ПАО "Камаз". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО "Камаз". Ежеквартальные отчёты за 2013 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПАО "Камаз". Ежеквартальные отчёты за 2013 год - часть 2

 

 

кредитора (займодавца)
Сумма основного долга на момент возникновения обязательства, 
RUR

2 000 000 RUR X 1000

Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала, RUR

2 019 141,14 RUR X 1000

Срок кредита (займа), (лет)

 3

Средний размер процентов по кредиту займу, % годовых

 9

Количество процентных (купонных) периодов

 6

Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу), а в 
случае их наличия – общее число указанных просрочек и их размер в
днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита (займа)

 16.12.2013

Фактический срок (дата) погашения кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по 
собственному усмотрению

Вид и идентификационные признаки обязательства

3. Облигационный заём, Процентные неконвертируемые биржевые облигации на предъявителя с

обязательным централизованным хранением серии БО-02  с возможностью досрочного погашения по

требованию владельцев и по усмотрению Эмитента

Условия обязательства и сведения о его исполнении

Наименование и место нахождения или фамилия, имя, отчество 
кредитора (займодавца)

Приобретатели ценных бумаг выпуска,

Сумма основного долга на момент возникновения обязательства, 
RUR

3 000 000 RUR X 1000

Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала, RUR

3 257 280 RUR X 1000

Срок кредита (займа), (лет)

 3

Средний размер процентов по кредиту займу, % годовых

 8,6

Количество процентных (купонных) периодов

 6

Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу), а в 
случае их наличия – общее число указанных просрочек и их размер в
днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита (займа)

 04.02.2014

Фактический срок (дата) погашения кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по 
собственному усмотрению

Вид и идентификационные признаки обязательства

4. Облигационный заём, Процентные неконвертируемые биржевые облигации на предъявителя с

обязательным централизованным хранением серии БО-03 с возможностью досрочного погашения по

требованию владельцев и по усмотрению Эмитента

Условия обязательства и сведения о его исполнении

Наименование и место нахождения или фамилия, имя, отчество 
кредитора (займодавца)

Приобретатели ценных бумаг выпуска,

Сумма основного долга на момент возникновения обязательства, 
RUR

2 000 000 RUR X 1000

Сумма основного долга на дату окончания отчетного квартала, RUR

2 523 600 RUR X 1000

Срок кредита (займа), (лет)

 3

Средний размер процентов по кредиту займу, % годовых

 10,5

Количество процентных (купонных) периодов

 6

Наличие просрочек при выплате процентов по кредиту (займу), а в 
случае их наличия – общее число указанных просрочек и их размер в
днях

 Нет

Плановый срок (дата) погашения кредита (займа)

 01.10.2015

17

Фактический срок (дата) погашения кредита (займа)

 дейcтвующий

Иные сведения об обязательстве, указываемые эмитентом по 
собственному усмотрению

2.3.3. Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного третьим лицам

Единица измерения:

 руб.

Наименование показателя

2013, 3 мес.

Общая сумма обязательств эмитента из предоставленного им обеспечения

11 492 089 386.51

Общая сумма обязательств третьих лиц, по которым эмитент предоставил 
обеспечение, с учетом ограниченной ответственности эмитента по такому 
обязательству третьего лица, определяемой исходя из условий обеспечения и 
фактического остатка задолженности по обязательству третьего лица

1 071 285 485.29

В том числе в форме залога или поручительства

1 071 285 485.29

Обязательства эмитента из обеспечения, предоставленного за период с даты начала текущего финансового года
и   до   даты  окончания   отчетного   квартала   третьим   лицам,   в  том   числе   в   форме   залога   или   поручительства,
составляющие не менее 5 процентов от балансовой стоимости активов эмитента на дату окончания последнего
завершенного отчетного периода, предшествующего предоставлению обеспечения

Указанные обязательства в данном отчетном периоде не возникали

Качественная оценка риска неисполнения третьим лицом обязательства, по которому представлен залог
- "низкий".
Общая сумма по поручительству ОАО «КАМАЗ» на 31.03.2013 составляет 751 307,08 тыс. руб.:
Итого действующих рублевых                       427 650,00 
Итого действующих валютных ($)                  46 625,10
Итого действующих валютных (Евро)              191 142,58
Итого действующих валютных (инд. рупии)        85 889,40

2.3.4. Прочие обязательства эмитента

Прочих   обязательств,   не   отраженных   в   бухгалтерской   (финансовой)   отчетности,   которые   могут
существенно   отразиться   на   финансовом   состоянии   эмитента,   его   ликвидности,   источниках
финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и расходов, не имеется

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) эмиссионных ценных бумаг

Политика эмитента в области управления рисками:

Основываясь   на   лучших   мировых   практиках,   эмитентом   разработана   и   утверждена   политика,
определяющая основные принципы организации, реализации, и контроля процессов управления рисками.
Политика   управления   рисками   рассматривается   менеджментом   компании   как   необходимый   элемент
достижения   стратегических   целей   Группы   организаций   «КАМАЗ»,   сохранения   непрерывности
деятельности   бизнеса   в   долгосрочной   перспективе,   а   также   сохранения   имущества   Группы   и
достижения целевых показателей эффективности на краткосрочном и долгосрочном горизонте. 
Система управления рисками базируется на следующих принципах: системный подход, разделение уровня
принятия решений по уровням управления в зависимости от значимости рисков, ответственность за
управления рисками на каждом уровне управления, коллегиальное принятие решений по рискам, влияющим
на несколько бизнес-процессов одновременно, достаточная информированность о рисках для принятия
решений  на  каждом   уровне   управления,  нацеленность   на  выполнение   стратегических  и   операционных
целей,   экономическая   эффективность   мероприятий   по   управлению   рисками,   регулярный   мониторинг
основных рисков.
Риски классифицируются следующим образом:
-

по вероятности наступления в период 10 лет: низкий, средний, высокий;

-

по влиянию последствий на финансовые показатели: менее 5%, от 5 до 20%, более 20% от выручки;

-

по степени возможного влияния на снижение риска: внешние, внутренние;

-

по видам: рыночные/коммерческие, производственные, инвестиционные, управленческие, финансовые,

правовые. 
Идентификация рисков проводится на каждом уровне управления по каждому бизнес-процессу. Для оценки
рисков   реализации   стратегических   целей,   горизонт   оценки   выбирается   10   лет,   для   оценки   рисков
реализации бизнес-плана – 1 год.
Оценка риска производится по степени вероятности его наступления, существенности его влияния на
финансовые   показатели.   Актуализация   оценки   рисков,   мониторинг   выполнения   мероприятий   по
снижению рисков производится ежеквартально. Комитет корпоративного контроля и аудита (аналог

18

отдела внутреннего аудита) контролирует исполнение мероприятий по снижению и недопущению рисков.
Группа организаций «КАМАЗ» использует следующие инструменты для снижения и недопущения рисков:
-

отказ от чрезмерно рискованной деятельности;

-

диверсификация рисков;

-

профилактика риска за счёт процедур, снижающих вероятность или материальность рисков;

-

страхование;

-

формирование резервов;

Организационная структура управления рисками имеет 4 уровня:
-

уровень Совета директоров (комитета по аудиту при Совете директоров);

-

уровень Правления;

-

уровень Генерального директора;

-

уровень заместителей генерального директора по основным бизнес-процессам.

Координацией, методологий,  информационным  обеспечением   системы  управления  рисками  занимается
Служба внутреннего аудита и комплаенс. 
В дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» система управления рисками строится аналогичным образом.

2.4.1. Отраслевые риски

Основными отраслевыми риски ОАО «КАМАЗ» являются:
-

Риск снижения спроса на выпускаемую продукцию. Риск снижения объёма рынка в России.

-

Риск   цикличности   рынков   грузовых   автомобилей,   высокая   волатильность   рынков   коммерческой

техники.
-

Риск нестабильности уровня спроса и предложения.

-

Риски снижения платёжеспособности клиентов,  роста неплатежей.

-

Риск   несоответствия   технического,   качественного   и   ценового   уровня   продукции   требованиям

внутреннего рынка.
-

Риски, сопутствующие вступлению России в ВТО.

-

Риск усиления конкуренции (как на внутреннем, так и на внешних рынках).

-

Риск роста «серого» импорта грузовых автомобилей.

-

Риск   отставание   по   производительности   от   конкурентов,   опережающего   развития   техники   и

технологии иностранных конкурентов.
-

Риск сжатия дилерской (сервисной) сети.

-

Риск роста рынка «серых» запасных частей.

-

Риск потери позиций на экспортных рынках.

В   условиях   глобальных   макроэкономических   рисков   при   высокой   зависимости   экономики   России   от
конъюнктуры на мировых рынках существует риск снижения спроса на грузовые автомобили, снижения
объёма российского рынка грузовых автомобилей. Наличие данного риска обусловлена риском начала новой
волны глобального экономического кризиса или наступления рецессии. Реализация данного риска может
иметь   негативные   последствия   для   ОАО   «КАМАЗ».   Так   в   условиях     снижения   коммерческого   рынка
грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн в 2009 году на 69% продажи ОАО «КАМАЗ» на данном
рынке снизились на 39%. В 2012 году рынки большегрузных и среднетоннажных грузовых автомобилей
России выросли. Рынок тяжелых грузовых автомобилей России постепенно возвращается к докризисному
уровню. Вместе с тем, дальнейшая динамика российского рынка грузовых автомобилей во многом будет
определяться макроэкономической конъюнктурой.
Одним   из   существенных   рисков   является   риск   цикличности   рынков   грузовых   автомобилей,   высокая
волатильность   рынков   коммерческой   техники.   Рынки   коммерческой   автотехники   характеризуются
цикличностью развития и зависят от цикличности общего экономического роста, стадий экономического
развития и колебаний уровня деловой активности. Также одними из факторов, характеризующих рынки
коммерческой   автотехники,   являются   высокая   зависимость   динамики   спроса   и   продаж   от   текущей
макроэкономической   ситуации,   ожиданий   потребителей   относительно   будущей   экономической
ситуации, принятия потребителями решений об инвестициях и совершения покупок. Снижение объёмов
спроса на коммерческую автотехнику в результате снижения экономической активности хозяйствующих
субъектов может стать причиной снижения объёмов продаж компаний. Для снижения влияния риска
цикличности рынков грузовых автомобилей, высокой волатильности рынков коммерческой техники ОАО
«КАМАЗ» предусмотрело в Стратегии-2020 диверсификацию продуктового портфеля и рынков сбыта.
Нестабильность   уровня   спроса   и   предложения   на   рынке   вызвана   нестабильность   общей
макроэкономической конъюнктуры и сезонностью продаж некоторых видов автотехники, прежде всего
предназначенных   для   строительства,   нефтегазодобывающей   отрасли,   сельского   хозяйства.   При   этом
наиболее вероятно проявление данного риска в первой половине года, когда среднемесячный уровень спроса
на рынке традиционно ниже по сравнению с его значением, учитываемым за весь год.
При   ухудшении   макроэкономической   конъюнктуры   или   начала   новой   волны   экономического   кризиса
существенным риском является риск снижения платёжеспособности клиентов, роста неплатежей.
Риском, требующим постоянного контроля и управления, является риск несоответствия технического,
качественного и ценового уровня продукции требованиям внутреннего рынка.
Проведённые   маркетинговые   исследования   показывают,   что   производимый   модельный   ряд   грузовых

19

автомобилей   КАМАЗ   в   целом   соответствует   техническому   и   качественному   уровню   продукции,
требуемой рынком, а назначение цены осуществляется с учётом текущей конъюнктуры рынка.
Вероятный   риск   несоответствия   технического,   качественного   и   ценового   уровня   новой   продукции
требованиям внутреннего рынка максимально снижается за счёт тщательного предсерийного анализа
потребительского спроса и конкурентного предложения на рынке. При возникновении несоответствия
свойств продукции требованиям рынка компания предпримет необходимые корректирующие действия.
Вступление России в ВТО помимо положительных моментов также несёт в себе существенные риски
для   отечественных   производителей.   В   частности,   для   машиностроительной   отрасли   рисками   при
вступлении в ВТО являются:

Риск   снижения   доли   рынка   отечественных   производителей   при   возрастающем   объёме   и   доли

импорта на рынке России как новой, так и подержанной автотехники;

Риск   увеличения   разрыва   в   техническом   отставании   отечественных   производителей   от   мировых

лидеров отрасли.
Социальным риском при вступлении в ВТО является риск снижения занятости в автопроме и смежных
отраслях.
При   росте   объёмов   импорта   и   доли   на   рынке   подержанной   автотехники   возрастают   риски   роста
дорожно-транспортных происшествий на дорогах и ухудшения экологии.
В   рамках   договоренностей   при   вступлении   России   в   ВТО   снижены   ставки   таможенных   пошлин   на
грузовые   автомобили   и   спецтехнику.   Наибольшее   снижение   уровня   ставок   таможенных   пошлин
произошло на подержанную автотехнику.
Снижение импортных пошлин могло вызвать наплыв подержанных иномарок на рынок России. Но почти
одновременно   со   снижением   ставок   таможенных   пошлин   в   России   был   введён   утилизационный   сбор.
Производители   российского   автотранспорта   также   будут   закладывать   в   цену   автомобиля   сумму
утилизационного   сбора.   Введение   утилизационного   сбора   позволит   ограничить   ввоз   подержанных
иномарок   на   территорию   страны,   а   также   будет   способствовать   развитию   сборки   в   РФ,   что
соответствует концепции развития российского автопрома до 2020 года.
Одним из наиболее существенных рисков является риск усиления конкуренции (как на внутреннем, так и
на внешних рынках), в том числе со стороны иностранных производителей. 
Всё   больше   возрастает   интерес   ведущих   мировых   производителей   грузовиков   и   компонентов   к   рынку
России. Рынок грузовых автомобилей России – это один из крупнейших и перспективных рынков Европы,
который   по   своим   объёмам   значительно   превосходит   рынки   многих   других   стран.   Иностранные
производители   активно   развивают   сборочные   производства   в   России   (создание   новых   и   расширение
мощностей действующих производств). Зарубежные компании расширяют дилерскую и сервисную сети в
России, предлагают комплексные услуги сервисного обслуживания (сервисные пакеты услуг), трейд-ин и
выходят в традиционные для отечественных производителей сегменты рынка коммерческой техники.
Одним из существенных рисков является риск роста «серого» импорта грузовых автомобилей, то есть
риск ввоза в Российскую Федерацию под видом Евро - IV автомобилей более низкого экологического класса
либо риск ввоза подержанных грузовиков под видом новых.
С   риском   роста   конкуренции   неразрывно   связан   риск   опережающего   развития   техники   и   технологии
иностранных   конкурентов,   что   также   может   привести   к   отставанию   по   производительности   от
конкурентов.   В   сложных   экономических   условиях   отечественные   предприятия   машиностроения   с
осторожностью расходуют средства на развитие и инвестиции, что может усилить риск опережающего
развития техники и технологии иностранных конкурентов.
ОАО «КАМАЗ» среди всех представленных на рынке России производителей владеет наиболее крупной
дилерской и сервисной сетью. В целях минимизации риска сжатия дилерской (сервисной) сети эмитент
предпринимает   усилия   по   поддержанию   и   наращиванию   дилерской   (сервисной)   сети,   проводится
активная   работа   по   улучшению   качества   услуг,   предоставляемых   покупателям   и   владельцам
автотехники.
Одним   из   наиболее   существенных   рисков   является   риск   роста   рынка   «серых»   запасных   частей.   Риск
может привести к снижению доходов по высокорентабельным видам продукции за счёт роста «серого»
рынка   запасных   частей   к   автомобилям   КАМАЗ   в   результате   недостаточной   защищенности
интеллектуальной собственности. Преодоление негативного влияния данного фактора предусмотрено в
Стратегии-2020   за   счёт   усиления   правовой   работы   по   фактам   нарушения   законодательства   об
интеллектуальной собственности, маркетинговых мероприятий, поддерживающих сбыт оригинальных
запасных   частей.   Также   проводится   планомерная   работа   по   расширению   номенклатуры   запчастей   в
фирменной упаковке.
Продажи   ОАО   «КАМАЗ»   в   СНГ   и   Дальнее   Зарубежье   в   основном   ориентированы   на   развивающиеся
страны.   Развивающиеся   страны   в   большей   мере   подвержены   риску   экономических   и   политических
кризисов.   Появление   новых   законодательных   экспортных   барьеров   (ужесточение   экологических
требований   и   требований   по   безопасности   на   основных   экспортных   рынках   КАМАЗа,   повышение
таможенных   пошлин,   изменение   таможенного   законодательства)   может   стать   также   причиной
потери доли на экспортных рынках.

2.4.2. Страновые и региональные риски

20

ОАО   «КАМАЗ»   зарегистрировано   на   территории   Республики   Татарстан.   К   основным   страновым   и
региональным рискам можно отнести следующие:

Влияние экономической конъюнктуры на мировых рынках на ситуацию в экономике России. Появление

негативных тенденций в мировой экономике может привести к усилению дисбаланса экономики России –
например,   возобновлению   оттока   капитала,   снижению   внутреннего   спроса,   снижению   валютных
поступлений   в   страну,   снижению   производства   за   счет   сокращения   экспорта   продукции,   усиление
технологической и инвестиционной зависимости, нарушение хозяйственных связей. В случае глобального
экономического   кризиса   положительная   динамика   экономических   показателей   внутри   страны
маловероятна   ввиду   взаимозависимости   экономик.   Вместе   с   тем,   преодоление   глобальных   кризисных
тенденций и смена их на устойчивый рост ведет к росту показателей отдельных экономик стран мира, в
том   числе   и   России.   Учитывая   глубину   падения   основных   агрегированных   макроэкономических
показателей,   наличие   дисбалансов   на   рынках   и   нарушение   финансово-хозяйственных   связей,   период
полного восстановления докризисных показателей может занять достаточно продолжительное время.

Влияние кризисных  тенденций  на экономику  страны  и ее  отдельных регионов. По ряду принятых

антикризисных   мер   Правительством   страны   Россия   значительно   опередила   многие   другие   страны.
Значительные золотовалютные резервы обеспечили необходимыми страховыми ресурсами в реализации
мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию кризисных явлений.

Зависимость российской экономики от цен на нефть и газ на мировых рынках. Вместе с тем, в случае

падения цен на нефть это приведет к снижению валютных поступлений, ослаблению доходной части и
дефициту   государственного   бюджета,   снижению   золотовалютных   резервов   страны.   Падение   цен   с
большой   вероятностью   приведет   к   замедлению   экономического   роста   в   РФ,   снижению   объёма
инвестиций в основные фонды и как следствие снижению объёмов спроса на грузовую технику.

Устаревание   объектов   инфраструктуры   в   Российской   Федерации   (дороги,   связь,   объекты

электроэнергетики и проч.), что неблагоприятно сказывается на обеспечении устойчивого экономического
роста отдельных регионов. В случае реализации сценария медленного выхода из экономического кризиса
существенен риск дальнейшего устаревания объектов инфраструктуры.

Риск   экономического   кризиса   в   других   странах.   Продажи   КАМАЗ   в   СНГ   и   Дальнем   Зарубежье   в

основном   ориентированы   на   развивающиеся   страны,   которые   в   большей   мере   подвержены   рискам
экономических   и   политических   кризисов.   Вследствие   экономического   кризиса   значительно   сократился
спрос на грузовые автомобили на крупных экспортных рынках СНГ – Казахстана и Украины.
Большинство из описанных выше рисков экономического, политического и правового характера не может
контролироваться группой организаций ОАО “КАМАЗ” ввиду глобальности их масштаба. Вместе с тем,
предпринимаемые   системные   и   конструктивные   усилия   на   государственном   уровне   направлены   на
минимизацию данных рисков и ликвидацию их последствий. Важнейшей задачей ОАО «КАМАЗ» является
адаптация компании к новым условиям хозяйствования, а также реализация комплекса мер по снижения
негативного влияния отмеченных рисков.
В случае  возникновения существенной экономической  и политической  нестабильности в России  или  в
отдельно   взятом   регионе,   которая   негативно   повлияет   на   деятельность   и   доходы   ОАО   «КАМАЗ»   и
группы организаций ОАО «КАМАЗ», предполагается принятие ряда мер по антикризисному управлению с
целью мобилизации бизнеса и максимального снижения возможности оказания негативного воздействия
политической ситуации в стране и регионе на бизнес группы организаций ОАО «КАМАЗ».
Географическое  положение  Республики  Татарстан  не  дает   предпосылок  к   прогнозированию рисков  от
стихийных бедствий, так как ее территория не относится к числу регионов с повышенной опасностью
стихийных   бедствий   (землетрясений,   наводнений   и   т.д.),   низкая   вероятность   прекращения
транспортного сообщения в связи с удаленностью и/или труднодоступностью.

2.4.3. Финансовые риски

Основные   финансовые   риски   вызваны   рядом   макроэкономических   и   политических   факторов,   а   также
активным влиянием данных рисков на финансово-хозяйственную деятельность ОАО «КАМАЗ».
К финансовым рискам ОАО «КАМАЗ» относятся следующие риски:

Риск дальнейшего изменения курса рубля по отношению к другим валютам. Основные обязательства

по кредитам и займам ОАО «КАМАЗ» выражены в долларах США и японских йенах, либо привязаны к
этим валютам. Девальвация российского рубля по отношению к доллару США и/или японской йене может
оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние эмитента. В то же время значительный
рост   курса   российского   рубля   по   отношению   к   евро   и/или   доллару   может   привести   к   снижению
конкурентоспособности продукции ОАО «КАМАЗ» на мировых рынках и рынке РФ.

Рост темпов инфляции. Дополнительным фактором инфляции может стать расширение горизонта

колебаний   курса   бивалютной   корзины   к   рублю,   вследствие   удорожания   импортной   продукции.
Значительный рост цен может привести к росту затрат (прежде всего, из-за роста цен поставщиков),
что ведёт к росту издержек и себестоимости готовой продукции, а также стоимости заёмных средств,
замедлению оборачиваемости запасов и активов, снижению объёма инвестиций. В долгосрочном периоде
высокая инфляция снижает конкурентоспособность продукции по цене по сравнению с продукцией других
стран, в которых инфляция меньше. 

Рост   стоимости   кредитов   может   привести   к   росту   издержек   и   снижению   спроса   на   грузовые

21

автомобили. В условиях ужесточения финансирования, высока вероятность того, что потенциальные
потребители   уменьшат   объём   финансирования,   направленного   на   обновление   парков   и   закупку   новой
автотехники.

Риск возможного роста процентных ставок. Рост рыночных процентных ставок может негативно

отразиться на финансовых результатах компании. Рост  процентной  ставки  ведет как  к замедлению
оттока либо притоку капитала в страну, сокращения уровня инфляции, так и замедлить экономическое
развитие,   снизить   уровень   потребления,   увеличить   безработицу.   Снижение   процентной   ставки,
наоборот,   повлечёт   за   собой   рост   уровня   потребления,   снизит   безработицу,   ускорить   темпы
экономического   развития,   но   приведёт   к   росту   инфляции,   увеличит   отток   капитала   из   страны.   В
условиях   резких   колебаний   макроэкономической   конъюнктуры,   отсутствия   равновесия   спроса   и
предложения   на   рынках,   высокой   динамики   курса   валют   вероятность   изменения   процентной   ставки
высокая.

Колебания   рыночных   котировок   ценных   бумаг.   На   протяжении   срока   обращения   ценных   бумаг

рыночная цена определяется участниками фондового рынка и может колебаться в зависимости от их
субъективных   оценок   кредитоспособности   эмитента,   перспектив   изменения   процентных   ставок   и
прочих   факторов.   В   условиях   кризиса   горизонт   колебаний   котировок   ценных   бумаг   может   быть
существенным. Допускается также наличие дополнительных рисков, включая неизвестные в настоящий
момент руководству эмитента.

2.4.4. Правовые риски

Правовые риски определяются изменениями государственного регулирования в области налогов, валютного
и таможенного регулирования.
Российская   правовая   система   находится   на   стадии   интенсивного   формирования,   налоговое
законодательство   и   судебная   практика   подвержены   частым   изменениям,   а   также   характеризуются
определенными трудностями в правоприменительной практике.
Необходимо выделять следующие правовые риски:

риски,   связанные   с   изменениями   в   налоговом   законодательстве,   прежде   всего,   риск   увеличения

налогового бремени, риск роста ставки налогов. Реализация данных рисков может повлечь уменьшение
чистой прибыли, направляемой на финансирование текущей и инвестиционной деятельности, исполнения
финансовых обязательств;

риски   изменения   валютного   и   таможенного   регулирования.   ОАО   «КАМАЗ»   осуществляет

внешнеторговую деятельность.

риск   снижения   таможенных   пошлин   на   импортные   автомобили   как   новые,   так   и   подержанные

может привести к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке Российской Федерации;

риск повышения таможенных пошлин в странах, куда экспортируется продукция ОАО «КАМАЗ»;

риск ужесточения санкций за возможные таможенные нарушения.

Внесение   изменений   в   Федеральный   закон   «Об   отходах   производства   и   потребления»   (проект   ФЗ   №
584399-5) влечет следующие риски: 

введение обязанности по уплате утилизационного сбора для всех автопроизводителей;

отмена лицензирования и введение саморегулирования отрасли по обращению с отходами (расходы на

членские взносы для вступления в саморегулируемую организацию);

повышение размера ответственности за неисполнение обязанности по утилизации отходов.

2.4.5. Риски, связанные с деятельностью эмитента

К рискам, связанным с деятельностью ОАО «КАМАЗ» относятся:
1. Текущие судебные процессы.
2.   Производственные   риски   –   риски,   связанные   с   убытком   от   остановки   производства   вследствие
воздействия различных факторов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных
фондов (оборудование, сырье, транспорт и т.п.), а также риски, связанные с внедрением в производство
новой техники и технологии.
Основные производственные и технологические риски ОАО «КАМАЗ»:
-

моральное   устаревание   производимого   модельного   ряда   и   зависимость   от   успешных   результатов

новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
-

снижение ценового преимущества российских производителей за счёт возможного увеличения цен на

импортные   материалы   и   комплектующие,   а   также   продукцию   естественных   монополий
(электроэнергию, газ, транспортные тарифы);
-

риск снижения доходов по высокорентабельным видам продукции за счёт «серого рынка» запасных

частей   к   автомобилям   КАМАЗ   в   результате   недостаточной   защищенности   интеллектуальной
собственности ОАО «КАМАЗ»;
-

усиление конкуренции со стороны иностранных производителей;

-

переход на новые экологические стандарты двигателей.

Ввод   новых   экологических   стандартов   помимо   обеспечения   лучших   экологических   условий   ведёт   к
дополнительным затратам на разработку и внедрение в производство новых двигателей. Вместе с тем,
разработка   и   применение   на   практике   необходимых   технических   регламентов   на   бензины,   дизельное

22

топливо и ГСМ в России значительно отстают от регламентов на двигатели. Отсутствие необходимых
объёмов высококачественного горючего может привести к выходу из строя техники экологического уровня
«Евро-3», «Евро-4» и выше, но потребитель может отнести это на качество автотехники, а не топлива.
Необходимо на государственном уровне сократить разрыв между экологизацией двигателей и топлива к
ним.
3.   Имущественные   риски   –   риски,   связанные   с   вероятностью     потерь   имущества   по   причине
перенапряжения технической и технологической системы, терроризма и пр.
Для снижения влияния всех рисков разработан комплекс мероприятий, направленных на их устранение. В
центре   внимания   -   оптимизация   системы:   заказ   -   конструкторско-технологическая   подготовка   -
планирование - обеспечение производства. 
В  ОАО «КАМАЗ» создана Система управления  рисками  (СУР).  Проводится  работа по оценке  влияния
рисков на цели ОАО «КАМАЗ», разработан и реализуется комплекс мероприятий по управлению рисками.
В целях повышения эффективности функционирования СУР ведётся обучение персонала в области риск-
менеджмента.
Проект позволил перейти на качественно новый уровень работы с рисками, более эффективно управлять
ими.

III. Подробная информация об эмитенте

3.1. История создания и развитие эмитента

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента

Полное фирменное наименование эмитента:

 Открытое акционерное общество «КАМАЗ»

Дата введения действующего полного фирменного наименования:

 03.09.1996

Сокращенное фирменное наименование эмитента:

 ОАО «КАМАЗ»

Дата введения действующего сокращенного фирменного наименования:

 03.09.1996

Фирменное наименование эмитента (наименование для некоммерческой организации) зарегистрировано
как товарный знак или знак обслуживания

Сведения о регистрации указанных товарных знаков:

Свидетельства от 18.05.1973 № 48464 и № 48465 выданы Комитетом  по делам изобретений и открытий
при Совете министров СССР.

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования

Полное фирменное наименование:

 Камский автомобильный завод «КамАЗ»

Сокращенное фирменное наименование:

 «КамАЗ»

Дата введения наименования:

 29.09.1969

Основание введения наименования:

Приказ Министерства автомобильной промышленности  от 29.09.1969 № 303.

Полное   фирменное   наименование:

  Камский   комплекс   заводов   по   производству   большегрузных

автомобилей КамАЗ

Сокращенное фирменное наименование:

 "КамАЗ"

Дата введения наименования:

 19.03.1973

Основание введения наименования:

Приказ Министерства автомобильной промышленности от 19.03.1973 № 60.

Полное   фирменное   наименование:

  Камское   объединение   по   производству   большегрузных   автомобилей

«КамАЗ»

Сокращенное фирменное наименование:

 ПО «КамАЗ»

Дата введения наименования:

 18.08.1976

Основание введения наименования:

Приказ Министерства автомобильной промышленности от 18.08.1976 № 248.

Полное фирменное наименование:

 Акционерное общество «КАМАЗ»

Сокращенное фирменное наименование:

 АО «КАМАЗ»

23

Дата введения наименования:

 23.08.1990

Основание введения наименования:

Постановление Совета Министров  СССР от 25.06.1990  № 616.

Полное фирменное наименование:

 Открытое акционерное общество «КАМАЗ»

Сокращенное фирменное наименование:

 ОАО «КАМАЗ»

Дата введения наименования:

 03.09.1996

Основание введения наименования:

Решение общего собрания акционеров АО «КАМАЗ», протокол от №9 от 24.05.1996.

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента

Данные о первичной государственной регистрации

Номер государственной регистрации:

 1

Дата государственной регистрации:

 23.08.1990

Наименование   органа,   осуществившего   государственную   регистрацию:

  Исполнительный   комитет

Набережночелнинского городского Совета народных депутатов ТАССР

Данные о регистрации юридического лица:
Основной государственный регистрационный номер юридического лица:

 1021602013971

Дата внесения записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, в единый государственный
реестр юридических лиц:

 09.09.2002

Наименование   регистрирующего   органа:

  Инспекция   МНС   России   по   г.   Набережные   Челны   Республики

Татарстан

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента

Эмитент создан на неопределённый срок
Краткое   описание   истории   создания   и   развития   эмитента.   Цели   создания   эмитента,   миссия   эмитента   (при
наличии),   и   иная   информация   о   деятельности   эмитента,   имеющая   значение   для   принятия   решения   о
приобретении ценных бумаг эмитента:

Открытое акционерное общество «КАМАЗ» ведёт свою историю с 1969 года, когда по решению ЦК КПСС
и Совета Министров СССР в Республике Татарстан был построен крупный комплекс заводов с проектной
мощностью 150 тыс. автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год. Первым в России КАМАЗ
вступил на путь экономической самостоятельности в связи с преобразованием в Акционерное общество
23 августа 1990 года.
16   февраля   1976   года   с   главного   сборочного   конвейера   автомобильного   завода   сошёл   первый   камский
грузовик. И уже в 1988 году с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл 1-миллионный
автомобиль с начала выпуска, а 15 февраля 2012 года КАМАЗом выпущен 2-миллионный автомобиль.
КАМАЗ является лидером российского грузового автомобилестроения, занимает доминирующие позиции
на рынке России и стран СНГ.
Единый   производственный   комплекс   группы   организаций   ОАО   «КАМАЗ»   охватывает   весь
технологический   цикл   производства   грузовых   автомобилей   –   от   разработки,   изготовления,   сборки
автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. 
За последние несколько лет КАМАЗ добился значительного прогресса в области качества и улучшения
технических характеристик производимой продукции за счёт внедрения передовых методов управления
производством,   совершенствования   конструкции   автомобилей   и   их   основных   узлов   и   агрегатов,
кооперации с лучшими мировыми производителями комплектующих.
ОАО   «КАМАЗ»   выпускает   более   40   моделей   грузовых   автомобилей,   представленные   более   1500
комплектациями. За последние годы гамма выпускаемой продукции под брендом КАМАЗ расширилась за
счёт   новых   моделей   и   семейств   –   от   городских   развозных   грузовиков   до   автомобилей   повышенной
грузоподъёмности.
Были   созданы   новые   совместные   предприятия   с   иностранными   производителями   автотехники,   что
позволило   обществу   расширить  линейку   выпускаемой    продукции  брендами   –  Mercedes-Benz,  Mitsubishi
Fuso и CNH.
География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счёт освоения
новых рынков.

3.1.4. Контактная информация

Место нахождения эмитента

24

423827 Россия, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Автозаводский, 2

Телефон:

 (8552) 45-25-25

Факс:

 (8552) 45-28-28

Адрес электронной почты:

 kancelyariagd@kamaz.org

Адрес   страницы   (страниц)   в   сети   Интернет,   на   которой   (на   которых)   доступна   информация   об   эмитенте,
выпущенных   и/или   выпускаемых   им   ценных   бумагах:

disclosure.ru/portal/company.aspx?id=33

Наименование специального подразделения эмитента по работе с акционерами и инвесторами эмитента:

 Бюро по

работе с ценными бумагами, акционерами и инсайдерами Департамента по управлению собственностью

Место нахождения подразделения:

 423827, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект 

Автозаводский, дом 2

Телефон:

 (8552) 45-20-37, 45-23-97

Факс:

 (8552) 45-28-15

Адрес электронной почты:

 sharipovaag@kamaz.org

Адреса страницы в сети Интернет не имеет

25

3.1.5. Идентификационный номер налогоплательщика

1650032058

3.1.6. Филиалы и представительства эмитента

Филиалы и представительства эмитента в соответствии с его уставом (учредительными документами):
Наименование:

 Представительство ОАО "КАМАЗ" в г. Казань

Место нахождения:

 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д.35"А"

Дата открытия:

 10.08.1993

Руководитель филиала (представительства)

ФИО:

 Зайнутдинов Альфат Фатихович

Срок действия доверенности:

 31.12.2013

3.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента

3.2.1. Отраслевая принадлежность эмитента

Основное отраслевое направление деятельности эмитента согласно ОКВЭД:

 34.10.4

Коды ОКВЭД

29.31
73.10

3.2.2. Основная хозяйственная деятельность эмитента

Виды хозяйственной деятельности (виды деятельности, виды продукции (работ, услуг)), обеспечившие не менее
чем 10 процентов выручки (доходов) эмитента за отчетный период

Единица измерения:

 тыс. руб.

Вид хозяйственной деятельности:

 Автомобили грузовые

Наименование показателя

2011

2012

Объём выручки от продаж (объём продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности, тыс. руб.

72 882 297

80 293 767

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности в общем объёме выручки от продаж 
(объёме продаж) эмитента, %

59.5

67.7

Наименование показателя

2012, 3 мес.

2013, 3 мес.

Объём выручки от продаж (объём продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности, тыс. руб.

19 649 454

16 483 945

Доля выручки от продаж (объёма продаж) по данному виду 
хозяйственной деятельности в общем объёме выручки от продаж 
(объёме продаж) эмитента, %

66.3

67.2

Изменения размера выручки от продаж (объёма продаж) эмитента от основной хозяйственной деятельности на
10 и более процентов по сравнению с аналогичным отчетным периодом предшествующего года и причины
таких изменений

Указанных изменений не было.

Сезонный характер основной хозяйственной деятельности эмитента

Основная хозяйственная деятельность эмитента не имеет сезонного характера

Общая структура себестоимости эмитента

26

Наименование статьи затрат

2012

2013, 3 мес.

Сырье и материалы, %

18

16.9

Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, %

49.53

44.96

Работы и услуги производственного характера, выполненные 
сторонними организациями, %

2.17

3.48

Топливо, %

0.24

0.28

Энергия, %

4.44

5.14

Затраты на оплату труда, %

11.92

14.07

Проценты по кредитам, %
Арендная плата, %

0.69

0.62

Отчисления на социальные нужды, %

3.49

4.31

Амортизация основных средств, %

2.21

2.31

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, %

0.25

0.28

Прочие затраты (пояснить)
  амортизация по нематериальным активам, %

0.38

0.43

  вознаграждения за рационализаторские предложения, %

0.03

0.05

  обязательные страховые платежи, %

0.05

0.05

  представительские расходы, %

0

0

  иное, %

2.13

2.79

комиссионное вознаграждение, %

1.35

1.47

расходы на гарантийное обслуживание, %

0.23

0.27

расходы на НИОКР, %

0.1

0.23

стоимость услуг рекламных организаций, %

0.29

0.6

стоимость консультационных, информационных, аудиторских услуг, %

0.33

0.22

стоимость нематериальных услуг сторонних организаций, %

1.85

1.54

Итого: затраты на  производство и продажу продукции (работ, услуг) 
(себестоимость), %

100

100

Справочно: Выручка  от  продажи  продукции (работ, услуг), % к 
себестоимости

108.56

103.98

Имеющие существенное значение новые виды продукции (работ, услуг), предлагаемые эмитентом на рынке его
основной деятельности, в той степени, насколько это соответствует общедоступной информации о таких видах
продукции (работ, услуг). Указывается состояние разработки таких видов продукции (работ, услуг).

Имеющих существенное значение новых видов продукции (работ, услуг) нет

Стандарты   (правила),   в   соответствии   с   которыми   подготовлена   бухгалтерская(финансовая)   отчетность   и
произведены расчеты, отраженные в настоящем пункте ежеквартального отчета:

Данные   о   себестоимости   сформированы   по   данным   бухгалтерской   отчётности,   составленной   в
соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учёту ПБУ 9/99 «Доходы организации» и
ПБУ 10/99 «Расходы организации».
*   проценты   за   кредит   –   не   входят   в   себестоимость   продукции,   т.к.   согласно   ПБУ   10/99   «Расходы
организации» (раздел III, п.11) проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование
денежных   средств   (кредитов,  займов)   являются   прочими   расходами   (в   ред.   Приказа  Минфина  РФ   от
18.09.2006 N 116н).

3.2.3. Материалы, товары (сырье) и поставщики эмитента

За 2012 г.

Поставщики эмитента, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и товаров
(сырья)

Поставщиков, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и товаров
(сырья), не имеется

Информация   об   изменении   цен   более   чем   на   10%   на   основные   материалы   и   товары   (сырье)   в   течение

27

соответствующего   отчетного   периода   по   сравнению   с   соответствующим   отчетным   периодом
предшествующего года

Изменения   цен   более   чем   на   10%   на   основные   материалы   и   товары   (сырье)   в   течение
соответствующего отчетного периода не было

Доля импорта в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в будущем и
возможные альтернативные источники

Объём закупок по импорту за 2012 год составил 6 036 млн. руб., что составило 12,22 % в общем объёме
закупок (в аналогичном периоде прошлого года 4 633,9 млн. руб., или 10,8 % от общего объёма закупок).

За 3 мес. 2013 г.

Поставщики эмитента, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и товаров
(сырья)

Поставщиков, на которых приходится не менее 10 процентов всех поставок материалов и товаров
(сырья), не имеется

Информация   об   изменении   цен   более   чем   на   10%   на   основные   материалы   и   товары   (сырье)   в   течение
соответствующего   отчетного   периода   по   сравнению   с   соответствующим   отчетным   периодом
предшествующего года

В   первом   квартале   2013   года   в   сравнении   с   аналогичным   периодом   прошлого   года     произошло
изменение стоимости на 1 усл. м/к на -39,81% (за счёт изменения структуры закупок), в том числе:
    - на комплектующие изделия (с учётом импорта) - на 29,79 %
    - на материалы                                     - на 28,51 %
    - на металлы                                        - на 93,34 %.

Доля импорта в поставках материалов и товаров, прогноз доступности источников импорта в будущем и
возможные альтернативные источники

Объём закупок по импорту за первый квартал 2013 года составил 1 036 млн. руб., что составило 10,36
% в общем объёме закупок (в аналогичном периоде прошлого года 944,3 млн. руб., или 7,6 % от общего
объёма закупок).

3.2.4. Рынки сбыта продукции (работ, услуг) эмитента

Основные рынки, на которых эмитент осуществляет свою деятельность:

Российский рынок

ОАО «КАМАЗ» представлено в двух классах грузовых автомобилей: автомобили полной массой 14-40 тонн

и автомобили полной массой 8-14 тонн. Основным выпускаемым классом автомобилей является класс по полной
массе 14-40 тонн.

Основным рынком сбыта продукции ОАО «КАМАЗ» является Российская Федерация.
Совокупный объём российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14-40 по итогам 3 месяцев

2013 года составил 16,6 тыс. шт., что на 29,9 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. 

На снижение показателей продаж в первом квартале 2013 года оказали влияние факторы:
- распродажа значительного объёма запасов автотехники, накопленных к концу 2012 года, в особенности

распродажа запасов автотехники импортного производства;

- переход отечественных производителей на выпуск автотехники экологического класса Евро-4.
На   протяжении   всего   2012   года   и   первого   квартала   2013   года   росла   покупательская   способность

большинства   потребителей   грузовых   автомобилей.   Несмотря   на   наличие   макроэкономических   рисков,
хозяйствующие субъекты обновляли парки грузовиков.

По итогам 3 месяцев 2012 года на рынке России ОАО «КАМАЗ» реализовало 8146 грузовых автомобилей и

сборочных комплектов, что на 16,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, в том числе:

полной массой 14-40 тонн (в том числе сборочные комплекты) – 8076 шт.;

среднетоннажных автомобилей полной массой 8-14 тонн – 70 шт.

Сведения о доле участников российского рынка автомобилей полной массой 14 – 40 тонн (изменение доли рынка):

п/п

Наименование

Страна

регистрации

Доля на рынке, %

2005

2006

2007

2008

2009 2010 2011 2012

3 мес. 2013

1

ОАО «КАМАЗ» Россия

36,1

33,5

29,9

28,1 55,0 46,8 38,4

33,5

48,6

2

ОАО «МАЗ»

Белоруссия

17,7

11,4

9,8

9,0

3,4

9,5

11,1

12,8

7,4

3

ОАО «АЗ 
«УРАЛ»

Россия

10,1

10,3

11,3

10,7 16,9 17,8 10,7

4,9

7,4

28

4

ОАО «КРАЗ»

Украина

1,1

1,5

1,7

0,9

0,5

0,8

0,7

0,5

0,0

5

ОАМО «ЗИЛ»

Россия

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6

Автомобили 
иностранного 
производства

Разные

34,9

43,1

47,3

51,3 24,2 25,1 39,1

48,3

36,6

По итогам 3 месяцев 2013 года доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной

массой 14-40 тонн составила 48,6% (за аналогичный период 2012 года она составляла 40,6%).

Объём рынка среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 3 месяцев 2013 года составил 1,4 тыс.

единиц, что на 45,4 процента меньше, чем за аналогичный период 2012 года.

Доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке среднетоннажных грузовых автомобилей по итогам 3 месяцев

2013 года составила 4,9% (доля за аналогичный период 2012 года составляла 7,1%).

Доля реализации ОАО «КАМАЗ» на рынок России по итогам 3 месяцев 2013 года составила 89,7% от общей

реализации грузовых автомобилей и сборочных комплектов.

На   сегодняшний   день   идет   активная   работа   по   разработке   и   сертификации   нового   модельного   ряда

автомобилей   КАМАЗ.   Первые   прототипы   нескольких   моделей   нового   поколения   были   уже   представлены
общественности. По своим потребительским свойствам и техническим характеристикам новое поколение КАМАЗ
не   уступает   аналогичной   продукции   ведущих   мировых   производителей.   Основными   преимуществами   новых
моделей   КАМАЗ   является   применение   современных   узлов   и   агрегатов   и   наличие   широкого   круга   опций,
облегчающий   процесс   управления   автомобилем   и   повышающих   безопасность.   Высокий   ресурс   и   надежность
обеспечивают импортные комплектующие и узлы.

ОАО   «КАМАЗ»   не   только   изготавливает   и продает   автотехнику,   но   и предлагает   своим   клиентам   весь

комплекс услуг по ее приобретению, сопровождению, гарантийному и сервисному обслуживанию, замене старых
автомобилей на новые.

Иными словами, «КАМАЗ» как продукт представляет собой пакет услуг:

·

техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный период;

·

финансовые услуги (кредит, лизинг, рассрочка);

·

консультационная поддержка партнера, обучение персонала;

·

своевременное информирование о новых разработках и конструктивных решениях, IT – технологии; 

·

возможность покупки нового автомобиля в обмен на старый (Трейд ин);

·

утилизация автомобилей;

·

авторизованный ремонт любой сложности и объёма;

·

современная оптимальная система логистики;

·

качественные оригинальные запчасти, их оперативная поставка.

На шасси КАМАЗ свои спецнадстройки устанавливают более 250 заводов. Всего насчитывается более 1500

моделей спецтехники на шасси КАМАЗ.

Максимальный   охват   потенциальных   потребителей   с   предоставлением   всего   комплекса   услуг   является

одним из основных целей деятельности ОАО «КАМАЗ» в регионах.

В отчётном периоде ОАО «КАМАЗ» снизило цену на свою продукцию в рамках акции  по распродаже

автомобилей, произведённых в 2012 году.

Действует   стандарт   ОАО   «КАМАЗ»   «О   дилерских   центрах   ОАО   «КАМАЗ»,   который   определяет

требования,   предъявляемые   к   дилерам   ОАО   «КАМАЗ».   Сертификация   в   соответствии   со   стандартом   ОАО
«КАМАЗ»   сервисных   центров   позволяет   оптимизировать   количественный   и   качественный   состав   субъектов
дилерской сети.

Дилерская сеть ОАО «КАМАЗ» в России по состоянию на 01.04.2013 насчитывает 199 субъектов.
ОАО «КАМАЗ» активно развивает сервисное сопровождение выпускаемой на рынок автотехники.
Наличие   разветвлённой   сети   авторизованного   сервиса   представляет   собой   важнейшее   конкурентное

преимущество ОАО «КАМАЗ». Широкая сервисная сеть позволит ОАО «КАМАЗ» противостоять обостряющейся
конкуренции на рынке. 

По итогам 3 месяцев 2013 года с учётом оперативных данных за март объём реализации запасных частей

производства ОАО «КАМАЗ» на российском рынке по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличился
на 5,4%.

ОАО «КАМАЗ» поставляет в дилерскую сеть, как запасные части собственного производства, так и заводов-

смежников, что позволяет предложить клиенту более полную номенклатуру запасных частей, обеспечивающую
комплексы обслуживания техники.

С   целью   идентификации   запасных   частей   производства   ОАО   «КАМАЗ»   и   обеспечения   качественного

сервиса внедряется фирменная упаковка деталей, максимально защищённая от несанкционированного вскрытия и
подделки.

Проводится целенаправленная работа по увеличению спроса на фирменные запасные части и повышению

имиджа ОАО «КАМАЗ», как продавца качественных запасных частей:

·

налажена работа по выявлению продавцов, незаконно использующих товарный знак ОАО «КАМАЗ» и

продающих контрафактную продукцию;

29

·

расширяется номенклатура запчастей в фирменной упаковке, имеющей несколько степеней защиты.

Гибкая   ценовая   политика   способствует   дальнейшему   увеличению   доли   ОАО   «КАМАЗ»   на   российском

рынке запасных частей.

Дочернее общество ОАО «КАМАЗ» - ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» запустило проект «Сети фирменных

магазинов «Оригинальные запчасти КАМАЗ» в конце 2011 года.

Первый   фирменный   магазин   «Оригинальные   запчасти   КАМАЗ»   открылся   в  городе   Ставрополь   на  базе

официального дилера ОАО «КАМАЗ» - Ставропольского автоцентра «КАМАЗ». Уже открыто семь магазинов в
Омской, Иркутской, Ленинградской областях, а также в Ставропольском крае и в Татарстане. Планируется, что
фирменная сеть «Оригинальные запчасти КАМАЗ» охватит все регионы России.

ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» с 1 апреля 2013 года проводит акцию по снижению цены на ряд запасных

частей   к   грузовым   автомобилям   КАМАЗ   в   рамках   повышения   эффективности   продаж   и   увеличения   уровня
доступности запасных частей производства заводов - смежников. Компания стремится укрепить свои позиции на
рынке запчастей и предоставляет потребителю возможность покупать оригинальные запчасти для автомобилей
КАМАЗ по более привлекательным ценам.

ОАО   «КАМАЗ»   тринадцатый   раз   подряд   стало   победителем   конкурса   «Лучший   экспортёр   России»   в

номинации «Лучший российский экспортёр отрасли – автомобильная промышленность».

ОАО «КАМАЗ» вручен Сертификат Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), подтверждающий

достижение «КАМАЗом» высшего уровня оценки – «Признанное совершенство – «5 звёзд» и включение в реестр
успешных компаний Европы.

«КАМАЗ»   признан   победителем   в   ежегодном   региональном   конкурсе   «ЭКОлидер»   среди   предприятий

всероссийского значения.

«КАМАЗ»   стал   победителем   Всероссийского   конкурса   «Лучшие   российские   предприятия.   Динамика,

эффективность, ответственность - 2012» в номинации «За устойчивое развитие организации».

Победителем   ежегодного   конкурса   «Лучший   коммерческий   автомобиль   года   в   России»   в   номинации

«Перспектива   года»   стал   магистральный   тягач   нового   поколения   КАМАЗ-5490.   Церемония   награждения
состоялась в Москве, в рамках Международной специализированной выставки грузовой техники AUTOTRANS-
2012.

Команда «КАМАЗ-мастер» одержала победу на международных внедорожных ралли-рейдах «Дакар-2013»,

«Сонангол Африка Эко Рейс 2013», а также одержала победу в гонке «Золото Кагана 2013».

Экспортные рынки

В первом квартале 2013 года за рубеж было экспортировано 937 единиц автомобилей КАМАЗ и СКД (702

автомобиля и 235 сборочных комплектов деталей (СКД)). 

География поставок распределилась следующим образом:

·

страны СНГ- 584 автомобиля и 235 СКД;

·

страны дальнего зарубежья – 118 автомобилей.

Основными экспортными рынками в 1 квартале 2013 года стали:

·

Казахстан – 211 автомобилей и 235 единиц СКД;

·

Азербайджан – 122 автомобилей;

·

Украина – 86 автомобилей.

В   целом   в   первом   квартале   2013   года   по   сравнению   с   аналогичным   периодом   прошлого   года   экспорт

автомобилей и СКД снизился на 44,6 % (в первом квартале 2012 года было экспортировано 1 692 автомобиля и
СКД).

Рынок Казахстана

В первом квартале 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,2% снизились

объёмы экспорта продукции ОАО «КАМАЗ» в Казахстан (с 589 ед. до 446 ед.).

Снижение объёмов экспорта продукции в Казахстан в первом квартале 2013 года объясняется ввозом в

декабре 2012 года на склад  ООО "Торговая компания «КАМАЗ» (г. Астана)  дополнительно 300 автомобилей
КАМАЗ  в преддверии ввода норм Евро-3 (с 01.01.2013).

Кроме   того   имеется   ещё   ряд   факторов,   способных   в   ближайшей   перспективе   снизить   объёмы   продаж

продукции ОАО «КАМАЗ» в Казахстане: 

·

введение   с   01.07.2013   экологического   стандарта   Евро-4,   что   приведёт   к   повышению   стоимости

автомобилей КАМАЗ;

·

активизация   производителей   грузовой   техники   по   открытию   на   территории   Казахстана   собственных

сборочных производств, в первую очередь это касается  китайских автопроизводителей;

·

ввоз большого числа китайских автомобилей перед введением норм Евро-4;

·

ввоз   техники   напрямую   заводами   –   изготовителями   спецтехники   и   дилерами   РФ,   минуя   ЗАО

«Внешнеторговая компания «КАМАЗ» и ТОО «Торговая компания КАМАЗ» 
(г. Астана) по ценам, отличным от цен, установленных ОАО «КАМАЗ»;

·

увеличение   объёмов   поставок   на   рынок   Казахстана   запасных   частей   к   а/м   КАМАЗ   китайского

производства по демпинговым ценам.

30

Действия по снижению негативного влияния вышеуказанных факторов:

·

необходимо усиление государственных мер по пресечению импорта китайских грузовиков, в настоящее

время осуществляемого с нарушениями таможенных и сертификационных процедур;

·

необходимо усиление контроля за деятельностью российских дилеров ОАО «КАМАЗ» и ввести для них

серьезные наказания за экспорт продукции ОАО «КАМАЗ» в страны СНГ и дальнего зарубежья. 

К значимым событиям первого квартала 2013 года в Казахстане можно отнести:
- заключение договоров на выполнение Гособоронзаказа (Министерство обороны, Комитет национальной

безопасности, Министерство внутренних дел) на 2013 год;

- проведение очередной ежегодной аттестации субъектов дилерской сети ОАО «КАМАЗ» в Казахстане с

участием   руководителей   дилерских   предприятий   и   руководящего   состава   ЗАО   «Внешнеторговая   компания
«КАМАЗ» во главе с генеральным директором. 

Рынок Украины

В   первом   квартале   2013   года   по  сравнению   с  аналогичным   периодом   прошлого   года   объёмы   экспорта

продукции ОАО «КАМАЗ» в Украину существенно снизились (с 209 ед. до 86 ед.). 

Снижение экспорта произошло на фоне продолжающегося в Украине падения рынка грузовой автотехники

класса   КАМАЗ,   ужесточения   ценовой   конкуренции   со   стороны   ОАО   «МАЗ»   и   западноевропейских
производителей. Кроме того, в преддверии ввода в Украине с 01.01.2013 экологических требований Евро-3, у ООО
«Торговая  компания КАМАЗ» (дистрибьютор, г.Чернигов) был создан склад  ликвидной автотехники Евро-2 в
количестве 150 ед., которая в основном и реализовывалась на рынке в первом квартале.

К   остальным   факторам   способным   в   ближайшее   время   негативно   повлиять   на   сбыт   продукции   ОАО

«КАМАЗ» в Украине можно отнести следующее: 

·

Увеличение эластичности спроса на грузовую автотехнику по цене:

Противомеры: 

1.

Создать склад ликвидной продукции в г. Чернигов по специальным ценам.

2.

В   2013г.   планируются   к   проведению   ряд   государственных   тендеров   по   закупке   коммунальных
автомобилей   (мусоровозы)   украинского   производства   в   количестве   300-400ед.   на   Необходимо
подготовить   ценовые   решения   шасси   КАМАЗ   43253-96   и   КАМАЗ   53605-62   на   уровне   цен   МАЗ
438043-340-003 и МАЗ 5337-А2-340 соответственно. Поставить на рынок Украины 150-200 ед. шасси
КАМАЗ 43253-96 по специальным ценам, для последующей реализации в адрес заводов спецтехники
(в основном Будшляхмаш). 

·

Высокая стоимость денежных ресурсов: рост ставок по кредитам (23-25% в грн, 13-15% в евро, долл.

США),   первоначальный   взнос   больше   20%,   привязка   к   иностранной   валюте.   При   этом   западноевропейские
производители предлагают лизинг от производителя на выгодных условиях (8-10% в евро, долл. США).

Противомеры - разработка партнерских кредитных и лизинговых программ с местными банками и/или
лизинговыми компаниями. 

·

Ряд крупных поставок автотехники западноевропейских производителей в традиционных для КАМАЗа

сегментах, в частности самосвалов. В связи с тем, что украинский рынок грузовой автотехники, все еще далек от
докризисного уровня – любая крупная сделка существенно влияет на распределение лидерских позиций на рынке.

Противомеры: 

1.

Активное участие в программах «УкрАвтоДора» по замене устаревшего парка коммунальной техники

по   всей   Украине.   Планируется   к   проведению   государственный   тендер   на   закупку   коммунальных
автомобилей (машины дорожные комбинированные) на базе тяжелых самосвалов КАМАЗ-6520, а также
полноприводных  шасси  КАМАЗ-65111/43118. В тендере  будет  ценовая  борьба с  МАЗ-5516 и  КрАЗ-
65055/6322. Необходимо принятие ценовых решений.

2.

Разработка новых моделей зерновозов на шасси КАМАЗ-65115, 6520 украинского производства, а

также ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» нацеленных на крупных корпоративных клиентов
(Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ).

Значимые события 1 квартала 2013 года в Украине:

·

Проведена   очередная   ежегодная   аттестация   субъектов   дилерской   сети   ОАО   «КАМАЗ»   в   Украине   с

участием   руководителей   дилерских   предприятий   и   руководящего   состава   ЗАО   «ВТК   «КАМАЗ»   во   главе   с
генеральным директором.

·

Успешно проведена опытная эксплуатация нового зерновоза производства украинского завода АЛЕКО на

шасси КАМАЗ-6520-63 (февраль). 

Проведена встреча представителей заводов АЛЕКО, СЗАП, НЕФАЗ и ТК КАМАЗ, по результатам которой

готовятся в производство новые прицепы производства завода АЛЕКО на шасси СЗАП.

·

Проведено обучение инженеров сервисных предприятий региона Украина по диагностике автотехники

КАМАЗ с двигателями экологического уровня Евро-3, Евро- 4.

Остальные рынки

Среди остальных стран СНГ значительные объёмы экспорта в первом квартале 2013 года были произведены

в Азербайджан – 122 ед. автотехники КАМАЗ.
31

В целом по итогам первого квартала 2013 года в общем объёме экспорта доля стран СНГ составила 87,4%

(819 единиц автотехники и СКД).

На долю стран дальнего зарубежья пришлось 12,6% (118 единиц автотехники). 
В регионе Европа  в Литву было поставлено 27 единицы автотехники КАМАЗ. Кроме того, специалисты

НТЦ провели обучение процессу сборки автомобиля КАМАЗ-65115 (Евро-5) сотрудников литовского предприятия
«Аутобаги», где в 2013 году планируется осуществить сборку 222 автомобиля КАМАЗ-65115 (Евро-5).

В регионе Латинская и Южная Америка:
- в Венесуэле в рамках работы межправительственной комиссии прошла встреча генерального директора

ОАО «КАМАЗ» с высшим руководством  Венесуэлы, по итогам которой был подписан контракт на поставку 800
ед. автобусных шасси КАМАЗ-4308;

- в Эквадоре представители ЗАО «Внешнеторговая компания «КАМАЗ» приняли участие в переговорах

комиссии   «Рособоронэкспорт»   с   Министерством   обороны   Эквадора,   в   результате   которых   была   достигнута
договоренность о поставке в 2013-2014 годах 375 автомобилей КАМАЗ. 

В регионе Индия  в целях реализации антикризисной программы и оздоровления экономики предприятия

Камаз Вектра Моторз Лимитед выделена кредитная линия от Сбербанка РФ на сумму 3,6 млрд. руб.

Факторы, которые могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные
действия эмитента по уменьшению такого влияния:

1. Сохранение политической нестабильности и социального напряжения во многих странах арабского
мира и в первую очередь в странах Ближнего Востока и Северной Африки из-за событий в Сирии, Тунисе,
Египте, а также в Западной Африке из-за событий в Мали и Сомали;
2. Затруднительный   доступ   к   международным   источникам   финансирования   и/или   отсутствие
возможности   заимствования   финансовых   средств   на   приемлемых   условиях   в   развивающихся   странах
Африки и Латинской Америки.
3. Усиление конкуренции со стороны китайских автопроизводителей.

3.2.5. Сведения о наличии у эмитента разрешений (лицензий) или допусков к отдельным видам работ

Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ:

Федеральная служба по оборонному заказу

Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ:

Рег. №  001558 ВВТ-П, серия 006190;  приложение, серия 009303

Вид   деятельности   (работ),   на   осуществление   (проведение)   которых   эмитентом   получено   соответствующее
разрешение   (лицензия)   или   допуск:

  Производство   вооружения   и   военной   техники:   автомобили

многоцелевого назначения, колёсные тягачи (ЕКПС 2320); Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Промкомзона ОАО "КАМАЗ"

Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ:

 08.02.2011

Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ:

 08.02.2016

Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ:

Федеральная служба по оборонному заказу

Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ:

Рег. №  001557 ВВТ-О, серия 00618;  приложение, серия 009301

Вид   деятельности   (работ),   на   осуществление   (проведение)   которых   эмитентом   получено   соответствующее
разрешение (лицензия) или допуск:

 Разработка вооружения и военной техники: автомобили многоцелевого

назначения, колёсные тягачи (ЕКПС 2320); Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Промкомзона
ОАО "КАМАЗ"

Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ:

 08.02.2011

Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ:

 08.02.2016

Орган (организация), выдавший соответствующее разрешение (лицензию) или допуск к отдельным видам работ:

Министерство экономики Республики Татарстан

Номер разрешения (лицензии) или документа, подтверждающего получение допуска к отдельным видам работ:

Рег. № АА 12 № 0001, серия МП  0001186;  приложение № 1 от 02.03.2012,  серия 0001187

Вид   деятельности   (работ),   на   осуществление   (проведение)   которых   эмитентом   получено   соответствующее
разрешение (лицензия) или допуск:

  Осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома

чёрных металлов, цветных металлов;  Республика Татарстан,  г. Набережные Челны, Промкомзона

Дата выдачи разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ:

 02.03.2012

Срок действия разрешения (лицензии) или допуска к отдельным видам работ:

 Бессрочная

32

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источник - https://kamaz.ru/