ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 8

 

 

114 

 

environment  is  changing  on  a  drastic  speed.  Educational  technology  has  removed  physical 
boundaries  in  the  educational  sector.  Online  education  and  Mobile  learning  are  becoming  the 
order  of  the  day,  many  executives  are  embracing  online  education  to  supplement  on  their 
educational levels, mobile learning brings educational material in student’s hands, and the use of 
cell phones for educational purposes is on the rise. Teachers have got a chance to reach students 
across borders using internet technology; students in developing countries have got a chance to 
subscribe for international courses via the internet. So the integration of technology in education 
has created a positive impact on our educational environment. 

List of reference: 

1.  Counsell, Christine    "Making  Good  Progress:  the  future  of  Assessment  for  Learning, 

by Daisy Christodoulou". Schools Week. Pearson PLC/ 2017-02-16, р. 26.  

2.  Warlick, David What School Leaders Need to Know About Digital Technologies and 

Social Media (Chapter) (Jossey-Bass 2012),  р. 123.  

3. https://www.linkedin.com/in/jenny-arledge-217b0322 
 

К ВОПРОСУ О ДЕМОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 

 

Ишмухаметова Л. Ф. 

Казанский кооперативный институт (филиал) «Российский университет 

кооперации» г. Казань. 

 

Аннотация.  В  статье  рассматривается  вопрос  о  демократии,  и  реализация  её 

принципов в современных условиях. Проведен исторически анализ политического режима 
и на основе этого выведены её основные принципы. 

Ключевые слова: демократия, политический режим, ценности, правда, политика. 
На  сегодняшний  день  одним  из  самых  актуальных  вопросов  политической 

философии  является  вопрос  о  демократии,  так  как  во  всем  мире  растет  число 
образованных людей, которые хотят участвовать в политике и хотят, чтобы с их мнением 
считалась  власть.  В  связи  с  кризисом  демократии  во  многих  странах,  у  политических 
философов  возникает  много  вопросов  и  сомнений  по  поводу  реализации  этой  формы 
правления,  несмотря  на  то,  что  демократия  быстро  укореняется  во  многих  странах.  В 
связи  с  этим    по  -  новому  ставятся  вопросы  о    принципах    функционирования 
существующих  демократических  обществ  и    то,    какими  должны  быть  истинно  
демократические  принципы,  что  такое  подлинная  демократия  и  является  ли    она  
действительно наилучшей формой правления. 

Демократия (греч. demos – народ и kratos – власть) – термин зародился в Древней 

Греции в VI–V вв. до н. э. Греческое слово demos могло обозначаться как народ, люди, но 
так  же  могло  трактоваться  как  чернь,  толпа,  бедный  слой  населения.    Слово  krat  os 
переводилось  как  власть,  правление,  могущество,  победа.  В  период  расцвета 
древнегреческих городов разная трактовка двух частей слова могла определять сущность 
демократии как власть народа и господство бунтующей черни.  

На  протяжении  всей  истории  этого  политического  режима  сформировалось 

большое  количество  разновидностей  демократии.  В  эпоху  Солона  (верховного  анхонта 
Афинского  полиса)  античная  демократия  стала  первой  формой  демократии  классового 
общества. Отношение к демократии со стороны великих мыслителей того времени было 
крайне  негативным.  Платон  считал  демократию  наихудшей  формой  правления,  т.к.  её 
развитие  ведет  к  охлократии  (власть  толпы),  а  затем  к  тирании.  По  его  мнению,  при 
демократии  портятся  нравы,  уходит  благоразумие,  расцветает  бесстыдство  и  наглость. 
Этой же точки зрения придерживался Аристотель.  

В средневековой философии демократия трактовалась как народовластие: Монарх 

обязан  исполнять  закон  (справедливость)  в  интересах  народа,  который  доверил  ему 
власть.  В  XIV–XVI  вв.  философы  считали  необходимым  разделение  власти  на 

115 

 

исполнительную  и  законодательную,  где  исполнителем  власти  является  монарх,  а 
источником законодательной власти является народ. Позже эти идеи развивались в трудах 
Джона Локка, а затем в процессах конституционализации английской монархии (создается 
парламент).  В  истории  человечества  впервые  сформировались  основы  представительной 
демократии.  В  XVIII  в.  первым  официальным  документом  демократической  республики 
стала Американская конституция. В  XIX в. сформировалось два направления в развитии 
демократии.  Первое  направление  –  создание  Гражданского  общества  для  реализации 
демократических прав и свобод граждан. Второе направление – введение избирательного 
права и увеличение участников политического процесса.  

В  XX  в.  демократия  приобретает  мировой  масштаб,  а  демократические  основы 

(правовое и политическое равенство граждан, плюрализм, легитимность власти, всеобщее 
избирательное право) сформировались в политической жизни большинства государств.  

В  Российской  Федерации  процесс  перехода  на  демократический  режим  прошел 

болезненно и тем самым заложил недоверие большой части населения к таким понятиям, 
как «плюрализм», «демократия», а также равнодушие   к  участию  в общественной жизни. 
Сейчас  многие  полагают,  что  в  России    слабо  развивается    свободное  и  современное 
общество, а правящие  элиты  открыто игнорируют   интересы простых людей. По мнению 
автора,    до  сегодняшнего  дня  власть    не  принимает    достаточных  усилий,    которые 
позволяли бы  всем гражданам играть большую роль в политической жизни страны, и тем 
самым тормозит сплочение народа или даже провоцирует обратный эффект. 

Русский  философ,  правовед  Павел  Новгородцев  в  начале  прошлого  века 

предупреждал:  "Нередко  думают,  что  провозглашение  всяких  свобод  и  всеобщего 
избирательного права имеет само по себе некоторую чудесную силу направлять жизнь на 
новые  пути.  На  самом  деле  то,  что  в  таких  случаях  водворяется  в  жизни,  обычно 
оказывается  не  демократией,  а  смотря  по  обороту  событий,  или  олигархией,  или 
анархией".  

Президент Российской Федерации  Владимир Путин считает:  «Россия развивается 

по демократическому пути, и в этом не должно быть ни у кого никаких сомнений. У нас 
собираются  митинги  оппозиции,  люди  высказывают  свою  точку  зрения».  «Общество  в 
России должно развиваться поэтапно, невозможно, чтобы завтра в РФ наступили такие же 
порядки, как в США, Германии и Франции». [1,5]  

Но реализация демократических принципов во многом обусловлена особенностями 

политической  культуры  страны,  ее  историей,  религией,  а  главное  –  уровнем  развития 
экономики.  Именно  поэтому    не  может  быть  единой,  универсальной,  модели 
демократического  режима.  Чтобы  демократия  работала  успешно,  нужно  создать  все 
условия внутри страны, такие как: 

 

экономические условия (высокий уровень доходов и благосостояние населения, 

развитая  инфраструктура,  устойчивая  банковская  система  и  национальная  валюта, 
высокий уровень развития  промышленности);  

 

социальные  условия  (высокий  уровень  благосостояния  и    образования, 

устойчивая  классовая  структура  населения,      готовность  граждан    к    взаимной  
толерантности  по вопросам национальности и вероисповедания);  

 

политические  условия  (  наличие  правового    государства,  легитимной  власти, 

наличие    оппозиционных  партий,  а  также    свободная  деятельность  СМИ,  политическая 
стабильность общества).  

Одним  из  самых  важных  условий  является  неукоснительное  соблюдение  всех 

законов  государства,  равенство  всех  перед  законом  и  отсутствие  «неприкасаемых»,  для 
которых исполнение законов необязательно. 

На сегодняшний день  во всем мире, и в России в частности, принципы демократии 

реализуются    не  полностью.  Это  объясняется    напряженной  мировой  обстановкой, 
обострением  борьбы  между  государствами  за  влияние  на  международной  арене, 

116 

 

трудностями экономического характера.   Во многих государствах граждане подвергаются 
массированной  пропагандистской  обработке  со  стороны  СМИ.        Люди  теряют  
ориентиры,  не  понимая,  на  чьей  стороне  правда.      В  таких  условиях  сложно  говорить  о 
демократии,  ибо  для  демократии  нужна  правда.  Кроме  того,  как  нам  кажется,    основой 
истинной  демократии  является  естественная  доброта  человеческой  природы.  Чтобы 
демократия  утвердилась  в  государстве,  необходимы  совместные  усилия    образованных 
людей,  особенно  молодежи.  Именно    поэтому    так  важно  политическое  воспитание  и 
формированиие зрелой политической культуры. 

Список литературы: 

1.  Интервью  Владимира  Путина  Оливеру  Стоуну  (165)  [Электронный  ресурс]  // 

Риа Новости. 2017 г. 14 июня. URL: https://ria.ru/politics/20170614/1496438276.html . 

2.  Исаев Б. А. Геополитика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2016. 496 с. 
3.  Одинцова  А.  В.  Гражданское  общество:  взгляд  экономиста  //  Государство  и 

право. 1992. № 8. С. 98–109. 

4.  Познер  Р.А.  Рубежи  теории  права  /  пер.  с  англ.  И.В.  Кушнаревой.  М.: 

Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 480 c. 

5.  Путин:  Россия развивается по демократическому пути. [Электронный ресурс] // 

Известия. 2017 г. 5 июня. URL: https://iz.ru/602530/2017-06-05/putin-rossiia-razvivaetsia-po-
demokraticheskomu-puti . 
 

GENERAL PRINCIPLES OF INTERNATIONAL LAW: THEORETICAL 

PROVISIONS AND PRACTICAL IMPLEMENTATION 

 

Karimov D.A. 

The Russian State University of Justice, Kazan branch 

Kazan 

 

Abstract:  The  article  focuses  on  the  notion  of  international  law,  reveals  its  essence, 

analyzes the problems of practical implementation of its general principles. 

Keywords: international law, general principles, implementation. 
Modern international law began to evolve after the end of World War I. The League of 

Nations  was  established  in  1920  with  a  specific  aim  to  maintain  peace  in  the  world  and  to 
promote cooperation in international matters. The establishment of the United Nations (UN) and 
the International Court of Justice (hereinafter “the ICJ”) on 24 October 1945 after World War II 
had a huge impact on the development of international law.  Its main goal is to ensure peace and 
stability  in  the  entire  world  by  the  UN  operations  [16,  p.224].  Fundamental  international 
principles have been developed since then. Their significance has been constantly stressed by the 
decisions of the ICJ [1, p.8-9; 2, p.58].  

However,  the  problem  that  has  emerged  is  constant  violation  of  these  principles  which 

leads to wars, offences against human dignity and limitations of sovereign right of states. 

The  aim  of  the  paper  is  to  consider  the  fundamental  principles  of  international  law  and 

analyze the problem of their practical implementation. 

International  law  is  defined  in  this  paper  as  “a  body  of  rules  established  by  custom  or 

treaty and recognized by nations as binding in their relations with one another" [3].  

General  principles  of  international  law  also  means  “the  general  principles  of  law 

recognized by civilized nations” [15].  

Under  international  community,  we  mean  all  civilized  nations  as  the  major  part  of 

international law subject. 

In  100  years,  10  general  principles  of  international  law  were  introduced  into  various 

treaties  [14],  declarations  [13]  and  conventions  [10].  However,  in  spite  of  their  generally 
accepted binding force, they are constantly violated by different countries all over the world. The 

117 

 

most striking violations of the fundamental principles of international law are highlighted further 
in this paper.  

The  principle  that  states  should  refrain  from  the  use  of  force  against  the  territorial 

integrity  or  political  independence  of  a  state  has  been  numerously  violated  since  1970.  One 
should mention the invasion of Cambodia by the United States of America in 1970 which is also 
known as the Cambodian Campaign [12, p.26-37]. In 1983, the United States invaded Grenada 
[17, p.112]. Foreign intervention has played a large role in the war that has been going on in the 
Syrian Arab Republic for over six years [11]. A blatant event occurred on November 24, 2015, 
when the Russian bomber Su-24 was shot down by the Turkish military [4].  

In 2017 the USA Air Force shot down a Syrian jet without warning [9]. The fact that the 

number  of  such  incidents  has  sharply  increased  in  recent  years  proves  that  this  particular 
principle of international law is repeatedly and seriously violated nowadays. 

The  correlation  between  the  principles  of  territorial  integrity  and  equal  rights  and  self-

determination  of  peoples  is  viewed  as  a  controversial  international  issue.  Thus,  Russia’s 
annexation of Crimea in March 2014 is considered by some scholars as a breach of the territorial 
integrity principle [8]. The opposite point of view, though, is that the self-determination principle 
prevails in this case [5]. The issue remains vague and undefined by international institutions.  

The  principle  of  respect  for  human  rights,  the  fundamental  international  principle  of 

mankind, is undermined by the existence of the death penalty in the USA [6] and in the United 
Arab Emirates; by tortures in the Guantanamo Bay detention camp in 2002 [7]. 

In  conclusion,  it  should  be  noted  that  there  are  striking  discrepancies  between  lofty 

theoretical  provisions  of  international  law  and  their  practical  implementation.  It  is  evident  that 
the  problem  should  be  further  discussed  on  a  broader  scale  considering  the  experience,  both 
positive  and  negative,  of  the  international  community  and  urgent  measures  should  be  taken  to 
restore the status and significance of fundamental principles of international law. 

List of reference: 

1.  Corfu  Channel  Case  (United  Kingdom  v.  Albania).  Assessment  of  Compensation 

[Electronic  resource]  //  15  XII  49,  International  Court  of  Justice  (ICJ):  [site].  [1949].  URL: 
http://www.icj-cij.org/files/case-related/1/001-19490409-JUD-01-00-EN.pdf 

(accessed: 

16.01.18). 

2.  Delimitation of the Maritime Boundary in the Gulf of Maine Area Case. Constitution 

of  Chamber  [Electronic  resource]  //  Judgement.  I.  C.J.  Reports  1984:  [site].  [1984].  URL: 
http://www.icj-cij.org/files/case-related/67/067-19841012-JUD-01-00-EN.pdf 

(accessed: 

15.01.18).  

3.  English 

Oxford 

Dictionary 

[Electronic 

resource]: 

[site]. 

[2018]. 

URL: 

https://en.oxforddictionaries.com/definition/international_law (accessed: 27.02.18). 

4.  Henry  Etienne.  The  Sukhoi  Su-24  Incident  between  Russia  and  Turkey  [Electronic 

resource]  //  Russian  Law  Journal:  [site].  [2016].  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/the-
sukhoi-su-24-incident-between-russia-and-turkey (accessed: 22.04.2018).  

5.  Kabyshev  V.T.  Vozvrashchenie  Kryma  v  Rossiyu:  konstitutsionno-pravovoy  diskurs 

[The return of the Crimea to Russia: constitutional and legal discourse] [Electronic resource] // 
Vestnik  SGYuA  [Saratov  State  Academy  of  Law  Bulletin]:  [site].  [2015].  URL: 
https://cyberleninka.ru/article/n/vozvraschenie-kryma-v-rossiyu-konstitutsionno-pravovoy-
diskurs (accessed: 25.02.2018). 

6.  Lepeshkina O. I. Smertnaya kazn' v SShA [The death penalty in the USA] [Electronic 

resource] 

// 

BBC 

67.408 

ya431 

26: 

[site]. 

[2015]. 

URL: 

https://www.swsu.ru/structura/up/uf/kup/sbornik-evol-2015.pdf#page=32  (accessed:  01.03.18) 
[in Russian]. 

7.  Lewis  N.  A.  Red  Cross  finds  detainee  abuse  in  Guantanamo  [Electronic  resource]  // 

New  York  Times:  [site].  [2004].  URL:  https://people.rit.edu/wlrgsh/Lewis.pdf  (accessed: 
05.02.18). 

118 

 

8.  Marxsen Ch. The Concept of Territorial Integrity in International Law – What Are the 

Implications 

for 

Crimea? 

[Electronic 

resource]: 

[site]. 

[2014]. 

URL: 

https://ssrn.com/abstract=2515911 (accessed: 04.02.18). 

9.  New  details  on  US  shoot  down  of  Syrian  jet  [Electronic  resource]  //  CNN  News.  

URL:  https://edition.cnn.com/2017/06/21/politics/us-syria-russia-dogfight/index.html  (accessed: 
02.03.18). 

10. 

Organization  for  Security  and  Co-operation  in  Europe  (OSCE).  Conference  on 

Security  and  Co-operation  in  Europe  (CSCE)  [Electronic  resource]  //  Final  Act  of  Helsinki: 
[site]. 

[1975]. 

URL: 

https://www.osce.org/helsinki-final-act?download=true 

(accessed: 

28.02.18). 

11. 

Ria  Novosti,  Foreign  Policy  nazval  desyat'  samykh  nestabil'nykh  goryachikh 

tochek  v  2017  godu  [Ria  News,  Foreign  Policy  named  ten  most  volatile  flashpoints  in  2017] 
[Electronic  resource]:  [site].  [2017].  URL:    https://ria.ru/world/20170107/1485241968.html 
(accessed: 28.02.18) [in Russian]. 

12. 

Rogers  W.  D.  The  Constitutionality  of  the  Cambodian  Incursion.  American 

Journal of International Law, 1971. Vol. 65. №. 1.  – 47p. 

13. 

UN  General  Assembly  [Electronic  Resource]  //  Declaration  on  Principles  of 

International  Law  concerning  Friendly  Relations  and  Cooperation  among  States  in  accordance 
with  the  Charter  of  the  United  Nations:  [site].  [1970].  URL:  http://www.un-
documents.net/a25r2625.htm (accessed: 25.02.18). 

14. 

United  Nations  [Electronic  resource]  //  Charter  of  the  United  Nations:  [site]. 

[1945]. URL: http://www.un.org/en/charter-united-nations/ (accessed: 24.02.18). 

15. 

United  Nations  [Electronic  Resource]  //  Statute  of  the  International  Court  of 

Justice: [site]. [1946]. URL: http://www.icj-cij.org/en/statute (accessed: 28.02.18).  

16. 

White  N.  D.  Keeping  the  peace:  the  United  Nations  and  the  maintenance  of 

international peace and security. Manchester University Press, 1997. – 290p. 

17. 

Williams G. US-Grenada Relations: Revolution and Intervention in the Backyard. 

Springer, 2007.  – 298p.   

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКИ КАЗАНКИ 

 

Каткова Д.Д., Гайсина Л.А. 

Казанский кооперативный институт (филиа)л Российского университета 

кооперации 

Изгарова А.И.*, 

*ученица МАОУ “Лицей №131 

 

Аннотация.  В  статье  рассматриваются  проблемы  реки  Казанки  е  загрязнение 

является  одной из самых актуальных экологических проблем Республики Татарстан. 

Ключевые слова: река, Казанка, загрязнение, экосистема. 
Река Казанка  является памятником природы регионального значения Татарстана и 

памятником  природы  города  Казани.  Статус  Казанки  был  определен  как  федеральный  в 
2009 году, когда в Казани активно начали строительство объектов Универсиады.   

Она  является    левым  притоком    Волги,  а  ее  длина  составляет  около  142  км.  Дно 

русла Казанки известковое, берёт она свое начало из покрытой лесом возвышенности близ 
деревни  Казанбаш  (Арский  район).  Впадает  Казанка  в  Куйбышевское  водохранилище  в 
черте  города  Казани.  Река  Казанка  принимает  в  себя  31  приток,  среди  которых 
крупнейшим является река Нокса,  протекающая по территории  города Казани[1].    

Река  Казанка  является  объектом  водоснабжения,  отдыха,  местом  проведения 

спортивных  мероприятий  и  праздников.  В  2009-2013  гг.  производилось  массовое 
строительство большого количества спортивных сооружений, в том числе и вблизи реки 
Казанка.  Загрязнение  реки  происходит  в  результате  градостроительной  деятельности  и 

119 

 

связано  с  поступлением  сточных  вод  промышленных  предприятий,  ливневых, 
хозяйственно-бытовых сточных вод, загрязненного поверхностного стока[3,4].    

 Объектами,  отличающимися  высоким  видовым  богатством,  являются  озерно-

болотный  комплекс  в  пойме  реки  Казанка  и  протока  реки  Казанки,  озерно-  болотный 
комплекс в Парке Победы, озера Малое и Большое Чайковые (здесь отмечено 40 массовое 
гнездование  колониальных  видов  птиц  -  чайки  озерной  и  крачек,  высокое  разнообразие 
утиных птиц).  

Ввиду  высокой  природной  ценности  реки  Казанка  в  качестве  места  сохранения 

редких  видов  растений  и  животных  можно  рекомендовать  присвоение  Казанки  статуса 
особо  охраняемой  природной  территории  (ООПТ).  Биоразнообразие  водных  объектов  г. 
Казани[2,5].    

 Таким  образом,  проблема  уничтожения  и  деградации  малых  водных  объектов 

является  весьма  острой  экологической  проблемой  для  города,  особенно  учитывая  то 
обстоятельство,  что  водные  объекты  в  черте  города  служат  местами  сохранения 
биологического 

разнообразия, 

обеспечивая 

устойчивое 

развитие 

территорий. 

Подтверждением  этому  служат  данные  по  биологическому  разнообразию,  полученные  в 
ходе инвентаризации. Выявлено, что водные объекты г. Казани отличаются значительным 
разнообразием водных и околоводных растений и животных. 

В  течение  последних  нескольких  лет  берега  реки  превратили  в  бетонные 

набережные, Казанка подвергалась заиливанию, гибли гидробионты. Реки как экосистемы 
устойчивы  благодаря  физическим  и  биологическим  методам  очистки.  В  результате 
происходит самоочищение из-за процессов смешения, осаждения, распада и превращения 
веществ,  загрязняющих  водоём,  а  температура  и  свет  разлагают  высокомолекулярные 
органические  вещества.  Органические  вещества  используются  одноклеточным  
зоопланктоном  и  зообентосом,  которые  потребляются  в  пищу  ракообразными, 
моллюсками, мальками рыб, а затем хищными рыбами, птицами, зверями. Таким образом, 
в  водоёме  поддерживается  нормальная  жизнь  и  возможность  существования  в  нём 
разнообразных живых организмов. 

Однако,  из-за  того,  что  Казанка  чрезмерно  загрязняется,  гидробионты  гибнут,  и 

процессы  самоочищения  замедляются,  нарушается  кислородный  режим  водоёма. 
Особенно  в  летний  период    при  загрязнении  идет  эвтрофикация  бурно  развивается 
одноклеточные микроорганизмы, водоросли, осока, камыш, рогоз и др., впоследствии они 
отмирают, и происходит заиливание, зарастание и обмеление  реки.   

В  результате  застройки  водоохранной  зоны  Казанки,  а  затем  берегоукрепления, 

мощные  зеленые  зоны  по  берегам  реки  одна  за  другой  постепенно  исчезли,  поэтому, 
происходило значительное изменению ее экосистемы.  

Река  жива  до  тех  пор,  пока  у  нее  хотя  бы  частично  соблюдаются  черты 

естественного  гидрологического  режима,  пока  есть  водно-болотные  угодья,  кусочки 
поймы,  придаточные  водоемы,  где  сохраняется  фауна  и  флора  этой  реки.  А  когда  река   
сужается до канала, то умирает экосистема реки, и качество воды в ней становится хуже. 
Каждое  изменение  экосистемы  приводит  к  снижению  ее  устойчивости,  способствует  ее 
неблагополучному  состоянию.  Поэтому  злоупотреблять  возможностями  экосистемы 
нельзя,  надо  благоустраивать  берега  реки  таким  образом,  чтобы  не  наносить  такого 
значительного вреда.   

Таким  образом  загрязнение  Казанки  является    одной  из  самых  актуальных 

экологических  проблем  Республики  Татарстан.  При  этом  общее  состояние  вод 
оценивается,  как  экологически  неблагополучное.  В  связи  с  этим  актуальной  становится 
очистка  сточных  вод,  которые  в  настоящее  время  сильно  загрязнены.  Многие  объекты, 
находящиеся  на  берегах  Казанки  используют  ее  как  место  слива  отходов,  не  используя 
при этом никаких очистных сооружений.  

Список литературы: 

120 

 

1.  Мингазова  Н.М.,  Деревенская  О.Ю.,  Палагушкина  О.В.,  Набеева  Э.Г.,  Павлова 

Л.Р., Зарипова Н.Р. Итоги инвентаризации и паспортизации водных объектов в г. Казани // 
Сб. матер. Конгресса «Чистая вода. Казань». - Казань, 2010, С. 247-250.  

2.  Мингазова  Н.М.,  Деревенская  О.Ю.,  Палагушкина  О.В.,  Павлова  Л.Р.,  Набеева 

Э.Г., Зарипова Н.Р., Замалетдинов Р.И., Кондратьева Т.А., Павлов Ю.И., Унковская Е.Н., 
Борисович М.Г., Халиуллина Л.Ю. Биоразнообразие водных объектов г. Казани // Ученые 
записки  Казанского  университета.  Серия  Естественные  науки.  2008,  т.150.  Кн.4.  С.  252-
260.  

3.  Шигапов 

И.С., 

Мингазова 

Н.М., 

Мусин 

А.Г. 

Виды 

воздействия 

градостроительства  на  водные  объекты  на  примере  г.  Казани.  //  Журнал  экологии  и 
промышленной безопасности (Вестник Татарстанского отделения РЭА). – Казань, 2007, № 
3 (33). С. 86-90.  

4.  Экологические  проблемы  малых  рек  Республики  Татарстан.  –  Казань,  изд-во 

«Фэн»,  2003  .  –  288  с.  5.Экология  города  Казани.  –  Изд-во  ФЭН,  Академия  наук  РТ, 
Казань, 2005. – 300 с.  
 

ЧТЕНИЕ В XXI ВЕКЕ 

 

Минеева В.В. 

Казанский кооперативный институт (филиал) «Российский университет 

кооперации», г. Казань 

 
Проблема  чтения  довольно  остро  стоит  в  настоящее  время.  В  статье 

предпринимаются попытки выявить причины и пути решения данной проблемы. 

Ключевые слова: чтение, Интернет, начитанность.                                       
Проблема  нечитающих  людей  затрагивает  не  определенную  страну,  не 

определенный  слой  населения  или  семьи.  Это  огромная  проблема  всего  современного 
мира. Трудно сразу назвать причину этой проблемы. Возможно, в этом виноват не только 
быстро прогрессирующий современный мир со всеми новыми технологиями и новинками. 
Да,  это,  безусловно,  очень  интересно  и  захватывающе.    И,  конечно  же,  в  этом  много 
положительных  сторон.  Вероятно  проблема  в  том,  что  нужно  пользоваться  в  разумных 
пределах и для определенных целей. По нашему мнению, недопустимо, что  Интернет и 
гаджеты  захватывают  абсолютно  всё  свободное  время  молодых  людей.  Он  не  должен 
заменять реальную жизнь. 

В  русле  нашей  проблемы  стоит  рассмотреть  колоссальные  изменения  в 

образовании  и  социальной  жизни  молодёжи.  Во-первых,  ухудшения  здоровья  детей,  всё 
больше болезней, совершенно  не присущих их возрасту. Во-вторых, так как современный 
ритм  жизни  очень  быстрый,  у  многих  родителей  не  хватает  свободного  времени  на 
воспитание и развитие детей. И они стараются компенсировать свою любовь, внимание и 
заботу  покупкой  новых  гаджетов  и  доступом  к  интернету.  Стоит  сказать,  это  уже 
проблема не поколения, а всего нашего общества. Досадно наблюдать ребенка в коляске, 
играющим не в игрушки, которые могут развивать мышления и моторику, не родителей, 
которые  читают  им  книжки,  разучивают  стихотворения,  что  способствуют  улучшение 
памяти.  Все,  что  мы  можем  увидеть,  это  родителей,  с  телефоном  в  руках  и  ребёнка 
соответственно,  тоже.  И  это  очень  удручающая  картина.  Ребёнок  вырастает,  не  получив 
достаточного внимания, что приводит к неустойчивой психике, к слабому здоровью, (так 
как    не    проводим  времени  на  свежем  воздухе)  пробелам  в  образовании,  потому  что  не 
читал  книг,  незнание  всемирной  истории,  истории  своей  страны,  иногда  и  своей  семьи, 
своих  корней.  Известный  факт,  что  компьютерные  игры  вызывают  агрессию  и 
зависимость.  Новое  поколение  детей  не  может  сконцентрироваться  на  продуктивной 
деятельности, а родители упрямо отказываются это признавать. К тому же, вырастая, дети 
не проявляют к старшему поколению должного уважения и заботы. Хотя это не их вина, 

121 

 

что  им  не  привили  это  с  детства.  Прививать  любовь  к  чтению  и  уважение  к  родителям 
необходимо  с  самого  раннего  возраста.  Когда  родители  читают  сказки  на  ночь,  когда 
играют  с  малышом.  Надо  доказать  своим  детям,  насколько  увлекательным  занятием 
является  обыкновенное  чтение  и,  что  они  могут  создать  своих,  ни  на  кого  похожих 
персонажей  в  их  воображении.  А  самое  досадное,  оказывается  в  том,  что  сегодняшнее 
поколение  абсолютно  не  знакомо  с  такими  авторами  как  А.Р.Беляев,  Марк  Твен, 
Ф.М.Достоевский,  М.Ю.Лермонов,  А.С.Пушкин,  Ф.И.Тютчев,  а  ведь  раньше  ими 
зачитывались  целые  поколения.  Возможно,      наш  нынешний  мир  постоянно  зависим  от  
нововведений, и наше обучение все чаще и чаще дополняется внушительными списками 
литературы  стандартными  подходами  “биография  автора-пересказ  произведения-
портреты  героев”.  В  итоге,  чтение  интересного  произведения  сопоставимо  со  сложными 
схемами  и  превращаются  в  настоящее  мучение.  Поэтому,    школьная  программа,  задача 
которой развитие  и поддержка интересов  молодого поколения к чтению, этот же интерес 
и уничтожает. На данный момент, Россия занимает низкий результат  рейтинге читающих 
стран.  А  ведь  Россия  еще  несколько  десятков  лет  назад  была  самая  читающая  страна  в 
мире. И сегодня самый частый ответ на вопрос о чтении таков “Я очень много работаю! У 
меня  совершенно  нет  времени  читать!”  Как  решить  проблему?  Очень  сложный  вопрос. 
Лучшее решение начать менять себя, свое мировоззрение, свою жизнь, и может тогда мы 
сможем  увидеть  читающих и умных, красиво говорящих на   поэтичном русском языке 
людей.  И  если  рассмотреть    научные  исследования,  проведенные  психологами  и 
социологами  Российской  государственной  детской  библиотеки,  о  том  ,  читают  ли 
современные  дети,  то  опрос  показал,  что  треть  опрошенных  (возраст  10-15лет)ответили 
,что  они “любят читать, но не хватает времени”,27,6% опрошенных подростков сказали, 
что “читают много”.А примерно каждый 10 ребенок признался “Читаю редко, так как не 
люблю”.  Выяснилось,  что  причины,  по  которым  старшее  поколение  любило  читать,  это 
то,  что  во-первых  больше  нечем  было  заняться  ,  а  во-вторых  им  действительно  было 
интересно читать. Конечно, сейчас мы абсолютно точно можем сказать, что современные 
дети  не  ощущают  проблемы  с  отсутствием  досуга.  В  их  распоряжении  огромное 
количество  всевозможных,  постоянно  пополняющихся  новых  развлечений,  таких  как 
компьютерные  игры,  кино  и  т.д.  Достаточно  нажать  два  кнопки-  и  получай  свой 
адреналин.  И  согласитесь,  это  гораздо  легче  ,  чем  читать  огромное  количество  страниц, 
книг.  В  то  время,  как  старшее  поколение  получало  эмоции  через  героев,  которыми  они 
гордились, хотели быть похожими на них. Все это они получали из прочитанных книг. 

По  опросу  фонда  “Общественное  мнение”  большинство  россиян  предпочитает 

просмотр  фильмов  и  аудиокниг.  И  как  доказали  исследования  нейрофизиологов  из 
Великобритании  совершенно  зря,  так  как  в  процессе  чтения  человек  упражняет  мозг. 
Ученными было  доказан положительный эффект, вне зависимости , читает ли человек для 
удовольствия  или  перед  экзаменом.  В  обоих  случаях  каждый  вид  неврологической 
нагрузки  несет  свою  пользу  человеческому  мозгу.  Такой  эффект  не  возникает  при 
просмотре  фильмов  или  игре  на  компьютере  .А  значит,  одна  из  главных  задач,  что  бы 
быть  здоровым,  умным  и  счастливым,  жить  в  гармонии  с  собой  и  окружающим  миром- 
читать! Газета “Комсомольская правда ” выпустила “Золотую коллекцию для юношества 
”. Серия имела огромный успех и многомиллионный тираж. Так что, мыслите позитивно – 
мы на правильном пути , пути к прекрасному будущему!  

Нельзя  забывать,  что  дети  часто  подражают  своим  родителям,  их  укладу  жизни. 

Поэтому    начните  менять  себя,  а  не  только  своих  детей.  Вспомните,  а  какую  именно  
книгу  вы  читали  в  последний  раз?  Была  ли  это  книга  или  жёлтая  пресса?  Если  вы  не 
смогли  вспомнить,  то  начните  с  себя,  только  мы  сможем  изменить  в  лучшую  сторону 
будущее поколение.  

 На  наш  взгляд,  интернет  никогда  не  сможет  заменить  книгу.  Потому  что 

развивается моторика и мышление Я считаю, что кино, телевидение, интернет заставляет 
нас думать одинаково. Люди  не стараются мыслить, легкая информация ведет к тому, что 

122 

 

мы  разучились  мыслить  углубленно.  А  книгу  не  может  заменить  даже  планшет  и 
новомодные  электронные книги. В них  множество инновационных функций, но, на наш 
взгляд, ничто не может заменить аромат бумаги и чернил, шелест страниц. Читая именно 
настоящую  книгу,  мы  можем  полностью  погрузиться  в  свои  внешние  и  внутренние 
ощущения.  И  мы  знаем,  что  книга  всегда  доступна,  читая  ее  мы  никогда  не  будем 
разочарованы  внезапно  разредившимся  аккумулятором.  Кто-то  может  мне  не  поверить. 
Возможно,  найдутся  скептики,  не  поверящие  в  это.  А  вы  представьте:  вечер,  вы  дома, 
уютно и тепло, за окном дождь, а возможно и солнце, тишина, вы слышите пение птиц, 
комфортный  диван,  плед  и настоящая  бумажная  книга!  Дерзайте!  Давайте  менять  мир к 
лучшему! 

Еженедельник “Аргумент и Факты” №38 (18.09.2002) 
 

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК: СЕМЬЯ ИЛИ СОЖИТЕЛЬСТВО? 

 

Муллаянова А. 

Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного 

учреждения высшего образования «Российский Государственный Университет 

Правосудия» (г. Казань) 

 

Аннотация.  В статье по данным социологического опроса раскрывается сущность  

«гражданского брака», причины вступления в него и отношение разных групп населения к 
такой форме сою за мужчины и женщины. 

Ключевые слова: брак, семья, гражданский брак, фактический брак, сожительство.  
Важнейшим  элементом  социальной  структуры  общества  является  семья.  Крепкая 

семья – основа общества и государства. Жизнь каждого человека начинается с семьи. 

Но в последнее время получила такая модная форма союза мужчины и женщины, 

как «гражданский брак», у которого есть как поклонники, так и противники. Что же такое 
гражданский брак? Семья или сожительство? 

Цель  нашей  работы  –  вскрыть  сущность  и  отношение  к  такой  форме  союза 

мужчины и женщины по данным социологического опроса. 

Любая  семья  основана  на  браке.  Брак  –  это  исторически  меняющаяся  социальная 

форма  отношений  между  мужчиной  и  женщиной,  посредством  которой  общество 
упорядочивает  и  санкционирует  их  интимную  жизнь,  устанавливает  супружеские, 
родительские и другие родственные права и обязанности. 

В  последние  два  десятилетия  в  обществе  наблюдается  стабильная  тенденция: 

количество разводов все  увеличивается, а  число людей, желающих вступить в законный 
брак, только уменьшатся. Молодые люди выбирают так называемый «гражданский брак», 
по факту являющийся простым сожительством. 

 Однако проводимые в разных странах исследования показывают, что официальные 

браки, заключенные после того, как люди некоторое время пожили вместе, распадаются в 
два раза чаще, чем те, которым сожительство не предшествовало! 

Одним  из  проявлений  кризиса  существующих  семейных  отношений  специалисты 

считают возросшее число гражданских браков, хотя они не признаются ни государством, 
ни церковью.  

В  России  гражданский  брак  есть  единственная  форма  официального  брака, 

имеющая определенные правовые последствия, регламентированные Семейным кодексом 
РФ. Гражданский брак – это брачный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в 
органах  ЗАГС.  Таким  образом,  гражданский  брак  это  и  есть  официальный,  то  есть 
юридически оформленный, законный брак. Это брак по закону и по праву. 

Те  отношения,  которые  сегодня  ошибочно  считают  гражданским  браком, 

правильнее  называть  сожительством.  Из-за  нелицеприятности  слова  «сожительство», 

123 

 

юристы и социологи иногда заменяют его словосочетанием «фактический брак», но люди 
по-прежнему говорят «гражданский брак». 

Фактический  брак  (в  народе  –  гражданский)  –  это  совместное  проживание 

(сожительство) в одном доме или ведение хозяйства двух взрослых, не связанных браком 
или  родственными  отношениями,  людей,  имеющих  эмоциональные  и  сексуальные 
отношения. 

В  раскрытии  темы  мы  провели  социологический  опрос  среди  разных  категорий 

населения. На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: 

•  Отношение  к  фактическому  браку  варьируется  у  мужчин  и  женщин.  Среди 

опрошенных респондентов около 67% мужчин, состоящих в фактическом браке, считают 
себя холостыми, в то время как только 28% женщин, состоящих в таком союзе, отметили 
себя незамужними. 

•  Опрос  показал,  что  чаще  всего  вступают  в  фактические  отношения  молодые 

люди (студенты, молодые специалисты, «вчерашние школьники») - 48% респондентов, те, 
кто  временно  устраивает  свою  жизнь  (длительные  командированные)  лишь 
8%респондентов. 

•  Люди  с  высоким  достатком  относятся  к  сожительству  более  благосклонно, 

опасаясь,  что  развод  повредит  их  карьере,  приведет  к  значительным  имущественным 
потерям,  нежели  те,  чей  доход  ниже  среднего.  68%  опрошенных  с  высоким  достатком 
высказались за такую форму союза против 18%, имеющих низкий достаток. 

•  Среди  причин,  по  которым  сожительствующие  пары  не  регистрируют  своих 

отношений,  лидирующие  позиции  заняли  нежелание  терять  свою  свободу  (73,3%), 
проверка  на  прочность,  совместимость  в  быту  (59,6%),  неуверенность  в  своих  чувствах 
(57,5%),  не  готовы  еще  к  браку,  но  желают  жить  вместе  с  любимым  человеком  (37%), 
экономия денег, потраченных на свадебную церемонию, отметили лишь 6%. 

•  Традиционно  общество  осуждало  «гражданские  браки».  При  социализме 

человек,  состоящий  в  таком  браке,  вряд  ли  мог  рассчитывать  на  серьезную  должность. 
Сейчас  мы  все  стали  гораздо  терпимее,  и  это  нашло  отражение  в  результатах  опроса. 
«Супруги» не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений ,отметили 
72% респондентов, сожительство не защищает имущественные и прочие права «супругов» 
и  детей  считают  64%  респондентов,  и  лишь  38%  респондентов  настроены  против  таких 
неофициальных союзов, считают, что жить вне законного брака – аморально, блуд. 

За  свободу,  как  известно,  нужно  платить.  Люди,  состоящие  в  фактическом  браке, 

лишены определенного социального статуса. Затяжное совместное проживание, нередко к 
законному браку так и не влечет, около 40% браков так и остаются фактическими, либо и 
вовсе союз распадается. Социологи считают, что максимальный срок гражданского брака 
составляет 3 года. 

Фактический  брак  внушает  иллюзию  свободы,  потому  что  его  можно  прервать  в 

любой момент, как только возникнет такое желание. Помимо этого, молодежь считает, что 
супруги в таком браке имеют меньшие обязательства в отношении друг к другу. Однако 
справедливы  уверения  в  том,  что  фактический  брак  несет  и  больше  проблем,  по 
сравнению  с  официальными  отношениями.  Особенно  тяжело  переживают  дети, 
рожденные  в  таком  браке  тот  факт,  что  их  родители  не  являются  официальными 
супругами.  Более  того,  дети  рожденные  в  фактическом  браке  нуждаются  в 
дополнительном подтверждении отцовства. И еще, неофициальные семейные отношения - 
это  огромный  юридический  риск.  Если  что-то  случится  с  одним  из  супругов,  второй  в 
одночасье лишится всей недвижимости и собственности. 

Таким образом, в силу юного возраста, недостатка жизненного опыта, фактический 

брак является хорошей альтернативой законному браку. Но, лишь на непродолжительный 
срок. Вероятно, следует заранее определить статус отношений, дальнейшие планы обоих 
партнеров и достигнуть устной договоренности относительно сроков фактического брака, 

124 

 

чтобы в дальнейшем это брак стал законным. Только таким образом «гражданский брак» 
может стать институтом семьи, а не формой временного сожительства. 

Список литературы: 

1.  Гавердовская  П.  Гражданский  брак  с  разных  сторон.  Журнал  «Популярная 

медицина», №5, 2005. 

2.  Варламов Е. Гражданский брак за и против. Журнал «Профиль, №13, 2006. 
3.    Выборнова  М.М.  Понятие  и  признаки  фактического  брака  разнополых  лиц  // 

Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА, 2011, №2(19).  

4.  Журавлевой Е. Хорошее дело браком не назовут. Журнал «Огонек», № 11, 2006. 
5.  Петрова С. Семья без штампа в паспорте. Журнал «Амурская заря», №3, 2003. 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 

ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 

 

Николаева Е.А., Стеняшина Н.Л. 

УВО «Университет управления «ТИСБИ» (филиал),г. Альметьевск 

 
Аннотация.  В  статье  в  качестве  основного  средства  формирования 

коммуникативной компетентности личности рассматриваются различного рода тренинги. 
Обосновываются эффективность и ожидаемые результаты тренинга, а также сделан вывод 
о  его  практической  значимости,  а  именно,  о  возможности  его  использования  в 
образовательном процессе. 

Ключевые  слова:  интерактивные  технологии,  тренинг,  коммуникативная 

компетентность, профессиональные качества 

Развитие  бизнеса  и  предпринимательства  в  нашей  стране  требует  постоянного 

изучения новых способов его ведения. Университет управления  «ТИСБИ» берет курс на 
создание  предпринимательского  университета  с  качественным  образованием  и 
устойчивой репутацией. Согласно выбранному курсу университет нацелен на подготовку 
успешных    членов  общества,  способных  в  совместной  работе  решать  важнейшие 
проблемы  специалистов  различного  профиля:  менеджеров,  юристов,  экономистов, 
специалистов для социальной сферы и сферы информационных технологий. 

Активно  внедряющийся  в  вузе  ФГОС+3,  подразумевает  особое  внимание  к 

личностным  результатам  обучения  студента,  к  осознанному  построению  дальнейшей 
индивидуальной  профессиональной  траектории,  с  учётом  устойчивых  познавательных 
интересов.  Следовательно,  усиливается  потребность  в  коммуникативно-развитой 
личности.  Уровень  развития  культуры  специалиста  отражается  в  деловом  общении 
именно через коммуникативные умения. 

Регулярное использование интерактивных технологий на занятиях в вузе позволяет 

сформировать  коммуникативную  компетентность  личности.  Кроме  того  интерактивные 
технологии побуждают студентов к поисковым действиям и вовлеченности их в процесс 
решения проблемы общими силами, позволяя  создать ситуацию успеха в учении.  

Студенты  начинают  мыслить  неординарно,  предлагать  свое  отношение  к 

проблемной  ситуации.  Они  получают  навыки  конструктивных  методов  к  овладению 
информацией,  умение  вступать  в  партнерское  общение,  проявляя  при  этом  мягкость  и 
терпимость. 

Как о специальной форме интерактивного обучения мы будем говорить о тренинге. 

Согласно  Кеннет  Фи  «тренинг  это  запланированный  заранее  процесс,  цель  которого 
изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и 
направленный  на  развитие  навыков  выполнения  определенной  деятельности  или 
нескольких видов деятельности» [1]. 

Согласимся  с  точкой  зрения  С.  Гладышева,  который  рассматривает  тренинг,  «как 

особый метод получения знаний, когда все его участники учатся на собственном опыте  в 

125 

 

специально  созданной  благоприятной  обстановке,  максимально  приближенной  к 
действительности» [2]. 

В  настоящее  время  существует  тренинги  «личностного  роста,  обучающие, 

профессиональные, личностные» [3]. 

В  Альметьевском  филиале  «Университета  управления  «ТИСБИ»  проводятся 

бизнес-тренинги,  тренинги  по  менеджменту,  личностные  и  психологические  тренинги, 
тренинги  развития  личности,  благодаря  использованию  которых,  учебный  материал 
усваивается  быстрее  и  лучше,  а  студенты  получают  бесценный  опыт  для  успешной 
работы. Тренинги по менеджменту позволяют обучиться искусству эффективно управлять 
людьми,  правильно  организовать  рабочий  процесс.  Студенты,  будущие  менеджеры  с 
удовольствием  участвуют  в  тренинге  подбора  персонала.  Сегодня  очень  важно  для 
современного человека правильно распределять свое свободное время, и в этом помогают 
«тайм менеджмент тренинги». 

Личностные  тренинги  помогают  студенту  приобрести  навыки  работы  над  собой, 

использовать личностную позицию, посмотреть на себя со стороны, понять собственную 
мотивацию,  прояснить  реальные  цели.  Коммуникативные  тренинги  формируют 
коммуникативную компетентность, а именно дают необходимые знания и определенные 
навыки в искусстве свободного делового и личностного общения.  

В  атмосфере  сотрудничества  преподаватель  стимулируют  работу  студентов, 

комментирует  и  анализирует  выбранное  решение.  При  этом  он  всегда  остается 
бесстрастным, не критикует мнение  участников, не навязывает им свое суждение. Когда 
студенты  из  наблюдателей  превращаются  в  активных  участников  процесса,  возрастает 
эффективность обучения. 

Однако  не  все  студенты  готовы  к  диалогу,  многие  испытывают  очевидные 

трудности  при  работе  в  малых  группах  и  в  построение  коротких  доказательных 
монологов.  Некоторые  не  способны  выдерживать  темп  работы  тренинга.  Что  касается 
преподавателя ему необходимо тщательно готовить упражнения и задачи. Но, не смотря 
на сложности, тренинги сегодня остаются очень популярными.  

О  тренингах  можно  говорить  много,  но  главное,  стоит  отметить,  что  это 

уникальный  метод  помощи  исправить  недостатки  и  проблемы  личности,  что  в  будущем 
повлияет  на  профессиональные  качества  специалиста.  Возможно  тренинг  не  решает 
проблемы, однако служит средством для их решения, выступая в качестве «тренажёра», на 
котором в обстановке сотрудничества осваиваются новые познания и мастерство. 

Список литературы: 

1. Кеннет Фи, Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать. 

Изд.-во: «Добрая книга». – М.: 2006 г. – С.133. 

2. Гладышев С., Как вести себя на тренинге? - журнал "Обучение & карьера", 2005 

г., N 35, с. 70.  

3.  Козлов  Н.  Семнадцать  мгновений  успеха:  стратегии  лидерства.  Изд-во: 

«Астрель». – М.:2004 г. – 400 с. 

 
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ 

ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 

 

Бражникова Н.Б. 

ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», г. 

Королев Московской области 

 
Аннотация.  В  статье  рассмотрены  персонифицированные  модели  оценки 

человеческого капитала и дана аргументации проблем их использования на практике. 

Ключевые слова: человеческий капитал, персонифицированные модели оценки. 

126 

 

Персонифицированные модели оценки человеческого капитала разрабатываются в 

рамках  одноименного  подхода,  позволяющего  проводить  «адресную»  оценку 
человеческого капитала, применительно к конкретному человеку, как правило, занятому в 
экономике.  

Персонификация  объекта  оценки,  с  одной  стороны,  ограничивает  сферу 

использования,  как  самого  подхода,  так  и  разработанных  в  его  рамках  моделей, 
микроэкономическим  уровнем;  однако,  с  другой  стороны  –  позволяет  производить  не 
абстрактные,  а  конкретные  оценки  человеческого  капитала,  условий  и  факторов  его 
формирования  и  развития,  использования  в  процессе  трудовой  деятельности  на 
конкретном предприятии. 

В  сравнении  с  «традиционными»  подходами  к  оценке  человеческого  капитала 

(затратным,  инвестиционным,  доходным,  гуманитарным  и  пр.)  методы  и  адекватные  им 
модели  в  рамках  персонифицированного  подхода  характеризуются  меньшим  уровнем 
«признания»  среди  исследователей.  По  сути,  они носят  «постановочный»  характер  и, по 
нашему  мнению,  требуют  их  масштабной  апробации  с  целью  доказательства 
приемлемости для аналитической и управленческой практики.   

К  примеру,  Э.  Фламхольтц  [5],  используя  метод  вероятностной  оценки 

индивидуальной  ценности  работника  исходя  из  неизменности  места  работы,  предлагает 
следующую модель ее измерения: 

 

 

 

 

РС = УС * Р(О) 

 

 

 

 

(1) 

 

 

 

 

Р(Т) = 1 – Р(О) 

 

 

 

 

(2) 

 

 

 

 

АИТ = УС – РС = РС * Р(Т) 

 

 

(3) 

где:  УС  (РС)  –  ожидаемые  условная  и  реализуемая  стоимости  работника;  Р(О)  – 

вероятность  сохранения  работником  места  трудоустройства  на  данном  предприятии  в 
течение  определенного  времени;  Р(Т)  –  вероятность  прекращения  труда  работника  на 
данном предприятии (показатель текучести); АИТ – альтернативные издержки текучести. 

 

Условная  стоимость  работника,  по  модели  Э.  Флатхольтца  –  есть  тот  объем 

продукции,  который  работник    может  произвести,  если  будет  работать  на  конкретном 
предприятии в течение всей жизни; реализуемая стоимость  – объем продукции, который 
работник  может произвести на данном предприятии в течение определенного времени. 

 

По  нашему  мнению,  очевидно,  что  «вероятностный»  характер  модели  априори 

предполагает такой же «вероятностный» характер результатов измерения индивидуальной 
стоимости  работника.  В  модели  не  указывается  временной  период  («определенный») 
сохранения  работником  места  трудоустройства.  Измерение  объема  производимой 
работником  продукции,  как  фактического,  так  и  ожидаемого,  приемлемо  только  для 
отдельных видов труда, результаты которого подлежат количественной оценке. 

 

По  изложенным  причинам  нам  представляется,  что  рассмотренная  модель 

требует конкретизации в части объекта измерения индивидуальной стоимости работника 
и расчета показателей. 

Аналогичная  проблема,  на  наш  взгляд,  присуща  модели  функциональной 

зависимости  эффективности  инвестиций  в  человеческий  капитал  от  изменения 
производительности труда после обучения, предложенной Арабяном К.К. [1]: 

 

 

 

 

Э = (В - Вп) * Ц / З   

 

 

(4) 

где:  Э  –  эффективность  инвестиций  в  человеческий  капитал  на  i-м  этапе;  Вп  – 

выработка  работника  до  обучения;  В  –  выработка  работника  после  обучения;  Ц  –  цена 
единицы продукции; З – инвестиции в человеческий капитал. 

 

На наш взгляд, использование этой модели на практике проблематично. Модель 

предназначена для расчета эффекта (а не эффективности, как это заявляется автором) от 
инвестиций  в  человеческий  капитал  работников  по  каждому  виду  производимой 
продукции,  поскольку  в  модель  введен  показатель  удельной  цены.  К  тому  же  цена 
единицы  продукции  формируется  не  столько  фактором  производительности  труда 
работников,  сколько  рыночным  спросом  на  продукцию,  а  поэтому  логичнее,  на  наш 

127 

 

взгляд, было бы использовать показатель не себестоимости производства (что следует из 
использованного в модели показателя выработки), а себестоимости продаж.  

Попытку  учесть  специфику  управленческого  труда  предпринимает  Кастрюлина 

Ю.М. [2]. Исходя из линейной зависимости добавленной стоимости бизнеса предприятия 
от вклада управленческих работников в ее формирование, автор предлагает одноименную 
модель вида: 

 

 

 

УДС = ДСБД – ДАС – УИ   

 

 

(5) 

где: ДСБ – добавленная стоимость бизнеса; ДАС – доход на капитал предприятия в 

случае  его  альтернативного  использования;  УИ  –  управленческие  издержки;  УДС  – 
управленческая добавленная стоимость.   

В логике автора, отрицательный результат расчета или его малая величина должны 

являться  основанием  для  вывода  о  неэффективном  использовании  управленческого 
человеческого капитала.  

Но  стоимость  бизнеса  предприятия,  как  известно,  не  сводится  только  к 

управленческому  труду.  Альтернативное  использование  капитала  предприятия  не 
является  «обязательным»  фактором  динамики  управленческих  издержек,  к  тому  же  эти 
издержки могут быть неоправданно завышенными. Каким конкретно образом рассчитать 
включенные в модель показатели, какая информация потребуется для расчетов – автором 
не поясняется.  

Следовательно,  использовать  на  практике  эту  модель,  по  нашему  мнению, 

затруднительно,  поскольку  это  потребует  проведения  дополнительных  расчетов, 
например, по каждому виду альтернативного использования капитала. 

Особую  категорию  моделей  в  персонифицированном  подходе  к  оценке 

человеческого капитала представляют «тестовые» модели.  

Суть  этих  моделей  сводится  к  оценке  компетенций,  представлению  человека  как 

«обладателя» набором компетенций, безотносительно того, реализует ли он их в трудовой 
деятельности, или «накапливает» компетенции для последующего использования в своей 
жизни. 

Исследователи  [3,  4  и  др.]  предлагают  модели  тестовой  оценки  компетенций, 

базирующиеся на показателях «функциональной грамотности», относя к ним тесты PISA и 
TIMMS  (программа  оценки  знаний  школьников  и  студентов);  TALS  (тесты  оценки 
функциональной  грамотности  взрослого  населения);  IQ  (тесты  для  измерения  уровня 
интеллекта) и т.д. 

В  порядке  обобщения  заметим,  что  ни  одна  из  рассмотренных  моделей, 

соответствующих  персонифицированному  подходу  к  оценке  человеческого  капитала,  не 
доказывается  их  разработчиками  в  плане  прикладной  ценности,  т.е.  не  подтверждается 
результатами апробации.  

По нашему мнению, это обстоятельство является наглядным доказательством более 

высокой  теоретической  ценности  персонифицированных  моделей  оценки  человеческого 
капитала, нежели их прикладной значимости. 

Список литературы: 

1.  Арабян,  К.  К.  Измерение  человеческого  капитала  [Текст]  /  К.  К.  Арабян  // 

Российское предпринимательство. – 2007. Вып. 2(89). – С. 105-109. 

2.  Кастрюлина,  Ю.  М.  Анализ  методов  оценки  величины  человеческого  капитала 

хозяйствующих  субъектов  [Электронный  ресурс]  /  Ю.  И.  Кастрюлина.  -  URL: 
http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/19.pdf. 

3.  Кирьянов, Д. А. Методы оценки человеческого капитала : анализ объективности 

и  достаточности  исходных  данных  [Электронный  ресурс]  /  Д.  А.  Кирьянов,  Т.  Н. 
Сухарева.  –  URL:  http://teoria-practica.ru/rus/arhiv_zhurnala/2011/3/economica/kiryanov-
sukhareva.pdf. 

128 

 

4.  Ришко,  Ю.  Б.  Методы  оценки  человеческого  капитала  в  организации 

[Электронный 

ресурс] 

Ю. 

Б. 

Ришко, 

Е. 

М. 

Малахова. 

– 

URL: 

http://cyberleninka.ruarticle/n/metody-otsenki-chelovecheskogo-kapitala.pdf.. 

5.  Flamholtz, E. G. Human resource Accounting. – N.-Y.: Jossey-Bass Publisher, 1985. 
 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА 

МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО 

 

Решетникова В.О. 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», 

г. Екатеринбург 

 

Аннотация:  статья  посвящена  недостаткам  в  правовом  регулировании  статуса 

муниципального  служащего.  Показано,  что  существует  ряд  пробелов  в  нормативных 
актах, регулирующих данный вопрос.  

Ключевые 

слова: 

органы  местного  самоуправления,  правовой  статус 

муниципального служащего, муниципальная служба. 

Правовой статус муниципального служащего представляет собой совокупность его 

прав, обязанностей, ограничения и запреты, связанные со службой, и ответственность за 
выполнение  своих  функций.  Правовой  статус  определяется  Конституцией  РФ, 
Федеральными  законами,  уставами  субъектов  Российской  Федерации,  уставами 
муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами.  

В  соответствии  со  статьей  10  Федерального  закона  от  02.03.2007  №  25-ФЗ  «О 

муниципальной  службе  в  Российской  Федерации»  (Далее  -  Закон)  муниципальным 
служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными 
правовыми  актами  в  соответствии  с  федеральными  законами  и  законами  субъекта 
Российской  Федерации,  обязанности  по  должности  муниципальной  службы  за  денежное 
содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета [1]. 

Основные  права  и  обязанности,  а  также  некоторые  ограничения  и  запреты, 

связанные  с  прохождением  муниципальной  службы,  муниципального  служащего 
перечислены в ст. 11 – 14 Закона.  

Пробелом  в  правовом  регулировании  правового  статуса  муниципального 

служащего  является  отсутствие  единообразия  в  правовых  актах  Российской  Федерации, 
правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах.  

Данную  проблему  можно  рассмотреть  на  примере  Устава  Петрозаводского 

городского округа. 

В  соответствии  с  п.  7  ст.  11  Закона  муниципальный  служащий  имеет  право  на 

получение  дополнительного  профессионального  образования  в  соответствии  с 
муниципальным  правовым  актом  за  счет  средств  местного  бюджета.  Таким  образом, 
муниципальный  служащий  имеет  право  на  прохождение  программ  повышения 
квалификации и программ профессиональной переподготовки за счет местного бюджета. 

Однако  в  соответствии  с  п.  7  ст.  53  Устава  Петрозаводского  городского  округа 

муниципальный  служащий  имеет  право  на  повышение  квалификации.  То  есть  
муниципальный  служащий  имеет  право  на  получение  только  одной  формы 
дополнительного образования, что противоречит нормам федерального законодательства. 

Статься  53  Устава  Петрозаводского  городского  округа  не  содержит  положения  о 

том,  что  муниципальный  служащий  не  вправе  исполнять  данное  ему  неправомерное 
поручение  ,  а  также  в  статье  нет  указания  на  то,  что  правовой  статус  муниципального 
служащего  устанавливается  федеральным  законом.  Следовательно,  рассматриваемый 
Устав не в полной мере раскрывает правовой статус муниципального служащего. 

Статья 9 Закона, ст. 8 Закона Свердловской области от  29.10.2007 № 136-ОЗ  «Об 

особенностях  муниципальной  службы  на  территории  Свердловской  области» 

129 

 

устанавливают 

квалификационные 

требования 

для 

замещения 

должностей 

муниципальной  службы.  Из  содержания  указанных  статей  следует,  что  муниципальный 
служащий  должен  иметь  образование  определенного  уровня,  исходя  из  должности, 
которую он занимает или на которую он претендует. 

Однако  практика  показывает,  а  современные  реалии  требуют,  того,  чтобы  на 

конкретную  должность  принимался  работник  с  соответствующим  направлением 
подготовки.  Например,  в  экономический  отдел,  в  отдел  бухгалтерского  учета 
администрации  города  должны  приниматься  только  такие  лица,  которые  имеет  высшее 
образование  по  направлению  подготовки  «Экономика»,  «Бухгалтерский  учет,  анализ  и 
аудит» и пр. 

Безусловно,  в  органах  местного  самоуправления  присутствуют  такие  отделы 

(например,  отдел  по  жилищным  вопросам),  специалисты  которых  не  могут  получить 
узкую  специальность,  соответствующую  занимаемой  ими  должности.  Тем  не  менее, 
кандидат  на  должность  должен  обладать  близким  к  сфере  деятельности  направлением 
подготовки  либо  иметь  образование  по  специализации  «государственное  и 
муниципальное управление».   

Статья  27.1  Закона  устанавливает,  что  Муниципальный  служащий  подлежит 

увольнению  с  муниципальной  службы  в  связи  с  утратой  доверия  в  случаях  совершения 
правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Закона. 

Статья  13.1  Федерального  закона  от  25.12.2008  №  273-ФЗ  «О  противодействии 

коррупции» устанавливает, что лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит 
увольнению в связи с утратой доверия в следующих случаях: 1) непринятия лицом мер по 
предотвращению  и  (или)  урегулированию  конфликта  интересов,  стороной  которого  оно 
является;  2)  непредставления  лицом  сведений  о  своих  доходах,  об  имуществе  и 
обязательствах  имущественного  характера,  а  также  о  доходах,  об  имуществе  и 
обязательствах 

имущественного 

характера 

своих 

супруги 

(супруга) 

и 

несовершеннолетних  детей  либо  представления  заведомо  недостоверных  или  неполных 
сведений;  3)  участия  лица  на  платной  основе  в  деятельности  органа  управления 
коммерческой  организации,  за  исключением  случаев,  установленных  федеральным 
законом; 4) осуществления лицом предпринимательской деятельности; 5) вхождения лица 
в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов 
иностранных  некоммерческих  неправительственных  организаций  и  действующих  на 
территории  Российской  Федерации  их  структурных  подразделений,  если  иное  не 
предусмотрено 

международным 

договором 

Российской 

Федерации 

или 

законодательством Российской Федерации. 

Однако  на  сегодняшний  день  невозможно  дать  объективную  оценку  и  четкое 

определение понятию «утрата доверия». Правонарушения, совершаемые муниципальным 
служащим, зачастую являются крайне малозначительными, не влекут за собой нарушение 
прав  других  лиц  и  муниципального  образования.  Следовательно,  рассмотрение  дела 
муниципального  служащего  на  комиссии,  привлечение  его  к  ответственности  зачастую 
являются избыточными и несоразмерными. Более того, утрата доверия может послужить 
формальным поводом для увольнения муниципального служащего.   

В  соответствии  со  ст.  23  Закона  муниципальному  служащему  предоставляются 

определенные гарантии. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона муниципальному 
служащему  могут  предоставляться  дополнительные  гарантии  на  основании  закона 
субъекта РФ и Устава муниципального образования.  

Однако  в  том  случае,  если  муниципальное  образование  в  лице  органов  местного 

самоуправления желает и имеет возможность предоставить муниципальному служащему 
какие-либо дополнительные гарантии (санаторно-курортное лечение, субсидии на жилье и 
пр.), оно не может этого сделать, если соответствующая норма не предусмотрена в законе 
субъекта РФ. Ведь в противном случае введение дополнительной гарантии уставом МО в 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..