Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование - часть 4

 

 

 

2.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЭНЕРГИИ

Существует   ряд   строительных   механизмов   и   оборудования,   привод   которых   непосредственно   от   двигателей   внутреннего   сгорания  или

электродвигателей   неудобен   или   невозможен.   Главным   образом   это   относится   к   ручному   строительному   инструменту,   место   и  условия

применения   которого   не   позволяют   рассчитывать   на   оперативное   подключение   к   стационарной   электрической   сети   или   воздуховоду.   В   таких

случаях   создается   передвижная   станция   из   двигателя   внутреннего   сгорания,   пневматического   компрессора,   маслона-сосного   агрегата   или

электрогенератора, трансформирующих механическую энергию в вид, более удобный для привода инструмента.

Передвижные   пневматические   компрессоры.  Передвижные   пневматические   компрессоры   используются   для   привода   ручных   отбойных

молотков, перфораторов, буров, свайных молотов. Компрессоры подбираются по рабочему давлению, подаче воздуха и коли-

Рис. 2.1. Рабочий орган винтового компрессора:

патрубок напорной магистрали; 2 - корпус камеры сжатия; 3 - ведомый винт; 4 -ведущий винт

Рис. 2.2. Схема очистки и осушения воздуха на компрессорной станции:

/ - стационарный компрессор; 2 - слив конденсата из ресивера; 3 - ресивер; 4 - фильтр;

5 - микрофильтр; 6 - сепаратор разделения воды и масла; 7 осушитель

Для очистки воздуха на входе от пыли, водяных паров и других  примесей используют адсорбционные осушители, волокнистые,  боросиликатные, угольные

и керамические фильтры. От конденсата сжатый воздух очищается с помощью вторичных охладителей,  сепараторов и дренажных устройств, позволяющих удалить
до   80%  конденсата.   Охлаждаемый   осушитель   снижает   температуру   сжатого   воздуха   до   2...   3   °С   и   позволяет   удалить   из   воздуха   остающуюся  в   нем   влагу.
Охладители,   сепараторы   и  осушители   устанавливаются  в   системе   между   компрессором   и  ресивером.   Дренажные   устройства   устанавливаются   во   всех   точках
накопления конденсата, включая ресиверы (рис. 2.2). При выборе компрессора в первую очередь обращают внимание на рабочее давление воздуха, его расход и
число раздаточных патрубков (табл. 2.4).

В зависимости от размера передвижные компрессоры монтируются на переносной раме или колесном шасси.

Таблица 2.4 Технические характеристики воздушных компрессоров производства СНГ

Марка 

Привод 

Подача

воздуха,

М

3

/МИН 

Рабочее

давление,

бар 

Мощ-

ность,

кВт 

Масса,

кг 

К-5М 

Бензиновый 

0,63 

1,0 

6,6 

255 

ПКС-3.5А 

Электрический 

3,50 

7,0 

30,0 

975 

ПКСД-3,5А 

Дизельный 

3,50 

7,0 

44,0 

1420 

ПКС-5.25А 

Электрический 

5,25 

7,0 

37,0 

1250 

ПКС-5.25Д 

Дизельный 

5,25 

7,8 

36,8 

1690 

ЗИФ-ПВ-5М 

То же 

5,40 

7,0 

44,0 

1410 

ПР-8 

» 

6,30 

7,9 

58,8 

1780 

ПВ-10/8М-1 

» 

11,2 

6,8 

132 

3080 

ПР-12 

» 

12,0 

7,8 

114,0 

2790 

Передвижные маслонасосные агрегаты. Передвижные маслона-сосные агрегаты, как и передвижные компрессоры, используются для привода ручного 
строительного инструмента. К их преимуществам перед компрессорами можно отнести: меньшую массу и габариты агрегата и инструмента; более тонкие и 
гибкие шланги; меньшую шумность работы агрегата и инструмента; работоспособность при отрицательных температурах; топливную экономичность. Это 
достигнуто благодаря большему рабочему давлению, отсутствию шума сжатого воздуха при дросселировании, отсутствию водяных паров, замерзающих при 
расширении сжатого воздуха, меньшим затратам мощности на привод. Еще одним важным преимуществом является широкий шлейф инструмента, выпускаемого 
для таких установок. Кроме привычных отбойных молотков и перфораторов можно использовать отрезные дисковые пилы, водопог-ружные насосы, 
строительные дрели и буры. Рабочее давление инструмента подобрано так, чтобы он мог подключаться и к раздаточным патрубкам гидросистем строительных и 
дорожных машин. Среди недостатков наиболее существенны экологическая агрессивность рабочей жидкости, удвоенное число шлангов (необходима сливная 
магистраль), более высокая стоимость эксплуатации.

Передвижные маслонасосные агрегаты монтируются на рамах с полозьями и приспособлены для ручной переноски, что не представляет труда благодаря их

небольшой массе.

Автономные электростанции. Автономные электростанции предназначены:
для привода электрифицированного инструмента и строительного оборудования;

освещения места работ;
использования в качестве постоянных или аварийных источников электроэнергии в жилых и производственных помещениях, госпиталях, больницах;

автономного питания систем связи и охранной сигнализации, военных и других объектов.
Автономные  передвижные  электростанции  постоянного  тока используются   для   питания   сварочных   установок,   в  остальных   случаях   применяются   одно-   и

трехфазные электростанции переменного  тока для постоянной или аварийной работы. Электростанции, предназначенные  для  аварийной  работы, работают с
нагрузкой примерно на 10% больше, но не более 1... 1,5 ч через каждые 10 ч. Они могут оборудоваться системами автоматического поддержания температуры
двигателя и заряда его аккумуляторов на уровне, необходимом для немедленного запуска, и автоматического запуска электростанции при аварии электросети.

Электростанции подбираются по необходимому числу фаз, напряжению и частоте тока (для России 50 Гц) и суммарной мощности всех потребителей (табл.

2.5).

49

 

Таблица 2.5 Технические характеристики отечественных автономных электростанций

Марка 

I --------------------------
Исполнение 

1— .
Фазы/
Напря- 

Мощ-

ность 

— '

Средняя 

нара- 

Сухая 

жение, 

кВт 

ботка на  масса, 

кг 

отказ, ч 

БЭА-2А 

АБ-4 

------- ' ------------------

Переносная 

— — — 
~^— -^— 

2,0 

— — -^
— . 300 

60

АД-4 

ДЭУ-8 

ДЭУ-10 

ДЭУ-16 

ДЭУ-30 

ДЭУ-50 

ДЭУ-60 

ДЭУ-75 

ДЭУ-100 

ДЭУ-200
эсд-зо 

» » Стационарная » 

» » » » » » » На пне 

вмоколе сном 

3/400 (230

3/400 (230

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

4,0 

4,0 

8,0 

10,0 

16,0 

30,0 

50,0 

60,0 

75,0 

100 

200 

30,0 

300 

300 

1000 

1000 

1000 

1000 

1000 

1000 

1000 

1000 

1000 

1000 

188

150

330

370

450

1100

1650

1700

2340

2750

3850

3440

прицепе 

эсд-юо

ЭСД-2Х100 

ЭСД-200+30 

ЭСД-500 

То же

» » » 

3/400 

3/400 

3/400 

3/400 

100,0 

00+100 

200 + 

30 500 

1000 

1000 

1000 

1000 

9000

12600

15000

16000

В ряде случаев могут выдвигаться дополнительные, более стро гие, требования к качеству тока (в части колебаний частоты и на пряжения) и

комплектации   агрегата   (оснащение   пневмоколесным   прицепом,   звукоизолирующим   корпусом,   отводом,   глушением   и   нейтрализацией

выхлопа,   дополнительными   топливными   баками,   системами   автоматики   и   т.   п.).   В   зависимости   от   мощности   элект ростанции   могут   быть

переносными, прицепными пневмоколесны-ми и стационарными.

При   выборе   автономной   электростанции   по   суммарной   мощ ности   вероятных   потребителей   электроэнергии   можно   использо вать

формулу

т

N   = Т1  У//V.

HOM

Ј?

ar

 I

•"'ген     'lBpZw\/lBpZw\/

v

!    Si   )' (=1

где  N

TeH

  -  номинальная мощность выбираемого генератора; г|

вр

  -коэффициент   одновременности   включения   всех   потребителей   (в  нормальных

условиях г|

вр

 < 0,75); т - общее число потребителей; jV.H°M - номинальная мощность /-го потребителя; Ј,

заг

 - коэффициент загрузки г'-го потребителя,

т. е. отношение фактически потребляемой им мощности к номинальной мощности потребителя.

лава 3. ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ И   О Б О Р У Д О В А Н И Е

3.1. НАЗНАЧЕНИЕ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ

МАШИН

Подъемно-транспортные машины предназначены для подъема, опускания и перемещения штучных, пакетированных и насыпных   грузов в

промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на  транспорте. Специально сконструированные пассажирские подъемно-транспортные

машины используются для подъема, опускания и перемещения людей. В зависимости от назначения их объединяют в функционально-подобные

группы (рис. 3.1).

Грузоподъемные   машины.  Домкраты  используются,   главным  образом,   в   ремонтном   производстве   и   автосервисе.   Их   отличительной

особенностью   является   относительно   большая   масса   груза   и   небольшая   высота   его   подъема.   Существуют   особо   мощные   гид равлические

домкраты, позволяющие передвигать многоэтажные здания и приподнимать их наземную часть при капитальном ремонте фундаментов.

Лебедки  предназначены для создания тягового усилия в одном направлении. Их основными элементами являются двигатель (как   правило,

электрический),   понижающий   редуктор,   барабан,   канат   и  грузозахватное   устройство  (обычно  это  крюк).  Лебедки могут  эксплуатироваться   в

качестве самостоятельных механизмов или входить  в состав более сложных устройств. Различают подъемные и тяговые лебёдки. Подъемные

лебедки   используют   при   подъеме   и   опускании  свободно   подвешенного   груза   или   грузовой   площадки,   перемещающейся   по   направляющим.

Подъемные подвесные лебедки называются талями. Тяговые лебедки применяют для перемещения тележек с грузом по горизонтальной или

слегка наклонной плоскости.

Кран - это самоходная металлическая конструкция, оборудованная подъемной лебедкой (иногда несколькими). Краны могут перемещать груз

по произвольной траектории, находящейся внутри зоны его действия. Существует более 20 типов кранов. В транспортном строительстве наиболее

популярны самоходные стреловые краны, а в промышленности строительных материалов - пролетные.

51

Подъемно-транспортные машины 

Погрузочно-

разгрузочные 

Транспортирующие 

о

а 

с

уз

чи

ки

 

g

к

В

С 

иа

ль

н

ы

 

м

от

ра

н 

S 

м

я 

а 

о

od 

с 

S

ж

о 

X 

С

и 

С

И 

1                               1  

L

u

<и 

S

14

и 

и

Я

о. 

3

М

ач

то

вы

е 

С

тр

ел

ов

ы

е 

Т

ел

ес

ко

пи

ч 

Л

ап

ов

ы

е 

Ш

не

ко

ро

то

 

Ф

ре

зе

рн

ы

е 

Л

ен

то

чн

ы

е 

П

ла

ст

ин

ча

т 

К

ов

ш

ов

ы

е 

о м

«

и

Ш

не

ко

вы

е 

Грузоподъемные 

§ 

И 

я

s

 

а 

X

и 

л?

ч 

ей 

ю

ч 

о 

U

о 

К 

ч

С

1

1       1  

1

1         1  

Я

О

ж 

Я 

я 

о 

о

о 

gр 

S

ш

Б

аш

ен

ны

е 

С

ам

ох

од

ны

М

ос

то

вы

е,

 

К

аб

ел

ьн

ы

е 

в
о,
g

rt

V

ю>-.

Г

ид

ра

вл

ич

е 

Р

ы

ча

ж

ны

е 

Ш

ах

тн

ы

е 

М

ач

то

вы

е 

С

ки

по

вы

е 

Рис. 3.1. Классификация подъемно-транспортных машин по назначению

и устройству

52

Подъемники применяют для перемещения но вертикали |

н    материалов между местакш хршения^з : гран^-к местам хранения и использования, и наоборот.  между мигами погрузки и вьнрузки 

осуществля-непрерывного действия, в частности, снего-

.особенностей рабочегоГм мГнип

Д

улят

Х

оры - вспомогательные грузоподьемнь. механш-мы, устанавливаемые на грузовые автомобили (Р^ 3.2) и 

некото рые типы мусоровозов для обеспечения независимости их рабе от специальных грузоподъемных механизмов (табл. 3.1).

53

Рис. 3.2. Разгрузка автомобиля с помощью установленного на нем крана-манипулятора:

- выдвижные опоры; 2 - поворотная колонна; 3 - стрела; - телескопическая рукоять;

5 - пульт управления

Таблица 3.1

Технические характеристики манипуляторов

Максималь-

 

Максималь-

 

Марка

 

Базовая

 

ная грузо-

 

ный грузо-

 

Максималь-

 

подъем-

 

вой момент,

 

ный вылет, м

 

HOCTI , Т

 

т-м 

СГГ-1

 

ГАЗ-3309

 

МКС-4032 

БМ-111

 

КамАЗ, УРАЛ, ЗИЛ
КамАЗ-43101

 

4,0
3 5

 

8,9 

3,6

12,1

 

МКС-5531 
СМТ-6131

 

КамАЗ-53212 

Т-150К

 

5,0

4,0

 

10

15,6

 

6,5

16,1

12,3

 

3.2. КРАНЫ И КРАНОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Краны - самоходные грузоподъемные машины, состоящие из  металлической конструкции и смонтированных на ней крановых

54

механизмов (табл. 3.2). Различают краны плавучие и с рельсоко-лесным, пневмоколесным, гусеничным движителем.

Таблица 3.2 Технические характеристики отечественных автокранов

••••>.

....I- •,-...

Марка 

Базовое шасси 

Макси-

мальная 

грузо-

подъем-

ность, т 

Макси-

мальная 

высота 

подъема, 

м 

Масса, т

КС-2571Б 

ЗИЛ-433362 

14,7 

10,6

КС-2574 

ЗИЛ-433102 

22,6 

11,6

КС-3577-3 

МАЗ-5337 

14 

20,5 

15,5

КС-35714-1  УРАЛ-5557 

15 

21 

17,5

КС-35715-1  МАЗ-5337 

15 

21 

16,15

КС-35714 

УРАЛ-5557, КамАЗ-53213 

16 

25 

18,7

КС-35715 

МАЗ-5337 

16 

25 

17,1

КС-4572А 

КамАЗ-53213 

16 

30,5 

21,0

КС-4579 

КрАЗ-250 

16 

21,7 

23,5

КС-4579А 

ЗИЛ-133Г4 

16 

21,7 

20,1

МКАТ-20.01  КамАЗ-53213, КамАЗ-53229 

20 

21 

25,0

КС-4574 

КамАЗ-53213, КамАЗ-53212 

20 

21,5 

21,14

КС-45719-1  КамАЗ-53213 

20 

21,8 

20,6

КС-45719-2  КрАЗ-65101 

20 

21,7 

23,8

КС-45719-4  КамАЗ-53228 

20 

21,8 

22,5

МТА-160К  УРАЛ-4320-1912-30, КамАЗ-53213 

20 

20,3 

20,7

КС-45717 

УРАЛ-55571, КамАЗ-53213 

22 

28,2 

20,7

КС-45716-1  УРАЛ-4320-1912-30 

22,5 

29,1 

21,3

КС-45721 

УРАЛ-4320-1912-30 

22,5 

21,8 

22,1

МТА-200 

КамАЗ-53213 

25 

20,3 

21,1

КС-5476 

МЗКТ-8006 

25 

36,5 

27,1

КС-6973 

КЗКТ-7926 

50 

39 

42,6

КС-6476 

МАЗ-6923 

50 

49,3 

39,4

Релъсоколесным   движителем  обычно   оборудуются   строительные  башенные,   мостовые,   козловые   и   железнодорожные   краны.   Такой   Движитель

позволяет  крану передвигаться по строительной  пло- Щадке с поднятым над поверхностью земли грузом. Железнодорож ные  краны  устанавливаются
на железнодорожных платформах и предназначены для передвижения по железнодорожным путям.

Пневмоколесный   движитель  используется   в   кранах   на   автомобильном   шасси   и   специально   разработанных   шасси   для   самоход ных   стреловых

кранов большой грузоподъемности. Эластичность Движителя пневмоколесного шасси исключает возможность пере-

55

мещения крана с поднятым грузом и требует использования жестких выносных опор (аутригеров), разгружающих движитель и подвеску

шасси при выполнении краном грузоподъемных операций.

Гусеничный движитель применяется на стреловых самоходных, тракторных кранах и трубоукладчиках. Он позволяет крану работать на

слабых   опорных   поверхностях,   уменьшает   опасность   потери   устойчивости   при   местных   проседаниях   грунта   под   частью   гусеницы   и

допускает перемещения крана по строительной площадке с грузом на крюке.

Плавучие   краны  выполняются   в  виде   поворотной  части  с   крановыми   механизмами,   установленной  на   самоходном   или  буксируемом

плавучем понтоне.

Стреловые краны перемещают груз по произвольной траектории с помощью подвижной стрелы, по которой проходит канат от грузоподъемного

механизма к грузозахватному устройству. Стреловые краны (рис. 3.3) состоят из неповоротной и поворотной частей. На поворотной части 

установлена стрела, на конце которой смонтирована неподвижная обойма полиспаста. К подвижной обойме полиспаста крепится 

грузозахватное приспособление. Иногда неподвижную обойму полиспаста крепят к тележке, перемещающейся по стреле. В стреловом кране 

груз расположен, как правило, вне его опорного контура. Неповоротная часть стрелового крана оборудуется механизмом вращения 

поворотной части, а также движителем и ходовым приводом. Шасси пневмоколесных кранов оборудуются также кабинами и органами 

управления автомобильного типа. Пролетные краны перемещают груз по произвольной траектории благодаря тележке с грузоподъемным 

механизмом, движущейся по пролетной балке или несущему канату. Пролетные краны, оборудованные несущим канатом, называют 

кабельными. Несущий канат кабельного крана закрепляется в верхней части опорных башен или мачт. Если обе мачты неподвижны, кран 

обслуживает пло-

Рис.  3.3.   Основные   агрегаты  самоходного  стрелового  крана  на  пневмоходу:  1  -  грузовой  полиспаст;   2 -  кабина   управления   краном   при

передвижении;  3 -  телескопическая грузовая стрела;  4  - самоходное пневмоколесное шасси;  5 -  кабина для управления грузоподъемными

операциями; 6 - поворотная часть крана; 7 - грузовая лебедка
56

щадку под канатом, их соединяющим. Если одна из мачт подвижная, зона обслуживания - сектор круга. Если подвижны обе мачты, зона

обслуживания - прямоугольник.

Опорные   мачты   и   пролетные   балки   снабжены   собственным   независимым   механизмом   передвижения   и   движителем,   как   правило,

рельсоколесного типа. Исключение составляют легкие велосипедные краны, оборудованные пневмоколесным движителем.  В пролетных

кранах (в том числе, кабельных) неподвижная обойма полиспаста крепится к грузоподъемной тележке, а подвижная обойма с грузозахватным

устройством свободно висит под ней. Если один или оба конца пролетной балки выходят за границы  опорного контура крана, то тележка с

грузом также может находиться вне его пределов.

Независимо от типа крана его назначение и эффективность характеризуются  номинальной грузоподъемностью,  назначаемой  из ряда

предпочтительных   чисел,   высотой   подъема   крюка,   скоростью   подъема   и   опускания   груза   и   скоростью   движения.   Стреловые   краны

дополнительно характеризуются вылетом, скоростью вращения поворотной платформы и диаграммой грузоподъемности, а пролетные -

длиной пролета и вылетом консоли. Для всех кранов важны предпочтительные значения грузоподъемности (т):

0,01 0,012

5

 

0,016

 

0,02

 

0,025

 

0,032

 

0,04

 

0,05

 

0,063

 

0,08

  од 

0,125 0,16

  0,2 

0,25

 

0,32

  0,4 

0,50

 

0,63

 

0,80

 

1,00

 

1,25

 

2,00

 

2,50

 

3,20

 

4,00

 

5,00

 

6,30

 

8,00

 

10 

12,5

  16 

20 

25 

32 

40 

50 

63 

80 

100 

112 

125  140 

160

180 

200 

225 

250 

280 

320 

400 

450 

500  560 

630

710 

800 

900 

1000

 

1120

 

1250

 

Одно из наиболее распространенных грузозахватных приспособлений кранов - однорогий или двурогий грузовой крюк, выкованный из

мягкой стали. Крюк может захватывать груз, оборудованный проушинами или рым-болтами, иначе для крепления груза к крюку применяются

стропы или траверсы. Стропы изготавливаются из стальных тросов или сварных овально-звенных цепей, к концам которых крепят кольца и

крюки. Различают универсальные, облегченные и многоветвевые стропы.

Универсальные   стропы  изготавливают   в   виде   замкнутой   петли.  Облегченные   стропы  представляют   собой   отрезок   каната   или   цепи  с

кольцами и/или крючьями на обоих концах. Многоветвевые стропы - это несколько (от двух до восьми) облегченных строп с кольцами на одном

конце и крючьями на другом. Кольца посажены на общую скобу, навешиваемую на крюк крана, а крючья захватывают груз в нескольких

точках. При выборе строп необходимо учи-

57

тывать не только их тип, но и усилия, которые могут возникнуть  при грузовых операциях:

*_   Q

(3.1)

где - усилие, возникающее в ветви стропа; Q - масса груза; т ~ число используемых ветвей стропа; ос - угол между вертикалью и ветвью

стропа.

В случаях, когда обрабатываемый груз не допускает использования строп (опасность повреждения груза, слишком большая длина и т. п.),

используются траверсы - металлические балки или конструкции из них, без строп или в сочетании с ними. Траверсы применяют при работе с

листовыми   материалами,   стропильными   фермами,   сборными   железобетонными   элементами.   Существуют   также   специализированные

грузозахватные приспособления, созданные для захвата плоских, длинномерных и цилиндрических грузов.

Эксплуатационная производительность кранов может определяться по формулам:

mcosa

Таблица 3.3

Характеристики насыпных грузов

S

BHfl материала

 

Насыпная

плотность,

т/м

3

 

Угол естественного

откоса, град.

 

Группы

подвиж-

ности *

 

;окс среднекусковой

 

0,40 - 0,50

 

30-50

 

с, м 

Шлак каменноугольный

 

0,60 - 0,90

 

35-40

 

с, м 

Уголь каменный

 

0,65 - 0,80

 

30-45

 

с 

Суглинок сухой

 

1,10-1,60

 

30-40

 

С 

Гипс-порошок

 

1,20 - 1,40

 

40 

С 

Песок сухой

 

1,40 - 1,70

 

35-40

 

С 

Известняк мелкий

 

1,40 - 1,70

 

35-40

 

С 

Щебень сухой

 

1,50-1,80

 

35-40

 

С 

Гравий округлый

 

1,50 - 1,80

 

30-45

 

С 

Глина сухая мелкая

 

1,60 - 1,80

 

40 

С, М 

^уда железная

 

2,00 - 3,50

 

30-50

 

С, М 

 

П = 3600^2-

/Ј/

пер

 + Я

под

/Ј/

под

 + 60р/360л)А,

(3.3)

где   2ср   -   средняя   масса   поднимаемых   грузов;   Т

ц

  -  продолжительность рабочего цикла;  k

B

  -  коэффициент использования времени смены;  L

nep

  -

расстояние перемещения груза по горизонтали; Н

поя

 -высота подъема груза; р - угол поворота стрелы; Ј/

пер

 - скорость перемещения груза по горизонтали;

С/

под

  -   скорость   подъема   груза;  л   -   частота   вращения   стрелы;  А   -  коэффициент   совмещения   операций,   учитывающий   вероятность   их

одновременного выполнения (при изменении Р в диапазоне 90... 130° А = 1,0951-0,00220).

3.3. ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ

Транспортирующие машины применяют для перемещения сыпучих и штучных грузов непрерывным потоком, как правило, на небольшие

расстояния и в пределах одной или нескольких взаимосвязанных технологических линий.

По принципу действия различают конвейеры, в которых груз перемещается в результате механического контакта с транспортирующим

элементом   (лента,   пластина,   ковш,   скребок,   шнек,   ролики),   и   пневмотранспортные   установки,   в   которых   перемещение   сыпучего   груза

осуществляется самотеком или потоком сжатого воздуха (табл. 3.3).

58

(3.2)

* Группы подвижности частиц: С - средняя; М - малая.

Ленточные конвейеры  предназначены для перемещения сыпучих  и однотипных штучных грузов по горизонтали и под небольшим на -

клоном. Угол наклона ограничен углом естественного откоса сыпу чего груза или углом трения о ленту штучного и не превышает 20°. Ленточный
конвейер (рис. 3.4) состоит из металлической рамы с роликоопорами, воспринимающими массу груженой и холостой

         / -Ф- ч /    шц

Ми/ш/цш.

Рис. 3.4. Устройство ленточного конвейера;

I? - приводной барабан; 2 - роликоопора грузовой ветви; 3 - конвейерная лента; -

Натяжной барабан; 5 - натяжное устройство; 6 - опоры конвейера; 7 - рама конвейера;

8 - роликоопора холостой ветви; 9 - привод конвейера

-ф- -ф- -ф- -ф- -ф- -ф- -ф-

/vvvvwvvwvvvwvwywyv

~r

59

ветви   ленты,   приводного   и   натяжного   барабанов,   обеспечивающих   движение   и   натяжение   ленты,   разгрузочных   устройств,   выгружа ющих
материал   с   ленты   конвейера.   В   качестве   рабочего   органа   в   них   используются   резинотканевые   и   резинотросовые   ленты.   Ре зинотканевая
лента   состоит   из   тканевых   полос,   пропитанных   ре зиной   и   склеенных   между   собой   ее   слоями.   Наружные   поверхности   ленты   защищены
резиновыми   обкладками.   Некоторые   типы   резинотканевых   лент   снабжены   боковыми   бортами,   предотвращающи ми   просыпание   сыпучего
материала с боков ленты при транспортировании. Борта выполняются из резиновых пластин, вертикаль ная гофрировка которых предохраняет
их от повреждения при огибании лентой барабанов и роликов. Отношение высоты борта к  ширине ленты не должно превышать 0,4.

Пластинчатые   конвейеры  применяют   при   транспортировании  крупнокусковых,   абразивных   и   горячих   материалов,   а   также   круп ных

штучных грузов по горизонтали и под небольшим углом на клона или по извилистой в плане траектории. Груз размещается на   плоских   или
фасонных   пластинах,   прикрепленных   к   тяговому   органу   -   цепи   либо   стальному   канату.   Допустимый   угол   наклона   пластинчатого
конвейера   с   плоскими   пластинами   обычно   мень ше,   чем   ленточного,   так   как   угол   трения   материала   грузов   о   ме талл пластин в 2,5...3 раза
меньше, чем о резинотканевую ленту.  Фасонные пластины, имеющие поперечные  выступы на рабочих поверхностях,   позволяют   увеличить   угол
наклона конвейера.

Производительность ленточных и пластинчатых конвейеров  определяется по формуле

П = ЗбООр/^С/тр&сн&в,

(3.4)

где р - плотность материала (табл. 3.4), кг/м

3

Р

сеч

 - площадь поперечного сечения транспортируемого материала, м

2

U^ - скорость перемещения материала,

м/с; &

сн

 - коэффициент снижения производительности конвейера; k

E

 - коэффициент использования времени смены.

Площадь   поперечного   сечения   сыпучего   материала,   находяще гося   на   ленте   или   пластинах,   зависит   от   поперечного   профиля   транс-

портирующего органа (рис. 3.5) и определяется соотношениями:

(3.5) (3.6)

(3.7)

2 (J80

60

F' =•

1

 сеч

// _

' '        
--------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..