Устройство и оборудование тепловоза (профессия «машинист локомотива», 2016 год) - часть 7

 

  Главная      Книги - Тепловозы     Устройство и оборудование тепловоза (профессия «машинист локомотива», 2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7     

 

 

 

 

Устройство и оборудование тепловоза (профессия «машинист локомотива», 2016 год) - часть 7

 

 

Рис.108. Трехполюсный контактор переменного тока КМ-2334;
1 — основание; 2 — выводы; 3-дугогасительная камера;
4 — неподвижный контакт; 5-перекидной
вспомагательный контакт; 6 —скоба; 7 — груз; 8 —скоба; 9 — клиновой вспомагательный контакт;
10—скоба подвижной системы; 11 — якорь; 12 — втягивающая катушка; 13 —рычаг; 14—
сердечник; 15 — планка; 16 — крышка;
Подвижная система, состоящая из скобы 6 и планки 15, связана шарнирно с якорем 11.На
планке крепятся, помимо узла подвижных главных контактов, подвижные части вспомогательных
контактов. С помощью рычагов подвижная система уравновешена грузом противовеса 7.
Электромагнитная система состоит из Е-образного сердечника
14, Т-образного якоря и
втягивающей двухсекционной катушки
12 постоянного тока. Секция
1 создает ампервитки
включения. Обе секции 1 и 11, соединенные последовательно, создают ампервитки удерживания
после включения мостиковых размыкающих вспомогательных контактов. Все узлы контактора
крепятся на металлическом основании 1.
5.9 ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ КОНТАКТОР ПК-753М
Контактор предназначен для подключения цепей тяговых электродвигателей к
выпрямительной установке. В схемах обозначается П1-П6.
96
Рис.109. Электропневматический контактор;
1-подводящая шина;
2-пневмопривод;
3-электропневматический
вентиль;
4-рычаг подвижного контакта;
5-гибкий шунт;
6-вспомагательные контакты;
7-контактодержатель;
8-дугогасительный рог;
9-подвижный контакт;
10-неподвижный контакт;
11-дугогасительная камера;
12-полюсные наконечники;
13-изоляционная панель;
14-кронштейн;
15-дугогасительная катушка;
16-дугогасительный рог.
Контактор
состоит
из
изоляционной панели
13,
на
которой собраны все основные
узлы: пневматический привод
2,
контактная и дугогасительная
системы, а также вспомогательные
контакты 6.
Контактная система состоит из
рычага 4, шарнирно установленного
на кронштейне передней крышки
пневмопривода 2, подвижного 9 и
неподвижного
10 контактов и их
контактодержателей. Отвод тока от
подвижного
контакта
осуществляется с помощью медных
гибких шунтов 5.
Дугогасительная система
состоит
из
дугогасительной катушки
15, кронштейна
14 с
дугогасительным рогом 16 и дугогасительной камеры с полюсными наконечниками 12. В местах
горения дуги в камере установлены вставки, значительно удлиняющие срок службы камеры.
Дугогасительная катушка выполнена из шинной меди и включена последовательно с контактами. К
сердечнику катушки с обеих сторон примыкают стальные полюсы камеры. Вспомогательные
контакты состоят из стальных контактных пальцев и латунных контактных пластин. Контактные
пластины расположены на изоляционной панели, прикрепленной к рычагу подвижного контакта.
Рис.110. Пневмопривод;
1-передняя крышка;
2-цилиндр;
3-манжета;
4-задняя крышка;
5-поршень;
6-шток;
7-пружина;
97
Пневмопривод поршневого типа состоит из цилиндра, поршня со штоком, манжеты, пружины,
передней и задней крышек. При подаче напряжения на катушку вентиля сжатый воздух поступает в
цилиндр привода и перемещает его поршень. Шток поршня приводит в движение рычаг, который
поворачиваясь вокруг оси, прижимает подвижный контакт к неподвижному.
При отключении вентиля поршень под действием пружины пневмопривода перемещается в обратном
направлении и контакты размыкаются.
При протекании тока по дугогасительной катушке между полюсами возникает магнитное
поле. В момент разрыва контактов оно воздействует на возникшую дугу, заставляя ее растягиваться и
перемещаться вверх. При этом дуга вначале переходит с контактов на дугогасительные рога, а затем,
удлиняясь, перемещается по поверхности рогов. Дугогасительная камера, имеющая в зоне горения
дуги специальные металлические вставки, отводит от дуги тепло, обеспечивая эффективное ее
гашение.
6. РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
К неисправностям электрических аппаратов относятся: подгар, оплавление контактов и
медных шунтов, повреждения катушек, пропуск воздуха электропневматическими вентилями и
пневматическими цилиндрами.
При техническом обслуживании ТО-3 и
текущих ремонтах аппаратную камеру
продувают сухим сжатым воздухом
давлением (2,5×З) 105 Па. Все доступные
детали протирают чистыми безворсовыми
салфетками
или
концами,
не
оставляющими
волокон на обтираемой
поверхности.
При продувке частей, имеющих
миканитовую или слюдяную изоляцию,
требуется соблюдать осторожность, чтобы
сильной струей воздуха не повредить
изоляцию.
При техническом обслуживании ТО-3
исправность электрических цепей, а также приводов и подвижных частей аппаратов определяют
проверкой последовательности и четкости включения этих аппаратов. Все остальные работы при
осмотре выполняют только при остановленном дизеле и выключенном рубильнике аккумуляторной
батареи. Осматривают и проверяют состояние подвижных и неподвижных контактов, гибких
соединений, дугогасительных камер и изоляции.
Состояние изоляции определяют по
сопротивлению, которое между корпусом и силовой цепью должно быть не менее 0,5 МОм,
вспомогательной цепью — 0,25 МОм, между вспомогательной и силовой цепями — 0,5 МОм.
Ослабленные зажимы и болтовые
контактные крепления перед затягиванием
осматривают со снятием гаек и болтов.
Состояние
спиралей
сопротивлений
открытого типа определяют внешним
осмотром, а закрытого
— по состоянию
глазури.
Осматривая рубильники, проверяют
состояние контактных пластин и контактов,
надежность крепления рукоятки и деталей на
панели.
В пакетных выключателях
контролируют четкую фиксацию положений,
в предохранителях — состояние и плотность
прилегания контактных поверхностей, в
98
дифференциальном манометре — целостность и чистоту трубки, соединяющей манометр с картером
дизеля, и отверстия, соединяющего манометр с атмосферой, а также убеждаются, нет ли утечек
жидкости.
При текущем ремонте ТР-1 выполняют работу в объеме технического обслуживания ТО-3 и
дополнительно проверяют работу регулятора напряжения, прожировывают манжеты
электропневматических аппаратов.
Во время текущего ремонта ТР-2 дополнительно обследуют состояние всех деталей аппаратов
без разборки по нормам допусков и износов и в случае необходимости их заменяют; силовые и
блокировочные контакты очищают от подгара и проверяют прилегание по отпечатку (прилегание
должно быть не менее 75% их ширины). Дугогасительные камеры контакторов снимают и очищают
от нагара.
Стертые надписи на аппаратах и маркировку на проводах восстанавливают в соответствии со
схемой тепловоза. Снимают и регулируют на стенде реле переходов, боксования и регулятор
напряжения, затем проверяют их на тепловозе. При текущем ремонте ТР-3, кроме работ,
выполняемых на текущем ремонте ТР-2, снимают и проверяют состояние контакторов и
полупроводников. Снимают и разбирают электропневматические и электромагнитные приводы,
регулятор напряжения, реле, реверсор, предохранители. Остальные аппараты осматривают и
ремонтируют на тепловозе.
Снятые металлические детали очищают. Поврежденную изоляцию восстанавливают.
Регулируют давление и притирание контактов аппаратов и разрывы между ними. Капитальные
ремонты предусматривают приведение электроаппаратуры в состояние, обеспечивающее нормальную
работу ее на протяжении установленного пробега до следующего капитального ремонта. При этом
восстанавливают чертежные размеры большинства деталей, а отдельные заменяют новыми.
Силовые и блокировочные
контакты.
Изменение цвета детали в
результате перегрева, ослабление
креплений, наличие капель припоя
свидетельствуют о ненадежном
соединении. Электрическая дуга при
разрыве
подвижных контактов
оплавляет поверхности, которые
требуют зачистки. Серебряные и
металлокерамические контакты при
нагарах
протирают салфеткой,
смоченной в бензине или спирте.
Контакты заменяют при износе на
половину их толщины, при этом
провал, начальное и конечное
нажатия не должны быть больше допускаемых Правилами ремонта пределов. При установке
контактов обеспечивают касание контактных поверхностей по всей ширине. Износ поверхностей
контактов контакторов восстанавливают напайкой медных пластин марки М1 латунным припоем Л-
62 толщиной
0,2мм
(прокладываются между спаиваемыми поверхностями). К контактам реле
припаивают пластины из серебра или металлокерамических сплавов газовой горелкой или на
аппарате контактной сварки. Применяют припой ПОС-45 или ПОС-30. На зачищенную поверхность
контакта накладывают небольшое количество припоя, приготовленного в виде мелких опилок в смеси
с бурой. Паяют на аппарате при небольшом нажатии угольными электродами, а если газовой
горелкой, то в момент расплавления припоя пластину надо прижать, затем убрать пламя и охладить
контакт на воздухе, не снимая давления.
Контактные поверхности при устранении подгара, а также после напайки опиливают по шаблону,
соответствующему профилю контакта.
99
Шаблон для проверки профиля контактов.
Износ стальных блокировочных контактов устраняют
постановкой сухаря на заклепках или заменой.
Стальной блокировочный контакт с наклепанным сухарем.
Гибкие соединения.
При обрыве более 10% жил, следах нагревания и выплавления
наконечника гибкие соединения заменяют новыми, изготовленными плетением скрученных прядей
медного провода марки ПШ. Наконечники гибких соединений изготавливают из медных трубок и
вместе с проводом формуют в штампе. Затем сверлят отверстие и пропаивают наконечник припоем
ПОС-40.
В качестве флюса при пайке контактных деталей можно применять только канифоль,
хлористый цинк вызывает окисление спаиваемых деталей.
При пайке наконечник опускают в припой до середины отверстия во избежание пропайки жил
за пределами наконечника. В противном случае гибкое соединение становится жестким и ломается.
Контактные детали лудят гальваническим или горячим способом припоем ПОС-18 в лудильных
ваннах. Детали гибких соединений, подлежащие лужению, тщательно очищают от грязи и масла.
Катушки при необходимости перематывают по данным расчетной записки, где указаны
диаметр и марка, число витков, рабочее напряжение, сопротивление, мощность. Неисправный каркас
катушки заменяют новым, изготовленным из пластических масс или собранным из отдельных
деталей.
Электропневматические вентили.
Неисправностями вентилей являются повреждения катушек, нарушение плотности посадки
клапана в седле, поломка крышек. При ручном нажатии вентиль должен обеспечить пропуск воздуха
к управляемому аппарату без утечки в атмосферу. Если клапан заедает или нечетко работает при
отключении, его следует промыть бензином или растворителем. Пропуск воздуха клапанами
устраняют притиркой, если уплотняющие поверхности не имеют износа. При износе седло и конус
клапана исправляют на станке с последующей притиркой пастой ГОИ на поворотном приспособлении
или на стенде, соблюдая соосность дрели, держателя и клапана. Изношенные седла и клапан
заменяют. После ремонта правильность сборки вентиля проверяют по выходу выпускного клапана
над торцом сердечника соответствующими выемками калибра или микрометром.
100
Шаблон с выемкой
0,8 мм устанавливают на выступающий стержень
выпускного клапана и нажимают. Если при этом выпускной клапан плотно сядет на
седло и воздух не будет проходить в атмосферу, клапан считается годным. При
установке шаблона с выемкой 1,3 мм так, чтобы ножки шаблона коснулись верхней
плоскости сердечника вентиля, впускной клапан сядет на свое седло, и воздух не
проходит. Если эти условия не будут выдержаны, стержень клапана должен быть
укорочен или удлинен. Выход стержня клапана вентилей ВВ1 и ВВ2 измеряют
аналогично, но с выемкой 2,2 мм, а для стержня клапана вентиля ВВЗ —2,6 мм.
Пневматические приводы.
Неисправностью пневматических приводов является пропуск воздуха между
крышками, фланцами цилиндров и через манжеты поршня или мембраны (диафрагмы). В первом
случае утечку воздуха устраняют подтяжкой крепящих болтов или сменой уплотняющих прокладок,
во втором — добавлением незамерзающей смазки в количестве 1—6 см3 через отверстие в стенке
цилиндра с последующим многократным включением привода.
Если добавление смазки не прекращает пропуск воздуха, привод разбирают и манжеты
прожировывают. Пропускающую диафрагму заменяют. Манжеты изготовляют из кожи толщиной 1
мм в один слой или из двух-трех склеенных слоев. Манжету прожировывают в термостате при
температуре 60 °С в течение 3—4 ч. Очищенные от жира манжеты формуют, обрезают в пресс-форме
и сушат в печи при температуре 55—60 °С. Резиновые манжеты не требуют смазки и прожировки,
при повреждении их заменяют. Пружинные шайбы в случае излома лепестков или потери упругости
заменяют новыми, изготовленными в штампах. Перед сборкой аппарата шайбы выправляют (во
избежание пропуска воздуха манжетами из-за неравномерного прилегания к стенкам цилиндра).
Электропневматический диафрагменный (мембранный) привод не требует периодической
разборки, как поршневой, однако необходимо с наступлением холодов снять крышку и осмотреть
диафрагму. Она не должна иметь трещин, разрывов, истираний. Диафрагму изготовляют из плоского
приводного прорезиненного ремня.
Толщина ремня 6 мм. При отсутствии приводного ремня с резиновыми обкладками может
быть применен прорезиненный ремень с одной или несколькими резиновыми прокладками или в
крайнем случае транспортерная лента. Необходимая толщина мембраны может быть получена при
наличии более толстых материалов путем отделения (расслоения) части слоев.
101
Мембрану по контуру корпусов привода вырезают ножом или ножницами. Необходимые
отверстия делают с помощью просечек.
Трещины, литейные раковины и другие дефекты в корпусе цилиндра устраняют заваркой
комбинированными или латунными электродами. Допускают устранение мелких пор проклейкой
клеем БФ-2 или бакелитовым лаком. Подшипники рычагов и кронштейнов заменяют, если зазоры
между валиками и втулками превышают 0,2 мм.
Перекос или сдвиг подвижного контакта относительно неподвижного устраняют установкой
пресс-шпановых прокладок между панелью и кронштейном неподвижного контакта или между
панелью и крышкой цилиндра. Вентиль крепят к корпусу равномерной затяжкой без особых усилий
во избежание срыва резьбы, шпилек и повреждения изолятора. Изношенные сухари и рычаги привода
регулятора частоты вращения заменяют, ставят квадратные сухари, что обеспечивает постоянство
частоты вращения при повороте сухаря.
После ремонта проверяют подъем штоков, который должен быть полным при давлении (5-
5,5)105Па.
Электромагнитные приводы.
Износ призматических опор якоря более 2 мм устраняют запиловкой под углом 45°, а на
боковых вырезах
— под углом 30°. Медленное отключение аппарата из-за повреждения или потери
немагнитной пластины якоря устраняют заменой ее или установкой двух медных заклепок на торце
сердечника катушки. Головки заклепок должны одинаково выступать над торцом на 0,3—0,6 мм.
Дугогасящие устройства.
В дугогасящем устройстве вследствие нагревания возможны коробление и замыкание витков,
повреждение изоляции дугогасительной катушки и механические повреждения стенок камеры. Грязь
и копоть на стенах удаляют безворсовой салфеткой, а нагары и медные брызги (выбрасываемые под
действием дуги с контактов) — стеклянной шкуркой. При прогорании боковых стенок на три
четверти толщины и трещинах дугогасительную камеру заменяют.
Изоляционные детали электроаппаратов.
Панели, прокладки, блокировочные стойки и кронштейны при трещинах, изломах и подгарах
заменяют. Новые детали изготовляют из асбоцемента, текстолита, гетинакса, стеклотекстолита,
дерева, прессшпана и другого изоляционного материала, обеспечивающего надлежащую
механическую прочность, теплостойкость и сопротивление. Для повышения влагостойкости детали
из асбоцемента пропитывают в мазуте, а затем в битуме; из дерева, прессшпана и фибры — в льняном
масле или натуральной олифе.
Изоляционные свойства окрашенных панелей проверяют мегаом-метром по сопротивлению,
измеряемому между поверхностью отверстий для крепления аппаратов и отдельными точками,
отстоящими на расстоянии 12—15 мм от них. Сопротивление допускают не менее 200 МОм. Затем
испытывают панель на возможность поверхностного перекрытия переменным током напряжением
3000В заостренными электродами, установленными на расстоянии 12 мм друг от друга на лицевой
поверхности панели; допускается небольшое искрение (сопротивление 200 МОм).
102

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7