КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (2003 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (2003 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (2003 год) - часть 4

 

 

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, 
применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. 
2. Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до 
трех лет. 
3. Лишение права управления транспортными средствами не может 
применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи 
с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным 
средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном 
потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, 
токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в 
установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет 
определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного 
потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, 
токсических или других одурманивающих веществ, или употребления 
алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, их 
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения 
проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния 
алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением 
наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или 
других одурманивающих веществ. 
Статья 6.9. Лишение права заниматься определенной деятельностью 
1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с 
учетом характера совершенного административного правонарушения, 
связанного с управлением транспортными средствами либо с занятием видом 
деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение 
(лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или 
юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение 
права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными 
средствами, может применяться к лицу, не имеющему права управления 
транспортными средствами, совершившему административное 
правонарушение, за которое в соответствии с Особенной частью настоящего 
Кодекса может быть наложено административное взыскание в виде лишения 
права управления транспортными средствами. 
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на 
срок от шести месяцев до одного года. Лишение права заниматься 
деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, 
устанавливается в пределах срока лишения права управления транспортными 
средствами, указанного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса. 
Статья 6.10. Конфискация 
1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в 
собственность государства дохода, полученного в результате противоправной 
деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и 
средств совершения административного правонарушения, находящихся в 
собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) 
лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, 

предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, конфискации 
подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и 
средства совершения административного правонарушения независимо от того, 
в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного 
управления) они находятся. В случае продажи (при отсутствии признаков 
незаконной предпринимательской деятельности) физическим лицом, не 
являющимся индивидуальным предпринимателем, алкогольных напитков, не 
маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики 
Беларусь и (или) специальными марками, либо алкогольных напитков 
собственного изготовления может применяться конфискация алкогольных 
напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками 
Республики Беларусь и (или) специальными марками, алкогольных напитков 
собственного изготовления, не являющихся предметом административного 
правонарушения, принадлежащих виновному лицу или находившихся в месте 
совершения правонарушения в момент совершения правонарушения. 
2. Независимо от назначенного административного взыскания либо 
освобождения лица от административной ответственности применяется 
специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном 
изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных 
орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы и 
других водных животных, торговля которыми осуществлялась в 
неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других 
дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян). 
3. Не подлежат конфискации товары, являющиеся предметом 
административного таможенного правонарушения, за совершение которого 
предусмотрена конфискация таких товаров, приобретенные после его 
совершения лицом, не совершавшим это административное таможенное 
правонарушение, которые: 
1) помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего 
потребления в порядке, установленном международными договорами и иными 
актами законодательства; 
2) приобретены на территории Республики Беларусь у физического лица, не 
являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, 
домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с 
предпринимательской деятельностью, если приобретатель не знал и не мог 
знать о совершении этого административного правонарушения; 
3) приобретены в розничной торговле. 
Статья 6.11. Депортация 
Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – 
применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. 
Статья 6.12. Взыскание стоимости 
1. Взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в 
собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость 
предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения 
административного правонарушения. 

2. Взыскание стоимости может применяться, если в санкции статьи Особенной 
части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация предмета 
административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения 
административного правонарушения: 
1) при отсутствии имущества, являющегося предметом административного 
правонарушения, орудием или средством совершения административного 
правонарушения; 
2) при невозможности реализации или экономической нецелесообразности 
реализации имущества, являющегося предметом административного 
правонарушения, орудием или средством совершения административного 
правонарушения; 
3) если имущество, являющееся предметом административного 
правонарушения, орудием или средством совершения административного 
правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного 
ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное 
правонарушение. 
Статья 6.13. Административный запрет на посещение физкультурно-
спортивных сооружений 
1. Административный запрет на посещение физкультурно-спортивных 
сооружений состоит во временном запрете физическому лицу посещать 
физкультурно-спортивные сооружения во время проведения спортивно-
массовых мероприятий, спортивных соревнований. 
2. Административный запрет на посещение физкультурно-спортивных 
сооружений может применяться за совершение на территории физкультурно-
спортивного сооружения во время проведения спортивно-массового 
мероприятия, спортивного соревнования административных правонарушений, 
указанных в статьях 9.1, 16.10, 17.1, 17.3, 17.10, 17.11, 17.14, 23.4, 23.34 
настоящего Кодекса, если за совершенное правонарушение предусмотрен 
административный арест.  
3. Административный запрет на посещение физкультурно-спортивных 
сооружений устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет. 
ГЛАВА 7 
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ 
Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания 
1. Административное взыскание за совершенное административное 
правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего 
Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части 
настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное 
административное правонарушение. Специальная конфискация, взыскание 
стоимости, лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением 
транспортными средствами, административный запрет на посещение 
физкультурно-спортивных сооружений применяются независимо от того, 
указаны ли они в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса. 
2. При наложении административного взыскания на физическое лицо 
учитываются характер совершенного административного правонарушения, 

обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего 
административное правонарушение, степень его вины, характер и размер 
причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, 
смягчающие или отягчающие административную ответственность. 
3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо 
учитываются характер административного правонарушения, характер и размер 
причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие 
административную ответственность, а также финансово-экономическое 
положение юридического лица. 
4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или 
юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было 
наложено указанное взыскание. 
5. Исключена. 
Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную 
ответственность 
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, 
признаются: 
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего 
административное правонарушение; 
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, 
вредных последствий такого правонарушения; 
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо 
исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой 
налагается административное взыскание; 
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное 
правонарушение, малолетнего ребенка; 
5) совершение административного правонарушения физическим лицом 
вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств; 
6) совершение административного правонарушения физическим лицом под 
влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или 
иной зависимости; 
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или 
лицом, достигшим семидесяти лет; 
8) совершение административного правонарушения беременной женщиной; 
9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, 
совершившим административное правонарушение; 
10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное 
правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном 
административном правонарушении; 
11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, 
содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении 
обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном 
правонарушении. 

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать 
смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не 
указанные в настоящей статье. 
3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, 
предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве 
признака административного правонарушения, не может учитываться при 
определении меры ответственности физического лица, совершившего 
административное правонарушение. 
Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную 
ответственность 
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, 
признаются: 
1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить 
его; 
2) совершение административного правонарушения повторно; 
3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 
4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя 
бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в 
качестве исполнителей; 
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного 
бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 
6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, 
национальной либо религиозной розни; 
7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, 
беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему 
административное правонарушение; 
8) совершение административного правонарушения с использованием лица, 
заведомо для физического лица, совершившего административное 
правонарушение, страдающего психическим расстройством (заболеванием); 
9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного 
опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, 
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих 
веществ; 
10) совершение административного правонарушения должностным лицом в 
связи с исполнением служебных обязанностей; 
11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо 
малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии. 
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера 
административного правонарушения могут не признать отягчающим 
административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части 
1 настоящей статьи. 
3. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать 
отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье. 
4. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, 
предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве 

признака административного правонарушения, не может учитываться при 
определении меры ответственности физического лица, совершившего 
административное правонарушение. 
Статья 7.4. Наложение административного взыскания при совершении 
нескольких административных правонарушений 
1. При совершении двух или более административных правонарушений, 
образующих совокупность, основное и дополнительные административные 
взыскания налагаются за каждое совершенное административное 
правонарушение в отдельности. 
2. Порядок, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, применяется и в 
случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о 
которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, 
ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий 
административный процесс, наложив основное либо основное и 
дополнительное административные взыскания отдельно за каждое 
административное правонарушение, окончательно определяют 
административное взыскание за совершенные административные 
правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, 
чтобы оно не превышало: 
1) штраф, исчисляемый в базовых величинах и налагаемый на физическое 
лицо, – ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства в области 
безопасности движения и эксплуатации транспорта – двухсот базовых величин, 
законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской 
и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, 
таможенного регулирования и порядка управления – четырехсот базовых 
величин; 
1

1

) штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на индивидуального 

предпринимателя, – четырехсот базовых величин, а в случаях нарушения 
законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской 
и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, 
таможенного регулирования и порядка управления – тысячи базовых величин; 
1

2

) штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на юридическое 

лицо, – двух тысяч базовых величин; 
2) лишение специального права – пяти лет; 
3) лишение права заниматься определенной деятельностью – двух лет, за 
исключением лишения права заниматься деятельностью, связанной с 
управлением транспортными средствами, срок которого не может превышать 
пяти лет; 
4) административный арест – двадцати пяти суток. 
3. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, 
ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные 
административные взыскания, наложенные за отдельные административные 
правонарушения. 

4. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к 
различным видам, наложенные за отдельные административные 
правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно. 
5. При наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, 
образующих повторность, взыскание налагается в пределах санкции статьи 
Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за 
данное правонарушение. 
Статья 7.5. Исчисление срока административного взыскания 
Срок административного взыскания исчисляется в случае применения: 
административного ареста – сутками; 
лишения специального права, лишения права заниматься определенной 
деятельностью и административного запрета на посещение физкультурно-
спортивных сооружений – месяцами, годами. 
Статья 7.6. Сроки наложения административного взыскания 
1. Административное взыскание может быть наложено: 
1) за совершение административного правонарушения – не позднее двух 
месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено настоящей 
статьей; 
2) за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее 
двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое 
правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не 
предусмотрено настоящей статьей; 
3) за совершение административного правонарушения против экологической 
безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее 
шести месяцев со дня его совершения, а за совершение административных 
правонарушений, предусмотренных статьей 15.21, частями 1 и 2 статьи 15.22, 
частью 1 статьи 15.26, статьей 15.30, частями 3–7 статьи 15.32, частью 3 статьи 
15.35, частью 3 статьи 15.37, статьями 15.38, 15.51, частью 1 статьи 15.63 
настоящего Кодекса, – не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев 
со дня обнаружения административного правонарушения; 
4) за совершение административного правонарушения в области финансов, 
рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против 
порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также 
административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.24, 16.8 (в 
части нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и 
процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, 
Евразийского экономического союза, представления недостоверных данных для 
процедуры государственной регистрации продукции), 20.1, 21.1–21.4, 21.6–21.8, 
21.12, 21.17, 21.20–21.26, 23.7–23.9, 23.11–23.13, 23.20, 23.23, частями 1, 2, 5 и 6 
статьи 23.27, статьями 23.36, 23.37, 23.42, частью 1 статьи 23.45, статьями 
23.52, 23.57, 23.74, 23.75, 23.80 настоящего Кодекса, – не позднее трех лет со 
дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного 
правонарушения, за исключением административных правонарушений, 
предусмотренных статьями 11.61, 13.1, 13.8–13.11 настоящего Кодекса, 
совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными 

предпринимателями, административное взыскание за которые может быть 
наложено не позднее одного года со дня совершения административного 
правонарушения, статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное 
взыскание за которое может быть наложено не позднее двух лет со дня 
совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного 
правонарушения; 
5) за совершение административных правонарушений, предусмотренных 
статьей 9.21, частями 3 и 4 статьи 23.27, статьей 23.29, частью 1 статьи 23.55 
настоящего Кодекса, – не позднее одного года со дня совершения 
административного правонарушения; 
6) за совершение административного правонарушения, предусмотренного 
статьей 23.18 настоящего Кодекса, – на физических лиц и индивидуальных 
предпринимателей – не позднее двух лет со дня его совершения и трех месяцев 
со дня его обнаружения; 
7) за совершение административного правонарушения, предусмотренного 
статьей 23.79 настоящего Кодекса, – не позднее двух лет со дня совершения и 
двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения; 
8) за совершение административных правонарушений, предусмотренных 
частью 3 статьи 9.15, частью 1 статьи 9.19 настоящего Кодекса, – не позднее 
одного года со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения 
административного правонарушения. 
2. В случае отмены или утраты силы постановления по делу об 
административном правонарушении при новом рассмотрении дела о 
совершенном административном правонарушении административное 
взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или 
утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены 
постановления по делу об административном правонарушении 
административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми 
месяцев со дня отмены первого постановления. 
3. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о 
прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде 
уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного 
расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при 
наличии в деяниях признаков совершенного административного 
правонарушения административное взыскание может быть наложено не 
позднее двух месяцев со дня принятия такого решения, но не позднее: 
1) шести месяцев со дня совершения административного правонарушения, на 
которое распространяется срок, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи; 
2) шести месяцев со дня обнаружения либо прекращения административного 
правонарушения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его 
обнаружения и на такое правонарушение распространяется срок, указанный в 
пункте 2 части 1 настоящей статьи; 
3) трех лет со дня совершения иного административного правонарушения. 
4. В случае приостановления рассмотрения дела об административном 
правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 11.2 

Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об 
административных правонарушениях административное взыскание может быть 
наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о 
возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении. 
5. Исключена. 
Статья 7.7. Зачет времени административного задержания физического 
лица 
В срок административного ареста засчитывается срок административного 
задержания физического лица. 
Статья 7.8. Возложение обязанности возместить причиненный вред 
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или 
юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной 
ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным 
правонарушением. 
Статья 7.9. Наложение административного взыскания при наличии 
обстоятельств, смягчающих административную ответственность 
При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в 
пунктах 3 и 5 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих 
обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3–9 и 11 части 1 статьи 7.3 
настоящего Кодекса, административные взыскания в виде штрафа налагаются в 
размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях 
статей Особенной части настоящего Кодекса минимальных и максимальных 
размеров, уменьшенных в два раза. 
ГЛАВА 8 
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ 
ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
Статья 8.1. Общие положения об освобождении от административной 
ответственности 
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть 
освобождено от административной ответственности лишь в случаях, 
предусмотренных настоящим Кодексом. 
Статья 8.2. Освобождение от административной ответственности при 
малозначительности правонарушения 
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть 
освобождено от административной ответственности в случае признания 
совершенного административного правонарушения малозначительным. 
2. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо 
административного правонарушения и причинившее незначительный вред 
охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам. 
Статья 8.3. Освобождение от административной ответственности с учетом 
обстоятельств, смягчающих ответственность 
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может 
быть освобождено от административной ответственности при наличии одного 
из обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 7.2 настоящего 
Кодекса. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, 

может быть освобождено от административной ответственности при наличии 
обстоятельства, указанного в пункте 3 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса. 
Статья 8.4. Освобождение от административной ответственности в связи с 
примирением с потерпевшим 
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее 
административную ответственность по требованию потерпевшего либо его 
законного представителя, освобождается от административной 
ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным 
представителем. 
Статья 8.5. Освобождение от административной ответственности 
военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие 
дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине 
Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие 
дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 
настоящего Кодекса), совершившие административные правонарушения, могут 
быть освобождены от административной ответственности с передачей 
материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения 
вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением 
случаев, когда в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса 
предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение 
специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, 
конфискация, взыскание стоимости, а также если повторное совершение 
административного правонарушения влечет уголовную ответственность. 
Статья 8.6. Освобождение от административного взыскания или замена 
административного взыскания более мягким вследствие заболевания 
Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного 
взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, 
препятствующим исполнению наложенного административного взыскания, по 
ходатайству органа, исполняющего постановление о наложении 
административного взыскания, может быть освобождено органом, вынесшим 
указанное постановление, от административного взыскания или назначенное 
административное взыскание может быть заменено на более мягкое. 
Статья 8.7. Освобождение от административной ответственности жертв 
торговли людьми 
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу 
обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих 
ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо 
деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной 
эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171

1

181

1

, 182, 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от 

административной ответственности. 
Статья 8.8. Исключена 
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 
ГЛАВА 9 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ, 
ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И 
ГРАЖДАНИНА 
Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные 
насильственные действия либо нарушение защитного предписания 
1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой 
кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты 
трудоспособности, – 
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин 
или административный арест. 
2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, 
умышленное причинение боли, физических или психических страданий, 
совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в 
этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного 
предписания – 
влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или 
административный арест. 
  
Примечание. Термины «близкие родственники» и «члены семьи», применяемые 
в настоящей статье и статье 24.5 настоящего Кодекса, имеют значения, 
определенные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь 
об административных правонарушениях. 
Статья 9.2. Клевета 
Клевета, то есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо 
измышлений, – 
влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин. 
Статья 9.3. Оскорбление 
Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, 
выраженное в неприличной форме, – 
влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин. 
Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей 
1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по 
воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, 
содержащего признаки административного правонарушения либо 
преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, 
с которого наступает административная или уголовная ответственность за 
совершенное деяние, – 
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых 
величин. 
2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения 
административного взыскания за такое же нарушение, – 
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин. 
Статья 9.5. Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей 

Действия по подбору и передаче детей на усыновление (удочерение) от имени 
или в интересах лиц, желающих их усыновить (удочерить), осуществляемые 
лицом, не уполномоченным на это законодательством, – 
влекут наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых 
величин, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин. 
Статья 9.6. Отказ в предоставлении гражданину информации 
Незаконный отказ должностного лица в предоставлении гражданину собранных 
в установленном порядке документов и материалов, непосредственно 
затрагивающих его права‚ свободы и законные интересы, либо предоставление 
ему неполной или умышленно искаженной информации, если в этих деяниях 
нет состава преступления, – 
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин. 
Статья 9.7. Воспрепятствование проведению 
собрания‚ митинга‚ демонстрации‚ шествия‚ пикетирования или участию 
в них 
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации‚ 
шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, 
если в этих деяниях нет состава преступления, – 
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых 
величин. 
Статья 9.8. Hарушение права на свободу объединения граждан в 
политические партии и иные общественные объединения 
Воспрепятствование объединению граждан либо принуждение их к 
объединению в политические партии и иные общественные объединения, если 
в этих деяниях нет состава преступления, – 
влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. 
Статья 9.9. Hарушение законодательства о свободе вероисповеданий и 
религиозных организациях 
1. Внеуставная деятельность религиозных организаций – 
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 
2. Вовлечение несовершеннолетнего в религиозную организацию путем 
склонения его к систематическому участию в богослужениях, религиозных 
обрядах, ритуалах и церемониях либо обучение несовершеннолетнего религии 
вопреки его воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих, – 
влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 
3. Организация религиозного просвещения несовершеннолетних в учреждениях 
образования во внеучебное время без согласия родителей или лиц, их 
заменяющих, – 
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 
4. Отправление членами религиозной организации в отношении ребенка, не 
достигшего пятнадцати лет, религиозных обрядов без согласия родителей или 
лиц, их заменяющих, – 
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 

5. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные 
повторно в течение одного года после наложения административного взыскания 
за такие же нарушения, – 
влекут наложение штрафа в размере от четырнадцати до двадцати базовых 
величин. 
Статья 9.10. Нарушение законодательства о выборах, референдуме, об 
отзыве депутата и о реализации права законодательной инициативы 
граждан 
Проведение агитации в день выборов, референдума, голосования об отзыве 
депутата, либо незаконное привлечение или использование денежных средств 
или материальных ресурсов при подготовке и проведении выборов, 
референдума, отзыва депутата или мероприятий, направленных на реализацию 
права законодательной инициативы граждан, либо непредставление 
Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению 
республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по 
референдуму или комиссии по проведению голосования об отзыве депутата 
необходимых документов или невыполнение их решений, а также другие 
нарушения законодательства о выборах, референдуме, об отзыве депутата или о 
реализации права законодательной инициативы граждан, если эти деяния не 
влекут уголовной ответственности, – 
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятнадцати 
базовых величин. 
Статья 9.11. Умышленные уничтожение или повреждение печатных 
материалов, относящихся к выборам, референдуму 
Умышленные уничтожение или повреждение информационных либо 
агитационных печатных материалов, размещенных в соответствии с 
законодательством на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их 
собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или 
проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на 
информационные либо агитационные печатные материалы – 
влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых 
величин. 
Статья 9.12. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов 
Нарушение председателем или членом комиссии по выборам Президента 
Республики Беларусь, избирательной комиссии, комиссии по референдуму или 
комиссии по проведению голосования об отзыве депутата установленного 
законом порядка подсчета голосов – 
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пятнадцати 
базовых величин. 
Статья 9.13. Нарушение законодательства об обращениях граждан и 
юридических лиц 
Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо 
нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо 
неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам 
рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в 

ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению 
обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по 
восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов 
заявителя – 
влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 
Статья 9.14. Нарушение законодательства о пенсионном обеспечении 
Нарушение работодателем или уполномоченным должностным лицом 
работодателя требований законодательства о своевременном оформлении 
документов о стаже работы, заработке и результатах аттестации рабочих мест 
по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо непредставление 
указанных документов в установленные сроки, либо представление таких 
документов, содержащих неполные или недостоверные сведения, – 
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых 
величин. 
Статья 9.15. Hарушение законодательства о занятости населения 
1. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том 
числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной 
трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в 
социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на 
рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, 
затраченные государством на содержание детей, находящихся на 
государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких 
мест предусмотрена законодательством, – 
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых 
величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин. 
2. Невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для 
трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья 
или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, 
связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, – 
влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых 
величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин. 
3. Неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, 
несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов 
уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем 
высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, 
прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или 
сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных 
рабочих мест (вакансий) – 
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин. 
Статья 9.16. Отказ в приеме на работу 
1. Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу 
гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите 
в счет брони, – 
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых 
величин. 

2. Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику 
государственного учреждения профессионально-технического, среднего 
специального или высшего образования, направленному на работу в 
соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, 
заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно 
отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, 
заключение трудового договора с которым является обязательным, – 
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых 
величин. 
Статья 9.17. Нарушение требований по охране труда 
1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя 
или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения 
требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в 
том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, за 
исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 2 настоящей 
статьи, – 
влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин. 
2. Допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего 
предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо 
освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного 
опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, 
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих 
веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотра либо 
освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране 
труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, 
заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, 
вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их 
аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – 
влекут наложение штрафа в размере от восьми до сорока пяти базовых величин. 
3. Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные 
повторно в течение одного года после наложения административного взыскания 
за такие же нарушения, – 
влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых 
величин. 
Статья 9.18. Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых 
отношений 
1. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с 
законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для 
ведения коллективных переговоров, – 
влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин. 
2. Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора 
решения трудового арбитража – 
влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин. 
3. Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей 
работником, не участвующим в забастовке, – 

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых 
величин. 
Статья 9.19. Hарушение законодательства о труде 
1. Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом 
нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы – 
влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, а 
на юридическое лицо – до ста базовых величин. 
2. Исключена. 
3. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом 
нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих 
мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих 
мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным 
должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по 
условиям труда, содержащих недостоверные сведения, – 
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых 
величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин. 
4. Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, 
предусмотренных статьями 9.16–9.18 настоящего Кодекса и частями 1 и 3 
настоящей статьи, причинившие вред работнику, – 
влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин. 
Статья 9.20. Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев 
на производстве и профессиональных заболеваний 
Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном 
случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, 
предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного 
порядка расследования такого несчастного случая – 
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин. 
Статья 9.21. Нарушение авторского права, смежных прав и права 
промышленной собственности 
1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение 
без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, 
промышленного образца или иного объекта права промышленной 
собственности до официальной публикации сведений о них – 
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на 
индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых 
величин, а на юридическое лицо – от тридцати до ста базовых величин. 
2. Хранение с целью распространения контрафактных экземпляров 
произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций 
эфирного и кабельного вещания – 
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до сорока базовых величин с 
конфискацией предмета административного правонарушения независимо от 
того, в чьей собственности он находится, или без конфискации, на 
индивидуального предпринимателя – от тридцати до семидесяти базовых 
величин с конфискацией предмета административного правонарушения 
независимо от того, в чьей собственности он находится, или без конфискации, а 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..