Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11     

 

 

 

Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 11

 

 

161 

 

5.  Явление,  выражающее  степень  динамичности  социальной  структуры  того  или  иного 

общества (Мобильность). 

8.  Социальный  институт,  имеющий  хозяйственно-экономическую,  репродуктивную, 

воспитательную и досуговую функции (Семья). 

10.  Процесс,  выражением  которого  является  тот  факт,  что  в  начале  XIX  в.  в  городах 

проживало 3% населения Земли, в начале ХХ в. 13,6%, а в середине ХХ в. 28,8% населения 

Земли (Урбанизация). 

9.  Человек,  полностью  выпавший  из  социальной  жизни,  отчужденный  от  всякой 

собственности, утративший моральные ценности (Люмпен). 

 

По вертикали 

2. Социальная группа, чертами которой являются: заключение браков исключительно между 

ее  членами,  наследственное  членство,  запрещение  разделять  трапезу  с представителями 

других групп, ограничения на избрание профессии (Каста). 

3.  Одна  из  форм  противоречий,  характеризующаяся  острой  непримиримой  борьбой 

враждебных сил, тенденций (Антагонизм).  

6.  Группа  или  совокупность  групп,  выделяющихся  из  остального  общества  влиянием, 

привилегированным положением и престижем (Элита). 

7.  Нормативно  одобренный,  относительно  устойчивый  образец  поведения  (включая 

действия,  мысли  и  чувства),  воспроизводимый  индивидом  в  зависимости  от  социального 

статуса или позиции в обществе (Роль). 

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы (Конформизм). 

По 1 баллу за каждое верно указанное слово, всего 11 баллов. 

 

Оценка за работу 

(Заполняется жюри)

 

Задание

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

10 

Всего 

баллов 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

162 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА  ШКОЛЬНИКОВ  ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС. 

Максимальный балл — 100 

Фамилия, имя___________________________Класс_______________ 

 

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно, напишите 

«да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите «нет». Внесите свои ответы 

в таблицу. 

1)

 

Бытие и сознание являются философскими категориями.  

2)

 

В рамках теории детерминизма свобода невозможна. 

3)

 

Свойствами сознания являются идеальность, связь с языком и направленность на 

окружающий мир (интенциональность). 

4)

 

Референтной считается группа, в которой отношения между людьми носят фор-

мальный, отчужденный характер. 

5)

 

Основными  причинами  маргинальности  выступают  социальная  мобильность  и 

структурные изменения в обществе. 

6)

 

Товары — «комплименты» заменяют друг  друга на рынке. 

7)

 

 Возникая, социальные институты на протяжении своего существования остаются 

неизменными.  

8)

 

Для монархических форм правления характерен традиционный тип легитимности 

власти. 

9)

 

 Франчайзинг — это форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в 

рамках которой крупными предприятиями предоставляется право небольшим 

компаниям действовать в качестве их представителей на рынках с использованием 

лицензии, фирменной торговой. 

10)

 

Монополия и олигополия — рынки совершенной конкуренции. 

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 

10 

Да 

Да 

Да 

Нет 

Да 

Нет 

Нет 

Да 

Да 

Нет 

По 1 баллу за каждую верную позицию, всего — 10 баллов. 

2. Установите соответствие между авторами и их научными взглядами.

 

163 

 

 

Автор

 

 

Теория

 

1. 

Т. Гоббс, Дж. Локк 

А. 

Государство является орудием эксплуата-

ции угнетенных классов господствующими 

2. 

К. Е. Дюринг, Г. К. Юнг 

Б. 

В естественном состоянии общества до воз-

никновения государства возможны кон-

фликты и войны между людьми. В резуль-

тате индивиды отдают часть своих естест-

венных прав другой группе людей в обмен 

на защиту и стабильность в обществе. Госу-

дарство рождается вследствие заключения 

договора между людьми 

3. 

Аристотель 

В. 

Государство есть результат войн, насилия и 

порабощения одних народов другими 

4. 

К. Маркс 

Г. 

Государство выросло из семьи. Как отец в 

семье заботится о ее членах, так и государь 

защищает своих поданных 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 

Б 

В 

Г 

А 

 

По 2 балла за каждую верную позицию, всего — 8 баллов. 

 

3.  Что  объединяет  понятия,  образующие  каждый  из  представленных  рядов?  Дайте 

краткий ответ. 

1) Событие абсолютное, событие относительное, правомерное действие, неправомерное дей-

ствие, правоотношения. ________________________________________. 

2) Единая территория, единая конституция, единая система законодательных, исполнитель-

ных и судебных органов, управление административными единицами из центра государст-

венной власти. 

_________________________________________. 

164 

 

3) Требования группы, несоответствие их ожиданиям, ощущение внутреннего напряжения у 

индивидов. 

__________________________________________________________. 

 

Ответ:

  

1) отличия человека от животного 

2)  социальный институт 

3) президентская республика 

По 3 балла за каждую верную позицию, всего — 9 баллов.  

 

4.Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

 

Познание — это процесс, который изучается таким направлением как

 социальная геронто-

логия

. В рамках теории познания выделяются такие школы, как агностицизм и скептицизм. Аг-

ностики считают познание принципиально возможным, скептики сомневаются в достоверности 

всего  процесса  познания.  В  познание  выделяют  два  уровня —  чувственный  и  рациональный. 

Чувственный уровень познания направлен на изучение внешних свойств предмета или явления. 

Рациональный  уровень  познания  пытается  проникнуть  внутрь  изучаемого  явления.  Философ-

ское направление, которое отдает предпочтение чувственному уровню познания, называется эм-

пиризмом. Приверженцы же мнения о том, что наши ощущения нас обманывают, называют себя 

сенсуалистами.  

Познание направлено на достижение истины. Истина — это соответствие мысли предмету. 

Истина бывают объективной и субъективной. А также различают абсолютную и относительные 

истины. Абсолютная истина — это исчерпывающее знание. Но скорее это идеал, к которому на-

до стремиться. Путь к ней состоит из истин относительных, под которой надо понимать знание 

ограниченное, которое со временем может быть опровергнуто или дополнено. 

В процессе познания серьезное место уделяется проблеме критериев истины. Так сенсуали-

сты считают, что критерием истины  является  человеческий разум,  а  рационалисты — ощуще-

ния. Также истинным считается мнение, с которым все согласны. Еще одним критерием истины 

сегодня можно рассматривать практику. 

Ответ: 

1.

 

Познание изучает не социальная геронтология, а гносеология. 

2.

 

Агностики считают познание невозможным, поскольку, чтобы познать мир объектив-

но, надо выйти за пределы нашего познания, что является не осуществимым. 

165 

 

3.

 

Направление в гносеологии, которое считает, что ощущения нас могут обманывать и, 

поэтому лучше опираться на разум, называется рационализмом. 

4.

 

Истина может быть только объективной 

5.

 

Сенсуалисты считают критерием истины ощущения, а не разум. 

6.

 

Для рационалистов критерием истины выступает разум. 

7.

 

Мнение, с которым все согласны, не всегда истинно. Истинным может быть согласие, 

например мирового ученого сообщества по поводу системы измерений. 

По 2 балла за каждую верный ответ, всего — 14  баллов.  

 

5. Решите логическую задачу. 

 Встретились четыре профессора: Белов, Чернов, Рыжов и Седов. Один из них был блон-

дином, другой брюнетом, третий рыжим, а четвертый — седым. «Ни у кого из нас цвет волос 

не совпадает с фамилией», — сказал Белов. «Ты прав», — подтвердил брюнет. «Тот, у кого 

цвет волос совпадает с моей фамилией, носит фамилию, совпадающую с цветом волос Бело-

ва» — вмешался в их беседу седовласый профессор. Известно, что все они сказали правду. 

Определите, у кого какой цвет волос. Обоснуйте свой ответ. 

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________ 

Ответ: 

Белов — Рыжий 

Чернов — Седой 

Рыжов — Брюнет 

Седов — Блондин 

До 8 баллов за решение задачи  с обоснованием. 

Всего 8 баллов. 

 

6. Решите правовую задачу. 

Студентка  Батюшкина,  выйдя  из  здания  ВУЗа,  была  остановлена  сотрудником  органов 

внутренних  дел,  который  потребовал  у  нее  предъявить  документы.  Так  как  у  Батюшкиной 

документов при себе не оказалось, она была препровождена в отделение полиции и задержа-

на на 6 часов. 

Законны ли действия сотрудников полиции? 

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________  

166 

 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________  

Ответ: 

Законодательством  не  предусмотрена  обязанность  гражданина  иметь  при  себе  паспорт. 

Значит, привлечение к ответственности за отсутствие у человека при себе паспорта незакон-

но. Вместе с тем сотрудники полиции вправе проверить документы в случае, когда: 

 

есть  данные,  дающие  основания  подозревать гражданина  в  совершении преступ-

ления; 

 

есть данные, что гражданин находится в розыске; 

 

есть  повод  к  возбуждению  в  отношении  гражданина  дела  об  административном 

правонарушении, или если он застигнут при совершении такого правонарушения; 

 

есть основания для задержания гражданина. 

Срок  административного  задержания  не  должен  превышать  три  часа,  за  исключением 

случаев, 

когда 

в 

отношении 

задержанного 

ведется 

производство 

по делу 

об административном  правонарушении,  влекущем  в качестве  одной  из мер  административ-

ного  наказания  административный  арест,  может  быть  подвергнуто  административному  за-

держанию на срок не более 48 часов. 

Таким образом, студентка Батюшкина вправе не носить с собой паспорт, вместе с тем со-

трудник полиции вправе задержать ее, если для этого есть предусмотренные Законом осно-

вания. При этом срок задержания не должен превышать трех часов. То есть задержание ее на 

срок более трех часов без предъявления, каких либо обвинений неправомерно. 

До 8 баллов за решение задачи  с обоснованием. 

Всего 8 баллов. 

 

7. Решите экономическую задачу 

Используя уравнение обмена, дайте ответы на следующие вопросы: 

1.

 

Каково относительное измерение номинального ВВП, если предложение денег увели-

чится на 20%. А скорость обращения денег на 30%? 

2.

 

Каково относительное измерение предложения денег за год. Если годовой уровень 

инфляции равен 30%, реальный ВВП сократился на 10%, а скорость обращения денег 

неизменна? 

3.

 

Каково относительное измерение ВВП за год, если предложение денег увеличилось на 

40%, скорость обращения денег сократилась на 10%, а годовой уровень инфляции со-

ставил 5%? 

167 

 

Ответы:

 

1.

 

56%;

 

2.

 

17%;

 

3.

 

20%.

 

По 3 балла за каждый правильный ответ.  

Всего 9 баллов.

 

 

8.  Суфийская  притча  гласит:

  один  эгоцентричный  человек,  стремящийся  к  высшему 

сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем. 

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных 

искателей Истины ... 

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, — сказал сто-

рож. 

— В самом деле? И сколько же их? 

— … 

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? 

Обоснуйте свой ответ. 

Ответ: 

«На одного меньше, чем вы думаете».  Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и 

самолюбование,  звучащие  в  реплике  пришедшего,  несовместимы  с  настоящими  поисками 

Истины. 

Обоснование  (пример):  В  реплике  пришедшего  заложена  пресуппозиция  «Я-то  точно 

подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обла-

дателем  Истины  (или  даже  настоящим  ее  искателем)  означает  выдавать  неизвестное  за  из-

вестное, искомое за найденное. 

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. 

До 10 баллов за верный ответ с обоснованием. 

 

9. Прочитайте приведенные фрагменты текстов и ответьте на вопросы. 

«…Оговорюсь: я убежден, как младенец, что страдания заживут и сгладятся, что весь 

обидный комизм человеческих противоречий исчезнет, как жалкий мираж. <...> Пусть даже 

параллельные линии сойдутся и я это сам увижу: увижу и скажу, что сошлись, а все-таки не 

приму. Вот моя суть, Алеша, вот мой тезис» Иван Карамазов. 

«Братья Карамазовы» Федор 

Михайлович Достоевский 

168 

 

«Вот сердце мое, Господи, вот сердце мое, над которым Ты сжалился, когда оно было 

на дне бездны. Пусть скажет Тебе сейчас сердце мое, зачем оно искало быть злым безо вся-

кой цели. Причиной моей испорченности была ведь только моя испорченность» 

Аврелий Ав-

густин «Исповедь» 

9.1. Назовите религиозно-философскую идею, которая объединяет указанные вы-

ше цитаты Достоевского и Августина.  

9.2. Раскройте смысл этой религиозно-философской идеи. 

Ответ:  

9.1. Теодицея. 

9.2. Оправдание существования зла в мире созданном всеблагим совершенным Богом. 

3 балла за определение понятия, 4 балла за раскрытие смысла.  

Всего 7 баллов. 

 

10. Проанализируйте представленные ниже данные и выполните предложенные зада-

ния, связанные с их анализом. 

10.1. Опишите динамику бракоразводного процесса на территории России с 2006 по 2010 

год. 

10.2.  Укажите  наблюдаемые  взаимосвязанные  тенденции  бракоразводного  процесса  с 

возрастом вступления в брак как жениха, так и невесты. Каковы причины данной (-ых) 

тенденции (-ий) на ваш взгляд? Какой год является наиболее показательным в подтвер-

ждении этой связи? 

10.3. Дайте определение брака и назовите его формы. 

10.4. Опишите социально экономические  факторы, обуславливающие различные формы 

брака. Приведите примеры стран, в которых они встречаются. 

 

Годы  Всего  бра-

ков 

По возрасту жениха, лет 

По возрасту невесты, лет 

 

 

до 18  18-24  25-34 

35 и бо-

лее 

до 18  18-24  25-34 

35 и бо-

лее 

не ука-

зан 

2006 

1113562 

2274  414163  463047  234009  19930  589274  339162  165113 

83 

2007 

1262500 

1921  447090  538131  275288  18657  643038  406664  194053 

88 

169 

 

2008 

1179007 

1914  395318  513547  268129  16794  571956  399097  191053 

107 

2009 

1199446 

1480  380613  539805  277507  14062  559805  428148  197399 

32 

2010 

1215066 

1131  372782  564776  276219  11698  554772  451318  197162 

116 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: 

10.1. 

Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бра-

косочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень (на 148,9 тысяч единиц) в 

2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч 

единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное воз-

растание значения:  с 2008 года до 2009 года  количество браков  увеличилось на 20,4 тысяч 

единиц, а с 2009 года по 2010 год — на 15,7 тысяч единиц. 

Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 количест-

во разводов возрастало: сначала произошел достаточно сильный рывок (с 2006 по 2007 год 

на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). И толь-

ко с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика — небольшой спад (на 4 тысячи 

единиц).  Далее  же  наблюдается  резкий  спад  и  уменьшение  количества  разводов  с  2009  по 

2010 год на целых 60,1 тысячу единиц — всего за год. 

До 5 баллов за верное обоснование. 

10.2. 

Наиболее показательными и переходным периодом как для  уровня заключения 

брака, так и для уровня разводимости является период с 2008 по 2010 год. Как видно из двух 

графиков уровень брачности стал расти и стабилизироваться, а число разводов стало умень-

шаться. В это же время, согласно данным таблицы, резко снизилось количество браков до 18 

170 

 

лет среди женихов (от 1914 В 2008, 1480 в 2009 году до 1131 в 2010) и среди невест до 18 (от 

16794,14062 до 11698). Также заметен спад количества браков в возрасте от 18 до 24 лет как 

у женихов (с 395318 в 2008 году, 380613 в 2009 году до 372782 в 2010 году), так и у невест (с 

571956 в 2008 году до 559805 в 2009 году и до 554772 в 2010 году). В эти же годы наблюда-

ется рост количества браков по возрасту женихов и невест от 25 до 34 лет. У женихов он в 

2008 он составлял 513547, а к 2010 уже 564776 браков в возрасте от 25 до 34, количество же 

невест в данном возрастном промежутке  возросло от 399097 в 2008 году до 451318 в 2010. 

На основе всего описанного выше можно сделать вывод, что ранние браки, заключенные в 

возрасте до 18, а также от 18 и до 24, негативно сказываются на прочности и длительности 

браков, и в итоге заканчиваются разводами. Браки же, которые заключаются в более созна-

тельном возрасте, носит продолжительный и стабильный характер. 

До 5 баллов за верное обоснование. 

10.3.

 

Брак 

(marriage). Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя инди-

видами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в 

некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является 

основой для репродуктивной семьи, т. е. ожидается, что супружеская пара рождает и вос-

питывает  детей.  Во  многих  обществах  разрешен  полигамный  брак,  в  котором  у  индивида 

может быть сразу несколько супругов).  

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год  

Формы брака:

 Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной. Полигамия 

называется  брак  между  одним  и  несколькими  другими  индивидами.  Брак  между  одним 

мужчиной и несколькими женщинами называется  полигинией;  брак между одной женщи-

ной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является 

групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. 

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 

 […] там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать 

в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая 

практика  называется  экзогамией.  Эндогамия  противоположна  ей  —  индивиды  обязаны 

избирать  супругов  внутри  родственной  группы.  В  обоих  случаях  принадлежность  к 

определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений. 

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год 

До 5 баллов за верный ответ. 

10.4.

 Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных 

обществах.  Например,  распространение  полигинии  среди  оленеводов-чукчей  в  Северо-

171 

 

Восточной Сибири объясняется необходимостью пасти каждое стадо оленей отдельно и для 

каждого стада нужен пастух. Считается, что мужчине, пасущему каждое стадо, необходимо 

несколько жен. […] 

Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных 

форм  семьи.  Важную  роль  играют  и  другие  факторы.  Например,  полигиния  выгодна  для 

женщин  в  обществах,  где  много  мужчин  погибает  на  войне.  Аналогичным  образом  среди 

жителей  племени  тодасов  в  южной  Индии  (где  сокращалось  число  женщин,  поскольку 

существовал  обычай  убивать  родившихся  девочек)  также  практиковалась  так  называемая 

братская  полиандрия  (братья  имели  общую  жену).  Британские  колонизаторы  положили 

конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. 

[…] братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих 

жен.  Таким  образом  в  обществе  тодасов  наметилась  редко  наблюдаемая  тенденция  к 

групповому браку.  

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 

(Любые  привиденные  типы  социально-экономических  факторов,  обуславливающие 

различные  формы  брака,  подкрепленные  примерами —  считать  правильным  ответом. 

Например:  в  мусульманских  странах  распространена  такая  форма  брака,  как  полигиния, 

которая является определяющим индикатором высокого социального статуса мужа, а также 

его высокого уровня экономической обеспеченности.) 

До 2 баллов за полностью выполненное задание. 

Всего 17 баллов. 

Оценка за работу 

(Заполняется жюри)

 

Задание

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

10 

Всего 

баллов 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

172 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ  

ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА (9-11 КЛАСС) 

 

1. Гармония человека и природы не достижима в современном мире. 

2. Социальное равенство возможно. 

3. Проблема отцов и детей преодолима. 

4. Все не так легко, как кажется. 

5. Истина ничуть не страдает от того, если кто-либо ее не признает. 

6. В политике средство важнее цели. 

7. Всякое преступление так или иначе будет наказано. 

8. Всегда хотят купить то, что осталось в одном экземпляре. 

 

ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-ЭССЕ 

 

1.

 

Понимание темы и соответствие ей содержания работы.  

Если тема не понята автором или проинтерпретирована совершенно неправильно 

(грубо проигнорировано объективное содержание темы), остальные критерии при про-

верке данной работы могут не учитываться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, 

либо (по решению жюри) не более «5» баллов за всю работу. 

2.

 

Владение теоретическим и фактическим материалом по теме. 

В случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или 

при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по дан-

ному критерию ставиться оценка «0» баллов. 

3.

 

Логичность авторского текста (обоснованность, непротиворечивость рассуждений, 

отсутствие пробелов в аргументации). 

4.

 

Общая гуманитарная эрудиция (знание социальных фактов и их уместное использо-

вание; творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления). 

5.

 

Культура письма: связность, системность, последовательность изложения, грамот-

ность речи. 

Каждый критерий может быть детализирован.  

Общая сумма баллов — 50. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11