Банк России. Годовой отчёт за 2021 год - часть 16

 

  Главная      Книги - Разные     Банк России. Годовой отчёт за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

 

Банк России. Годовой отчёт за 2021 год - часть 16

 

 

2. Деятельность
228
Банка России
Банк России расширил взаимодействие с финансовыми регуляторами
зарубежных стран
Банк России развивал двустороннее вза-
взаимодействия по вопросам информацион-
имодействие с финансовыми регуляторами
ной безопасности, денежно-кредитной по-
зарубежных стран, в том числе в целях соз-
литики, платежных систем, финансовой ин-
дания условий для развития сотрудничества
фраструктуры, валютного законодательства,
российских и зарубежных экономических
международных расчетов, обучения персо-
субъектов, а также реализации совместных
нала центральных банков, а также допуска
проектов в финансовой сфере. Проведе-
на рынок Российской Федерации ценных бу-
ны заседания двусторонних рабочих орга-
маг узбекских эмитентов.
нов, консультации и переговоры с финансо-
Банк России продолжил работу по сопо-
выми регуляторами Азербайджана, Алжира,
ставлению показателей статистики внешне-
Аргентины, Боливии, Вьетнама, Египта, Ин-
го сектора со странами — основными внеш-
дии, Ирана, Катара, Китая, Кубы, ОАЭ, Сер-
неэкономическими партнерами. В части дву-
бии, Таджикистана, Таиланда, Туркменистана,
сторонних сопоставлений данных по прямым
Турции, Узбекистана, Финляндии, Швейца-
инвестициям представители Банка России
рии. Достигнуты договоренности о развитии
совместно с представителями Немецкого
межбанковского взаимодействия, сотрудни-
федерального банка успешно апробирова-
чества в области информационной безопас-
ли шаблоны обмена данными. В целях ком-
ности, платежных систем, финансовых рын-
плексных двусторонних сопоставлений Банк
ков, а также обмене опытом по вопросам ис-
России обменивался с Министерством ком-
пользования цифровых валют центральных
мерции Китая данными по показателям пря-
банков и другим направлениям деятельности
мых инвестиций и двусторонней торговли
финансовых регуляторов. В 2022 году в це-
услугами, а также методическими подхода-
лях обеспечения финансовой стабильности
ми к их расчету.
и в продолжение проделанной в 2021 году
Банк России осуществляет регулярное
работы усилено взаимодействие для разви-
прямое и дистанционное общение с рос-
тия расчетов в национальных валютах.
сийскими и зарубежными институциональ-
Банк России подписал меморандумы
ными инвесторами. На официальном сайте
и соглашения с финансовыми регуляторами
Банка России создан раздел «Отношения
Алжира, Вьетнама, Индии, Маврикия, Марок-
с инвесторами», где размещаются актуаль-
ко, Таджикистана, Туркменистана, Узбекиста-
ные информационно-аналитические матери-
на. Данные документы обеспечивают основу
алы и даются ответы на вопросы инвесторов.
Вернуться к оглавлению
2. Деятельность
Банка России
229
2.7.9. УЧАСТИЕ БАНКА РОССИИ В КАПИТАЛАХ РОССИЙСКИХ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
В соответствии со статьей 8 Федерально-
треннего аудита, а Правление — за утверж-
го закона № 86-ФЗ Банк России участвует
дение функциональных стратегий, разра-
в уставных капиталах следующих организа-
ботанных в соответствии с основной Стра-
ций: ПАО Московская Биржа и Акционер-
тегией Группы Московская Биржа, и отчета
ное общество «Санкт-Петербургская Ва-
об устойчивом развитии. В марте 2021 года
лютная Биржа» (АО СПВБ), Акционерное об-
Наблюдательным советом ПАО Московская
щество «Национальная система платежных
Биржа были утверждены Правила листинга
карт» (АО «НСПК»)1, Акционерное общество
в новой редакции, а в декабре 2021 года —
«Российская Национальная Перестрахо-
Политика обеспечения преемственности
вочная Компания» (АО РНПК)2, а в соответ-
членов Наблюдательного совета.
ствии со статьей 76.10 Федерального зако-
Доля участия Банка России в уставном
на № 86-ФЗ — в уставном капитале общества
капитале АО СПВБ в 2021 году не измени-
с ограниченной ответственностью «Управ-
лась и составила 8,9%. На годовом общем
ляющая компания Фонда консолидации бан-
собрании акционеров по итогам 2020 года
ковского сектора» (ООО «УК ФКБС»)3.
было утверждено в новой редакции По-
Кроме того, Банк России владеет акция-
ложение о ревизионной комиссии, а в ок-
ми ПАО Банк «ФК Открытие», АО «МИнБанк»
тябре 2021 года Наблюдательным сове-
и Банк «ТРАСТ» (ПАО), приобретенными
том АО СПВБ — его Кодекс корпоративного
в рамках мероприятий по финансовому оз-
управления. По решению годового обще-
доровлению банков.
го собрания акционеров АО СПВБ по ито-
Доля участия Банка России в устав-
гам 2020 года дивиденды не выплачивались.
ном капитале ПАО Московская Бир-
Банк России является единственным
жа в 2021 году не изменилась и состави-
акционером АО «НСПК». Уставный капи-
ла 11,78%. Выплаченные ПАО Московская
тал АО «НСПК» в отчетном году не изме-
Биржа Банку России в отчетном году ди-
нился и составил 4,3 млрд рублей. В марте
виденды по итогам 2020 года состави-
2021 года решением единственного акцио-
ли 2,2 млрд рублей (в 2020 году по итогам
нера утверждена новая редакция Положения
2019 года — 1,85 млрд рублей).
о его Наблюдательном совете. Выплаченные
На годовом общем собрании акционе-
АО «НСПК» Банку России в отчетном году
ров по итогам 2020 года были утверждены
дивиденды по итогам 2020 года состави-
в новой редакции Устав, Положение о На-
ли 4,1 млрд рублей (в 2020 году по итогам
блюдательном совете и Положение о возна-
2019 года — 2,8 млрд рублей).
граждении и компенсации расходов членов
Банк России является единственным
Наблюдательного совета ПАО Московская
акционером АО РНПК. Уставный капитал
Биржа. Новой редакцией Устава предус-
АО РНПК в 2021 году не изменился и со-
мотрены изменения компетенций органов
ставил 21,3 млрд рублей. Выплаченные
управления ПАО Московская Биржа. Напри-
АО РНПК Банку России в отчетном году
мер, его Наблюдательный совет теперь отве-
дивиденды по итогам 2020 года состави-
чает за установление ключевых показателей
ли 3,7 млрд рублей (по итогам 2019 года
эффективности руководителю Службы вну-
не выплачивались, в 2020 году выплачены
1
АО «НСПК» создано в 2014 году во исполнение требований частей 1 и 2 статьи 30.2. Федерального закона № 161-ФЗ.
2
АО РНПК создано в 2016 году согласно части 1 статьи 13.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1
«Об организации страхового дела в Российской Федерации» с целью обеспечения российского рынка перестрахо-
вания дополнительной емкостью для создания механизма защиты имущественных интересов страхователей, в от-
ношении которых введены санкции решениями органов иностранных государств или международных организаций,
и обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.
3
ООО «УК ФКБС» создано в 2017 году в соответствии со статьей 76.10 Федерального закона № 86-ФЗ.
2. Деятельность
230
Банка России
дивиденды по итогам первого полугодия
довым решением единственного акционе-
2020 года в размере 830,7 млн рублей).
ра были утверждены новые редакции Уста-
Рост суммы дивидендов произошел в ре-
ва и Положения о вознаграждениях и ком-
зультате существенного увеличения разме-
пенсациях членов Наблюдательного совета.
ра чистой прибыли АО РНПК. В мае и июне
В сентябре 2021 года единственным акцио-
отчетного года внеочередными решениями
нером было принято решение о консолида-
единственного акционера АО РНПК в но-
ции акций ПАО Банк «ФК Открытие» и ут-
вой редакции утверждены его Устав и По-
вержден в новой редакции его Устав. Кро-
ложение о Совете по перестрахованию.
ме того, Наблюдательный совет ПАО Банк
В апреле 2021 года АКРА (АО) подтверди-
«ФК Открытие» утвердил Стратегию Группы
ло рейтинг АО РНПК на уровне «ААА (RU)»
«Открытие» на 2021-2023 годы и Стратегию
со стабильным прогнозом. В декабре от-
в области корпоративного управления, со-
четного года международное рейтинговое
циальной и экологической ответственности
агентство Fitch Ratings подтвердило рей-
(Стратегию ESG) до 2023 года.
тинг финансовой устойчивости страховщика
В мае 2021 года рейтинговое агентство
на уровне «ВВВ» со стабильным прогнозом.
«Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспо-
В 2021 году объем вложений Банка Рос-
собности ПАО Банк «ФК Открытие» до уров-
сии в уставный капитал ООО «УК ФКБС» не
ня «ruАА» со стабильным прогнозом. В июне
изменился и составил 1,5 млрд рублей. В де-
отчетного года международное рейтинговое
кабре отчетного года решением единствен-
агентство Fitch Ratings присвоило ПАО Банк
ного участника были утверждены в новых
«ФК Открытие» долгосрочный рейтинг де-
редакциях Устав и Положение о Наблюда-
фолта эмитента на уровне «BB+» cо стабиль-
тельном совете ООО «УК ФКБС».
ным прогнозом, а международное рейтинго-
В отчетном году на основании статьи 75
вое агентство Moody’s подтвердило долго-
Федерального закона № 86-ФЗ Банк России
срочные рейтинги ПАО Банк «ФК Открытие»
реализовал рыночному инвестору 100% при-
по депозитам и долговых обязательств в ино-
надлежавших ему акций «Азиатско-Тихоо-
странной и национальной валютах на уровне
кеанского Банка» (АО). Акции «Азиатско-Ти-
«Ba2» со стабильным прогнозом.
хоокеанского Банка» (АО), принадлежавшие
Банк России является единственным ак-
Банку России, были переданы ТОО «Pioneer
ционером АО «МИнБанк». Доля участия Банка
Capital Invest» 05.10.2021. Более подробная
России в уставном капитале АО «МИнБанк»
информация о реализации акций «Азиатско-­
в 2021 году не изменилась и составила 100%.
Тихоокеанского Банка» (АО) представлена
По годовому решению единственного акци-
в подразделе 2.3.6 «Финансовое оздоров-
онера дивиденды АО «МИнБанк» по итогам
ление финансовых организаций».
2020 года не выплачивались. В мае 2021 года
По решению годового общего собрания
было принято решение единственного акцио-
акционеров «Азиатско-Тихоокеанского Бан-
нера о прекращении его публичного статуса.
ка» (АО) по итогам 2020 года дивиденды не
Доля участия Банка России в капитале
выплачивались.
Банка «ТРАСТ» (ПАО) в 2021 году не изме-
Банк России является единственным ак-
нилась и составила свыше 97,7%1. По реше-
ционером ПАО Банк «ФК Открытие». Доля
нию годового общего собрания акционеров
участия Банка России в уставном капитале
Банка «ТРАСТ» (ПАО) дивиденды по итогам
ПАО Банк «ФК Открытие» в отчетном году не
2020 года не выплачивались. На внеоче-
изменилась и составила 100%. Выплаченные
редных общих собраниях акционеров были
ПАО Банк «ФК Открытие» Банку России в от-
утверждены изменения в Устав и новая ре-
четном году дивиденды по итогам 2020 года
дакция Положения о вознаграждениях
составили 10 млрд рублей (в 2020 году по
и компенсациях членов Наблюдательного
итогам 2019 года не выплачивались). Го-
совета.
1
С учетом косвенного контроля — более 99,01%.
Вернуться к оглавлению
2. Деятельность
Банка России
231
2.7.10. УЧАСТИЕ БАНКА РОССИИ В КАПИТАЛАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии со статьей 9 Федерального
В соответствии со статьей 4 Федерально-
закона № 86-ФЗ Банк России в 2021 году
го закона № 86-ФЗ Банк России является де-
участвовал в капиталах Банка международ-
позитарием средств МВФ в валюте Россий-
ных расчетов (Швейцария) (0,57% уставно-
ской Федерации и осуществляет операции
го капитала) и Общества международных
и сделки, предусмотренные статьями Согла-
межбанковских финансовых коммуникаций
шения МВФ и договорами с МВФ. Начиная
Банк России участвует в капитале БМР (0,57%) и SWIFT (0,006%).
На балансе Банка России отражается участие России в капитале
Межгосударственного банка (50%) и МВФ (2,71%)
(SWIFT, Бельгия) (0,006% уставного капи-
с 2011 года на балансе Банка России учиты-
тала). На балансе Банка России отражается
вается квота Российской Федерации в МВФ,
также участие Российской Федерации в ка-
размер которой по состоянию за 31.12.2021
питале Межгосударственного банка. Рос-
составил 12 903,7 млн СДР. Доля участия Рос-
сийская Федерация владеет 50% его устав-
сийской Федерации в совокупных квотах (ка-
ного капитала.
питале) МВФ — 2,71%, а в общем числе голо-
сов стран-участниц — 2,59%.
Вернуться к оглавлению
2. Деятельность
232
Банка России
2.7.11. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В 2021 году было принято более 70 феде-
дитную организацию с заявлением о со-
ральных законов, направленных на совер-
хранении заработной платы и иных дохо-
шенствование законодательства, регули-
дов ежемесячно в размере прожиточно-
рующего финансовый рынок, в работе над
го минимума при обращении взыскания на
которыми Банк России принимал активное
его доходы.
участие.
Помимо этого, Федеральный закон
Целый блок федеральных законов был
№ 329-ФЗ3 ввел запрет обуславливать за-
направлен на повышение уровня защи-
ключение и исполнение договора потреби-
ты прав потребителей финансовых услуг.
тельского кредита (займа) необходимостью
Так, Федеральный закон № 192-ФЗ1 в целях
приобретения за отдельную плату допол-
противодействия мисселингу (продаже од-
нительных услуг, оказываемых кредито-
ного финансового продукта под видом дру-
ром и (или) третьими лицами. В этих целях
гого) установил обязанность финансовой
закон предусмотрел право заемщика вер-
организации предоставлять физическому
нуть деньги за любые услуги, привязанные
лицу информацию о финансовом договоре,
к кредитам и займам, в течение 14 кален-
включая информацию о его условиях и ри-
дарных дней после оформления договора.
сках, связанных с его исполнением. При
Федеральный закон № 328-ФЗ4 запре-
этом Банк России был наделен полномо-
тил проставление кредитором в заранее
чиями ограничивать заключение договоров
напечатанной форме заявления о пре-
финансовыми организациями с физически-
доставлении потребительского кредита
ми лицами, если заключение таких догово-
(займа) за заемщика согласия на оказание
ров неоднократно в течение календарно-
ему дополнительных услуг, предоставляе-
го года осуществлялось без раскрытия фи-
мых за отдельную плату.
зическим лицам достоверной информации
В целях предотвращения накопления
о договоре и возникающих при его испол-
рисков заемщиками и замедления чрез-
нении рисках, а также требовать обратного
мерного роста необеспеченного потреби-
выкупа у неквалифицированного инвесто-
тельского кредитования Федеральный за-
ра всего переданного по такому договору.
кон № 398-ФЗ5 наделил Банк России пол-
Федеральным законом № 444-ФЗ2 пред-
номочиями по установлению кредитным
усмотрен механизм защиты единовремен-
организациям и микрофинансовым орга-
ных и периодических выплат социально-
низациям макропруденциальных лимитов,
го характера от списания, а также порядок
а также числовых значений характеристик
возврата таких выплат в случае их спи-
кредитов (займов), для которых устанав-
сания. Этим же законом была установле-
ливаются макропруденциальные лимиты.
на возможность должника-гражданина
С 03.07.2022 вступает в силу Федераль-
с 01.07.2022 обратиться напрямую в кре-
ный закон № 324-ФЗ6, предусматривающий
1
Федеральный закон от 11.06.2021 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
2
Федеральный закон от 30.12.2021 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
3
Федеральный закон от 02.07.2021 № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском
кредите (займе)».
4
Федеральный закон от 02.07.2021 № 328-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О потре­
бительском кредите (займе)».
5
Федеральный закон от 06.12.2021 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» и статьи 9 и 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности
и микрофинансовых организациях».
6
Федеральный закон от 02.07.2021 № 324-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности».
2. Деятельность
Банка России
233
обязанность кредитных организаций рас-
явлением об ограничении доступа к ресур-
крывать в договоре с физическим лицом
сам, распространяющим вредоносное про-
минимальную гарантированную ставку по
граммное обеспечение.
вкладу, а также указывать в договоре в та-
В сфере совершенствования системы
бличной форме условия вклада. Это позво-
противодействия легализации (отмыва-
лит повысить информированность вклад-
нию) доходов, полученных преступным пу-
чиков об условиях привлечения денежных
тем, и финансированию терроризма был
средств физических лиц во вклады, а так-
принят Федеральный закон № 423-ФЗ4, оп-
же снизить риски вкладчиков при приня-
тимизировавший подходы к применению
тии решения о выборе конкретного вклада
кредитными организациями мер, направ-
и кредитной организации, привлекающей
ленных на противодействие отмыванию
денежные средства во вклады.
доходов, полученных преступным путем,
В целях пресечения незаконного осу-
и финансированию терроризма. Законом
ществления деятельности по предостав-
был создан централизованный информа-
лению потребительских кредитов (займов),
ционный сервис — платформа «Знай своего
в том числе таких, обязательства заем-
клиента», через который банки в онлайн-
щика по которым обеспечены ипотекой,
режиме могут получать качественную ин-
приняты федеральные законы № 203-ФЗ1
формацию об уровне риска вовлеченности
и № 215-ФЗ2, предусмотревшие усиление
в проведение подозрительных операций
мер административной ответственности
клиентов и их контрагентов и использо-
и введение уголовной ответственности за
вать ее при реализации процедур проти-
осуществление указанной деятельности.
волегализационного контроля, в том чис-
Принятие Федерального закона
ле применять дифференцированный под-
№ 250-ФЗ3 было направлено на сокраще-
ход при обслуживании клиентов, которые
ние финансовых потерь граждан от дей-
отнесены кредитной организацией к тому
ствий злоумышленников. В этих целях Банк
или иному уровню риска, а также клиен-
России был наделен полномочиями на-
тов, которые отнесены к высокому уровню
правлять в Генеральную прокуратуру Рос-
риска одновременно кредитной организа-
сийской Федерации для принятия решения
цией и Банком России.
о внесудебной блокировке сайтов уведом-
Ряд принятых в 2021 году федеральных
ления о распространении в информаци-
законов был направлен на совершенствова-
онно-телекоммуникационных сетях, в том
ние надзорной деятельности Банка России.
числе в сети Интернет, информации о воз-
Так, Федеральный закон № 23-ФЗ5 предус-
можности получения финансовых услуг,
мотрел обязанность ряда финансовых орга-
размещаемой лицами, не имеющими пра-
низаций на постоянной основе представлять
ва на их оказание, а также уведомления
в Банк России информацию о контролиру-
о распространении информации, побуж-
ющих их лицах, а Банк России был наделен
дающей к участию в деятельности финан-
полномочиями на ведение перечня лиц,
совых пирамид. Этот закон также наделил
контролирующих финансовые организации,
Банк России правом обращаться в суд с за-
а также размещение сведений о включении
1
Федеральный закон от 11.06.2021 № 203-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об админи-
стративных правонарушениях».
2
Федеральный закон от 11.06.2021 № 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
3
Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
4
Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
5
Федеральный закон от 24.02.2021 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части обеспечения ответственности лиц, контролирующих финансовую организацию».
2. Деятельность
234
Банка России
таких лиц в указанный перечень на офици-
ключено также с лицом, в отношении кото-
альном сайте Банка России в сети Интер-
рого дело о соответствующем администра-
нет. Кроме того, Банк России получил пра-
тивном правонарушении было возбуждено
во включать в данный перечень также лиц,
до дня вступления в силу закона, если по
признанных Банком России контролирующи-
делу о таком административном правона-
ми финансовые организации, в случае обо-
рушении еще не вынесено постановление.
снованного предположения об этом. Поми-
Федеральный закон № 359-ФЗ3 предо-
мо этого, закон установил в рамках судеб-
ставил Банку России полномочия по ре-
ных процедур механизм предварительных
гулированию и надзору за деятельностью
обеспечительных мер, предусматривающий
аудиторских организаций на финансовом
возможность наложения временного огра-
рынке в части оказания ими аудиторских
ничения на распоряжение такими лицами
услуг общественно значимым организаци-
своим имуществом при установлении Бан-
ям на финансовом рынке.
ком России отрицательного значения вели-
Целью принятия Федерального зако-
чины собственных средств (капитала) фи-
на № 484-ФЗ4 было прекращение исполь-
нансовой организации.
зования в российском законодательстве
Федеральный закон № 161-ФЗ1 ввел но-
ставки LIBOR в качестве базовой, а также
вый для российской правовой системы ин-
уточнение порядка выхода Банка России из
ститут соглашения с регулятором (Банком
капитала санируемых банков. В частности,
России) как основания освобождения от
Банку России было предоставлено право
административной ответственности по со-
реорганизации банка, акции (доли в устав-
ставам правонарушений, связанным с не-
ном капитале), имущество (имуществен-
правомерным использованием инсайдер-
ные права) которого Банк России приоб-
ской информации и (или) манипулирова-
рел в ходе осуществления мер по преду-
нием рынком. Законом были определены
преждению банкротства, в форме слияния
порядок заключения и исполнения согла-
с юридическим лицом, отвечающим кри-
шения, его содержание, а также полномо-
териям, определенным Советом директо-
чия Банка России. Одновременно Феде-
ров Банка России, или присоединения та-
ральным законом № 162-ФЗ2 были внесены
кого юридического лица (к такому юриди-
изменения в Кодекс Российской Федера-
ческому лицу).
ции об административных правонаруше-
Наряду с работой, связанной с участи-
ниях, предусматривающие освобождение
ем в подготовке и рассмотрении назван-
лица от административной ответственно-
ных федеральных законов, Банком Рос-
сти за нарушение законодательства о про-
сии за 2021 год изданы и прошли государ-
тиводействии неправомерному использо-
ственную регистрацию в Минюсте России
ванию инсайдерской информации и мани-
238 нормативных актов Банка России. Так-
пулированию рынком в случае заключения
же прошли государственную регистрацию
и исполнения им соглашения с Банком Рос-
в Минюсте России 36 нормативных актов
сии. При этом соглашение может быть за-
Банка России, изданных в 2020 году.
1
Федеральный закон от 11.06.2021 № 161-ФЗ «О внесении изменений в статью 76.3 Федерального закона «О Цен-
тральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О противодействии неправомерному
использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Федерации».
2
Федеральный закон от 11.06.2021 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об админи-
стративных правонарушениях».
3
Федеральный закон от 02.07.2021 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
4
Федеральный закон от 30.12.2021 № 484-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Деятельность
Банка России
235
В информационно-разъяснительных це-
ка России и в поднадзорные Банку Рос-
лях было подготовлено 107 информаци-
сии организации, 1 — в территориальные
онных писем Банка России (78 информа-
учреждения Банка России). В информаци-
ционных писем было направлено в под-
онно-методических целях было подготов-
надзорные Банку России организации,
лено 17 методических рекомендаций Бан-
28 — в территориальные учреждения Бан- ка России.
Вернуться к оглавлению
2. Деятельность
236
Банка России
2.7.12. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ РАБОТА
В 2021 году должностными лицами Банка
правонарушениях и определения об отка-
России возбуждено 10 425 дел об админи-
зе в возбуждении дел об административ-
стративных правонарушениях.
ных правонарушениях, по результатам рас-
При этом:
смотрения которых вынесено 42 решения
— должностными лицами Банка России рас-
об удовлетворении жалоб; 222 решения
смотрено 7675 дел об административных
об оставлении жалоб без удовлетворения.
правонарушениях (с учетом переходящих
По результатам рассмотрения админи-
дел за предыдущие периоды);
стративных дел должностными лицами Бан-
— арбитражными судами рассмотрено
ка России и судами в 2021 году наложено
1101 заявление о привлечении к адми-
административных штрафов на общую сум-
нистративной ответственности некре-
му 273 580,58 тыс. рублей. За тот же пери-
дитных финансовых организаций по ча-
од в бюджеты Российской Федерации в счет
сти 3 статьи 14.1 и статье 14.36 Кодекса
оплаты административных штрафов посту-
Российской Федерации об администра-
пило 135 512,84 тыс. рублей1, из которых
тивных правонарушениях (с учетом пе-
109 673,04 тыс. рублей уплачено субъекта-
реходящих дел за предыдущие периоды).
ми административной ответственности в до-
В 2021 году должностными лицами Бан-
бровольном порядке, а 25 839,80 тыс. руб­
ка России рассмотрено 264 жалобы на по-
лей взыскано с субъектов административной
становления по делам об административных ответственности в принудительном порядке.
1
Разница сумм начисленных и уплаченных административных штрафов в рамках обозначенного периода обусловлена
в основном нарушением привлеченными лицами срока уплаты административных штрафов, что является основанием
для направления Банком России соответствующих материалов в Федеральную службу судебных приставов Рос-
сийской Федерации для принудительного исполнения постановлений о назначении административных наказаний,
а также банкротством и (или) принудительной ликвидацией поднадзорных Банку России организаций, привлеченных
к административной ответственности.
Вернуться к оглавлению
2. Деятельность
Банка России
237
2.7.13. СУДЕБНАЯ РАБОТА
В 2021 году Банк России в рамках осущест-
в 2021 году — 64 заявления (с учетом пе-
вления функций по контролю и надзору за де-
реходящих дел за предыдущие периоды),
ятельностью кредитных организаций и некре-
их которых 51 — обжалование решений (по-
дитных финансовых организаций в судебном
становлений) по делам об административ-
порядке подал 434 заявления, из них:
ной ответственности, включая должност-
— 31 — о признании несостоятельными (бан-
ных лиц, в том числе определений об отказе
кротами) и о принудительной ликвидации
в возбуждении административного дела, во-
в отношении кредитных организаций;
семь — обжалование применения мер в по-
— 387 — о признании несостоятельными
рядке статей 76.2, 76.5 Федерального зако-
(банкротами) и о принудительной ликви-
на № 86-ФЗ, пять — обжалование действий
дации в отношении некредитных финан-
(бездействия) Банка России, включая долж-
совых организаций;
ностных лиц.
— 16 — по спорам, связанным с примене­
В 2021 году к Банку России было предъ-
нием мер надзорного реагирования к не-
явлено 193 иска, вытекающих из хозяйствен-
кредитным финансовым организациям.
ной и иной деятельности, в том числе иски
По судебным делам указанной категории
имущественного характера на общую сум-
в 2021 году удовлетворено 457 заявлений
му 2 062 555,08 тыс. рублей. Всего в судеб-
Банка России (с учетом переходящих дел
ном порядке удовлетворен 21 иск (с учетом
за предыдущие периоды), из них 30 — к кре-
переходящих дел за предыдущие периоды),
дитным организациям, 427 — к некредитным
в том числе иски имущественного характера
финансовым организациям.
на общую сумму 4361,25 тыс. рублей.
Кредитными организациями за отчетный
В 2021 году Банк России предъявил
период было подано 19 заявлений об оспа-
106 исков, вытекающих из хозяйственной
ривании действий и решений Банка России,
и иной деятельности, в том числе иски иму-
удовлетворено два заявления, из которых
щественного характера на общую сумму
одно — обжалование решений (постановле-
37 488,33 тыс. рублей. Всего в 2021 году
ний) по делам об административной ответ-
по данной категории в судебном порядке
ственности, включая должностных лиц, в том
удовлетворено 74 иска (с учетом переходя-
числе определений об отказе в возбужде-
щих дел за предыдущие периоды), в том чис-
нии административного дела, одно — обжа-
ле иски имущественного характера на об-
лование применения мер в порядке статьи
щую сумму 35 975,38 тыс. рублей.
74 Федерального закона № 86-ФЗ.
В 2021 году к Банку России было предъ-
За тот же период некредитными фи-
явлено 99 исков, вытекающих из трудовых
нансовыми организациями было подано
отношений, всего удовлетворено 67 исков
464 заявления об оспаривании действий
(с учетом переходящих дел за предыдущие
и решений Банка России; удовлетворено
периоды).
Вернуться к оглавлению
239
Организационное
развитие Банка
России
В условиях изменений, происходящих в экономике и обществе в целом, для достижения
стоящих перед Банком России целей большое значение имеют вопросы совершенствова-
ния организационной структуры и управления ресурсами. Решения руководства Банка Рос-
сии направлены на то, чтобы его сотрудники эффективно выполняли свои функции, а мате-
риальные ресурсы были оптимально задействованы.
Банк России придает большое значение мониторингу и развитию профессиональных
и личностных компетенций своих работников. В 2021 году благодаря автоматизации сроки
проведения мероприятий по оценке персонала сократились, а число участников увеличи-
лось. Эксперты Банка России разработали методики для исследования желания и способ-
ности работников учиться, их готовности к изменениям. Для предупреждения рисков, свя-
занных с увольнением работников, занимающих ключевые управленческие позиции, в цен-
тральном аппарате и территориальных учреждениях Банка России был внедрен процесс
планирования преемственности.
Портфель учебных программ формировался с учетом необходимости обеспечить совре-
менный уровень знаний персонала Банка России в наиболее быстро развивающихся или
новых сферах деятельности. Самыми востребованными были учебные мероприятия, посвя-
щенные управлению данными и аналитике, информационной безопасности и информаци-
онным технологиям.
С помощью процессного управления в Банке России обеспечивалось бесперебойное
выполнение критически важных функций в сложных эпидемических условиях, развивалась
инфраструктура для дистанционной работы сотрудников. Проектное управление способ-
ствовало достижению стратегически значимых результатов в таких областях, как ПОД/ФТ,
регулирование и развитие технологий на финансовом рынке.
Изменения в организационной структуре центрального аппарата были обусловлены рас-
ширением и трансформацией функций Банка России. Во-первых, появились новые направ-
ления деятельности, в том числе связанные с ESG-повесткой и развитием финансового
рынка. Во-вторых, внедрялись новые подходы к разработке регулирования и анализа бан-
ковского сектора. В-третьих, активизировалась работа по снижению регуляторной нагруз-
ки на участников финансового рынка. В целом по итогам организационных преобразова-
ний численность работников Банка России в 2021 году уменьшилась на 0,6% и составила
49,1 тыс. единиц.
Банк России стремился создавать равные условия для участников закупок, поэтому они
проводились преимущественно конкурентным способом. Внедрение новых технологий по-
зволило существенно сократить срок рассмотрения заявок поставщиков на аккредитацию:
с 3,5 рабочего дня в 2020 году до 1,3 рабочего дня в 2021 году.
3. Организационное развитие
240
Банка России
Внутренний аудит охватывал все ключевые бизнес-процессы Банка России, такие как
макроэкономическое прогнозирование, управление международными резервами, работа
с кредитными и некредитными финансовыми организациями, функционирование НПС. Ре-
зультаты в целом подтверждают выполнение объектами внутреннего аудита возложенных
на них функций и соблюдение требований законодательства Российской Федерации, нор-
мативных и иных актов Банка России, соответствие системы управления рисками в Банке
России состоянию внутренней и внешней среды.
Вернуться к оглавлению
3. Организационное развитие
Банка России
241
3.1. Обучение и развитие
персонала Банка России
Современные условия предъявляют высокие
пример learning agility (готовность и способ-
требования к уровню квалификации персо-
ность обучаться) и готовность к изменени-
нала любой организации. В Банке России
ям. В рамках регулярных процессов работы
вопросы обучения и развития, формирова-
с персоналом в Банке России реализуются
ния пула высокопотенциальных сотрудников
проекты по оценке методом «360 градусов»1,
и планирование преемственности являются
проводятся центры оценки персонала2 при
одними из ключевых направлений при рабо-
отборе кандидатов на вакансии и формиро-
те с персоналом.
вании пула преемников на управленческие
Общее количество участников очно-
должности.
го обучения в 2021 году составило 2,1 тыс. ,
В Банке России внедрен полный цикл
участников вебинаров — 153,3 тыс. , а коли-
оценки профессиональных компетенций —
чество успешно завершенных дистанцион-
от подачи заявки на тестирование, конфи-
ных курсов превысило 447 тысяч.
гурации тестов с учетом профессиональных
Ключевые направления при работе с персоналом в Банке России — обучение
и развитие, работа с высокопотенциальными сотрудниками и планирование
преемственности
Для оценки качества обучения и приме-
ролей и уровней сложности заданий до об-
нения знаний и навыков в практической де-
работки результатов, подготовки индивиду-
ятельности в Банке России начали тестиро-
альных отчетов и предоставления обратной
ваться новые подходы к оценке эффективно-
связи. За три последних года было разрабо-
сти ключевых обучающих программ.
тано более 200 тестов оценки профессио­
нальных знаний.
Оценка персонала и планирование
Банк России уделяет большое внимание
преемственности
своей кадровой защищенности, совершен-
В 2021 году большая часть оценочных про-
ствуя работу с высокопотенциальными со-
цедур была автоматизирована и перенесе-
трудниками. В центральном аппарате и тер-
на на специализированные платформы, что
риториальных учреждениях Банка России
позволило в сжатые сроки обеспечить ши-
внедрен процесс планирования преемствен-
рокий охват целевой аудитории и оптимизи-
ности на ключевые управленческие позиции.
ровать пользовательский опыт участников.
Развитие профессиональных
Кроме того, с помощью разработанных вну-
тренними экспертами алгоритмов обработ-
компетенций
ки данных психометрической оценки появи-
В 2021 году развитие профессиональных
лась возможность исследовать более узкие
компетенций было сфокусировано на обла-
критерии и характеристики персонала, на- стях знаний, отвечающих текущим вызовам
1
Оценка «360 градусов»— это получение обратной связи от рабочего окружения об уровне развития управленческих
компетенций сотрудника.
2
Центр оценки персонала — комплексный метод диагностики потенциальной успешности в профессиональной
деятельности, включающий набор различных частных методов, основой которого является оценка поведения
участников группой наблюдателей-экспертов в моделирующих упражнениях.
3. Организационное развитие
242
Банка России
внешней среды с учетом возможных вызо-
считывал порядка 320 программ, сгруппи-
вов будущего:
рованных в 32 направления обучения: от
— информационная безопасность (более
поддерживающих деятельность основных
118,5 тыс. участников);
функциональных подразделений Банка Рос-
— финансовые технологии
(более
сии до обязательного обучения (пожарно-
5,2 тыс. участников);
технический минимум, гражданская оборо-
— информационные технологии (более
на и действия в чрезвычайных ситуациях,
6,7 тыс. участников).
охрана труда).
С целью повышения грамотности и куль-
Кроме того, в целях изучения междуна-
туры управления данными, применения со-
родного опыта и внедрения лучших прак-
временных методов и инструментов обра-
тик в ежедневную деятельность около
ботки данных для решения функциональных
1,5 тыс. сотрудников Банка России приняли
задач в Банке России была разработана мо-
участие в учебных мероприятиях зарубеж-
дульная программа «Управление данными
ных регуляторов.
и аналитика», по которой прошли обучение
Развитие лидерских
руководители и сотрудники Банка России.
компетенций
Также в число приоритетных направле-
ний обучения вошли надзор за кредитными
Развитие лидерских компетенций в Банке
и некредитными финансовыми организаци-
России — это системная работа по повыше-
ями, применение международных стандар-
нию уровня управленческих компетенций
тов финансовой отчетности, противодей-
и потенциала сотрудников, а также подго-
ствие легализации (отмыванию) доходов,
товка лидеров изменений и инноваций на
полученных преступным путем, функцио-
уровне лучших мировых стандартов и прак-
нирование национальной платежной си-
тик обучения.
стемы, развитие цифровых компетенций.
В 2021 году в рамках проектов по раз-
Отдельные учебные программы разрабаты-
витию руководителей было разработано 20
вались оперативно при появлении новых
и реализовано более 80 программ в раз-
задач и направлений в деятельности Банка
личных форматах: мультимодульные про-
России (экосистемы, цифровые платформы,
граммы, тренинги и вебинары, бизнес-си-
цифровые финансовые активы), предостав-
муляции и мастер-классы, стратегические
ляя возможность профильным подразделе-
и командные сессии, в том числе с исполь-
ниям получить современные знания и навы-
зованием современных онлайн-платформ
ки в данных областях.
и приложений. Ключевыми темами года ста-
Всего портфель учебных программ про-
ли «Эмоциональный интеллект» и «Принятие
фессионального развития в 2021 году на-
эффективных решений».
Вернуться к оглавлению
3. Организационное развитие
Банка России
243
3.2. Развитие процессного
управления
В области процессного управления продол-
— осуществляется разработка методоло-
жилась работа по совершенствованию си-
гического и технического обеспече-
стемы планирования и применения мер, на-
ния изолированных резервных офисов
правленных на обеспечение бесперебой-
для выполнения критичных бизнес-про-
ного выполнения критичных функций Банка
цессов.
России в кризисный период, в том числе
В рамках продолжения работы по по-
по улучшению условий для выполнения ряда
вышению эффективности деятельно-
функций Банка России в дистанционном ре-
сти Банка России в 2021 году была ини-
жиме:
циирована Программа по цифровизации
— адаптирована к дистанционной работе
бизнес-процессов (далее — Программа), ос-
нормативная правовая база;
новными целями которой являются повы-
— усовершенствована технологическая
шение уровня технологичности, минимиза-
возможность дистанционной работы
ция ручных операций и снижение бумажно-
(обеспечение сотрудников техническими
го документооборота в бизнес-процессах
устройствами, организация доступа к ИТ-
Банка России.
сервисам при соблюдении необходимого
На начальном этапе реализации Про-
уровня информационной безопасности);
граммы были выделены ключевые бизнес-
— утвержден порядок реализации меро-
процессы, подлежащие трансформации,
приятий, направленных на обеспечение
определен перечень наиболее востребо-
непрерывности деятельности подразде-
ванных на рынке российских цифровых тех-
лений Банка России в сложных эпидеми-
нологий для внедрения в бизнес-процессы
ческих условиях;
Банка России.
Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..