Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2015» - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2015»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2015» - часть 11

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3.  

Здо

ровье и до

суг мо

ло

дог

о пок

оления

164

3.1. СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ 

БОЛЕЗНИ МОЛОДЕЖИ

Согласно статье 4 Закона РК «О государ-

ственной молодёжной политике» от 9 февра-

ля  2015  года,  одним  из  основных  направле-

ний  государственной  молодёжной  политики 

является сохранение и укрепление здоровья, 

формирование  здорового  образа  жизни  [1]. 

В  Концепции  государственной  молодёжной 

политики  Республики  Казахстан  до  2020 

года «Казахстан-2020: путь в будущее» от 27 

февраля  2013  года  указывается,  что  в  поле 

реализации  государственной  молодёжной 

политики  должна  войти  пропаганда  ценно-

сти  здоровья  и  спорта.  По-прежнему  высо-

ко  значимым  остается  принцип  солидарной 

ответственности  за  своё  здоровье,  отказа  от 

вредных привычек, ведение здорового образа 

жизни [2].

Таким  образом,    здоровье  молодежи  яв-

ляется  приоритетной  ценностью  на  госу-

дарственном  уровне.  И  прежде  всего,  госу-

дарство  стремится  охранить  молодежь  от 

социально-значимых заболеваний, таких как 

туберкулез,  СПИД,  наркомания,  инфекции, 

передаваемые половым путем и др. В распро-

странении этих заболеваний огромную роль 

играют  социальные  факторы  –  это  социаль-

но-климатические условия проживания, фак-

торы режима, питания и отдыха, социальная 

дезадаптированность  молодежи,  отсутствие 

у  нее  знаний  о  причинах,  распространении 

и  мерах  профилактики  социально-значимых 

заболеваний.

На  начало  2015  года  у  сельской  молоде-

жи в возрасте 15-29 лет отмечается положи-

тельная динамика снижения числа больных, 

состоящих на учете по туберкулезу.  В то же 

время среди большинства городской молоде-

жи наблюдается рост числа больных, состо-

ящих на учете. Так, в предыдущем отчетном 

периоде,  согласно  Национальному  докла-

ду-2014,  в  возрастной  группе  15-17  лет  это 

число равнялось 207, 18-19 лет – 250, 20-24 

года – 1 119, а к 2015 году аналогичные по-

казатели составили: 15-17 лет – 285, 18-19 лет 

– 284, 20-24 года – 1155. Лишь в самой стар-

шей возрастной группе – 25-29 лет снижение 

числа больных туберкулезом отмечается как 

на селе, так и в городе. При этом сохраняется 

тенденция  превалирования  этого  показате-

ля среди городской молодежи в сравнении с 

сельской (рисунок 3.1).

Уровень  онкопатологии  в  сравнении  с 

прошлым  годом  незначительно  снизился 

лишь  в  самой  старшей  возрастной  подгруп-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

165

пе – 25-29 лет, которая по-прежнему остает-

ся самой многочисленной  среди молодежи в 

целом. В то же время у молодежи в возрасте 

15-24 лет уровень онкопатологии повысился 

в сравнении с прошлым годом (рисунок 3.2), 

что  соответствует  общемировой  тенденции 

роста заболеваемости злокачественными но-

вообразованиями [3]. 

Численность молодежи в возрасте 15-29-

ти  лет,  состоящей  на  учете  с  психическими 

расстройствами и расстройствами поведения 

в  результате  употребления  алкоголя,  в  срав-

нении  с  прошлым  годом  существенно  сни-

зилась с 30 013 случаев до 22 689. Причем, 

тенденция снижения имеет место во всех воз-

растных подгруппах (рисунок 3.3).

подгруппах, а именно, в возрасте  18-19, 20-

24  и  25-29  лет.  Однако  некоторый  рост  это-

го показателя отмечен в самой младшей воз-

растной подгруппе – 15-17 лет (рисунок 3.4). 

Как и в прошлом году, молодежь в возрасте 

25-29 лет представляет собой самую много-

численную подгруппу по числу заболеваний 

среди молодежи в целом.

Аналогичная тенденция к снижению чис-

ла  молодежи,  состояний  на  учете  с  психи-

ческими  расстройствами  и  расстройствами 

поведения в результате употребления нарко-

тических веществ в сравнении с прошлым го-

дом отмечается в трех из четырех возрастных 

Наблюдается    значительное  снижение 

численности  молодых  людей,  состоящих  на 

учете с психическими расстройствами и рас-

стройствами поведения в результате употре-

бления психоактивных веществ, в сравнении 

с  прошлым  годом  (рисунок  3.5).  При  этом 

тенденция снижения этого показетеля касает-

ся как всей молодежи в целом, так и каждой 

из  ее  подгрупп.  Вместе  с  тем,  несмотря  на 

благоприятную  тенденцию  снижения  роста 

данного заболевания, нельзя забывать о том, 

что именно молодежь является наиболее вы-

раженной  группой  риска  по  употреблению 

психоактивных веществ.

Аналогично, именно молодежь составля-

ет  наибольшую  группу  риска  в  отношении 

заболевания СПИДом (до 40%, согласно дан-

ным ООН) [4]. 

В  сравнении  с  прошлым  годом  имеет 

место  общая  тенденция  снижения  числа  за-

болеваний  СПИДом  как  в  большинстве  ре-

гионов,  так  и  в  городах  Астане  и  Алматы 

(рисунок  3.6), вместе с тем наблюдается рост 

распространения  ВИЧ-инфекции  в  Караган-

динской области (с 10,9% до 15,77%) и Запад-

но-Казахстанской (с 9,1% до 17,3%).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3.  

Здо

ровье и до

суг мо

ло

дог

о пок

оления

166

шлым годом (с 83 до 85), при этом в Восточно-

Казахстанской  и  Карагандинской  областях  их 

стало на 1 меньше, а в Жамбылской и Западно-

Казахстанской – на 1 больше. По данным Мини-

стерства здравоохранения и социального разви-

тия Республики Казахстан, в г. Астане (где в 2004 

г. был создан первый МЦЗ) общее число МЦЗ 

выросло на 2 в сравнении с прошлым годом и в 

целом достигло 12, что составляет наибольшее 

количество МЦЗ по республике (рисунок  3.7). 

В профилактике и лечении социально-значи-

мых заболеваний молодежи велика роль моло-

дежных центров здоровья (МЦЗ) [5]. Их общее 

количество  возросло  на  2  в  сравнении  с  про-

В  МЦЗ  молодежь  может  получить  ком-

плексную  (психологическую,  юридическую 

и медицинскую) консультативную помощь, а 

также социальное сопровождение и помощь 

по защите своих прав. К работе в МЦЗ под-

ключены  подростки-волонтеры,  что  имеет 

большое  воспитательное,  профилактическое 

и просветительское значение. Наряду с МЦЗ 

молодежь  может  получить  консультативную 

помощь психолога и гинеколога по телефону 

150 («Горячая линия»). 

Здоровье  молодежи  также  во  многом    за-

висит  от  слаженной  деятельности  органов 

здравоохранения.  Как  показал  социологичес-

кий  опрос,  большинство  опрошенных  моло-

дых  людей  положительно  отзываются  об  их  

работе. Так, на «очень хорошо»  и  «в целом 

хорошо» суммарно оценили 59,3% респонден-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

167

тов, каждый пятый (24,7%)  поставил оценку 

«средне»; «плохо» и на «очень плохо» оценил 

каждый десятый молодой человек (9,6%). При 

этом,  чем  старше  возраст  у  молодежи,  тем 

критичнее она относится к деятельности сфе-

ры здравоохранения (рисунок 3.8).

Результаты социологического опроса молодежи 

(по данным Института государства и права КазНУ им. аль-Фараби)

Источник: МКС РК

3.2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И 

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ 

РАБОТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Активные  занятия  физкультурой  и  спор-

том  являются  мощным  фактором  профилак-

тики  социально-значимых  заболеваний,  от-

влекая молодежь от нездоровых привычек и 

образа жизни. 

Согласно данным МКС РК, за прошедший 

год в целом произошел положительный сдвиг 

по  числу  молодежи,  занимающейся  спортом 

(рисунок 3.9). Эта тенденция, однако, не каса-

ется Алматинской области, где произошло зна-

чительное снижение числа молодежи, занима-

ющейся спортом (с 44 5500 чел. до 17  2711), и 

Южно-Казахстанской области (было – 488 321 

чел., стало – 175 692). Некоторое снижение чис-

ла молодежи, занимающейся спортом, произо-

шло также в Восточно-Казахстанской (было – 

300 000 чел., стало – 263 766) и Мангистауской  

(было – 96 183 чел., стало – 88 095) областях. 

Имеющаяся в целом тенденция роста чис-

ла  молодежи,  занимающейся  спортом,  соот-

ветствует  частичной  закономерности  сниже-

ния  числа  социально-значимых  заболеваний 

среди молодежи. В то же время нельзя недо-

оценивать тот факт, что фактор активных за-

нятий спортом играет свою роль тогда, когда 

молодежь  привлекается  к  этим  занятиям  во-

время,  до  момента  укоренения  вредных  при-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3.  

Здо

ровье и до

суг мо

ло

дог

о пок

оления

168

цифрах:  в 116 вузах из 125 функционируют 

спортивные клубы, что составляет более 90% 

от общего числа вузов; проводятся республи-

канские  универсиады  по  летним  и  зимним 

видам  спорта,  за  прошедший  год  проведено 

свыше 70 республиканских турниров, созда-

на Национальная студенческая Лига по мас-

совым видам спорта. В 2014 году проведена 

Национальная студенческая лига по футболу 

среди 16 команд вузов гг. Алматы и Астаны. 

С 2015 года к ней подключились вузы Кара-

ганды  и  Шымкента  (всего  31  команда).  17 

октября 2015 года стартовала Национальная 

студенческая лига по баскетболу-2015.

вычек, распространенных в молодежной среде 

(алкоголь,  табак,  наркотики  и  психотропные 

препараты),  и  связанного  с  этими  привычка-

ми  нездорового  образа  жизни.  Поэтому  воз-

рождение  в  масштабах  республики  системы 

развития детско-юношеского спорта, а также 

специализированной педиатрической помощи 

могло бы способствовать профилактике сохра-

нения как физического, так и социального здо-

ровья подрастающего поколения.

За прошедший год количество молодежи с 

ограниченными  физическими  возможностя-

ми,  систематически  занимающейся  физиче-

ской культурой и спортом, выросло (с 10 817 

чел. до 11 739) (рисунок 3.10).

Также в сравнении с прошлым годом уве-

личилось количество молодежи, практикую-

щей  национальные  виды  спорта  (с  210  137 

чел. до 265 786) (рисунок 3.11).  

В вузах республики формирование здоро-

вого образа жизни отражается в следующих 

Согласно  социологическому  опросу,  мо-

лодежь  Казахстана  в  целом  положительно 

оценивает  созданные  государством  возмож-

ности  для  занятия  спортом:  более  двух  тре-

тей  опрошенных  молодых  людей  (70,3%) 

выбрали ответы «очень хорошо» и «в целом 

хорошо», среднюю оценку дали около одной 

пятой опрошенных (18%) и всего 1,1% моло-

Источник: МКС РК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

169

дежи считают, что в стране нет возможности 

заниматься спортом (рисунок  3.12).

Участие молодежи в разработке и реализации 

программ по улучшению физического и мен-

тального здоровья населения является осно-

вой воспитания здоровой нации.

Результаты социологического опроса молодежи 

 

(по данным Института государства и права КазНУ им. аль-Фараби)

Если большая часть молодежи в возрасте 

от 15 до  18 лет (50,3%) заинтересована имен-

но в создании лучших условий и возможно-

стей  заниматься  спортом,  то  более  старшая 

группа (25-29 лет) считает более приоритет-

ным направлением развитие молодежной по-

литики,  поддержку  малого  и  среднего  пред-

принимательства  (40,9%)  и  возможность 

приобретения  собственного  жилья  (54,1%) 

(рисунок 3.13).

В  свою  очередь,  молодые  люди  высоко 

оценивают  важность  собственного  участия, 

наряду  с  госорганами,  в  реализации,  регу-

лировании  и  улучшении  возможностей  за-

ниматься  спортом  в  стране  (в  целом  по  РК 

–  39,2%),  особенно  эту  ответственность  де-

монстрирует  более старшее поколение моло-

дежи в возрасте от 25 до 29 лет  (48%) (рису-

нок 3.14). 

Данная тенденция ответов отражает поли-

тику государства по повышению молодежной 

активности и ее участия в социально-эконо-

мических и политических делах государства. 

Молодежь  Казахстана  испытывает  бре-

мя  болезней,  травм  и  факторов  риска,  это 

глобальная  проблема  [6].  Задачей  государ-

ственной важности является создание для нее 

условий сохранения здоровья, в том числе ре-

продуктивного  здоровья,  привлечение  всего 

комплекса  факторов,  способствующих  как 

физическому,  так  и  ментальному  здоровью, 

дальнейшему  изучению  взаимосвязи  меди-

цинских  и  психологических  условий  здоро-

вья молодежи.

Следует  отметить,  что  завершается  пер-

вый  этап  реализации  Концепции  государ-

ственной молодёжной политики до 2020 года 

«Казахстан-2020:  путь  в  будущее».  За  про-

шедшие  три  года  реализации  первого  этапа 

были  достигнуты  ощутимые  результаты  по 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3.  

Здо

ровье и до

суг мо

ло

дог

о пок

оления

170

Результаты социологического опроса молодежи 

 

(по данным Института государства и права КазНУ им. аль-Фараби)

совершенствованию  молодёжной  политики 

Казахстана, в том числе и в сфере формиро-

вания здорового образа жизни. 

государственно-частного партнёрства (п. 25); 

создание условий для развития школьных и 

студенческих лиг по массовым видам спорта 

(п. 26); проведение спортивных мероприятий 

(спартакиад,  универсиад,  и  др.)  в  учебных 

заведениях среди детей, подростков и моло-

дежи  с  обязательным  использованием  соз-

данной сети дворовых спортивных площадок 

(п.  27). 

Реализация  указанных  мероприятий  по-

зитивно  скажется  в  достижении  весомых 

результатов  по  совершенствованию  моло-

дежной  политики  Казахстана,  в  целом,  и  в 

формировании  здорового  образа  жизни  мо-

лодёжи, в частности.

3.3. ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Досуг – свободное от работы, учебы время, 

которое может быть использовано для удовлет-

ворения личных потребностей и стремлений. 

Это  время  необходимо  для  отдыха,  преодо-

ления  усталости,  утомления,  восстановления 

физического и психического здоровья. Отно-

шение  к  досугу  и  досуговой  деятельности  – 

важный показатель, с одной стороны, развития 

государства и общества, с другой – непосред-

ственно культуры личности. 

Динамика предпочтений проведения досу-

га молодежью за 2013-2015 годы приведена на 

рисунке 3.15.

Более  50%  молодежи  предпочитают  смо-

треть ТВ, видео, слушают музыку. Улучшились 

показатели  посещения  спортсекций  –  около 

40%  молодежи  занимаются  спортом,  и  пока-

затели  посещения  молодежью  театров,  кино, 

концертов,  зрелищных  мероприятий  –  38,4%. 

Более  35%  общаются  в  интернете,  играют  в 

компьютерные  игры.  Анализ  показывает,  что 

наметилась динамика улучшения условий спор-

тивного и культурно-развлекательного досуга. 

Оценка  реализации  социальной  политики, 

согласно  исследованию,  проведенному  в  2015 

году. 

Респонденты  указывают  в  целом  на  по-

зитивную  удовлетворенность  возможностями, 

созданными для досуга молодежи. В частности, 

55,2%  респондентов  (21,3%  и  33,9%  респон-

дентов  соответственно)  отметили,  что  имеют 

В аспекте развития сферы формирования 

здорового  образа  жизни  молодёжи  интерес 

представляет План мероприятий Правитель-

ства  РК  по  реализации  Концепции  государ-

ственной молодежной политики до 2020 года 

«Казахстан-2020:  путь  в  будущее»  (второй 

этап  –  2016  –  2020  годы),  разработанный 

Министерством образования и науки Респу-

блики  Казахстан,  в  который  включен  ряд 

пунктов,  посвящённых  здоровому  образу 

жизни  молодёжи,  в  частности:  утверждение 

Плана  мероприятий  на  2016–2020  годы  по 

поэтапной модернизации спортивных залов в 

организациях образования, оснащения спор-

тивным  инвентарем,  в  том  числе  в  рамках 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

171

«очень хорошие» или «в целом хорошие» усло-

вия и возможности для досуга соответственно. 

70,3% респондентов выборки в целом удовлет-

ворены  возможностями  заниматься  спортом 

(34,9%  ответили  «очень  хорошие»  условия, 

35,4% – «в целом хорошие» условия)  (рисунок 

3.16). Показатели по регионам Казахстана мож-

но увидеть на рисунках 3.17-3.18. 

Изучение  мнения  респондентов  как  экс-

пертов по поводу очередности решения зада-

чи  досуга  отражено  в  рисунке  3.19.  В  част-

ности, респонденты из оценивших негативно 

имеющиеся условия для занятия досугом счи-

тают,  что  необходимо  заняться  обществу  и 

государству данными проблемами «в первую 

очередь» – 40,5%. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3.  

Здо

ровье и до

суг мо

ло

дог

о пок

оления

172

В  тоже  время  не  считают  приоритетной 

задачу «Это можно сделать позже» 34,3% (по 

досугу)  респондентов  из  тех,  кто  ответил, 

что условия досуга и спорта предоставлены 

«плохо», «очень плохо» или «их вовсе нет». 

Направления  досуговой  деятельности. 

Молодежь  обычно  посещает  библиотеки, 

клубы, парки, кинотеатры, театры, концерты, 

парки  (рисунок  3.20)  [10].  С  приобретением 

независимости Казахстана досуговая деятель-

ность активно перешла в рыночные условия. 

В настоящее время активно ведется привати-

зация  досуговых  организаций  и  учреждений 

Казахстана. Например, по данным 2014 года, 

из 119 парков развлечений и отдыха в частной 

собственности  находятся  51  (42,8%);  из  116 

организаций, осуществляющих кинопоказ, 68 

(58,6%) находятся в частной собственности. В 

то же время из общего количества клубов – 3 

180 единиц в частной собственности находят-

ся лишь 198 (6,2%) [11-14]. 

Коммерциализация  культурно-развлека-

тельной  деятельности  способствует  форми-

рованию  рисков  организации  досуга  для  со-

циально  уязвимых  групп  молодежи,  а  также 

маркетизации целей молодежи и развития са-

мих молодежных субкультур.

В школах и сети дополнительного образова-

ния для молодежи 14-17 лет действуют факуль-

тативы и кружки. Например, в настоящее время 

в  Казахстане  действуют  198  дворцов,  домов, 

центров школьников, 19 станций юных натура-

листов, 25 станций юных техников, 35 станций 

юных туристов, 51 детский дворовой клуб, 357 

школ искусств и художественных школ. Орга-

низация  факультативов  и  кружков  дополни-

тельного школьного образования регулируется 

инструктивным письмом МОН РК [15]. 

Одним из видов досуга является занятие 

спортом. За последние 5 лет проведена боль-

шая  работа  по  популяризации  спорта  среди 

школьников  и  молодежи  республики.  Регу-

лярно  занимаются  спортом,  по  данным  Ми-

нистерства культуры и спорта РК, 2 млн. 152 

тыс. 115 чел., или 12,5% молодежи. По регио-

нам данные приведены на рисунке 3.21.

 

Мнение респондентов о необходимости приоритетности развития направления досуга

Условия, возможности, связанные 

 

с досугом молодежи, мною оценены 

как «плохо», «очень плохо» или 

 

«их вовсе нет»

Возможные ответы

Это у нас налажено (очень) плохо и степень 

необходимости исправлять или делать это

Не могу 

ответить, 

нужно это 

или нет

В первую 

очередь

Это 

можно 

сделать 

позже

Это у нас плохо 

(такого нет)

 и было бы 

желательно сделать

Такого нет 

и оно не 

нужно

Возможности,  созданные для отдыха, 

развлечения молодежи

40,5

34,3

14,4

3,6

6,4

Результаты социологического опроса молодежи (по данным Института государства и права КазНУ им. аль-Фараби)

3.19

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

173

Анализ  рисунка  3.21  показывает,  что  в 

большинстве  регионов  городская  молодежь 

активнее  привлечена  к  спорту,  что  требует 

усиления  работы  с  сельскими  юношами  и 

девушками, создания новых условий их при-

влечения.

* * *

Молодежь составляет значительную долю 

в группах риска по социально-значимым за-

болеваниям  различных  нозологий,  поэтому 

нуждается  в  целенаправленной  и  комплекс-

ной  работе,  ориентированной  на  профилак-

тику этих заболеваний.

Особо  актуальным  является  проведение 

социальной  работы  с  отдельными  группами 

молодежи, не охваченной спортивно-массовой 

или другими видами социальной активности, 

с  целью  профилактики  формирования  вред-

ных привычек и социальной дезадаптации.

Комплекс  мер  по  реализации  Государ-

ственной молодежной политики РК, улучше-

нию  инфраструктуры  культурно-досуговой 

деятельности,  изменению  форм  собствен-

ности  объектов  культурно-развлекательных 

учреждений  повысил  удовлетворенность 

молодежи  деятельностью  в  данной  сфере. 

Значительна  динамика  в  оценке  условий  в 

спортивной  и  массовой  зрелищной  досуго-

вой  деятельности.  Позитивно  оцениваются 

условия,  которые  создает  государство  для 

реализации талантливой молодежи в области 

культуры. В то же время имеется разница в ус-

ловиях досуга города и села. Важным стано-

вится повышение качества предоставляемых 

культурно-досуговых услуг. Существуют ри-

ски удовлетворения досуговых потребностей 

для социально уязвимых слоев населения. 

Организация  досуга  молодежи  необходи-

ма  для  профилактики  девиантного,  деструк-

тивного поведения молодежи. Для Казахстана 

актуален  вопрос  суицидального  поведения 

молодежи, вовлечения ее в религиозные орга-

низации, аддитивного поведения и др. Необхо-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 3.  

Здо

ровье и до

суг мо

ло

дог

о пок

оления

174

дим  системный,  аналитический  и  перекрест-

ный  анализ  данных  показателей  на  уровне 

регионов и государства в целом, а также раз-

работка комплексных профилактических про-

грамм с улучшением досуговой деятельности. 

Поскольку  культурная  социализация  че-

рез  досуговую  деятельность  влияет  на  фор-

мирование  ценностей,  образов  и  моделей 

поведения молодежи, актуален вопрос качес-

твенного производства национальной массо-

вой  зрелищной  продукции  –  кино,  концер-

тов,  шоу-программ,  игровой  компьютерной 

продукции,  казахстанских  сайтов.  Переходя 

к  социокультурообразующей  парадигме,  в 

государственной  молодежной  политике  для 

создания условий реализации личности сво-

ей субъектности необходимо продолжать ис-

пользовать преимущества культурно-образо-

вательной парадигмы, создавая мноообразие 

выбора для человека. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 

ИСТОЧНИКОВ:

1. Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года 

№ 285-V «О государственной молодёжной политике» //Ка-

захстанская правда – 2015. – 11 февраля. – № 27 (27903). 

2. Постановление Правительства Республики Казахстан 

от 27 февраля 2013 года № 191 «О Концепции государ-ствен-

ной  молодежной  политики  Республики  Казахстан  до  2020 

года «Казахстан 2020: путь в будущее» (с изменениями по 

состоянию  на  05.02.2015  г.)  //  Источник:  ИС  ПАРАГРАФ, 

23.09.2015 16:22:30 

3. Постановление Правительства Республики Казахстан 

от 29 марта 2012 года № 366 «Об утверждении Программы 

развития  онкологической  помощи  в  Республике  Казахстан 

на 2012-2016 годы» [Электронный ресурс]. 

4.  Доклад  ЮНЭЙДС  о  глобальной  эпидемии  СПИДа, 

2013; UNAIDS: The Joint United Nations Programme on HIV/ 

AIDS, 2009. [Электронный ресурс ] 

5.  Молодежные  центры  здоровья  –  уникальный  метод 

охраны здоровья подростков и молодежи. [Электронный ре-

сурс]. 

6.  Султанбекова  Б.М.,  Аканов  А.А.,  Кошербаева  Л.К., 

Карсакбаева Л.Ж. Глобальное бремя болезней, травм и фак-

торов риска // Журнал «Медицина». – 2015. – No 2 (152). – С. 

11-13. 

7.  Национальный  доклад  «Молодежь  Казахстана  – 

2013».  Ж.К.  Буканова,  Ж.К.  Каримова,  Г.Т.  Ильясова,  Б.Б. 

Масатова, К.М. Хамчиев, Е.В. Варкентин, Р.А. Кудайберге-

нов, Р.А. Абраева и др. – Астана: НИЦ «Молодежь», 2013.–- 

С. 156. 

8.  Национальный  доклад  «Молодежь  Казахстана  – 

2014». Буканова Ж.К., Каримова Ж.К., Амреева Л.М., Зайни-

ева  Л.Ю.,  Ильясова  Г.Т.,  Калашникова  Н.П.,  Калиева  К.С., 

Кенжебалина Г.Н., Масатова Б.Б., Мухамеджанова Э.А., Тес-

ленко А.Н. – Астана: НИЦ «Молодежь», 2014. – С. 176. 

9. Статистический бюллетень по актуальным вопросам 

молодежи за 2 квартал 2015 года / Ж.К. Буканова, Е.А. Жума-

шев, Г.Т. Ильясова, С.Е. Иманбаева, Б.Б. Масатова. – Астана: 

НИЦ «Молодежь», 2015. – 41 с. 

10. Наличие учреждений культуры // Комитет по стати-

стике  Министерства  национальной  экономики  Республики 

Казахстан. – Астана, 2014. 

11.  Культура.  Сайт  Агентства  по  статисти-

ке  МНЭ  РК  //  http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/ 

homeNumbersCulture?_afrLoop=14524182018186467#% 

40%3F_afrLoop%3D14524182018186467%26_adf.ctrl-

state%3Dmgd2j5ku4_58 

12.  О  деятельности  учреждений  культуры  клуб-

ного  типа  в  Республике  Казахстан  за  2014  год  //  Ко-

митет  по  статистике  Министерства  национальной 

экономики  Республики  Казахстан.  –  Астана,  2014.  Элек-

тронный 

ресурс:  http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/ 

homeNumbersCulture?_afrLoop=18746976822904434#% 

40%3F_afrLoop%3D18746976822904434%26_adf.ctrl-

state%3Dw73xbi7kb_58. Дата доступа: 20.09.2015. 

13. О деятельности парков развлечений и отдыха в Ре-

спублике Казахстан за 2014 год // Комитет по статистике Ми-

нистерства национальной экономики Республики Казахстан. 

– Астана, 2014. Электронный ресурс: http://stat.gov.kz/faces/ 

wcnav_externalId/homeNumbersCulture?_afrLoop=18746976 

822904434#%40%3F_afrLoop%3D18746976822904434%26_ 

adf.ctrl-state%3Dw73xbi7kb_58. Дата доступа: 20.09.2015. 

14.  О  деятельности  организаций,  осуществляющих 

кинопоказ  и  производство  кинофильмов  в  Республике  Ка-

захстан за 2014 год // Комитет по статистике Министерства 

национальной экономики Республики Казахстан. – Астана, 

2014.  Электронный  ресурс:  http://stat.gov.kz/faces/wcnav_ 

externalId/homeNumbersCulture?_afrLoop=187469768229044 

34#%40%3F_afrLoop%3D18746976822904434%26_adf.ctrl-

state%3Dw73xbi7kb_58. Дата доступа: 20.09.2015. 

15. Статистика системы образования РК. – Астана: АО 

«Информационно-аналитический  центр»,  2015.  –  282  с.  – 

С.174.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 4

. Образ

ов

а ние и на

ук

а в жиз

 ни мо

ло

дежи

176

4.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

ПРОСТРАНСТВО: ОХВАТ, 

ВОЗМОЖНОСТИ И ДОСТУПНОСТЬ 

В  современных  условиях  образование 

становится  важнейшим  социальным  инсти-

тутом, залогом экономического процветания 

и  политической  стабильности  общества.  В 

«Государственной  программе  развития  об-

разования  Республики  Казахстан  на  2011  – 

2020 годы» отмечается, что ее основная цель 

–  «повышение  конкурентоспособности  об-

разования, развитие человеческого капитала 

путем  обеспечения  доступности  качествен-

ного образования для устойчивого роста эко-

номики». 

Среднее  образование. 

На  основании 

данных  Комитета  по  статистике  МНЭ  РК 

в  2014-2015  учебном  году  во  всех  регионах 

республики функционировали 7 562 дневные 

общеобразовательные школы (по сравнению 

с 2013-2014 учебным годом – 7 561 школа). 

Общий контингент – 2 685,1 тыс. чел. [1] (ри-

сунок 4.1). 

расте 11-17 лет) по итогам 2014 года составил 

103,55% (2012 г. –102,4%, 2013 г. – 103,47%). 

Как  и  в  прежние  годы,  в  2015  г.  число 

школ, расположенных в сельской местности, 

в 3,3 раза превышает количество городских. 

Продолжается тенденция уменьшения коли-

чества школ в селах, что связано с их закры-

тием по причине отсутствия наполняемости. 

Так, по данным МОН РК, только за прошед-

ший год количество школ в сельской местно-

сти сократилось на 133 единицы – с 5 702 до 

5 569 школ. При этом доля учащихся в город-

ских школах больше, чем в сельских (51,22% 

и 48,77% соответственно) (рисунок 4.2).

Источник: Комитет по статистике МНЭ РК

Одним  из  показателей  эффективности 

школьного образования являются результаты 

Единого национального тестирования (ЕНТ)

выпускников 11 классов.  В ставшей тради-

ционной оценке качества среднего образова-

ния посредством ЕНТ в 2015 г. приняло уча-

стие 42  522 школьника – 66,9% выпускников 

от общего числа окончивших школу. 

По данным Министерства образования и 

науки РК [2], средний балл ЕНТ в 2015 году 

составил 67,74 балла в городских школах (в 

том  числе  68,82    –  среди  учащихся  школ  с 

казахским языком обучения и 66 баллов – с 

русским  языком).  Динамика  по  годам  пред-

ставлена на рисунке 4.3. В сравнении с город-

Коэффициент  охвата  средним  образова-

нием  (отношение  численности  учащихся, 

независимо  от  возраста,  обучающихся  на 

первой ступени основного среднего и обще-

го  среднего  образования  и  в  организациях 

технического  и  профессионального  образо-

вания к общей численности населения в воз-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

177

скими школами в 2015 г. результаты учащих-

ся  сельских  школ  оказались  незначительно 

ниже – 62,93 балла (казахские школы – 63,71 

и русские школы – 59,09).

Из  1  264  участников  республиканской 

предметной  олимпиады  награждены  дипло-

мами 1-ой степени 96 учеников, 2-ой степени 

– 171, 3-ей степени – 288. Всего – 555 при-

зеров. В республиканском конкурсе научных 

проектов школьников по общеобразователь-

ным предметам участвовало 695 учащихся из 

регионов. Удостоены дипломов 1-ой степени 

55 человек, 2-ой степени – 99, 3-ей степени – 

183 участника. Всего – 337 призеров.

Выявление и поддержка одаренных детей 

является приоритетным в Казахстане. Во всех 

регионах  страны  успешно  функционируют 

специализированные  школы  для  одаренных 

детей. Их количество к 2014 году возросло до 

104 (2013 год – 99). Значительно увеличился 

и контингент школьников (+ 8 533 чел., 2013 

год – 34 943) [4, с. 24].

Действуют  17  «Назарбаев  Интеллекту-

альных  школ»,  являющихся    уникальными 

учебными  заведениями,  призванными  адап-

тировать  лучший  международный  опыт  для 

трансляции  в  общеобразовательные  школы 

страны. Десять школ из них ведут подготов-

ку  по  предметам  физико-математического 

направления,  шесть – химико-биологическо-

го  направления  и  одна  школа  Международ-

ного Бакалавриата. В них обучаются 11 446 

учащихся. 

Для детей, находящихся в системе соци-

альной защиты, функционирует сеть детских 

домов-интернатов.  Приоритетным  стратеги-

ческим  направлением  в  сфере  обеспечения 

доступности  образования  является  создание 

условий для получения качественного обра-

зования  лицами  с  ограниченными  возмож-

ностями.  Государственной  Программой  раз-

вития  образования  на  2011-2020  годы  в  РК 

предусмотрено довести долю школ, создаю-

щих условия для инклюзивного образования, 

к 2020 году до 70% от общего числа. По дан-

ным МОН РК, численность данной категории 

детей на конец 2014 года составила 141  952 

ребенка, или 2,8% от общего населения до 18 

лет (2013 год – 138 513 чел.). Из них школь-

ного  возраста  –  66,4%  детей  (2014  год  – 

94  266 чел., 2013 год – 94 938 чел.). В рамках 

государственной  программы  развития  обра-

Наблюдается  рост  качественных  резуль-

татов  участия  казахстанских  учащихся  в 

международных научных соревнованиях. Од-

нако, число участников сократилось в 2014 г. 

по сравнению с 2013 годом (рисунок 4.4). 

Казахстанские  школьники  стали  серьез-

ными  конкурентами  представителей  других 

стран на международных олимпиадах и кон-

курсах. За один год достигнут значительный 

рост  численности  победителей  и  призеров. 

Золотые  медали  получили  333  участника 

(+146), серебряные – 338 (+34), бронзовые – 

626 (+168) и грамоты – 79 (+61) участников.

Источник: МОН РК

Источник: МОН РК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Глава 4

. Образ

ов

а ние и на

ук

а в жиз

 ни мо

ло

дежи

178

зования через инклюзивную практику в соот-

ветствии с принципами «включенного обра-

зования» дети обеспечиваются безбарьерной 

зоной обучения и специальной психолого-пе-

дагогической поддержкой. По состоянию на 

2014 год в 30,5% общеобразовательных школ 

обучаются 27% детей с ОВ (2013 год – 16,1% 

школ  /  16,8  детей).  Из  них  в  специальных 

классах с коррекционно-педагогической под-

держкой обучается 11 461 ребенок.

В стране действует 58 психолого-медико-

педагогических  консультаций  (ПМПК),  14 

реабилитационных центров и 137 кабинетов 

психолого-педагогической  коррекции,  где 

специальной  развивающей  программой  ох-

вачены  1  455  детей.  Деятельность  вышепе-

речисленных  организаций  имеет  ключевую 

роль  в  повышении  равенства  образователь-

ных  возможностей.  Так,  по  данным  МОН 

РК,  от  40  до  60%  детей  с  ОВ,  получивших 

раннюю  коррекционную  педагогическую 

поддержку, направляются на обучение в об-

щеобразовательные  школы.  Число  логопе-

дических пунктов при школах увеличено на 

199 единиц (2014 год – 734, 2013 год – 535).

Обучение на дому по индивидуальным про-

граммам организовано для 10 408 учащихся 

(2013 год – 9 388) [4, с. 86-88]. 

Дополнительное образование 

В  условиях  интенсификации  социально-

экономических процессов образование – это 

основная  возможность  для  молодых  стать 

гибкими к социальным и профессиональным 

изменениям или удовлетворить собственное 

стремление к личному развитию и росту. Од-

ним из общепризнанных концептов в данном 

вопросе  является  «образование  в  течение 

всей жизни» как ведущий принцип создания 

и развития различных уровней образования. 

В  этих  условиях  он  должно  стать  неотъем-

лемой частью процесса обучения на каждом 

уровне  и  в  каждом  секторе  как  техническо-

го  и  профессионального,  так и  высшего  об-

разования.  На  уровне  среднего  образования 

важное  значение  имеет  доступ  молодежи  к 

дополнительному  образованию  как  фактору 

успешной адаптации молодых людей к жиз-

ни  в  обществе  через  развитие  творческих 

способностей и профессиональную ориента-

цию детей и юношества.

Охват  молодежи  дополнительными  ви-

дами образования, по данным МОН РК, не-

уклонно растет (рисунок 4.5). 

Наибольший  процент  охвата  детей  вне-

школьными  организациями  демонстриру-

ют  Западно-Казахстанская  (59,9%),  Коста-

найская  (47,1%),  Восточно-Казахстанская 

(44,4%)  и  Павлодарская  (33,3%)  области. 

Низкие  показатели  зафиксированы  в  Алма-

тинской  области  (10,4%  детей  школьного 

возраста).

Основные направления учебной деятель-

ности в процессе дополнительного образова-

ния детей: научно-техническая деятельность, 

художественное  творчество  и  эстетическое 

воспитание, эколого-биологическая деятель-

ность, туризм и краеведение, военно-патрио-

тическое направление.

На  рисунке  4.6  приведена  информация 

Республиканского 

учебно-методического 

центра  дополнительного  образования  МОН 

РК  о  количестве  и  основных  тематических 

направлениях организаций дополнительного 

образования. 

Программы  дополнительного  образова-

ния детей реализуются в общеобразователь-

Источник: МОН РК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru