Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - 1983 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Конный спорт: Пособие для тренеров, преподавателей, коневодов и спортсменов (Э. Эзе) - часть 3

 

 

ний необходима площадка для вы-
ездки размером
20X60 м. Манежи
больших размеров предпочтительнее.
На маленьком манеже суставы и су-
хожилия лошадей несут большую на-
грузку. Обучение всадника в началь-
ной стадии также страдает из-за час-
тых поворотов. Правда, большие раз-
меры манежа делают более трудной
работу преподавателя, однако они
все же выгоднее, чем слишком ма-
ленькие, где даже немногочисленные
всадники мешают друг другу.
Для ограждения манежа устраи-
вают небольшой земляной вал или
низкую (высотой до 60 см) изгородь.
Для ориентировки всадников при ез-
де и правильного выполнения фигур
(на манеже никогда не ездят как по-
пало, а всегда по строго определен-
ным манежным фигурам) площадку
размечают маркировочными знаками
(рис. 11).
Манеж нуждается в постоянном
уходе. Его надо очищать от навоза,
камней и посторонних предметов, ре-
гулярно боронить, а след движения,
особенно в углах манежа, ежедневно
разгребать граблями и выравнивать.
Предпочтительно равномерное, по
возможности без теней искусственное
освещение.
Преподаватель должен правиль-
жет быть ни учителем, ни воспитате-
но выбрать место для наблюдения за
лем спортсменов.
всадниками и лошадьми во время ез-
ды (см. рис. 11). Он отмечает:
Место занятий. В качестве откры-
— сбоку — глубину посадки, ко-
того манежа пригодна ровная пло-
лебания в такт движению лошади,
щадка с «легкой» почвой (не слиш-
положение ступни, шенкеля, колена,
ком глубоким песком), чтобы исполь-
бедра
(длина стремени), выпрямле-
зовать ее и в сырую погоду. На пло-
ние верхней части тела и головы,
щадке размечают прямоугольник
постановку и движение рук;
размером 20X40 м, а лучше 30X60 м.
— сзади — отставленное колено,
При устройстве нового манежа надо
повернутый шенкель, сгибание в по-
учитывать, что для некоторых зада-
яснице, расставленные в стороны
локти, косое положение головы;
— спереди — развернутые ступни,
отведенное от седла колено, нерав-
ную длину стремян, неспокойные ру-
ки, поставленные слишком высоко или
38
Рис. 12. Это видит тренер, находясь на середине
длинной стороны при езде по кругу
работы. Импровизированные манежи
можно оборудовать из амбаров или
больших сараев. Минимальная высота
— 4 м до потолочных балок
(для
слишком низко, расставленные в сто-
выполнения невысоких прыжков).
роны локти, косое положение головы
Минимальная площадка для езды
(рис. 12).
должна быть размером 10X20 м.
Кроме манежа, на котором прово-
Контрольные дистанции на мест-
дят работу по выездке, необходимо
ности. Работа всадника и лошади на
иметь большую площадку для обу-
местности должна проходить на раз-
чения прыжкам (конкурное поле), на
нообразных дистанциях. Частое пов-
которой можно расставлять препят-
торение одинаковых упражнений на
ствия в нужном порядке. Конкурное
одном участке приводит к нежела-
поле должно быть ровным и иметь
тельному привыканию: лошадь опе-
такой грунт, чтобы лошади при от-
режает сигналы всадника. Это отно-
талкивании и приземлении имели на-
сится и к участкам, которые изо дня
дежную опору. В оборудование каж-
в день проходят галопом. Лошади в
дого конкурного поля входит канава
конце концов начинают волноваться
с водой или система таких канав. На
уже при приближении к такому
большом конкурном поле должны
участку.
быть естественные препятствия
(вал,
Однако, несмотря на необходи-
банкет). Особенно нужны для обуче-
мость разнообразия, для обучения
ния всадников и лошадей гимнасти-
как всадника, так и лошади время от
ческие препятствия. Если конкурное
времени нужна стандартная дистан-
поле достаточно велико, надо выде-
ция, которая даст возможность удли-
лить часть его (25x25 м) для устройства
нять махи лошади при ускорении га-
препятствия в форме звезды (см. рис.
лопа, проверять способность всадни-
55), а на одной стороне построить ряд
ка придерживаться заданного темпа
банкетов.
движения или времени прохождения
Крытый манеж представляет
дистанции и т. п. Эта дистанция дли-
большие преимущества для зимней
39
ной не менее 500 м должна проходить
придавать такое же большое значе-
по ровной прямой или плавно
ние, как и практической верховой
поворачивающей дорожке. Ее шири-
езде.
на — 3—4 м, грунт мягкий и эластич-
Обучение верховой езде. Содер-
ный, по возможности одинаковый на
жание практического обучения верхо-
всем протяжении участка
(например,
вой езде подробно изложено в соот-
лесная просека).
ветствующих главах, здесь мы дадим
Для развития у всадников чувст-
лишь общие методические указания.
ва темпа на всем протяжении дистан-
Предварительным условием ус-
ции через каждые 50—100 м устанав-
пешной работы преподавателя явля-
ливают таблички с указанием рас-
ется распределение учебного мате-
стояния.
риала по отдельным практическим
Классное помещение. Лишь не-
занятиям. При этом следует исходить
многие теоретические вопросы могут
из годового учебного плана.
быть достаточно основательно разъ-
Годовой учебный план, утверж-
яснены во время практических заня-
денный руководством секции
(школы,
тий. Немало следует объяснить перед
клуба), — закон для преподавателя. Он
уроком езды. Для этого необходим
должен быть составлен индивидуально
оборудованный класс.
для каждой смены и содержать
Для обучения конников полезно
следующие данные: число планируемых
иметь модель манежа для выездки и
занятий; цели спортивно-практической
конкурного поля. На ней можно де-
работы (кто и до какого уровня должен
монстрировать манежные фигуры.
быть подготовлен: например,
10%
Нужны также наглядные таблицы,
спортсменов
должны выполнить
муляжи, демонстрационный экран.
задание по выездке легкого класса);
Составные части первоначальной
распределение часов по отдельным
подготовки. Подготовка спортсмена-
видам подготовки
(например,
120
конника включает:
часов, в том числе: обучение верховой
— обучение уходу за лошадью и
езде — 60 часов, гимнастика — 8 часов,
за конюшней;
теоретические занятия
— 30 часов,
— обучение верховой езде;
работа в конюшне — 32 часа); темы
— теоретическую подготовку;
теоретических занятий с указанием
— физическую подготовку.
часов; мероприятия по подготовке
Молодой спортсмен-конник дол-
особых празднеств ( внутрисекционных
жен научиться правильно выполнять
и
внутриклубных
соревнований,
все работы по уходу за лошадью, все
праздников урожая и т.п.); работы
конюшенные работы, освоить меро-
по благоустройству объекта и
приятия по технике безопасности
сооружений (вид работы и количество
(чистка лошади, купание и замывка,
часов).
уход за гривой, челкой и хвостом,
Годовой учебный план надо рас-
уход за копытами, контроль за сос-
пределить по месяцам, а затем пла-
тоянием здоровья и оздоровительные
нировать отдельные занятия. Соблю-
мероприятия, пользование конюшен-
дение основных дидактических прин-
ным инвентарем, наведение порядка
ципов при обучении обязательно.
в конюшне и конюшенные работы,
При планировании занятий опре-
работы по хранению, подготовке и
деляются: цель занятий, необходи-
раздаче корма). В первом периоде
мые материалы, методы обучения,
обучения молодого спортсмена-кон-
распределение лошадей, расписание
ника этим частям подготовки следует
занятий.
40
Пример одного тренировочного занятия
повторение одним, а затем всеми
Мин.
спортсменами. Преподаватель следит,
Уход за лошадьми и инвентарем
40
чтобы все обучающиеся правильно
Короткое объяснение темы
занятия
15
выполнили требуемое упражнение,
Гимнастика
5
Седловка
10
только после этого можно переходить
Практическая езда верхом
75
к тренировке.
Уход за лошадьми
25
Распределение лошадей. При обу-
Подведение итогов
10
чении начинающих посадке полезно
180
давать всаднику длительное время
Цель тренировочного занятия вы-
одну и ту же лошадь. Однако смена
текает из годового учебного плана и
лошади может иногда помочь прод-
из плана на неделю. Цели отдельных
винуться вперед всаднику, отставше-
частей занятий должны основательно
му в обучении.
продумываться, так как успех опреде-
План проведения занятия состав-
ляется их достижением.
ляется по времени, с точностью до
Пример постановки целей заня-
10 минут. Если этого не сделать, можно
тия:
не успеть пройти запланированный
— знакомство с правилами чист-
материал.
Главное
правило
ки лошадей и уяснение этих правил;
планирования
— лучше меньше, но
— получение навыков правильной
основательнее. Необходимо достаточ-
чистки лошадей;
но времени оставлять для повторения
— ознакомление с манежными
упражнения. Только путем повторе-
фигурами «езда вдоль стенки мане-
ния пройденного материала на пос-
жа», «перемена направления по диа-
ледующем занятии можно проверить,
гонали от угла манежа»;
правильно ли усвоено предыдущее.
— отработка умения выполнять
Повторенный материал увязывается
поворот на передних ногах и т. д.
с новым учебным материалом. С пов-
С целями занятия спортсменов зна-
торения надо начинать каждый урок,
комят перед уроком.
как теоретический, так и практичес-
Необходимые материалы. При
кий. Одновременно оно служит сред-
планировании занятия и подготовке к
ством проверки подготовленности
нему преподаватель должен заранее
спортсменов и показывает, можно ли
определить необходимые учебные по-
двигаться дальше.
собия и своевременно полностью соб-
Материал урока основательно
рать их к занятию.
продумывается и записывается в
Методы обучения. Беседа — целе-
краткой форме. Строгое соблюдение
сообразный, но довольно трудный
плана является необходимым усло-
метод теоретического обучения. Во
вием успешного урока. Отступле-
время беседы преподаватель посте-
ния от плана могут быть оправданы
пенно подводит спортсменов к само-
лишь в том случае, если значитель-
стоятельному нахождению ответов на
ная часть спортсменов или лошадей
поставленные вопросы. Поэтому в пер-
испытывает непредвиденные труд-
вую очередь надо сообщить обучае-
ности.
мым нужные сведения, пояснить на
Чтобы обеспечить порядок и без-
наглядных пособиях. Для этого под-
опасность, надо каждое занятие на
ходит лекция. Длинные лекции
открытом или закрытом манеже начи-
должны быть исключены.
нать и заканчивать построением сме-
Практическим упражнениям пред-
ны. Особенно нельзя забывать о про-
шествует их показ преподавателем,
верке седловки и взнуздывания перед
началом занятия.
41
Теоретическое обучение является
Костюм для обучения верховой езде
необходимым дополнением практи-
должен быть прочным и безупречным
ческих занятий, оно должно пред-
по размеру. Брюки для верховой езды
шествовать им. Теория включает све-
— важнейшая часть костюма всадника
дения о верховой езде, происхожде-
— должны прилегать на разрезе ног,
нии лошади, введение в анатомию и
плотно облегать голень от колена до
физиологию, учение об экстерьере,
щиколотки и при этом не давить и не
вопросы ковки, кормления лошадей.
тянуть. По сторонам и на седалище
Кроме того, занимающиеся знако-
они должны быть свободными, чтобы
мятся с правилами соревнований и
свободно сгибалось колено. Натяжения
отдельными вопросами теории тре-
на разрезе ног, образования складок на
нинга. Теоретический урок, как пра-
седалище не должно быть.
вило, состоит из следующих частей:
Очень практичны и особенно при-
введение (которое имеет связь с пре-
ятны в летние месяцы длинные брю-
дыдущей темой), изложение нового
ки. Особенно их можно рекомендо-
материала, повторение и углубление.
вать молодежи и детям.
Теоретические занятия проводятся
Брюки для верховой езды шьют
1—2 раза в месяц. Краткие объяснения
из прочного костюмного материала
по теории верховой езды можно давать
спокойной расцветки
(серой или ко-
в процессе подготовки к тре-
ричневой). Особенно хороши эле-
нировочному занятию перед седлов-
гантные рейтузы из эластика. На
кой или гимнастикой.
брюки в сапоги нашивают цельные
В конном спорте большое значе-
замшевые леи. Под брюки, которые
ние имеет физическое развитие обу-
или хорошо облегают талию, или
чаемых. Одних школьных занятий по
удерживаются сверху подтяжками, а
физкультуре часто бывает недоста-
снизу штрипками, надевают длинные
точно. Многие спортсмены-конники
или доходящие до колен кальсоны, ко-
занимаются еще и другими видами
торые не должны сбиваться под коле-
спорта
(гимнастикой, плаванием).
ном. Если ездить без достаточно
По той же причине во всех спортив-
длинных кальсон, можно стереть в
ных секциях придается большое зна-
кровь кожу на бедрах и седалище.
чение сдаче норм на значок ГДР «Го-
Сапоги для верховой езды не
тов к труду и защите Родины».
должны быть узкими в ступне и на
Костюм всадника. Костюм, пре-
икрах, так как это нарушает цирку-
дусмотренный правилами для турни-
ляцию крови. Голенища на стороне,
ров, дорог и легко портится, поэтому
обращенной к лошади, должны быть
на занятиях использовать его нецеле-
мягкими. Подошва гладкая (без под-
сообразно. Хорошо сидящий костюм
меток).
благоприятно сказывается на посад-
Сапоги шьют из черного хрома
ке всадника и его воздействии на ло-
или искусственной кожи. Коричневые
шадь, такой костюм нужно беречь
кожаные отвороты на сапогах
от преждевременного износа и за-
принадлежность костюма только кон-
грязнения. Вот почему при всякой
куриста и троеборца. С длинными
другой работе надо носить рабочий
брюками носят черные ботинки. Ре-
костюм, не стесняющий движений
зиновые или пластиковые сапоги яв-
тела. Подходит для этой цели рабо-
ляются хорошей и сравнительно де-
чий халат или комбинезон. При мы-
шевой заменой кожаных сапог.
тье лошадей надо надевать резиновые
Одежда на верхней части тела долж-
сапоги. Работа на конюшне без плот-
на быть плотно облегающей. Верхние
ной
обуви
недопустима.
42
рубашки и тренировочные блузы не
Порядок на манеже. При верховой
годятся, так как попавший в них воз-
езде на открытом или закрытом манеже
дух искажает линию спины всадни-
обязателен определенный порядок,
ка. Лучше надевать пуловер.
который помогают поддерживать обоз-
Перчатки
— составная часть пол-
начения, манежные фигуры, правила,
ного костюма всадника, поэтому ими
а также команды и указания.
надо пользоваться и на тренировках.
Интервал — это расстояние между
Редингот, доходящий приблизительно
двумя находящимися рядом всадника-
до середины бедра, должен быть со-
ми, измеренное от стремени до стре-
ответствующей бриджам расцветки, с
мени.
разрезом до талии и раскошенными
Дистанцией называется расстояние
книзу полами.
от хвоста передней лошади до головы
В целях безопасности необходимо
идущей за ней. Дистанция измеряется
носить защитный головной убор.
шагами (около 1 м) и длиной лошади (3
Всадники учебных групп должны но-
шага). Если не указано иной, в смене
сить жесткий шлем даже тогда, ког-
всегда придерживаются дистанции в 6
да они не прыгают и не выезжают в
шагов. Дистанция составит длину
6
поле.
шагов
(двух лошадей), если всадник
Дети и молодежь могут обходить-
будет видеть между ушами своей ло-
ся прочными, свободными в разрезе
шади копыта задних ног передней ло-
ног брюками, к которым пришита па-
шади.
ра штрипок, чтобы они не задира-
Всадник или смена движется ездой
лись вверх. Полуботинки и трениро-
направо (налево), если его правая (ле-
вочные туфли надевать нельзя из-за
вая) сторона обращена внутрь мане-
опасности застревания ноги в стре-
жа. Внутренняя сторона лошади — это
мени при падении.
сторона, в которую она имеет по-
Молодые всадники должны еще
становление*. Если лошадь идет с пря-
заслужить шпоры. После приблизи-
мым постановлением, внутренней на-
тельно восьмимесячного обучения на-
зывают сторону, обращенную внутрь
до, кроме всего прочего, проверить,
манежа.
достаточно ли спокоен у них шен-
Наружная сторона лошади противо-
кель, чтобы разрешить им носить при
положна постановлению, а при прямом
езде шпоры. Это выдающееся собы-
постановлении
— это сторона, обра-
тие в конноспортивной жизни моло-
щенная к стенке манежа.
дого человека руководство секции мо-
При обучении верховой езде при-
жет провести в праздничной обста-
меняется езда врозь. Каждый всадник
новке.
самостоятельно определяет место и мо-
Шпоры надеваются параллельно
мент выполнения заданного упражне-
каблуку, выше него на ширину трех
ния. При этом следует правильно вы-
пальцев. Пряжка ремешка должна
держивать манежные фигуры. Всадник
находиться на середине подъема ступ-
не должен ездить все время вслед за
ни или слегка отклоняется наружу от
другим, он постоянно ищет свой соб-
этой точки. Острые шпоры и шпоры
ственный путь, переходя, например, на
с репейками запрещены.
езду по кругу. Смысл езды врозь сос-
Хлыст длиной
1—1,3 м можно
тоит в том, что каждый всадник са-
применять с разрешения преподава-
мостоятельно управляет своей ло-
теля для усиления действия шенкеля.
* Постановление — легкий поворот головы
С той же целью можно использовать
лошади в ту или иную сторону настолько,
гибкий ореховый прут такой же дли-
чтобы всадник видел половину глаза лоша-
ны.
ди. — Прим. спец. ред.
43
Рис. 13. Порядок выполнения манежных фигур:
ными спортсменами, в то время как
а) серпантин через манеж: б) заезд налево
остальные продолжают самостоятель-
назад; в) круг; г) вольт; д) перемена
но выполнять требуемое упражнение.
направления через круг; е) перемена
При езде по одному преподаватель
направления от угла манежа по диагонали; ж)
перемена направления через половину манежа
тоже занимается с отдельным спорт-
сменом. Смена в это время или стоит,
шадью, а лошади не тянутся друг за
или двигается шагом по второй линии
другом. Для поддержания порядка
следа.
преподаватель определяет аллюр, темп
Манежные фигуры. Под выражени-
и направление движения, а также за-
ем линия следа понимают дорожку
дает упражнение. Например,
«Смена,
шириной 50 — 60 см, по которой ло-
ездой направо врозь! Облегченной ра-
шадь движется в открытом или закры-
бочей рысью! Разминка лошадей!»
том манеже. Вторая линия следа
Или, если смена уже ездит врозь: «По
лежащая рядом полоса такой же ши-
одному направо кругом!» Или:
«Все
рины.
рабочей рысью вдоль стенки манежа!
Манежные фигуры — это установ-
На длинной стенке прибавить рыси!»
ленные линии, которые всадник для
По окончании езды врозь всадники по
соблюдения порядка и во избежание
команде снова собираются в смену. Во
помех другим не имеет права изменять.
время езды врозь преподаватель может
Они представляют собой «улицы» ма-
поочередно заниматься с отдель-
нежа. Так как правильное соблюдение
44
манежных фигур позволяет судить и о
воздействии всадника на лошадь, оно
высоко оценивается при испытаниях
по выездке.
Манежная фигура «вдоль стенки
манежа» проходит на одинаковом рас-
стоянии от стенки вдоль длинных и ко-
ротких сторон вокруг манежа.
Фигура «вокруг половины манежа»
образуется из двух половин длинных
сторон, лежащей между ними корот-
кой стороны и линии, соединяющей
средние точки длинных сторон. В каж-
дом из четырех углов линия следа за-
кругляется и образует четверть окруж-
ности с радиусом 3 м.
Перемена направления от угла ма-
нежа по диагонали (рис. 13, е) может
выполняться на всех аллюрах. Переме-
на направления по диагонали полови-
Рис. 14. Езда по кругу:
ны манежа (см. рис. 13, ж) может
а) перемена направления ездой по кругу, б)
происходить также на всех аллюрах,
начало движения по кругу; в) окончание
однако только рабочим или сокращен-
движения по кругу
ным темпом. Перемена направления
через середину манежа выполняется
в рабочем или среднем темпе всех ал-
люров.
короткой стороны, в 6 м до второго угла
Езда по кругу (рис. 13, в)происходит
длинной стороны или через б м после
на сокращенном или рабочем темпе
второго угла короткой стороны.
всех аллюров.
Заканчивают восьмерку, переходя пос-
Перемена направления из круга
ле второго угла короткой стороны на
происходит путем перехода с одного
след движения вдоль стенки манежа.
круга на другой (рис. 14).
Если восьмерка выполнялась в центре
При езде по двум кругам движение
манежа, всадник может продолжать
начинающих всадников регулируют со-
движение по средней линии. По вось-
кращением или прибавлением темпа
мерке нельзя ездить сменой, выпол-
для одновременного прохождения ими
нять ее можно только в сокращенном
центральной точки манежа.
и собранном темпе.
Перемена направления через круг
Вольт (см. рис. 13, г) — это круг ди-
производится только сокращенным или
аметром
6 м, он требует от лошади
собранным темпом.
максимально возможного сгибания,
Восьмерка состоит из двух смыкаю-
вследствие чего выполнять его также
щихся кругов диаметром 10 м, точка
можно только сокращенным или соб-
касания которых находится на средней
ранным темпом. Для обучения еще не-
линии, где меняют постановление ло-
достаточно подготовленных лошадей
шади. Выполнение восьмерки начинают
надо увеличивать диаметр вольта до
с центральной точки манежа или с се-
8 м и более.
редины длинной стороны. Восьмерка
Вольт может быть выполнен в лю-
может также начинаться на средней
бой точке манежа. Если вольт выпол-
линии, за 6 м до следа движения вдоль
няют сменой, все всадники одновремен-
45
но отклоняются от следа движения
движения представляет собой изви-
вдоль стенки манежа. Каждый всад-
листую линию, в которой поворот у од-
ник равняется на первой трети вольта
ной стороны (букле) переходит в бук-
по едущему впереди, на второй тре-
ле у другой стороны. Постановление
ти — по едущему сзади, а на последней
лошади меняется каждый раз при
— снова по едущему впереди него
переезде средней линии манежа. При
всаднику.
нормальном выполнении этой манеж-
Манежные фигуры «полуповорот
ной фигуры букле исполняется 5 раз. В
и заезд из угла назад» выполняются в
этом случае всадник по окончании
форме половины вольта, а прохождение
серпантина продолжает движение в ту
углов манежа, повороты на движении
же сторону. Если же задание требует
и начало и конец перемены направле-
выполнить четное число букле, оно
ния через середину манежа — в виде
всегда связано с переменой направле-
четверти вольта. При двойном вольте
ния движения. Число букле определя-
всадник проезжает два вольта подряд
ется величиной манежа и уровнем под-
по одному следу движения.
готовки всадника и лошади.
Заезд из угла назад (см. рис.13, б)
Правила езды на манеже. Сущест-
может выполняться также на длинной
вует ряд правил поведения на закры-
стороне в форме полувольта. В этом
том и открытом манежах.
случае всадник возвращается на след
—Ездить можно только по
движения в 9 м впереди места откло-
установленным фигурам, так как это
нения от него.
позволяет всем всадникам знать пред-
Серпантин требует, чтобы при каж-
полагаемый путь других спортсменов.
дой перемене направления менялось
Однако даже при этом требуется осто-
постановление лошади. Он может вы-
рожность и взаимное внимание, чтобы
полняться только рабочим или сокра-
избегнуть столкновений.
щенным темпом. Серпантин вдоль
— Первая линия следа движения
длинной стороны состоит из отклоне-
предоставляется всадникам, едущим
ний всадника от следа движения вдоль
более резвым аллюром. Если спортсмен
стенки и возвращений обратно на него
хочет ездить шагом, когда по линии
по змеевидной или волнистой линии.
следа двигаются другие всадники, он
В программы выездки включается вы-
должен использовать для этого вто-
полнение вдоль длинной стороны про-
рую линию следа. Когда по первой ли-
стого серпантина с одним букле
* и
нии один всадник ездит галопом, а по
двойного серпантина с двумя букле. В
второй другие рысью, едущий шагом
первом случае максимальное удаление
должен избрать путь еще дальше
от следа движения вдоль стенки манежа
внутрь манежа
(третий след движе-
приходится на середину длинной
ния). На второй или третьей линии
стороны, а во втором две наиболее
следа движения останавливаться мож-
удаленные точки находятся против
но ненадолго. Если же остановка
центральных точек кругов. При прос-
должна быть довольно продолжитель-
том серпантине удаление от следа дви-
ной (например, чтобы поправить сед-
жения составляет 5 м, при двойном —
ловку), то меньше всего она помешает
не менее 2,5 м.
другим спортсменам, если остановив-
Серпантин через манеж (см. рис.
шийся будет находиться в одном из
13,а) проходит от следа движения по
наружных секторов круга. Надо сле-
одной длинной стороне до следа дви-
дить, чтобы оставались свободными
жения по другой длинной стороне. След
средняя линия, диагонали и линии пе-
ремены направления через круг.
* Букле — поворот, изгиб.
— Если два всадника едут одина-
46
ковым аллюром навстречу друг другу
ОБУЧЕНИЕ ВЕРХОВОЙ
ЕЗДЕ
по одной линии следа, то при встрече
движущийся ездой направо должен от-
Седлание и взнуздывание. Сведения
клониться вправо, т. е. внутрь манежа.
о седле, трензельном и мундштучном
Если один из встречающихся всадни-
оголовье, а также их положении на
ков едет более медленным аллюром,
лошади учащиеся получают на тео-
чем другой, то он должен своевремен-
ретическом занятии. После этого уп-
но освободить линию следа.
ражняются практически в седловке
—Если два всадника едут одина-
и надевании оголовья.
ковым аллюром друг за другом и зад-
Последовательность при седлании
ний хочет объехать переднего за счет
и надевании оголовья.
увеличения темпа (но не путем пере-
хода на более резвый аллюр), то пос-
1. Окликнуть лошадь, чтобы она
ле обгона он не должен преграждать
приняла вправо. Если лошади приучены
дорогу едущему сзади
(делать кросс-
принимать влево, описанный здесь по-
синг). Такая опасность имеется, осо-
рядок действий должен быть соответст-
бенно перед углами.
венно изменен. В принципе безразлич-
—Если всадник, едущий резвым
но, с какой стороны седлать лошадь.
аллюром, видит перед собой на линии
Но в каждой конюшне порядок седла-
следа спортсмена на более тихом ал-
ния должен быть единым для всех
люре, который еще не уступил ему до
лошадей. Лошадей в денниках перед
рогу, он восклицает: «Дорогу!»
седланием из соображений безопасно-
Внимательность, которая требуется
сти привязывают.
от каждого спортсмена на манеже, со-
2. Положить на спину лошади
стоит, в частности, в том, что он посто-
потник, проверить спереди, чтобы он
янно следит за движением всадников
лежал ровно с обеих сторон.
за своей спиной.
3. Осторожно положить седло на
—Если всадник хочет остановить-
спину лошади
(рис. 15, а ) и подви-
ся, он должен спросить разрешения у
нуть его по направлению волос на мес-
преподавателя. Этого требует не толь-
то.
ко долг вежливости, но и надлежащий
4. Расправить вальтрап или потник.
ход занятия.
5. Слегка подтянуть подпругу.
—Во время урока верховой езды
6. Снять недоуздок и положить его
говорить без разрешения может толь-
на край кормушки (но не в кормуш-
ко преподаватель. Разумеется, если
ку). При этом правая рука крепко
всадник что-то не понял, он может во
держит голову лошади. Лошадям, ко-
время занятия задать вопрос препода-
торые не стоят спокойно при надева-
вателю.
нии оголовья, недоуздок застегивает-
—Указания преподавателя не под-
ся вокруг шеи.
лежат обсуждению во время занятия.
7. Положить повод на шею (ближе
—Всадник может и должен гово-
к затылку).
рить со своей лошадью, которая благо-
8. Взять оголовье правой рукой за
даря тонкому слуху воспринимает да-
щечные ремни и поднять его к морде
же совсем тихо произнесенные слова.
лошади. При этом правая рука нахо-
Запрещается щелканье языком, меша-
дится под шеей лошади.
ющее другим лошадям. За эту привыч-
9. Подвести удило левой рукой ко
ку судьи на соревнованиях по выездке
рту лошади и открыть его легким на-
наказывают.
давливанием большого пальца на без-
зубый край. После этого вложить
47
Рис. 15. а — наложение седла; б — надевание
2. Осторожно снять оголовье и на-
оголовья; в, г — неправильное надевание ого-
деть на левую руку.
ловья
3. Надеть недоуздок.
4. Подпругу, уже ослабленную пос-
удило осторожно в рот лошади, не сту-
ле слезания с лошади, расстегнуть.
кая им по зубам (см. рис. 15, б).
5. Вальтрап (потник) вместе с сед-
10. Левой рукой осторожно выпра-
лом, стремена которого подтянуты, а
вить уши. Одновременно правая рука
подпруга положена поперек сверху,
натягивает суголовный ремень. В зак-
осторожно снять со спины назад.
лючение выправить из-под налобного
6. Протереть седло, вычистить стре-
ремня челку.
мена.
11. Застегнуть подбородный ремень.
Если летом лошадей оставляют
перед конюшней для замывки ног, им
Порядок действий при расседлова-
надевают поверх оголовья недоуздок
нии и снятии оголовья.
и привязывают за чумбур. Привязы-
1. Расстегнуть подбородный ре-
вать лошадей за повод недопустимо.
мень и переносье.
48
Если не хотят надевать недоуздок,
Помогающий никогда не должен
нужно держать лошадей. Седло сни-
браться за повод, он всегда держит
мают, если замывают спину или всю
лошадь за щечный ремень. Если всад-
лошадь.
ник взял в руки поводья, никто другой
Посадка на лошадь, слезание,
не должен больше вмешиваться в уп-
прыжок в седло, спрыгивание.
равление поводом
(за исключением
Поднимание вверх является наименее
необходимого предотвращения несчаст-
беспокоящим способом посадки на
ных случаев!).
лошадь. При этом не бывает
При посадке на лошадь, как пра-
неприятного для лошади стягивания
вило, не бывает помощников. Поэтому
седла на одну сторону. Поэтому детей и
всадник должен уметь садиться само-
подростков, для которых посадка в
стоятельно и притом одинаково хоро-
седло из-за их роста еще представляет
шо, уверенно и быстро с обеих сторон.
трудность, нужно всегда поднимать на
Начинающие должны с самого начала
лошадь. При посадке на молодых
научиться делать это правильно.
лошадей, которые еще не стоят
Порядок посадки на лошадь.
достаточно спокойно, всадников тоже
1. После того как преподаватель
надо всегда поднимать. Так можно
проверит седловку у построенных на
приучить лошадь стоять спокойно. При
средней линии манежа лошадей, он
подъеме в седло всадник становится
приказывает опустить стремена и за-
лицом к лошади. Левой рукой
кинуть поводья на шеи лошадей.
разбирает поводья (левый трензельный
Всадник стоит слева рядом с головой
повод
между
мизинцем
и
лошади. По команде
«Подготовиться
безымянным, правый — между средним
к посадке!» он поворачивается напра-
и указательным пальцами, большой
во. Левая рука берет поводья: ле-
палец прижимает повод) и берется за
вый— между мизинцем и безымянным,
середину передней луки, а правой— за
правый — между указательным и сред
середину задней луки. Затем он сгибает
ним пальцами так, чтобы поводья
левую ногу в колене, за которое
были натянуты равномерно
(правый
помощник берется обеими руками. Во
чуть сильнее). Затем он захватывает
время отталкивания всадника правой
левой рукой большой пучок гривы и
ногой помощник поднимает его левую
переднюю луку, а концы поводьев за-
ногу так, чтобы всадник мягко
брасывает на правую сторону шеи
опустился в седло. Помощник помога-
лошади. Теперь он готов к посадке.
ет взять левое стремя, разворачивает
2. По команде «Садись!» всадник
его наружу.
поворачивается левым плечом к лоша-
Если лошадь при поднимании всад-
ди. Правая рука берет путлище и раз-
ника не стоит спокойно, помощник бе-
ворачивает стремя несколько наружу.
рет ее левой рукой за щечный ремень
Левая нога ставится спереди до подъе-
оголовья и держит, а правой рукой,
ма в стремя. Левое колено касается
которая охватывает согнутую голень,
крыла седла. Теперь всадник подни-
поднимает ногу всадника.
мается на носок правой ступни и за-
Если всадник не хочет, чтобы его
хватывает правой рукой заднюю луку.
поднимали на лошадь, помощник ока-
3. Усиливая опору левой ступни на
зывает ему поддержку тем, что, зайдя
стремя, а левого колена в крыло, всад-
с правой стороны лошади, правой ру-
ник сильно отталкивается правой но-
кой захватывает щечный ремень, а ле-
гой от земли. При этом верхняя часть
вой берет путлище и тянет его вниз,
тела слегка наклоняется вперед. В этот
как противовес тяжести садящегося
момент всадник опирается главным об-
всадника. Когда всадник сядет, он
разом на руки, но не на стремя.
помогает ему взять стремя.
49
4. Всадник передает свою тяжесть на
и берется правой рукой за заднюю лу-
левую руку и переносит правую руку на
ку. Не прерывая движения, всадник
переднюю луку. Затем он поднимает
соскальзывает вниз и встает на пру-
правую ногу, переносит ее высоко над
жинящую правую ногу. Левое колено
крупом и мягко опускается в седло.
во время этого движения остается
Затем берет правое стремя, отводя
плотно прижатым к седлу. После это-
повернутым внутрь носком его задний
го левая нога освобождается из стре-
край, и разбирает поводья. Таким же
мени и ставится рядом с правой.
образом должна происходить и
3. В заключение всадник снимает
самостоятельная (без команд) посадка
руку с гривы, поворачивается налево
на лошадь.
и становится рядом с лошадью, чтобы
Во время посадки носок всадника
вести ее.
не должен касаться тела лошади.
Когда всадники овладеют описан-
Хотя это редко бывает нужно, но
ным способом слезания налево и на-
молодой всадник должен научиться
право, можно разрешить им соскаки-
садиться на лошадь и справа. Для
вать после переноса ноги из положе-
этого по команде «Подготовиться к по-
ния упора на землю. Предварительно
садке!» он должен сначала перейти на
должна быть освобождена из стреме-
правую сторону лошади, обходя ее
ни и левая ступня. Если лошадь моло-
спереди. Затем все происходит уже
дая и пугливая, то рекомендуется при-
описанным порядком, но с переменой
менять именно этот способ, так как
сторон. Когда посадка на лошадь
при нем исключается опасность повис-
справа закончена, надо переложить
нуть ногой в стремени.
концы поводьев на правую сторону
Молодой всадник должен научить-
шеи. Лошадей, которые не привыкли к
ся прыгать в седло и спрыгивать с ло-
посадке справа, нужно при этом дер-
шади как с левой, так и с правой сто-
жать.
роны.
Посадка на замундштученную ло-
При прыжке в седло первая фаза
шадь (в мундштучном оголовье) про-
проходит как при посадке. По коман-
изводится тем же способом. Мундштуч-
де «Подготовиться к прыжку!» всад-
ные поводья, однако, надо взять так,
ник кладет левую руку на гребень
как они разбираются, в одну руку.
шеи лошади, а правую на середину
При этом мундштучные поводья долж-
передней луки или непосредственно
ны провисать а трензельные выдержи-
перед ней тоже на гребень шеи. По
ваться. Если лошадь имеет привычку
команде «Прыжок!» всадник отталки-
прихватывать зубами всадника при по-
вается обеими ногами от земли и вы-
садке, нужно сильнее набирать проти-
прыгивает в положение упора, причем
воположный повод. Так же поступают
верхняя часть туловища слегка накло-
с лошадьми, которые во время посад-
няется вперед. В упоре на вытянутые
ки начинают движение вперед.
руки он выпрямляется и переносит но-
гу через круп. После этого мягко опус-
Порядок слезания с лошади.
кается в седло.
1. По команде
«Подготовиться к
Соскакивание с лошади значитель-
слезанию!» всадник сначала перекла-
но легче. По команде «Подготовиться
дывает правый повод в левую руку.
к соскоку!» всадник кладет повод на
Этой рукой он опирается на гриву, а
шею спокойно стоящей лошади. Руки
правой — на переднюю луку. При этом
упираются в передний край седла,
отпускает правое стремя и наклоняет-
локти — в живот. По команде «Сос-
ся вперед.
кок!» всадник делает мах, причем
2. По команде «Слезай!» переносит
верхняя часть тела идет вперед, но-
вытянутую правую ногу над крупом
50
ги — назад, всадник опирается только
колен, а также при легком сгибании
на руки. Ноги должны быть выпрям-
в коленном суставе шенкеля сами зани-
лены, подняты высоко над крупом,
мают правильное положение. Оно ха-
после чего пятки смыкаются. Затем
рактеризуется тем, что подпругу мож-
незначительным поворотом туловища
но видеть перед шенкелем от крыла
ноги отводятся влево и пружиня опус-
седла до подъема ступни. Мягкое со-
каются вниз.
прикосновение икры с телом лошади
должно заканчиваться чуть выше щи-
колотки. При таком положении шенке-
ПОСАДКА И ВОЗДЕЙСТВИЯ
ля каблуки оказываются на перпенди-
ВСАДНИКА НА ЛОШАДЬ
куляре, опущенном через плечевой и
Правильная посадка имеет огром-
тазобедренный суставы. Каблук слегка
ное значение. Она является необходи-
опущен вниз и при каждом шаге ло-
мым условием правильного воздейст-
шади колеблется от пружинящего
вия на лошадь и основой совершенст-
движения голеностопного сустава, в
вования в верховой езде. Вот почему
то время как икроножные мышцы не-
обучение посадке играет наиважней-
произвольно напрягаются и расслаб-
шую роль в первоначальной подготов-
ляются. Носки всадника слегка раз-
ке всадника. Опытные конники также
вернуты наружу, насколько это само
нуждаются в систематическом исправ-
получается без выворачивания голе-
лении посадки.
ностопного сустава при правильном
Седалище с расслабленными мыш-
положении бедра, колена и шенкеля.
цами должно располагаться в самой
Такое положение шенкеля в извест-
низкой точке правильно наложенного
ной мере зависит от телосложения
седла. Основную опору седалища
всадника и лошади, поэтому нельзя
составляют две седалищные кости,
дать стандартной схемы посадки. Ре-
имеющие форму полозьев, которые
шающей является выработка глубо-
должны возможно плотнее прижи-
кой, согласованной с движениями ло-
маться к поверхности седла, чтобы
шади прочной посадки. Преподаватель
промежность тоже касалась его. Этого
должен выявить правильную индиви-
достичь невозможно, если неправильно
дуальную форму посадки и научить
напряженные мышцы образуют «про-
всадника находить ее.
кладку» между седалищными костями
Длина стремян должна быть такой,
и седлом.
чтобы при широком расположении в
Бедра повернуты внутрь и отстав-
седле седалища, при прилегающем по-
лены назад насколько это возможно
ложении шенкелей и опоре на стремя
при седалище, опирающемся на всю
широкой части ступни каблуки всад-
ширину седла. Бедра плотно прижаты
ника были в самой низкой точке. При
внутренней стороной к седлу. Таким
этом следует учитывать длину ног
образом посадка делается оптималь-
всадника, а также форму корпуса ло-
ной и стабильной. Это положение
шади.
средней части тела облегчает всаднику
Верхняя часть тела всадника под-
поддержание равновесия и позволяет
нимается вертикально над бедрами,
лучше ощущать движение лошади.
которые должны находиться на одина-
При правильном расположении
ковой высоте над седлом. Позвоночник
подпруги (вертикально под самой низ-
эластично напряжен и в своей нижней
кой точкой седла, приблизительно на
части, пояснице, слегка прогнут.
1 — 1,5 ширины ладони сзади от лок-
В таком положении он в состоянии при-
тевого бугра лошади), при описанном
нимать на себя толчки, которые пере-
выше положении седалища, бедер и
даются от движения лошади телу
51
всадника, что позволяет сохранять
Обе руки надо постоянно держать на
глубокую посадку в седле.
одном уровне, каждую с соответству-
Позвоночный столб удерживающе-
ющей стороны тела всадника и шеи
гося в седле всадника производит едва
лошади! Перенос руки через холку
заметные колебания, в то время как
является существенной ошибкой!
поясница в момент толчка прогибается
Форма посадки. Нормальная по-
и вдавливает таз вперед в седло.
садка должна отвечать следующим
Верхняя часть тела, которая при про-
условиям:
гибе поясницы становится выше и
1. Она должна позволять всаднику
относительно тяжелее, следует за дви-
легко удерживать свой центр массы на
жением таза. Благодаря этому седа-
одной линии с центром массы лошади
лище может оставаться в седле как
(рис. 16), т.е. «приводить в согласие
приклеенное. Так как в ритме движе-
собственное распределение веса с рав-
ния лошади толчки всегда разделены
новесием лошади, которое определя-
паузами, из-за чего двигательные
ется мгновенно меняющимися энерги-
колебания приобретают форму волно-
ей и направлением движения»
(Зей-
образной линии, прогибание и рас-
ниг).
слабление поясницы следуют друг за
2. Она должна требовать от всад-
другом с равными интервалами
ника минимальной затраты энергии.
Плечи непринужденно опускаются
От формы нормальной посадки
вниз и слегка разворачиваются. Этого
имеется множество отклонений, обу-
вполне достаточно, чтобы придать
словленных разнообразными ситуаци-
груди необходимую выпуклость впе-
ями. Однако нужно при этом иметь в
ред. Неправильно понятое требование
виду, что отклонение от нормальной
«Грудь вперед!» может привести к из-
формы посадки сопровождается раз-
лишнему прогибу поясницы. Голову
личным воздействием на лошадь.
надо держать свободно и прямо.
При наклоне верхней части тулови-
Взгляд направлен между ушей лоша-
ща вперед можно передать большую
ди. Подбородок немного напряжен,
часть веса тела на передний край
шея слегка отведена так, что ее зад-
седалищных костей, а при отклонении
няя поверхность касается воротника.
назад
— на задний край. В первом
Верхняя часть рук свободно опуще-
случае это ведет к ослаблению нагруз-
на вертикально вниз (отклонение ско-
ки на спину лошади, и поэтому мы
рее слегка вперед, чем назад) и не
говорим об облегченной посадке. Во
прижимается судорожно к телу. Сог-
втором случае усиливается посылаю-
нутые в локтевых суставах предплечья
щее воздействие, поэтому такая форма
в своей средней части слегка касаются
посадки обозначается как усиленно
внутренней поверхностью тела всад-
посылающая (рис. 17).
ника.
Обе эти формы посадки исходят
Кисти рук располагаются верти-
из нормальной и применяются только
кально на ширину ладони перед туло-
короткое время, до достижения жела-
вищем, причем тыльные стороны
емой цели и как средство управления.
ладоней должны лежать в одной
Основными вариантами облегченной
плоскости с наружными сторонами
посадки в процессе обучения являются
предплечий.
прыжковая посадка и облегченная
Высота расположения кистей рук
исправляющая. Их общее назначе-
целиком зависит от постановки головы
ние
— разгрузить спину лошади. В
лошади. Она является правильной,
соответствии с этим облегченная по-
если локоть, предплечье, кисть, повод,
садка применяется:
рот лошади образуют прямую линию.
а) при прыжках для разгрузки
52
Рис. 16. Центр массы всадника и лошади
в) на прибавленных аллюрах, что-
бы не мешать работе спинной муску-
задних конечностей при отталкивании
латуры и т. д.
и облегчения выгиба спины в фазе по-
К облегченной посадке всадник
лета;
переходит из посадки нормальной,
б) на лошадях со слабой или чув-
когда он при более сильном прогибе
ствительной спиной для облегчения ра-
поясницы и связанном с этим продви-
боты мышц спины;
жении вперед средней части тела
наклоняет вперед туловище, так что
седалище остается скорее на седле,
чем в нем. При этом вес тела передается
в большей мере на передний край седа-
лищных костей, а также на бедра и
колени, которые для этого должны
прижиматься несколько плотнее, так
как при облегченной посадке всадник
не может держаться в седле только
за счет равновесия.
Колено, которое в этом случае
является как бы улавливателем толч-
ков и точкой вращения, получает под-
держку в выполнении своей функции
за счет уменьшения длины стремян
на два-три отверстия в путлище.
Ступни могут быть продеты в стреме-
53
на до подъема, но и при этом каблуки
мосферы, ощущения успеха, продвиже-
должны оставаться самой низкой точ-
ния вперед, постоянное поддержание
кой всадника.
у занимающихся веры в свои силы,
Усиленно посылающая посадка
раскованности, смелости. Чтобы под-
также исходит из посадки нормальной.
держать интерес и вызвать воодушев-
Если нормальная посадка действует
ление, надо строить урок разнообраз-
как посыл благодаря перемещению
но. Во время работы на корде этого
веса тела всадника вслед за движени-
можно достичь, ставя перед спортсме-
ем лошади, то здесь это воздействие
нами новые задачи.
усиливается при увеличенном проги-
Урок на корде по построению схо-
бании поясницы и продвижении вперед
ден с групповым занятием гимнасти-
таза. При необходимости позвоночник
кой, когда каждый спортсмен несколь-
может слегка отводиться от верти-
ко раз вызывается для выполнения
кальной линии центра тяжести назад.
отдельного упражнения или комбина-
Цель применения этой посадки,
ции. При этом время выполнения
сочетающейся с усиленным действием
упражнения одним спортсменом вна-
шенкелем, — дать лошади более силь-
чале не должно превышать 5 — 6 мин.,
ный посыл вперед на повод. Смотря
и только постепенно оно может быть
по тому, отдается или выдерживается
доведено до
15 мин. Для лучшего
при этом повод, достигается или более
использования времени рекомендуется
сильное разгибание в суставах задних
обучить некоторых старших или более
конечностей, что равносильно удлине-
опытных спортсменов действиям кор-
нию шага, или более сильное их сги-
дового и заниматься одновременно на
бание, а следовательно, увеличение
нескольких лошадях.
сбора лошади.
При выработке посадки продвига-
Выработка посадки. Занятия с на-
ются вперед «от ступеньки к ступень-
чинающими на корде дают им воз-
ке» и только постепенно достигают
можность относительно быстро осво-
оптимальной индивидуальной формы
ить технику езды верхом.
посадки. Обучение на корде имеет то
Надо помнить основное правило:
преимущество, что всадник полностью
короткие, но более частые упражнения
сосредоточивает внимание на своей
лучше, чем длительные уроки верхо-
посадке, не отвлекаясь на управление
вой езды, во время которых нередко
лошадью.
наблюдается судорожное сокращение
Необходимо следить, чтобы ни в
мышц.
коем случае не появлялось судорож-
Все новички должны систематичес-
ного напряжения. Если это проявится,
ки обучаться на корде, пока не достиг-
надо сократить темп работы или про-
нут непринужденной и гибкой посадки
вести дополнительные упражнения.
на лошади, идущей рысью и галопом,
У детей непринужденную, гибкую по-
и настолько освоят посылающие и
садку можно выработать за 30 — 40
сдерживающие средства управления,
уроков, у молодых спортсменов и
что смогут самостоятельно ездить на
взрослых для этого достаточно 20 — 30
своей лошади шагом и рысью.
занятий.
Наряду с таким обучением посадке
Непринужденная, гибкая посадка
надо приучать спортсменов во время
является основой дальнейшего совер-
пауз в работе на лошади самостоя-
шенствования всадника. Если это не
тельно выполнять специальные гимна-
достигнуто, расширение программы
стические упражнения для конников.
занятий лишено смысла. Вот почему
Важнейшим аспектом в занятиях
выработке посадки посвящается отно-
является поддержание радостной ат-
сительно много времени, которое
54

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..