ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (С.А.Куркин) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (С.А.Куркин) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (С.А.Куркин) - часть 1

 

 

 

5

1. ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ (ЛИСТЫ 1 ... 12) 

ПОЯСНЕНИЯ К ЛИСТАМ 1... 12 

ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ УСТРОЙСТВА И МАНИПУЛЯТОРЫ 

Грузозахватные устройства (лист 1).  
В мелкосерийном производстве транспортировку заготовок, деталей, готовых узлов 

и  изделий  осуществляют  главным  образом  с  помощью  мостовых  кранов,  автопогруз-
чиков  и  самоходных  тележек.  Сокращение  времени  навешивания  и  снятия  штучных 
грузов  достигается  применением  специальных  грузозахватных  устройств.  На  рис, 1 
показаны  механические  эксцентриковые  захваты  для  зачаливания  листов  в  го-

ризонтальном  (рис. 1,а ) и  вертикальном  (рис. 1,6) положениях.  В  этих  захватах  экс-
центрик  шарнирно соединен со скобой 2. Усилие зажатия создается массой поднима-
емого груза. При опускании груза на загружаемую плоскость и ослаблении натяжения 
троса захват размыкается. На рис. 2 показан рычажный захват для зачаливания объ-

емных  грузов  за  наружную  поверхность.  Для  транспортирования  обечаек  удобно  ис-
пользовать захваты с откидными крюками (рис. 3, а) или уравновешенные захватные 
скобы  (рис. 3, б).  Захваты  с  разъемными  скобами  имеют  несколько  грузовых  серег 
(рис. 4) и могут использоваться не только для подъема, но и для кантовки листов. 

Для  кантовки  крупных  изделий  и  узлов  используют  четырех  крюковой  мостовой 

кран. После подъема узла (рис. 5, а, б) поворот осуществляют, опуская одну пару крю-
ков при одновременном подъеме второй пары (рис. 5, в, г). 

Наиболее широкие возможности для автоматизации захвата груза дают вакуумные 

(рис. 6) и  электромагнитные  (рис. 7) устройства.  Достоинством  вакуумных  захватов 

является  возможность  их  использования  для  любых  материалов,  обеспечение  захвата 
только  одного  верхнего  листа,  а  также  меньшая  масса  по  сравнению  с  электромаг-
нитными.  Электромагнитные  захваты  применяются  только  доя  магнитных  материа-
лов, они менее чувствительны к состоянию поверхности детали. Для транспортировки 

листов,  как  правило,  применяют  несколько  электромагнитных  или  вакуумных  захва-
тов, которые могут быть закреплены на траверсах. 

Манипуляторы (лист 2). 
Крановое  оборудование  дополняют  самоходные  порталы  и  манипуляторы.  Они 

удобны для подачи листовых заготовок и деталей с промежуточного склада к рабочему 
месту  (рис. 1), а  иногда  и  для  манипулирования  заготовкой  (рис. 2). Конструктивная 
схема универсального портального манипулятора, предназначенного для подачи листа 
к гильотинным ножницам, показана на рис. 3, Захватывание листов со склада загото-
вок, расположенного между рельсами портала, производится посредством траверсы 2 

с захватами I, закрепленной на тележке 4, которая перемещается по верху портала 5 
поперек направления его движения. Закрепление траверсы 2 на колонне 3 обеспечи-
вает перемещение захваченного листа в вертикальном направлении и поворот в гори-
зонтальной плоскости. Иногда листоукладчик перемещают по эстакаде (рис. 4). 

Шарнирно-сбалансированные манипуляторы (рис. 5,6)  
управляются  с  кнопочного  пульта  или  от  рукоятки,  устанавливаемой  на  руке  ма-

нипулятора рядом с грузозахватным устройством. По вертикали груз уравновешивает-
ся с помощью электромеханического, пневматического или гидравлического привода, 

позволяющего  поднимать,  опускать  и  автоматически  балансировать  груз.  В  горизон-
тальной  плоскости  груз  перемещают  вручную.  Во  всех  конструкциях  манипуляторов 
предусматривается система аварийной блокировки, удерживающая груз при отключе-
нии энергопитания. 

 6 

КОНВЕЙЕРЫ 

Роликовые и пластинчатые конвейеры (лист 3). 
В серийном производстве для транспортировки грузов широко используют различ-

ные  конвейеры  и  их  отдельные  элементы  (поворотные  опоры,  подъемные  ролики  и 
т.д.). 

Для разворота листов и полотнищ в мелкосерийном производстве используют ша-

ровые опоры (рис- 1) или роликовые поворотные опоры (рис. 2). Сборочные и свароч-
ные стенды иногда оборудуют подъемными роликами (рис. 3). 

Приводные  роликовые  конвейеры  с  групповым  и  индивидуальным  приводом  осу-

ществляют  перемещение  изделий  по  горизонтали  (рис. 4, д).  Усилие  для  преодоления 
повышенного  сопротивления  движению,  например  при  продвижении  листа  через 
строгальный станок, при заталкивании плоского элемента в сворачивающее устройст-
во, .создают с помощью цепного транспортера с упором (рис. 4, б) или парными при-

нудительно вращаемыми валками (риc. 4, в). 

Фасонные криволинейные ролики (рис. 5, а, б) применяют для перемещения изде-

лий или заготовок цилиндрической формы. В этих же случаях могут применяться пар-
ные  дисковые  ролики  (рис. 5, в),  расположенные  под  углом.  Комбинация  жестко  за-
крепленных  и  подъемных  роликов  (рис.  б)  позволяет  попеременно  осуществлять  про-

дольное  перемещение  и  вращение  деталей.  Для  перегрузки  с  одного  роликового  кон-
вейера  на  другой,  расположенный  параллельно  первому,  применяют  передвижные 
конвейеры.  Их  располагают  на  раме  тележки 1 (рис. 7), которая  перемещается  по 
рельсовому  пути  перпендикулярно  оси  конвейера 2, состоящего  из  приводных  роли-

ков. 

При параллельном расположении роликовых конвейеров перегрузку листовых эле-

ментов с одновременной кантовкой на 180° осуществляют, как показано на рис. 8, а, 
б, а перегрузку в разных плоскостях — на рис. 9. 

Пластинчатые конвейеры используют для перемещения как штучных, так и длин-

номерных грузов. Иногда транспортируемые детали 1 (рис. 10) укладывают непосред-
ственно  на  звенья  цепи.  Другая  схема  представлена  на  рис. 11. Две  параллельные 
замкнутые пластинчатые катковые тяговые цепи имеют пластины 1 (рис. 11, а, б), пе-

ремещающиеся по направляющим 3. К звеньям тяговых цепей прикреплены грузовые 
пластины 4. Конвейер имеет привод 5 (рис. 11, в) и натяжное устройство б. 

Подвесные конвейеры (листы 4 ... 6) 
 получили  широкое  распространение  и  являются  основными  транспортирующими 

машинами  современных  предприятий  серийного  и  массового  производства.  Про-

странственность  трассы,  доступность  изделия  со  всех  сторон,  экономия  производст-
венной площади позволяют использовать их не только для перемещения узлов или из-
делий  к  рабочим  местам,  но  одновременно  и  для  выполнения  различных  тех-
нологических операций: мойки, очистки, сушки, окраски, закалки, отпуска и т.д. 

В  зависимости  от  характера  крепления  несущей  подвески  к  тяговому  элементу 

различают конвейеры грузонесущие (лист 4, рис. 1,а) и толкающие (рис. 1,6). Грузоне-
сущие конвейеры (рис. 1,а; 2) имеют направляющий путь 7, по которому движутся ка-
ретки 2 с  грузовыми  подвесками,  связанные  тяговой  цепью 3. Тяговая  цепь 3 имеет 

гибкость в вертикальном и горизонтальном направлениях. Это дает возможность обес-
печивать перемещение деталей по пространственной замкнутой трассе. Повороты тя-
гового  элемента  в  горизонтальной  плоскости  осуществляются  с  помощью  поворотных 
шкивов 1 (рис. 3,а) или роликовых батарей 2 (рис. 3, б), а в вертикальной плоскости — 

с помощью перегибов направляющего пути. 

Опорные  катки 2 (рис. 4) кареток  грузонесущих  конвейеров  имеют  форму,  соот-

ветствующую  профилю  направляющего  пути 1. Трасса  конвейера  может  проходить 
непосредственно  через  технологические  камеры,  моечные,  пескоструйные,  окрасоч-

 

7

ные,  сушильные  и  др.  В  этом  случае  ходовая  часть  конвейера  должна  быть  закрыта 

защитным кожухом (рис. 5, а, б). Грузовые подвески прикрепляют или непосредствен-
но  к  кареткам  с  помощью  штырей,  или  к  траверсе,  подвешиваемой  на  двух  и  более 
каретках  (рис. 6), если  нагрузка  от  транспортируемого  груза  больше  допускаемой  на 
одну каретку. Примеры некоторых конструкций грузовых подвесок показаны на рис. 

7.8,9. 

Подвески  конвейера  можно  загружать  и  разгружать  вручную,  полуавтоматически 

и  автоматически.  Полуавтоматическую  загрузку  осуществляют  на  участках  спуска  и 
подъема  пути  конвейера  (лист 5, рис. 10,а).  Крюк,  стропы,  рычажный  захват  или 

обойму  подвески  рабочий  вручную  зацепляют  за  груз,  лежащий  на  роликовом  столе. 
Конвейер отрывает груз от стола. Подобным же образом конвейер разгружают. Пере-
гибы пути в вертикальной плоскости используют и для автоматической загрузки, при-
меняя  подвески  с  вилко-образным  основанием  (рис. 10, б).  На  участке  подъема  пути 

подвеска 1 лапами вилочного основания заходит между роликами загрузочного стола 2 
и, поднимаясь, захватывает лежащий на нем груз. 

Подвесной толкающий конвейер (рис 11) имеет тяговый путь 1, по которому дви-

жутся  каретки 2, поддерживающие  тяговую  цепь 3, и  грузовой  путь  б,  по  которому 
перемещаются тележки с подвесками 7 для грузов. Грузовые пути могут ответвляться 

от приводного контура трассы в любую сторону в горизонтальной плоскости для пере-
вода  тележек  на  приводной  контур  другого  конвейера.  Нажатие  толкателя 9 тяговой 
цепи 3 на передний упор 4 задает движение тележке, снабженной катками 5, а зазор 
между  толкателем  и  задним  упором 8 обеспечивает  выход  толкателя  из  промежутка 

между упорами при выводе тележки по стрелке на отводной путь. 

На рис. 12 показана конструкция толкающего конвейера, у которого грузовая и тя-

говая каретки перемещаются по различным поверхностям одного пути. 

Характерные  схемы  сцепления  и  расцепления  грузовых  кареток  с  тяговой  цепью 

показаны  на  рис. 13. Неуправляемые  упоры  (рис. 13, а,  б)  обеспечивают  только  ав-
томатический захват неподвижной грузовой каретки набегающим упором тяговой це-
пи. Если неуправляемый упор подпружинен (рис. 13, в) и тяговая способность его ог-
раничена, то при стопорении тележки упор отклоняется, и цепь далее движется без те-

лежки.  Управление  подпружиненными  упорами  достигается  набеганием  ролика  на 
контр шину 1 (рис. 13,в, г). 

Широкие  возможности  для  автоматизации  транспортных  операций  дает  оснаще-

ние грузовых кареток самоотцепом-автостопом (лист 6, рис. 14) при котором отцепле-
ние каретки от упора тяговой цепи происходит автоматически при набегании управ-

ляющего элемента I движущейся каретки на хвостовую часть 2 стоящей у нее на пути 
предыдущей каретки. 

Перевод снабженных автостопом тележек с одной трассы 1 (рис. 15) конвейера на 

другую 3 позволяет организовать одно- и многониточные подвижные склады 2 на под-

весках. Несущие подвески, проходя мимо рабочего места и не получая сигнала об ос-
тановке, отправляются на склад, где автоматически останавливаются при упоре друг 
в  друга.  Как  только  путь  окажется  свободным,  происходит  захватывание  очередного 
упора  непрерывно  движущегося  тягового  элемента,  и  подвеска  снова  отправляется  в 

путь. 

Толкающие  конвейеры  позволяют  организовать  автоматическое  адресование  гру-

зов.  Наибольшее  распространение  получила  система  децентрализованного  адресова-
ния (рис. 16), когда адресоноситель АН (рис. 16, а) устанавливают на каждой тележке. 

Информация об адресе заключена в комбинации дисков, штырей, клавиш, магнитов, 
отверстий. Считыватели Cl, C2, СЗ располагают перед исполнительными механизмами 
ИМ (рис 16,а). При прохождении подвески через считыватель последний в случае сов-
падения  адреса  дает  команду  в  блок  управления  БУ  на  включение  исполнительного 
механизма. Сбрасыватель адреса СА размещают после пунктов разгрузки перед нача-

лом нового маршрута. Адрес груза задается автоматическим адресователем А или опе-
ратором.  Исполнительные  механизмы  ИМ  переводят  стрелки,  а  также  загружают  и 

 8 

разгружают подвески, подъемные столы, поворотные захваты. Например, автоматиче-

ская навеска или съем платформы грузового автомобиля (рис. 17) осуществляется сле-
дующим образом: при движении конвейера подвеска.1 нажимает на концевой выклю-
чатель 2, останавливающий подвеску и включающий механизм поворота рамы 4 кан-
това  теля  с  грузовой  платформой 5 в  вертикальное  положение.  Окончание  поворота 

фиксируется  концевым  выключателем 3 с  одновременным  включением  механизма, 
который поднимает выступ платформы. Затем подвеску отклоняют так, чтобы ее упор 
оказался  под  выступом  платформы,  после  чего  все  действия  производят  в  обратном 
порядке. Загрузку деталей на подвесной конвейер 2 (рис. 18) можно организовать и с 

помощью подъемного стола 1. 

В  том  месте,  где  изделие  надо  опустить  к  рабочему  месту 5 (рис. 19, б),  грузовой 

путь 3 делают разъемным и отрезок пути 2 (опускную секцию) вместе с тележкой 1 и 
изделием  опускают,  а  после  проведения  работ  поднимают  в  вертикальных  направ-

ляющих 4 с  помощью  подъемного  механизма.  Как  показано  на  рис. 19, а,  опускную 
секцию 2 располагают вне магистральной линии 1 с тем, чтобы непрерывность работы 
конвейера не нарушалась. 

Шаговые конвейеры (листы 7,8). 
 Для передачи деталей и узлов с одной позиции на другую в поточной или в авто-

матической линии широко используют шаговые конвейеры. На рис. 1 (лист 7) показа-
на  схема  шагового  конвейера  в  линии  сборки  и  сварки  тепловозных  рам.  После  за-
вершения  работ  на  всех  рабочих  местах  линии  домкраты 2 каждой  пары  тележек 4 
приподнимают раму 3 над опорами 7 и тяговым канатом 5 передвигают ее на сосед-

нее рабочее место. Раму опускают на опоры, а тележки возвращают в исходное поло-
жение. 

Иногда для шаговой подачи используют тележки-спутники, каждая из которых яв-

ляется  кондуктором  для  сборки  изделия.  В  этом  случае  шаговые  конвейеры  делают 

замкнутыми в горизонтальной (рис. 2) или в вертикальной (рис. 3, а) плоскости. В по-
следнем случае конструкция сцепки тележек должна обеспечивать возможность авто-
матического расцепления и сцепления при передаче изделия с одного яруса на другой 
и при подъеме его на каждой позиции конвейера для выполнения сборочно-сварочных 

работ. Схема сцепки показана на рис. 3,6. 

В  шаговых  конвейерах  штангового  типа  (рис.4)  блок-штанги 2 имеют  подпружи-

ненные упоры I и опорные катки 3. Подобные схемы применяют в линиях сварки ав-
томобильных колес. Составная штанга 3 (рис. 5) совершает возвратно-поступательное 
движение. Шарнирные кулачки 1 упираются в кромки изделий 5 и продвигают их на 

размер шага по направляющим 4, преодолевая трение скольжения. При холостом ходе 
пружины 2 сжимаются,  и  кулачки  проскальзывают.  Такие  конвейеры  просты,  но  их 
скорость  ограничена  возникающей  погрешностью  положения  детали  при  остановке. 
Если технологическое или вспомогательное оборудование 2 (рис. 6, а, б) располагается 

вне  линии  шагового  конвейера 1, большие  скорости  перемещения  не  требуются.  При 
расположении  оборудования  в  линии  конвейера  скорость  перемещения  должна  быть 
большой.  Этому  требованию  отвечают  конвейеры  с  подъемной  движущейся  рамкой 
(рис. 7; лист 8, рис. 8). Грузы рамкой 2 приподнимаются над поверхностью стеллажа 1, 

перемещаются  на  шаг  и  опускаются,  а  рамка  возвращается  в  исходное  положение. 
Подъем рамки осуществляется силовыми цилиндрами 3 (рис. 8, а), а перемещение ее — 
цилиндром 4. 

Передачу деталей с одного шагового конвейера 1 (рис. 9) такого типа на другой 2 

можно осуществить непосредственно или с помощью автоматически действующего на-
копителя,  обеспечивающего  продолжение  работы  каждого  из  участков  линии  при  ос-
тановке соседнего. В последнем случае накопитель, например в виде движущейся лен-
ты 2 (рис. 10), принимает  детали 3 с  предыдущего  конвейера 1 и  накапливает  их, 
сдвигая до упора 4. Рамка очередного конвейера 5 приподнимает первую деталь с на-

копителя и подает ее на выполнение следующей технологической операции. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..