Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 76

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     74      75      76      77     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 76

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

99 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 92 [K003545]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

У ребёнка 10 лет при плановом осмотре на слизистой оболочке десны в проекции 

бифуркации  корней  8.5  обнаружен  свищевой  ход  с  гнойным  отделяемым.  Жалоб  не 
предъявляет. Зуб 8.5 ранее лечен.

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предположительный диагноз.

 

2. Предложите дополнительные методы исследования.

 

3. Проведите дифференциальную диагностику.

 

4. Выберите план лечения.

 

5. Выскажите предположения о прогнозе.

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

100 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 93 [K003546]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

У ребёнка 7 лет в процессе лечения пневмонии антибиотиками появились сухость и 

жжение слизистой оболочки полости рта, затем образовался творожистый налёт на языке. 
Мать  счищала  налёт,  но  он  возникал  вновь.  Обратились  за  консультацией.  При  осмотре 
выявлена  гиперемия  слизистой  оболочки  полости  рта,  белый  налёт  на  языке  при 
поскабливании удаляется не полностью.

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Назначьте специальные методы обследования.

 

3. Поставьте окончательный диагноз.

 

4. Укажите этиологию заболевания.

 

5. Назначьте лечение.

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

101 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 94 [K003547]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребёнку  15  лет.  Жалобы  на  кровоточивость  дёсен  при  чистке  зубов,  приёме 

жёсткой  пищи.  Десневой  край  в  области  всех  зубов  отёчен,  гиперемирован.  Отмечено 
скопление зубного налёта в пришеечной области зубов.

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Назовите возможные причины развития данной патологии у данного пациента.

 

3. Какой дополнительный метод обследования необходимо провести и для чего?

 

4. Представьте ориентировочный план лечения пациента.

 

5. Перечислите препараты для лечения этой патологии. Назовите профилактические 
мероприятия, которые необходимо проводить для предупреждения данного 
заболевания.

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

102 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 95 [K003548]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребёнку  13  лет.  Обратился  в  клинику  с  жалобами  на  разрастание  десны.  Боль  и 

кровоточивость  при  приёме  пищи,  чистке  зубов.  При  осмотре  выявлена  гипертрофия 
десневого  края  в  области  зубов  верхней  и  нижней  челюсти,  скученность  зубов.  Гигиена 
полости рта неудовлетворительная.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?

 

3. Назовите возможные причины развития данной патологии у данного пациента.

 

4. Представьте ориентировочный план лечения пациента.

 

5. Консультации каких специалистов Вы рекомендуете пациенту?

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

103 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 96 [K003549]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Девочка  15  лет  обратилась  к  врачу-стоматологу  с  жалобами  на  разрушение 

передних  зубов,  боли  при  приёме  пищи,  болезненность  и  кровоточивость  дёсен  при 
чистке  зубов.  При  осмотре  выявлено:  множественные  кариозные  полости,  обильные 
отложения мягкого зубного налёта, отёк, гиперемия и кровоточивость десны.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Назначьте дополнительные методы обследования для уточнения диагноза.

 

2. Предполагаемый диагноз.

 

3. Назовите специалистов, необходимых для комплексного лечения.

 

4. План лечения.

 

5. Укажите сроки диспансеризации.

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

104 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 97 [K003550]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребёнок  8,5  жалуется  на  боль  и  кровоточивость  десны  из  лунки  повреждённого 

зуба, болезненность при приёме пищи. Травма зуба произошла вчера. Объективно: десна в 
области  вколоченного  зуба  отёчна,  гиперемирована,  нарушена  её  целостность. 
Наблюдается  укорочение  коронки  зуба.  Ребёнок  направлен  на  рентгенологическое 
обследование.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Опишите рентгенограмму.

 

2. Поставьте диагноз.

 

3. Выберите тактику лечения.

 

4. Выскажите прогноз.

 

5. Укажите сроки диспансерного наблюдения.

 

 

СЗ_Стоматология_ч.1 – 2017  

105 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 98 [K003551]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Пациент  болен  8  дней.  Жалобы  на  снижение  аппетита,  боль  при  приёме  пищи, 

гнилостный  запах  изо  рта,  повышение  температуры  тела  до  39ºС  в  первые  4  дня; 
высыпания  на  губах,  коже  лица,  слизистой  оболочке  рта,  появившиеся  к  вечеру  второго 
дня  заболевания.  Лечился  в  поликлинике  по  месту  жительства,  состояние  улучшилось, 
появился  аппетит,  но  2  дня  назад  вновь  повысилась  температура  тела,  на  коже  лица  и  в 
области  глаз  появились  жёлто-коричневые  корочки.  Конфигурация  лица  не  изменена, 
определяются  увеличенные  и  болезненные  при  пальпации  поднижнечелюстные  и 
затылочные  лимфатические  узлы,  обильное  слюнотечение.  На  слизистой  оболочке 
полости рта определяются сливающиеся множественные эрозии, покрытые толстым слоем 
рыхлого  фибрина,  язвенно-некротический  гингивит.  В  соскобе  обнаружены  гигантские 
многоядерные клетки.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. К какой группе относится данное заболевание по этиологии?

 

3. Поставьте окончательный диагноз.

 

4. Составьте план лечения.

 

5. Какое осложнение можно предположить?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

106 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ (часть 2) 

 для первичной аккредитации выпускников, завершающих в 2017 году подготовку 

по образовательной программе высшего медицинского образования в соответствии с 

федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 

«Стоматология» 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 101 [K003552] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  с  рождения  находился  на  искусственном  вскармливании,  дополнительно 

получая  из  бутылочки  сладкие  соки  и  воду.  В  возрасте  1,5  лет  родители  заметили 
разрушение зубов, лечение по месту жительства не проводилось, и родители обратились 
на  консультацию  в  поликлинику  МГМСУ.  Конфигурация  лица  не  изменена, 
лимфатические  узлы  не  увеличены,  при  пальпации  безболезненны.  Коронки  зубов 
разрушены почти до десны, дентин обнажѐн, имеется обильное отложение зубного налѐта. 
Слизистая оболочка десны у зубов 5.2; 5.1; 6.1; 6.2 гиперемирована, отѐчна. Определяется 
укорочение уздечки верхней губы. 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Оцените состояние зубов ребѐнка и поставьте предварительный диагноз.

 

2. Назовите патогенетические факторы развития данной клинической ситуации.

 

3. Укажите особенности процесса разрушения зубов, которые можно выявить при 
осмотре данного пациента.

 

4. Предложите тактику лечения.

 

5. Объясните прогноз.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

107 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 102 [K003553] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители ребѐнка 6 лет обратились в клинику детской стоматологии с жалобами

 на 

изменение цвета эмали временных клыков. Объективно: на вестибулярных поверхностях 
5.2,  5.1,  6.1,  6.2,  7.3,  8.3.  имеются  неглубокие  кариозные  полости,  зондирование  слабо 
болезненно.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Предложите метод лечения.

 

4. К каким смежным специалистам порекомендуете обратиться и почему?

 

5. Дайте рекомендации маме по гигиене полости рта ребѐнка.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

108 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 103 [K003554] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители  ребѐнка  1  года  1  месяца  обратились  в  клинику  детской  стоматологии  с 

жалобами

 

на  разрушение  передних  верхних  зубов.  Объективно:  на  вестибулярных  и 

контактных  поверхностях  5.1,  5.2,    6.1,  6.2.  кариозные  полости  средней  глубины, 
заполненные  размягчѐнным  дентином.  При  удалении  дентина  обнаружена  кровоточащая 
пульпа в 5.2.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Опишите особенности строения зубов в этой области.

 

3. Проведите дифференциальную диагностику.

 

4. Составьте и обоснуйте план лечения.

 

5. Выскажите предположения о прогнозе заболевания.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

109 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 104 [K003555] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К  врачу-стоматологу  обратилась  мама  с  сыном  3  лет.  Ребѐнок  жалоб  не 

предъявляет.  Мама  заметила  разрушение  передних  зубов  полгода  назад.  Лечение  не 
проводилось.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Опишите клиническую картину (см. фото).

 

2. Поставьте предположительный диагноз.

 

3. Какие методы обследования помогут поставить окончательный диагноз?

 

4. Опишите этапы лечения разных групп зубов, представленных на фото.

 

5. Каких специалистов следует привлечь к лечению на разных этапах?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

110 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 105 [K003556] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Пациентка  Л.  14  лет  поступила  в  клинику  с  жалобами  на  косметический  дефект, 

который  проявлялся  на  коронках  всех  постоянных  зубов  в  виде  ямок  и  бороздок.  При 
сборе  анамнеза  выяснено,  что  зубы  прорезывались  с  описанной  выше  клинической 
картиной.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Объясните причину данного заболевания зубов.

 

2. Укажите группу некариозных поражений твѐрдых тканей зубов, к которой 
относится данное заболевание.

 

3. Поставьте предварительный диагноз.

 

4. Каких специалистов привлечѐте для уточнения диагноза?

 

5. Какое лечение можно предложить для достижения косметического эффекта, 
каковы сроки его проведения?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

111 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 106 [K003557] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчик  14  лет  поступил  в  стоматологическую  клинику  с  жалобами  на 

изменѐнный  цвет  зубов.  При  сборе  анамнеза  выяснено,  что  мальчик  в  возрасте  5-7  лет 
неоднократно болел ОРВИ.

 

Местно: на всех зубах имеются множественные дефекты эмали тѐмной окраски (см. 

фото).

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Укажите причину, способную вызвать такие изменения эмали зубов.

 

2. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику?

 

3. Назовите возрастной период воздействия неблагоприятного причинного фактора.

 

4. Поставьте диагноз.

 

5. Составьте план лечения.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

112 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 107 [K003558] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Девочка 13 лет обратилась к врачу-стоматологу с жалобами на увеличение объѐма 

десен,  которое  появилось  год  назад  и  сопровождается  обильной  кровоточивостью.  Зубы 
чистит  нерегулярно.  Объясняет  это  тем,  что  щадит  десну.  При  осмотре  выявлена 
кровоточивость десны, зубодесневые сосочки увеличены в объѐме, деформированы.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Назовите методы обследования.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Выскажите предположение о диагнозе.

 

4. Составьте план комплексного лечения.

 

5. Консультации каких специалистов Вы рекомендуете пациенту?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

113 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 108 [K003559] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратилась больная С. 27 лет.

 

Жалобы  на  эстетический  дефект  и  кровоточивость  в  области  зубов  1.1,  2.1. 

Дискомфорт жевания на левой стороне челюсти.

 

Анамнез заболевания: у зубов 1.1 и 2.1 пломбы изменились в цвете примерно год 

назад,  кровоточивость  появилось  сразу  после  лечения  зубов.  Зуб  3.6  удалили  8  месяцев 
назад вследствие кариеса и его осложнений.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Зуб  1.1  восстановлен  световым  композитом  по  IV  классу  по  Блэку,  вторичный 

кариес, прилегание пломбы неудовлетворительное, отмечается нависающий край пломбы 
в  придесневой  области,  ИРОПЗ-0.70.  Зуб  2.1  восстановлен  световым  композитом  по  III 
классу по Блэку, вторичный кариес, прилегание пломбы неудовлетворительное, ИРОПЗ- 
0.65.

 

Десневой сосочек в области зубов 1.1 и 2.1 отѐчный, определяется кровоточивость 

при зондировании в пришеечной области. Пломбы изготовлены единым блоком, при этом 
отмечается отсутствие места для десневого сосочка.

 

Гигиена полости рта  удовлетворительная. Рентгенологический контроль зубов 1.1 

и  2.1  выявил,  что  ранее  проводилось  эндодонтическое  лечение,  корневые  каналы 
запломбированы до апикального отверстия, разряжение в области верхушечных отверстий 
отсутствует.

 

В  области  отсутствующего  зуба  3.6  деформаций  не  наблюдается.  Зубы  3.5  и  3.7 

интактные.

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи ортопедического лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения.

 

4. Составьте план имплантологического лечения.

 

5. На какую глубину с точки зрения биомеханики должен погружаться штифт 
культевой вкладки со штифтом для обеспечения оптимальных условий 
функционирования протеза?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

114 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 109 [K003560] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратился больной В. 84 лет.

 

Жалобы  на затруднѐнное пережѐвывание пищи.

 

Анамнез заболевания: утратил зубы верхней и нижней челюсти более 10 лет назад 

в результате осложнений кариеса.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

Слизистая  оболочка  розового  цвета,  подслизистый  слой  выражен.  Конфигурация 

лица изменена,  ярко выражены носогубные и подбородочная складки.

 

При осмотре и пальпации выявлено отсутствие выраженной атрофии альвеолярных 

отростков на верхней и нижней челюстях.

 

Высокий свод нѐба, выраженные альвеолярный отросток и бугры верхней челюсти, 

высоко расположенные точки прикрепления мышц и складок слизистой оболочки.

 

Альвеолярная  часть  нижней  челюсти  незначительно  и  равномерно  атрофирована. 

Точки  прикрепления  мышц  и  складок  слизистой  оболочки  расположены  у  основания 
альвеолярной части.

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи ортопедического лечения.

 

3. Предложите один из возможных планов лечения.

 

4. Перечислите функциональные пробы, которые необходимо провести при 
изготовлении съѐмного пластиночного протеза при полном отсутствии зубов на 
верхнюю челюсть.

 

5. Перечислите функциональные пробы, которые необходимо провести при 
изготовлении съѐмного пластиночного протеза при полном отсутствии зубов на 
нижнюю челюсть.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     74      75      76      77     ..