ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 11

 

 

162 

 

реагировать на изменение ситуации, а также воспитывает чувство ответственности перед 
коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим. 

Преимущество волейбола в том, что это бесконтактный вид спорта: здесь не нужно 

толкаться, отбирать мяч, пинать соперника в ноги, как в футболе, нет жестких драк, как в 
хоккее.  Каждый  игрок  имеет  свою  зону  игры,  а  команды  отделены  сеткой,  за  что 
некоторые спортсмены называют волейбол «активными шахматами». 

Во  время  игры  в  волейбол  открывается  огромный  потенциал  для  проявления 

смекалки,  ловкости,  силы,  быстроты,  выносливости,  волевых  качеств,  взаимопомощи  и 
других  качеств  и  свойств  личности.  Учитывая  все  достоинства  волейбола,  простоту, 
эмоциональность, положительное влияние на здоровье и развитие свойств личности, это 
превосходная  игра  для  молодежи  в  учебной  программе  по  дисциплине  физической 
культуры высших учебных заведений. 

Волейбол – особый вид спорта. По своей сути он не похож на фитнес или прокачку 

мышц, в тренажёрном зале. Это не монотонное выполнение физических упражнений ради 
красивого  тела,  а  очень  увлекательная  игра,  «бонусом»  к  которой  прилагается  красивое 
тело  и  формы,  о  которых  мечтают  и  парни,  и  девушки.  «  Разнообразие  движений  и 
переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все 
группы мышц» [3]. 

И, конечно же, игровой спорт — прекрасный способ отвлечься от текущих проблем 

и провести время активно, весело и с пользой для здоровья! 

 Данный  вид  спорта  воспитывает  дисциплинированность,  силу  духа  и 

ответственность,  а  также  укрепляет  психологическое  здоровье.  Согласитесь,  что  такое 
благотворное  действие  стоит  того,  чтобы  оторваться  от  экрана  телевизора  и  заняться 
спортом!  

Выбирая  вид  спорта  или  спортивные  игры,  следует  прислушаться  к  своему 

организму.  Не  бойтесь  пробовать  себя  в  разных  направлениях  –  занятия  должны 
приносить удовольствие и удовлетворение.  

Список литературы: 

1. 

Белов В. И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: справ. изд. – 2-е 

изд./В. И. Белов. – М.: Физическая культура и спорт, 2014. – 200 с. 

2. 

Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: справ.  изд. – М.: Образование и наука, 

2014. – 113 с. 

3.  Электронный  ресурс.  Режим  доступа:  http://chudesalegko.ru/volejbol-vliyanie-
volejbola-na-organizm-cheloveka-protivopokazaniya-k-zanyatiyam-volejbolom/    

 

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И 

СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Лияскин И.И. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Научный руководитель -  Ибрагимов И. Ф.,заведующий кафедрой ФКиС, доцент 

Казанского кооперативного института, доцент Казанского государственного 

энергетического университета  

 

Аннотация:  позитивные  тенденции  в  социально  -  экономическом  состоянии 

государства  за  последнее  время  положительно  сказались  на  преодолении  негативных 
явлений и факторов в области физической культуры и спорта, которые наблюдались в 90-е 
годы. Расходы государства на занятия граждан физической культурой и спортом являются 
экономически  эффективным  инвестированием  в  развитие  человеческого  потенциала  и 

163 

 

улучшение  качества  жизни  граждан  Российской  Федерации.  Таким  образом,  в  данном 
исследовании  рассмотрена  основная  проблематика  развития  физической  культуры  и 
спорта на современном этапе и даны краткие рекомендации. 

Ключевые слова: спорт, физическая культура, Российская Федерация, здоровье, 

эффективность, конкуренция, внедрение инновационных спортивных технологий  

На  сегодняшний  момент  времени  в  области  физической  культуры  и  спорта  четко 

выделяется комплекс проблем. Главной и первостепенной проблемой является ухудшение 
здоровья,  физического  развития  и  физической  подготовленности  населения  страны.  По 
статистическим  данным,  представленных  государственными  органами  в  Российской 
Федерации  не  менее  60%  обучающихся  молодых  людей  имеют  нарушения  здоровья,  а 
свыше  40%  допризывной  молодежи  не  в  состоянии  соответствовать  требованиям 
армейской службы, особенно в части выполнения минимальных нормативов физической 
подготовки.  Данное  положение  дел  связанно  с  тем,  что  у  многих  людей  отсутствует 
желание или возможность систематически заниматься физической культурой [1]. Так, на 
современном  этапе  85%  людей,  а  среди  них  65%  детей,  подростков  и  молодежи,  не 
проявляют  желание  или  не  занимаются  постоянно  физической  культурой  и  спортом. 
Стоит  отметить,  что  присутствующие  ограничения  в  использовании  государственно  - 
частного сотрудничества не допускают деятельно и продуктивно развивать как спортивно 
-  зрелищную  индустрию,  так  и  спортивную  промышленность  в  целом,  а  также 
обеспечивать доступность к спортивным и физкультурно – оздоровительным услугам [3]. 

Среди  основной  проблематики  развития  физической  культуры  и  спорта  особо 

выделяется  отсутствие  действенного  комплекса  детско  -  юношеского  спорта,  отбора  и 
подготовки  спортивного  резерва  для  спортивных  сборных  команд  страны.  Нерешенные 
вопросы  в  области  нормативно  -  правовой,  организационно  -  управленческой, 
материально  -  технической,  научно  -методической,  а  также  кадровой  обеспеченности 
тормозят формирование и совершенствование детско - юношеского спорта, не позволяют 
подготавливать полноценный резерв для спортивных сборных команд [5]. 

Особым препятствием в развитии физической культуры и спорта в России является 

обострение  мирового  соперничества  в  спорте  высших  достижений.  Так,  за  последние 
десятилетия  наблюдается  значительный  рост  соперничества  на  международной 
спортивной  арене,  например,  заметно  увеличение  спортивных  достижений  по  летним 
олимпийским  видам  спорта  КНР,  на  высоком  уровне  сохраняется  спортивный  статус 
США,  усиливается  спортивное  положение  Великобритании  и  Германии.  Данное 
положение  четко  прослеживается  на  Олимпийских  играх,  где  каждое  государство 
старается  прилагать  все  экономические  и  политические  усилия,  возможности  и  ресурсы 
страны  для  успешного  выступления  своих  спортсменов.  Покорение  высших  спортивных 
наград является хорошей возможностью и удобным случаем для всех государств заявить о 
себе на глобальном уровне, поскольку высокие спортивные итоги являются отображением 
социально  -экономического  состояния  страны  и  её  перспектив.  Стоит  упомянуть,  что 
спортивные  победы  также  оказывают  содействие  укреплению  патриотизма  и 
формированию положительной репутации государства на международной арене. Заметная 
конкуренция  имеется  в  борьбе  за  призовые  места  в  неофициальном  общекомандном 
зачете  на  Олимпийских  зимних  играх.  В  первую  очередь  между  такими  странами,  как 
Германия,  Канада,  Нидерланды,  Норвегия,  Австрия  и  США.  Международная 
конкурентная  борьба  в  спорте  в  перспективе  будет  преумножаться,  что  предполагает 
необходимость  постановки  определенных  целей  и  задач  по  разработке  высоко 
технологических  методик  и  подходов  к  развитию  и  совершенствованию  спорта  высших 
достижений [4]. 

В  Российской  Федерации  наблюдается  значительное  отставание  от  ведущих 

спортивных  держав  в  развитии  и  внедрении  инновационных  спортивных  технологий. 
Данное  положение  дел  значительно  осложняет  формирование  и  совершенствование 
физической  культуры  и  массового  спорта,  а  также  подготовку  спортивного  резерва  и 

164 

 

спортсменов 

высокого 

класса, 

имеет 

негативное 

влияние 

на 

состояние 

конкурентоспособности  спорта  в  России.  Многие  из  развитых  стран  сделали  переход  к 
формированию  нового  технологического  фундамента  развития  физической  культуры  и 
спорта,  который  основывается  на  применении  новейших  достижений  в  сферах  теории 
физического  воспитания  и  спортивной  тренировки,  психологии,  педагогики, 
биотехнологий, биомеханики, медицины, нанотехнологий, когнитивистики и так далее [2]. 

Таким  образом,  основной  целью  развития  и  совершенствования  спорта  и 

физической  культуры  в  Российской  Федерации  является  создание  условий,  которые 
обеспечивали  бы  возможность  вести  здоровый  образ  жизни,  развить  спортивную 
инфраструктуру  и  дать  доступ  для  населения  страны  к  данной  инфраструктуре  для 
систематических  занятий  физической  культурой  и  спортом,  а  также  повысить 
конкурентоспособность  российского  спорта.  Для  достижения  поставленной  цели 
необходимо решить ряд задач: 

 

Формирование  новой  национальной  системы  физкультурно-спортивного 

воспитания; 

 

Разработка  и  реализация  комплексного  подхода  по  пропаганде  физической 

культуры  и  массового  спорта  как  самого  существенного  элемента  здорового  образа 
жизни; 

 

Усовершенствование  с  учетом  новейших  тенденций    системы  физического 

воспитания различных категорий и групп граждан государства, включая образовательные 
учреждения профессионального образования; 

 

Модернизация подготовки спортсменов высокого класса и спортивных резервов 

для повышения конкурентоспособности российского спорта на глобальном уровне; 

 

Повышение  качества  в  организационно  -  управленческом,  научно  - 

методическом,  кадровом,  антидопинговом,  медико  -  биологическом  обеспечении 
физкультурно - спортивной деятельности; 

 

Развитие  спортивной  и  физкультурной  инфраструктуры  и  рационализация 

финансового обеспечения физической культуры и спорта; 

 

Необходимо,  чтобы  основополагающие  компоненты  стратегии  и  тактики 

развития  и  совершенствования  физической  дисциплины  и  спорта  разрабатывались  на 
долгосрочную перспективу. 

Таким  образом,  можно  прийти  к  выводу,  что  воплощение  в  жизнь  данных 

направлений  и  задач  позволит  привлечь  к  систематическим  занятиям  спортом  и 
физической  культурой  и  приобщить  к  здоровому  образу  жизни  большинство  людей, 
следовательно, позитивно скажется на повышении качества жизни населения Российской 
Федерации. Также значительно повысится конкурентоспособность российского спорта на 
международном  уровне, что позволит российским спортсменам неизменно побеждать на 
крупнейших  глобальных  спортивных  соревнованиях.  Конечной  целью  данных 
преобразований  является  инвестирование  физической  культуры  и  спорта  в  развитие  и 
совершенствование  человеческого  потенциала  Российской  Федерации,  в  сохранение  и 
укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения. 

Список литературы: 

1.  Сергеев А.А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта 

в России // Интерактивная наука 2016 – № 10. – С. 150-153.  

2.  Филиппов  Сергей  Сергеевич  Организационно-правовые  особенности  системы 

управления  физической  культурой  и  спортом  //  Ученые  записки  университета  Лесгафта. 
2014. №6 (112). 

3.  Чукалина  Я.В.,  Савельева  О.В.  Актуальные  проблемы  развития  физической 

культуры  и  спорта  в  российской  федерации  //  Научное  сообщество  студентов  XXI 
столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. Ст. По мат. XLII междунар. Студ. Науч.-практ. 
Конф. 2016 № 5(42).  

165 

 

ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ 

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА. 

 

Р.И. Хисамиева 

Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский 

университет кооперации» в г. Казани, г. Казань 

 

Научный руководитель - Петухов А. В.старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 

Аннотация.  В  данной  статье  рассматривается  воспитание  и  самовоспитание 

студентов  с  помощью  физической  культуры,  спорта  и  туризма.  Целью  физического 
воспитания  студентов  является  формирование  физической  культуры  личности  и 
способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, 
спорта и туризма для укрепления и сохранения здоровья, психофизической подготовки и 
самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Физическое самовоспитание 
–  это  процесс  целеустремлённой,  осознанной  и  планомерной  работы  над  собой, 
направленный на формирование физической культуры личности.  

Ключевые слова: физическая культура, студенты, спорт, здоровье, здоровый образ 

жизни, воспитание, самовоспитание 

Основными  факторами  формирования  личности  и  развития  человека  является 

среда,  в  которой  живет  человек,  его  двигательная  деятельность,  воспитание,  а  также 
наследственность.  На  решающее  значение  двигательной  деятельности  в  формировании 
личности указывали такие деятели науки, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт.

 

Движения, действия, исторически сложившиеся или специально формируемые для 

решения 

оздоровительных, 

гигиенических, 

развивающих, 

образовательных 

и 

воспитательных задач, называются физическими  упражнениями. Их можно разделить на 
четыре группы: игра, гимнастика, спорт, туризм. Таким образом, физическое воспитание 
как  педагогическое  явление  это  деятельность,  направленная  на  решение  гигиенических, 
оздоровительных, развивающих, образовательных и общевоспитательных задач, включая 
и  преодоление  вредных  привычек,  путем  применения  системы  физических  упражнений. 
Задачи  физического  воспитания  решаются  с  помощью  двух  основных  форм  занятий 
физической культурой и занятий спортом.  

Занятия физической культурой - это часть общей культуры общества, направленная 

на укрепление и сохранения здоровья, всестороннее развитие физических способностей и 
использование их в общественной практике и повседневной жизни [2]. 

Занятия спортом - это вид физической культуры, соревновательная деятельность и 

подготовка  к  ней,  основанные  на  использовании  физических  упражнений  в  целях 
достижения наивысших спортивных результатов [2]. 

Туризм  -  вид  физической  культуры.  Активные  виды  туризма  -  пеший,  горный, 

водный,  вело-  и  другие  носят  не  только  оздоровительный,  но  и  профессионально-
прикладной характер. В то же время существуют виды туризма (экскурсии, круизы, турне 
и  др.),  которые  в  большей  мере  решают  задачи  познавательного  характера  и  в  меньшей 
степени связаны с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера 
[2]. 

Понятия  «физическая  культура»,  «спорт»  и  «туризм»  рассматриваются  как  виды 

педагогической  деятельности  специалистов  физической  культуры  и  спорта,  работающих 
на  кафедрах  физического  воспитания,  единые  по  своей  сущности  для  воспитания  и 
самовоспитания  личности  студента.  Различие  состоит  в  том,  что  физическая  культура 
связана  больше  с  укреплением  здоровья  и  общей  физической  подготовленностью,  а 
занятия спортом это совершенствование одного или нескольких спортивных упражнений 
для  достижения  высокого  результата  на  спортивных  соревнованиях.  Туризм  или 

166 

 

туристические мероприятия проводятся в спортивно-оздоровительном лагере и в течение 
учебного года. 

Применительно к физической культуре есть занятия, которые включены в учебный 

план учебного заведения, к сожалению, всего два раза в неделю, завершающиеся зачетами 
в  конце  каждого  семестра  на  первых  трех  курсах.  Применительно  к  спорту  основная 
форма  это  спортивная  тренировка,  отличающаяся  от  занятий  физкультурой 
продолжительностью,  количеством  в  неделю.  Спортивная  тренировка    -  это  форма 
занятий спортом, направленная на овладение техникой и тактикой спорта, на достижение 
максимального уровня развития двигательных способностей и некоторых сторон психики 
с целью подготовки к участию в соревнованиях.  

Спортивное  соревнование  -  это  форма  спортивного  соперничества  по 

установленным в каждом виде  спорта правилам, что дает право присвоения спортивных 
разрядов и званий [1].  

Занятия  туризмом  и  туристско-краеведческой  деятельностью  проводятся  в 

свободное от учебы время. Широкие возможности для данных занятий предоставляются в 
оздоровительно-спортивных лагерях. В течение учебного года формы работы могут быть 
разные:  от  однодневных  походов  и  экскурсий  до  многодневных  путешествий  по  всей 
стране и за ее пределами с конкретными целями и задачами.  

При  занятиях  физической  культурой,  спортом  и  туризмом  должны  соблюдаться 

педагогические принципы: оздоровительной направленности, 

связи с трудовой и оборонной направленностью, всестороннего развития личности. 

Именно третий принцип взят за основу в подготовке пособия, с акцентом на взаимосвязь 
воспитания  и  самовоспитания  личности  студента  в  процессе  занятий  физической 
культурой, спортом и туризмом.  

Задачи  по  физическому  воспитанию  и  самовоспитанию,  которые  стоят  перед 

педагогами и студентами, можно представить в следующем порядке:  

- приобретение знаний о самостоятельном использовании физических упражнений 

в  физическом  развитии  и  здоровом  образе  жизни,  а  также  для  воспитания  и 
самовоспитания качеств личности;  

- формирование умений и навыков применения основных методов и методических 

приемов физического самовоспитания на занятиях разными видами физической культуры 
(ОФП, ЛФК и др.) и спорта (спортивных игр, циклических, единоборств, различных видов 
туризма и др.);  

-  освоение  методики  развития  и  самовоспитания  физических  качеств  (  силы, 

выносливости, быстроты, ловкости и гибкости). 
Таблица 1 - Результаты испытаний 

№ 

Ф.И.О 

1 семестр 

2 семестр 

Бег 

на 

100 

м 

(с) 

Бег на 

3 км 

(мин, 

с) 

Подтяги
вание из 

виса на 

высо- 

кой 

переклад

ине 

(кол-во 

раз) 

 

Наклон 

вперед из 

положения 

стоя с 

прямыми 

ногами на 

гимнастическ

ой скамье 

(см) 

 

Бег 

на 

100 м 

(с) 

Бег 

на 3 

км 

(мин, 

с) 

Подтягив

ание из 
виса на 

высо- 

кой 

переклад
ине (кол-

во раз) 

 

Наклон 

вперед из 

положения 

стоя с 

прямыми 

ногами на 

гимнастическ

ой скамье (см) 

 

1. 

Петров С.В. 

15,1 

13,30 

10 

13,5 

12,30 

13 

13 

2. 

Сидоров Д.Г.  14,5 

14,00 

11 

14,8 

13,05 

13 

10 

3. 

Иванов К.Р. 

15,6 

14,00 

14,8 

12,30 

10 

13 

4. 

Сизипов А.Д.  14,8 

14,00 

13,5 

13,30 

13 

5. 

Бурков А.С. 

14,3 

13,45 

11 

13,5 

12,35 

10 

13 

167 

 

Физическое  самовоспитание  студентов  отражает  актуальные  потребности 

физического  самообразования  и  развития  личности  и  одновременно  выступает  как 
условие и результат эффективной постановки процесса физического воспитания. 

Целью  исследования  является  совершенствование  воспитания  и  самовоспитания 

студентов средствами физической культуры, спорта и туризма. 

Методы  исследования:  для  воспитания  и  самовоспитания  студентов  средствами 

физической культуры, спорта и туризма применяется игровой и соревновательный метод. 

Результаты  исследования  и  их  обсуждение.  Было  проведено  исследование 

воздействия  занятий  физической  культурой  и  спортом  на  здоровье  и  развитие  личности 
студентов  1  курса  на  примере  нормативов  ГТО.  Результаты  каждого  студента  по  видам 
испытаний записывались в сводную таблицу или журнал (табл.3).  

По  итогам  исследования  видно,  что  регулярные  занятия  спортом  повышают 

активность  студентов,  увеличивается  физическая  работоспособность  и  улучшается 
функциональное состояние организма человека. 

Заключение. Таким образом, физическая культура служит мощным и эффективным 

средством физического воспитания и всестороннего развития личности. 

Список литературы: 

1.  Муллер,  А.  Б. Физическая  культура  студента  [Электронный  ресурс]  :  учеб. 

пособие  /  А.  Б.  Муллер,  Н.  С.  Дядичкина,  Ю.  А.  Богащенко,  А.  Ю.  Близневский.  - 
Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с.  

2.  Бойцова  Т.Л.,  Бисеров  В.В.,  Рукина  И.В.  Основной  курс  лекций  по  предмету 

«Физическая  культура».  Учебное  электронное  текстовое  издание/  Екатеринбург:  ГОУ 
ВПО УГТУ-УПИ, 2009. – 272 с. 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ 

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ 

 

Шарипова А.Р 

студентка гр. АУС-2-15, 

Казанский Государственный Энергетический Университет 

 

Научный руководитель - Хабибуллин А. Б.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 

В настоящее время существует большая потребность в высококвалифицированных 

преподавателях  и  тренерах  по  спорту.  Данная  статья  поможет  разобраться  с  тем,  что 
нужно  знать  и  усвоить,  чтобы  достичь  высот  и  стать  специалистом  по  физической 
культуре и спорту. 

Ключевые слова: спорт, педагогические аспекты, физическая культура 
Цель исследования: 
Целью  является  изучение  основных  тенденций  и  указаний  для  подготовки 

специалиста  по  физической  культуре  и  спорту.  Ознакомление  с  различными  методами 
воздействия на подопечного. 

Положительный  результат  работы  преподавателя  физической  культуры  и  спорта 

или спортивного тренера напрямую связан с уровнем его квалификации в данной сфере. 
Чем выше уровень физической подготовки и теоретической осведомленности у будущих 
выпускников,  тем  больше  возможность  формирования  его  как  специалиста  в  своей 
области. 

Совокупность  всех  профессиональных  качеств  и  умений  в  деятельности 

преподавателя определяет его мастерство в своей сфере. Это один из главных аспектов в 
подготовке  будущих  специалистов  по  физической  культуре  и  спорту,  поскольку 
профессиональная 

компетентность 

требует 

понимания 

обширного 

списка 

168 

 

оздоровительных,  педагогических,  социальных,  психологических  и  других  проблем, 
связанных с образованием. 

Наиболее  значительным  фактором  подготовки  специалистов  по  физической 

культуре и спорту является взаимосвязь ведущих учебных дисциплин теории и практики 
физического  воспитания,  психологических,  педагогических,  спортивных  и  медико-
биологических дисциплин. Эти дисциплины позволяют глубже изучить фундаментальные 
положения  профессиональной  деятельности  специалиста,  воспитывают  в  нем  навыки 
практического применения основных теоретических положений. 

Специалисту  в  области  физической  культуры  и  спорта  необходимо  владеть 

разносторонними знаниями в аспектах медико-биологических наук, поскольку принципы 
и  правила,  которыми  он  будет  руководствоваться,  напрямую  связаны  с  образованием 
двигательных  навыков,  развитии  форм  и  функций  организма.  Анатомия,  спортивная 
медицина,  физиология  человека,  биомеханика  –  эти  науки  позволяют  анализировать 
информацию,  необходимую  для  развития  различных  групп  мышц,  позволяющую 
правильно  регулировать  нагрузку,  помогающую  составить  корректный  распорядок  дня. 
Следовательно,  современный  и  высококвалифицированный  специалист  по  физической 
культуре и спорту должен следить за актуальными новостями и свежими исследованиями 
этих  наук.  Рекомендуется  постоянно  повышать  свою  квалификацию,  получая  новые 
знания  последних  антропометрических  исследований  для  отслеживания  изменений  в 
физическом развитии человека, отслеживая появление новых методик преподавания и т.д. 

Педагогу  по  спорту,  в  отличие  от  преподавателей  по  другим  специальностям, 

необходимо разбираться в психологии спорта, а так же в вопросах общей психологии. Во 
многом успех спортсменов на соревнованиях зависит от их способности “собрать волю в 
кулак”, подавить негативные эмоции, не думать о поражении, бороться с возникающими 
проблемами, а так же от их целеустремленности. Преподавателю по физической культуре 
необходимо  в  нужный  момент  корректно  провести  анализ  состояние  психологического 
баланса  не  только  каждого  отдельного  спортсмена,  но  так  же  и  команды  в  целом, 
направляя их в правильном направлении. 

Будущему  специалисту  по  физической  культуре  и  спорту  для  реализации  своих 

профессиональных навыков нужно так же знать и постоянно подпитывать свои знания в 
теоретических  и  практических  дисциплинах  таких  как:  правильное  построение  своих 
занятий,  общей  педагогики  спорта,  методики  физического  воспитания,  а  так  же 
отслеживание современных техник выбранного вида спорта и методик его преподавания. 
К тому же спортивному педагогу необходимо получить нужные в работе педагогические и 
организаторские  навыки.  Одним  из  главных  средств  воздействия  педагога  по  спорту  на 
своих учеников – спортивные и гимнастические упражнения. В арсенале у преподавателя 
должно  находится  огромное  количество  таких  упражнений,  а  так  же  способов  их 
сочетания между собой и вариантов выполнения, только в таком случае он сможет решить 
все  поставленные  перед  собой  задачи  и  развить  те  стороны  физиологической  сферы, 
которые помогут достичь соответствующий спортивно-педагогический эффект. 

В  своей  профессиональной  деятельности  педагог  по  спорту  должен  творчески 

относиться к своему делу и характеризовать себя как ученого, художника и изобретателя. 

Цель  спортивного  преподавателя  –  формирование  людей  со  здоровым  телом  и 

духом, идейных и сильных, с высоким уровнем физического развития. 

Педагогическое  творчество  современных  преподавателей  по  физической  культуре 

и  спорту  развивается  путем  стремления  решить  возникающие  проблемные  ситуации 
нестандартным  образом  при  помощи  своего  воображения,  а  так  же  креативного 
применения  своих  знаний  и  умений.  Пытаться  работать  по  определенному  образцу, 
постоянно  следовать  строгим  планам  –  все  это  не  только  отрицательно  влияет  на 
преподавательский  авторитет,  но  и  ухудшает  отношение  учеников  к  преподаваемому 
предмету в целом. 

169 

 

Одним  из  главных  критерий  рационального  решения  проблем,  встающих  перед 

преподавателем физической культуры – это активное вовлечение его учеников в научно-
исследовательскую  работу,  усвоение  приемов  научных  исследований  задач  педагогики, 
физической культуры и спорта, формирование умения аналитически мыслить, желание к 
постоянному  развитию.  Научное  мышление,  натренированное  на  исследовательских 
работах,  в  настоящее  время  является  неотъемлемой  частью  эффективной  работы 
современного  педагога.  Активная  позиция  будущего  преподавателя  в  изучении  свой 
работы помогут ему увеличить уровень своей квалификации, реализовать свои творческие 
возможности, а также углубить свой внутренний мир. 

Современному  преподавателю  по  физической  культуре  и  спорту  необходимо  не 

только  самому  научно  мыслить,  но  и  обучать  этому  своих  подопечных,  стараться 
направить  их  деятельность  на  усовершенствование  своей  персоны,  подталкивать  их  к 
открытиям.  Педагог  должен  охватывать  весь  спектр  научных  исследований,  начиная  от 
открытых  диалогов  со  спортсменами,  изучения  их  распорядка  дня,  заканчивая 
наблюдениями  изменения  физического  развития  подопечного,  анализ  состояния 
организма  и  учет  результатов  занятий.  Современному  преподавателю  следует  научить 
спортсменов  главным  средствам  научного  поиска,  научить  их  внимательности  и 
самоконтролю, а также обратить их внимание на систематический учет изменения своих 
физических  показателей  для  выбора  наиболее  подходящей  технике  спортивных 
упражнений и большей результативности уроков. Выполнение этих пунктов необходимо 
для постоянного развития самого спортсмена и достижения поставленных целей. 

Применение  сравнительно  элементарных  двигательных  действий  из  множества 

различных спортивных игр, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной гимнастики 
– это наилучший способ для подготовки будущих специалистов по физической культур и 
спорту. Этот метод поможет развить незаменимые навыки и знания для обеспечения 

многогранного  физического  развития.  Способность  будущих  педагогов  по 

физической культуре и спорту разнообразить применяемые двигательные ресурсы, менять 
количество и напряженность повторений, продолжительность и направленность отдыха во 
время  упражнений  и  между  тренировками  помогает  усовершенствованию  многих 
двигательных свойств в их единстве. 

Результаты исследования и их обсуждения: 
Будущему  специалисту  по  физической  культуре  и  спорту  необходимо  усвоить  не 

только  теоретический  материал  своего  направления,  но  и  уметь  использовать  его  на 
практике. Это подтверждается вышесказанными утверждениями и является неотъемлемой 
частью педагогического процесса. 

Выводы: 
Освоение  главных  воспитательных  и  естественнонаучных  умений,  будущие 

педагоги  по  физической  культуре  и  спорту  закладывают  фундамент  дальнейшего 
профессионального мастерства. В настоящее время существует большая необходимость в 
высокопрофессиональных  специалистах,  способных  на  одном  уровне  с  теоретической 
осведомленностью  в  своем  виде  деятельности,  также  владеть  основными  знаниями  в 
областях  естественнонаучных  и  гуманитарных  предметов  и  основных  аспектах 
двигательной  активности.  Общественная  динамичность  и  умение  влиять  и  изменять 
рынок труда одна из главных задач специалиста по физической культуре и спорту. 

Список литературы: 

1.  Мосина,  Н.  В.  Управление  формированием  профессиональной  компетентности 

будущих  специалистов  по  физической  культуре  и  спорту  в  ВУЗе:  дис.  ...  кандидата 
педагогических наук: 13.00.01 / Н. В. Мосина. – М., 2006. – 167 с. 

2.  Незнамова,  Т.  Л.  Профессиональная  подготовка  студентов  факультета 

физической культуры к работе в дошкольных образовательных учреждениях: дис. ... канд. 
пед. наук:13.00.08 / Т. Л. Незнамова. – Н. Новгород, 2006. – 191 с. 

170 

 

3. Туник, Е. Ю. Педагогическое мастерство преподавателя физического воспитания 

/ Е. Ю. Туник // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического 
воспитания и спорта. – 2008. – № 6. – С. 156–158. 

 

АНАЛИЗ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И 

ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ККИ РУК 

 

Р.И.Гизатуллина 

студентка Казанского  кооперативного  института (филиал) Российского 

университета кооперации 

 

Научный руководитель - Ивкина В. В.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
Статья  посвящена  раскрытию  такого  вопроса  как,  отношение  студентов  первого 

курса ККИ РУК к здоровому образу жизни. Для раскрытия этого вопроса, был проведен 
опрос  студентов  первого  курса.  В  ходе  этого  опроса  был  выявлен  режим  двигательной 
активности студентов первого курса и их мотивация для занятия спортом. 

Цель  исследования:  выявить  мотивационную  двигательную  активность  студентов 

первого курса ККИ РУК. 

Ключевые слова: мотивационная сфера; двигательная активность; студенты; образ 

жизни 

Сегодня актуальны такие проблемы как : нарушение питания, неправильный образ 

жизни,  низкая  двигательная  активность,  стрессы.  Данные  проблемы  поднимают 
значимость  двигательной  активности.  Исходя  их  этого,  одна  из  значимых  задач 
современного образования – это укрепление здоровья молодежи. Для этого, в обучающую 
программу  каждого  образовательного  учреждения  ,  включают  физическую  культуру  . 
Казанский  кооперативный  институт  не  является  исключением  и  для  студентов 
выделяются 3-4 часа физической культуры в неделю. 

Проблема  дефицита  двигательной  активности  студентов  является  актуальной  во 

всем  мире.  Двигательная  активность  -  это  комплекс  двигательных  актов  тела,  которые 
совершаются  автоматически  или  с  определённой  целью.  Физические  действия, 
совершаемые с определённой целью, называются тренировками. [1] 

Среди  тридцати  первокурсников  ККИ  РУК  было  проведено  несколько  опросов. 

Первый опрос, помог выяснить, сколько часов в неделю студенты уделяют двигательной 
активности. По данным опроса студенты разделились на 3 основные группы: 

1-двигательная активность 2-4 ч/нед. 
2-двигательная активность 4-10 ч/нед. 
3-двигательная активность 10-16 ч/нед. 
Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры предлагает 

следующие нормы недельного объема двигательной активности : 

для дошкольников — 21—28 ч; 
школьников — 14—21; 
студентов — 10—14; 
Исходя  из  этого,  можно  сделать  вывод,  что  только  20%  студентов  выполняют 

недельную норму двигательной активности . Второй опрос показал нам что больше всего 
мотивирует студентов заниматься спортом. Можно выделить три группы: 

1-Стремление к самовыражению. ( желание быть лучше других) 
2-Стремление  к  самосовершенствованию  .  (для  подержания  здоровья  ,фигуры  и 

тонуса) 

3- Удовлетворение материальных потребностей. (получение стипендии ;поощрения 

на различных чемпионатах и соревнованиях. ) 

171 

 

Исследование  показало  пути  повышения  мотивации  студентов  для  занятия 

физической  культурой  и  спортом.  Мотивации  меняются  по  отношению  к  ценностным 
ориентирам,  а  ориентиры  диктуют  условия,  в  котором  живут  студенты.  Если  должным 
образом  обеспечить  необходимой  информацией  и  создавать  благоприятные  условия  для 
реализации  тех  мотивационных  ценностей,  которые  будут  заложены  в  студентах 
поддерживать  их  начинания  и  стимулировать  их  развитие  можно  добиться 
положительных  результатов  самосовершенствования,  повышения  качества  жизни, 
укрепление  здоровья  и  повышения  спортивных  результатов.    Данные  исследования 
показывают  нам,  что  большинство  первокурсников  ККИ  РУК  страдают  дефицитом 
двигательной  активности.  Это  плохо  сказывается  на  здоровье  студентов  .  Ведь 
благотворное  влияние  физической  нагрузки  на  человеческий  организм  поистине 
безгранично. Человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную 
активность.  Сниженная  активность  ведёт  ко  многим  нарушениям  и  преждевременному 
увяданию организма. 

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность 

всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.[2] 

Выводы:  Двигательная  активность  является  ведущим  фактором  оздоровления 

человека,  т.к.  направлена  на  стимулирование  защитных  сил  организма,  на  повышение 
потенциала здоровья. 

Полноценная  двигательная  активность  является  неотъемлемой  частью  здорового 

образа  жизни,  оказывающей  влияние  практически  на  все  стороны  жизнедеятельности 
человека.[3] 

Список литературы: 

1. Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / 

Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004. – 112с. 

2.  Физическая  культура  студента:  Учебник  /  Под  ред.  В.И.  Ильина.  –  М.: 

Гардарики, 2004. – 448с. 

3.  Настольная  книга  учителя  физической  культуры.  Под  ред.  Л.Б.  Кофмана.  М., 

«Физкультура и спорт», 1998. 

 

БОРЬБА, КАК ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ 

 

Р.Р. Шарапова 

студентка 652 гр. 

Казанский кооперативный институт (филиал) 

«Российский университет кооперации», г. Казань 

 

Научный рководитель - Мифтахов Р. А.,к.п.н., доцент Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
В  этой  статье  поднята  важнейшая  проблема  ухудшения  состояния  здоровья 

порастающего поколения и раскрывается влияние занятия борьбой на здоровье молодежи. 

Ключевые словаборьба, спорт, здоровья. 
Актуальность    исследования  заключается  в  том,  что  экономическая  и 

экологическая  ситуация  в  нашей  стране  привела  к  резкому  ухудшению  состояния 
здоровья населения. В наши дни состояние физического и духовного здоровья учащихся 
вызывает серьезное опасение. Этому есть и доказательства: по состоянию здоровья у 52-
58  %  молодежи  есть  ограничения  к  тому  или  иному  виду  деятельности.  Этому  причина 
низкая двигательная активность молодежи. В такой ситуации особое значение  уделяется 
физической культуре и спорту. В наше время, когда возрождаются истинные ценности и 
популяризация  многих  видов  единоборств  в  России,  использование  борьбы  является 
актуальным. 

172 

 

Целью исследование является определение влияния занятия борьбой  на здоровье 

человека. 

Что же означают термин "борьба"? 
"Борьба — это изначально схватка именно двух людей, которые пытаются свалить 

друг  друга  с  ног,  либо  обездвижить  болевыми  приемами,  либо  для  спортивной  и 
ритуальной борьбы иногда вытолкнуть или выбросить противника из круга" [3]. 

Более  того  изначально  борьба  часто  считалась  самым  интеллектуальным  боевым 

спортом и даже искусством, т.к. тут надо и проявить силу, и перехитрить противника. Ей с 
большим удовольствием занимались такие философы как Платон, Сократ и Марджани.  

Международную  борьбу  как  вид  единоборства  подразделяют  на  несколько 

различных  видов.  Но  исключением  можно  считать дзюдо.  Это  японский  вид  борьбы,  он 
получил широкое распространение во всех уголках мира. 

Все виды борьбы принято классифицировать на семь групп.  
Занятия  борьбой  означает  регулярные  тренировки,  с  последующим  участием  в 

спортивных  соревнованиях,  это  конечно  же  хорошо  укрепляет  здоровье  и  иммунитет 
студентов,  молодежи  в  целом.  Занимаясь  борьбой,  человек  получает  гарантию 
полноценного общего физического развития. 

Регулярные занятия спортивной борьбой очень хорошо воздействуют на растущий 

организм,  это  проявляется  в  целом  ряде  изменений  в  положительную  сторону  в 
отношении,  как  его  строения,  так  и  функционирования  всех  органов  и  систем.  Даже 
ученые  доказали,  что  молодежь,  которая    занимается  борьбой,  по  уровню  физической 
подготовки намного превосходит своих ровесников, которые не занимаются спортом.  

Спортивные  занятия  в  целом  очень  хорошо  влияют  на  организм  и  физиологию 

человека.  Весь организм в целом начинает работать значительно экономнее, это снижает 
утомляемость.  Для  молодежи  это  особенно  важно,  так  как  у  них  благодаря  регулярным 
занятиям  борьбой,  приобретается  уникальная  способность  переносить  длительные  и 
большие нагрузки. Данный вид спорта, на мой взгляд, играет важную роль для студентов. 
Т.к.  борьба  положительно  влияет  на  здоровье  молодежи  (увеличивается  быстрота, 
ловкость,  сила,  умение  быстро  мыслить),  можно  сказать,  что  занятия  данным  спортом 
оказывает положительные результаты на учебу «Занятия различными видами спортивной 
борьбы  укрепляют  здоровье,  развивают  физически,  формируют  характер,  уверенность  в 
своих силах, мужество и отвагу» [1].   

Борьба влияет и на нравственную сторону развития молодого спортсмена, так как 

она 

способствует 

развитию 

выдержки, 

настойчивости, 

упорству, 

смелости, 

дисциплинированности,  воли  к  победе  и  других  качеств,  необходимых  для  того,  чтобы 
добиться  успеха  в  жизни.  Молодежь  любит  заниматься  борьбой,  так  как  это  даёт  им 
возможность помериться силой, а во время соревнований и показать свои способности в 
борьбе  за  победу.  Нередка  ситуация,  когда  отец  приводит  сына  на  занятие  по  борьбе, 
объясняя  это  тем,  что  дома  ребёнок  постоянно  борется  с  ним.  У  мальчишек  это  – 
врождённая  потребность.  Отсюда  и  популярность  борьбы.  В  дальнейшем  она  нередко 
становится  для  человека  образом  и  целью  в  жизни.  «Борьба    развивает  уважение  к 
старшим, народные традиции и пропагандирует национальные виды спорта» [2]. 

Я предлагала бы открыть в Казанском кооперативном институте (РУК) спортивный 

клуб, секции по разным видам борьбы, а также призывать студентов активно участвовать 
в народных праздниках «Сабантуй», «Навруз», «Питрау».  

Также можно организовать  различные соревнования по дзюдо, самбо, спортивной 

борьбе,  борьбе  на  поясах,  татаро-башкирской  спортивной    борьбе  в  рамках  нашего 
института. Поучаствовав в различных соревнованиях, борьба может стать интересной для 
студентов. 

У студентов есть возможность участвовать в соревнованиях по борьбе среди ВУЗов 

Казани, городских, республиканских и Всероссийских соревнованиях. 

173 

 

Также в Казанском кооперативном институте (РУК) ежегодно проводится праздник 

"Кооперативная  осень",    Кооперативный  форум  центросоюза  РФ  (показательный 
Сабантуй, национальные игры и  спортивные состязания).  В спортивных мероприятиях с 
удовольствием  принимали  участие  преподаватели,  сотрудники  и студенты института. 
Эстафеты,  настольный  теннис,  народное  игры,  армрестлинг,  гиревой  спорт,  борьбе 
«Көрәш»,  бадминтон   и  многое  другое  были  предложены  тем,  кто  пришел  на  праздник. 
Кроме  того,  гости  мероприятия  смогли  проверить  свою  физическую  подготовку,  сдавая 
нормы ГТО. 

Если  проводить  такие  мероприятия  чаще,  студентам  лучше  заинтересуются  

данным  видом  спорта  -  борьбой.  Я  считаю,  что  в  таких  мероприятиях  студентам 
интересно участвовать, проявлять себя и показать свои способности. 

Список литературы: 

1.  Игуменов  В.М.,  Подливаев    Б.А.  Спортивная  борьба:  Учеб.    Для  студентов  и 

учащихся фак. (отд-ний) физ. Воспитания пед. учеб.  Заведений. – М.: Просвещение, 1993. 
– 240 с.  

2.  Мифтахов  Р.А.  Национальные  виды  спорта  в  России.  Учебное  пособие  Р.А. 

Мифтахов,  Казанский  кооперативный  институт  АНО  ОВО  ЦС  РФ  «Российских 
университет кооперации», Казань, 2017. – 138 с. 

3. Электронный ресурс. Режим доступа:    https://samosoverhenstvovanie.ru/kinds-of-

wrestling/ 

 

ВЛИЯНИЕ МОДЫ ФИТНЕС ЦЕНТРОВ НА СТУДЕНЧЕСКУЮ 

МОЛОДЕЖЬ 

 

Л.Ю. Шибакова 

студентка 652 группы Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель - Илюшин О. В.,к.п.н, доцент Казанского  кооперативного  

института (филиал) Российского университета кооперации 

 
В  данной  статье  рассматривается  влияние  фитнес  центров  на  студенческую 

молодежь,  указываются  направления  совершенствования  фитнес  программ,  а  также 
усиление мотивации в интересах достижения жизненных успехов. 

Ключевые  слова:  Здоровый  образ  жизни, фитнес  клуб,  фитнес,  спорт,  физическая 

культура, студенческая молодежь 

Ведение  здорового  образа  жизни  в  нашей  стране  постепенно  выходит  на  первое 

место,  поскольку  профилактические  меры  и  ведение  здорового  образа  жизни  обходятся 
дешевле  для  государства,  чем  лечение  болезней.  В  связи  с  этим  многие  бизнесмены 
открывают  фитнес  центры,  так  как  они  актуальны  среди  всех  слоев  населения,  а  в 
особенности среди молодежи. 

Актуальность темы проявляется на практике, так как молодежь загружена учебой и 

не редко совмещает ее с работой трудно найти время для личных дел, а в особенности для 
организации тренировок [1].Фитнес клуб дает возможность эффективно использовать свое 
свободное  время  и  получить  квалифицированную  помощь  в  занятиях  спортом,  так  как 
упражнения выполняются по программе, составленной квалифицированными тренерами.  
Тренеры  объясняют  и  контролируют  выполнение  упражнений,  что  помогает  избежать 
получения травм. 

Цель  нашей  работы  заключается  в  выявлении  влияния  фитнес  центров  на 

студенческую молодежь. 

174 

 

Для  достижения  цели  было  проведено  статистическое  документальное 

исследование,  мы  проанализировали  работу  фитнес  центров  в  республике  Татарстан  и 
выявили их актуальность среди молодежи. 

Фитнес  понимается  как  оптимальное  сочетание  физического  и  психологического 

здоровья. В настоящее время фитнес-индустрия в России активно развивается и является 
востребованной.  Фитнес  клубы  становятся  местом  досуга  и  отдыха.  Они  формирует 
знания,  умения,  ценности  здорового  образа  жизни.Важной  составляющей  социально-
экономической  политики  является  развитие  физической  культуры  и  спорта.  По  данным 
официальной  статистики  и  министерства  по  делам  молодежи  и  спорту  РТ,  наблюдается 
положительная  динамика  роста  основных  показателей  развития  физической  культуры  и 
спорта.  

Рисунок  3  -  Динамика  объемов  рынка  фитнес-услуг,  в  России  в  ценах  2015  года, 

млрд 

руб., 

(данные 

РБК 

Исследования 

рынков, 

ИПЦ 

– 

Росстат)

 

Таким  образом,  по  данным  рисунка  1  можно  заметить,  что  объем  рынка,  млрд 

рублей с 2010 года по 2011 год вырос на 7 млрд рублей, с 2011 года по 2012 на 8,9 млрд 
рублей, а с 2014 года по 2015 год всего на 3,8 млрд рублей. Финансовый кризис и падение 
реальных доходов населения в 2014-2015 годах оказали влияние и на сферу фитнес-услуг. 
Тем не менее, несмотря на такое негативное влияние, рынок продолжил расти. При этом 
его темпы роста, по некоторым оценкам, весьма значительны для российской экономики. 

Несмотря  на  то,  что  первые  фитнес-клубы  появились  в  стране  еще  в  начале  90-х 

годов,  в  течение  долгого  времени  рынок  испытывал  определенные  трудности  в 
развитии.Целевая аудитория фитнес-клубов была очень узкой вплоть до середины 2000-х 
годов.    

Таблица  1  –    Численность  возрастных  групп  населения,  систематически 

занимающегося физической культурой и спортом, тыс. чел 

До 7 лет 

667 

7-18 лет 

4194 

18-30 лет 

3360 

31-60 лет 

1422 

 
На  таблице  мы  видим,  что  большее  количество  человек,  занимающихся  спортом, 

составляет молодежь в возрасте от 7 до 18 лет и от 18 до 30 лет. Фитнес центры создают 
льготы для студенческой молодежи, что делает спорт доступным для молодежи. Во всех 
спортивных  комплексах  имеется  большое  разнообразие  программ  и  видов  тренировок, 
каждый  может  выбрать  то,  что  ему  по  душе.  Студенты  не  имеют  возможности 
регулярного  посещения  занятий,  но  даже  они  определяют  значимый  оздоровительный 

175 

 

эффект,  как  в  физическом,  так  и  в  психологическом  состоянии  занимающихся.  Спорт 
формирует  такую  ценность,  как  здоровье  человека,  формирует  новые  знания,  навыки  и 
здоровые  привычки,  что  является  здоровым  образом  жизни.  В  современном  мире 
здоровый  образ  жизни  преследует  большая  часть  населения,  а  особенно  студенты,  ведь 
они  хотят  иметь  престижную  работу  в  будущем  для  которой  нужно  обладать  не  только 
высокой  квалификацией,  но  и  важно  быть  здоровым  и  привлекательным.  Каждый 
стремится занять высокое место в жизни, молодежи теперь недостаточно быть рутинным 
работником, поэтому они стремятся к совершенству, и оно начинается с здорового образа 
жизни. 

Таким  образом,  выполнение  программ  здорового  образа  жизни  и  фитнес-клубов, 

способствует воспитанию в личности мотивации, а также эффективному приобщению ее к 
здоровому  образу  жизни  в  интересах  самосовершенствования.  Для  одних  спорт-  это 
смысл  жизни,  для  других-  один  из  способов  укрепления  здоровья  и  поддержания 
красивого телосложения, для третьих- это форма проведения досуга. 

Список литературы: 

1. 

Социально-экономическое  развитие  регионов  Приволжского  федерально 

округа  – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-
ekonomicheskoe-razvitie-regionov-privolzhskogo-federalnogo-okruga 

2. 

Илюшин 

О.В. 

Парадоксы 

здорового 

образа 

жизни 

будущих 

инженеров. Вестник Казанского технологического университета. 2014. №.С.444-448. 

3. 

Социально-экономическое  положение  регионов  Приволжского  Федерально 

округа – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-
ekonomicheskoe-polozhenie-regionov-privolzhskogo-federalnogo-okruga-gosudarstvennaya-
sobstvennost-disproportsii 

4. 

Методы  оценки  социально-экономического  развития  реального  сектора 

региона – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/34659 

 

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

И СПОРТА 

 

Газарян С. В. 

студентка 251 группы Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель - Баранова А. А.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
Нравственное  воспитание  студенческой  молодежи  занимает  в  настоящее  время 

важное  место  в  системе  подготовки  молодого  специалиста  к  высокопроизводительному 
труду.  Физические  упражнения  и  спорт  создают  возможности  для  проверки  студента  в 
экстремальных  ситуациях,  раскрывают  все  стороны  его  характера,  способностей, 
быстроты  оценки  ситуации  и  умения  к  принятию  правильного  решения.  Участие  в 
соревнованиях,  массовых  выступлениях  носят,  как  правило,  организованный характер,  в 
которых студент должен не только проявить свои лучшие качества, но и подчинить свои 
личные  интересы  интересам  коллектива.  В  ходе  систематических  занятий  физическими 
упражнениями  и  спортом  студентам  приходится  выполнять  большое  количество  самых 
разнообразных общественных поручений (судья по спорту, дежурный по группе, капитан 
команды, член бюро секции и т. д.). 

Но  для  того  чтобы  обеспечить  студенческую  молодежь,  спортивными 

сооружениями необходим огромный труд. 

Вырос  уровень  обеспеченности  населения  Республики  Татарстан  спортивными 

сооружениями с 23,66 % в 2008 году до 26,28 % в 2017 году. На начало 2018 года число 

176 

 

спортивных сооружений различного типа в Республике Татарстан (от плоскостных 
площадок,  построенных  хозяйственным  способом,  до  комплексных  спортивных 
объектов) составило 5852 единиц. 

Благодаря  принятым  мерам  реализации  государственной  политики  в  сфере 

массовой  физической  культуры  и  спорта  с  2008  года  общее  количество 
занимающихся  систематически  физической  культурой  и  спортом  выросло  на  13,9 
% и составляет 28,8 %.. 

Достижение  долговременных  социальных  и  гуманитарных  результатов  в 

сфере  массовой  физической  культуры  и  спорта  также  достигается  средствами  и 
ресурсами  сферы  образования.  Образование  как  социальный  институт 
предоставляет  значительный  организационный  и  методический  ресурс  для 
обеспечения  преемственности  массовых  физической  культуры  и  спорта  с  краевой 
системой  подготовки  спортивного  резерва.  Участниками  краевых  спортивных 
проектов  «Звезды  Татарстана»,  «Школьная  спортивная  лига»,  «Молодежная 
спортивная  лига»  ежегодно  становятся  более  100000  школьников  и  студентов 
Республики Татарстан. 

Однако,  основным  залогом  эффективности  и  устойчивости  результатов 

развития физической культуры и массового  спорта предыдущего периода следует 
считать не только статистические показатели, сколько появление и упрочение тех 
качественных сдвигов, которые в дальнейшем перспективном развитии могут стать 
инфраструктурным  (управленческим)  и  социально-экономическим  ресурсом 
закрепления  гуманитарных  эффектов  предыдущего  этапа  и  планирования  новых 
результатов  развития  сферы.  К  таким  устойчивым  ресурсам  сферы  и  отрасли 
можно отнести:  

 

начавшиеся  процессы  модернизации  инфраструктуры  массового 

спорта  (сети  спортивных  клубов  по  месту  жительства:  развитие  инфраструктуры 
массового  детского  спорта:  строительство  и  организация  работы  физкультурно-
спортивных  клубов,  спортивных  дворов  ,  спортивных  площадок  на  базах 
общеобразовательных школ); 

 

множественность 

общественно-профессиональных 

позиций 

в 

отрасли,  которые  стали  востребованы  в  связи  появлением  новых  форм 
продвижения  идей  и  ценностей  массовой  физической  культуры  и  спорта 
(внедрение  комплекса  ВФСК  (ГТО),  реализующегося  в  крае  в  форме 
социокультурного,  межотраслевого  «пилотного»  проекта  с  2013  года  привело  к 
появлению новых актуальных направлений профессиональной деятельности, таких 
как популяризация идей ГТО, привлечение населения и учащихся к сдаче норм); 

Отмеченная  позитивная  динамика  включенности  населения  Республики 

Татарстан  в  занятия  физической  культурой  и  массовым  спортом  и  планируемое 
наращивание  её  показателей  в  последующий  период  требуют  дальнейших 
изменений количества и качества инфраструктуры физической культуры и спорта 
Республики Татарстан. 

Нами  был  проведен  опрос  среди  студенческой  молодежи  на  тему  «Хотели 

бы Вы активно заниматься спортом». 

Таблица 2.1 - Результаты ислледования процентной выраженности каждого 

ответа. 

Ответы 

Средне выражен 

 

Человек 

1.  Я  хотел  бы заниматься  спортом,  но  нет  времени  и 

условий для этого 

40 

80 

2. Я профессионально занимаюсь спортом 

10 

20 

3. Не хотел бы 

177 

 

4. Я занимаюсь спортом изредка 

10 

20 

 

Исследование показало, что хотели бы заниматься спортом 40 (80%) студентов, но 

многие  из  них  не  видят  условий  для  этого.  То  есть  необходимо  продолжать  развитие 
спортивных комплексов и сделать их доступными для студенческой молодежи. 

В  настоящее  время  сохраняются  территориальные  неравенства  среди 

муниципальных  образований  края  в  обеспеченности  объектами  и  в  доступности  для 
населения  услуг  физкультурно-оздоровительного  характера.  Существует  дефицит  в 
недорогой,  но  полноценной  спортивной  инфраструктуре  (спортивных  залах,  открытых 
площадках  как  по  месту  жительства,  так  и  по  месту  работы  населения).  Доступность 
спортивных  сооружений  остается  недостаточной  для  реализации  минимально 
необходимого  объема  двигательной  активности  населения.  Во  многих  территориях  края 
большая  часть  функционирующих  спортивных  объектов  либо  являются    спортивными 
залами  образовательных  учреждений,  либо  временно  приспособленными    помещениями 
для проведения занятий по физической культуре. 

Значительная  часть  физкультурно-оздоровительных  и  спортивных  сооружений 

требует  реконструкции  и  модернизации,  переоснащения  современным  оборудованием  в 
соответствии с современными требованиями нормативно-правовой базы по строительству 
и  эксплуатации  объектов  физической  культуры  и  массового  спорта.  Из-за  дефицита 
бюджета в ряде муниципальных образований края не проводится своевременный ремонт 
спортивных  сооружений,  что  увеличивает  риск  возникновения  чрезвычайных  ситуаций. 
Функционирующие  физкультурно-оздоровительные  и  спортивные  объекты  в  своём 
большинстве    не  располагают  медицинскими  кабинетами,  отвечающими  лицензионным 
требованиям  и      обеспеченными      необходимыми    медицинскими  кадрами  для  оказания 
первичной  врачебной  или  доврачебной  медико-санитарной  помощи  (в  случае  её 
необходимости).  Недостаточность  объемов  и  темпов  наблюдается  и  в  обновлении 
спортивно-технологического оборудования; 

Не  разработаны  и  не  внедрены  научно  обоснованные  модели  здорового  образа 

жизни,  дифференцированные  в  соответствии  с  различиями  возрастных  и  «социально-
экономических  целевых  аудиторий»,  основывающиеся  на  идентифицируемых  видах  и 
особенностях поведения», обусловленных личностными характеристиками и физическими 
возможностями (и ограничениями) различных людей.  

Воспитательная  и  пропагандистская  работа  по  распространению  ценностей 

здорового образа жизни и популяризации массового спорта недостаточно ориентирована 
на  определенные  целевые  возрастные  и  социальные  группы  населения.  Организационно 
не  внедрены  и  фактически  не  применяются  методики  мотивации  людей  различного 
возраста,  в  том  числе  ранее  не  заинтересованных  в  занятиях  физической  культурой  и 
спортом,  к  различным  формам  двигательной  активности  оздоровительного  характера,  к 
участию  в  социальных  проектах,  направленных  на  преодоление  обществом 
«инфантилизма  в  вопросах  здорового  образа  жизни».  Не  достаточно  используются 
социально-педагогический ресурс регионального движения ветеранов спорта. 

Отсутствуют единые региональные подходы к формированию новой, современной 

организационной основы физического воспитания населения, что. усиливает зависимость 
качества  организации  физкультурно-спортивной  работы  от  специфики  условий  и 
возможностей  конкретных  территорий.  Физкультурно-спортивные  клубы  существуют 
автономно,  структуры  объединяющие  их  по  отраслевому  или  вертикальному  принципу 
только  формируются,  отсутствуют  базовые  экономические  модели  деятельности  клубов 
по месту жительства студентов, что в совокупности затрудняет реализацию их основного 
предназначения  как  субъектов  физического  воспитания  населения  и  компонента 
спортивной  инфраструктуры,  обеспечивающего  «приближенность  к  людям»  физической 
культуры и массового спорта. 

Список литературы: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..