В Таджикистане разработка подходов,
выходящих за рамки национализации ЦУР
находится на начальном этапе. В особенности
это касается вопросов локализации ЦУР
посредством внесения вопросов ЦУР в районные
планы и проекты. Локализация ЦУР выступает
инструментом «Дорожной карты» для
обеспечения принципа «никого не оставить в
стороне» на уровне отдельных территорий
страны.
Если Правительство страны устанавливает цели и
задачи на страновом уровне и разрабатывает
мандаты для их поддержки, то местные органы
исполнительной и законодательной власти несут
ответственность за их реализацию
непосредственно в регионах. Поэтому роль
местных органов исполнительной и
законодательной власти в локализации и
реализации ЦУР в стране очень высока и
решающая. Пока единый подход, применяемый
для локализации ЦУР отсутствует, важно
применять подход с участием многих
заинтересованных сторон, чтобы помочь
обеспечить полную ответственность за
реализацию стратегических целей НСР-2030 и
ЦУР в Таджикистане. Для поддержки данной
инициативы необходима институционализация
локализации ЦУР, в частности, модернизация
методологии планирования развития районов.
Существующие программы развития районов
страны в основном построены на методологии
планирования без учета ЦУР. Сегодня только
четыре района страны выступают пилотными для
локализации и оценки ЦУР в Таджикистане и на
данный момент пока не разработан
национальный подход к локализации ЦУР.
С помощью специалистов Министерства
экономического развития и торговли Республики
Таджикистан в четырех районах страны были
разработаны Программы социально-
экономического развития на 2018-2020 годы.
Впервые все расходы бюджетов были
сгруппированы по ЦУР. В пилотные районы и
города вошли: Исфара, Таджикабад, Ляхш и
Душанбе.
В рамках проведения тематических консультаций
было принято решение провести анализ по
городу Исфаре и району Таджикабад. В
настоящем Докладе были проанализированы
расходы районов по источникам, а также
структура расходов в разрезе ЦУР, которые
представлены в Программах развития двух
пилотных районов - Исфара и Таджикабад. Эти
два района отражают связки: город (Исфара) и
село (Таджикабад), и донор (Исфара) и
дотационный район (Таджикабад).
1.4. Локализация ЦУР:
пилотные районы - Таджикабад и Исфара
4
8
Таблица 6.
Источники расходов районов для исполнения Программы развития
Исфара
Таджикабад
Всего расходов: -
100%
100%
Республиканский (областной) бюджет:
23,3
26,7
Местный бюджет
1,9
8,0
Частный сектор
50,8
22,7
Иностранные инвестиции
21,0
27,9
Источники не определены
3,0
14,7
Общий объем бюджета Исфары превосходит
бюджет Таджикабада более чем в 3 раза (360906
тыс. сомони против 117626 тыс. сомони). В
абсолютном выражении по всем статьям
расходов, бюджет Исфары намного превосходит
бюджет Таджикабада.
Как видно из приведенных данных, удельный вес
финансирования из республиканского
(областного) бюджетов в общем объеме
расходов районов практически одинаковы
(23,3% и 26,7%).