Схема и программа развития электроэнергетики Свердловской области на период 2023–2027 годов - часть 14

 

  Главная      Книги - Разные     Схема и программа развития электроэнергетики Свердловской области на период 2023–2027 годов

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

 

Схема и программа развития электроэнергетики Свердловской области на период 2023–2027 годов - часть 14

 

 

105

 

 

Согласно  письму  филиала  ОАО  «МРСК  Урала»  –  «Свердловэнерго» 

от 21.02.2022 № СЭ/01/21/1278 в 2016 году начата реконструкция ЛЭП с заменой 
провода  на  АС-240.  К  настоящему  времени  выполнена  реконструкция  ЛЭП  
от портала Среднеуральской ГРЭС до опоры № 176 (2х27,7 км). В соответствии 
с письмом  филиала  ОАО  «МРСК  Урала»  –  «Свердловэнерго»  от  21.02.2022 
№ СЭ/01/21/1278 в период 2023 – 2027 годов предусматривается реконструкция на 
участке ЛЭП от опоры № 200 до портала ПС 110 кВ Хромпик (1 км), завершающий 
этап реконструкции на участке ЛЭП от опоры № 176 до опоры № 200 запланирован 
на 2028 год.

 

 

Параграф 26. Реконструкция транзита ВЛ 110 кВ Шаля – Вогулка –  

Шамары – Глухарь с образованием ВЛ 110 кВ Глухарь – Вогулка,  

ВЛ 110 кВ Шаля – Вогулка, ВЛ 110 кВ Глухарь – Шамары  

и ВЛ 110 кВ Шаля – Шамары 

 

В настоящее время на одних опорах совместно с существующими ВЛ 110 кВ 

Вогулка  –  Шамары,  ВЛ  110  кВ  Шаля  –  Вогулка,  ВЛ  110  Глухарь  –  Шамары 
выполнена  подвеска  второй  цепи  транзита  110  кВ  Шаля  –  Вогулка  –  Шамары  – 
Глухарь  проводом  АС  120/19.  Для  ввода  в  работу  второй  цепи  требуется 
выполнение  следующих  мероприятий  (в  соответствии  с  письмом  филиала 
ОАО «МРСК Урала» – «Свердловэнерго» от 21.02.2022 № СЭ/01/21/1278):

 

1) демонтаж  перемычки  между  цепями  линии  на  опоре  №  1  ВЛ  110  кВ  

Шаля – Вогулка; 

2) соединение шлейфов на опорах № 1, 81, на опоре № 5 демонтаж перемычки 

между  цепями  линии  ВЛ  110  кВ  Шаля  –  Вогулка  для  образования  
ВЛ 110 кВ Шаля – Шамары; 

3) реконструкция участка ВЛ 110 кВ Глухарь – Шамары с подвеской провода 

АС  120/19  между  опорой  №  69  и  приемным  порталом  ПС  110  кВ  Глухарь 
протяженностью 0,06 км;

 

4) соединение шлейфов на опорах № 67–69 ВЛ 110 кВ Глухарь – Шамары; 
5) перевод  проводов  ВЛ  110  кВ  Глухарь  –  Шамары  на  ВЛ  110  кВ  

Глухарь – Вогулка с левой стороны на правую сторону на опоре № 67 в сторону 
портала ПС 110 кВ Глухарь; 

6) демонтаж  на  опоре  №  2  перемычки  между  цепями  линии  ВЛ  110  кВ 

Глухарь – Шамары; 

7) соединение шлейфов на опоре № 2 ВЛ 110 кВ Глухарь – Шамары; 
8) соединение  шлейфов  на  опоре  №  5  между  цепями  линии  ВЛ  110  кВ 

Вогулка – Шамары. 

Стоимость капитальных затрат на включение второй цепи транзита 110 кВ 

Шаля  –  Вогулка  –  Шамары  –  Глухарь  составит  493,63  тыс.  рублей  без  НДС. 
Согласно письму  Свердловской  дирекции  по энергообеспечению  –  структурного 
подразделения 

Трансэнерго 

– 

филиала 

ОАО «РЖД» 

от 

11.03.2021  

№  исх-1651/СвердНТЭ  существующее  оборудование  на  ПС  110  кВ  транзита  
Шаля – Вогулка – Шамары – Глухарь, предназначенное для ввода в работу вновь 

106

 

 

образуемых ВЛ 110 кВ, пригодно к использованию, таким образом, капитальные 
затраты на реконструкцию указанных ПС 110 кВ отсутствуют.

 

Согласно расчету технологических потерь электроэнергии в электрических 

сетях  (направлен  письмом  филиала  ОАО  «МРСК  Урала»  –  «Свердловэнерго» 
от 21.02.2022  №  СЭ/01/21/1278),  выполненному  в  соответствии  с  техническими 
характеристиками и паспортными данными линии электропередачи, на основании 
Методики  расчета  технологических  потерь  электроэнергии,  годовая  экономия  
от снижения потерь электроэнергии составит 1621,88 тыс. рублей (таблица 34), что 
больше стоимости капитальных затрат на включение второй цепи транзита 110 кВ 
Шаля – Вогулка – Шамары – Глухарь. 

 

В  стоимостном  выражении  в  таблице  34  экономия  приведена  с учетом 

средней 

нерегулируемой 

цены 

покупки 

потерь 

в 

сетях 

филиала  

ОАО  «МРСК  Урала»  –  «Свердловэнерго»,  учтенной  в  тарифно-балансовых 
решениях на 2021 год в размере 2,68716 рубля/кВт·ч. Согласно представленному 
обоснованию  включение  второй  цепи  транзита  110  кВ  Шаля  –  Вогулка  –  
Шамары – Глухарь экономически целесообразно. 

 

Таблица 34 

 

Снижение потерь электроэнергии 

 

Номер 

строки 

Показатель 

До 

реконструкции 

После 

реконструкции 

1. 

Оценочно годовые потери, тыс. кВт·ч/год 

1297,00 

693,323 

2. 

Оценочно годовые потери,  
тыс. рублей/год 

3484,95  

1863,07 

3. 

Оценочно годовая экономия от снижения 
потерь, тыс. рублей/год 

– 

1621,88 

 

Таблица 35

 

 

Коэффициенты допустимой длительной перегрузки трансформаторов 

без ограничения длительности 

 

Номер 

строки

 

Срок эксплуатации 

трансформатора

 

Коэффициент допустимой длительной (без ограничения длительности) 

перегрузки К

доп

 при температуре охлаждающего воздуха (воды), θ

в

, °С

 

-20

 

-10

 

0

 

10

 

20

 

30

 

40

 

1.

 

До 30 лет при ИТС > 70

 

1,25

 

1,25

 

1,25

 

1,25

 

1,20

 

1,15

 

1,08

 

2.

 

До 30 лет при ИТС < 70

 

1,20

 

1,20

 

1,15

 

1,08

 

1,00

 

0,91

 

0,82

 

3.

 

30 лет и более

 

1,20

 

1,20

 

1,15

 

1,08

 

1,00

 

0,91

 

0,82

 

 

Глава 27. Потребность электростанций и котельных в топливе 

 
Приоритетами  в  формировании  перспективного  топливного  баланса 

в Свердловской 

области 

должны 

стать 

диверсификация, 

надежное 

взаиморезервирование  видов  топлива  и  снижение  экологической  нагрузки 

107

 

 

электроэнергетики  –  атмосферных  выбросов  и  образования  золоотвалов 
электростанций. 

С учетом того, что потребляемый предприятиями энергетики уголь является 

дальнепривозным, нецелесообразно какое-либо наращивание доли и объема угля 
в топливном балансе электроэнергетики Свердловской области. 

Смягчение рисков, связанных с дальностью перевозок экибастузского угля, 

можно  обеспечить  приоритетным  вовлечением  в  топливный  баланс  энергетики 
Свердловской  области  природного  газа,  внутренних  топливных  ресурсов  (торф, 
природный газ) и развитием атомной энергетики. 

Важнейшие  внутренние  и  пока  не  используемые  ресурсы  –  торф 

и природный  газ.  Возможности  потенциальной  добычи  торфа  в  Свердловской 
области – не менее 3–5 млн. т.у.т. в год, что может обеспечить работу не менее 
1000 МВт установленной электрической мощности электростанций и выработку 
не  менее  10  млн.  Гкал  в  год  тепла,  отпускаемого  котельными.  Эффективность 
возвращения  торфа  в  энергобаланс  определяется  возможностями  новых 
технологий его сжигания, в том числе его газификацией. Ресурсы торфа позволяют 
в конечном счете произвести замещение угля для производства тепла в котельных. 

Новый  для  Свердловской  области  внутренний  энергоресурс  –  природный 

газ.  Наиболее  подготовлены  к  его  использованию  Бухаровское  и  Кедровское 
месторождения на юго-западе Свердловской области. Ведется разведка на других 
перспективных  площадях.  Возможности  добычи  газа  в  Свердловской  области 
оцениваются  в 1,5–2  млрд.  куб.  м  в  год.  Ресурсы  собственного  газа  позволяют 
рассматривать  перспективы  сооружения  новой  электростанции  мощностью 
порядка 1500 МВт вблизи месторождения либо ориентировать их на нужды малой 
распределенной  энергетики  на  сжиженном  природном  газе  или  в  виде 
компримированного 

газа, 

исключающего 

необходимость 

сооружения 

газопроводов.  

Перспективы развития атомной энергетики в Свердловской области связаны 

в  первую  очередь  с  успешной  эксплуатацией  энергоблоков  БН-600  и  БН-800 
Белоярской АЭС. 

Формирование перспективной структуры энергетического топлива должно 

сопровождаться  минимизацией  затрат  на  его  получение,  особенно  в  части  угля, 
диверсификацией, использованием новых возможностей малой и распределенной 
генерации,  энергетических  технологий  на  торфе  и  других  возобновляемых 
ресурсах  и  оптимизацией  энергетических  режимов.  По  критерию  надежности 
топливообеспечения  энергетики  Свердловской  области  на  долю  ввозимого 
в область  энергоресурса  каждого  вида  не  должно  приходиться  более  30–40% 
от суммарного потребления.

 

Динамика потребляемых топливных ресурсов представлена на рисунках 26 

и 27.  

108

 

 

 

Рисунок 26. Потребление топливных ресурсов в электроэнергетике 

в 2021 году 

 

 

Рисунок 27. Планируемое потребление топливных ресурсов в электроэнергетике 

в 2027 году 

 

Глава 28. Энергообеспечение удаленных территорий Свердловской области 

 
В  регионе  имеется  ряд  населенных  пунктов,  удаленных  от  сетей 

централизованного электроснабжения, с малой численностью населения. Перечень 
населенных  пунктов,  расположенных  на  территории  Свердловской  области, 
не охваченных  на  1  февраля  2022  года  централизованным  электроснабжением, 
представлен  в  таблице  36.  Подключение  их  к централизованной  электросети 
нецелесообразно  в  силу  дороговизны,  переселение  населения  этих  населенных 
пунктов  невозможно  в  связи  с необходимостью  сохранения  существующего 
жизненного  уклада,  а  обеспечение  параметров  комфортного  существования 
на уровне  среднеобластного  предусмотрено  в  том  числе  Стратегией  социально-
экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы, утвержденной 
Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ «О Стратегии 
социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы».

 

 

109

 

 

Таблица 36 

 

Перечень населенных пунктов, расположенных на территории  

Свердловской области, не охваченных на 1 марта 2021 года 

централизованным электроснабжением 

 

Номер 

строки

 

Наименование муниципального 

образования, расположенного 

на территории Свердловской области

 

Населенный пункт

 

1.

 

Город Нижний Тагил

 

д. Нижняя Ослянка

 

2. 

Гаринский городской округ 

с. Ерёмино, д. Шантальская, с. Шабурово, 
пос. Ликино, пос. Новый Вагиль 

3.

 

Ивдельский городской округ

 

пос. Понил, пос. Митяево, пос. 
Суеватпауль, пос. Хандыбина Юрта, 
пос. Юрта Анямова, пос. Бахтиярова Юрта, 
пос. Ушма, пос. Массава, пос. Пакина, 
пос. Пристань, пос. Юркино

 

4.

 

Каменск-Уральский городской округ 
Свердловской области

 

д. Монастырка

 

5.

 

Махнёвское муниципальное 
образование

 

пос. Калач

 

6.

 

Туринский городской округ

 

с. Кумарьинское

 

 
При  принятии  решения  об  организации  энергоснабжения  удаленных 

территорий  необходимо  в  каждом  конкретном  случае  проводить  технико-
экономический  анализ  вариантов  организации  энергоснабжения.  К  альтернативе 
строительства  электросетевых  объектов  можно  отнести  газификацию  удаленных 
населенных пунктов (в том числе с использованием сжиженного природного газа, 
диметилового  эфира)  на  базе  когенерационных  установок  малой  мощности, 
создание  объектов  малой  генерации  на  древесных  отходах  или  иных  видах 
местного топлива. 

Также необходимо учитывать, что при отказе от развития локальной малой 

генерации  и  сетевой  инфраструктуры  эксплуатация  протяженных  линий 
электропередачи  с минимальным  перетоком  электрической  энергии  приведет 
к заметному  росту  тарифов  на  передачу  электрической  энергии  для  всех 
потребителей  Свердловской  области  и  снижению  показателей  эффективности 
работы электросетевого комплекса Свердловской области.

 

На  территории  Свердловской  области  имеются  объективные  предпосылки 

к развитию  малой  генерации,  включая  генерацию  на  местных  видах  топлива 
и генерацию на основе возобновляемых источников энергии, в том числе: 

1) значительный  промышленный  и  жилищно-коммунальный  сегменты 

с центрами  потребления  электрической  и  тепловой  энергии,  не  входящие  в  зону 
охвата существующих ТЭЦ; 

2) наличие ряда населенных пунктов, удаленных от сетей централизованного 

электроснабжения, с малой численностью населения; 

3) наличие собственного топливного потенциала, пригодного для замещения 

импортируемого топлива. 

110

 

 

Также возможно использование следующего энергетического потенциала: 
1) солнечного  – для нагрева воды, электропитания потребителей и зарядки 

аккумуляторных батарей в период с апреля по сентябрь; 

2) ветрового – для электропитания потребителей и зарядки аккумуляторных 

батарей  в  течение  всего  года  с  коэффициентом  использования  установленной 
мощности 0,15–0,2; 

3) гидрологического  –  для  электропитания  потребителей  и  зарядки 

аккумуляторных  батарей  в  течение  безледного  периода  с  коэффициентом 
использования установленной мощности 0,3–0,4; 

4) теплового  потенциала  грунтовых  вод  и  грунтов,  а  также  очистных 

сооружений и теплых сбросов – для отопления в системах с тепловыми насосами, 
питаемыми электроэнергией от централизованной электрической сети. 

Существуют  также  предпосылки  для развития  атомной  энергетики  на  базе 

подземных атомных теплоэлектростанций средней и большой мощности.  

Для  вовлечения  перечисленного  потенциала  энергоресурсов  в  топливно-

энергетический баланс Свердловской области целесообразна разработка: 

1) концепции  и  программы  развития  торфяного  и  биоэнергетического 

кластера  со  схемой-картой  распределения  запасов  и  потребностей  в  местных 
энергоресурсах с их логистической увязкой; 

2) технико-экономического  обоснования  развития  атомной  энергетики 

Свердловской  области  на  базе  подземных  атомных  станций  в  районе  
городов  Лесного,  Новоуральска,  Североуральска,  имеющих  энергоемкие 
производства; 

3) программы использования собственных ресурсов природного газа; 
4) программы  развития  малой  гидроэнергетики  и  иных  возобновляемых 

источников  энергии  (помимо  биомассы  и  торфа)  на  территории  Свердловской 
области. 

Стратегической  целью  программ  необходимо  установить  достижение 

к 2023 году доли энергетики на собственных ресурсах в ТЭБ Свердловской области 
не  менее  17%,  а  к  2030  году  –  не  менее  25%.  В  указанных  программах 
целесообразно 

рассматривать 

возможность 

использования 

следующих 

перспективных технологий: 

1) парогазовой установки на природном газе; 
2) завода  по  сжижению  природного  газа  для  транспортировки  в  газовозах 

и последующей  его  регазификации  для  использования  в  котельных  и  на  ТЭС 
Свердловской области; 

3) газогенераторной парогазовой теплоэлектростанции на торфе; 
4) завода  по  производству  метанола  или  синтетического  жидкого  топлива 

из торфа; 

5) технологий по использованию диметилового эфира. 
Для решения задач по повышению уровня комфортного проживания граждан 

в населенных пунктах, указанных в таблице 28, а также в иных населенных пунктах 
с  использованием  объектов  малой  энергетики  целесообразно  проведение 
следующих мероприятий: 

111

 

 

1) подготовки 

технико-экономических 

обоснований 

по 

способу 

энергообеспечения  населенных  пунктов  (строительства  электрических  сетей  или 
внедрения  устройств  локального  энергообеспечения  на  базе  перечня  наилучших 
доступных технологий); 

2) утверждения перечня населенных пунктов, в которых возможно создание 

опережающими темпами современных систем автономного электроснабжения; 

3) разработки  областной  программы  создания  систем  автономного 

энергообеспечения согласно разработанным технико-экономическим обоснованиям. 

 

Глава 29. Информация о кадровых ресурсах в электроэнергетике 

Свердловской области 

 
Среднесписочная  численность  работников  организаций  по  виду 

экономической деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром, 
кондиционирование  воздуха  –  в  2021  году  составила  48,9  тыс.  человек. 
Начисленная  среднемесячная  заработная  плата  по виду  экономической 
деятельности: 

обеспечение 

электрической 

энергией, 

газом 

и паром, 

кондиционирование воздуха – в 2021 году составила 54,1 тыс. рублей. 

 

Глава 30. Перспективные инновационные технологии и направления 

развития электроэнергетического комплекса Свердловской области 

 
Правительством  Свердловской  области  в  соответствии  с  Федеральным 

законом  от  28  июня  2014  года  №  172-ФЗ  «О  стратегическом  планировании 
в Российской  Федерации»  определены  этапы  и  стратегические  направления 
развития  электроэнергетического  комплекса  Свердловской  области.  Основными 
приоритетными  направлениями  развития  энергетики  Свердловской  области 
на перспективу до 2030 года приняты: 

1) вовлечение  местных  и  возобновляемых  энергоресурсов  в  топливно-

энергетический баланс Свердловской области; 

2) развитие малой и распределенной генерации на территории Свердловской 

области, особенно для решения проблем энергоснабжения удаленных населенных 
пунктов, не имеющих централизованного энергоснабжения; 

3) поддержка  внедрения  энергоэффективных  и  энергосберегающих 

технологий,  снижающих  технические  потери  электроэнергии  и  затраты 
потребителей, в том числе бюджетных; 

4) поддержка 

внедрения 

технологий, 

снижающих 

аварийность 

и повышающих надежность электроснабжения потребителей; 

5) поддержка  внедрения  технологий  для  развития  интеллектуальной 

энергетики. 

Кроме  того,  Стратегия  социально-экономического  развития  Свердловской 

области  на  2016–2030  годы,  утвержденная  Законом  Свердловской  области  
от  21  декабря  2015  года  №  151-ОЗ  «О  Стратегии  социально-экономического 
развития  Свердловской  области  на  2016–2030  годы»,  направлена  на  внедрение 

112

 

 

импортозамещающих  технологий  во  всех  отраслях  экономики  и  создание 
высокопроизводительных рабочих мест. 

Экспертным советом Министерства энергетики и жилищно-коммунального 

хозяйства  Свердловской  области  рассмотрен  ряд  инновационных  проектов 
и технологических  разработок,  созданных  и  создаваемых  усилиями  уральских 
разработчиков,  внедрение  которых  отвечает  перечисленным  направлениям 
и может быть поддержано Правительством Свердловской области. По итогам этой 
работы сформирован перечень перспективных технологий: 

1) климатонезависимый  биогазовый  комплекс  утилизации  органических 

отходов БГУ-100 как автономный энергоисточник;

 

2) роботизированный  комплекс  «Канатоход»  для  диагностики  воздушных 

линий электропередачи; 

3) системы  накопления  электрической  энергии  на  базе  литий-ионных 

аккумуляторов; 

4) автономные источники тока на базе твердооксидных топливных элементов 

АИТ-ТОТЭ; 

5) мобильные электростанции на базе малогабаритной паровой турбины; 
6) паровые турбины для привода механизмов собственных нужд, в том числе 

путем  замены  действующих  электроприводов  на  энергопредприятиях  для 
энергосбережения и повышения надежности работы; 

7) силовые 

масляные 

трансформаторы 

с 

низкими 

потерями 

с магнитопроводом на базе аморфных сплавов. 

 

Перечень  будет  дополняться  по  мере  появления  новых  перспективных 

разработок. 

 

Раздел 6. Существующие и планируемые к строительству генерирующие 

объекты, функционирующие на основе использования возобновляемых 

источников энергии, в отношении которых продажа электрической энергии 

(мощности) планируется или осуществляется на розничных рынках 

 
Перечень  генерирующих  объектов,  функционирующих  на  основе 

использования возобновляемых источников энергии, отобранных по результатам 
конкурсного  отбора  (инвестиционные  проекты  на  строительство  генерирующих 
объектов), представлен в таблице 37. Указанные генерирующие объекты не входят 
в базовый прогнозный баланс и не учитываются при расчете режимно-балансовой 
ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..