Корпорация ВСМПО-АВИСМА. ЕЖЕКВАРТАЛЬНЕ ОТЧЕТЫ ЗА 2018 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Корпорация ВСМПО-АВИСМА. ЕЖЕКВАРТАЛЬНЕ ОТЧЕТЫ ЗА 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Корпорация ВСМПО-АВИСМА. ЕЖЕКВАРТАЛЬНЕ ОТЧЕТЫ ЗА 2018 год - часть 2

 

 

17 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

Акционерное общество "ЮниКредит Банк", 119034, Москва, 
Пречистенская наб., д. 9 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR 

4165903000 RUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR 

5726490000 RUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

  5 лет 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

  60 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

  Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

  дейcтвующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

  Плановые сроки погашения кредита: 15.02.2019, 15.03.2019, 
15.04.2019, 15.05.2019, 17.06.2019, 15.07.2019, 15.08.2019, 
16.09.2019, 15.10.2019, 15.11.2019, 16.12.2019, 15.01.2020, 
17.02.2020, 16.03.2020, 15.04.2020, 15.05.2020, 15.06.2020, 
15.07.2020, 17.08.2020, 15.09.2020, 15.10.2020, 16.11.2020, 
15.12.2020, 15.01.2021, 15.02.2021, 15.03.2021, 15.04.2021, 
17.05.2021, 15.06.2021, 15.07.2021, 16.08.2021, 15.09.2021, 
15.10.2021, 15.11.2021, 15.12.2021, 17.01.2022, 01.02.2022. 
Фактический срок погашения кредита - не наступил. 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

5. Договор о предоставлении кредитной линии № 2017/1-1 от 01.03.2017. 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

ИНГ Банк (Евразия) АО, 127473, Москва, ул. 
Краснопролетарская, д. 36 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR 

6185539500 RUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR 

7158112500 RUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

  5 лет 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

  20 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

  Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

  дейcтвующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 

  Плановые сроки погашения кредита: 06.03.2019, 06.06.2019, 
06.09.2019, 06.12.2019, 06.03.2020, 08.06.2020, 08.09.2020, 

18 

усмотрению 

08.12.2020, 09.03.2021, 09.06.2021, 09.09.2021, 09.12.2021, 
01.03.2022. 
Фактический срок погашения кредита - не наступил. 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

6. Договор № 90954 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 13.06.2017 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

Уральский банк Публичного акционерного общества 
"Сбербанк России", 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 
д. 67 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR 

11400400000 RUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR 

11452980000 RUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

  5 лет 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

  60 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

  Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

  дейcтвующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

  Плановые сроки погашения кредита: 13.09.2019, 13.12.2019, 
13.03.2020, 13.06.2020, 13.09.2020, 13.12.2020, 13.03.2021, 
13.06.2021, 13.09.2021, 13.12.2021, 13.03.2022, 10.06.2022. 
Фактический срок погашения кредита - не наступил. 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

7. Кредитный договор № ВКЛ-219/17 об открытии кредитной линии от 07.04.2017. 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

Акционерное общество "Нордеа Банк", 125040, Москва, 3-я 
ул. Ямского Поля, д. 19, стр. 1 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR 

4176330600 RUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR 

7444437000 RUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

  5 лет 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

  60 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

  Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 

Фактический срок (дата) погашения 

  дейcтвующий 

19 

кредита (займа) 
Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

  Плановые сроки погашения кредита: 07.04.2019, 07.05.2019, 
07.06.2019, 07.07.2019, 07.08.2019, 07.09.2019, 07.10.2019, 
07.11.2019, 07.12.2019, 07.01.2020, 07.02.2020, 07.03.2020, 
07.04.2020, 07.05.2020, 07.06.2020, 07.07.2020, 07.08.2020, 
07.09.2020, 07.10.2020, 07.11.2020, 07.12.2020, 07.01.2021, 
07.02.2021, 07.03.2021, 07.04.2021, 07.05.2021, 07.06.2021, 
07.07.2021, 07.08.2021, 07.09.2021, 07.10.2021, 07.11.2021, 
07.12.2021, 07.01.2022, 07.02.2022, 07.03.2022, 07.04.2022. 
Фактический срок погашения кредита - не наступил. 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

8. Соглашение № 001/0608L/17 о предоставлении кредита от 25.12.2017 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

Акционерное общество "ЮниКредит Банк", 119034, Москва, 
Пречистенская наб., д. 9 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR 

5819890000 RUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR 

5726490000 RUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

  5 лет 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

  60 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

  Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

  дейcтвующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

  Плановые сроки погашения кредита: 15.01.2020, 17.02.2020, 
16.03.2020, 15.04.2020, 15.05.2020, 15.06.2020, 15.07.2020, 
17.08.2020, 15.09.2020, 15.10.2020, 16.11.2020, 15.12.2020, 
15.01.2021, 15.02.2021, 15.03.2021, 15.04.2021, 17.05.2021, 
15.06.2021, 15.07.2021, 16.08.2021, 15.09.2021, 15.10.2021, 
15.11.2021, 15.12.2021, 17.01.2022, 15.02.2022, 15.03.2022, 
15.04.2022, 16.05.2022, 15.06.2022, 15.07.2022, 15.08.2022, 
15.09.2022, 17.10.2022, 15.11.2022, 15.12.2022, 26.12.2022. 
Фактический срок погашения кредита - не наступил. 

 

Вид и идентификационные признаки обязательства 

9. Кредитный договор № 230 клв/17 от 18.10.2017 

Условия обязательства и сведения о его исполнении 

Наименование и место нахождения или 
фамилия, имя, отчество кредитора 
(займодавца) 

АО АКБ "НОВИКОМБАНК", 119180, Москва, ул.Полянка 
Большая, д.50/1, стр.1 

Сумма основного долга на момент 
возникновения обязательства, RUR 

2905895000 RUR X 1 

Сумма основного долга на дату 
окончания отчетного квартала, RUR 

5726490000 RUR X 1 

Срок кредита (займа), (лет) 

  5 лет 

20 

Средний размер процентов по кредиту 
займу, % годовых 

 

Количество процентных (купонных) 
периодов 

  60 

Наличие просрочек при выплате 
процентов по кредиту (займу), а в случае 
их наличия – общее число указанных 
просрочек и их размер в днях 

  Нет 

Плановый срок (дата) погашения кредита 
(займа) 

  17.10.2022 

Фактический срок (дата) погашения 
кредита (займа) 

  дейcтвующий 

Иные сведения об обязательстве, 
указываемые эмитентом по собственному 
усмотрению 

  Фактический срок погашения кредита - не наступил. 

 

 

2.3.3. Обязательства эмитента из предоставленного им обеспечения 

Указанные обязательства отсутствуют

 

2.3.4. Прочие обязательства эмитента 

Прочих обязательств, не отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые 
могут существенно отразиться на финансовом состоянии эмитента, его ликвидности, 
источниках финансирования и условиях их использования, результатах деятельности и 
расходов, не имеется

 

2.4. Риски, связанные с приобретением размещаемых (размещенных) ценных бумаг 

Политика эмитента в области управления рисками: 
 

2.4.1. Отраслевые риски 

Рыночные риски. 
          Основными потребителями титановой продукции ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
являются предприятия аэрокосмической промышленности, энергетики, химического 
машиностроения, добычи нефти и газа, а также, потребители развивающихся сегментов 
рынков, такие как, производители медицинской техники, спортивных товаров, и многие другие. 
Каждая из указанных отраслей имеет свои тенденции развития, поэтому они анализируются 
отдельно. 
          В 2017 году более 80 % выпускаемой продукции ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
предназначено для использования в аэрокосмической промышленности, поэтому состояние этой 
отрасли российской и мировой экономики существенно влияет на технико-экономические 
показатели Корпорации.    Благодаря уникально высокой удельной прочности титановые сплавы 
традиционно используются в силовых элементах планера и шасси самолетов. В авиационных 
двигателях жаропрочные титановые сплавы применяются для изготовления лопаток, дисков и 
других элементов вентилятора и низких ступеней компрессора двигателя. В то время как 
широкое распространение композитных материалов в производстве самолетов может 
рассматриваться как угроза для остальных материалов, для титана это только улучшает 
положение, так как композиты способствуют расширению роли титана в авиастроении.   
          Аэрокосмический сектор мирового рынка имеет циклический характер развития с периодом 
около 4 лет, а также, напрямую подвержен влиянию глобальных экономических процессов.   
Аналогично развивается и мировой рынок авиационного титана.     
          Рыночная ситуация по авиационному сектору в 1-м квартале 2018 года характеризуется 
следующими ключевыми моментами:   
      - по данным на 31 марта 2018 года американский авиастроительный концерн Boeing поставил 
184 машин, а Airbus передал заказчикам 121 самолетов. За первый квартал 2018 года в портфель 
заказов европейского авиастроителя добавилось 68 заказов, в том числе 48 заказjd на 
узкофюзеляжные самолеты А320. Но с учетом отмен на 23 самолетов, общее число заказов, 

21 

полученных за первый квартал 2018 год составило 45 штук. Американский конкурент Boeing за 
этот же период добавил в свой портфель 255 заказов, в том числе 197 заказов на 
узкофюзеляжные В737. На широкофюзеляжный Boeing 787 за прошедший год было получено 32 
заказа; 
      - согласно прогнозу Boeing, по всему миру к 2036 год у понадобится 41 030 новых самолетов — 
на 3,6 % воздушных судов больше, чем прогнозировалось в прошлом году. Поставки в Азию 
составят 16 050 штук, Северную Америку — 8 640, Европу — 7 530, Ближний Восток — 3 350, 
Латинскую Америку — 3 010, Африку — 1 220; 
      - по прогнозу Airbus по всему миру до 2036 года потребуется более 40 000 самолетов. 
Эксплуатанты из Азиатско-Тихоокеанского региона должны будут приобрести около 16 400 
самолетов, из Европы — 8 000, из Северной Америки — 6 400 штук; 
      - согласно оценке компании Bombardier, до 2025 года международный рынок получит 8300 
бизнес-джетов. Основным потребляющим регионом выступит крупнейший рынок 
бизнес-авиации — США, на долю которых придется 3930 машин. Второе место займет Европа с 
1530 бизнес-джетами. На Россию и страны СНГ придется около 400 новых самолетов; 
      - Канадский производитель самолетов и поездов Bombardier Inc в четверг опубликовал прогноз 
выручки на 2018 год в размере $17,0-17,5 миллиардов. После анонсированной продажи 
контрольного пакета акций программы CSeries, Bombardier находится в процессе реорганизации, 
призванной увеличить прибыльность и сократить расходы после непростой ситуации 2015 года, 
а также должно избавить канадского производителя от возможных торговых споров с Boeing 
Co; 
      - объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) прогнозирует мировой спрос на 
гражданские воздушные суда в ближайшие 20 лет в объеме почти 42 тысячи самолетов. 
Наибольшим спросом у авиакомпаний, согласно прогнозу корпорации, будут пользоваться 
узкофюзеляжные самолеты вместимостью 120 и более кресел, на долю которых придется 63 % 
общего количества новых воздушных судов; 
      - поскольку рынок узкофюзеляжных самолетов является самым быстрорастущим и 
динамичным сегментом, за последние несколько лет авиастроительные компании неуклонно 
увеличивают темпы производства самолетов этого класса.    Во втором квартале 2015 года 
стало известно о том, что Европейский самолетостроитель рассматривает возможность 
увеличения производства самолетов семейства A320 до 60 машин в месяц в 2019 году. Темпы 
сборки Boeing 737 к концу 2018 году должны увеличиться с нынешних 47 самолетов в месяц до 52 
машин в месяц; 
      - с августа 2017 года американский авиапроизводитель Boeing сократил темпы сборки 
широкофюзеляжных самолетов Boeing 777 до 5 самолетов в месяц вместо 8,3 штук, в связи с 
необходимостью адаптировать производство к выпуску ремоторизованной и глубоко 
модифицированной версии Boeing 777X, который планируется ввести в эксплуатацию в 2020. При 
этом титаноемкость новой модели в несколько раз выше нежели у предшествующей модели; 
      - в связи с низким спросом на самолеты модели А380 корпорация Airbus намерена сократить 
выпуск самолетов этой модели, и с 2018 года будет производить лишь по одному лайнеру в месяц. 
В начале 2018 года европейский авиастроитель получил заказ от авиакомпании Emirates на 20 
самолетов этой модели, что обезопасит Airbus от остановки производства самолётов А380. Но 
в марте 2018 года Airbus подтвердил планы по сокращению темпов производства самых больших 
широкофюзеляжных самолетов А380 до шести авиалайнеров в год к 2020 году; 
      - Бразильская самолетостроительная компания Embraer в 2017 году передала клиентам 101 
коммерческий самолет. В IV квартале 2017 г. авиастроитель получил твердые заказы на 26 
самолетов E175. По итогам 2017 года портфель заказов Embraer насчитывает 435 коммерческих 
самолетов, включая 106 ремоторизованных су E195-E2, 74 E190-E2 и 100 E175-E2. Кроме того, 
портфель заказов включает самолеты текущей версии E-Jet 155 штук. Руководство Embraer 
отмечает, что темпы поставок коммерческих самолетов замедлятся в 2018 году до 85–95 
машин. Этот год будет переходным к производству самолетов нового поколения Embraer — E-Jet 
E2; 
      - третий прототип китайского узкофюзеляжного самолета COMAC C919 поднимется в 
воздух до конца 2018 г. Еще три заключительных образца начнут летным испытания в 2019 г. 
Таким образом, получение сертификата летной годности от Управления гражданской авиации 
Китая (CAAC) ожидается в 2020 г., а поставки будут перенесены на 2021 г. Количество заказов 
на китайский пассажирский авиалайнер С919 достигло 730 штук; 
      - Американский авиапроизводитель Boeing оценивает потребности рынков России и СНГ в 
ближайшие 20 лет в 1230 новых самолетов, говорится в обновленном прогнозе компании. 
Развитие рынка бюджетных перевозок СНГ, согласно прогнозу компании, усилит спрос на 
узкофюзеляжные самолеты. В связи с этим авиакомпаниям СНГ потребуется 830 
узкофюзеляжных и 160 широкофюзеляжных самолетов. Согласно прогнозу Airbus, от июля 2017 
года, в ближайшие 20 лет парк пассажирских самолетов вместимостью от 100 кресел в России и 

22 

СНГ удвоится с более 760 самолетов, находящихся в эксплуатации сейчас, до более 1600 
самолетов к 2036 году. Общая потребность авиакомпаний России и СНГ в новых самолетах 
составит 1203 единицы; 
      - в течение следующих нескольких лет планируются большие количества поставок 
гражданских самолетов. Для поставщиков авиакосмической отрасли это является сигналом для 
увеличения закупок сырьевых материалов. Увеличение объемов потребует более эффективной 
работы сети поставщиков. Сейчас большая часть сети работает без сбоев, однако, рост 
производства в любом случае станет сложной задачей для авиастроительных компаний и их 
партнеров. Система поставок в авиационной промышленности может столкнуться с 
трудностями, так как производители самолетов должны значительно увеличить объемы 
производства, чтобы справиться с растущим объемом невыполненных заказов; 
      - Иркутский авиационный завод завершил сборку второго летного прототипа российского 
перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21. Всего в летных испытаниях задействуют 
четыре прототипа МС-21-300.    Самолет планируется сертифицировать в России в 2019 году. 
Портфель твердых заказов на самолеты семейства МС-21 составляет 175 лайнеров. Кроме того, 
подписаны соглашения о намерениях еще на более чем 140 самолетов. Поставки ВС этой 
авиакомпании начнутся в I квартале 2020 г. 
          В целом, отмеченные факты демонстрируют положительные тенденции развития мировой 
авиаиндустрии в первом квартале 2018 года. Тем не менее, цены на топливо продолжают 
оказывать существенное влияние на всю отрасль. Кроме этого, некоторые аналитики опасаются 
эффекта «мыльного пузыря» в авиастроительной отрасли. Исходя из предположений о 
завершении цикла роста авиаперевозок и о приближающейся стагнации, период рекордных 
продаж самолетов Airbus и Boeing близится к завершению. Такое замедление может выразится в 
предстоящих отменах заказов и переносе сроков поставок новых самолетов. 
          Значительную долю рынка (около 30 %) занимает потребление проката из технического 
титана такими отраслями, как химическая промышленность, энергетика и опреснение морской 
воды. Рынок индустриального титана развивался в предыдущем десятилетии достаточно 
быстро, но не стабильно, демонстрируя среднегодовой рост от 5 % до 30 %. Большая 
изменчивость спроса на этом рынке обусловлена зависимостью от развития индустриальных 
проектов. После замедления роста в 2009 - 2010 гг., индустриальный рынок не вышел на 
нормальный уровень развития вследствие отмены или переноса многих проектов в опреснении, 
энергетике, химической промышленности. Данная ситуация связана с геополитической 
нестабильностью на Ближнем Востоке, а также опасениями в отношение атомной энергетики, 
вызванными аварией на ядерном реакторе Фукусима в Японии.   
          В целом, на индустриальном рынке появились признаки оживления, связанные прежде всего 
со стабилизацией цен на нефть, а также с потребностью основных дистрибьюторов в 
пополнении складов. Также наблюдается рост потребности в слитках для производства валов 
миксеров для химической промышленности. Наибольшая активность заметна на рынке США, 
где увеличение производства сланцевой нефти и газа, а также перенос крупными корпорациями 
химической промышленности многих производств из Китая обратно в США, значительно 
мотивируют потребление титана индустриального качества. Это привело к 10-15 % 
повышению цен на североамериканском рынке относительно европейского.    На азиатском и 
ближневосточном рынке ценовая ситуация существенно не изменилась по сравнению с прошлым 
годом. По проекту Takreer (ОАЭ) определились сроки реализации следующих суб-проектов: 1) 
завод по переработке сырой нефти (POC), 2) регенерация отходящего тепла (Waste Heat Recovery 
Project), уведомление о начале работ ожидается в конце мая 2018 года. В стадии активности 
проект Yanbu HT-MED. Также в ближайшее время предполагается принятие решений по началу 
тендерных и закупочных процессов для ряда опреснительных проектов, долгое время 
находившихся в бездействии, включая Facility E/Qatar Hybrid project, Jubail 3 mega project.    В 
конце этого года должен возобновиться Az Zour North2.   
          В связи с пересмотром дизайна перенесен на год график реализации проекта DCNS OTEC по 
преобразованию тепловой энергии океана. Наряду с опреснительными проектами, 
положительную динамику может внести реализация плана индийского правительства о 
строительстве 20 блоков электростанций в стране в 2018 - 2020 годах. По-прежнему, наличие 
избыточных мощностей у китайских и японских производителей удерживает цены на рынке на 
текущем уровне, хотя есть некоторые индикации небольшого повышения цен со стороны 
китайских производителей, которые в целом существенного влияния на рынок оно пока не 
оказало. 
          Энергетика, прежде всего атомная, является сегодня достаточно крупным потребителем 
продукции из титана, главным образом в теплообменных системах, особенно на атомных 
электростанциях, работающих с морской водой, в том числе создаваемых мобильных атомных 
энергетических установках. Ранее к 2020 году планировалось увеличить число блоков для АЭС 
почти на 30 %, однако после катастрофы в Японии во всём мире пересмотрели отношение к 

23 

атомным электростанциям; Германия и Швейцария приняли решение об остановке реализации 
программ развития атомной энергетики.   
          По прогнозу Института энергетических исследований Российской академии наук к 2040 году 
ожидается рост доли атомной энергетики в структуре мирового энергопотребления с 5,6 % в 
2010 году до 6,6 %.    При этом International Energy Agency (IEA) прогнозирует долю атомной 
энергетики на уровне 12 %. Согласно базе данных Power reactor information system (PRIS) МАГАТЭ 
в настоящее время по всему миру ведется строительство 60 ядерных реакторов, работают 449 
блока общей мощностью 392 193 МВт. 
          Уже в настоящее время, основные игроки на рынке атомной энергетики: Китай, Индия, 
Россия подтвердили дальнейшее расширение строительства атомных электростанций. На 
начало 2016 года 10-летний портфель зарубежных заказов составлял $110 млрд, общий превышал 
$300 млрд. Так в 2017 году "Росатом" зарубежный портфель заказов составил $130 млрд., в 2018 
году планируется превысить этот порог. 
          Химическая промышленность, использующая уникальные антикоррозионные свойства 
титана, является стабильным и перспективным потребителем данных материалов.    Титан 
применяется в химической отрасли при производстве терефталевой кислоты, используемой в 
текстильной промышленности, хлора, каустической соды, удобрений, добыче и переработке 
никеля, золота, меди. 
          Добыча энергоносителей (нефти, газа, газоконденсата) в последние годы смещается в 
сторону морского шельфа. Титан является практически идеальным конструкционным 
материалом для морских буровых и добывающих платформ, райзеров, трубопроводных систем, 
систем пожаротушения и теплообменного оборудования, поскольку титан и его сплавы имеют 
абсолютную коррозионную стойкость в морской воде. Для строительства одной платформы 
требуется от 300 до 500 тонн титанового проката. 
          Производство СПГ – также перспективное направление развития титанового рынка. Для 
строительства завода по производству СПГ требуется до 500 тонн титанового проката и до 20 
тонн для танкера, перевозящего СПГ.   
          Медицина одна из наиболее стабильно развивающихся сфер применения титана.   
Ежегодные темпы прироста оцениваются в среднем в 2-3 %. Благодаря таким свойствам как 
высокая коррозийная стойкость, не токсичность, биологическая совместимость с тканями 
человеческого тела, высокие усталостные характеристики, титан широко используется для 
изготовления спинных имплантатов, эндо протезов суставов, элементов для лечения переломов, 
а также элементов медтехники. Основные факторы роста на этом рынке – увеличение числа 
пожилых людей в возрасте 65 лет и старше, особенно в развитых странах, и их желание 
продолжать вести активный образ жизни, а также широкое распространение и все большая 
доступность экстремальных, и как следствие травмоопасных, видов спорта. 
          Таким образом, в титановой индустрии отмечается стабильный уровень потребления. 
Предполагаемый рост ВВП США и стран Европы позволяет прогнозировать увеличение спроса 
на титановую продукцию в краткосрочной перспективе. Но снижение темпов роста экономики 
Китая, перспектива повышения процентных ставок по федеральным кредитным средствам в 
США, а также нестабильная геополитическая обстановка способствуют неопределенности и 
высокой волатильности рынка, что может внести изменения в прогноз потребления титановой 
продукции.   
 
Сырьевые риски.   
          Сырьем для изготовления титановой продукции ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
является губчатый титан, который производится в филиале «АВИСМА». Титан извлекается из 
руды ильменита посредством многоступенчатого процесса, который включает хлоринацию 
титаносодержащей шихты с последующим восстановлением металла с использованием магния. 
Магний производится посредством электролиза из расплавленной карналлитовой руды. Обе 
линии основных процессов в значительной степени зависят друг от друга.   
          С точки зрения колебания мировых цен на сырье и энергоносители титан не является 
исключением из общего ряда металлов. По распространенности в природе титан занимает 
четвертое место среди конструкционных материалов (после алюминия, магния и железа), 
имеются значительные разведанные запасы сырья. Поэтому, если учесть, что для производства 
металлического титана используется лишь около 5% добываемого сырья (остальной объем 
используется для производства пигментных красок на основе диоксида титана), то риски, 
связанные с дефицитом сырья и рост цен на него, являются минимальными. 
          Основными сырьевыми рисками при производстве титановой и магниевой продукции 
являются: 
      - повышение тарифов на энергоресурсы, что влияет на увеличение затрат при производстве 
продукции; 
      - рост цен на сырье и материалы, что также отражается на увеличении затрат при 

24 

производстве продукции; 
      - отсутствие достаточного количества сырья (карналлита) для производства хлора, магния и 
магниевых сплавов. Для снижения данного риска в сдерживании производства губчатого титана 
в 2010 году построена и в 2011 выведена на полную мощность станция испарения хлора, что 
является вторым источником обеспечения данным сырьем; 
      - экспансия дешевого китайского магния и титана губчатого на мировом рынке, снижающая 
конкурентные преимущества ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». 

 

2.4.2. Страновые и региональные риски 

          Политические (внутри России) риски при работе с ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
минимальны, поскольку: 
      - Корпорация является основным поставщиком металлургических полуфабрикатов из 
титановых и алюминиевых сплавов для авиации, ракетостроения, базовых отраслей экономики 
Российской Федерации, поэтому оно имеет поддержку региональных и федеральных властей 
независимо от их политической ориентации; 
      - ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» более 60 % своей основной продукции (из титановых 
сплавов) в 2015 году поставляло на экспорт в наукоемкие отрасли промышленности, что 
воспринимается и поддерживается на региональном и федеральном уровнях управления, как уход 
от сырьевой ориентации экспорта Российской Федерации; 
      - Корпорация является одним из крупнейших экспортеров Свердловской области, крупным 
налогоплательщиком в области, поэтому оно пользуется поддержкой областных и городских 
властей;   
      - ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» признана победителем ежегодного федерального 
конкурса на лучшего экспортера в номинации «Лучший российский экспортёр отрасли цветная 
металлургия (изделия из цветных металлов)». В 2013 году ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
удостоена звания «Лучший российский экспортёр» в четвертый раз. 
 
          Политические (международные) риски при работе с ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
минимальны по следующим причинам: 
      - Российская Федерация проводит взвешенную внешнюю политику, направленную на создание 
многополярного мира, включающего понятие взаимовыгодной, без всяких ограничений, торговли 
со всеми странами, не нарушающими Устав ООН, поэтому ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА», как российская компания, не подвергается никакой дискриминации в своей 
экспортной деятельности; 
      - Корпорация имеет длительные и развивающиеся отношения с ведущими аэрокосмическими 
компаниями мира, такими как Boeing, Airbus, Rolls Royce, Embraer, Safran, UTC Aerospace Systems 
и другими, что гарантирует объединению поддержку правительственных структур и 
положительный имидж во всех странах; 
      - основной объем экспортной продукции Корпорации, около 60 %, реализуется по условиям 
долгосрочных соглашений, что является определенной гарантией минимизации рисков. Это 
также дает возможность прогнозировать свое развитие на достаточно длительный период.   
ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» имеет долгосрочные контракты сроком на 5 лет и более с 
возможной пролонгации на последующий срок; 
      - ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» полностью интегрировано в мировую экономику и по 
параметрам своей деятельности отвечает общепринятым мировым стандартам;   
      - вступление России в ВТО снижает уровень политических рисков, поскольку отношения с 
ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» будут строиться на основе международных правил 
ведения бизнеса.   
          Исключение Российской Федерации из системы преференций в США, приводящее к введению 
пошлины для поставщиков титана на американский рынок (от 5,5 % для штамповок до 15,0 % 
на прутки, листы, плиты, трубы) существенного ущерба бизнесу ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА» в США не нанесло, поскольку продукция в основном объеме поставляется 
аэрокосмическим и экспортно-ориентированным фирмам (Boeing, UniTi, TECT, Dynamet, UTC 
Aerospace Systems и другим), которые значительный объем своей продукции поставляют на 
экспорт. Тем самым они имеют возможность компенсировать ввозную пошлину, используя 
режим TIB или другие варианты поддержания без изменений цен на продукцию ПАО 
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА».   
 
          Природные риски: 
ПАО «Корпорация ВСМПО - АВИСМА» расположено на среднем Урале, где природные 
(атмосферные, сейсмологические, геологические) катаклизмы - бури, тайфуны, смерчи, 

25 

землетрясения, наводнения и так далее, в отличие от титановых фирм в США, Японии и Китае, 
исключены. 

 

2.4.3. Финансовые риски 

      Значительными факторами, влияющими на результаты деятельности эмитента, являются 
курс доллара, курс евро и инфляция.   
      ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» является крупным экспортером и на экспорт 
отправляется значительная часть производимой продукции, а также эмитент импортирует 
технологическое оборудование и материалы, поэтому подвержен риску потерь вследствие 
колебаний обменных курсов валют. Таким образом, одним из рисков снижения экономической 
эффективности деятельности эмитента может стать дисбаланс доллара и евро в экспортных 
и импортных потоках: если большая часть продукции предприятий продается за границу в 
долларах, то европейские компании являются основным поставщиком оборудования для 
технического перевооружения. Рост европейской валюты относительно доллара и рубля 
приводит к фактическому удорожанию приобретаемого оборудования. 
      Валютный риск может повлиять на размер прибыли: повышение курса иностранной валюты 
увеличивает прибыль и, наоборот, повышение курса национальной валюты уменьшает её. 
      В случае, если негативное изменение валютного курса будет принимать серьезный и 
устойчивый характер, эмитент имеет возможность: 
1. Изменить валюту платежа в экспортных контрактах; 
2. Частично хеджировать этот риск путем заключения импортных и экспортных контрактов в 
одной валюте, а также договоров поставок и на оказание транспортных и иных услуг в 
иностранной валюте;   
3. Переориентация поставок на внутренний рынок, освоение собственной сырьевой базы в целях 
снижения себестоимости продукции эмитента и снижения финансовой зависимости от 
колебания курсов валют. 
      Нарастание инфляционной нагрузки может иметь негативные последствия для 
деятельности эмитента, но, по мнению эмитента, не может серьезно сказаться на выплатах 
дивидендов по ценным бумагам, поскольку уровень рентабельности продаж эмитента выше 
уровня инфляции.

 

2.4.4. Правовые риски 

          Правовые риски в деятельности ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» возникают по двум 
причинам. Во-первых, это изменения в действующем законодательстве, которые приводят к 
определенной непредсказуемости результатов осуществления операций длительного характера. 
Во-вторых, это определенная противоречивость действующих нормативных актов, которые 
часто содержат неоднозначное толкование одних и тех же требований. 
          Юридическая служба ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» принимает меры для 
минимизации правовых рисков. Юристы Общества проводят экспертизу новых нормативных 
правовых актов, после чего предоставляют в подразделения разъяснения относительно их 
применения в повседневной практике. 
          Все договоры, которые заключаются ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», проверяются на 
соответствие действующему законодательству. 
          Новые стандарты предприятия внедряются в ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» только 
при наличии положительного вывода юридической службы относительно их соответствия 
действующим нормативно-правовым актам. По каждому стандарту проводится прогноз 
относительно возможных юридических и экономических последствий. 
          В случае возникновения одного или нескольких перечисленных ниже рисков ПАО 
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА» предпримет все возможные меры по минимизации негативных 
последствий. Определение предполагаемых действий ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» при 
наступлении какого-либо из перечисленных факторов риска не представляется возможным, так 
как разработка адекватных соответствующим событиям мер затруднена неопределенностью 
развития ситуации. Параметры проводимых мероприятий будут зависеть от особенностей 
создавшейся ситуации в каждом конкретном случае. ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» не 
может гарантировать, что действия, направленные на преодоление возникших негативных 
изменений, смогут привести к исправлению ситуации, поскольку описанные факторы находятся 
вне контроля ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА». 
 
Риски, связанные с изменением валютного регулирования. 
          Данный риск определен как риск потерь, вызванных изменениями валютного режима. 
          ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» является участником внешнеэкономических 

26 

отношений, имеет часть обязательств в иностранной валюте, а также счета в иностранной 
валюте, соответственно эмитент подвержен рискам, связанным с изменением валютного 
регулирования. 
          С    вступлением в силу 6 мая 2006 года указания Банка России от 29 марта 2006 года № 
1676-У "О внесении    изменений в Инструкцию Банка России от 30 марта 2004 года № 111-И "Об 
обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской 
Федерации" репатриация и конвертация в рубли части валютной выручки от экспортных 
продаж, которая ранее составляла 10 %, фактически отменена (0%). 
В прошлом размер выручки, обязательной к репатриации и конвертации в рубли неоднократно 
менялся и достигал 75 % от общего объема экспортной выручки, в связи с этим невозможно 
гарантировать, что в будущем процент валютной выручки, подлежащей обязательной продаже 
на внутреннем валютном рынке, не будет увеличен по решению российских органов власти. 
          Действующий с июня 2004 года Закон о валютном регулировании позволяет Правительству 
и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия по дальнейшему 
регулированию и возможному усилению мер валютного контроля, включая операции с 
иностранными ценными бумагами и заимствованиями в иностранной валюте российскими 
компаниями. 
          В рамках либерализации валютного законодательства с 1 июля 2006 года вступило в силу 
Указание ЦБРФ от 29 марта 2006 года № 1689-У, отменяющее требование Банка России о 
резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, установленных 
Указаниями Банка России от 29 июня 2004 года № 1465-У и от 6 мая 2005 года № 1577-У. Кроме 
того, с 1 января 2007 года утратило силу постановление Правительства РФ от 17 октября 2005 
года об обязательной предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за 
пределами территории Российской Федерации. 
          Восстановление ограничений, сокращающих возможности конвертации рублевых доходов в 
иностранную валюту и обратной конвертации рублей в силу требований об обязательной 
репатриации и конвертации, могут оказать неблагоприятное влияние на результаты 
деятельности и способность Компании осуществлять выплаты по кредитам и займам.   
 
Риски, связанные с изменением налогового законодательства. 
Риск изменения налогового законодательства определяется как риск неблагоприятных потерь в 
связи с изменением налоговой нагрузки на предприятие. 
ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» является одним из крупнейших налогоплательщиков в 
Российской Федерации, осуществляющим уплату федеральных, региональных и местных налогов, 
в частности, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на 
имущество организаций, земельного налога и т.п. 
К числу наиболее существенных изменений, которые могут негативно отразиться на 
деятельности эмитента, можно отнести внесение изменений или дополнений в 
законодательные акты о налогах и сборах, касающихся увеличения налоговых ставок, а также   
введение новых видов налогов. Указанные изменения, так же, как и иные изменения в налоговом 
законодательстве, могут привести к увеличению налоговых платежей и, как следствие, 
снижению чистой прибыли эмитента. 
В связи с проводимыми в России экономическими реформами законодательство Российской 
Федерации в последние годы значительно изменилось. За последние пять лет принят большой 
массив новых законодательных актов. В связи с этим, возможны отдельные противоречия, как 
между нормами Налогового кодекса РФ, так и между нормами Налогового Кодекса РФ и другими 
нормативными актами. 
Кроме того, по отдельным вопросам применения законодательства о налогах и сборах не вполне 
сформирована судебная практика. В связи с этим возникает неопределенность в направлении 
развития судебного толкования отдельных положений налогового законодательства. 
Законодательные нормы по налогам постоянно изменяются. Каждый год вступает в силу целый 
комплекс новых положений налогового законодательства, в том числе поправки, изменения и 
дополнения.   
Риск изменения налогового законодательства оценивается как умеренный. 
 
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин. 
Таможенный кодекс Таможенного союза, вступивший в силу 06.07.2010 г.    и иные нормативные 
акты, принятые в соответствии с ним, существенных изменений, ухудшающих каким-либо 
образом положение юридических лиц в части таможенного оформления и таможенного 
контроля перемещаемых через границу РФ товаров, не внесли. В данном случае можно вести речь 
скорее о позитивных моментах, связанных с уменьшением сроков таможенного оформления, 
возможностью электронного декларирования и т.д. С учетом того, что действующей редакцией 
Таможенного кодекса предусмотрен ряд жестких требований к законодательным и иным 

27 

нормативным актам в области таможенного дела, правовые риски, связанные с изменением 
нормативно-правовой базы в части таможенного контроля, незначительны, а сами изменения в 
случае их внесения не будут носить неожиданный стихийный характер. 
 
Риски, связанные с изменением требований по лицензированию деятельности ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА». 
Основная деятельность эмитента лицензированию не подлежит. Изменение требований по 
лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено 
(включая природные ресурсы), может привести к некоторым дополнительным расходам 
эмитента, связанным с получением новых, либо изменением уже имеющихся лицензий, однако 
эмитент прогнозирует риск возникновения таких событий как маловероятный. 
Риск введения требований о лицензировании какой-либо деятельности эмитента, 
осуществляемой им на внешних рынках, также представляется незначительным. 
 
Риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью ПАО 
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА». 
Развитие российской законодательной системы, принятие большого количества 
законодательных актов являются причинами возникновения некоторой неопределенности и 
возможных рисков в части изменения судебной практики связанным с деятельностью эмитента 
(в том числе по вопросам лицензирования) в будущем, однако эмитент не прогнозирует высокой 
вероятности возникновения событий, связанных с указанными изменениями, которые могли бы 
существенно негативно повлиять на результаты его деятельности или на результаты судебных 
процессов, в которых может участвовать эмитент. 

 

2.4.5. Риск потери деловой репутации (репутационный риск) 

          Свою деятельность Корпорация на международном титановом рынке началась в 90-ых годах 
прошлого века, когда зарубежным заказчикам осуществлялись поставки преимущественно 
полуфабрикатов с низкой добавочной стоимостью.   
          В настоящее время ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» глубоко интегрирована в мировую 
авиакосмическую индустрию и является для многих компаний-заказчиков основным 
стратегическим поставщиком изделий из титана, в том числе штамповок с высокой степенью 
переработки. 
          Партнеры ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» – ведущие мировые авиастроительные 
компании: Boeing, Airbus, SNECMA, Rolls Royce, Pratt&Whitney и др. Всего - более 300 фирм в 49 
странах мира. В результате многолетнего сотрудничества сформировались устойчивые 
партнерские отношения с большинством зарубежных и российских заказчиков.   
          Риск потери деловой репутации (репутационный риск) – это совокупность рисков, 
возникающих в результате деятельности компании и связанных с неудачным использованием 
бренда, производством некачественной продукции, неисполнением законодательства, а также с 
ущербом, причиненным ее репутации, который угрожает в долгосрочной перспективе доверию, 
проявляемому к Корпорации со стороны заказчиков, работников, акционеров, инвесторов, 
регулирующих органов, и другими заинтересованными лицами. 
          Репутационный риск неразрывно связан также со всем видами рисков, которые могут 
возникать и в отрасли в целом. То есть репутацию необходимо рассматривать в качестве 
источника риска как саму по себе, так и в совокупности с другими видами рисков. Таким образом, 
репутационный риск – это комплексный риск. 
          Рисков возникновения убытков у Корпорации в результате уменьшения числа заказчиков 
продукции (контрагентов) вследствие формирования негативного представления о её финансовой 
устойчивости, финансовом положении, качестве производимой продукции или характере её 
деятельности в целом оценивается как минимальный. 
          В целом на протяжении всего периода финансово-хозяйственной деятельности Корпорации 
не возникало ситуаций, угрожающих ее деловой репутации.

 

2.4.6. Стратегический риск 

      В качестве стратегического риска следует отметить наличие единственного поставщика 
обогащенного карналлита (сырье для производства магния-сырца и анодного хлоргаза). 
Недопоставка карналлита (по организационным или техническим причинам) может привести к 
неполному выполнению годовой производственной программы АВИСМА в части производства 
титановой губки.

 

28 

2.4.7. Риски, связанные с деятельностью эмитента 

Риски в производстве: 
          Чрезвычайные ситуации. Обычные опасные факторы, связанные с производственной 
деятельностью в металлургии, включают в себя риск возгорания и взрыва, риск остановки 
производства по причине прекращения энергоснабжения, риск, связанный с повреждением 
технологического оборудования. 
          Риск возгорания и взрыва является типичным для производства титановой губки и 
титановой продукции, в том числе термо-металлургических процессов, процессов электролиза, 
хлоринации, дистилляции, очистки, использующих вакуумно-дуговые печи, электрические и 
газовые нагревательные печи, прокатные станы и металлообрабатывающие станки. 
Специфическими особенностями свойств, производимых материалов являются: высокая 
химическая активность магния и титана, в основном, в виде горячего металла и при контакте с 
водой. 
          С целью снижения вероятности возникновения аварий компания проводит различную 
деятельность для обеспечения контроля и минимизации существующих рисков. Общество 
реализует планы по технической модернизации основных производственных мощностей. Одним 
из основных направлений модернизации является деятельность по совершенствованию 
автоматизированных систем управления для основного технологического оборудования, что 
позволяет получать продукцию более высокого качества и более высокий уровень безопасности 
при эксплуатации технологических линий.   
          Энергоснабжение. Процесс производства титана губчатого и плавки в значительной мере 
зависит от источников электроснабжения. Перерыв в электроснабжении более 4-8 часов 
приведет к застыванию расплава в электролизерах и далее к полному прекращению производства 
магния, хлора и губчатого титана.   
          С целью стабильного энергообеспечения производства титана губчатого в плановом режиме 
ведутся работы по развитию схемы внешнего и внутреннего электроснабжения промышленной 
площадки филиала «АВИСМА». Внешние риски в данном вопросе минимальны, так как: 
      - Свердловская область в настоящее время энергоизбыточна по электрической энергии и не 
возникает проблем с ее получением. Для наиболее энергоемкого производства (губчатый титан в 
филиале «АВИСМА» г. Березники Пермского края) во втором квартале 2011 года пущена в 
эксплуатацию подстанция «Космос» с подключением к центральному энергокольцу Российской 
Федерации и выходом на оптовый энергетический рынок, что одновременно обеспечивает 
снижение затрат на электроэнергию;   
      - ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» находится в районе магистральных российских 
газопроводов, близко к их началу (источникам газа), поэтому не возникает проблем с 
обеспечением требуемого давления газа на входе в систему предприятия и получением 
необходимого объема потребления газа; 
      - для обеспечения производства теплом, паром, сжатым воздухом, питьевой и промышленной 
водой ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» располагает собственными промышленными 
установками и не испытывает проблем с данными энергоносителями; 
      - Корпорация имеет достаточные лимиты от государственных органов на потребление воды 
для промышленных и бытовых нужд, на сброс загрязненных стоков и воздуха (после их очистки 
до санитарных норм) в водный и воздушный бассейны, на складирование твердых промышленных 
отходов на специальный полигон для захоронения. На предприятиях ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА» созданы и успешно работают экологические службы, обеспечивающие 
строгое соблюдение действующего законодательства в области охраны окружающей среды. 
Принята и реализуется Политика в области экологии, разработана, введена и функционирует 
Система экологического менеджмента, проведена сертификация экологической деятельности 
Общества по международным экологическим стандартам серии ИСО 14001.   
          Тем не менее, Корпорация может оказаться не в состоянии, при условии коммерчески 
обоснованных затрат, преодолеть затруднения, связанные с авариями источников энергии и 
линий связи, осадкой / разрушением зданий и сооружений, а также с авариями на 
железнодорожном транспорте и дорожно-транспортными происшествиями. 
          Технологические резервы: для каждого вида продукции на ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА» имеется несколько вариантов производства (например, ковка слитков 
может осуществляться на ковочных молотах, ковочных прессах), что гарантирует 
возможность исполнения заказов даже при перегрузке или аварийном выходе из строя отдельных 
видов оборудования. 
          Резервы производственных мощностей: имеющееся оборудование ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА» загружено на 70 – 90 %, что позволяет выполнять получаемые заказы или 
изменения заказов в сторону увеличения объемов в минимальные сроки. Интенсивная 
реконструкция и развитие производства направлена на ликвидацию узких мест в производстве и 
увеличение мощностей по выпуску продукции.   

29 

          ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» в отличие от большинства титановых фирм мира 
является интегрированным поставщиком, осуществляющим изготовление всех видов 
металлургических полуфабрикатов из титановых сплавов. Это позволяет   
ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» влиять на длительность производственного цикла, 
ценовые показатели и нести полную ответственность за качество продукции. 
          В ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» действует механообрабатывающий комплекс для 
черновой и получистовой обработки штамповок, используемых для сборки компонентов и узлов 
авиационной техники (шасси гражданских самолётов). Это позволит конечным заказчикам 
сократить число субпоставщиков и цикл производства изделий. 
          Корпорацией совместно с фирмой Boeing создано и в июле 2009 года осуществлён пуск в 
эксплуатацию предприятие Ural Boeing Manufacturing для черновой и получистовой 
механической обработки штампованных поковок самолета В787 и В737.   
          В декабре 2016 года авиапроизводитель Boeing и ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 
подписали соглашение о начале реализации проекта по расширению мощностей совместного 
предприятия Ural Boeing Manufacturing в особой экономической зоне «Титановая долина» в 
Свердловской области. Открытие нового производственного цеха запланировано на второе 
полугодине 2018 года. Планируется, что на новой производственной площадке будет 
осуществляться обработка титановых штамповок для всех гражданских самолетов Boeing.   
          В рамках долгосрочного соглашения на передел продукции с компанией Universal 
Stainless&AlloyProducts, (США), которая поставляет пруток в дочернюю компанию ПАО 
«Корпорация ВСМПО-АВИСМА» - NF&M International Inc, компания NF&M осуществляет 
окончательный передел полученной продукции, и производит прутки малого диаметра и 
проволоку в бухте, а также прямые прутки с жесткими допусками. Новые мощности начали 
функционировать в опытном режиме в третьем квартале 2011 года. Начальная 
производительность первой очереди составила порядка 500 тонн в год, с возможностью 
увеличения до 1000 тонн. Запуск данного производства позволяет ликвидировать пробел в 
линейке продукции ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», предназначенной для изготовления 
медицинских изделий, авиационного крепежа, и обеспечивает возможность вхождения в новый 
бизнес с изделиями мелкого сортамента и более глубокой степенью переработки. Система 
качества NF&M сертифицирована по международному медицинскому стандарту ISO13485, 
кроме того предприятие имеет прямые утверждения ведущих медицинских производителей. На 
сегодняшний день NF&M осуществляет поставки прутков различных сплавов на медицинский 
рынок, осуществляются работы по модернизации оборудования для производства тонких 
прутков из CP сплавов, которые широко применяются при производстве зубных имплантатов. 
          В октябре 2013 года ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» подписали соглашение с мировым 
алюминиевым гигантом Alcoa (в настоящее время Arconic) о создании совместного предприятия 
для производства полуфабрикатов из алюминиевых и титановых сплавов, прежде всего 
крупногабаритных штамповок, в том числе деталей шасси и крепления крыла. Производство 
организовано на базе кузнечнопрессового цеха «Arconic СМЗ» (Самарский металлургический 
завод), входящего в структуру Arconic. Этот цех располагает высокопроизводительным 
оборудованием, в том числе вертикальным прессом усилием в 75 тыс. тонн.   
          В 2017 году продолжалась реализация масштабной инвестиционной программы по всем 
производственным и вспомогательным направлениям деятельности, например инвестиционный 
проект по созданию производства по механической обработке штамповок в ОЭЗ «Титановая 
долина», работы по развитию печного хозяйства, проект по созданию участка правки и отжига 
плит в    цехе плоского проката и другие проекты, способствующие существенному расширению 
производства титановой продукции Корпорацией, что позволяет заказчикам уменьшать число 
поставщиков и затраты на сертификацию производства. 
          В 2017 году финальную стадию вошел инвестиционный проект по созданию 
кольцераскатного комплекса и сопутствующей инфраструктуры, продолжались работы по 
созданию участка правки и отжига плит в цехе плоского проката, началась реализация 
инвестиционного проекта в цехе № 22 по механической обработке колец большого диаметра, а 
также работы по расширению механообрабатывающего производства в Корпорации. 
          В перспективе Корпорация планирует существенно расширить производство титановых 
изделий. Это позволит заказчикам уменьшить число поставщиков и затраты на сертификацию 
производства. 
          Риски, связанные с возможностью потери потребителей, на оборот с которыми 
приходится не менее чем 10 процентов общей выручки от продажи продукции (работ, услуг) 
эмитента минимальны, так как с основными крупнейшими заказчиками подписаны или 
оформляются долгосрочные (на 5-10 лет) соглашения на поставку продукции Компании. 
Компания имеет более 300 заказчиков в 49 странах мира. Доля продаж по долгосрочным 
соглашениям (LTA) составляет более 60 %. 
 

30 

          С целью снижения рисков, связанных с деятельностью компании, ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА» осуществляет все виды обязательного страхования, предусмотренного 
действующим законодательством РФ.   
          Кроме того, с целью защиты интересов ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», помимо 
обязательных страховых программ, реализуются дополнительные страховые программы, в 
частности, заключен договор страхования имущества, принадлежащего ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА», от всех рисков, включая страхование машин от поломок, убытков от 
перерыва в производстве.   
          В рамках заключенного Коллективного договора, с учетом того, что ПАО «Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА» является социально-ориентированной организацией, все работники 
застрахованы по программе добровольного медицинского страхования (ДМС).

 

Раздел III. Подробная информация об эмитенте 

3.1. История создания и развитие эмитента 

3.1.1. Данные о фирменном наименовании (наименовании) эмитента 

Полное фирменное наименование эмитента:

 Публичное акционерное общество "Корпорация 

ВСМПО-АВИСМА"

 

Дата введения действующего полного фирменного наименования:

 21.05.2015

 

Сокращенное фирменное наименование эмитента:

 ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"

 

Дата введения действующего сокращенного фирменного наименования:

 21.05.2015

 

 

 

 

Все предшествующие наименования эмитента в течение времени его существования 

Полное фирменное наименование:

 Акционерное общество открытого типа "ВСМПО"

 

Сокращенное фирменное наименование:

 АООТ "ВСМПО"

 

Дата введения наименования:

 18.02.1993

 

Основание введения наименования: 

Государственная регистрация (№ 162 II-ВИ)

 

 
Полное фирменное наименование:

 Открытое акционерное общество "Верхнесалдинское 

металлургическое производственное объединение"

 

Сокращенное фирменное наименование:

 ОАО "ВСМПО"

 

Дата введения наименования:

 11.07.2002

 

Основание введения наименования: 

Государственная регистрация (№ 162)

 

 
Полное фирменное наименование:

 Открытое акционерное общество "Корпорация 

ВСМПО-АВИСМА"

 

Сокращенное фирменное наименование:

 ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"

 

Дата введения наименования:

 24.01.2005

 

Основание введения наименования: 

Решение собрания акционеров (Протокол от 12.01.2005)

 

 
Полное фирменное наименование:

 Публичное акционерное общество "Корпорация 

ВСМПО-АВИСМА"

 

Сокращенное фирменное наименование:

 ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"

 

Дата введения наименования:

 21.05.2015

 

Основание введения наименования: 

Решение Общего собрания акционеров (протокол от 28.04.2015). Приведение наименования 
акционерного общества в соответствие с положениями Гражданского кодекса РФ, 

31 

вступившими в силу 01.09.2014.

 

 

3.1.2. Сведения о государственной регистрации эмитента 

Данные о первичной государственной регистрации 

Номер государственной регистрации:

 162 II-ВИ

 

Дата государственной регистрации:

 18.02.1993

 

Наименование органа, осуществившего государственную регистрацию:

 Администрация города 

Верхняя Салда Свердловской области

 

Данные о регистрации юридического лица: 
Основной государственный регистрационный номер юридического лица:

 1026600784011

 

Дата внесения записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, в единый 
государственный реестр юридических лиц:

 11.07.2002

 

Наименование регистрирующего органа:

 Межрайонная инспекция МНС России № 3 по 

Свердловской области

 

3.1.3. Сведения о создании и развитии эмитента 

Эмитент создан на неопределенный срок 
Краткое описание истории создания и развития эмитента. Цели создания эмитента, миссия эмитента 
(при наличии) и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для принятия решения 
о приобретении ценных бумаг эмитента: 

      Срок существования эмитента с даты его государственной регистрации, а также срок, до 
которого эмитент будет существовать, в случае если он создан на определенный срок или до 
достижения определенной цели: 
      С 18 февраля 1993 года. Эмитент создан на неопределенный срок. 
 
Краткое описание истории создания и развития эмитента. Цели создания эмитента, миссия 
эмитента (при наличии), и иная информация о деятельности эмитента, имеющая значение для 
принятия решения о приобретении ценных бумаг эмитента: 
      Завод - предшественник ВСМПО был построен в 1933 году в окрестностях Москвы; он являлся 
первым в Советском Союзе производителем деталей из алюминия для двигателей и самолетов. 
      Во время Великой Отечественной Войны завод был эвакуирован в г. Верхняя Салда, 
Свердловской области. 
      В 1957 г. был выплавлен первый титановый слиток, а с 1958 г. началось полномасштабное 
производство первичного титана. 
      С 1957 по 1990 г. ВСМПО существенно нарастило объемы производства, так как в эти годы 
объединение являлось единственным поставщиком титана для советской аэрокосмической и 
военной промышленности. 
      В 1991 г. на ВСМПО объем выплавленных титановых слитков на 50 % превысил общий объем 
производства слитков в США, Европы и Японии вместе взятых. 
      В начале 90-ых, в связи с сокращением военного бюджета и резким снижением спроса на 
отечественные самолеты со стороны гражданской авиации, внутренний спрос на титан упал в 
20-30 раз, а на алюминий - в 5-6 раз, что поставило ВСМПО на грань банкротства. 
      Желание сохранить завод, который, по существу, является единственным градообразующим 
предприятием в городе с численностью 55 тысяч человек, имея высокий научно-технический 
потенциал, новое руководство ВСМПО приняло стратегическое решение начать 
диверсификацию производства и производить не только титан для военного применения на 
отечественном рынке, но и продукцию на экспорт. 
      Поставленная задача усложнялась тем, что состав сплавов титана, производимых за 
рубежом, отличался от используемых в российской авиапромышленности. 
      Были освоены новые технологии, которые позволили получать титановую продукцию того 
качества, которое требовалось зарубежным заказчикам. 
      Проведена реконструкция оборудования и созданы новые участки, в основном, для отделочных 
и контрольных операций. 
      В итоге, с 1993 года по 1997 год удалось в 6 раз увеличить объем экспортных поставок. 
      Основным элементом стратегии выхода на внешние рынки стала программа сертификации 
продукции Компании у потенциальных зарубежных покупателей. 
      Компания также вложила средства в модернизацию производственного процесса, в 

32 

частности, в систему контроля качества. Качество продукции эмитента подтверждено более 
чем 120 сертификатами качества, включая сертификаты от крупнейших производителей 
самолетов и их поставщиков. 
      На сегодняшний день более 68 % титановой продукции эмитента идет на экспорт, в 
основном, для применения в аэрокосмической отрасли в США и Европе. 
      В настоящее время эмитент работает над тем, чтобы повысить в общем объеме 
производства долю продукции с более высокой добавленной стоимостью: тонкий титановый 
лист, сварные тонкостенные титановые трубы, штамповки. 
      Кроме того, были созданы нетрадиционные производства: по строительному бизнесу, колесам, 
посуде, теплообменной аппаратуре из титана, по газоочистным системам. 
Все это позволило сохранить кадровый потенциал, основной состав инженеров, конструкторов, 
технологов и рабочих, который ответственен и за город, поскольку завод является 
градообразующим предприятием, а также сохранить весь промышленный потенциал 
предприятия, все производственные мощности, поддерживать их в абсолютно рабочем 
состоянии, и, более того, перестроить их на более высокий уровень технологических и 
качественных требований. 
      1 июля 2005 года произведена реорганизация ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" путем 
присоединения к нему ОАО "АВИСМА титано-магниевый комбинат", имеющего свою историю 
развития. 
      В 1941 году по заданию Правительства СССР началось строительство Березниковского 
магниевого завода. 
      Новый завод должен был обеспечить резкий рост производства магния в СССР. Завод решено 
было создать на Урале в г. Березники, где расположены неисчерпаемые залежи 
калийно-магниевых солей Верхнекамского месторождения. 
      Первые слитки магния были получены уже в 1943 году. В течение двух следующих 
десятилетий производство магния в Березниках развивалось и достигло значительного уровня. 
      Принципиально новый этап в развитии российской магниевой промышленности наступил в 
50-е годы в связи с интенсивным ростом производства титана. 
      Необходимость обеспечения магнием стадии магнийтермического производства титановой 
губки привела к созданию комбинированных производств - титано-магниевых комбинатов. В 1960 
был произведен первый уральский титан. За достижения в производстве титана и магния, за 
эффективность и качество работы Березниковский титано-магниевый комбинат (БТМК) был 
награжден Орденом Трудового Красного Знамени и почетными знаками. 
      Другой важный этап в истории завода - приватизация БТМК и преобразование в Открытое 
Акционерное Общество "АВИСМА титано-магниевый комбинат". 
      В 1994 году ОАО "АВИСМА" стало полноправным членом Международной Магниевой 
Ассоциации. Целью данной организации является способствование расширению использования 
магния в мировой промышленности и информирование участников магниевого рынка о 
тенденциях развития отрасли цветной металлургии. 
      В 1998 году контрольный пакет акций комбината перешел во владение ОАО "ВСМПО" (ОАО 
"Верхнесалдинское Металлургическое Производственное Объединение"). 
      24 апреля 2015 года внеочередное общее собрание акционеров ОАО "Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА" утвердило Устав Корпорации в новой редакции. Полное фирменное 
наименование Корпорации и сокращенное фирменное наименование Корпорации на русском языке 
приведено в соответствие с требованиями Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 05.05.2014 № 99-ФЗ. Полное 
фирменное наименование Организации: публичное акционерное общество "Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА", сокращенное фирменное наименование: ПАО "Корпорация 
ВСМПО-АВИСМА". Переименование Корпорации не является реорганизацией. 
 
Главные цели эмитента: 
      Выпуск продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям заказчиков, 
соответствующим международным и национальным стандартам и обязательным требованиям 
надзорных органов.                                                                                                                                                                                                                                   
Повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутренних и внешних рынках. 
      Кроме того, задачей ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" является обеспечение базовых 
отраслей экономики, выход в наиболее престижные секторы мировых рынков: авиацию, космос, 
химию, энергетику, экологию.   
      Миссия ПАО "Корпорации ВСМПО-АВИСМА" - максимальное удовлетворение потребности 
российских и зарубежных заказчиков в высококачественных и конкурентных по цене изделиях из 
титановых, алюминиевых и других материалов для применения их в авиакосмосе, судостроении и 
освоении подводных глубин, энергетике, транспорте, добыче природных ресурсов, химическом 
машиностроении, очистке воздуха и воды, медицине, спорте и досуге.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..