Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - 1992 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18 

 

 

 

Отечественные породы служебных собак (В. Калинин) - часть 18

 

 

чрезвычайно стойких условных рефлексов — так называемый про­

цесс запечатления (импритинга). В этот короткий период решает­

ся, кто будет предметом привязанности у собаки. Причем, сила 

запечатления увеличивается, если животному приходится напря­

гаться, преодолевать препятствия для достижения цели. Надо вос­

пользоваться этим моментом при первоначальной отработке прие­

ма «ко мне». Для этого можно во время прогулки прятаться от 

щенка, чтобы он вынужден был искать. Когда же щенок найдет 

хозяина, надо его приласкать и дать лакомство. Не следует гонять­

ся за щенком, если он убегает, надо наоборот, сделать вид, что 

уходите сами. 

Итак, кличка, команды «место» и «ко мне» — три основных 

момента, на которые нужно обратить внимание до двухмесячного 

возраста. Надо разрешать щенку резвиться, играть и по мере воз­

можности  в с т р е ч а т ь с я со  с в е р с т н и к а м и . Хорошо, если 

у щенка будут игрушки: чурбачки из дерева мягких пород, мячик 

из толстой резины и т. п. Желательно проводить со щенком больше 

времени. Чаще и больше бывать с ним на воздухе. 

Как было сказано раньше, в 2—2,5 месяца молодняку делают 

прививку против чумы. Это довольно сильное воздействие на орга­

низм щенка — возможна и реакция на прививку.  П о с л е при­

в и в к и , даже если внешне щенок кажется здоровым, надо обра­

щаться с ним, как с больным, и постоянно следить за температурой 

и общим состоянием. Нельзя допускать, чтобы щенок переохлаж­

дался. Его лапы, грудь и животик должны быть сухими. Некоторое 

время желательно избегать и эмоциональных взрывов как отри­

цательных, так и положительных. 

Если во внешнем облике щенка или его поведении появились 

изменения, надо немедленно показать щенка ветеринарному врачу. 

В тяжелых исходах после прививки часто бывают виноваты 

владельцы, которые не выполняют указанных предписаний. В свя­

зи с этим необходимо подчеркнуть, что по крайней мере 4 недели 

после прививки нужно считать щенка больным. Кроме того, надо 

учитывать, что действие иммунитета, полученного с материнским 

молоком, у щенка очень быстро заканчивается. Помочь ему выра­

ботать собственный иммунитет можно путем правильного питания 

и физических нагрузок, чему владелец должен уделять особое 

внимание. 

В 2—4  м е с я ц а длительность прогулок можно увеличивать 

и проходить со щенком 1,5—2 км. Желательно выезжать с ним 

за город. Щенок в возрасте 2—3 месяцев обладает уже достаточно 

развитыми эмоциями.  Ж и в о т н о е  к а к бы  п р и н о р а в л и в а ­

е т с я к  р е а л ь н ы м  у с л о в и я м  ж и з н и , быстро узнает, что 

можно, а чего нельзя делать. Щенок почти с одного подкрепления 

усваивает выгодные для него поведенческие акты, особенно если 

подкрепление пищевое. 

Таким образом, чтобы создать у щенка стойкий стереотип по­

ведения, например, выпрашивать подачку у стола, достаточно 

один раз, сжалившись, угостить его чем-нибудь вкусным из своей 

тарелки. Погасить же выработанные таким образом навыки чрез­

вычайно трудно. 

Совершенствуются в возрасте 2—4 месяцев и тормозные про­

цессы. Однако способность к дифференцировке близких раздражи­

телей развита еще слабо. С возрастом дифференцировка стано­

вится более совершенной. Четко дифференцировать звуковые раз­

дражители щенки начинают к 40—50-му дню жизни. 

У 2—4-месячных щенков еще недостаточно развита и долго­

временная память. Поэтому, если какое-нибудь выученное им дей­

ствие не подкреплять, оно быстро забывается. Лишь к 5—6 меся­

цам долговременная память приближается к памяти взрослых 

животных. 

Примерно с двух месяцев щенка  п р и у ч а ю т к  о ш е й н и к у 

и  п о в о д к у , используя для этой цели игру и прогулки. В это же 

время вводят запрещающую  к о м а н д у «фу», которую подкреп­

ляют механическим воздействием — рывком поводка. При выра­

ботке команды «фу» нужно учитывать следующие правила дресси­

ровки. 

Нельзя подавать команду «фу» без причины. Щенок должен 

сразу определить, почему подана команда «фу» и какое действие 

необходимо прекратить. Нужно обязательно добиться ее выпол­

нения, повторяя команду в угрожающем тоне и сопровождая ее 

более сильным и ощутимым физическим воздействием. Очень важ­

но подавать команду во время нежелательного действия, а не 

после него и только в крайних случаях. 

Злоупотреблять командой «фу» и подавать ее по любому пово­

ду слишком часто нельзя, но и не следует позволять щенку забыть 

команду «-фу». С этой целью время от времени рекомендуется про­

воцировать щенка на совершение нежелательного поступка и в 

этот момент резкой командой и рывком одернуть его. Особенно 

легко это делать в момент, когда щенок находит на земле пищевые 

остатки. 

Стремление собаки подбирать с земли всевозможные отбросы 

вызвано врожденным инстинктом поиска пищи, поэтому бороться 

с ним очень трудно. Однако делать это необходимо, начиная с 

самого раннего возраста. Перед прогулкой в установленном месте 

посторонний человек должен разложить кусочки мяса, колбасы, 

головы селедки и т. д. Еда не должна иметь запаха владельца 

собаки, ее нужно посыпать перцем, горчицей, хиной или другим 

горьким, но безвредным веществом. Во время прогулки щенок, 

схватив такой кусочек, будет наказан тем, что ощутит горечь, из 

пасти пойдет слюна. Этот урок нужно повторять в разных местах, 

с разным кормом и разными горькими веществами. 

Другой способ связан с командой «фу». В этом случае можно 

использовать любые пищевые отбросы, валяющиеся на улицах. 

Нужно только следить за попытками щенка схватить кусок и вовре­

мя подать команду «фу», ощутимо ударив его плеткой или прутом 

по крупу. Все это легко сделать, если собака находится на поводке. 

Если же она находится в свободном состоянии, то далеко не всег­

да выбросит из пасти найденное по команде «фу». Чаще всего, 

услышав грозный окрик владельца, собака отскакивает в сторону 

и преспокойно доедает то, что нашла на безопасном расстоянии. 

В этот момент бегать за щенком или подзывать его командой «ко 

мне» бессмысленно. Щенок будет отскакивать все дальше и 

дальше. Дрессировщик должен обладать верным глазом и твердой 

рукой. После команды «фу» нужно точно метнуть камень (кото­

рый должен заранее лежать в кармане) в отскочившую собаку. 

Многие дрессировщики достигли в этом деле большого мастерства. 

Некоторые используют рогатки. Любым путем надо показать со­

баке, что после невыполнения команды «фу» возмездие настигает 

везде, где бы она не находилась. 

В связи с тем, что примерно с двух месяцев у щенков начинают 

с к л а д ы в а т ь с я основные индивидуальные  о с о б е н н о с т и 

т и п а  в ы с ш е й  н е р в н о й  д е я т е л ь н о с т и , нужно тщательно 

оберегать его от психических травм, особенно от испуга. Знако­

мить его с миром следует постепенно. На первых порах для прогу­

лок лучше выбирать сравнительно тихие улицы. Обязательно 

надо познакомить собаку с видом трамвая, электрички, такси и 

приучить к поездкам в транспорте. Во время прогулок щенок 

неизбежно встретится с собаками. Желательно, чтобы первые 

знакомые щенка были ровесниками или взрослыми собаками с мяг­

ким и спокойным нравом. Надо постараться избегать встреч с 

сильными порывистыми молодыми собаками, которые будут по­

давлять щенка, в результате чего у него может укрепиться пассив­

ная форма оборонительной реакции. Могут быть опасными для 

щенка и взрослые кобели и суки. Однажды автору пришлось 

быть свидетелем того, как взрослый кобель, привыкший охранять 

вещи, жестоко покусал малыша, когда тот потянулся к его палочке. 

Агрессия некоторых сук в отношении чужих щенков также 

хорошо известна. Возможно, все это плоды квартирного воспита­

ния собак, в одиночестве, без крепких внутригрупповых связей. 

Надо отвлекать щенка от посторонних людей, чтобы он не под­

бегал к ним ради любопытства. Но и посторонние люди должны не 

обращать внимания на щенка, не заигрывать с ним, не ласкать и не 

дразнить. Вежливо и спокойно владелец собаки должен препятст­

вовать возникновению таких контактов. 

Ни в коем случае нельзя искусственно развивать злобу у щен­

ка, подтравливать его. 

Таким образом, повторение команд «ко мне», «место», запре­

щающая команда «фу», ошейник и поводок, постепенное знаком­

ство с многообразием мира — вот основные задачи по воспитанию 

щенка на третьем месяце жизни (рис. 64). 

К концу второго месяца начинают обнаруживаться различия 

в поведении щенков. Однако четко особенности типа ВНД проявля­

ются к 3—4 месяцам. Если ранее у 1,5—2-месячного щенка пассив-

но-оборонительная реакция проявлялась на простые изолирован­

ные раздражители, то в 3 месяца пассивное поведение возникает 

под воздействием сложных, комплексных раздражителей — новой 

обстановки, новых предметов, незнакомых людей. С возрастом 

пассивно-оборонительное поведение может еще более усилиться. 

С другой стороны, начинают проявляться  э л е м е н т ы  с в о е в о ­

л и я , попытки настоять на своем. Поэтому во взаимоотношениях 

со щенком приходится использовать безобидный обман. Например, 

во время прогулки, когда щенок резвится без поводка, можно по­

дозвать его и взять на поводок лучше до того, как он поймет, 

что его хотят вести домой. Командой «ко мне» в тех случаях, когда 

щенок еще не нагулялся, пользоваться нельзя. В результате 

у щенка быстро образуется нежелательная связь: команда «ко 

мне» — возвращение домой, и он не будет подходить на подзыв. 

Н е л ь з я  н а к а з ы в а т ь  щ е н к а , если он не подходит на под­

зыв или убегает. Когда бы щенок ни подошел, его надо приласкать 

и дать лакомство. Если щенок не подходит, надо не догонять, 

а самим убегать от него. Примерно с 3-месячного возраста у щен­

ка начинается  с м е н а  м о л о ч н ы х  з у б о в на постоянные 

и надо следить за сохранением всех зубов, что так необходимо 

для получения племенной оценки на выставке. 

Зубная система собаки развивается следующим образом: 

молочные клыки появляются в 3—5 недель, молочные резцы — 

в 4—6 недель, молочные вторые, третьи и четвертые премоляры — 

в 5—6 недель. 

Молочных первых премоляров может и не быть, вместо них 

в 4—5 месяцев иногда сразу вырастают постоянные зубы. 

Постоянные резцы появляются в 3—5 месяцев, клыки — 

в 5—7 месяцев, вторые, третьи и четвертые премоляры — в 

5—6 месяцев, первые моляры прорезываются в 4—5 месяцев, 

вторые моляры — в 5—6 месяцев, третьи моляры нижней челюсти 

(в верхней их нет) появляются в 6—7 месяцев. 

Всего в норме у собаки в возрасте 8 месяцев и старше должно 

быть 42 зуба — 22 в нижней и 20 — в верхней челюсти. 

Описанный порядок смены зубов отражает нормальный про­

цесс развития зубной системы. Однако часто встречаются анома­

лии и отклонения. Бывает, что постоянные зубы прорезываются 

не на своем месте. Иногда молочные зубы продолжают оставаться 

наряду с растущими постоянными, тогда формируется двойной ряд 

зубов. В этих случаях надо обратиться к ветеринарному врачу, 

чтобы он удалил молочные зубы. 

Во  в р е м я  с м е н ы молочных  з у б о в на постоянные у щенка 

сильно чешутся десны и даже может возникнуть легкое недомога­

ние. В это время щенок стремится все грызть, поэтому нужно быть 

очень внимательным и убирать подальше обувь и другие ценные 

вещи. Для того чтобы обезопасить мебель, рекомендуется запас­

тись чурбачками из мягких пород дерева (липы, березы, осины). 

Можно даже привязать к ножкам столов и стульев такие чурбачки. 

Для развлечения щенку можно дать побольше игрушек из литой 

не крошащейся резины или суставные части крупных костей. Эти 

игрушки нужно часто менять, так как, привыкнув, щенок теряет к 

ним интерес и ищет новые объекты для развлечения. 

В 4—5 месяцев щенок сильно подрастает (рис. 65) и возмож­

ности его значительно расширяются. С ним необходимо регулярно 

совершать прогулки, пробежки, желательно на пересеченной мест­

ности, на расстояния в 2—3 км. Можно преодолевать небольшие 

преграды в виде бума и лестницы. Желательно познакомить щенка 

с водой и  п р и у ч и т ь к  к у п а н и ю в  в о д о е м е , постепенно 

увеличивая длину заплыва так, чтобы к концу лета щенок мог про­

плыть 25—30 м. Нужно помнить, что насильно бросать щенка в 

воду нельзя. Купаться можно только летом в жаркие дни. Лучший 

64. Ниссо (вл. Гессе) в возрасте трех месяцев 

65. Пятимесячный щенок 

кавказской овчарки 

способ приучить щенка к воде, купаться вместе с ним. Пусть 

сначала он побарахтается на мелководье, а потом случайно, за 

палочкой зайдет на более глубокое место. Если в воде задняя часть 

туловища начнет тянуть вниз и щенок будет судорожно бить перед­

ними лапами по воде, вытягивая шею, надо подплыть к нему и, 

подсунув руку под живот, заставить его принять горизонтальное 

положение. Если щенок испугался, его надо немедленно вывести 

на мелкое место. 

На прогулках можно заставлять щенка перепрыгивать через 

канавы,  п р е о д о л е в а т ь небольшие  п р е п я т с т в и я (бревно, 

загородку высотой не выше уровня груди щенка). Занимаясь пре-

одолеванием препятствий, нужно создавать обстановку веселой 

игры и внимательно следить за поведением собаки. При появлении 

признаков боязни нельзя допускать насилия, угрожать. Нужно 

добиваться успеха, используя игровые ситуации и пищевые под­

крепления. Собаки отечественных служебных пород развиваются 

медленно, имеют большую массу при еще слабой мускулатуре и 

костносвязочном аппарате. Поэтому упражнения по преодоле­

нию препятствий для них трудны и они овладевают снарядами 

гораздо медленнее, чем собаки более легкого и сухого сложе­

ния. Бум для крупных щенков должен быть пошире и пониже, а 

лестница более пологая, с широкими ступеньками, чтобы ноги не 

проваливались в отверстия между ступеньками. Любое падение с 

высоты для тяжелых собак очень опасно и часто кончается увечья­

ми. Если есть возможность, хорошо устраивать коллективные про­

гулки в поле, в лес с участием других собак. Полезно, пустив через 

небольшое препятствие более опытную и смелую собаку, восполь­

зоваться естественным стремлением щенка подражать. 

С 4—5 месяцев начинается р а б от а по  о с в о е н и ю основ­

ных приемов  о б щ е г о  к у р с а  д р е с с и р о в к и : хождение рядом 

с дрессировщиком, посадка, укладка, стойка по команде. В это же 

время щенка постепенно приучают к наморднику. Можно начинать 

отработку навыка подноса вещи по команде «аппорт». В этом 

возрасте добиваются только образования первоначального услов­

ного рефлекса на команду, не шлифуя выполнение приема и не 

вводя усложнений и длительной выдержки. 

Команды подаются в приказном тоне, и в случае их невыполне­

ния, интонация становится более требовательной. При отработке 

навыков «сидеть», «лежать», «стоять» дрессировщик должен нахо­

диться рядом с собакой и помогать ей принять требуемое положе­

ние. При первых признаках утомления собаки занятия надо пре­

кратить. Нельзя повторять несколько раз подряд один и тот же 

прием. После первого выполнения надо огладить собаку, дать ей 

лакомство и перейти к следующему приему. В случае отказа собаки 

выполнить команду, надо обязательно добиться ее выполнения, 

изменив форму занятий, перейдя к игре, всем своим видом пока­

зывая радость от хорошей работы собаки. 

Нельзя забывать  г л а в н о е  п р а в и л о  д р е с с и р о в к и : сна­

чала подается команда, затем необходимо добиться ее выполнения 

с помощью механических безусловных раздражителей, после вы­

полнения — подкрепляющее поощрение лакомством. Для первых 

занятий с собакой надо выбирать уединенные места, где меньше 

отвлекающих раздражителей, посторонних людей, животных и т. п. 

Отрабатывая  п р и е м  « х о ж д е н и е  р я д о м», всегда водите 

собаку на поводке с левой стороны. Команду «рядом» нужно пода­

вать перед началом движения и перед поворотами. Перед останов­

ками подают две команды «рядом» и «сидеть», добиваясь, чтобы 

щенок сел у левой ноги хозяина. Постепенно, незаметно для щенка 

поводок отпускают. Надо стараться, чтобы щенок прошел несколь­

ко метров с провисшим поводком. Постепенно, поощряя собаку при 

малейшем успехе, надо увеличивать длину пути, пройденного с 

провисшим поводком. 

К наморднику щенка приучают во время игры, надевая его на 

собаку на короткое время. Надевание намордника сочетают с вы­

ходом на прогулку. Внутрь намордника можно положить кусочек 

лакомства, тогда щенок сам сунет в него голову. Нельзя давать 

щенку тереться надетым на него намордником о ноги хозяина и по-

сторонние предметы. Следует отвлечь его от неприятных ощущений 

игрой и постараться построить занятия таким образом, чтобы с 

намордником у щенка связывалось приятное для него действие. 

Необходимо научить щенка  п о к а з ы в а т ь  п р и к у с и  з у б ы . 

Для этого его усаживают по команде «сидеть», затем левой рукой 

прижимают нижнюю челюсть щенка к верхней, а правой — при­

поднимают губы так, чтобы были видны резцы. Затем открывают 

рот собаки, чтобы можно было рассмотреть задние зубы. При 

этом надо стараться не причинить щенку боль. Выполнив прием, 

следует похвалить щенка, дать ему лакомство. Повторять этот 

прием необходимо почаще. В будущем показывать прикус и зубы 

придется на каждой выставке и испытании по ОКД- Если щенок 

будет хорошо обучен приему, то в дальнейшем его владелец будет 

избавлен от многих неприятных минут. Осмотреть зубы у многих 

злобных и необученных этому приему собак чрезвычайно трудно, 

да и опасно для судей. Поэтому надо позаботиться об этом тогда, 

когда собака находится еще в щенячьем возрасте. 

Играя, надо заняться одним из труднейших предметов курса 

дрессировки —  п о д н о с о м брошенного  п р е д м е т а . Для кав­

казских, среднеазиатских и южнорусских овчарок этот прием 

особенно сложен, так как у них слабо развит врожденный рефлекс 

аппортирования. Окончательно отрабатывать поднос предмета 

лучше под руководством опытного инструктора на дрессировочной 

площадке. В первую же очередь нужно позаботиться о том, чтобы 

не испортить собаку. Если щенок принес в зубах что-либо неже­

лательное, «ельзя его наказывать. Во время игры не надо го­

няться за щенком и делать вид, что отнимаете у него предмет. 

Для начала выбирают любимую игрушку щенка. Лучше, чтобы 

это был мягкий, сшитый из материи цилиндр длиной около 30 см 

и толщиной 6—7 см. На первых занятиях аппортированием щенок 

должен быть на длинном поводке. Собираясь заняться аппортиров-

кой, нужно поиграть со щенком и добиться того, чтобы он, воз­

будившись, пытался схватить аппортировочный предмет. Надо не 

дать ему это сделать, отводя руку в сторону. Когда щенку во что бы 

то ни стало захочется схватить предмет, надо откинуть его от 

себя не более чем на 2 м, одновременно скомандовав «аппорт». 

Когда щенок кинется к своей игрушке и схватит ее, надо осторож­

но подтянуть его к себе, взять предмет у него изо рта и дать лаком­

ство. Не следует повторять прием более одного раза и не выкиды­

вать аппортировочный предмет далеко в траву, в грязь или в лужу. 

Надо стараться взять предмет изо рта щенка раньше, чем он вы­

бросит его. 

Как уже указывалось, поднос брошенного предмета чрезвы­

чайно сложный прием. Очень легко отбить охоту собаки подносить 

что-либо. Поэтому в молодом возрасте нужно выработать только 

заинтересованность щенка в аппортировке. Окончательно этот 

прием будет отрабатываться на дрессировочной площадке и толь­

ко под руководством инструктора. 

Занятия со щенком должны быть непродолжительными. Вполне 

достаточно 15—20 минут в день во время одной из прогулок. 

С 6 месяцев прогулки могут быть доведены до 10 км. Можно прак­

тиковать пробежки за велосипедом на расстояние примерно 

0,5—1 км, при этом щенок должен бежать спокойной небыстрой 

рысью. Прогулки с велосипедом хорошо устраивать ежедневно. 

Если велосипеда нет, следует совершать более продолжительные 

прогулки, в ходе которых бегать и играть со щенком. Категори­

чески запрещается заставлять собаку бежать за мотоциклом, ав­

томашиной или плыть за лодкой. К 5-месячному возрасту щенка 

п р и у ч а ю т  в з б е г а т ь  н а  к р у т о й  п о д ъ е м и  с б е г а т ь с 

к р у т о г о  с к л о н а . 

Примерно в 6-месячном возрасте щенки вступают в  п е р и о д 

п о л о в о г о  с о з р е в а н и я . Внешне в это время щенок отече­

ственной служебной породы — уже крупная собака. Он обладает 

сильно развитыми возбудительными процессами и сравнительно 

слабыми — тормозными. Неожиданно для владельца он перестает 

слушаться. Мало того, отдельные животные, особенно кобели, 

в связи с проявлением активной оборонительной реакции, а также 

стремясь занять доминирующее положение, становятся уверенны­

ми в себе, драчливыми и неуживчивыми. Это необходимо учиты­

вать и в питомниках, при совместном содержании собак, и собако­

водам-любителям. 

При квартирном содержании  а г р е с с и я  п о д р а с т а ю щ е й 

с о б а к и чаще всего направлена против слабейших членов семьи. 

Уверенный в своих силах кобель может попробовать установить 

свое доминирующее положение и по отношению к основному вла­

дельцу-дрессировщику. В этом случае необходимо жестко одернуть 

щенка, при необходимости ощутимо ударить его. При агрессии 

щенка на кого-либо из членов семьи отпор щенку должен дать 

только подвергшийся нападению. 

Нельзя также допускать попыток щенка преследовать кошек, 

проходящие автомашины и др. Нельзя натравливать собак друг на 

друга. Ни в коем случае нельзя целенаправленно натравливать 

щенка на посторонних людей. В то же время необходимо уделять 

внимание естественному развитию сторожевых качеств, развитию 

недоверчивого отношения к посторонним лицам. На улице щенок 

должен относиться к посторонним внешне безразлично. Нельзя 

разрешать незнакомым людям ласкать, кормить, дразнить щенка, 

разрешать имитировать нападение на него. Излишне напористое 

нападение на щенка может иметь обратный результат; вместо 

развития злобы у него разовьется трусость. 

В доме же проявление агрессивности в отношении посторон­

него, вошедшего в квартиру, может только приветствоваться. 

В этом случае щенка нужно поощрить, тихонько успокоить, вы­

вести в другую комнату. Хорошо если, пока в квартире присутству­

ет посторонний, кто-нибудь из членов семьи мог посидеть со щен­

ком, отвлекая его. Самостоятельная попытка щенка облаять по-

стороннего на своем дачном участке или во дворе должна также 

поощряться членами семьи. Естественно, это надо делать неза­

метно для постороннего, чтобы не обидеть его. Достаточно похло­

пать щенка по спине, сказать «хорошо» и, взяв за ошейник, отвести 

в сторону, успокоить и отвлечь внимание. Когда щенок освоит 

команду «место» или «сидеть», можно применять их. Наедине 

с незнакомым человеком, даже на короткое время, оставлять 

щенка нельзя, так как крайне нежелательно ни повторное прояв­

ление агрессии, ни установление контакта между щенком и посто­

ронним. 

После 6 месяцев нужно  с о в е р ш е н с т в о в а т ь уже извест­

ные щенку  п р и е м ы , постепенно увеличивая выдержку от не­

скольких секунд до минуты. Смелого и активного щенка можно 

познакомить с настоящими нормативными бумом и лестницей, 

но ни в коем случае не заставлять его прыгать через изгородь или 

забор. Специально заниматься прыжками нельзя, но уж если ще­

нок прыгает, то высота препятствия не должна превышать 40— 

45 см. Лишь к 10 месяцам молодая собака может прыгать через 

забор высотой 100—120 см, но подводить ее к этой высоте нужно 

постепенно. 

Щенки в возрасте 6—9 месяцев еще сильно отличаются от 

взрослых по своим возможностям. Они гораздо хуже взрослых 

дифференцируют звуковые, запаховые и зрительные раздражи­

тели. Хотя основные типологические особенности ВНД молодых 

животных уже сформировались, их нервно-психическая конститу­

ция еще не стабилизировалась окончательно и легко ранима под 

воздействием сильных раздражителей. Поэтому, работая с не­

окрепшим молодым животным, дрессировщик должен проявлять 

мягкость, настойчивость, терпение и выдержку. 

Примерно в 7—8-месячном возрасте наступает  п о л о в о е 

с о з р е в а н и е . В это время у сук начинается первая пустовка, 

появляется половое влечение у кобелей. Довольно дисциплини­

рованные животные, уже умеющие выполнять приемы общего 

курса дрессировки по команде, вдруг становятся непослушными 

и неуправляемыми. Суки в предпустовочный период теряют вся­

кий интерес к занятиям, стремятся играть. А кобели оказыва­

ются во власти запахов, на которые раньше не обращали особого 

внимания. Они готовы часами разбирать запаховые следы и бе­

жать по ним, не разбирая дороги. Навыки, с таким трудом создан­

ные дрессировщиком, как-будто совершенно исчезают. Даже под­

зыв, который так хорошо удавался некоторое время тому назад, 

вдруг не выполняется. Однако это не значит, что труд дрессиров­

щика пропал даром. Просто новые сильные раздражители затор­

мозили ранее созданные рефлексы. Пройдет время — и все вернет­

ся на свои места. С кобелем нужно продолжать работу, применяя 

более сильные раздражители и повышая требовательность. С сукой 

на время пустовки необходимо прекратить занятия по дрессировке. 

Итак, если собака к 9 месяцам хорошо физически развита 

(табл. 17), свободно ориентируется в новой обстановке, не боится 

транспорта и городского шума, безразлично относится к посто­

ронним людям, подходит на подзыв, умеет ходить рядом на провис­

шем поводке и носить намордник, выполняет команды «сидеть», 

«стоять», «лежать», находясь возле дрессировщика, знает за­

прещающую команду «фу» и по команде подносит любимую 

игрушку — можно считать, что владелец хорошо подготовил ее 

к занятиям на площадке. Это также значит, что из щенка выросла 

сильная, с крепкой нервной системой собака, пригодная для 

дальнейшей дрессировки. 

Возраст, 

месяцев 

10 

11 

12 

Пол 

к 
с 
к 
с 

к 
с 
к 
с 
к 
с 
к 
с 
к 
с 
к 
с 
к 
с 
к 

с 
к 
с 
к 
с 

Показатели физического развития 

Высота 

в холке 

20,9 ± 0,1 
2 2 , 1 ± 2 , 5 
37,2 ± 3,0 
36,8 ± 4,4 
48,5 ± 3,0 
46,0 ± 2,4 
56,4 ± 2,7 

55,0 ± 3,6 

61,2 ± 2,8 
58,0 ± 3,0 
66,2 ± 2,9 
62,9 ± 2,6 
68,8 ± 3,0 
65,1±2,9 

73,0 ± 3,2 
66,5 ± 3,6 
73,4 ± 4,7 
68,7 ± 2,5 

73,6 ± 2,2 

70,0 ± 2,7 
74,0 ± 2,0 

71,2±1,7 

75,6 ± 4,1 
73,5±0,7 

Косая 

длина 

42,1±3,2 
40,4 ± 4,6 
51,2 ± 3,3 
49,3 ± 3,1 
58,3 ± 2,3 
58,0 ± 3,5 
64,4 ± 3,3 
61,4 ± 3,3 
69,2 ± 3,4 
66,5 ± 3,2 

72,7 ± 4,0 
68,8 ± 2,6 
76,2 ± 3,9 
69,3 ± 3,8 
76,4 ± 5,2 
71,8±1,9 
76,8  ± 2 , 7 

73,2  ± 1 , 8 
77,7 ± 3,2 
74,8±1,0 
79,0±4,4 
76,0 ± 2,8 

Обхват 

груди 

31,0 ± 2,7 
3 1 , 1 ± 2 , 3 
46,7 ± 3,3 
45,3 ± 3,5 
57,2 ± 3,9 
54,0 ± 2,4 
64,0 ± 3,4 
62,5 ± 4,7 
69,3 ± 3,8 
66,0 ± 3,5 
74,3 ± 4,1 
71,0 ± 4,2 
76,4 ± 5,7 
73,7 ± 4,2 
82,2 ± 5,9 

74,4 ± 4,8 

83,0 ± 3,1 

76,3 ± 3,7 
83,5 ± 4,1 

78,9 ± 3,1 
83,7±1,2 
80,2 ± 1,7 
84,2 ± 5,1 
84,0 ± 5,7 

Обхват 

пясти 

7,8 ± 0,5 
7,7 ± 0,6 

11,2 ± 0,9 
10,5 ± 0,7 
12,6 ± 0,7 
11,9 ± 0,7 
13,0 ± 0,8 
12,4 ± 0,7 
13,3 ± 0,8 
12,5 ± 0,6 
13,7 ± 0,7 
13,0 ± 0,8 
14,0 ± 0,8 
13,1±0,5 
14,6 ± 0,6 
13,1±0,7 
14,8±0,4 
13,4 ± 0,6 
14,8 ± 0,9 

13,4 ± 0,7 
14,8 ± 0,5 
13,4 ± 0,9 
14,8 ± 0,8 
13,5±0,7 

Если собака предназначена только для караульной службы, 

желательно, чтобы она свободно чувствовала себя на территории 

охраняемого объекта. Если планируется работа собаки на блоке, то 

необходимо приучить ее к звуку катящегося над головой ролика. 

Будущие пастушьи собаки должны вырастать при стаде, в об­

щении с сельскохозяйственными животными. 

17. Динамика некоторых показателей физического развития собак породы 
кавказская овчарка в течение первого года жизни
 (х ± о) *, см 

(по материалам Ленинградского клуба служебного собаководства ДОСААФ) 

* х — средняя арифметическая величина показателя; а — среднее квадратическое 

отклонение. 

О б о з н а ч е н и я : к — кобель; с — сука. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Заканчивая рассказ об отечественных породах служебных со­

бак, с которыми ведется племенная работа в Ленинградском 

клубе служебного собаководства ДОСААФ, хочется отметить, что 

этими четырьмя породами не исчерпывается их список. В книге не 

описана московская сторожевая порода, основы которой были за­

ложены в военном питомнике «Красная Звезда». 

В настоящее время московская сторожевая представляет собой 

промежуточный тип между сенбернаром и кавказской овчаркой. 

К сожалению, эта порода мало популярна среди собаководов 

Ленинграда. 

Немаловажное значение для владельцев служебных собак оте­

чественных пород имеют вопросы этики. Человек с отечественной 

овчаркой на поводке должен быть предельно внимательным. Он 

должен помнить, что его питомец представляет реальную опас­

ность для окружающих людей и других, более слабых животных. 

В данной книге авторы упомянули имена активистов, вложив­

ших частицу своей души и свой труд в дело сохранения и разви­

тия отечественных служебных пород. Но одни любители не смогли 

бы многого добиться без участия государственных и ведомствен­

ных питомников. 

Велика роль питомника «Красная Звезда», много труда вложи­

ли работники питомников московских промышленных предприя­

тий — АЗЛК, мясокомбината, завода им. Ухтомского, Москов­

ского зоопарка, Каширской ГРЭС, производственного объедине­

ния Мосседпрепараты, комбината «Лира», ленинградских заво­

дов — Балтийского, им. Серго Орджоникидзе, Средне-Невского 

судостроительного, завода «Северная верфь», производственного 

объединения «Алмаз», ВНИИ транспортного машиностроения, 

фарфорового завода им. Ломоносова. 

Большой вклад в развитие пород отечественных овчарок внес­

ли питомник Камвольного комбината в г. Иваново, завода «Крас­

ное Сормово» (город Нижний Новгород), питомник ВОХР Запад­

но-Сибирской железной дороги, питомник отряда ВОХР города 

Братска и многие др. 

Однако в современной племенной работе с отечественными по­

родами служебных собак имеются серьезные недостатки. В боль­

шинстве клубов служебного собаководства низок престиж этих 

пород, большинство собаководов-любителей стремится приобрести 

собак западно-европейского происхождения, более удобных для 

содержания. Слабо ведется популяризация этих пород среди насе­

ления, особенно живущего в пригородах. Не принимаются доста­

точно эффективные меры по сохранению поголовья собак отече­

ственных пород в районах их естественного распространения. 

Если данная работа привлечет внимание любителей собак к 

отечественным породам, авторы будут считать свою задачу вы­

полненной. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 3 

Глава 1. Происхождение догообразных собак 6 

Глава 2. Среднеазиатская овчарка 17 

Состояние породы в регионе исконного распространения 17 

Заводские методы разведения породы 27 

Разведение среднеазиатской овчарки в Ленинграде  . . . .  3 0 

Экстерьер среднеазиатской овчарки 41 

Глава 3. Кавказская овчарка 60 

Состояние породы в районах исконного распространения 60 

Разведение кавказской овчарки в Ленинграде 64 

Экстерьер кавказской овчарки 78 

Глава 4. Южнорусская овчарка 90 

Происхождение породы 90 
Разведение южнорусской овчарки в Ленинграде 98 

Экстерьер южнорусской овчарки 109 

Глава 5. Черный терьер 118 

Создание породы 118 

Разведение черного терьера в Ленинграде 127 

Разведение черного терьера в других городах СССР и за 

рубежом 134 

Экстерьер черного терьера 139 

Тримминг черного терьера 144 

Глава 6. Характерные особенности поведения служебных собак отече­

ственных пород и основы дрессировки 148 

Собаки отечественных пород в различных службах  . . . .  1 4 8 

Высшая нервная деятельность и поведение животных . . . . 150 

Инстинктивные формы поведения собак 153 

Физиологические основы поведения и дрессировки собак 165 

Особенности дрессировки собак отечественных служебных 

пород 196 

Глава 7. Содержание взрослой собаки 210 

Глава 8. Кормление собаки 220 

Глава 9. Особенности разведения собак отечественных служебных 

пород 245 

Глава 10. Выращивание щенков отечественных служебных пород. . . 259 

Заключение 286 

Нинель Георгиевна Андрианова, Валентина Матвеевна Дубровская, Татьяна 

Михайловна Иванова и др. 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОРОДЫ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК 

СОСТАВИТЕЛЬ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КАЛИНИН 

Художественный редактор С. Л. Шилова. Художник В. Р. Войнер. Технический редак 

тор Р. Н. Егорова. Корректор Л. И. Смагина 

ИБ № 7135 

Сдано в набор 27.12.90. Подписано в печать 10.09.91. Формат 60X90'/ID. Гарнитура 

литературная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18,0. Усл. кр.-отт 18,0. Уч.-изд. л. 19,44. 

Изд. № 015. Тираж 50 000 экз. Заказ № 71. 

Ленинградское отделение ордена Трудового Красного Знамени ВО «Агропромиздат». 

191 186, Ленинград, Невский пр., 28. 

Диапозитивы изготовлены в фотонаборном центре объединения «Техническая книга» 

190068, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 55/57. 

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор». 197110, Санкт-Петербург, П-ПО, 

Чкаловский пр., 15. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18