КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА Об административных правонарушениях (редакция 2022 года) - часть 6

 

  Главная      Книги - Разные     КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА Об административных правонарушениях (редакция 2022 года)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА Об административных правонарушениях (редакция 2022 года) - часть 6

 

 

Статья 476. Компетенция органов государственной статистики Туркменистана по
рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Органы государственной статистики Туркменистана рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 289-290 и частью
второй статьи 365 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право председатель Государственного комитета
Туркменистана по статистике, его заместители и начальники управлений статистики
велаятов и городов с правами велаята.
Статья 477. Компетенция государственных финансовых органов Туркменистана по
рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Государственные финансовые органы Туркменистана рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 292, 302-303 и частью
второй статьи 365 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных
статьями 292, 303 и частью второй статьи 365 настоящего Кодекса, и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий имеют право министр
финансов Туркменистана, руководители главных финансовых управлений велаятов и
городов с правами велаята, руководители финансовых отделов в этрапах и городах с
правами этрапа.
3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй
302 настоящего Кодекса, и налагать административное взыскание в пределах своих
полномочий имеют право Министр финансов Туркменистана и его заместитель.
Статья 478. Компетенция государственных органов экономики и развития
Туркменистана по рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Государственные органы экономики и развития Туркменистана рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 281,
статьями 285, 293 и частью второй статьи 365 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право Министр экономики и развития
Туркменистана, его заместители, руководители главных управлений экономики и
развития велаятов и городов с правами велаята, руководители отделов экономики и
развития этрапов и городов с правами этрапа.
Статья 479. Компетенция органов труда и социальной защиты населения
Туркменистана по рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Органы труда и социальной защиты населения Туркменистана рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 295-296, 304-307 и
частью второй статьи 365 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право министр труда и социальной защиты
населения Туркменистана, его заместители, руководители управлений труда и занятости
населения велаятов и городов с правами велаята, руководители отделов труда и занятости
населения этрапов и городов с правами этрапа.
Статья 480. Компетенция органов Пенсионного фонда Туркменистана по
рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Органы Пенсионного фонда Туркменистана рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 297-299 и частью второй статьи 365
настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право управляющий Пенсионным фондом
Туркменистана при Министерстве труда и социальной защиты населения Туркменистана,
руководители Пенсионного фонда Туркменистана в велаятах и городах с правами
велаятов, этрапах и городах с правами этрапов.
Статья 481. Компетенция государственных органов стандартизации, метрологии,
охраны труда и промышленной безопасности Туркменистана по рассмотрению дел
об административных правонарушениях
1. Государственные органы стандартизации, метрологии, охраны труда и промышленной
безопасности Туркменистана рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 88, 106-107, 108 (административные
правонарушения, совершённые в процессе разработки полезных ископаемых), 180, 182,
184-191, 196, 207, 237, 247, 280, 304 (административные правонарушения, связанные с
несоблюдением правил проведения аттестации рабочих мест), 305, 309 и 319, частями
четвёртой и седьмой статьи 329 и частью второй статьи 365 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право председатель Главной государственной
службы «Türkmenstandartlaryª, государственные инспекторы, председатели велаятских
служб.
Статья 482. Компетенция органов энергетики Туркменистана по рассмотрению дел
об административных правонарушениях
1. Органы энергетики Туркменистана рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 181, 183-185 и 189 (нарушение правил
пользования энергией) настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право следующие должностные лица органов
Министерства энергетики Туркменистана:
1) начальники и инспекторы отделений предприятия «Döwletenergogözegçilik»;
2) директор предприятия «Döwletener¬gogözegçilikª, его заместители, главные инженеры
и инспекторы, начальники местных отделений, их заместители, главные инженеры и
инспекторы;
3) председатель Государственной электроэнергетической корпорации «Türkmenenergo»,
его заместители и главный инженер, а также генеральные директоры производственных
объединений корпорации в велаятах и городах с правами велаята, их заместители и
главные инженеры.
Статья 483. Компетенция органов коммунального хозяйства Туркменистана по
рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Органы коммунального хозяйства Туркменистана рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 141, 268-277 и частью
второй статьи 365 настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право следующие должностные лица:
1) Министр коммунального хозяйства Туркменистана и его заместители;
2) начальники органов коммунального хозяйства велаятов и городов с правами велаята,
этрапов и городов с правами этрапа Министерства коммунального хозяйства
Туркменистана и их заместители.
Статья 484. Компетенция органов культуры Туркменистана по рассмотрению дел об
административных правонарушениях
1. Органы культуры Туркменистана рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьями 330, 332 и частью второй статьи 365
настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право Министр культуры Туркменистана,
начальники структурных подразделений министерства и руководители управлений
культуры велаятов и городов с правами велаята.
Статья 485. Компетенция органов государственной издательской службы
Туркменистана по рассмотрению дел об административных правонарушениях
1. Органы Государственной издательской службы Туркменистана рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 333
настоящего Кодекса.
2. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать
административное взыскание в пределах своих полномочий от имени органов, указанных
в части первой настоящей статьи, имеют право председатель Государственной
издательской службы Туркменистана, а также руководители издательств велаятов и
городов с правами велаята.
Статья 486. Компетенция должностных лиц по рассмотрению дел об
административных правонарушениях, связанных с запретом курения сигарет и
табачных продуктов
Руководители министерств, ведомств, воинских частей и соединений,учреждений
образования, театров и кинотеатров, предприятий, учреждений, организаций и других
юридических лиц и их заместители рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 79 настоящего Кодекса, и они имеют право
от имени указанных юридических лиц налагать административное взыскание.
Глава 26. Лица, участвующие в административном производстве, их права и
обязанности
Статья 487. Правовое положение лица, в отношении которого ведётся производство
1. Лицо, в отношении которого ведётся производство, имеет право:
1) ознакомиться с материалами дела;
2) заявлять отвод;
3) давать объяснения;
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и возражения;
6) при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью;
7) приносить жалобы на применение мер обеспечения административного производства и
на вынесенное постановление по делу.
2. Лицо, в отношении которого ведётся производство, может пользоваться и иными
правами, установленными настоящим Кодексом.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, в
отношении которого ведётся административное производство, или представителя
юридического лица. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в
случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о времени и месте
рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
дела либо в удовлетворении заявленного ходатайства было отказано.
4. Орган, уполномоченный рассматривать дело, вправе считать присутствие лица, в
отношении которого ведётся административное производство, или представителя
юридического лица обязательным.
5. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусматривающих
наложение административного взыскания в виде административного ареста, ограничения
специального права, предоставленного физическому лицу, административного
выдворения за пределы Туркменистана или административное приостановление
деятельности, присутствие лица, в отношении которого ведётся административное
производство, или представителя юридического лица обязательно.
6. Если рассмотрение обстоятельств дела при производстве дела об административном
правонарушении может оказать негативное влияние на несовершеннолетних лиц, такие
лица могут быть временно отстранены от участия в рассмотрении дела.
Статья 488. Потерпевший
1. Потерпевшим считается лицо, которому административным правонарушением
причинён моральный, физический или имущественный вред.
2. Потерпевший имеет право:
1) ознакомиться со всеми материалами дела;
2) дать объяснения;
3) представлять доказательства;
4) заявлять ходатайства и отводы;
5) пользоваться юридической помощью;
6) приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.
3. Потерпевший вправе пользоваться и иными правами, установленными настоящим
Кодексом.
4. Дела об административном правонарушении рассматриваются в присутствии
потерпевшего. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях,
когда имеются данные о его своевременном извещении о времени и месте рассмотрения
дела, и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо в
удовлетворении заявленного ходатайства было отказано.
5. Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в порядке, установленном
статьёй 493 настоящего Кодекса.
Статья 489. Законные представители
1. Интересы лица, в отношении которого ведётся административное производство, и
потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые из-за своих
физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свои
права по делам об административных правонарушениях, вправе защищать их законные
представители.
2. Под законными представителями лиц, указанных в части первой настоящей статьи,
подразумеваются их родители, усыновители, опекуны либо попечители.
3. Если у лиц, указанных в части первой настоящей статьи, нет законных представителей,
орган, уполномоченный рассматривать дело, в производстве которого находится дело об
административном правонарушении, считает законным представителем этих лиц органы
опеки и попечительства.
4. Степень родства законных представителей несовершеннолетнего лица, в отношении
которого ведётся административное производство, и их полномочия подтверждаются
соответствующими документами, определенными законодательством Туркменистана.
5. Законный представитель обладает в отношении представляемых лиц правами,
предусмотренными настоящим Кодексом, и исполняет соответствующие обязанности.
6. При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении
несовершеннолетних орган, уполномоченный рассматривать дело, вправе считать
присутствие законных представителей этих лиц обязательным.
Статья 490. Представитель юридического лица
1. Права юридических лиц по делу об административном правонарушении осуществляют
их представители.
2. Представителями юридического лица считаются руководитель юридического лица, а
также другие лица, которым в порядке, установленном нормативными правовыми актами
Туркменистана, доверено представлять юридическое лицо.
3. Дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом,
рассматривается в присутствии представителя юридического лица. В отсутствии
указанного представителя юридического лица дело может быть рассмотрено лишь в
случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о времени и месте
рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
дела либо в удовлетворении заявленного ходатайства было отказано.
4. Орган, уполномоченный рассматривать дело, вправе считать присутствие представителя
юридического лица при рассмотрении дела об административных правонарушениях
обязательным.
Статья 491. Защитник и представитель
1. Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведётся производство,
в административном производстве может участвовать защитник, а для оказания
юридической помощи потерпевшему - представитель.
2. В качестве защитника или представителя к участию в административном производстве
допускается адвокат или иное лицо, имеющее право оказывать юридическую помощь.
3. Защитник и представитель допускаются к участию в административном производстве с
момента составления протокола об административном правонарушении.
4. Защитник и представитель, допущенные к участию в административном производстве,
вправе:
1) ознакомиться со всеми материалами дела;
2) представлять доказательства;
3) обратиться с ходатайством и заявлять возражения;
4) участвовать при рассмотрении дела;
5) приносить жалобы на применение мер обеспечения административного производства и
на вынесенное постановление по делу;
6) пользоваться иными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, зарегистрированным и выданным
коллегией адвокатов. Полномочия представителя и иного лица, оказывающего
юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, выданной в соответствии с
нормативными правовыми актами Туркменистана.
6. Защитник и представитель обязаны сообщить органу, уполномоченному рассматривать
дело, об обстоятельствах, предусмотренных в части первой статьи 499 настоящего
Кодекса.
Статья 492. Обязательность присутствия адвоката
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершённых лицами, не
достигшими возраста совершеннолетия, или лицами, которые из-за своих физических или
психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свои права по делам об
административных правонарушениях, а также по требованию лица, в отношении которого
ведётся производство, присутствие адвоката обязательно.
Статья 493. Свидетель
1. В качестве свидетеля для дачи объяснения может быть вызвано любое лицо, которому
могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение по делу об
административном правонарушении.
2. По вызову органа, уполномоченного рассматривать дело, в производстве которого
находится дело об административном правонарушении, свидетель обязан явиться в
указанное время, дать правдивые объяснения обо всех фактах, известных ему по делу и
ответить на поставленные вопросы, подтвердить собственной подписью данные им
объяснения по вопросам, включенным в протокол.
3. Свидетель вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика, внести в протокол
соответствующие замечания о правильности записи его объяснений, а в случаях,
предусмотренных статьёй 14 настоящего Кодекса, отказаться от дачи объяснений.
4. Получение объяснения от несовершеннолетних лиц в возрасте до четырнадцати лет
ведётся в присутствии преподавателя или психолога. Получение объяснения от
несовершеннолетнего лица может проводиться только в присутствии его родителей или
лиц, их заменяющих.
5. Свидетель предупреждается об ответственности, предусмотренной статьёй 426
настоящего Кодекса за дачу заведомо ложных объяснений.
Статья 494. Лица, от которых не могут быть получены объяснения в качестве
свидетеля
Лицами, от которых не может быть получено объяснение в качестве свидетеля, являются:
1) лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут понять
обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении, и
дать правильные объяснения по таким обстоятельствам;
2) защитник лица, совершившего административное правонарушение, - об
обстоятельствах, сообщённых ему лицом, совершившим административное
правонарушение, в связи с выполнением обязанностей адвоката;
3) законный представитель - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с
выполнением обязанностей законного представителя.
Статья 495. Понятые
1. Для участия в производстве по делу должностное лицо, в производстве которого
находится дело об административном правонарушении, вызывает понятых из числа
совершеннолетних лиц, не заинтересованных в исходе дела. Число понятых не может
быть менее двух человек.
2. При личном досмотре, досмотре вещей, транспортных средств, изъятии вещей и
документов, а также при проведении освидетельствования на состояние опьянения
участие понятых является обязательным. Понятые собственноручными подписями в
протоколе заверяют совершённые в их присутствии процессуальные действия,
содержание и результаты таких действий.
3. Участие понятых в административном производстве и их замечания о процессуальных
действиях отмечаются в протоколе.
4. В случае необходимости в ходе административного производства от понятого может
быть получено объяснение в качестве свидетеля в порядке, установленном статьёй 493
настоящего Кодекса.
Статья 496. Специалист
1. Любое лицо, не заинтересованное в деле об административном правонарушении и
обладающее специальными знаниями для оказания помощи в установлении, изъятии и
оформлении доказательств, а также в применении технических средств, может быть
вызвано должностным лицом, в производстве которого находится дело, для участия в
производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста.
2. Специалист вправе:
1) ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении, в котором он
принимает участие и которое относится к сфере его деятельности;
2) с разрешения органа, уполномоченного рассматривать дело, в производстве которого
находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, в отношении
которого ведётся производство, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к делу,
которое ведется специалистом;
3) высказать замечания и объяснения о выполненных действиях.
3. Специалист обязан:
1) явиться по вызову органа, уполномоченного рассматривать дело, в производстве
которого находится дело;
2) участвовать в установлении, изъятии и оформлении доказательств;
3) давать объяснения о выполненных им действиях;
4) собственноручной подписью в протоколе подтвердить содержание и результаты этих
действий;
5) сообщить органу, уполномоченному рассматривать дело, вызвавшему специалиста, о
самоотводе, если имеется одно из обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи
499 настоящего Кодекса.
4. Специалист предупреждается об административной ответственности, предусмотренной
статьёй 426 настоящего Кодекса, за дачу заведомо ложных объяснений, умышленное
уклонение от выполнения своих обязанностей или от явки по вызову.
Статья 497.Эксперт
1. В качестве эксперта для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения
приглашается лицо, обладающее достаточными специальными знаниями в области науки,
искусства, техники и других отраслей с целью выяснения соответствующих вопросов, и не
заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении.
2. Эксперт вправе отказаться от выдачи заключения, если поставленные перед ним
вопросы выходят за рамки его специальных знаний либо если представленные ему
объекты исследования и материалы по делу непригодны или недостаточны для выдачи
заключения.
3. Эксперт имеет право:
1) ознакомиться с материалами дела, относящимися к экспертизе;
2) заявить ходатайство о представлении ему дополнительных материалов по делу,
необходимых для выдачи заключения;
3) для выяснения сведений, относящихся к экспертизе, с разрешения органа,
уполномоченного рассматривать дело, в производстве которого находится дело об
административном правонарушении, задавать вопросы лицу, в отношении которого
ведётся производство, потерпевшему, свидетелям;
4) указать в своем заключении наряду с поставленными перед ним вопросами и иные
обстоятельства, относящиеся к экспертизе и считающиеся существенными для дела;
5) присутствовать при рассмотрении дела.
4. Эксперт обязан:
1) явиться по вызову органа, уполномоченного рассматривать дело, в производстве
которого находится дело об административном правонарушении;
2) проводить всестороннее исследование предъявленных ему объектов и материалов по
делу, давать обоснованные и объективные заключения по поставленным перед ним
вопросам;
3) сообщить органу, уполномоченному рассматривать дело, назначившему экспертизу, о
самоотводе, если имеется одно из обстоятельств, предусмотренных частью второй статьи
499 настоящего Кодекса.
5. Эксперт предупреждается об административной ответственности, предусмотренной
статьёй 426 настоящего Кодекса, за дачу заведомо ложного заключения, умышленное
уклонение от выполнения своих обязанностей или от явки по вызову.
Статья 498. Переводчик
1. Переводчиком при административном производстве может быть любое лицо, не
заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении, достигшее
возраста совершеннолетия и владеющее языками, необходимыми для перевода.
2. Переводчик назначается органом, уполномоченным рассматривать дело, в производстве
которого находится дело об административном правонарушении.
3. Переводчик обязан явиться по вызову органа, уполномоченного рассматривать дело, в
производстве которого находится дело об административном правонарушении, полностью
и точно выполнить порученный ему перевод и собственноручной подписью заверить
правильность перевода.
4. Переводчик обязан сообщить вызвавшему его органу, уполномоченному рассматривать
дело, о самоотводе, если имеет место одно из обстоятельств, предусмотренных частью
второй статьи 499 настоящего Кодекса.
5. Переводчик предупреждается об административной ответственности, предусмотренной
статьёй 426 настоящего Кодекса, за выполнение заведомо неправильного перевода,
умышленное уклонение от выполнения своих обязанностей или от явки по вызову.
Статья 499. Обстоятельства, исключающие участие в административном
производстве
1. Не вправе участвовать в качестве защитника или представителя в административном
производстве сотрудники государственного органа, осуществляющего контроль за
соблюдением порядка возбуждения дела об административных правонарушениях после
совершения административного правонарушения, а также лица, ранее выступившие по
данному делу в качестве других участников.
2. Специалист, эксперт и переводчик не вправе участвовать в административном
производстве, если он:
1) находится в родственных связях с лицом, совершившим административное
правонарушение, представителем юридического лица или законным представителем,
защитником, прокурором, членом комиссии, судьёй или должностным лицом, в
производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) ранее выступил по данному делу в качестве другого участника; 3) при наличии
достаточных оснований полагать о его прямой или косвенной заинтересованности в
исходе дела.
Статья 500. Отвод лицам, участие которых в административном производстве
исключается
1. Защитник, представитель, специалист, эксперт или переводчик подлежат отстранению
от участия в административном производстве, если имеют место обстоятельства,
предусмотренные статьёй 499 настоящего Кодекса.
2. Об отводе на участие в производстве по делам об административных правонарушениях
лиц, указанных в части первой настоящей статьи, может быть заявлено любым из
участников производства по делу. Заявление о самоотводе или отводе представляется
органу, уполномоченному рассматривать дело, в производстве которого находится дело
об административном правонарушении.
3. При рассмотрении заявления о самоотводе или отводе орган, уполномоченный
рассматривать дело, принимает постановление об удовлетворении или неудовлетворении
заявления.
Глава 27. Доказательства при административном производстве. Оценка
доказательств
Статья 501. Обстоятельства, подлежащие доказыванию при административном
производстве
В результате административного производства должны быть установлены:
1) событие (время, место, способ и другие обстоятельства совершения) и состав
административного правонарушения;
2) лицо, совершившее административное правонарушение;
3) виновность этого лица в совершении административного правонарушения, форма его
вины, мотивы совершённого деяния;
4) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер вреда, причиненного в результате административного
правонарушения;
6) обстоятельства, исключающие административное производство;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также
причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Статья 502. Доказательства
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые
фактические данные, на основе которых в определенном настоящим Кодексом порядке
орган, уполномоченный рассматривать дело, устанавливает наличие или отсутствие
административного правонарушения, виновность или невиновность лица в его
совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Данные, указанные в части первой настоящей статьи, устанавливаются протоколом об
административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к
административной ответственности, объяснениями потерпевшего, свидетелей,
заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными
доказательствами, протоколом об изъятии имущества и документов, а также иными
документами.
3. Не допускается использование доказательств, полученных с применением психического
или физического насилия, а также иными незаконными способами.
Статья 503. Вещественные доказательства
1. Вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении
являются предметы, ставшие орудием при совершении административного
правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения,
либо предметы, сохранившие на себе следы административного правонарушения и
поэтому способствующие установлению обстоятельств, имеющих значение для
разрешения дела.
2. В необходимых случаях делаются фотографии вещественных доказательств, которые
прилагаются к делу об административном правонарушении. Сведения о вещественных
доказательствах отмечаются в протоколе об административном правонарушении.
3. Орган, уполномоченный рассматривать дело, в производстве которого находится дело
об административном правонарушении, обязан принять необходимые меры по
обеспечению сохранности вещественных доказательств до окончания дела, а по
окончании производства по делу об административном правонарушении, принять
постановление о вещественных доказательствах.
Статья 504. Объяснения лица, в отношении которого ведётся производство
1. Объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство, считаются
сообщённые им в устной или письменной форме сведения об известных ему
обстоятельствах дела и сведения о доказательствах, имеющихся в деле.
2. Объяснения лица, в отношении которого ведётся производство, отражаются в
протоколе о мерах обеспечения административного производства и в протоколе
рассмотрения дела об административном правонарушении. В необходимых случаях
объяснения закрепляются в письменной форме и прилагаются к делу об
административном правонарушении.
Статья 505. Объяснения потерпевшего и свидетелей
1. Объяснениями потерпевшего и свидетелей считаются сообщённые им в устной или
письменной форме сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу об
административном правонарушении.
2. Объяснения потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном
правонарушении, протоколе о мерах обеспечения административного производства и в
протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении. В необходимых
случаях объяснения закрепляются в письменной форме и прилагаются к делу об
административном правонарушении.
3. Свидетельские объяснения со ссылкой на данные, источник которых неизвестен, не
считаются доказательствами.
Статья 506. Документы
1. Документы считаются доказательствами по делу в том случае, если содержащиеся в них
и заверенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или
физическими лицами сведения имеют значение для административного производства.
2. Документы могут отражать сведения, установленные в устной или письменной форме.
Фотоснимки, материалы звукозаписи или видеозаписи, базы данных, банки данных и
иные носители соответствующей информации считаются документами.
3. Орган, уполномоченный рассматривать дело, в производстве которого находится дело
об административном правонарушении, обязан принять необходимые меры по
обеспечению сохранности документов до окончания дела, а по окончании производства
по делу об административном правонарушении - принять постановление о них.
Статья 507. Показания специальных технических средств
1. Специальными техническими средствами являются измерительные приборы,
утвержденные в качестве измерительных приборов в порядке, установленном
нормативными правовыми актами Туркменистана, и выдержавшие метрологические
испытания.
2. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об
административном правонарушении в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Туркменистана.
Статья 508. Экспертиза
1. Экспертиза может назначаться постановлением органа, уполномоченного
рассматривать дело, в целях выяснения вопросов, требующих наличия специальных
знаний в области науки, искусства, техники и других отраслей для решения вопросов,
имеющих значение при административном производстве.
2. В постановлении указываются:
1) основания для назначения экспертизы;
2) фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, где будет проведена
экспертиза;
3) вопросы, по которым эксперт должен дать заключение;
4) материалы, передаваемые в распоряжение эксперта;
5) отметка о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об
ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
3. Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за рамки его
специальных знаний.
4. Орган, уполномоченный рассматривать дело, в производстве которого находится дело
об административном правонарушении, обязан ознакомить лицо, в отношении которого
ведётся производство, а также потерпевшего с постановлением о назначении экспертизы,
разъяснить их права.
5. Эксперт дает заключение от своего имени и подписывает его. В заключении эксперта
указываются дата и место проведения экспертизы, основания для проведения экспертизы,
обоснованные ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, и заключительные
выводы.
6. В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта, а также при
возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств может
назначаться дополнительная экспертиза, в случаях необоснованности заключения или
сомнения в его правильности или в случаях необходимости исследования тех же объектов
и решения тех же вопросов - повторная экспертиза.
Статья 509. Истребование дополнительных сведений
1. Орган, уполномоченный рассматривать дело, в производстве которого находится дело
об административном правонарушении, вправе вынести постановление об истребовании
дополнительных сведений, необходимых для разрешения дела.
2. Дополнительные сведения в течение трех дней после их истребования, а по делам об
административных правонарушениях, за которые предусмотрен административный арест,
- немедленно должны быть направлены в органы, которые истребовали их.
3. При невозможности представить истребованные сведения соответствующие
предприятия, учреждения, организации обязаны в трёхдневный срок письменно сообщить
об этом органу, вынесшему решение об истребовании дополнительных сведений.
Статья 510. Оценка доказательств
1. Судья, член комиссии, должностное лицо оцениваю доказательства по своему
внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном
исследовании всех обстоятельств дела и доказательств в их совокупности, руководствуясь
законом, относимостью и допустимостью доказательств и их достаточностью для
разрешения дела.
2. Ни одно доказательство не обладает заранее определённой силой.
Статья 511. Передача материалов прокурору, органам предварительного следствия
или дознания
Если при рассмотрении дела орган, уполномоченный рассматривать дело, придет к
выводу, что в совершённом правонарушении содержатся признаки преступления, он
передаёт материалы прокурору, органам предварительного следствия или дознания.
Глава 28. Применение мер обеспечения административного производства
Статья 512. Меры обеспечения административного производства
1. В целях пресечения административных правонарушений, установления личности
правонарушителя при невозможности составления протокола об административном
правонарушении на месте, для составления протокола об административном
правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел об
административном правонарушении и исполнения постановлений по делу
соответствующие должностные лица в пределах своих полномочий имеют право
применять следующие меры обеспечения административного производства:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр лица, досмотр вещей, имеющихся при нем;
4) досмотр транспортных средств;
5) осмотр территории, помещений, товаров, другого имущества и документов,
принадлежащих юридическому лицу, его филиалу, представительству, структурным
подразделениям и производственным участкам или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
6) изъятие имущества и документов (за исключением паспорта или иного документа,
удостоверяющего личность);
7) отстранение от управления транспортными средствами;
8) освидетельствование на состояние опьянения;
9) задержание транспортных средств;
10) запрещение эксплуатации транспортных средств;
11) привод;
12) временный запрет деятельности.
2. Применение указанных мер обеспечения административного производства допускается
в порядке, установленном настоящим Кодексом, и когда исчерпаны другие меры
воздействия, о чём уведомляется прокурор.
3. Ущерб, причинённый вследствие незаконного применения мер обеспечения
административного производства, указанных в части первой настоящей статьи,
возмещается в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 513. Доставление
1. С целью составления протокола об административном правонарушении при
невозможности составить его на месте, если составление протокола является
обязательным, лицо может быть доставлено в органы внутренних дел или в другой
государственный орган сотрудником органов внутренних дел или должностным лицом,
которое в соответствии со статьёй 532 настоящего Кодекса имеет право составлять
протокол об административном правонарушении.
2. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Нахождение
доставленного лица в органе внутренних дел или другом государственном органе не
может длиться более одного часа.
3. Доставление оформляется составлением протокола или делается запись в протоколе об
административном правонарушении или в протоколе об административном задержании и
его копия вручается доставленному лицу по его просьбе.
Статья 514. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть ограничение свободы лица, совершившего
административное правонарушение, на короткий срок, применяется в исключительных
обстоятельствах, в случае признания такой меры, необходимой для обеспечения
правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении
или исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
2. Административное задержание вправе осуществлять следующие органы:
1) органы внутренних дел - по делам, которые настоящим Кодексом отнесены к их
ведению, при выявлении административных правонарушений, по которым ими
составляются протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении
любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных
правонарушениях;
2) пограничные войска и органы пограничного контроля - при обнаружении нарушений
порядка пересечения Государственной границы Туркменистана или правил,
установленных для обеспечения режима границы в полосе пограничного контроля, в
пограничной зоне и в пунктах пропуска через Государственную границу Туркменистана;
3) службы ведомственной или военизированной охраны на месте расположения
охраняемого объекта - при выявлении ими административных правонарушений,
связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или имуществу либо с
посягательством на такой объект или имущество, а равно с проникновением в охраняемую
ими зону;
4) службы военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил
дорожного движения водителями, управляющими транспортными средствами, или
другими лицами Вооружённых Сил Туркменистана;
5) комендант территории, на которой введён режим чрезвычайного положения, - при
выявлении нарушений режима чрезвычайного положения;
6) органы государственной службы по защите безопасности здорового общества - по
делам, которые настоящим Кодексом отнесены к их полномочиям, а также при выявлении
административных правонарушений, по которым ими составляются протоколы об
административном правонарушении;
7) органы государственной таможенной службы - при выявлении нарушений таможенных
правил;
8) органы миграционной службы - по делам, которые настоящим Кодексом отнесены к их
полномочиям, в случаях нарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства
порядка въезда в Туркменистан, пребывания в Туркменистане, выезда из Туркменистана и
транзитного проезда через территорию Туркменистана, при необходимости охраны
здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан и иных
лиц, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное
задержание в соответствии с частью второй настоящей статьи, устанавливается
нормативными правовыми актами Туркменистана.
4. О задержании лица за совершение административного правонарушения, о месте его
нахождения уведомляются его близкие родственники, по его желанию, администрация
места его работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего
уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.
5. Об административном задержании военнослужащих и иных лиц, на которых
распространяется действие дисциплинарных уставов, незамедлительно уведомляется
орган, в котором задержанный проходит службу.
6. Об административном задержании иностранных граждан или лиц без гражданства, в
течение одних суток уведомляется Министерство иностранных дел Туркменистана.
Статья 515. Сроки административного задержания
1. Срок административного задержания лица, совершившего административное
правонарушение, не может превышать трёх часов, за исключением случаев,
предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
2. Лица, нарушившие порядок пересечения Государственной границы Туркменистана или
правила, установленные для обеспечения режима границы в полосе пограничного
контроля, в пограничной зоне и в пунктах пропуска через Государственную границу
Туркменистана, могут быть задержаны на срок до трёх часов для составления протокола, а
в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств
правонарушения - до трёх суток с письменным сообщением об этом прокурору в течение
двадцати четырёх часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции
прокурора, если нарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.
3. Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения
собраний, митингов и демонстраций, нарушившие порядок пребывания на территории
Туркменистана, а также лица, в отношении которых имеются достаточные основания
полагать, что они занимаются проституцией или вступлением в половую связь с лицами,
занимающимися проституцией, могут быть задержаны до рассмотрения дела, но на срок
не более двадцати четырёх часов.
4. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя
для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его
вытрезвления.
Статья 516. Протокол об административном задержании
1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата
и место его составления, место работы, должность, фамилия, имя и отчество лица,
составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и поводы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его
составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в
нём делается соответствующая запись об этом.
3. Лицу, задержанному в административном порядке, разъясняются его права и
обязанности, и об этом делается соответствующая запись в протоколе об
административном задержании.
4. Задержанный вправе дать объяснение и представить свои замечания по содержанию
протокола, а также указать причины отказа от подписания протокола. Объяснение и
замечания задержанного прилагаются к протоколу. Копия протокола вручается лицу, к
которому применено административное задержание, по его просьбе.
Статья 517. Обеспечение прав лица, в отношении которого применено
административное задержание
1. Для обеспечения установленных настоящим Кодексом прав лица, в отношении
которого применено административное задержание, принимаются следующие меры:
1) ознакомление задержанного лица с протоколом об административном правонарушении;
2) сообщение задержанному, по какому поводу он задержан;
3) уважительное отношение к личности и достоинству задержанного при обращении с
ним;
4) предоставление задержанному возможности для поддержания связи с его защитником и
для встречи с ним;
5) в случае отсутствия у задержанного своего защитника принимаются меры по
обеспечению его адвокатом.
2. Лица, в отношении которых применено административное задержание, содержатся в
местах, определённых нормативными правовыми актами Туркменистана.
3. Лицам, в отношении которых применено административное задержание, с учётом
ограничений, вытекающих из необходимости обеспечения правильного и своевременного
рассмотрения дел об административных правонарушениях или исполнения постановления
по делу об административном правонарушении, предусмотренных настоящим Кодексом,
гарантируются их права и свободы, они не могут быть освобождены от исполнения
гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных законом.
Статья 518. Личный досмотр лица и досмотр вещей, находящихся при нём
1. Личный досмотр лица и досмотр вещей, находящихся при нём, производится с целью
обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения
должностными лицами, указанными в части первой статьи 513 и в части третьей статьи
514 настоящего Кодекса.
2. Личный досмотр лица производится лицом одного пола с досматриваемым и в
присутствии двух понятых того же пола.
3. Досмотр вещей, находящихся у лица (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной
ловли, добытой продукции и других предметов) осуществляется в присутствии лица, в
собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих
отлагательства, указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух
понятых в отсутствие собственника (владельца). Полученные таким путём доказательства
не могут быть допущены в качестве единственного обоснования вины лица,
привлекаемого к административной ответственности.
4. О личном досмотре лица и досмотре вещей, находящихся при нём, составляется
протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном
правонарушении или в протоколе об административном задержании.
5. В протоколе о личном досмотре лица и досмотре вещей, находящихся при нем,
указываются:
1) дата и место составления;
2) место работы, должность, фамилия, имя и отчество составившего протокол
должностного лица;
3) фамилия, имя и отчество понятых, адреса их места жительства;
4) сведения о лице, в отношении которого производится досмотр;
5) сведения о видах, количестве и иных отличительных признаках вещей, обнаруженных
при личном досмотре.
6. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении
которого ведётся административное производство, или владельцем досматриваемых
вещей и понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведётся
административное производство, или владельца досматриваемых вещей от подписания
протокола в нем делается соответствующая запись об этом. Копия протокола вручается
лицу, в отношении которого ведётся административное производство, или владельцу
досматриваемых вещей
7. Личный досмотр лица и досмотр вещей, находящихся при нём, производится в
таможенных органах в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 519. Досмотр транспортного средства
1. Досмотром транспортного средства является осмотр транспортного средства,
проводимый без нарушения его конструктивной целостности, с целью обнаружения
орудий совершения либо предметов административного правонарушения, должностными
лицами, указанными в части первой статьи 513 и в части третьей статьи 514 настоящего
Кодекса.
2. Досмотр транспортного средства производится в присутствии владельца транспортного
средства, имеющего право лично показывать свое транспортное средство в целом и его
требуемые места, и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, транспортное
средство может быть подвергнуто досмотру с участием двух понятых в отсутствие
владельца. Полученные таким путём доказательства не могут быть допущены в качестве
единственного обоснования вины лица, привлекаемого к административной
ответственности.
3. В необходимых случаях с целью регистрации вещественных доказательств
применяются фотосъёмка и видеозапись.
4. О досмотре транспортного средства составляется протокол, в котором указываются:
1) дата и место составления;
2) место работы, должность, фамилия, имя и отчество составившего протокол
должностного лица;
3) фамилия, имя и отчество понятых, адреса их места жительства;
4) сведения о владельце транспортного средства;
5) основания для проведения досмотра транспортного средства;
6) сведения о типе, марке, модели, знаке государственной регистрации и других
отличительных признаках транспортного средства;
7) виды вещей;
8) виды и реквизиты документов.
5. В случае использования в ходе досмотра фотосъёмки, видеозаписи об этом делается
запись в протоколе о досмотре транспортного средства. Материалы, полученные в ходе
досмотра с использованием фотосъёмки, видеозаписи, прилагаются к соответствующему
протоколу.
6. Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его
составившим, лицом, в отношении которого ведётся административное производство, или
владельцем транспортного средства и понятыми. В случае отказа лица, в отношении
которого ведётся административное производство, или владельца транспортного средства
от подписания протокола в нём делается соответствующая запись об этом. Копия
протокола вручается лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об
административном правонарушении, или владельцу досматриваемого транспортного
средства.
Статья 520. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества и
документов, принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу,
осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица
1. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества и документов,
принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится с
целью обнаружения предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным
объектом административного правонарушения, должностными лицами, имеющими право
составлять протокол об административном правонарушении, указанными в статье 532
настоящего Кодекса.
2. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества и документов,
принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляется
в присутствии представителя юридического лица или физического лица,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, и двух понятых.
3. В случае необходимости с целью закрепления вещественных доказательств
применяются фотосъёмка и видеозапись.
4. Об осмотре территорий, помещений, товаров, иного имущества и документов,
принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляется
протокол, в котором указываются:
1) дата и место составления;
2) место работы, должность, фамилия, имя и отчество составившего протокол
должностного лица;
3) фамилия, имя и отчество понятых, адреса их места жительства;
4) сведения о юридическом лице или физическом лице, осуществляющем
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осмотр
территорий и помещений которых проводится;
5) сведения об осмотренных территориях и помещениях;
6) вид, количество и другие признаки товаров и иного имущества;
7) виды и реквизиты документов.
5. В случае использования в ходе осмотра фотосъёмки, видеозаписи об этом делается
запись в протоколе осмотра территорий, помещений, товаров, иного имущества и
документов, принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу,
осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица. Материалы, полученные в ходе осмотра с применением фотосъемки, видеозаписи
прилагаются к соответствующему протоколу.
6. Протокол об осмотре территорий, помещений, товаров, иного имущества и документов,
принадлежащих юридическому лицу или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подписывается
должностным лицом, его составившим, представителем юридического лица или
физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, и понятыми. В случае отказа представителя
юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, от подписания протокола в нём
делается соответствующая запись об этом. Копия протокола вручается руководителю или
представителю юридического лица или физическому лицу, осуществляющему
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 521. Изъятие имущества и документов
1. Имущество и документы, а также предметы, являвшиеся орудием или
непосредственным объектом административного правонарушения, обнаруженные на
месте совершения административного правонарушения или при личном обыске либо при
досмотре вещей или транспортного средства, при осмотре территорий, помещений,
товаров, иного имущества и документов, принадлежащих юридическому лицу или
физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, и имеющие значение для дела в качестве доказательств,
изымаются в присутствии двух понятых должностными лицами, указанными в части
первой статьи 513 и части третьей статьи 514 настоящего Кодекса, а также имеющими
право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со
статьей 532 настоящего Кодекса.
2. В случае изъятия документов изготавливаются их копии, которые заверяются
должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются
документы, о чём делается запись в протоколе.
3. При совершении административного правонарушения, за которое предусмотрено
наложение административного взыскания в виде ограничения права водителя,
судоводителя управлять транспортным средством, и во всех случаях, когда
постановление, вынесенное работником службы дорожного надзора, оспаривается
участником дорожного движения, у водителя изымается водительское удостоверение, у
судоводителя - удостоверение судоводителя до вынесения постановления по делу об этом
административном правонарушении, о чём делается запись в протоколе, и указанным
лицам выдаётся временное разрешение на право управления транспортными средствами.
В случае принятия постановления об ограничении права управления транспортными
средствами водительское удостоверение, удостоверение судоводителя не возвращается
собственнику. Срок действия временного разрешения на право управления
транспортными средствами продлевается до истечения срока, предусмотренного для
подачи в порядке, установленном законодательством Туркменистана, жалобы на
постановление об ограничении права управления транспортными средствами или до
принятия постановления по жалобе.
4. Об изъятии имущества и документов составляется протокол либо это отмечается в
протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном
задержании.
5. В протоколе об изъятии имущества и документов указываются:
1) дата и место составления;
2) место работы, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего
протокол;
3) фамилия, имя и отчество понятых, адреса их места жительства;
4) сведения о лице, у которого изъяты имущество и документы;
5) основания для изъятия имущества и документов;
6) виды и реквизиты изъятых документов;
7) виды, количество и признаки изъятого имущества, в том числе марка или модель
изъятого оружия, его калибр, серия и номер, сведения о типе, марке, модели, знаке
государственной регистрации и других отличительных признаках изъятого транспортного
средства.
6. Если в ходе изъятия имущества и документов были отсняты фотоснимки, сделаны
видеозаписи, об этом делаются записи в протоколе. Материалы, связанные с изъятием
имущества и документов, полученные в результате использования фотосъёмки,
видеозаписи, применения иных разрешённых средств, прилагаются к соответствующему
протоколу.
7. Протокол об изъятии имущества и документов подписывается должностным лицом, его
составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми. В случае
отказа лица, у которого изъяты имущество и документы, от подписания протокола в нём
производится запись об этом. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого
ведётся производство, или его законному представителю.
8. При необходимости изъятое имущество и документы упаковываются прямо на месте.
До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятое имущество и
документы хранятся в местах, определяемых органами, осуществляющими их изъятие, а
после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, это имущество
и документы в установленном порядке конфискуются или возвращаются собственнику
либо уничтожаются, а при возмездном изъятии имущества - реализуются с возвращением
вырученных средств собственнику.
9. При совершении административных правонарушений, предусмотренных настоящим
Кодексом в отношении государственных наград Туркменистана, орден, медаль,
нагрудный знак к почетному званию Туркменистана изымаются у правонарушителя.
После рассмотрения дела изъятые у нарушителя орден, медаль, нагрудный знак к
почетному званию Туркменистана возвращаются их законному владельцу, а если он
неизвестен, направляются в соответствующий орган исполнительной власти.
10. Изъятое огнестрельное оружие, а также патроны и другие боевые припасы хранятся в
порядке, установленном соответствующим органом.
11. Изъятые скоропортящиеся товары передаются для реализации соответствующим
органам, а при невозможности их реализации - уничтожаются.
12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт,
алкоголесодержащие и спиртосодержащие продукты, не соответствующие стандартам,
установленным нормативными правовыми актами Туркменистана, санитарным нормам и
правилам, гигиеническим нормативам, направляются на вторичную обработку или
уничтожаются в порядке, установленном органом, уполномоченным рассматривать дело.
13. Образцы изъятых и подлежащих уничтожению наркотических средств и
психотропных веществ, этилового спирта, алкоголесодержащих и спиртосодержащих
продуктов хранятся до вступления в законную силу постановления, принятого по делу об
административном правонарушении.
14. При задержании предметов контрабанды для обеспечения взыскания штрафа
допускается изъятие вещей (ценностей) у лица, совершившего контрабанду, если
последнее не имеет постоянного места жительства в Туркменистане.
15. К лицу, совершившему административное правонарушение при исполнении
служебных обязанностей, изъятие принадлежащих ему имущества и документов, личный
досмотр и досмотр вещей, досмотр транспортного средства применяются лишь в случаях,
не терпящих отлагательства, в порядке, установленном законодательством
Туркменистана.
Статья 522. Изъятие и уничтожение продуктов питания с повышенным содержанием
вредных для здоровья человека веществ
1. При совершении административных правонарушений, предусмотренных настоящим
Кодексом, продукты питания, содержащие вредные для здоровья человека вещества сверх
установленных предельно допустимых уровней, изымаются, а после рассмотрения дела об
административном правонарушении уничтожаются при невозможности их использования
для других целей.
2. Уничтожение продуктов питания, указанных в части первой настоящей статьи,
осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 523. Оценка изъятого имущества
1. Оценка изъятого имущества производится в случаях:
1) определения размера выплаты стоимости предмета, ставшего непосредственным
объектом административного правонарушения;
2) если изъятые предметы относятся к категории скоропортящихся и они направлены для
уничтожения;
3) если этиловый спирт, алкоголесодержащие и спиртосодержащие продукты направлены
на переработку или на уничтожение.
2. Для оценки изъятого имущества применяются государственные регулируемые цены,
если цены регулируются государством. В иных случаях оценка изъятого имущества
производится, исходя из рыночных цен.
Статья 524. Отстранение от управления транспортным средством и
освидетельствование на состояние опьянения
1. Лицо, управляющее транспортным средством, отстраняется от его управления в
следующих случаях:
1) если у лица, управляющего задержанным транспортным средством, или у кого-либо из
пассажиров, едущих вместе с ним, отсутствует водительское удостоверение или
сертификат о государственной регистрации транспортного средства, либо иное основание,
дающее право управления данным транспортным средством, а равно вызывает сомнение
подлинность этих документов;
2) при отсутствии, подделке или нестандартности знаков государственной регистрации
транспортного средства либо одного из этих знаков, а равно если транспортное средство
оборудовано дополнительными предметами, не предусмотренными изготовителем и
угрожающими безопасности дорожного движения;
3) при несоответствии номера двигателя, кузова или шасси задержанного транспортного
средства номерам, указанным в государственном регистрационном сертификате
транспортного средства;
4) если задержанное транспортное средство не прошло регистрацию в установленном
порядке;
5) если задержанное транспортное средство управлялось лицом, в отношении которого
имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения,
отказывается от прохождения освидетельствования на состояние опьянения и при этом ни
у кого из пассажиров, едущих вместе с ним, нет водительского удостоверения либо иного
основания, дающего право управления данным транспортным средством, или
транспортное средство управляется лицом, ограниченным в этом праве;
6) управление транспортным средством в болезненном состоянии, в состоянии утомления,
если это может поставить под угрозу безопасность движения.
2. Управляющие транспортными средствами лица, в отношении которых имеются
достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат
освидетельствованию на состояние опьянения с применением специальных технических
средств или направлению на медицинское освидетельствование.
3. Об отстранении от управления транспортным средством и освидетельствовании на
состояние опьянения с применением специальных технических средств или направлении
на медицинское освидетельствование составляется протокол, копия которого вручается
лицу, в отношении которого применяется данная мера.
4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством и
освидетельствовании на состояние опьянения с применением специальных технических
средств или направлении на медицинское освидетельствование указываются:
1) место, дата и время составления;
2) место работы, должность, фамилия, имя и отчество составившего протокол
должностного лица;
3) основания для отстранения от управления транспортным средством и
освидетельствования на состояние опьянения или направления на медицинское
освидетельствование;
4) свeдения о лице, управляющем транспортным средством;
5) сведения о типе, марке, модели, знаке государственной регистрации и других
отличительных признаках транспортного средства.
5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством и
освидетельствовании на состояние опьянения с применением специальных технических
средств или направлении на медицинское освидетельствование подписывается
составившим его должностным лицом и водителем, судоводителем, в отношении которого
приняты меры по отстранению от управления транспортным средством и
освидетельствованию на состояние опьянения с применением специальных технических
средств или направлению на медицинское освидетельствование. В случае отказа водителя,
судоводителя от подписания протокола это отмечается в протоколе.
6. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление результатов
освидетельствования производятся в порядке, установленном законодательством
Туркменистана.
7. Акт о медицинском освидетельствовании на состояние опьянения прилагается к
соответствующему протоколу.
Статья 525. Задержание транспортного средства
1. В случаях, предусмотренных частью первой статьи 524 настоящего Кодекса,
уполномоченным должностным лицом производится временное задержание
транспортного средства на охраняемой стоянке.
2. В случае, если причина задержания транспортного средства может быть устранена в
течение трёх часов, транспортное средство оставляется у сотрудника органа,
уполномоченного рассматривать дело, отстранившего данное транспортное средство от
участия в дорожном движении. После предъявления необходимых документов об
устранении таких причин или разрешения спорных обстоятельств, или наложения
административного взыскания за правонарушение задержанное транспортное средство
немедленно возвращается его собственнику.
3. В случае, если причина задержания транспортного средства не может быть устранена в
течение трёх часов, транспортное средство доставляется на охраняемую стоянку органа,
уполномоченного рассматривать дело. После предъявления необходимых документов об
устранении таких причин или разрешения спорных обстоятельств, или наложения
административного взыскания за правонарушение, оплаты расходов по доставлению
транспортного средства на стоянку и содержанию его на стоянке задержанное
транспортное средство немедленно возвращается его собственнику.
4. Задержание транспортного средства оформляется актом, составленным в соответствии
со статьёй 519 настоящего Кодекса в двух экземплярах, первый экземпляр которого
прилагается к протоколу об административном правонарушении, а второй экземпляр
вручается лицу, управляющему транспортным средством.
Статья 526. Запрещение эксплуатации транспортных средств
Эксплуатация транспортных средств с неисправной тормозной системой или
неисправным механизмом рулевого управления, или с неустранимыми неисправностями
внешних осветительных приборов (в ночное время суток), или стеклоочистителей
переднего стекла (в дни выпадения осадков), колёс, шин и других элементов конструкции
запрещается органом, уполномоченным рассматривать дело.
Статья 527. Привод
1. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 542 и частью третьей статьи 545
настоящего Кодекса, допускается привод физического лица, в отношении которого
ведётся административное производство, либо представителя юридического лица,
законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной
ответственности, а также свидетеля.
2. Не допускается применение привода в качестве меры обеспечения административного
производства в отношении несовершеннолетних лиц и беременных женщин.
3. Привод осуществляется органом внутренних дел на основании постановления
уполномоченного должностного лица по месту жительства или пребывания лица,
подвергнутого приводу, по делу об административном правонарушении.
Статья 528. Временный запрет деятельности
1. Временный запрет деятельности заключается в прекращении деятельности лица,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, юридического лица, его филиалов, представительств, структурных подразделений,
производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или
сооружений, осуществления отдельных видов работ, оказания услуг на установленный
срок до рассмотрения дела об административном правонарушении. Временный запрет
деятельности может применяться, если за совершение административного
правонарушения предусмотрено назначение административного наказания в виде
административного приостановления деятельности.
2. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях,
если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью
людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения подкарантинных объектов
карантинными вредителями, наступления радиационной, химической аварии или иных
чрезвычайных ситуаций, причинения существенного вреда состоянию или качеству
окружающей среды, для устранения допущенных нарушений правил привлечения
иностранных граждан и лиц без гражданства к осуществляемой трудовой деятельности, и
если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.
3. При нарушении законодательства Туркменистана о противодействии легализации
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный
запрет деятельности не применяется. При этом приостановление операций по банковским
счетам производится в соответствии с законодательством Туркменистана о
противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма.
4. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим право
в соответствии со статьёй 532 настоящего Кодекса составлять протокол об
административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено
административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
5. О временном запрете деятельности в присутствии двух понятых составляется протокол,
в котором указываются:
1) основание применения этой меры обеспечения административного производства;
2) дата и место составления;
3) место работы, должность, фамилия, имя и отчество составившего протокол
должностного лица;
4) фамилия, имя и отчество понятых, адреса мест их проживания;
5) сведения о лице, в отношении которого ведётся производство;
6) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;
7) время фактического прекращения деятельности;
8) объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, или представителя юридического лица.
6. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его
должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, или представителем юридического лица и понятыми. В
случае отказа представителя юридического лица или лица, осуществляющего
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от подписания
протокола в нём делается соответствующая запись об этом.
7. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу,
осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, и руководителю или представителю юридического лица.
Статья 529. Срок временного запрета деятельности
1. Срок временного запрета деятельности не должен превышать трёх суток.
2. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического
прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, юридического лица, его филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов,
объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов работ, оказания услуг.
Глава 29. Возбуждение административного производства
Статья 530. Поводы и основания для возбуждения административного производства
1. Поводами для возбуждения административного производства являются:
1) непосредственное выявление должностным лицом органа, уполномоченного
рассматривать дело, достаточных обстоятельств, указывающих на наличие события
административного правонарушения;
2) поступление материалов от государственных органов, органов местного само-
управления и общественных организаций;
3) информация, представленная физическими и юридическими лицами, их заявления, а
также сведения, распространённые через средства массовой информации.
2. Рассмотрение материалов, информации и заявлений осуществляется должностным
лицом органа, уполномоченного рассматривать дело, имеющего право возбуждать
административное производство, перечень которых устанавливается нормативными
правовыми актами Туркменистана.
3. Наличие в этих материалах, информации и заявлениях признаков, указывающих на
наличие события административного правонарушения, и отсутствие обстоятельств,
исключающих административное производство, являются основаниями для возбуждения
административного производства.
4. При наличии достаточных оснований и одного из обстоятельств, предусмотренных
частью первой настоящей статьи, возбуждается административное производство.
5. Административное производство считается начатым:
1) при составлении первого протокола о применении мер, предусмотренных статьей 512

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..