РД 31.74.08-94 ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (1994 год) - часть 1

 

  Главная      Книги - Разные     РД 31.74.08-94 ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (1994 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

 

РД 31.74.08-94 ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (1994 год) - часть 1

 

 

Утверждаю
Заместитель директора
Департамента морского
транспорта
Б.С.ГРИШИН
19 декабря 1994 года
Согласовано
Начальник отдела
инвестиционной политики ДМТ
А.Н.СОЛОВЬЕВ
16 декабря 1994 года
Срок введения в действие
установлен с 1 января 1995 года
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОРСКИХ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
РД 31.74.08-94
Разработана Ростовским Центральным проектно-конструкторским бюро "Стапель":
Директор бюро А.В. Святенко
Руководитель разработки К.П. Кобец
Ответственный исполнитель К.П. Кобец.
Согласована:
Северо-Каспийское морское пароходство
Начальник Управления морских путей и дноуглубительных работ Н.Д. Абакшин
Северное морское пароходство
Начальник службы портового хозяйства и морских путей В.П. Шошин
Балтийское морское пароходство
Председатель АО "С.-Петербург. Морской путь" Н.С. Стаканов.
Взамен РД 31.74.08-85.
Настоящий Руководящий документ
(РД) устанавливает требования к организации и технологии
дноуглубительных работ.
РД является обязательным для предприятий и организаций морского транспорта, организующих и
выполняющих дноуглубительные работы, разрабатывающих проекты производства дноуглубительных работ,
экипажей судов дноуглубительного флота и администрации соответствующих служб, осуществляющих
планирование и организацию дноуглубительных работ.
РД может быть использован в родственных организациях на предприятиях других ведомств.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА
1.1. Классификация дноуглубительного флота
1.1.1. Все технические средства дноуглубления распределяются по классам:
1. Самоотвозные трюмные рефулерные землесосы.
2. Якорные рефулерные землесосы.
3. Землесосы самоходные с подвесным рефулерным грунтопроводом (транзитные землесосы).
4. Грейферные земснаряды.
5. Одночерпаковые земснаряды.
6. Многочерпаковые земснаряды.
7. Скреперные самоотвозные земснаряды.
8. Грунтоотвозные шаланды.
9. Морские завозные краны (мотозавозни).
Все вышеперечисленные суда составляют основное ядро дноуглубительного флота. Обслуживание
основного ядра осуществляется служебно-вспомогательными судами (буксировщики, бункеровщики, сборщики
мусора, пассажирские катера, плавкраны и т.д.).
1.1.2. В каждом классе производится распределение судов по типам.
1.1.2.1. Тип самоотвозных землесосов определяется вместимостью трюма. Принимаются следующие
типоразмеры самоотвозных землесосов:
Типоразмер
Вместимость трюма, кв. м
1000
600...1500
2500
1600...2500
3500
2600...3500
4500
3600...4500
свыше 5000
4600 и более
1.1.2.2. Тип якорных рефулерных землесосов определяется по контрактовой производительности.
В каждом типе производится разделение на подтипы по признакам:
по способу перемещения на прорези:
папильонажные - при разработке землесос осуществляет поперечное перемещение по прорези с
постепенным перемещением вдоль прорези;
траншейные - землесос перемещается вдоль прорези, покрывая площадь прорези продольными
траншеями;
по устройствам, обеспечивающим перемещение землесоса в процессе грунторазработки:
авантово-папильонажные
- поперечное перемещение осуществляется папильонажными лебедками,
продольное - авантовой лебедкой;
свайно-папильонажные
- поперечное перемещение осуществляется папильонажными лебедками,
продольное - свайным устройством;
по способу разработки грунта:
с механическим разрыхлением - отделение грунта от массива и его рыхление производится фрезерным
или роторным разрыхлителем;
с гидравлическим разрыхлением - отделение грунта от массива и его рыхление производится водяными
струями;
без рыхления
- отделение грунта от массива производится потоком воды, поступающим в
грунтоприемник;
по способу транспортировки грунта на отвал:
рефулерные - транспортировка разработанного грунта осуществляется по напорному трубопроводу в
виде смеси с водой;
шаландо-рефулерные - транспортировка грунта может осуществляться как по напорному трубопроводу,
так и путем погрузки его в трюм грунтоотвозных шаланд по специальному устройству;
пульпометы - грунт в виде смеси с водой выбрасывается через специальный насадок.
1.1.2.3. Тип транзитных землесосов определяется по контрактовой производительности.
1.1.2.4. Тип грейферных самоотвозных земснарядов определяется по контрактовой производительности
грейферного устройства.
1.1.2.5. Тип одночерпаковых земснарядов определяется по устройству разработки грунта:
грейферные - разработка грунта производится грейфером;
штанговые - разработка грунта производится с помощью ковша, закрепленного на штанге.
Внутри каждый тип одночерпаковых земснарядов подразделяется на подтипы по признакам:
по контрактовой производительности;
по вместимости грейфера, ковша;
по способу резания грунта;
прямая лопата;
обратная лопата.
1.1.2.6. Тип многочерпаковых земснарядов определяется по контрактовой производительности, внутри
каждый тип подразделяется на подтипы по устройству черпаковой цепи:
майонные - черпаки в цепи соединены друг с другом с помощью промежуточных звеньев-майонов;
безмайонные - черпаки в цепи соединены непосредственно друг с другом;
по способу погрузки грунта в шаланды:
лотковые - погрузка грунта производится по лоткам (подвижному и неподвижному);
транспортерные - погрузка грунта производится по транспортеру;
по способу транспортировки грунта на отвал:
шаландовые - транспортировка разработанного грунта производится в трюмах грунтоотвозных шаланд;
шаландо-рефулерные - транспортировка осуществляется шаландами или по напорному рефулерному
трубопроводу.
1.1.2.7. Тип скреперных самоотвозных земснарядов определяется по вместимости трюма.
1.1.2.8. Тип грузоотвозных шаланд определяется по вместимости трюма, внутри каждый тип
подразделяется на подтипы по способу разгрузки трюма:
люковые - разгрузка трюма производится через днищевые дверцы (ляды);
с раскрывающимся корпусом - разгрузка производится путем раскрытия корпуса шаланды.
1.1.2.9. Тип морских завозных кранов определяется по мощности силовой установки.
1.2. Назначение и условия эксплуатации технических средств
дноуглубления
1.2.1. Самоотвозные землесосы используются для выполнения
дноуглубительных работ на открытых акваториях при скорости ветра
до
10 м/с
(5 баллов) и высоте волны, указанной в табл. 1, для
разработки несвязных грунтов плотностью в состоянии естественного
залегания ро
= 1,30...2 х 10 т/куб. м
при
наличии
включений
е
размером 5...25 см в количестве, не превышающем
4% от общего
объема разрабатываемого грунта.
Таблица 1
МИНИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
САМООТВОЗНОГО ЗЕМЛЕСОСА
Вместимость
Максималь-
Минималь-
Мини-
Минималь-
Мини-
Мини-
Максимальная
трюма
ная высота
ная глу-
мальная
ная длина
мальная
мальная
скорость
землесоса,
<...>, м
бина раз-
глубина
разраба-
ширина
даль-
течения, м/с
куб. м
работки,
на
тываемой
аквато-
ность
<...>
борт
вдоль
верти-
куб. м
участ-
прорези,
рии для
видимос-
прорези
кально
ке,
м
разворо-
ти, миль
к оси
трассе
та на
прорези
движе-
180°, м
ния, на
отвале,
м
Менее 1000
1,75
1,25
4,5
4,5
500
100
0,5
1
0,1
1000...2500
2,00
1,50
5...6,0
5,0
700
140
1,0
1
0,15
2600...4500
2,5
1,75
6,5...7,5
7,0
1000
180
1,0
1
0,15
Более 4500
3,5
2,0
8 и более
более 8
1000
200
1,5
1
0,15
При наличии включений в большом количестве производительность землесоса по грунтозабору резко
снижается.
При специальном обосновании допускается использование самоотвозных землесосов для подбора
дробленого каменистого грунта при максимальном размере камней не более 25 кв. см.
1.2.1.1. Минимальные габариты акватории, при которых возможно использование землесосов приведены
в табл. 1.
1.2.1.2. Работа самоотвозных землесосов возможна при следующих гидрометеорологических условиях:
при видимости не менее 1,0 мили (~= 2,0 км);
при скорости течения вдоль прорези не более 1 м/с;
и нормально оси прорези не более 0,15 м/с.
Работа самоотвозного землесоса не допускается при наличии на акватории битого льда.
1.2.1.3. При разгрузке трюма путем рефулирования грунта по напорному трубопроводу на береговой
отвал (склад) необходима установка причального сооружения, обеспечивающего надежную стоянку землесоса
и не допускающего значительных продольных его перемещений относительно стыковочного устройства.
1.2.1.4. Акватория в месте установки причального сооружения должна позволять нормальную швартовку
землесоса к причальному сооружению самостоятельно или с помощью буксиров и полный разворот (на 180°)
после разгрузки трюма и отхода на участок.
Минимальный диаметр акватории для разворота должен быть не
менее (1,7...2) L , где L
- длина корпуса землесоса, м.
к
к
1.2.2. Якорные рефулерные землесосы используются для разработки прорезей на защищенных от
волнения акваториях с рефулированием грунта по напорному трубопроводу на подводный или береговой
отвал.
1.2.2.1. Землесосы с механическим разрыхлителем могут разрабатывать как слабые, так и плотные
грунты, включая полутвердые глины (1...6 группа по трудности разработки по классификации грунтов, принятой
для морского дноуглубления, приведенной в Приложении 1). Для разработки тяжелых и скальных грунтов
существуют специальные землесосы с мощным фрезерным разрыхлителем.
1.2.2.2. Землесосы с гидравлическим разрыхлителем используются для разработки несвязных грунтов с
1 по 4 группы по трудности разработки (илы, пески, супеси и суглинки текучепластичные).
1.2.2.3. Землесосы без разрыхлителя разрабатывают илы, супеси и суглинки текучие и
текучепластичные и рыхлые пески (1...3 группа по трудности разработки).
1.2.2.4. Рефулирование грунта производится по плавучему грунтопроводу при подводном отвале и по
плавучему и береговому грунтопроводам при рефулировании на береговой отвал.
Плавучий грунтопровод состоит из отдельных звеньев длиной
10...12 м, соединенных гибкими
соединениями (шаровые соединения или резиновые рукава).
Для обеспечения свободного перемещения земснаряда по прорези в процессе разработки грунта
плавучий грунтопровод должен обладать достаточной гибкостью.
1.2.2.5. Для папильонажных и траншейных землесосов необходимое количество звеньев плавучего
грунтопровода при подводном отвале должно быть не менее величины, определяемой по зависимости:
D + В
р
П
= ------ + 10,
(1)
с
l
с
где:
D - удаленность грунта от бровки разрабатываемой прорези, м;
В
- рабочая ширина прорези, м;
р
l
- длина звена плавучего трубопровода, м.
с
При рефулировании на береговой отвал количество звеньев должно быть увеличено - 4...5 ед.
1.2.2.6. Для свайно-папильонажных землесосов из-за жесткого закрепления кормы землесоса гибкость
плавучего грунтопровода должна быть увеличена на 3...4 звена.
1.2.2.7. Удаленность подводного отвала грунта от бровки разрабатываемой прорези зависит от глубины
на отвале, гранулометрического состава разрабатываемого грунта, скорости и направления течения, объема
отрефулированного грунта.
Для предотвращения попадания отрефулированного грунта в разработанную прорезь удаление оси
отвала от бровки разрабатываемой прорези должно быть не менее величины, приведенной в табл. 2.
Таблица 2
МИНИМАЛЬНАЯ УДАЛЕННОСТЬ ПОДВОДНОГО ОТВАЛА ГРУНТА
ОТ БРОВКИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОРЕЗИ, М
Объем
Средний диаметр частиц грунта, мм
намы-
ва,
менее
0,05...
0,11...
0,26...
0,51...
1,1...
2,1...
более
куб. м
0,05
0,1
0,25
0,50
1,0
2,0
10,0
10,0
5000
120
110
100
96
90
80
75
65
7500
140
125
110
105
100
90
80
70
10000
150
130
125
120
110
100
85
75
12500
160
150
135
130
120
110
95
80
15000
170
160
145
140
130
115
100
85
17500
180
170
150
140
130
120
105
90
20000
190
180
160
150
140
125
110
96
1.2.2.8. Минимальная ширина акватории, на которой возможно
разместить плавучий грунтопровод при рефулировании на подводный
отвал, должна быть не менее 90 м, а при работе на береговой отвал
с береговым грунтопроводом - не менее 200 м (l ), где l
- длина
с
с
секции (звена) плавучего грунтопровода.
1.2.2.9. При наличии постоянных течений рефулерные землесосы устанавливаются против течения.
Использование землесосов возможно при скоростях течения до 1 м/с и высоте волны до 0,5 м (2 балла).
1.2.2.10. Для снижения нагрузок от течения и волнения на плавучий трубопровод и земснаряд, плавучий
трубопровод, в зависимости от длины, закрепляется в одной или двух точках якорями или сваями, при этом
длина плавучего трубопровода между землесосом и ближайшей к ней точкой закрепления должна
обеспечивать необходимую гибкость для нормальной работы землесоса (8...10 звеньев).
1.2.2.11. Перемещение землесоса на прорези осуществляется с помощью папильонажных тросов,
скрепленных на завезенных якорях. Для обеспечения необходимой держащей силы якоря дальность его
завозки от бровок разрабатываемой прорези должна быть не менее 50 м.
Схема установки рефулерных якорных землесосов приведена на рис. 1, 2 (здесь и далее рисунки не
приводятся).
1.2.3. Землесос самоходный с подвесным рефулерным трубопроводом типа "Ямал" используется для
разработки узких прорезей на открытых акваториях (баровая часть рек) при складировании разработанного
грунта непосредственно на забровочном пространстве.
Обычно длина подвесного грунтопровода составляет 50 м и может поворачиваться на 90° в сторону
любого борта. Наличие насадка на конце подвесного грунтопровода и значительная его высота над уровнем
воды позволяют выбрасывать смесь (пульпу) на расстояние до 70...75 м от диаметральной плоскости
землесоса.
1.2.4. Грейферные самоотвозные земснаряды используются для разработки траншей, котлованов,
подчистки прикордоновых полос у гидротехнических сооружений.
1.2.4.1.
Работа грейферного самоотвозного земснаряда возможна при следующих
гидрометеорологических условиях:
скорость течения до 1 м/с;
при наличии на акватории битого льда сплошностью не более 5 баллов по 10-балльной шкале;
при видимости горизонта не менее 0,5 мили;
при волнении не более 2 баллов (0,5 м);
при скорости ветра более 3 баллов (5,5 м/с).
Разработанный грейфером грунт погружается в трюм земснаряда и отвозится на отвал.
1.2.4.2. Установка земснаряда на участке работ производится самостоятельно на трех, четырех якорях.
Схема установки приведена на рис. 3.
1.2.4.3. Минимальная глубина на акватории разработки, по трассе движения и на отвале должна быть не
менее максимальной осадки судна плюс 0,5 м. Для грейферных земснарядов типа "Аракс" - не менее 4,0 м.
1.2.4.4. Разгрузка трюма осуществляется через днищевые дверцы.
1.2.4.5. Дополнительно самоотвозный грейферный земснаряд может использоваться для добычи
строительного материала, отсыпки банкетов, как грузоподъемное средство для подъема предметов с глубин
до 20 м.
1.2.4.6. При разгрузке трюма грейфером необходимо на днище трюма устанавливать настил для
предотвращения повреждения поперечных балок грейфером.
1.2.4.7.
Диаметр
акватории
для
разворота
грейферного
самоотвозного земснаряда должен быть не менее 1,5 L , где L
-
з
з
длина земснаряда.
Грейферные самоотвозные земснаряды могут быть оборудованы двумя или тремя грейферными
кранами.
1.2.5. Одночерпаковые земснаряды, как грейферные так и штанговые, используются для разработки
траншей и котлованов под гидротехнические сооружения.
1.2.5.1. Разработка грунта производится грейфером или ковшом, разработанный грунт грузится в
шаланды, которыми отвозится на подводный отвал.
1.2.5.2. Работа одночерпаковых земснарядов возможна при следующих гидрометеорологических
условиях:
при скорости течения до 1 м/с;
при волнении не более 2 баллов (0,5 м);
при скорости ветра не более 5,5 м/с (3 балла);
при видимости горизонта не менее 0,5 мили;
при наличии на акватории битого льда сплошностью не более 5 баллов.
1.2.5.3. Одночерпаковые земснаряды могут разрабатывать грунты 1...7 группы по трудности разработки.
Однако разработка плотных тяжелых грунтов грейферными земснарядами малоэффективна, так как для
разработки этих грунтов требуется большая масса грейфера, что приводит к резкому снижению массы
полезного груза.
1.2.5.4. Грейферные одночерпаковые земснаряды устанавливаются на участке на трех, четырех якорях
или сваях.
Штанговые земснаряды устанавливаются на участке на трех сваях.
Якоря завозятся для центровки земснаряда в период передвижки земснаряда на прорези.
Схема установки приведена на рис. 3.
1.2.6. Многочерпаковые земснаряды используются для разработки прорезей на открытых и защищенных
акваториях при следующих гидрометеорологических условиях:
дальность видимости горизонта не менее 0,5 мили;
скорость течения до 1 м/с;
высота волны не более 0,75 м;
при наличии на акватории битого льда сплошностью не более 5 баллов.
Многочерпаковые земснаряды разрабатывают все группы грунтов, согласно принятой классификации,
включая скальные предварительно раздробленные до кусков размером 20...25 см.
1.2.6.1. Земснаряды типа "Кубань-2" контрактовой производительностью 400 куб. м/ч рассчитаны для
разработки грунтов
1...4 группы по трудности разработки, у них легкая черпаковая цепь, поэтому
использование этого типа земснарядов для разработки грунтов
6 и
7 группы нецелесообразно,
производительность их резко снижается, наблюдается большой износ деталей черпакового устройства,
большая неравномерность нагрузки на привод верхнего черпакового барабана.
1.2.6.2. Земснаряды типа "Скадовск" контрактовой производительностью 750 куб. м/ч предназначены для
разработки тяжелых грунтов (5...6 группа). Тяжелая черпаковая цепь и большое водоизмещение земснаряда
обеспечивают плавную разработку тяжелых грунтов.
1.2.6.3. Земснаряды типа "Ильичевск" японской постройки с безмайонной черпаковой цепью свободно
разрабатывают все группы грунтов, но их применение для разработки грунтов, имеющих включения в виде
валунов, нецелесообразно из-за возможного заклинивания валунов между черпаками, что приводит к поломке
шинельных листов черпаков.
1.2.6.4. Земснаряды типа "Бурцев" постройки завода "Ленинская Кузница" контрактовой
производительностью 400 куб. м/ч на грунтах 5 группы по трудности разработки имеют тяжелую черпаковую
цепь, но разработка тяжелых грунтов сопровождается большими рывками из-за недостаточного
водоизмещения.
1.2.6.5. Разработку прорези многочерпаковые земснаряды производят, перемещаясь поперек на рабочих
тросах, закрепленных на завезенных якорях. Продольное перемещение земснаряда на прорези
осуществляется также по авантовому тросу, закрепленному на завезенном якоре.
Для обеспечения необходимой держащей силы рабочие (папильонажные) якоря завозятся на расстояние
100...150 м от линии бровки разрабатываемой прорези.
Схема установки на участке приведена на рис. 4.
1.2.6.6. Устройства по заглублению папильонажных тросов могут быть использованы при глубинах за
бровками разрабатываемой прорези более величины заглубления троса не менее чем на 0,5 м.
1.2.6.7. При разработке прорези на мелководье дальность закладки папильонажных якорей может быть
сокращена до 20...50 м, но при этом возрастает частота перекладки якорей.
1.2.6.8. Шаг перекладки папильонажных якорей в среднем составляет 0,5...0,6 дальности закладки якоря
от линии бровки.
1.2.6.9. Шаг перекладки авантового якоря определяется по зависимости:
S
= D
- (2В
+ 200),
(2)
а
а
р
где:
D
- дальность завозки авантового якоря по условиям на участке
а
или исходя из длины авантового троса (в среднем 1000 м);
В
- рабочая ширина разрабатываемой прорези, м;
р
200 - запас троса, необходимый для обеспечения держащей силы
якоря, м.
1.2.6.10. Разработанный многочерпаковым земснарядом грунт грузится в трюм шаланды, которая
транспортирует его на отвал.
1.2.6.11. Нормальная работа земснаряда обеспечивается при длине радиуса качания земснаряда на
авантовом якоре не менее 2...2,5 ширины разрабатываемой прорези. В связи с этим минимальная дальность
завозки авантового якоря должна быть не менее:
D
= 2В
+ (200...250),
(3)
аmin
р
где:
D
- минимальная дальность завозки авантового якоря, м;
аmin
200...250
-
запас
на
суточную проходку земснаряда и
обеспечение необходимой держащей силы авантового якоря.
1.2.6.12. Минимальная глубина разработки многочерпаковых земснарядов составляет
4,0 м,
максимальная глубина колеблется от 10 до 24 м. Данные по условиям работы земснарядов разного типа
приведены в табл. 3.
Таблица 3
УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ РАБОТА МНОГОЧЕРПАКОВЫХ
ЗЕМСНАРЯДОВ
Тип
Количество
Глубина
Тип чер-
Группа раз-
Толщина
Минимальная
Про-
земснаряда
точек под-
разработки,
паковой
рабатывае-
разрабаты-
ширина про-
ход-
веса рамы
м
цепи
мого грунта
ваемого
рези, м
ная
слоя, м
глу-
мини-
макси-
бина,
маль-
маль-
Мин.
Макс.
боль-
мел-
м
ная
ная
шие
ко-
забро-
водье
вочные
глуби-
ны
МС-Ш-400
2
4
14
Майонная
1...6
0,3
2,0
15
60
3,5
типа
"Кубань-2"
МС-Ш-400
1
4
16
Безмай-
1...7 без
0,3
2,0
15
60
4,0
типа "Инж.
онная
включений
Агашин"
размером
более 40 см
МС-Ш-400
1
4
10
Майонная
1...7
0,3
2,0
15
60
2,6
типа
"Бурцев"
МС-Ш-750
1
5
18
Безмай-
1...7 без
0,3
2,0
15
60
4,0
типа
онная
включений
"Ильичевск"
размером
более 60 см
МС-Ш-750
3 и встав-
5
24
Майонная
1...7
0,3
2,0
15
60
4,5
типа "Г.
ка
Наливайко"
МС-Ш-750
3 и встав-
5
24
Майонная
1...7
0,3
2,0
15
60
4,5
типа
ка
"Скадовск"
Диапазоны глубин разработки приведены в табл. 4.
Таблица 4
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛУБИНЫ РАЗРАБОТКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ТОЧЕК
ПОДВЕСА РАМЫ НА МНОГОЧЕРПАКОВЫХ ЗЕМСНАРЯДАХ
Тип
Диапазон глубины разработки
Примечание
земснаряда
при нахождении рамы на
точке подвеса, м
1-я
2-я
3-я
3-я и
вставка
МС-Ш-400
4...12
11...14
-
-
типа
"Кубань-2"
МС-Ш-400
4...16
-
-
-
типа "Инж.
Агашин"
МС-Ш-400
4...10
-
-
-
типа
"Бурцев"
МС-Ш-750
5...18
-
-
-
типа
"Ильичевск"
МС-Ш-750
5...14
13...16
15...18
17...24
Работа земснаряда не до-
типа "Г.
пускается, если заданная
Наливайко"
глубина разработки не по-
падает в диапазон измене-
ния глубины при нахождении
рамы в данной точке подве-
са
МС-Ш-750
5...14
13...16
15...18
17...24
Необходимо произвести
типа
подъем рамы на точку под-
"Скадовск"
веса (или демонтаж встав-
ки), при которой заданная
глубина разработки попа-
дает в диапазон изменения
глубины разработки
1.2.6.13. Минимальная ширина прорези,
которую может разработать земснаряд при
забровочных
глубинах, превышающих максимальную осадку земснаряда или шаланды, составляет в среднем 15 м, ширина
прорези в этом случае обуславливается необходимостью разворота земснаряда при подходе к бровкам.
При забровочных глубинах менее максимальной осадки земснаряда или шаланды минимальная ширина
прорези в среднем составляет 60 м.
1.2.6.14. При разработке прорези в сухом береге поверхность до отметки +0,5 м над уровнем воды
разрабатывается сухопутными землеройными машинами.
1.2.6.15. Погрузка грунта может осуществляться с двух бортов поочередно, однако, прием шаланд с двух
бортов возможен, если забровочные глубины более максимальной осадки шаланды или ширина прорези
более 75 м на мелководье.
Во всех остальных случаях прием шаланд осуществляется только под один борт.
При работе у стенок гидротехнических сооружений прием шаланд осуществляется только под один борт.
1.2.6.16. Минимальная толщина разрабатываемого слоя для многочерпаковых земснарядов составляет
0,3 м.
Максимальная толщина разрабатываемого слоя связных плотных грунтов не должна превышать 2,0 м.
При разработке прорези на мелководье или в сухом береге допускается увеличение толщины
разрабатываемого слоя, но при этом периодически производится срезание нависающего козырька грунта.
1.2.6.17. Разработка больших слоев несвязных грунтов сопряжена со сползанием откоса, которое
происходит после проходки земснаряда и приводит к образованию вала грунта, что требует оттяжки
земснаряда назад для подбора вала, а, следовательно, снижается его производительность.
1.2.6.18. Многочерпаковые земснаряды обеспечивают точность выработки по глубине до 0,30 м и по
ширине при обеспечении необходимой чувствительности бровочных створов до 3,0 м.
1.2.6.19. При наличии в разрабатываемом грунте включений размером более 40 см точность выработки
снижается.
При размере включений до 60 см точность выработки по глубине составляет 0,5 м, при размере
включений до 100 см - 0,7 м и при размере включения более 100 см точность выработки составляет 0,8 м.
Допустимые условия применения многочерпаковых земснарядов приведены в табл. 3.
Изменения глубины разработки при изменении точки подвеса рамы приведены в табл. 4.
1.2.7. Скреперные самоотвозные земснаряды используются для разработки несвязных и связных грунтов
текучепластичной консистенции на открытых и защищенных акваториях при следующих
гидрометеорологических условиях:
дальность видимости горизонта не менее 0,5 мили;
высота волны не более 0,5 м (2 балла);
скорость ветра не более 6,0 м (4 балла);
скорость продольного течения до 1 м/с.
1.2.7.1. Разработка грунта выполняется специальным скребком, которым сгребается грунт в опущенный
на дно трюм. По заполнению трюма грунтом трюм поднимается и транспортируется к месту разгрузки.
1.2.7.2. Разгрузка может осуществляться как на подводный отвал, так и на берег, в последнем случае
грунт из трюма выталкивается скребком.
1.2.7.3. Скреперный самоотвозный земснаряд может быть использован для отсыпки постели под
гидротехнические сооружения и их выравнивания.
1.2.7.4. Скреперный самоотвозный земснаряд может производить разработку на мелководье и в сухом
береге.
1.2.7.5. Проходная глубина на акватории разворота по трассе движения и в месте отвала грунта
определяется по зависимости:
Н
= Т
+ 0,5,
(4)
пр
мах
где:
Т
- максимальная осадка земснаряда в грузу, м;
мах
0,5 - навигационный запас.
1.2.7.6. Ширина акватории для разворотов земснаряда должна быть не менее полторы - две длины
корпуса земснаряда.
1.2.8. Грунтоотвозные шаланды
- средство транспортировки разработанного одночерпаковыми и
многочерпаковыми земснарядами грунта на отвал.
В настоящее время эксплуатируемые шаланды имеют 1-й ограниченный район плавания без груза и
ограничения до 20 миль от берега с грузом в трюме.
Разработаны проекты шаланд, имеющие 1-й ограниченный район плавания без груза и 2-й район
плавания с грузом в трюме.
1.2.8.1. Работа грунтоотвозных шаланд возможна при следующих гидрометеорологических условиях:
видимость горизонта не менее 0,5 мили;
скорость ветра до 10 м/с (5 баллов);
высота волны до 1,25 м (4 балла);
скорость течения до 1 м/с;
при наличии битого льда сплошностью не более 5 баллов.
1.2.8.2. При удалении отвала грунта от береговой черты более 20 миль необходимо уменьшить объем
грунта в трюме до 70% от нормативной загрузки, определяемой грузоподъемностью шаланды и плотностью
загруженного в трюм грунта.
1.2.8.3. В нормативах объем погруженного в трюм грунта дается в состоянии естественного залегания
так же, как и нормы производительности земснаряда.
Норма загрузки трюма шаланды рассчитывается по зависимости:
G - W
ро
н
тр
в
W
= -----------,
(5)
тр
ро
- ро
е
в
где:
G - грузоподъемность шаланды, т;
W
- максимальная вместимость трюма до уровня сливных окон, в
тр
среднем 90% от геометрической вместимости трюма, куб. м;
ро
- плотность воды, т/куб. м;
в
ро
- плотность грунта в состоянии естественного залегания,
е
т/куб. м.
Полученная величина дает несколько заниженное значение по объему загруженного в трюм грунта при
полном использовании грузоподъемности шаланды, так как объем воды, особенно при погрузке тяжелых
грунтов, значительно меньше, чем принимается при расчетах.
1.2.8.4. По данным натурных исследований возможный объем погруженного в трюм грунта может быть
определен по зависимости:
н
W
= W
К
,
(6)
тр
тр тр
где:
W
- максимальная геометрическая вместимость трюма, куб. м;
тр
К
- коэффициент использования вместимости трюма, величина
тр
которого приведена в табл. 5.
Таблица 5
КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВМЕСТИМОСТИ ТРЮМА
Группа грунта по трудности разработки
1
2
3
4
5
6
7
Коэффициент использования вместимости трюма
90
85
80
75
70
67
65
1.2.8.5. При определении объема погруженного грунта в трюме по замерам необходимо учитывать
степень его разрыхления.
Ориентировочно величины разрыхления грунта в трюме шаланды приведены в табл. 6.
Таблица 6
КОЭФФИЦИЕНТ РАЗРЫХЛЕНИЯ ГРУНТА, ПОГРУЖЕННОГО В ТРЮМ ШАЛАНДЫ
Грунт
Илы
Песок
Суглинок,
Гравий,
Глины
Известняк,
Скальный
супесь
щебень
мергень
грунт
Коэффи-
1,05...1,1
1,00...1,1
1,15...1,20
1,15...1,20
1,25...1,30
1,30...1,35
1,4...1,5
циент
разрых-
ления
1.2.8.6. Разгрузка грунта из трюма шаланды осуществляется через днищевые дверцы (ляды).
1.2.8.7. По процессу разгрузки трюма грунты разделены на три категории, которые служат для
определения трудности и продолжительности разгрузки трюма.
К первой категории по трудности разгрузки отнесены грунты, практически не обладающие
прилипаемостью.
Разгрузка трюма начинается с момента начала открытия днищевых дверец и заканчивается при полном
их открытии.
Ко второй категории относятся грунты, обладающие слабой прилипаемостью и сцеплением (пески,
супеси, суглинки, глины слабоприлипаемые).
Разгрузка трюма начинается не сразу с момента открытия днищевых дверец, но с момента начала
обрушивания грунт из трюма выходит быстро.
К третьей категории относятся грунты, обладающие высокой степенью прилипаемости. В период
погрузки и транспортировки куски грунта слипаются и расклиниваются. После раскрытия дверец грунт
продолжает оставаться в устойчивом состоянии, часто наблюдается явление зависания дверец, когда цепи
удерживаются грунтом. Для начала разгрузки используются гидромониторы для размыва и реверсы
двигателей для создания вибрации корпуса шаланды.
1.2.8.8. Транспортировку грунтов третьей категории следует производить шаландами с вертикальными
стенками трюма и с поперечной подвеской дверец, цепи которых вынесены за пределы трюма.
Предпочтение также необходимо отдавать шаландам, у которых отношение площади днищевых дверец
к площади трюма больше.
1.2.8.9. Улучшение разгрузки тяжелых грунтов возможно достичь, если перед погрузкой в трюм глины
загрузить трюм на 1/4 его вместимости илом или песком.
1.2.8.10. Наиболее эффективным средством являются шаланды с раскрывающимся корпусом. В
процессе раскрытия трюма происходит разрушение связей между слипшимися кусками грунта и грунт сползает
в расширяемую щель по всей длине трюма.
1.2.8.11. Для разворота шаланд при отходе от земснаряда диаметр акватории должен быть не менее
1,7...2,0 длины корпуса шаланды.
1.2.8.12. У всех лядовых шаланд (с днищевыми дверцами) в открытом положении дверцы выступают за
пределы днища.
Проходная глубина на акватории для разворота, трассе движения и на отвале для существующих типов
шаланд приведена в табл. 7.
Таблица 7
ПРОХОДНАЯ ГЛУБИНА ДЛЯ ШАЛАНД
Тип шаланд
ШС-ДЛ
ШС-ДЛ
ШС-ДЛ
ШС-ДЛ
ШС-ДЛ
ШС-ДЛ
280
300
450
500
600
1000
Проходная глубина на трассе,
3,20
3,20
3,80
4,10
4,00
4,10
м
Проходная глубина на отвале,
3,20
4,00
4,00
4,60
5,00
5,00
м
1.2.9. Морские завозные краны (мотозавозни) используются для завозки и перекладки рабочих якорей и
тросов якорных землесосов, одночерпаковых и многочерпаковых земснарядов. Дополнительно мотозавозня
может использоваться для буксировок служебно-вспомогательных судов, входящих в состав каравана, для
отвода от борта шаланд и оказания ей помощи при разворотах на мелководье и узких прорезях, для
буксировок земснаряда, плавучего грунтопровода при переходе с участка на участок работ, как
грузоподъемное устройство, как промерное судно.
При наличии дополнительного оборудования морские завозные краны (мотозавозни) успешно могут
использоваться для обслуживания средств плавучей навигационной обстановки, для установки и съемки
плавучих знаков СНО.
1.2.9.1. Ширина акватории для полного разворота мотозавозни должна быть не менее 1,5 длины ее
корпуса.
1.2.9.2. Навигационный запас глубины под килем должен быть не менее 0,1 м.
1.2.9.3. Гидрометеорологические условия, при которых возможна работа мотозавозни:
дальность видимости горизонта - 500 м;
высота волнения - 1,25 м (4 балла);
скорость ветра - 9,5 м/с (5 баллов);
скорость течения - до 1 м/с;
при наличии на акватории битого льда сплошностью не более 5 баллов.
1.3. Выбор класса и типоразмера земснарядов и их расстановка
на участке работ
1.3.1. Основанием для выбора технического средства для выполнения дноуглубительных работ
являются:
техническое задание на производство дноуглубительных работ, выданное заказчиком;
планы промера участка работ, трассы движения к местам отвала, отвала грунта;
вид отвала (береговой, подводный);
характеристика разрабатываемых грунтов;
гидрометеорологический режим в районе проведения дноуглубительных работ;
объект работ и его габариты;
действующие запреты и ограничения по охране окружающей среды;
правила технической эксплуатации технических средств дноуглубления;
настоящая Инструкция по производству морских дноуглубительных работ.
1.3.2. В техническом задании на производство дноуглубительных работ должны быть приведены
следующие сведения:
вид работы (ремонтные, развитие, новое строительство);
объект работы (канал, котлован, траншея, акватория, намыв территории и т.д.);
проектные габариты объекта работ (длина, ширина, глубина, отметка намыва и т.д.);
требования по точности выполнения проектных габаритов;
вид отвала и его местонахождение;
требования и ограничения природоохранных организаций;
плановый срок завершения дноуглубительных работ.
На работы по развитию или новому строительству к техническому заданию должны прикладываться:
рабочие чертежи, геологическая карта объекта работ;
анализ грунтов на степень загрязнения вредными веществами;
разрешение на производство работ от природоохранных организаций;
согласование с природоохранными организациями мест отвалов грунта, их вместимость и требования по
укладке грунта на отвале;
периоды запретов выполнений дноуглубительных работ.
При ремонтном дноуглублении к техническому заданию прикладываются:
согласованные с природоохранными организациями места отвала грунта;
периоды запретов проведения дноуглубительных работ.
1.3.3. Выбор технического средства дноуглубления начинается с определения класса земснаряда
(одночерпаковый, многочерпаковый, самоотвозный землесос, якорный рефулерный землесос и т.д.) по
объекту работ
(канал, траншея, котлован, акватория и т.д.), по его проектным габаритам, по степени
защищенности от волнения, по грунтам, подлежащим разработке, по гидрометеорологическому режиму, по
действующим ограничениям и запретам, по объему работ и плановым срокам выполнения работ.
При этом рекомендуется рассматривать несколько вариантов.
1.3.4. По плану промера участка работ, трассы движения на отвал и отвала определяется допустимая
максимальная осадка предполагаемого к использованию технического средства, ширина акватории для
разворотов, средняя толщина срезаемого слоя, неравномерность разрабатываемого слоя по ширине и длине
прорези. По планам объекта и навигационным картам определяются места стоянок судов в ожидании погрузки,
выбирается трасса движения на отвале, определяется дальность транспортировки грунта на отвал.
1.3.5. По грунтовой карте определяется характеристика разрабатываемого грунта, наличие и размеры
включений, определяется рабочая ширина прорези по средней толщине разрабатываемого слоя.
1.3.6. По данным гидрометеорологических условий на участке определяются возможные простои
земкаравана; уточняется схема установки на участке; определяется необходимость установки временного
уровенного поста; определяется форма и границы зоны мутности; определяется степень навигационной
опасности участка.
1.3.7. По действующим запретам и ограничениям природоохранных органов выбирается режим работы
технических средств дноуглубления, определяются сроки выполнения работ с учетом всех особенностей по
условиям производства работ.
1.3.8. Класс и типоразмер земснаряда принимается на основании выполненных проработок и анализа
условий производства работ с учетом наличия данного технического средства по максимальной суточной
выработке и минимальному сроку выполнения работы.
Для выбранной технологической схемы работы составляется проект производства работ.
1.3.9. При строго фиксированных сроках выполнения работы необходимое количество земснарядов
определяется по зависимости:
V
N
= -----,
(7)
з
Т Q
р з
где:
V - объем работ на участке, куб. м;
Т
- установленный срок выполнения работ, сут.;
р
Q
- средняя суточная выработка земснаряда, куб. м/сут.
з
1.3.10. Проверяется возможность установки необходимого количества земснарядов на участке и
последовательность их установки по срокам.
1.3.11. Возможны следующие схемы расстановки земснарядов на участке работ:
1. На участке одновременно работают самоотвозный землесос и многочерпаковый земснаряд.
Многочерпаковый земснаряд выполняет работы в прибрежной части объекта, а самоотвозный землесос - в
морской части.
Между участками работ земснарядов должна быть оставлена акватория, свободная от рабочих тросов
многочерпакового земснаряда для разворотов самоотвозного землесоса при смене галсов. В пределах
указанной акватории запрещена стоянка судов земкаравана в ожидании подхода к борту многочерпакового
земснаряда.
При выполнении разворота самоотвозным землесосом в зоне работы многочерпакового земснаряда
запрещается движение судов к многочерпаковому земснаряду и отход от борта многочерпакового земснаряда.
Грунтоотвозные шаланды и другие суда, входящие в состав каравана многочерпакового земснаряда,
должны делать запрос на право движения мимо самоотвозного землесоса. Схема расстановки приведена на
рис. 5.
2. На участке одновременно работают два самоотвозных землесоса. При длине участка работ более 2 км
каждому землесосу выделяют свой участок работ. В связи с сопряжением участков работ землесосы заранее
уведомляют друг друга о разворотах для смены галсов. Прохождение землесоса мимо работающего второго
землесоса производится по правилам предупреждения столкновений судов на море МППСС.
При длине участка работ менее 2,0 км грунтозабор на участке землесосы выполняют поочередно. После
ухода с участка одного землесоса на него заходит второй землесос. Допускается одновременная работа на
участке двух землесосов, если ширина прорези более 120 м, разрабатываемый грунт находится на бровках,
при этом движение землесосов должно производиться навстречу друг другу по разным бровкам. Заход второго
землесоса на участок рекомендуется производить при нахождении первого землесоса более чем на середине
участка. Схема расстановки и работы приведена на рис. 6.
3. На участке одновременно работают два многочерпаковых или авантово-папильонажных рефулерных
землесоса. При ширине прорези, превышающей 120 м, участок по ширине разбивается на два участка и
земснаряды устанавливаются параллельно друг другу, при этом расстояние между земснарядами должно
быть не менее трех длин корпусов шаланд, для обеспечения разворота шаланд при отходе от борта
земснаряда на акватории, свободной от рабочих тросов земснарядов.
Отход шаланды от впереди работающего земснаряда рекомендуется производить при нахождении
земснарядов у противоположных бровок или при движении нижеработающего земснаряда к противоположной
бровке.
Отход шаланд согласовывается с нижеработающим земснарядом.
При параллельной установке двух якорных рефулерных землесосов необходимо учитывать возможность
прохода судов мимо земснарядов.
При наличии отвала грунта с двух сторон разрабатываемой прорези рефулерные плавучие
грунтопроводы завозятся за ближайшую по работе бровку.
При отвале только с одной стороны для пропуска судов нижеработающий землесос оттягивается за ось
общей прорези, освобождая полностью прорезь, на которой выполняет работы, для прохода судов.
При параллельной работе земснарядов рабочие якоря вышеработающего земснаряда пересыпаны
авантовым тросом нижеработающего земснаряда, поэтому объем тросов на барабанах папильонажных
лебедок должен обеспечивать их перекладку без подтягивания перекладываемых якорей к борту земснаряда.
Для предотвращения обрыва или затягивания буйков этих якорей они должны завозиться за пределы
судоходной части, иметь повышенную плавучесть и большую длину буевой.
При ширине разрабатываемой прорези в пределах 100...120 м возможна организация параллельной
работы двух земснарядов, разбив прорезь по ширине на два участка, но при этом выработка земснарядов
снизится до 90...95%.
При ширине прорези менее
100 м установка двух земснарядов возможна при их движении в
противоположные стороны, при этом в начальный период расстояние между земснарядами должно быть не
менее 150...200 м (3/4 длины корпуса шаланды) для обеспечения разворота шаланд при подходе (отходе) к
земснаряду на акватории, свободной от рабочих тросов, а при последовательной работе двух земснарядов
расстояние между ними должно быть не менее
400 м, при этом авантовый якорь нижеработающего
земснаряда должен завозиться без буйка для предотвращения намотки на винты буевой во время разворота
шаланды. Схемы расстановки приведены на рис. 7, 8.
1.4. Организация производства дноуглубительных работ
1.4.1. До начала производства дноуглубительных работ должны быть выполнены следующие
мероприятия:
разработана или выбрана технологическая схема проведения дноуглубительных работ;
сформирован и укомплектован земкараван;
выполнена подготовка земкаравана к морскому переходу, выполнен морской переход от места
базирования или места последней работы до места новой работы и подготовка судов каравана к производству
дноуглубительных работ;
разработана система доставки на суда земкаравана провизии, воды, топлива, запчастей и других
материалов;
организован прием с судов земкаравана мусора, подсланевых вод и фекалий;
при отсутствии жилых мест на судах или запрете проживания экипажей на судах должно быть
организовано размещение экипажей на берегу;
организована доставка экипажей судов на берег и с берега на судно;
определены и согласованы места отстоя судов земкаравана в период штормовой погоды;
организована система связи земкаравана с портнадзором, техническим участком, управлением и между
судами;
организована постоянная и своевременная доставка сводок прогнозов погоды на земснаряд;
разработаны мероприятия по обеспечению навигационной безопасности судов земкаравана на опасных
в навигационном отношении участках работ;
организована система наблюдения за колебанием уровня моря и передача сведений о состоянии уровня
на земкараван;
произведен выбор опорных знаков или разбивка береговой опорной сети для определения положения
земснаряда на прорези;
разработана система ограждения и расставлены средства плавучей обстановки по трассе движения
судов на отвал и на отвалах;
составлен проект производства работ и согласован с природоохранными организациями.
1.4.2. Технологическая схема дноуглубления определяется условиями на участке и требованиями
природоохранных организаций. Наиболее характерными являются следующие технологические схемы
дноуглубления:
1.4.2.1. Разработка прорези на акватории с глубинами, превышающими максимальную осадку судов
земкаравана, многочерпаковым земснарядом с транспортировкой грунта шаландами на подводный отвал.
Данная схема применяется при любой ширине прорези при удалении отвалов грунта от беговой черты не
более 20 миль от места разработки, при глубинах на отвалах, больших или равных проходной глубине
грунтоотвозной шаланды.
Указанная технологическая схема дноуглубления оказывает минимальное вредное воздействие на
окружающую среду.
Прием шаланд под погрузку производится под два борта, при наличии устройств по заглублению
рабочих тросов смена шаланд может производиться без остановки земснаряда.
Примечание. При удалении отвала грунта от береговой черты более чем на 20 миль необходим
охранный буксир или уменьшение объема загружаемого в трюм грунта.
1.4.2.2. Разработка прорези на акватории с глубинами менее проходной глубины судов земкаравана
многочерпаковым земснарядом с транспортировкой грунта на подводный отвал.
Применение этой схемы возможно при ширине разрабатываемой прорези не менее 50 м.
Использование заглубителей рабочих тросов не рекомендуется, так как возможна их поломка при
подходе к бровкам, а также имеется опасность намотки рабочих тросов на винты подходящих или отходящих
шаланд.
При ширине прорези менее 75 м прием шаланд производится только с одного борта.
Для смены шаланд земснаряд останавливается. Разворот шаланды производится с помощью катера или
мотозавозни.
1.4.2.3. Разработка прорези в сухом береге или на мелководье (глубины за бровкой менее 1,5 м или
осадки мотозавозни) многочерпаковым земснарядом с транспортировкой грунта на подводный отвал
грунтоотвозными шаландами.
Применение схемы возможно при ширине прорези не менее 50 м.
При ширине прорези менее 75 м прием шаланд производится только под один борт.
Разворот шаланд производится с помощью катера или мотозавозни, или шаланда задним ходом
буксируется к месту разворота. Вторая шаланда начинает движение к земснаряду после ухода отошедшей от
борта груженной шаланды.
Для предотвращения завала рамы обрушивающимся откосом производится периодическое обрушивание
нависающего козырька грунта черпаковым устройством.
1.4.2.4. Разработка прорези многочерпаковым земснарядом с укладкой разработанного грунта на
береговой или мелководный отвал. Возможны следующие схемы работы:
разработка грунта многочерпаковым земснарядом с погрузкой в шаланды с глухим днищем и разгрузкой
шаланд гидроперегружателями с дальнейшей транспортировкой грунта на береговой отвал;
разработка грунта многочерпаковым земснарядом с погрузкой в трюмы обычных шаланд с разгрузкой
шаланд в котлован с дальнейшим забором грунта из котлована рефулерным землесосом и рефулированием
на береговой или подводный отвал;
разработка грунта многочерпаковым земснарядом с рефулированием на подводный или береговой
отвал по напорному грунтопроводу;
разработка грунта многочерпаковым земснарядом с транспортировкой грунта по плавучему и береговому
конвейеру.
Применение технологической схемы с использованием комплексов: многочерпаковый земснаряд
-
гидроперегружатель; многочерпаковый земснаряд
- рефулерный землесос
- возможно при разработке
несвязных грунтов.
Технологическая схема с рефулированием разработанного черпаками грунта по напорному
трубопроводу применяется при наличии на земснаряде рефулерного устройства или при наличии специальной
рефулерной станции. Разработка связных грунтов должна производиться тонкой стружкой для
предотвращения забоев колосниковой решетки грунтового насоса.
Дальность рефулирования определяется напорной характеристикой грунтовых насосов.
Технологическая схема с отводом грунта по конвейерной линии применяется на защищенных от
волнения акваториях, допускается разработка всех видов грунтов, кроме текучих илов.
Для размещения и свободного перемещения в процессе работы конвейерной линии необходима
акватория, площадь которой определяется гибкостью конвейерной линии и ее протяженностью.
1.4.2.5. Выравнивание поверхности дна прорези, разработанной самоотвозными землесосами,
многочерпаковым земснарядом.
При разработке грунтов с углом естественного откоса более 10 градусов (m > 1:5) самоотвозными
землесосами образуются глубокие траншеи и гребни, выступающие выше проектной отметки дна прорези.
Убрать гребни самоотвозным землесосом невозможно из-за сползания грунтоприемника по склону.
Выравнивание поверхности дна (срезку гребней) выполняет многочерпаковый земснаряд, работая на
отвал.
Многочерпаковый земснаряд, перемещаясь поперек прорези, срезая гребни до заданной отметки,
сбрасывает грунт по лотку за борт.
Применение схемы связано со значительным загрязнением окружающей среды за счет образования
облака мутности от падающего грунта.
1.4.2.6. Разработка прорези большой протяженности самоотвозным землесосом на акватории с
глубинами, превышающими проходную глубину самоотвозного землесоса, с транспортировкой грунта на
подводный отвал.
Ограничениями являются:
запреты работы при рунном ходе рыбы и скатывании рыбной молоди;
разработка связных грунтов
4-ой группы по трудности по классификации грунтов для морского
дноуглубления;
значительное вторичное загрязнение окружающей среды от облака мутности, образованного при сливе
за борт осветленной смеси.
Дальность транспортировки не регламентируется, глубины на трассе движения и отвале должны быть
больше или равны проходной глубине землесоса.
1.4.2.7. Разработка прорези большой протяженностью самоотвозным землесосом на акватории с
забровочными глубинами менее проходной глубины землесоса с транспортировкой грунта на подводный
отвал.
Схема применяется при ширине разрабатываемой прорези не менее 50 м.
При ширине прорези менее
(1,5...2,0) L , где L
-
длина
к
к
корпуса землесоса, с обоих концов прорези должны быть акватории
для разворотов землесоса с глубинами не менее проходной глубины
землесоса и шириной не менее 1,5 L .
к
Кроме вышеуказанных требований, должны учитываться ограничения, приведенные в п. 1.4.2.6.
1.4.2.8. Разработка прорези самоотвозным землесосом с рефулированием грунта на береговой или
мелководный отвал. Дополнительно к требованиям, приведенным в п.п.
1.4.2.6 и
1.4.2.7, необходимо
выполнить следующие условия:
в месте расположения берегового или мелководного отвала установить причальное устройство с
размещенным на нем стыковочным устройством;
от причального устройства до места складирования проложить береговой или плавучий трубопровод;
оградить карту намыва (берегового отвала) первичным обвалованием;
организовать на карте намыва прудок-отстойник и сброс осветленной воды с допустимой мутностью.
В месте установки причального устройства глубина у причала в акватории для разворотов должна быть
не менее проходной глубины землесоса.
Диаметр акватории для разворотов землесоса у причального
устройства должен быть не менее
1,5 L , где L
- длина корпуса
к
к
землесоса.
1.4.2.9. Разработка прорези длиной менее 5 длин корпусов самоотвозным землесосом производится при
челночном движении землесоса
(грунтозабор производится при движении землесоса вперед, после
прохождения всей длины прорези землесос задним ходом возвращается к началу прорези).
Длина каждого из участков выработки и выхода из рабочей зоны
должна быть не менее 0,5 L . За пределами участка работы должна
к
быть акватория для разворота землесоса с глубинами не менее
проходной глубины и шириной не менее 1,5 L .
к
1.4.2.10. Разработка прорези самоотвозным землесосом или землесосом с подвесным грунтопроводом
при складировании грунта вдоль бровок разрабатываемой прорези.
Схема применяется при разработке песков и при наличии на землесосе поворотной трубы длиной не
менее 30...50 м. Для увеличения дальности полета струи на конце трубы устанавливается конический насадок.
Ширина разрабатываемой полосы вдоль бровки составляет:
В
з
В = l
- --.
(8)
п
2
Общая ширина прорези при укладке грунта вдоль двух бровок,
которую может разработать землесос, составляет:
Вр = 2l
- В ,
(9)
п
з
где:
l
- длина подвесного трубопровода, м;
п
В
- ширина землесоса, м.
з
1.4.2.11. Разработка связных грунтов самоотвозным землесосом в комплексе с якорным землесосом с
механическим разрыхлителем.
Возможны следующие варианты:
1-й вариант. Якорный землесос производит рыхление грунта механическим разрыхлителем, оставляя его
на прорези. Толщина разрыхленного грунта составляет 0,4...0,6 м.
Самоотвозный землесос производит подборку разрыхленного грунта, его погрузку в трюм и
транспортировку на отвал.
2-й вариант. Якорный землесос производит разработку прорези и рефулирование грунта вдоль бровки,
самоотвозный землесос производит забор грунта с отвала и транспортирует его на морской подводный отвал.
3-й вариант. Якорный землесос производит разработку прорези с рефулированием грунта в трюм
самоотвозного землесоса, который транспортирует его на подводный или береговой отвал.
При использовании 1-го варианта технологической схемы землесосы на прорези работают поочередно,
якорный землесос производит послойно рыхление грунта, самоотвозный землесос - его послойную уборку и
транспортировку на отвал.
При использовании второго варианта возможна одновременная работа землесосов.
Первым на участок для создания резерва выходит якорный землесос.
Для ритмичной работы рекомендуется подбирать землесосы с равной часовой производительностью.
3-й вариант схемы. Землесосы работают одновременно, но якорный землесос разработку ведет только в
период загрузки трюма самоотвозного землесоса.
Первый и третий варианты схемы используются, когда запрещен отвал грунта вдоль бровки и глубины на
акватории за бровкой меньше проходных глубин землесоса.
Второй вариант схемы используется, если глубины на забровочном пространстве обеспечивают
проходную глубину самоотвозного землесоса на отвалах якорного землесоса.
Основное требование по рыхлению - максимальный размер кусков разрыхленного грунта или грунта,
укладываемого в отвал вдоль бровки, не должен превышать 0,20 м.
При использовании третьего варианта на самоотвозном землесосе устанавливается устройство для
стыковки плавучего грунтопровода с грунтопроводом, ведущим в погрузочный лоток самоотвозного землесоса.
1.4.2.12. Разработка прорези якорным рефулерным землесосом с транспортировкой грунта по напорному
плавучему и береговому грунтопроводам на подводный или береговой отвал.
В зависимости от типа землесоса разработка ведется продольными траншеями при использовании
траншейного землесоса или поперек прорези при использовании папильонажного землесоса.
Схема применяется на реках и защищенных от волнения акваториях по условиям эксплуатации
плавучего грунтопровода, дальность рефулирования, в зависимости от напорной характеристики грунтового
насоса, может достигать 2000 м. При использовании бустерных станций (дополнительных грунтовых насосов,
устанавливаемых на берегу в линии напорного грунтопровода) дальность рефулирования можно довести до
любой необходимой величины.
При использовании бустерных станций необходимо, чтобы остаточный напор в напорном трубопроводе в
месте подключения станции был не менее 2...2,5 м.
Установка бустерных станций возможна как по длине напорного грунтопровода через определенное
расстояние, так и непосредственно у землесоса.
В первом случае напорный грунтопровод находится под давлением, развиваемым грунтовым насосом
бустерной станции, при последовательном включении бустерных станций непосредственно у землесоса
напорный грунтопровод находится под суммарным давлением, развиваемым бустерными станциями.
Ориентировочно необходимый напор для транспортировки грунта по трубопроводу может быть
определен по зависимости:
l
реф
Н
= ---- 30,
(10)
см
500
где:
l
- дальность рефулирования грунта, м;
реф
500 - стандартная
дальность
рефулирования
большинства
землесосов, м;
30
- потери напора в грунтопроводе при регулировании на
расстояние 500 м.
Точное значение напора определяется по специальным расчетам с учетом условий рефулирования и
характеристики рефулируемого грунта.
На береговом отвале необходимо выполнить первичное обвалование, создать прудок-отстойник и сброс
осветленной до заданной мутности воды.
1.4.2.13. Подрезка бровок якорным землесосом с выбросом грунта за бровку по подвесному
грунтопроводу. Схема используется при разработке песков и возможности их складирования на бровке
прорези, схема позволяет быстро обеспечить заданное уширение канала или восстановить его навигационную
ширину.
Ширина уширения (разрабатываемой полосы) составляет 10...20 м.
Выброс грунта на бровку производится по подвесному грунтопроводу, установленному на землесосе или
на специальном понтоне, закрепленном в корме землесоса. Разработка полосы производится веерным
способом папильонирования.
Для увеличения дальности выброса струи на конце подвесного грунтопровода устанавливается
конический насадок.
1.4.2.14. Разработка прорези якорным землесосом с погрузкой грунта в трюм шаланд и дальнейшей его
транспортировкой на подводный или береговой отвал.
Использование этой схемы возможно при наличии на землесосе устройства для погрузки шаланд или
при установке такого устройства.
Рекомендуется применять для добычи строительного материала (песка, гравия, щебня), в этом случае
целесообразно использовать сгустительный аппарат.
Недостатком схемы является большой объем сбрасываемой за борт осветленной смеси с большим
содержанием грунта.
Разгрузка шаланд на береговой отвал
(склад) производится грейферным краном или
гидроперегружателем, в последнем варианте необходимо организовать карту намыва с механизацией работ
по укладке грунта.
1.4.2.15. Разработка траншеи для укладки трубопровода или кабеля якорным рефулерным землесосом
при действии поперечного (бокового) течения.
При скорости течения до 0,5 м/с разработка траншеи производится при установке землесоса вдоль оси
траншеи (поперек течения) на 4...5 якорях, схема установки приведена на рис. 9. Плавучий грунтопровод
заводится вверх по течению и в средней части закрепляется на якоре.
При сложении ложа дна водоема несвязными грунтами могут использоваться траншейные землесосы,
если грунты связные, используются только землесосы с механическим разрыхлителем.
При скоростях течений более 0,5 м/с разработка траншеи выполняется при установке земснаряда против
течения. Для уменьшения кривизны траншеи, вызванной качанием земснаряда на авантовом якоре,
необходимо увеличить радиус качания путем подведения под авантовый трос 2...3-х понтонов (поковок).
1.4.2.16. Разработка котлована грейферным самоотвозным земснарядом с погрузкой грунта в трюм и его
транспортировкой на подводный или береговой отвал.
Схема используется на акваториях с глубинами не менее проходных. Разрабатываемые грунты 1...4
группы по трудности разработки. Максимальная ширина разрабатываемой прорези с одной стоянки
земснаряда равна двум вылетам стрелы грейферного крана.
При ширине котлована более возможной ширины прорези, разрабатываемой земснарядом, котлован
разбивается на прорези шириной, равной:
В
= 2R
- 5,
(11)
пр
maх
где:
R
- максимальный вылет стрелы грейферного крана, м;
max
5 - величина перекрытия прорезей.
Границы котлована на местности закрепляются створами, створами также закрепляются оси прорезей.
При разгрузке трюма грейфером на берег днище в трюме должно зашиваться.
1.4.2.17. Подчистка прикордоновой полосы грейферным самоотвозным земснарядом производится при
пришвартованном к причалу земснаряде. Ширина разрабатываемой полосы равна максимальному вылету
стрелы грейферного крана. В процессе разработки земснаряд продвигается вперед путем перетяжек. Из-за
возможной большой засоренности грунтов посторонними предметами на трюм земснаряда обязательно
устанавливается колосниковая решетка. По мере накопления предметов захламления на решетке она
очищается. Предметы захламления по согласованию со службами порта могут выгружаться на причал или
сбрасываться на отвале в определенном месте. При этом глубины на отвале в местах сбрасывания предметов
захламления должны обеспечивать безопасное движение земснаряда при накоплении предметов
захламления.
1.4.2.18. Разработка траншей и котлованов штанговыми земснарядами с погрузкой грунта в трюм шаланд
и транспортировкой его на подводный отвал.
Штанговые земснаряды на участке работ устанавливаются на сваях и перемещение вдоль прорези в
процессе разработки также осуществляется с помощью свайного устройства. Для удержания земснаряда на
оси прорези в период его передвижки завозятся якоря.
Штанговый земснаряд типа "прямая лопата" в процессе разработки перемещается вперед по прорези,
штанговый земснаряд "обратная лопата" - назад.
Ширина разрабатываемой прорези с одной стоянки земснаряда при нахождении шаланды у одного борта
определяется по зависимости:
В
= 1,3R ,
(12)
max
к
где R
- радиус копания, зависящий от
глубины
разработки,

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1       2         ..

 

 

///////////////////////////////////////