих инстинк-
Лошадь редко оступается или попада-
тов может несколько различаться у
ет ногами в ямки, если всадник дает
отдельных животных, но в основе они
ей возможность самой выбирать доро-
у всех лошадей одни и те же.
гу. Как показали эксперименты, лоша-
Наследственные стереотипы пове-
ди могут различать цвета. Правда, еще
дения лошадей и реакции их органов
не выяснено, до какой степени им это
чувств своеобразны.
удается. Доказательством того, что
цвет оказывает на них определенное
Органы чувств. Лучше всего у ло-
психическое воздействие, служит час-
шади развито чутье. Можно наблю-
то наблюдаемое нежелание многих ло-
дать, как в новой обстановке лошадь
шадей прыгать через стенки серого
все обнюхивает, словно ориентируется
цвета.
с помощью носа. Сильнейшее отвраще-
Расположение глаз на голове ло-
ние вызывает у нее запах крови и па-
шади делает очень широким угол об-
дали. Это рудиментарный инстинкт,
зора. Недостатки зрения обнаружива-
оставшийся со времен живших на сво-
ются, когда лошадь часто пугается
боде диких лошадей, поскольку для
предметов, лежащих на земле, косо
них такой запах означал приближение
прыгает и при галопировании держит
врагов. К сожалению, прекрасно раз-
голову набок.
витое чутье практически нельзя ис-
Почти каждый всадник имел воз-
пользовать в подготовке лошади для
можность убедиться в том, что лоша-
спорта. Но способность эта может
ди очень точно видят то, что находится
проявиться самым неприятным порой
или происходит перед ними, и могут
образом, когда лошадь начинает вра-
очень внимательно за этим наблюдать.
ждебно относиться к кузнецу или ве-
Однако опыты показали, что лошадь
теринару, запомнив их по запаху.
скорее воспринимает крупные предме-
Лошадь всегда сначала обнюхива-
ты, чем мелкие детали. Поэтому она
ет корм и воду. Плохо пахнущий корм
очень точно узнает халат ветеринара
она даже не тронет, хотя человек мо-
или фартук кузнеца — разумеется, в
жет вовсе не уловить никакого запаха.
этом участвуют и другие органы
Гораздо лучше, чем у человека, у
чувств, — но гораздо слабее воспримет
лошади развит слух. Она улавливает
черты их лица.
очень тихие шумы и пытается воспри-
Слух и зрение, а также воспомина-
нять их более отчетливо, поворачивая
ние об ощущениях, полученных с их
в соответствующую сторону уши.
помощью, играют большую роль при
Каждый может убедиться, придя в ко-
воспитании лошади.
нюшню, на какой тихий голос реаги-
Чувствительность кожи
(тактиль-
рует лошадь. Как было установлено с
ная чувствительность) развита очень
помощью телеметрических приборов,
хорошо, как у всех животных, веду-
внезапные громкие, непривычные зву-
щих ночной образ жизни. Этим факто-
ки могут вызвать у лошади нарушение
ром пользуется всадник, применяя
111
средства управления, которые без та-
служит для приобретения индивидуаль-
кой чувствительности нельзя было бы
ного опыта
(условных рефлексов) и
постепенно делать все более тонкими.
должна учитываться при обучении.
Стереотипы поведения у лошади
Необходимо давать животному воз-
врожденные, но с помощью воспита-
можность ознакомиться с новой обста-
ния их можно модифицировать. Эти
новкой или предметами.
перемены будут касаться, однако,
Лошадь — стадное животное. Она
лишь данной конкретной лошади и не
признает человека, особенно своего
передаются по наследству.
постоянного конюха и всадника, как
Поскольку, живя на воле, лошади
некую замену своих соплеменников. На
плохо могли защищаться от врагов, они
этой основе рождается доверие у лоша-
от них убегали. Выработанная в тече-
ди к всаднику, что является необходи-
ние тысячелетий реакция на грозящую
мым условием успеха в работе.
опасность сделала лошадь весьма пуг-
Человек должен поставить себя так,
ливой. Это надо учитывать при работе
чтобы лошадь признала его в ка-
с ней, особенно при знакомстве с чем-то
честве старшего, главного. Отсюда вы-
новым, могущим показаться лошади
текает требование вести себя спокойно,
опасным, например уличным шумом,
обдуманно, в случае необходимости
быстрым движением, хлопающими фла-
энергично и никогда не заигрывать с
гами, громкой музыкой.
лошадью.
Если лошадь не видит возможности
У лошади превосходно развивается
спастись бегством, она отбивается зад-
чувство времени. Каждый всадник зна-
ними ногами. В естественных условиях
ет это по отношению лошади к време-
кобылы, защищая жеребят, становятся
ни кормления. В определенные отрез-
в круг головами внутрь, а жеребец-во-
ки времени лошадь в зависимости от
жак бегает вокруг этого кольца. Кобы-
своего индивидуального опыта имеет
лы в случае опасности защищаются от
разный психический настрой. Поэтому
врага, как правило, пуская в ход зад-
нужно строго выдерживать время
ние ноги, а жеребцы чаще пользуются
кормления и тренировок, особенно
передними копытами и зубами.
когда от лошади требуется наивысшее
Конюшня заменяет лошади табун,
напряжение.
давая ей необходимое ощущение безо-
Особенно хорошо у лошади развито
пасности. Поэтому, например, в случае
умение ориентироваться. Она превос-
пожара лошадь бежит обратно в горя-
ходно запоминает местность, дороги,
щую конюшню, и лишь с большим тру-
направления. Это связано с ее преж-
дом удается вывести ее оттуда.
ней кочевой жизнью в степи.
При плохой погоде лошади повора-
Пороки поведения лошади, особен-
чиваются к ветру своей наименее
но те, которые она приобретает в ко-
чувствительной задней частью.
нюшне, не являются врожденными,
В условиях жизни на воле навоз яв-
хотя, возможно, склонность к ним зало-
ляется для лошади своего рода опозна-
жена в различной степени наследствен-
вательным знаком и ориентиром для
ностью. При неправильном обращении
соплеменников. Она никогда не будет
человека с лошадью эти склонности
стоять над оставленной ею кучкой.
могут развиться в пороки. Разумное
Поэтому если навоз долго не убирать
же отношение помогает дурные за-
из денника, он может стать причиной
датки погасить. И на эту воспитатель-
беспокойства и нервозности лошади.
ную работу тренер должен направлять
Потребность в ориентировке, кото-
значительную часть своих усилий. Не
рая кажется людям любопытством,
нужно путать такие пороки с проявле-
очень сильно выражена у лошади. Она
ниями сопротивления, вызванными
112
плохим физическим самочувствием,
неприятные для лошади упражнения с
переутомлением либо неправильной
такой работой, которую лошадь «одоб-
работой и недостатком движения.
ряет».
Наблюдение за поведением лошади
Прижатые уши всегда означают
дает возможность сделать заключение
готовность лошади защищаться, наме-
о ее психическом настрое. Предметом
рение кусать или бить ногами. К такой
таких наблюдений являются глаза,
лошади нужно приближаться очень
уши, хвост, голос, фырканье, потоотде-
осторожно.
ление и походка.
Спокойно раскачивающийся в такт
По выражению глаз можно соста-
движениям лошади хвост
— безоши-
вить представление о темпераменте и
бочный признак непринужденности хо-
характере лошади. Спокойно, ясно и
да и хорошего самочувствия. Физичес-
добродушно смотрящие глаза — приз-
кое или психическое напряжение выра-
нак хорошего характера. Такие лошади
жается прижатым либо сильно отстав-
могут обладать темпераментом, но они
ленным хвостом. Застоявшаяся лошадь,
незлобны. Злобными чаще бывают ло-
перед тем как начать
«козлить»,
шади с маленькими злыми глазками.
отставляет хвост. Возбуждение может
Если вокруг радужной оболочки гла-
выражаться и в том, что лошадь даже
за выступает значительная полоса бел-
несколько поднимает хвост кверху.
ка, это указывает на то, что лошадь
Лошади, которые при движении кру-
очень энергична и порой неудобна в
тят хвостом («хвостят»), боятся щекот-
работе.
ки,— разумеется, если причиной не
Беспокойный, замученно смотрящий
является неквалифицированное упот-
глаз — признак пугливости. С такой
ребление всадником шпор. Если ло-
лошадью нужно особенно бережно об-
шадь начинает
«хвостить» во время
ращаться, стараясь укрепить ее дове-
долгого галопа, это означает, что она
рие к человеку, потому что в боль-
устала.
шинстве случаев пугливость — резуль-
Голос у лошади служит не только
тат плохого обращения. Иногда
для того, чтобы жеребец и кобыла ли-
пугливое выражение глаз может быть
бо кобыла и ее жеребенок находили
результатом какой-то внутренней боли,
друг друга. Ржанием приветствуют
особенно если оно не исчезает при хо-
других лошадей. Остающиеся в конюш-
рошем обращении.
не всегда ржут вслед своим сотовари-
Положение ушей — важный признак
щам, которых ведут на работу. Низким
настроения
лошади.
Повернутые
одобрительным ржанием лошадь встре-
вперед уши означают ровный настрой.
чает приятные ей вещи, например, воду
Уши, повернутые назад, указывают на
или корм. Если у нее сильные боли, она
напряженное внимание к находящему-
может стонать и даже кричать.
ся сзади источнику шума, например
Длинное отфыркивание означает,
всаднику или тренеру. Заложенные
что лошадь освободилась от напряже-
назад уши — признак неудовольствия.
ния, расслабилась и может спокойно
Животные, которые с самого раннего
приступить к дальнейшей работе. Час-
возраста привыкли к хорошему обра-
тое фырканье в сочетании с всхрапы-
щению, здоровы и ежедневно получают
ванием при втягивании воздуха указы-
достаточное количество движения, та-
вает на возбуждение при приближении
кого неудовольствия не выказывают.
какого-то пугающего предмета.
По положению ушей можно опреде-
Пот, выступивший на лошади при
лить, как лошадь реагирует на предъяв-
отсутствии большого физического на-
ляемые ей требования. Всадник и тре-
пряжения, — признак особого возбуж-
нер должны стремиться сочетать
дения. В таких случаях потоотделение
113
сочетается с сильным сердцебиением,
Все воспитательные меры, строя-
ощущаемым всадником, и дрожью во
щиеся на рефлекторной основе, долж-
всем теле животного.
ны, разумеется, тщательно продумы-
Напряженный ход также является
ваться. Не без оснований все авторы,
признаком нервного возбуждения ло-
пишущие на иппологические темы, тре-
шади. Но он может быть обусловлен и
буют, исходя из наблюдений за пове-
недостатком движения.
дением лошади, никогда не наказы-
вать ее, находясь в гневе или ярости.
Как «думает» лошадь? На этот воп-
Зная законы нервной деятельности ло-
рос невозможно ответить, если исхо-
шади, можно найти правильные пути
дить лишь из законов человеческого
к достижению поставленной цели.
мышления. Однако известно, что и че-
ловеческое мышление, и поведение
Воспитание и обучение. Чаще
животного
— результат деятельности
всего в спортивную конюшню попадают
нервной системы. Кора головного моз-
лошади, которые уже прошли основы
га является тем центром, который ру-
воспитания и обучения у своего преж-
ководит всей системой приспособления
него владельца. Каким было это вос-
живого существа к окружающим усло-
питание, мы можем узнать с полной
виям. Знаниями о том, как протекают
достоверностью только в редких слу-
процессы нервной деятельности, дол-
чаях. Вот почему лучше всего со всей
жен обладать — хотя бы в общих чертах
возможной осторожностью самостоя-
— каждый человек, работающий с
тельно проверить уровень полученной
животными. Эти знания нужны всадни-
подготовки. Главная заповедь при
ку и тренеру, которые хотят достичь
этом — ни в коем случае не перегру-
успеха в своей работе. Можно даже
жать нервную систему молодой лоша-
прямо утверждать, что успех приуче-
ди неосторожными или чересчур пос-
ния и выработки рефлексов у живот-
пешными действиями, поскольку это
ного зависит от глубины знаний воспи-
может привести к долговременным
тателя о психических процессах, типах
нарушениям.
нервной деятельности, стереотипах по-
Следует помнить, что молодая ло-
ведения, реакциях этого животного на
шадь переживает смену привычной
окружающий мир.
обстановки. Поэтому в первый день
Знакомство с процессом формиро-
по приезде ее нужно оставить в покое,
вания рефлексов у животного делает
а в последующие 4—5 дней только во-
очевидным тот факт, что животное не
дить в руках, показывая во время этих
может думать, т. е. не в состоянии де-
прогулок ближайшие окрестности ко-
лать умозаключения такого, скажем,
нюшни.
рода: так как я остановился перед
Очень большое внимание нужно
препятствием, меня наказали. Живот-
уделить переходу лошади на новый
ное может связать остановку с нака-
корм. Поначалу лучше ограничивать
занием тогда, когда эти события сов-
количество овса, но зато давать боль-
пали во времени или следовали одно за
ше сена (примерно 6 кг). По возмож-
другим с разрывом не более 5 секунд.
ности надо добавлять свежий корм:
Понятие о процессе формирования ус-
морковь, траву.
ловных рефлексов лошади не дает ре-
Молодую лошадь должен пона-
цепта к каждому конкретному случаю.
чалу обслуживать только один чело-
Однако оно дает основу для правильно-
век. Разнообразное поведение многих
го обращения с лошадью и воспитания
людей, даже умеющих обращаться с
ее. И еще оно дает возможность сберечь
лошадьми, подвергает нервы молодой
нервы лошади, что крайне важно для
лошади большой нагрузке. После того
ее использования в спорте.
как лошадь пообвыкнет в конюшне,
114
кроме конюха в контакт с ней может
всаднику, очень чувствительна к похва-
вступать только ее постоянный тренер.
ле. Всадник не должен упускать ни
При любых обстоятельствах следует
одной возможности, чтобы дать лоша-
пресекать попытки других людей за-
ди почувствовать, как он доволен ее
ниматься с молодой лошадью и тем
поведением. Он может сделать это
более играть с ней. Это может испор-
одобрительными словами, которые соп-
тить ее характер и приучить кусаться.
ровождаются оглаживанием или пода-
Молодую лошадь нужно по возмож-
чей кусочка лакомства, а также дав ей
ности разместить в деннике и несколь-
пошагать с отданным поводом (особен-
ко часов в день держать в леваде,
но при первом выполнении нового тре-
чтобы она не лишалась привычного ей
бования) или вообще сойдя с седла и
движения и не приобрела от стояния
окончив работу.
дурных привычек. Идеальными для
Своевременно хваля лошадь, всад-
этой цели являются загончики 3,5 x 7 м,
ник формирует в себе необходимый
находящиеся прямо у выхода из
настрой, который является важной
конюшни.
составной частью спортивного отноше-
Приучая лошадь к седлу и уздечке,
ния к лошади. Всадник никогда не дол-
надо использовать знания о теории
жен входить в денник и садиться на
рефлексов. Первая связь, которая
лошадь, не запасшись достаточным ко-
закрепляется, — «конюх—корм». Если
личеством лакомства. Сахар для этой
потник, седло, уздечку и другие пред-
цели не годится. Лучше употреблять
меты снаряжения в первый раз в ден-
морковь и кусочки хлеба.
ник к лошади принесет конюх вместе с
Похлопывание лошади ладонью по
кормом, то она свяжет эти неизвестные
шее, особенно с поглаживанием, не
ей предметы с приятным воспомина-
только выражает похвалу, но и оказы-
нием о корме. Постепенно, при пос-
вает успокаивающее воздействие.
тоянном подтверждении этой рефлек-
Всадник оглаживает лошадь одной ру-
торной связи, лошадь привыкает к
кой, а повод держит в другой и чуть
накладыванию седла
(сначала без
разжимает пальцы, подчеркивая по-
стремян и подпруги). Через несколько
хвалу очень легкой отдачей повода.
дней можно пристегнуть подпругу и
Необходим определенный контроль
постепенно, незаметно для лошади за-
над тем, как работа влияет на лошадь.
тягивать ее до нужной степени.
Иногда бывает трудно сразу заметить
С уздечкой молодая лошадь должна
перегрузку. Темпераментные и нервные
быть в общих чертах уже знакома. Ес-
лошади особенно часто создают у своих
ли этот опыт был для нее настолько не-
всадников иллюзию, будто их просто
приятен, что она сопротивляется наде-
невозможно утомить. Воспитатель мо-
ванию уздечки, то ситуация потребует
лодой лошади, знающий свою ответст-
очень большого терпения: ведь надо бу-
венность, непременно заглянет к ней в
дет сначала разрушить уже закреплен-
денник после окончания работы и чист-
ный отрицательный условный рефлекс,
ки, чтобы убедиться в ее благополуч-
а затем заменить его положительным,
ном состоянии. Он не только обратит
что отнюдь не легко. С этой целью
внимание на общий вид лошади, но и
можно обертывать трензель малень-
заглянет в ее кормушку. Признаками
ким пучком травы, перед тем как
переутомления являются апатичная
вставлять в рот лошади. Точно так же
реакция на появление человека, стойка
осторожно и постепенно знакомят ло-
с опущенной головой и вообще любое
шадь со снаряжением для работы на
отклонение от привычного поведения.
корде.
Если лошадь еще и отказывается от
Лошадь, воспитанная в доверии к
корма, то она просто измучена.
115
Контролируя самочувствие лошади,
он не должен быть короче двух месяцев.
тренер должен вовремя обнаруживать
Держащий корду стоит все время в
у нее травмы. У молодых лоша-
центре круга.
дей часто возникают повреждения в
Бич держат в руке, повернутой к ло-
углах рта из-за неправильно подобран-
шади. Конец бича в обычном положе-
ного трензеля, а также ссадины на пу-
нии должен быть направлен к скака-
товых суставах или венчике, которые
тельному суставу лошади. В начальной
она сама себе наносит. В этих случаях
стадии лонжирования нужен еще один
необходимо немедленное квалифициро-
человек, который будет действовать би-
ванное лечение.
чом, а в руках у тренера будет лишь
одна корда.
Первые уроки должны проходить в
специально огороженном круге или в
РАБОТА НА КОРДЕ И
манеже, чтобы по крайней мере три сто-
ПЕРВАЯ ЗАЕЗДКА
роны круга, который описывает лошадь
на корде, имели естественное ограни-
Упражнения на корде должен про-
водить по возможности именно тот че-
чение.
ловек, которому предстоит в будущем
Начинать надо без бича. Развязки
прикрепляются к гурте или седлу на
тренировать лошадь, потому что уже
на этом этапе он сможет составить
такую длину, чтобы не мешать свобод-
ному захвату пространства на шагу.
представление о ее качествах (желание
Корда пристегивается к среднему коль-
двигаться, лень, крепость мускулату-
ры, выносливость, реакция нервной
цу капцунга.
Прежде всего лошадь нужно не-
системы). Кроме того, за время работы
сколько раз провести по всему манежу
на корде лошадь привыкнет к голосу и
прикосновениям своего тренера, проник-
ездой налево. При этом конюх идет с
наружной стороны, взявшись за щеч-
нется доверием к человеку, что лежит в
основе всего процесса обучения.
ный ремень уздечки, а тренер
— с
Работа на корде в начале обучения
внутренней стороны, держа корду в ле-
вой руке, но никак не действуя ею, а
молодой лошади помогает ей обрести
заново ту непринужденность движений,
правой рукой успокаивающе поглажи-
какая у нее была на пастбище, выра-
вая и похлопывая лошадь.
Пройдя с лошадью несколько раз
ботать в качестве условного рефлекса
реакцию на высылающие и сдерживаю-
по кругу, тренер постепенно выпуска-
щие средства управления и приучить к
ет корду из руки на большую длину, а
сам приближается к центру круга.
повиновению, заставляя ее к концу урока
двигаться чуть быстрее, чем она хочет.
Встав в центральную точку, он начи-
Уже 1,5—2-летних лошадей можно
нает поворачиваться вокруг своей оси,
медленно и осторожно натягивая кор-
упражнять на корде без всякого ущерба
для них, но, разумеется, при очень пос-
ду и устанавливая контакт с лошадью.
В течение всего занятия нужно да-
тепенном и осторожном повышении
вать лошади кусочки лакомства даже
требований. Трехлетних лошадей нужно
лонжировать по меньшей мере в тече-
при минимальном успехе.
Следующий урок начинается уже
ние шести месяцев, прежде чем будет
проведена осторожная первая заездка.
на кругу. Однако тренер должен сна-
По возможности эту работу следует
чала поводить лошадь по этому кругу,
а потом постепенно занять централь-
продлить до окончания четвертого года
жизни лошади. У более взрослых ло-
ную точку. Помощник время от време-
шадей этот период зависит от индиви-
ни выпускает щечный ремень, прове-
ряя, останется ли лошадь при этом на
дуальных качеств, но в любом случае
116
вающуюся связь: успокоительный воз-
глас — подход тренера к линии круга —
остановка. Если лошадь стремится
уклониться от тренера, он должен
подойти к ней так, чтобы она оказалась
между ним и стенкой.
Эти упражнения повторяются мно-
гократно. После каждой остановки ло-
шадь нужно угостить.
Подобный урок проводится
2— 3
раза. Он должен длиться примерно 20—
30 минут.
В течение следующих 3—5 дней на-
до приучать лошадь к бичу, который
появляется первый раз в руке по-
мощника в конце урока. Во время ос-
тановки помощник подходит к лошади
с лакомством в руке и бичом под
мышкой. При следующей остановке
помощник протягивает лошади лаком-
ство, а бичом поглаживает ее. Таким
образом, у лошади, имевшей уже не-
приятное знакомство с бичом, посте-
пенно гасится отрицательный рефлекс.
В ходе дальнейших уроков лошадь
линии круга. По команде тренера по-
поглаживают бичом и касаются им
мощник поднимает лошадь в рысь. Од-
всех частей ее тела. Когда лошадь
нако перед каждым подъемом в рысь
привыкнет к бичу, ее знакомят с пере-
нужно быть уверенным, что лошадь
меной направления движения. Тренер
совершенно спокойна.
останавливает лошадь, оглаживает ее,
Помощник несколько кругов сопро-
дает угощение, а потом, натягивая
вождает идущую рысью лошадь, успо-
корду, заставляет сдвигаться вперед-
каивая ее голосом. Время от времени
вбок. При этом он держит бич гори-
он отпускает щечный ремень. Если ло-
зонтально и слегка касается концом
шадь начинает самостоятельно при-
рукоятки бока лошади, побуждая ее
держиваться заданной линии, помощ-
подставлять вперед заднюю внутрен-
ник может постепенно отстать. Если
нюю ногу. Если лошадь слушается, ее
лошадь замедляет темп, он пытается
нужно наградить. Мы описываем этот
ее опять поднять в рысь голосом.
момент так подробно потому, что он
При каждой остановке во время
имеет особое значение: именно здесь
урока лошадь должна оставаться на
происходит знакомство с азами, объяс-
линии круга!
няющими лошади действие приложен-
Чтобы остановить лошадь, тренер
ных к ее бокам шенкелей всадника
постепенно укорачивает корду и дви-
(рис. 43).
жется в ее сторону, пока не встанет
С этого момента в течение пример-
прямо перед лошадью
(рис.
42). Во
но восьми дней описанное упражнение
время этого движения нужно окликать
надо выполнять попеременно в одну и
лошадь низким успокаивающим голо-
в другую сторону. По окончании урока
сом («О-о-о»,
«Ша-а-гом...»). И опять
нужно еще
5 минут, не отстегивая
угощение поддерживает устанавли-
корды, но убрав развязки, поводить
117
ды, так что рот предохраняется от
слишком сильного воздействия рук,
которого не всегда удается избежать.
Работая на корде, пристегнутой к
удилам, можно вызвать травму языка
либо лошадь начнет кривить нижнюю
челюсть. Кроме того, набор корды,
пристегнутой к трензельному кольцу,
не способствует выработке правильно-
го упора в повод.
При работе на корде необходимым
вспомогательным средством является
голос. Следует произносить одни и те
же команды одним тоном, делая это
одновременно с движениями корды.
Со временем лошадь научится выпол-
нять требуемое при самом легком воз-
действии.
Когда лошадь научится по голосу
тренера двигаться вперед по линии
круга, помощник с бичом может войти
в центр круга. Конец бича должен по-
началу указывать на круп лошади,
позднее — когда работа становится бо-
лошадь по манежу, где за пределами
лее уверенной — на скакательный сус-
круга разложены в беспорядке жерди.
тав.
Она должна переступать через них, а
Чтобы выслать лошадь, человек с
последние жерди преодолеть при выхо-
бичом взмахивает им сзади-снизу впе-
де из манежа. И опять лошадь нужно
ред-вверх по направлению к задним
наградить за послушание. В течение
ногам, чтобы посыл шел сзади вперед.
этого периода (12—14 дней) приучения,
При этом предпочтительнее не касать-
предваряющего работу на корде, у
ся тела лошади.
животного вырабатывают необходимые
Каждое свое требование тренер соп-
условные рефлексы, причем спокойно,
ровождает голосом. Для остановки, ко-
без перенапряжения нервной системы
торая лишь впоследствии, при участии
животного.
высылающих средств воздействия,
превратится в стойку, человек с бичом
остается на своем месте. Положение
Средства
управления
при
бича не меняется и тогда, когда ло-
работе на корде. Действия бича
шадь начинает спешить или даже
являются подготовкой к шенкелю и
бросается вперед. Если какая-то ошиб-
хлысту всадника; подготовка к
ка была совершена раньше, теперь са-
восприятию повода осуществляется с
мое время ее исправить. Лошадь долж-
помощью корды, капцунга и развязок.
на хорошенько привыкнуть к виду би-
При работе на корде тренер пола-
ча, в противном случае она будет воз-
гается только на свой глаз и ощуще-
буждаться всякий раз, когда вы захо-
ния руки, потому что непосредствен-
тите воспользоваться бичом как высы-
ный контакт с телом лошади отсутст-
лающим средством.
вует. Капцунг перекладывает воздей-
Чтобы сократить темп движения,
ствие корды на относительно менее
укоротить шаг или остановить лошадь,
чувствительную костистую часть мор-
118
тренер, успокаивая ее голосом, одно-
пристегивать к внутреннему кольцу
временно мягко набирает и отдает кор-
капцунга.
ду или слегка покачивает ее. Надо
Многие лошади от избытка энер-
следить за тем, чтобы потягивание
гии, а при неправильной подготовке и
корды происходило в тот момент, ког-
от страха бросаются вперед. Таким ло-
да внутренняя задняя нога отрывает-
шадям надо дать возможность «выбе-
ся от земли и выносится вперед. Это
гаться». Точно так же лошади нужно
предотвращает смещение задних ног
дать попрыгать и «покозлить», чтобы
от следа, что может повлечь за собой
она освободилась от скованности в
общее нарушение свободы движений.
мускулах. Надо только следить, чтобы
Действия кордой должны точно учиты-
круг для лонжирования был достаточ-
вать ритм движения.
но большим (радиус 8—11 м) и лошадь
Поначалу многие лошади пытают-
не скользила на грунте. Затем тренер
ся рваться в сторону. В таких случаях
голосом успокаивает ее.
тренер должен прочно стоять на месте
Ни в коем случае не следует пытать-
и побуждать лошадь к движению впе-
ся усмирить лошадь резкими рывка-
ред энергичным возгласом. Помощник
ми корды. У разгоряченной лошади
идет сзади лошади и сопровождает
болевые ощущения вызовут только
слова тренера взмахами бича около ее
усиление спасательного инстинкта, и
скакательных суставов. Но касаться
она захочет убежать.
бичом он будет лишь в том случае, ес-
ли она не послушается голоса тренера.
Работа с лошадью на корде. Когда
Когда лошадь опять спокойно движет-
лошадь будет приучена к корде, мож-
ся по кругу, помощник возвращается
но приступать к самой работе.
на свое место.
При сохранении равномерности
Успех придет быстрее, если человек
движения и, следовательно, стабиль-
с бичом будет реагировать на самые
ной осанки путем активного высыла-
первые признаки непослушания. В
ния развивают толчковую силу задних
этом случае бывает достаточно сде-
ног лошади. В результате она будет
лать лишь шаг в сторону лошади,
дальше выносить вперед задние ноги,
чтобы побудить ее продвигать-
более мощно отталкиваться ими и, на-
ся вперед. Так же следует себя вести,
конец, активнее идти на повод. Так
если лошадь останавливается.
будет положено начало упору в по-
Часто лошадь, пытаясь освободить-
вод. Задние ноги будут активнее
ся от корды, бросается внутрь круга.
участвовать в работе, для чего больше
Это означает, что в первые занятия
вытягиваться и сгибаться. Следствием
тренер не очень заботился о сохране-
этого будут энергичные колебания спи-
нии лошадью линии следа. В этом слу-
ны. Суставы будут становиться более
чае взмахивать бичом нужно сверху
гибкими, а ноги эластично, пружинис-
вниз и при необходимости касаться
то отталкиваться от земли. Придет
кончиком бечевы плеча и шеи лошади.
свобода, раскрепощенность. Вот такой
Одновременно тренер заставляет кор-
стереотип движений следует развивать
ду извиваться змейкой в направлении
работой на корде.
глаза лошади. Это побудит лошадь
Во время первого занятия развяз-
вернуться на линию круга.
ки нужно пристегнуть на такую длину,
Если лошадь постоянно сильно ло-
чтобы они позволяли лошади сохра-
жится на корду и тянет ее наружу,
нять естественную, совершенно свобод-
тренер должен, слегка набирая и от-
ную осанку. Тогда при высылании ло-
давая корду, научить лошадь легкому
шадь будет вытягивать шею и искать
упору. В таком случае корду надо
повод внизу. Слишком длинные раз-
вязки нецелесообразны, потому что в
119
этом случае взять повод лошади не
как можно более широкой окружности и
удастся. Позднее длинные развязки
для начала делать не более 5—10 кругов.
будут применяться только для раз-
Поначалу вообще лучше галопировать
минки.
короткими репризами, зато почаще
По мере того как лошадь будет
переводить лошадь в рысь и снова
обретать способность, сгибая суставы
поднимать в галоп, чтобы закрепить у нее
задних конечностей, при полном сохра-
нужную реакцию на действия тренера.
нении чистоты такта и энергичности
Если лошадь нужно опять перевес-
хода лучше нести себя, развязки бу-
ти в рысь, тренер слегка набирает кор-
ду, нарушая ритм галопирования , и
дут несколько укорачиваться.
Наружная развязка будет несколь-
сопровождает свои действия успокаи-
ко длиннее в соответствии с линией
вающими возгласами.
Самостоятельный переход с галопа
окружности, по которой движется ло-
шадь. Настает момент тренеру самому
на рысь говорит о том, что лошадь еще
взять в руки бич. Этим самым гаран-
не уравновешена. Такой лошади надо
дать возможность спокойно порысить,
тируется полное совпадение движений
корды и бича. Следует обратить вни-
восстановить равновесие, а потом мож-
мание на то, чтобы внутренний глаз
но снова поднять ее в галоп.
лошади постоянно был прикован к
Осанка, которая вырабатывается у
движениям бича.
лошади во время рыси и галопа, не-
В следующие недели работают над
приемлема для шага. Поэтому перед
закреплением свободных, энергичных
длинной паузой на шагу развязки
движений, переменой темпа и останов-
нужно отстегнуть.
ками с помощью описанных выше
Шаговую работу вообще лучше не
приемов, которые по возможности
делать на корде, в противном случае
нужно упрощать. При сокращении
есть риск ухудшить такт и захват про-
странства.
темпа и остановках по мере увеличе-
ния гибкости задних ног нужно вклю-
Каждого работающего на корде
чать высылающее воздействие бича.
время от времени должен контролиро-
вать специалист, находящийся за пре-
Если лошадь научилась самостоя-
тельно сохранять стабильную позу, это
делами круга. Оттуда лучше заметны
означает, что настал момент для подъ-
недостатки (слабое боковое сгибание,
выход задней ноги из следа, чрезмер-
ема в галоп с рыси. Тренер легким
натяжением корды поворачивает ло-
ное обременение наружного плеча, не-
шадь чуть-чуть в центр круга, а затем
верное положение головы).
Главный принцип этого периода
выпускает корду одновременно с вы-
сылающим взмахом бича и возгласом:
работы
— не жалей времени!
«Галоп!» Причем делать это надо в
Форсированная
работа
может
впоследствии жестоко отомстить за
момент вынесения вперед внутренней
задней ноги. В момент отдачи корды
себя и повлиять на уровень достижений
создается степень постановления, бла-
лошади в будущем. От правильного
построения этого учебного отрезка, от
гоприятная для перехода в галоп, так
что свободно рысящая лошадь сразу
медленного
и
осторожного,
начинает равномерно галопировать.
соответствующего
возможностям
лошади
повышения
требований
Позднее для подъема в галоп будет
достаточно одного лишь голоса.
зависит, приступит ли молодая лошадь
Галоп предъявляет более высокие
к периоду работы под всадником
подготовленной, со здоровыми нервами
требования к способности лошади са-
мостоятельно сохранять нужную осан-
и в соответствующей физической
кондиции.
ку, поэтому выполнять его нужно по
120
И помните: работа на корде обяза-
ком увеличении веса в седле. Само
тельно ведется при полном и правиль-
собой разумеется, что если лошадь об-
но пригнанном снаряжении!
наружит беспокойство, всаднику надо
сразу прекратить попытку сесть в сед-
Первая
заездка.
Приучить
ло и отступить на шаг.
лошадь к весу всадника и
Если лошадь спокойно восприни-
элементарным средствам управления
мает лежащего на седле спортсмена,
крайне важно для дальнейшей
он должен попробовать делать правой
подготовки.
рукой медленные движения вдоль на-
Если молодая лошадь при работе
ружной стороны лошади, словно пере-
на корде научилась двигаться непри-
кинутой через ее круп ногой. Если ло-
нужденно и под воздействием высыла-
шадь и при этом остается спокойной, то
ющих средств управления умеет брать
спортсмен медленно поднимается и
повод, то наступило время познако-
очень осторожно садится в седло.
мить ее с весом всадника. Хорошо, ес-
В течение всего этого процесса лошадь
ли это будет легкий, гибкий и крепко
должна спокойно есть овес.
сидящий всадник и первые упражне-
Когда всадник сядет в седло, по-
ния будут проводиться в конце заня-
мощник помогает ему взять стремя, а
тия .
затем начинает постепенно отступать
Теперь на шею лошади нужно на-
с овсом в руках, стараясь побудить
деть ремень, а развязки закрепить на
лошадь пойти за ним следом, посколь-
такую длину, как во время самых пер-
ку лошадь лучше переносит тяжесть в
вых уроков при работе на корде.
седле в движении, чем стоя. Тренер,
Перед первой попыткой сесть на
держащий в руке корду, следует за
лошадь ее нужно поводить на корде в
лошадью несколько шагов, а затем
обе стороны, причем в левую несколь-
возвращается в центр круга и занима-
ко дольше обычного, чтобы она устала
ет свое место.
и восприняла остановку как облегче-
Движение по кругу пока полностью
ние. Всадник подходит к тренеру, ко-
зависит от тренера, держащего корду,
торый находится около лошади на ли-
который заботится о посылке лошади
нии круга. Конюх или спортсмен, к
вперед, если она начнет упираться или
которому лошадь уже привыкла, дер-
«козлить». Всадник пока не берет в
жит наготове горсть овса или какое-
руки поводьев. Он гибко, но абсолютно
нибудь лакомство.
пассивно следует за движениями ло-
Лошадь, постоянно получая награ-
шади. Если лошадь перешла в рысь,
ду за мельчайший успех, постепенно
он принимает позу полупосадки. Если
привыкает к попыткам всадника сесть
тренер внимателен, и лошадь была
в седло. Сначала она получает лаком-
правильно подведена к этому моменту,
ство за то, что спокойно стояла на мес-
она не будет пытаться сбросить всад-
те, пока всадник, опираясь на холку и
ника. Если же она все-таки попытает-
переднюю луку, слегка подтягивался,
ся это сделать, всадник должен сом-
не отрывая, впрочем, ног от земли.
кнуть колени и ухватиться руками за
Если она больше не реагирует на та-
ремень, надетый вокруг шеи.
кое движение, то спокойно воспримет
Ни под каким видом он не должен
и подъем ноги всадника в стремя.
дать себя сбросить. Если это все-таки
Успокаивая лошадь угощением, спорт-
произойдет, на лошадь тут же должен
смен все больше опирается на стремя
сесть спортсмен с очень крепкой по-
и все выше отрывается от земли, пока
садкой, чтобы она не научилась осво-
наконец не ляжет на седло. Если ло-
бождаться таким образом от неприят-
шадь при этом наградят и отвлекут ее
ной тяжести. А делать это она будет
внимание пригоршней овса, то она со-
хранит полное спокойствие и при та-
121
Рис. 44. Мышечное кольцо
всегда, если не встретит с первого же
предназначен для несения дополни-
раза решительного отпора.
тельного веса, то поначалу под влия-
нием увеличившейся нагрузки муску-
Первые упражнения под всадником
лы лошади судорожно сжимаются,
следует выполнять движением налево.
особенно спины. Это крайне отрица-
Достаточно пройти несколько кругов с
тельно влияет на ход и осанку лошади.
одной остановкой, во время которой
Когда мы говорим об очень важ-
всадник оглаживает лошадь, давая ей
ной для лошади мускулатуре спины,
лакомства и разговаривая с ней доб-
то имеем в виду целую группу мышц,
рым, успокаивающим тоном. Если пос-
т. е. большое количество зависящих
ле остановки лошадь проделала еще
друг от друга по своему действию мус-
несколько кругов рысью, урок можно
кулов, которые в практике верховой
считать оконченным. Всадник осто-
езды можно рассматривать как прохо-
рожно проносит правую ногу над кру-
дящую вдоль всего корпуса лошади
пом, опираясь на руки, вынимает ле-
линию мышц (рис. 44).
вую ногу из стремени и медленно сос-
Расположенная в нижней части те-
кальзывает на землю.
ла мышечная группа также состоит
Прекращение работы и возвраще-
из множества отдельных мускулов,
ние в конюшню после хорошо выпол-
которые не только поддерживают
ненных упражнений всегда самая эф-
грудную клетку, но и влияют на вынос
фективная награда для лошади.
передних ног, а также на процесс ды-
хания.
Влияние веса всадника. Поскольку
Сгибатели и разгибатели образуют
организм лошади природой не был
вместе как бы мышечное кольцо, кото-
рое связывает передние и задние ко-
122

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..