Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 1

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олим-

пиады школьников по обществознанию  

в 2018–2019 уч. году 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 

2018 

 

 

Содержание 

I. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ..............................................................................................................   

4

 

1. Общая характеристика школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по 

обществознанию 4

 

2. Разработка заданий школьного этапа олимпиады 

 

 

 

 

6

 

2.1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных 

заданий для школьного этапа

 ..................................................................................................................   

6

 

2.2. Принципы формирования олимпиадных заданий по обществознанию

 .......................   

7

 

2.3. Основные типы олимпиадных заданий.

 .....................................................................................   

16

 

3. Методика оценивания выполненныхх олимпиадных заданий  

 

 

35

 

4. Материально-техническое обеспечение школьного  этапа олимпиады 

 

38

 

5. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной 
техники, разрешенных к использованию во время проведения школьного этапа 

Олимпиады 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

Интернет-ресурсы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерная модель заданий школьного этапа олимпиады 

44

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ 

ЭТАП. 6 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ 
ЭТАП. 7 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ 
ЭТАП. 8 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ 
ЭТАП. 9 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ 
ЭТАП. 10 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ 

ЭТАП. 11 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

II. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ..............................................................................................................   

89

 

1. Общая характеристика муниципального этапа Всероссийской олимпиады 

школьников по обществознанию 

 

 

 

 

 

 

 

89

 

2. Разработка заданий муниципального этапа Олимпиады 

 

 

 

91

 

2.1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных 

заданий для муниципального этапа

 ......................................................................................................   

91

 

 

2.2. Принципы формирования олимпиадных заданий по обществознанию

 .......................   

92

 

2.3. Основные типы олимпиадных заданий.

 .....................................................................................   

101

 

3. Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий   

 

 

121

 

4. Материально-техническое обеспечение муниципального  этапа олимпиады.. 

122

 

5. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной 
техники, разрешенных к использованию во время проведения муниципального этапа 

Олимпиады 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

122

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

122

 

Интернет-ресурсы

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

125

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерная модель заданий муниципального этапа олимпиады 128

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

128

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

134

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

143

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

152

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.   

 

 

 

 

 

 

162

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ  ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА (9-11 КЛАСС)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

172

 

 

 

 

Настоящие  методические  рекомендации  подготовлены  Центральной  предметно-

методической комиссией по обществознанию и направлены в помощь муниципальным и ре-

гиональным  предметно-методическим  комиссиям  в  составлении  заданий  для  проведения 

школьного и муниципального  этапов всероссийской олимпиады школьников по обществоз-

нанию в субъектах Российской Федерации. Методические рекомендации утверждены на за-

седании центральной предметно-методической комиссии (Протокол №5 от 3 июля 2018 г.). 

 

I. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 

1. Общая характеристика  школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по 

обществознанию 

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию проводится во всех регионах 

России в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к 

научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний. 

Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки 

Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения 

всероссийской олимпиады школьников» (ред. от 17.11.2016) (далее — Порядок). 

Всероссийская  олимпиада  школьников  традиционно  проводится  в  4 этапа:  школьный, 

муниципальный, региональный, заключительный. 

Участниками  школьного  этапа  олимпиады  по  обществознанию  могут  быть  на  добро-

вольной основе все учащиеся 6-11 классов организаций, осуществляющих образовательную 

деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образо-

вания. (п. 37 Порядка). 

Участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для 

более  старших  классов  по  отношению  к  тем,  в  которых  они  проходят  обучение.  В  случае 

прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олим-

пиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады. 

Муниципальные  предметно-методические  комиссии  олимпиады  по  обществознанию, 

разрабатывают  задания,  основанные  на  содержании  образовательных  программ  основного 

общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направлен-

ности  (профиля),  для  6-11  классов  (далее —  олимпиадные  задания)  (п.35  Порядка).  Могут 

быть предложены для проведения школьного этапа несколько вариантов заданий. 

 

Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников должно быть осно-

вано на органическом сочетании единства требований, предъявляемых к участникам по всей 

стране.  

Настоящие  рекомендации  адресованы  муниципальной  предметно-методической  комис-

сии олимпиады и должны служить руководством при составлении заданий школьного этапа. 

Регламент проведения школьного этапа олимпиады приведен в таблице (См. таблицу 1). 

 

 

 

Таблица 1. 

Регламент проведения школьного этапа олимпиады 

 

Участники 

6–11 классы 

Время проведения (рекомендуемое) 

45 мин. для 6-7 классов. 

1  астрономический  час  (60  мин.)  для  8  клас-

сов. 

1 час. 20 мин. для 9–11 классов. 

Школьный этап олимпиады проводиться в один тур. 

Порядок проведения школьного этапа олимпиады определен Положением о Всероссий-

ской олимпиаде школьников. 

Школьный  этап  олимпиады  проводится  на  базе  общеобразовательных  учебных  заведе-

ний ежегодно в соответствии с датами, установленными организатором муниципального эта-

па олимпиады, не позднее 1 ноября, в соответствии с требованиями к проведению указанно-

го  этапа  олимпиады,  разработанными  на  основе  методических  рекомендаций  центральной 

предметно-методической комиссии олимпиады. 

Для проведения указанного этапа олимпиады создаются Оргкомитет и Жюри школьного 

этапа олимпиады. 

Оргкомитет  школьного  этапа  олимпиады  руководствуется  требованиями  к  проведению 

олимпиады, разработанными предметно-методическими комиссиями муниципального этапа 

олимпиады с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической ко-

миссии олимпиады. 

Жюри школьного этапа олимпиады осуществляет проверку выполненных олимпиадных 

заданий  указанного  этапа  олимпиады.  Формирует  и  утверждает  состав  жюри  организатор 

школьного этапа олимпиады. 

 

 

2. Разработка заданий школьного этапа олимпиады 

2.1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олим-

пиадных заданий для школьного этапа 

 

Школьный курс обществознания призван обеспечить целостное представление об обще-

стве и человеке, о  сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах дея-

тельности людей, понимание согласованного обустройства социальной жизни для поддержа-

ния гармонии между обществом и природой и совершенствование самого человека. 

Поэтому первый этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 

наце-

лен

 на  

 

стимулирование интереса обучающихся к изучению развития общества, роли че-

ловека в этом процессе, мотивам его деятельности;  

 

выявление  степени  владения  культурой  мышления,  способности  к  восприятию, 

обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достиже-

ния;  

 

выявление  мотивированных  обучающихся,  проявляющих  особые  способности  к 

предмету, обладающие наиболее высоким уровнем знаний и умений, стремящих-

ся к активному участию в жизни общества. 

В  соответствии  с  требованием  Порядка  содержание  заданий  олимпиады  по  обществоз-

нанию определяется: 

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и средне-

го (полного) общего образования по обществознанию (Приказ Минобразования Рос-

сии от 5 марта 2004 г. № 1089)

1

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего об-

разования  (Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 

17.12.2010  №1897)  и  Федеральным  государственным  образовательным  стандартом 

среднего  (полного)  общего  образования  (Приказ  Министерства  образования  и  науки 

Российской  Федерации  от  07.06.2012  №24480),  которые  внедряются  в  образователь-

ные учреждения Российской Федерации. 

                                                 

1

 

Примечание.

 Действительно для 9-11 классов, не осуществивших переход на ФГОС ООО 

и ФГОС С(П)ОО. 

 

Специфика  заданий  олимпиады  по  отношению  к  традиционным  формам  контроля,  те-

кущей  и  итоговой  аттестации  учащихся  за  курс  основной  общей  и  средней  полной  школы 

определяется: 

-  нормативными  требованиями  к  углубленному  уровню  подготовленности  учащихся  по 

предмету; 

- творческим характером соревнований; 

- необходимостью оценки эрудированности и общей культуры участников. 

 

2.2. Принципы формирования олимпиадных заданий по обществознанию 

Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном 

уровне: 

1.  Учет  возрастных  особенностей  учащихся  в  определении  сложности  заданий  с  ее  на-

растанием по мере увеличения возраста соревнующихся. 

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащих-

ся и этапов олимпиады. Конкретное число заданий и время на их выполнение на школьном 

этапе олимпиады определяет муниципальная предметно-методическая комиссии в зависимо-

сти от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и са-

нитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии. 

3. Отражения в заданиях всех содержательных линий курса и степени, глубины их рас-

смотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях со-

ревнований обращением к максимально большему числу этих содержательных линий. 

4. Проверка  соответствия готовности  участников олимпиады требованиям к  уровню их 

знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через 

разнообразные типы заданий. 

5. Сочетание заданий с кратким ответом и развернутым текстом. 

6.  Представление  заданий  через  различные  источники  информации  (отрывок  из  доку-

мента, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.). 

7. Опора на межпредметные связи в части заданий. 

Возможен  следующий 

алгоритм

  подготовки  заданий  олимпиады  по  обществознанию 

для каждой параллели участников школьного этапа, основанный на отражении цели прове-

дения  этого  этапа  в  контексте  общих  подходов  к  проведению  Всероссийской  олимпиады 

школьников: 

 

1)  определение  того,  какие  содержательные  линии,  в  какой  степени и  на  основе  какого 

учебно-методического  комплекса  изучены  школьниками  данной  параллели  к  началу  этапа 

олимпиады (см. подробнее ниже); 

2)  вычленение  дидактических  единиц,  вынесение  которых  в  олимпиадные  задания  наи-

более целесообразно (определяет предметно-методическая комиссия); 

3)  выделение типов заданий, доступных для  выполнения  учащимися  данной параллели, 

позволяющих в наибольшей степени выявить уровень их подготовленности, творческие за-

датки; 

4)  определение  ориентировочного  времени  выполнения  каждого  из  предлагаемых  зада-

ний для вывода о возможном наборе комплекта для параллели. 

Соответствие требований нового образовательного стандарта и заданий школьного тура 

олимпиады приведены в таблице, представленной ниже. 

 

 

Таблица 2 

Проверка универсальных учебных действий в заданиях олимпиады 

 

Проверяемые УУД 

Школьный этап 

Знание ряда ключевых понятий базовых 

для школьного обществознания наук: со-

циологии, экономической теории, поли-

тологии, культурологии, правоведения, 

этики, социальной психологии и фило-

софии. 

Задания  с  выбором  ответа  (только  6-7 

класс)  

1.Выбор одного из нескольких вариантов. 

2. Множественный выбор. 

Задания  с  рядами  понятий,  имен,  фактов 

общественной жизни и т.д.: 

1.  По  какому  принципу  образованы  ряды? 

Назовите  общее  для  приведенных  ниже 

элементов, объединяющее их. 

2.  Продолжите  ряды  (вариант  с  дополни-

тельным  заданием —  приведите  примеры, 

характеризующие  дополнительные  элемен-

ты рядов). 

3. Заполните пропуск в ряду. 

4. Выявление лишнего в ряду и объяснение 

своего выбора. 

 

Проверяемые УУД 

Школьный этап 

Обществоведческий кроссворд 

Умение  объяснять  явления  и  процессы 

социальной действительности с научных, 

социально-философских  позиций;  рас-

сматривать  их  комплексно  в  контексте 

сложившихся  реалий  и  возможных  пер-

спектив. 

Работа  с  таблицами,  графиками  и  диа-

граммами по анализу приведенных данных 

Способности  анализировать  реальные 

социальные ситуации, выбирать адекват-

ные  способы  деятельности  и  модели  по-

ведения в рамках реализуемых основных 

социальных ролей. 

Познавательные задачи

 

-анализ правовой ситуации, 

-рассмотрение исторического примера через 

призму обществоведческого анализа. 

Задания  по  работе  с  изобразительным  ря-

дом

 

-  опознание  элементов  изобразительного 

ряда,  их  группировка,  соотнесение  с  обще-

ствоведческими  понятиями,  теориями,  со-

циальными явлениями. 

Умение  выполнять  познавательные  и 

практические  задания,  в  том  числе  с  ис-

пользованием проектной деятельности на 

уроках  и  в  доступной  социальной  прак-

тике: 

-причинно-следственный анализ; 

-определение  сущностных  характери-

стик; 

-поиск  и  извлечение  информации  по  за-

данной теме; 

-перевод информации из одной знаковой 

системы в другую. 

Поиск  в  данном  перечне  элементов  соот-

ветствующим теоретическим критериям. 

1.  Определение  правильности  или  ошибоч-

ности утверждений («да» — «нет»). 

Работа со схемами 

1)  составьте  схему,  используя  все  предло-

женные  понятия  и  термины.  В  схеме  отра-

зите их соотношение; 

2) начертите схему, которая отражает прин-

ципы взаимодействия, например, государст-

ва,  права  и  личности  в  демократическом 

правовом  государстве  с  использованием… 

(дается список терминов). 

Работа  с  таблицами,  графиками  и  диа-

граммами по анализу приведенных данных 

Проанализируйте графические изображения 

10 

 

Проверяемые УУД 

Школьный этап 

экономических процессов 

Заполните сравнительную таблицу 

Работа с обществоведческими текстами: 

1.  Заполнение  пропущенных  слов  и  слово-

сочетаний (варианты: из данного списка; без 

приведенного списка). 

2.  Выделение  в  тексте  положений,  характе-

ризующих различные позиции. 

3.  Задания  к  тексту  по  его  анализу,  поиску 

примеров,  характеризующих  основные  тео-

ретические  положения,  содержащиеся  в 

тексте. 

4.

 

Поиск и исправление ошибок в тексте.

 

Объяснение  изученных  положений  на 

конкретных примерах. 

Формулирование краткого ответа на зада-

ние

«Представьте  себе  такую  ситуацию.  Вам 

нужно  убедиться  в  том,  что  социальные 

нормы, с которыми вы ознакомились, явля-

ются  правовыми.  Сформулируйте  пять  во-

просов,  которые  позволят  вам  убедиться  в 

этом» 

Сформированность  умений  обобщать, 

анализировать и оценивать информацию: 

теории, концепции, факты, имеющие от-

ношение  к  общественному  развитию  и 

роли  личности  в  нём,  с  целью  проверки 

гипотез и интерпретации данных различ-

ных источников. 

Владение  знаниями  о  многообразии 

взглядов  и  теорий  по  тематике  общест-

венных наук. 

Задание на установление соответствия 

Сформированность  мировоззренческой, 

ценностно-смысловой  сферы  обучаю-

Все типы заданий 

11 

 

Проверяемые УУД 

Школьный этап 

щихся,  российской  гражданской  иден-

тичности,  поликультурности,  толерант-

ности,  приверженности  ценностям,  за-

креплённым  Конституцией  Российской 

Федерации. 

Формирование  целостного  восприятия 

всего  спектра  природных,  экономиче-

ских, социальных реалий. 

 

Задания для каждой параллели участников олимпиады должны строиться по принципу 

расширения изученного материала. 

Задания  для  6 класса    основываются  на  материалах,  пройденных  в  5  классе.  Если 

школьный  тур  олимпиады  проводится  не  в начале  учебного  года,  то    предметно-методиче-

ские комиссии при составлении олимпиадных заданий могут опираться в том числе на темы, 

рассмотренные в начале 6 класса. Для остальных классов действует такой же принцип.  

Темы, которые могут стать основой составления заданий в 6 классе, приведены в  таб-

лице 4

1

.  

Таблица 4 

 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность  и  поведение.  Мотивы  деятельности.  Многообразие  деятель-

ности 

Гражданско-правовое положение личности в обществе 

Здоровый образ жизни 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

Возраст человека и социальные отношения 

                                                 

1

 

Курсивом во всех таблицах отмечены темы, на которые можно опираться в ситуации, когда олим-

пиада проходит не в самом начале учебного года.

 

12 

 

Семейные ценности и традиции 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

10 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

11 

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).  

12 

Государственные праздники. 

13 

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон.  

14 

Образование в жизни человека.  

15 

Образование и самообразование. 

 

Задания для 7 класса  основываются на материалах, пройденных в 6 классе и в начале 7 

класса (с учетом периода проведения олимпиады).  

Темы, которые могут стать основой составления заданий в 7 классе, приведены в таб-

лице 5. 

Таблица 5 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности 

Что связывает людей в общество 

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь 

Социальные общности и группы 

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Семейные ценности и традиции 

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 

10 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

11 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

12 

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность  

13 

Социальные нормы и правила общественной жизни 

14 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

13 

 

15 

Конституция РФ: основные права и свободы, их неотчуждаемость. 

16 

Право и его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Ос-

новные признаки права. 

17 

Конституционные обязанности гражданина РФ. 

18 

Духовные  ценности  российского  народа.  Культурные  достижения  народов 

России 

19 

Образование в жизни человека.  

20 

Образование и самообразование 

 

Задания для 8 класса  основываются на материалах, пройденных в 7 классе и в начале 8 

класса. (с учетом периода проведения олимпиады). 

Темы, которые могут стать основой составления заданий в 8 классе, приведены в таб-

лице 6. 

Таблица 6 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Многообразие деятельно-

сти 

Что связывает людей в общество 

Основные типы обществ. Общественный прогресс 

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь 

Социальные общности и группы 

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Семейные ценности и традиции 

10 

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 

11 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

12 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

13 

Социальные нормы и правила общественной жизни 

14 

 

14 

Нормы и принципы морали 

15 

Право и его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Ос-

новные признаки права 

16 

Религиозные нормы 

17 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

18 

Образование в жизни человека.  

19 

Образование и самообразование 

20 

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью 

21 

Конституция РФ: основные права и свободы, их неотчуждаемость. 

22 

Конституционные обязанности гражданина РФ 

23 

Правоохранительные органы РФ 

24 

Экономика как основа общественной жизни 

25 

Основные участники экономики — производители и потребители 

26 

Деньги и их функции 

27 

Экономика семьи 

28 

Духовные  ценности  российского  народа.  Культурные  достижения  народов 

России 

 

Задания для 9 класса  основываются на материалах, пройденных в 8 классе и в начале 9 

класса.  

Темы, которые могут стать основой составления заданий в 9 классе, приведены в таб-

лице 7. 

Таблица 7 

№ 

п/п 

Тема 

Природа человека 

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Многообразие деятельно-

сти 

Что связывает людей в общество 

Основные типы обществ. Общественный прогресс 

15 

 

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь 

Социальные общности и группы 

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления 

Семья и семейные отношения. Роли в семье 

Семейные ценности и традиции 

10 

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей 

11 

Человек в малой группе. Межличностные отношения 

12 

Общение со сверстниками. Причины межличностных конфликтов 

13 

Социальные нормы и правила общественной жизни 

14 

Нормы и принципы морали 

15 

Право и его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Ос-

новные признаки права 

16 

Религиозные нормы 

17 

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы 

18 

Образование в жизни человека.  

19 

Образование и самообразование 

20 

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью 

21 

Конституция РФ: основные права и свободы, их неотчуждаемость 

22 

Конституционные обязанности гражданина РФ 

23 

Правоохранительные органы РФ 

24 

Экономика как основа общественной жизни 

25 

Рыночная экономика 

26 

Предпринимательская деятельность 

27 

Роль государства в экономике 

28 

Деньги и их функции 

29 

Экономика семьи 

30 

Права потребителя 

31 

Духовные  ценности  российского  народа.  Культурные  достижения  народов 

России 

 

16 

 

Задания  для  10–11 класса  должны  включать  задачи  по  всему  основному  школьному 

курсу  обществознания  (см.  Федеральный  компонент  ГОС  и  ФГОС).  На  школьном  этапе 

олимпиады целесообразно включить задания (одно-два), отражающие региональный компо-

нент школьного курса обществознания. Содержание этих заданий может отражать темы, свя-

занные с культурными достижениями, особенностями экономического, политического и со-

циального развития региона. 

Количество  олимпиадных  заданий  в  каждом  комплекте  (на  каждую  параллель  учащих-

ся — один комплект) зависит от  сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполне-

ния. 

В  6  классе  предлагаются  только  олимпиадные  задачи  (задания  типов  1-13,  16,  20-21 

см.ниже). В 7-11 классах могут быть использованы задания всех типов. 

Формулировки заданий  могут допускать несколько вариантов интерпретации ответа.  В 

этом случае предметно-методическая комиссия должна предусмотреть возможные варианты 

ответа и дать разъяснения по проверке такого рода заданий.  

На бланке участника олимпиады должно быть: 

-

 

указано максимально возможное количестве баллов; 

-

 

предложены специально подготовленные для внесения ответов позиции (таблица, строч-

ки, пропуски и т.п.); 

-

 

оставлены специальные ячейки для выставления баллов по каждому заданию. 

Содержание бланка участника олимпиады должно быть скомпоновано и отформатирова-

но таким образом, чтобы бланк можно было распечатать в условиях школы.  

 

2.3. Основные типы олимпиадных заданий. 

Задания с выбором ответа  

1.Выбор одного из нескольких вариантов. 

Пример: 

Семью, от других социальных групп отличает: 

а) повседневное взаимодействие 

б) кровнородственные отношения 

в) устойчивые связи 

г) общие традиции 

 

2. Множественный выбор. 

Пример: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..