Государственная корпорациия «Ростех». Годовой отчёт за 2021 год - часть 14

 

  Главная      Книги - Разные     Государственная корпорациия «Ростех». Годовой отчёт за 2021 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14     

 

 

 

 

Государственная корпорациия «Ростех». Годовой отчёт за 2021 год - часть 14

 

 

Уральский оптико-механический завод холдинговой 

компании «Швабе» — на нем была размещена выставка 

«Мыслящие руки касаются друг друга».

«Новации и смелые эксперименты — это стихия 

Ростеха. Именно такую атмосферу создает 

Уральская индустриальная биеннале, где в едином 

формате соединяются современное производство, 

творческий процесс и человек. Этот проект 

созвучен нашей работе, нашим ценностям, поэтому 

мы являемся его партнером уже не первый 

год», — говорит директор по коммуникациям 

Государственной корпорации «Ростех» 

Екатерина Игоревна Баранова.

Несмотря на антиковидные ограничения, 

мероприятия в рамках биеннале прошли не только 

в Свердловсой, но также в Челябинской и Тюменской 

областях. Были представлены проекты более  

70 российских и зарубежных художников, а общее 

число посетителей достигло 74 тыс. человек.

Театр Наций

При поддержке Государственной корпорации 

«Ростех» с 9 по 11 декабря на основной сцене Театра 

Наций прошли премьерные показы спектакля 

«Мастер и Маргарита» канадского режиссера Робера 

Лепажа. В главных ролях — Чулпан Хаматова, 

Евгений Миронов, Виктор Вержбицкий, Андрей 

Смоляков и Дмитрий Сердюк.

«Наше кредо в поддержке проектов основано 

на трех китах: технологии, культура, человек. 

В постановке “Мастер и Маргарита” все три 

элемента соединяются в единое целое благодаря 

таланту Робера Лепажа. В спектакле применены 

яркие эффекты и сценографические приемы, 

которые не оставят равнодушным ни одного 

зрителя. “Мастера и Маргариту”, безусловно, можно 

назвать “энциклопедией русской жизни” наравне 

с “Евгением Онегиным”. В этом произведении 

каждый найдет что-то откликающееся 

и подходящее лично ему — именно об этом наш 

проект», — говорит помощник генерального 

директора Государственной корпорации «Ростех» 

по спонсорству и благотворительности Юлия 

Анатольевна Воронова.

Противодействие коррупции

Основание антикоррупционной деятельности

Деятельность по противодействию коррупции 

в 2021 году осуществлялась на основании 

федеральных законов, указов Президента Российской 

Федерации, постановлений Правительства Российской 

Федерации, нормативно-правовых актов Минтруда 

России, а также внутренних локальных правовых 

актов, включая План противодействия коррупции 

в Государственной корпорации «Ростех» на 2021–

2024 годы, разработанный с учетом требований  

Указа Президента Российской Федерации  

от 16 августа 2021 года № 478 «О Национальном плане 

противодействия коррупции на 2021–2024 годы».

Основные усилия в отчетный период были 

направлены на обеспечение единообразия 

реализации системы мер по предупреждению 

коррупции в Корпорации и ее организациях, 

профилактику коррупционных правонарушений, 

дальнейшее совершенствование организационных 

механизмов и практической работы 

по предотвращению и выявлению конфликта 

интересов, недопущение коррупционных 

проявлений при осуществлении закупок товаров, 

проведение оценки коррупционных рисков 

и принятие мер по их минимизации, дальнейшее 

повышение эффективности информационно-

пропагандистских и просветительских мер, 

направленных на формирование атмосферы 

нетерпимости к коррупционным проявлениям.

Развитие нормативно-правовой базы

В ходе решения данных задач проведена работа 

по своевременному внесению в правовую базу 

Корпорации дополнений и изменений c учетом 

требований федерального антикоррупционного 

законодательства, в рамках которой 

было подготовлено и издано 9 приказов  

и 13 распоряжений по линии 

противодействия коррупции.

В частности:

 

•

разработан и введен в действие План 

противодействия коррупции Государственной 

корпорации «Ростех» на 2021–2024 годы;

 

•

актуализированы перечни должностей, 

замещение которых влечет за собой 

антикоррупционные запреты, обязанности 

и ограничения;

 

•

актуализированы положения Корпорации 

о мерах по предотвращению конфликта 

интересов и о комиссии по соблюдению 

требований к служебному поведению 

и урегулированию конфликта интересов;

 

•

разработан и утвержден план-график 

представления работниками сведений 

доходно-имущественного характера;

 

•

актуализированы методические рекомендации 

по заполнению работниками ежегодных 

справок о доходах.

Организована работа по проведению 

антикоррупционной экспертизы проектов 

правовых актов, а также уже действующих актов 

и распорядительных документов. В 2021 году 

проведена экспертиза 52 документальных 

материалов. Выявлено наличие коррупциогенных 

факторов в 15 документах, внесены необходимые 

изменения.

Антикоррупционный контроль и управление 

коррупционными рисками

Обеспечена деятельность по реализации требований 

антикоррупционного законодательства, касающихся 

политики предотвращения и урегулирования 

конфликта интересов, в рамках которой:

 

•

организован и проводится на системной основе 

мониторинг конфликта интересов;

 

•

проведены проверочные мероприятия 

и подготовлены мотивированные заключения 

по четырем уведомлениям о возникновении 

личной заинтересованности при исполнении 

должностных обязанностей, которая приводит 

или может привести к конфликту интересов, 

поданным работниками Корпорации. Также 

подготовлены мотивированные заключения 

по ситуациям, приводящим к конфликту интересов 

у 12 работников организаций Корпорации;

 

•

проанализированы материалы в отношении 

37 кандидатов на замещение должностей 

в Корпорации, по 12 даны рекомендации 

о возможности возникновения конфликта 

интересов при реализации ими должностных 

обязанностей;

 

•

введена практика согласования корпоративных 

решений Корпорации в части проверки 

на наличие конфликта интересов кандидатов 

на должности единоличных исполнительных 

органов, а также подразделений безопасности 

организаций Корпорации. В частности, 

проанализированы материалы более  

107 кандидатов указанных категорий, по 64 даны 

рекомендации о возможности возникновения 

конфликта интересов при реализации 

ими должностных обязанностей;

 

•

оказана консультационная поддержка более 

30 организациям Корпорации при разработке 

правовых актов в данной сфере деятельности;

 

•

во исполнение требований статьи 64.1 

Трудового кодекса Российской Федерации 

и постановления Правительства Российской 

Федерации от 21 января 2015 года № 29 

(с целью оценки необходимости получения 

согласия бывшего представителя нанимателя 

на заключение соответствующего трудового 

договора с Корпорацией) в места работы бывших 

государственных и муниципальных служащих 

направлено шесть уведомлений.

В период с 1 января по 30 апреля 2021 года 

в Корпорации организована и проведена 

декларационная кампания по подготовке 

и представлению работниками сведений 

доходно-имущественного характера.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кампания 2021 года проводилась в сложных 

условиях, связанных с введением карантинных 

мер в связи с пандемией. Закрытие границ 

с иностранными государствами потребовало 

дополнительных усилий для представителей 

Корпорации за рубежом. Вместе с тем фактов 

несвоевременного представления сведений 

о доходах допущено не было.

Всего за период кампании принято 1 427 справок 

от 516 работников Корпорации, включая 

представителей за рубежом и в субъектах 

Российской Федерации.

Проведено более 320 индивидуальных консультаций 

с работниками Корпорации, в ходе которых 

им была оказана необходимая практическая 

и методологическая помощь.

Проведен сравнительный анализ более  

1 800 справок о доходах, представленных за две 

последние кампании. Осуществлены проверочные 

мероприятия в отношении семи работников. Следует 

отметить положительную динамику качества 

и полноты представляемых сведений, повышение 

дисциплинированности и в целом ответственности 

работников при подготовке итоговых сведений.

Проведен мониторинг сведений доходно-

имущественного характера управляющих 

и индустриальных директоров, а также руководителей 

структурных подразделений. Установлен факт 

приобретения и владения одним из руководителей 

департаментов Корпорации иностранными 

финансовыми активами. К указанному работнику 

применены меры профилактического характера.

К восьми работникам применены меры юридической 

ответственности и профилактического воздействия, 

строго указано на недопустимость совершения 

повторных нарушений антикоррупционного 

законодательства. Трем работникам даны 

конкретные рекомендации по принятию мер 

для урегулирования ситуаций, приводящих 

к возникновению конфликта интересов.

Организовано и проведено (в том числе в формате 

вебинаров) обучение 129 работников, в чьи 

обязанности непосредственно входят вопросы 

противодействия коррупции, и 117 человек, 

замещающих должности c высоким коррупционным 

риском (в 2020 году обучение прошли 76 работников 

из числа обеих категорий, в 2019-м — 59). По итогам 

всеми работниками получены удостоверения 

о повышении квалификации установленного образца.

Разработаны специализированный учебный онлайн-

курс и кластер итогового тестирования работников, 

осуществлено первичное обучение отдельных 

категорий работников, которое в отчетном периоде 

прошли 43 человека.

Проведены мероприятия по минимизации 

ключевого риска коррупции, мошенничества, 

хищений и совершенствованию процессов. Оказана 

методологическая помощь организациям Корпорации 

при проведении ими соответствующей работы. Введена 

практика специализированного обучения (в 2021 году 

привлечено 486 работников), итогового тестирования 

по его результатам, анкетирования организационных 

единиц Корпорации на предмет наличия риска 

коррупции, мошенничества, хищений в процессах. 

По результатам разработана и утверждена Дорожная 

карта мероприятий по оценке коррупционных рисков 

в процессах на 2021–2023 годы.

В 2021 году проведено более 20 заседаний 

Правления под председательством генерального 

директора Корпорации, на которых рассматривались 

вопросы, затрагивающие сферу противодействия 

коррупции.

Осуществлен мониторинг результатов 

антикоррупционной деятельности 18 холдинговых 

компаний и более 70 организаций прямого 

управления, входящих в контур управления 

Корпорации. Результаты анализа представленных 

отчетных материалов организаций свидетельствуют 

об активизации работы по выполнению требований 

антикоррупционного законодательства, и в частности 

положений статьи 13.3 Федерального закона 

«О противодействии коррупции».

В рамках оказания методологической 

поддержки организациям Корпорации в области 

совершенствования внутренней правовой базы 

по противодействию коррупции и в целях разработки 

единого подхода к обеспечению политики 

по урегулированию и предотвращению конфликта 

интересов разработаны, актуализированы 

и направлены в организации Корпорации 

для практического использования:

 

•

типовая антикоррупционная политика Общества;

 

•

типовое положение о мерах по предотвращению 

и урегулированию конфликта интересов 

в Обществе;

 

•

типовое положение о Комиссии Общества 

по служебному поведению и урегулированию 

конфликта интересов;

 

•

типовое положение и методические 

рекомендации о порядке проведения 

антикоррупционной экспертизы правовых 

актов и проектов правовых актов Общества, 

типовой перечень локальных правовых актов, 

подлежащих антикоррупционной экспертизе.

Практически во всех холдинговых компаниях 

и большинстве организаций прямого управления 

приняты своевременные меры реагирования 

по разработке и внедрению в повседневную 

практику вышеуказанных документальных 

материалов, а также по их каскадированию 

в дочерние (зависимые) общества.

При непосредственном участии работников, 

специализирующихся на противодействии коррупции, 

проведено 23 заседания комитетов по аудиту 

при совете директоров холдинговых компаний 

и организаций прямого управления Корпорации. 

Дана оценка эффективности реализации программ, 

направленных на обеспечение соблюдения 

требований законодательства Российской 

Федерации в части противодействия коррупции, 

обсуждены проблематика и актуальные вопросы 

на данном направлении работы. В советы директоров 

холдинговых компаний направлены соответствующие 

решения с указанием выявленных недостатков, 

рекомендациями по их устранению и повышению 

эффективности антикоррупционных мероприятий.

Рассмотрены вопросы, связанные в том числе 

с проверкой и контролем экономической 

обоснованности расходов Корпорации и ее 

организаций в сферах с высоким коррупционным 

риском. Результаты проверок рассмотрены 

на заседаниях комитетов по аудиту при советах 

директоров организаций Корпорации. В соответствии 

с поручением Правления Корпорации в Главное 

управление экономической безопасности 

и противодействия коррупции МВД России направлены 

материалы в отношении одной из организаций 

(АО «ЭНПО “Неорганика”») по выявленным фактам 

противоправной деятельности ее должностных лиц, 

причинивших ущерб на сумму 12,16 млн рублей.

Продолжена работа по совершенствованию условий, 

процедур и механизмов закупочной деятельности, 

а также обеспечен контроль за соблюдением 

антикоррупционного законодательства в сфере 

закупок. Проанализировано более 1 354 договоров 

и дополнительных соглашений к ним, из которых 

97 договоров (7 %) с признаками коррупционных 

проявлений были отклонены и направлены 

на доработку. 14 договоров отклонены в связи 

с выявлением у подписанта со стороны Корпорации 

возможности возникновения конфликта интересов;  

13 договоров — из-за нарушений, связанных 

с порядком расчета и применения начальной 

максимальной цены; 8 договоров — в связи 

с отсутствием в них антикоррупционной оговорки. 

Остальные отклонены в связи с отсутствием 

оснований для заключения договоров 

и дополнительных соглашений; несоответствием 

технических заданий условиям договоров, 

отсутствием подтверждений о фактическом 

направлении ценовых запросов и предложений 

по ним потенциальными участниками закупок.

В 2021 году обеспечено функционирование 

и сопровождение системы горячей линии 

по противодействию хищениям, мошенничеству 

и коррупции. За отчетный период проводились 

проверки по 95 поступившим в отчетном периоде 

и 9 поступившим в прошлых периодах сообщениям, 

в том числе имеющим признаки коррупционных 

правонарушений (факты коррупции, конфликта 

интересов и т. п.). Информация по 16 сообщениям 

нашла свое подтверждение, по 20 подтвердилась 

частично. Приняты меры реагирования  

по 21 обращению, в результате которых  

21 должностное лицо организаций 

Корпорации привлечено к дисциплинарной 

ответственности, 2 уволено, 2 материала 

направлены в правоохранительные органы, 

по одному из которых возбуждено уголовное 

дело и предотвращен ущерб на сумму более 

670 тыс. рублей. Информация по вопросам 

функционирования горячей линии размещена 

в офисах Корпорации и ее организаций 

на специализированных плакатах, а также 

на корпоративных интернет-сайтах.

Проанализировано выполнение требований 

действующего порядка сообщения работниками 

о получении подарка в связи с их должностным 

положением или исполнением служебных 

обязанностей. Фактически прекращена практика 

вручения и получения подарков в ходе служебных 

командировок, официальных и деловых встреч. 

Введена практика рассылки информационно-

тематических писем накануне праздничных 

мероприятий о непринятии работниками подарков.

Взаимодействие с государственными органами 

и общественными организациями

Работа по координации и взаимодействию 

с правоохранительными органами в целях выявления 

и пресечения преступлений на предприятиях, 

входящих в контур управления Корпорации, 

позволила осуществить профилактику нарушений, 

в том числе коррупционной направленности, 

и предотвратить нанесение ущерба в размере 

порядка 8,3 млрд рублей.

В правоохранительные органы направлено 

более 370 заявлений о выявленных нарушениях. 

По результатам проверки направленных материалов 

возбуждено 182 уголовных дела, вынесено  

43 судебных решения, в том числе позволивших 

возвратить активы и возместить ущерб на общую 

сумму 440 млн рублей. По приговору суда осуждено 

45 должностных лиц организаций Корпорации.

В Администрацию Президента Российской Федерации, 

Правительство Российской Федерации, Минтруд России 

и Минюст России в отчетный период направлено 

19 документов по вопросам антикоррупционной 

деятельности. О ходе и результатах реализации плана 

Корпорации по противодействию коррупции и итогах 

антикоррупционной деятельности в Минтруд России 

направлены один годовой и три квартальных отчета.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Обеспечено своевременное размещение 

на официальном интернет-сайте Корпорации 

информации по вопросам антикоррупционной 

деятельности. Размещены сведения о доходах 

и имуществе 42 руководящих работников Корпорации 

и членов их семей, результаты заседаний и решения 

Комиссии, правовые акты по противодействию 

коррупции, а также методические и иные 

информационно-справочные материалы.

Корпорацией и ее организациями оказывалось 

содействие в освещении СМИ мероприятий 

по противодействию коррупции. В 2021 году в СМИ 

и сети Интернет размещено и опубликовано более 

810 материалов антикоррупционной направленности. 

Подготовлено 16 выступлений в общероссийских 

СМИ официальных представителей Корпорации 

и организаций Корпорации, затрагивающих вопросы 

антикоррупционного характера.

На регулярной основе совместно с органами 

государственной власти и местного самоуправления 

Корпорацией осуществляется поддержка 

по созданию программ, фильмов и печатных сетевых 

изданий антикоррупционной направленности.

О принятых мерах по повышению эффективности 

деятельности по вопросам информирования 

общественности о работе на линии противодействия 

коррупции доложено в Правительство Российской 

Федерации.

Информация об участии Корпорации 

в осуществлении мероприятий, направленных 

на обеспечение безопасности и охраны 

окружающей среды, а также промышленной 

безопасности и охраны труда

Забота о сохранении жизни и здоровья сотрудников 

организаций Корпорации и охрана окружающей 

среды — ключевые условия устойчивого развития 

Корпорации и ее организаций. Соответствующие 

параметры зафиксированы в базовых целях стратегии 

и политики Корпорации в области промышленной 

безопасности (ПБ), охраны труда (ОТ) и охраны 

окружающей среды (ООС), утвержденных в 2018 году.

Лидирующая роль в их достижении возложена 

на руководителей Корпорации и организаций 

Корпорации.

Особое внимание уделяется соблюдению 

действующих требований нормативно-правовых 

актов Российской Федерации в области ПБ, 

ОТ и ООС, в том числе с учетом изменений в рамках 

проводимой реформы контрольно-надзорной 

деятельности.

Общие мероприятия

Благодаря увеличению количества проверок 

выявлено около 2 тыс. нарушений обязательных 

требований Российской Федерации в области 

ПБ, ОТ и ООС. Разработаны предложения 

и рекомендации, направленные на снижение рисков 

и предотвращение возможного ущерба и (или) 

штрафных санкций контрольно-надзорных органов.

В рамках планируемой интеграции в контур 

управления Корпорации подведомственных 

Минпромторгу России предприятий проведена 

работа по предварительной оценке состояния 

ПБ и ООС.

Организована работа по устранению обнаруженных 

недостатков.

Разработана и введена в промышленную 

эксплуатацию в 24 организациях Корпорации 

автоматизированная система «Управление ПБ, 

ОТ и ООС организаций и транспортной безопасности» 

(далее — АС КУБ). Проект призван стандартизировать 

и доработать существующую методологию процессов 

управления ПБ, ОТ и ООС. Применение АС КУБ 

обеспечивает минимизацию рисков и максимальную 

автоматизацию процессов непрерывного 

мониторинга ПБ, ОТ и ООС организаций Корпорации, 

предоставление актуальной и достоверной аналитики 

для принятия эффективных управленческих 

решений на всех уровнях (сквозная унификация), 

формирование и отправку необходимой отчетности 

в соответствии с российским законодательством.

Проведена работа по подготовке документов, 

материалов и экспертных мнений к заседаниям 

рабочих групп по реализации механизма 

«регуляторной гильотины» в сфере ПБ, ОТ и ООС.

Внесены изменения в методологию оценки 

ключевых рисков в области ПБ, ОТ и ООС с учетом 

реагирования на случившиеся неблагоприятные 

события и возможности их предотвращения. 

В оценку ключевых рисков включен анализ динамики 

выявляемых нарушений в области ПБ, ОТ и ООС.

В Единое положение о закупках Корпорации 

внесены изменения в части применения механизма 

централизованных (консолидированных) закупок 

услуг по специальной оценке условий труда 

и экспертизе промышленной безопасности, 

определения способа проведения закупок 

и включения в Единое положение о закупках 

методик оценки заявок на участие в конкурсе 

и типовых технических заданий на оказание 

соответствующих услуг согласно требованиям 

российского законодательства.

Деятельность Корпорации в области 

промышленной безопасности

В Корпорации находятся на особом контроле такие 

показатели, как количество аварий и инцидентов.

Благодаря принятым мерам роста числа 

аварий и инцидентов не наблюдается, 

несмотря на увеличение количества опасных 

производственных объектов (ОПО), в первую 

очередь I класса опасности, с 17 до 21 

(рис. 1)

.

22,4 %  аварий / инцидентов  на ОПО  обусловлено 

нарушением правил безопасности, 15,52 % — 

коррозией и столько же — износом оборудования 

(рис. 2)

.

Установлены характерные нарушения обязательных 

требований ПБ 

(рис. 3)

.

В целях сокращения числа происшествий  

на ОПО реализованы следующие мероприятия:

1.

Проведен анализ производственных мощностей

и технологической оснащенности эксплуатируемых

ОПО на предмет их соответствия требованиям

Рис. 1

Количество аварий, инцидентов

8

9

2019

2020

9

2021

Рис. 3

Характерные нарушения в ПБ

912

3714

1376

3516

1244

400

1990

466

192

 Непроведение ЭПБ ТУ и ЗиС
 Нарушения регламентов, инструкций
 Нарушения обучения, аттестации
 Нарушение порядка обращения с опасными веществами
 Неготовность к локализации последствий аварий
 Отсутствие необходимой документации
 Нарушение требований документов работниками
 Нарушения проведения работ повышенной опасности
 Несоответствие ТУ требованиям нормативных документов

Рис. 2

Причины аварий, инцидентов

 2019

 2020

 2021

1

1

1

1

1

1

2

1

3

3

4

4

2

4

Воздействие

 

статэлектричества

Износ ТУ

Коррозия

 

оборудования

Наличие

 

микротрещин

Нарушение

 

гидроизоляции

Нарушение

 

требований ПБ

ОПО

 

не идентифицирован

 

как ОПО

Разгерметизация

 

емк

остей

безопасной эксплуатации. Разработаны планы 

консервации и (или) ликвидации указанных 

производственных фондов.

2.

С учетом результатов реализации механизма

«регуляторной гильотины» проанализировано

свыше 13 тыс. документов: руководства,

инструкции, стандарты, технологические

регламенты. Установлено, что около 3 тыс.

документов подлежит актуализации. Из них свыше

500 актуализировано в 2021 году.

3.

Разработаны и внедрены в организациях

Корпорации «Методические рекомендации

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

по порядку эксплуатации подъемных 

сооружений», позволяющие снизить число 

отказов и, как следствие, случаев травматизма 

при использовании соответствующих устройств.

4.

Разработан проект Комплексной программы

развития организаций отрасли боеприпасов

и спецхимии.

5.

Организована работа по регламентации

авторского технологического надзора, в первую

очередь для действующих технологических

процессов на ОПО производств боеприпасов

и спецхимии.

Деятельность Корпорации в области охраны труда

По сравнению с 2020 годом общее количество 

несчастных случаев на производстве сократилось 

на 35 %, из них тяжелых — на 37 % 

(рис. 4, 5)

.

Наиболее часто причинами тяжелых несчастных 

случаев в 2021 году становились падение с высоты 

и воздействие движущихся, разлетающихся, 

вращающихся предметов, деталей, машин. Это стало 

возможным из-за отсутствия или неприменения 

работниками средств индивидуальной защиты 

(СИЗ) в ходе строительных, строительно-монтажных 

и ремонтно-строительных работ; ремонта 

и обслуживания технических средств, оборудования, 

производственных механизмов.

В том числе отсутствием или неприменением СИЗ 

работниками организаций Корпорации обусловлен 

ряд профессиональных заболеваний, включая 

нейросенсорную тугоухость, вибрационную болезнь 

и поражение легких.

Для предотвращения производственного 

травматизма и снижения профессиональной 

заболеваемости работников во всех организациях 

Корпорации внедрена программа по управлению 

качеством СИЗ.

В целях сокращения количества тяжелых 

несчастных случаев соответствующие происшествия 

учитываются при оценке ключевого риска в области 

охраны труда (КПБ).

На базе портала АНО «Корпоративная 

сетевая академия» создан интернет-ресурс 

для руководителей и специалистов в области ОТ, 

ПБ и ООС организаций Корпорации, позволяющий 

им обмениваться опытом, экспертным мнением 

и использовать в работе профильные нормативные 

документы Корпорации с учетом всех изменений.

Деятельность Корпорации в области охраны 

окружающей среды

В рамках совершенствования системы 

экологического менеджмента приказом 

Корпорации от 23 августа 2021 года № 86 

разработана и внедрена «Методика оценки размера 

ущерба от аварий и инцидентов на опасных 

производственных объектах, вреда окружающей 

среде, несчастных случаев на производстве, 

профессиональных заболеваний».

Серьезные нарушения учитываются при оценке 

ключевого риска в области ООС (КПБ).

Поддержана инициатива по разработке и отражению 

в Стратегии развития Корпорации комплекса 

мероприятий в рамках борьбы с изменением климата 

и декарбонизации экономики.

Деятельность Корпорации в области 

обеспечения качества

Разработка, внедрение и мониторинг реализации 

целей Корпорации в области качества

В 2021 году автоматизация оценки достижения 

корпоративных целей в области качества  

на 2020–2022 годы обеспечивалась следующим 

набором мер на основании приказа Корпорации 

от 13 октября 2021 года № 117:

 

•

необходимые показатели внесены в Регламент 

мониторинга качества продукции, утвержденный 

приказом Корпорации от 29 декабря 2012 года  

№ 554;

 

•

введение в опытно-промышленную эксплуатацию 

информационной подсистемы «Аналитика 

системы управления качеством» позволило 

автоматизировать мониторинг, учет и анализ 

показателей качества, оценку результативности 

системы менеджмента качества, достичь 

целевых показателей в области качества 

и минимизировать риски в области качества, 

возникающие у организаций Корпорации.

Реализованные мероприятия, направленные 

на устранение выявляемых несоответствий, 

позволяют снижать уровень дефектности 

и количество предъявляемых рекламаций, а также 

сократить затраты на устранение несоответствий.

Работа по стандартизации

Внедрение корпоративных стандартов сокращает 

трудозатраты на внедрение наилучших практик 

и создает условия для дальнейшего совместного 

использования единых, прозрачных и долгосрочных 

правил взаимодействия.

Приказом Корпорации от 23 февраля 2021 года 

№ 22 утверждена серия корпоративных стандартов 

системы управления качеством, направленных 

на достижение следующих целей:

 

•

оптимизация управления поставщиками 

и снижение затрат на несоответствующую 

предъявляемым требованиям продукцию, 

получаемую от поставщиков;

 

•

повышение эффективности управления 

ресурсами организации как единой системы;

 

•

подбор специалистов в области качества 

и совершенствование их профессиональных 

навыков.

Работа по проверке выполнения организациями 

Корпорации требований в области управления 

качеством

Во исполнение приказа Корпорации от 10 декабря 

2015 года № 230 проведено 37 проверок,  

22 плановые и 15 внеплановых.

По результатам проверок в 2021 году разработано 

1 880 мероприятий (в 2020 году — 1 239), 

направленных на снижение уровня дефектности 

и предотвращение попадания продукции 

с несоответствиями на последующие стадии 

обработки и сборки, уменьшение количества 

предъявляемых организациям Корпорации 

рекламаций, а также уменьшение затрат 

на устранение несоответствий.

Развитие и внедрение систем менеджмента 

качества организаций Корпорации

В 2021 году разработан единый интегральный 

проект «Обеспечение качества и снижения потерь», 

который включен в состав программ деятельности 

холдинговых компаний (интегрированных структур) 

и организаций прямого управления Корпорации 

на среднесрочный период.

Перечень ключевых рисков Корпорации в области 

качества продукции расширен с двух до шести 

позиций.

На основании распоряжения Корпорации  

от 12 января 2021 года № 2 организована опытно-

промышленная эксплуатация информационной 

подсистемы ведения рекламационной работы 

в отношении военной и гражданской продукции, 

обеспечивающей поддержку взаимодействия 

организаций-поставщиков по всей цепи кооперации 

и нацеленной на обеспечение прозрачности 

рекламационной работы на всех уровнях кооперации 

для головных изготовителей, головных организаций 

холдинговых компаний и Корпорации.

Начиная с 2021 года в организациях Корпорации 

(АО «РСК “МиГ”», ПАО «КМЗ», ПАО «Корпорация 

“Иркут”», АО «ЦНИИТОЧМАШ», ПАО «Ил», АО «КБП») 

реализуются совместные с центром компетенций 

системы управления качеством Корпорации — 

АО «РТ-Техприемка» — пилотные проекты.

Основные их задачи:

 

•

совершенствование порядка учета затрат 

на несоответствия;

 

•

снижение затрат на устранение несоответствий 

при производстве и эксплуатации продукции;

 

•

уменьшение количества несоответствий 

и повторяющихся дефектов;

 

•

сокращение времени восстановления 

отказавшей гарантийной продукции;

 

•

сокращение количества несоответствий, 

связанных с остановкой приемки и отгрузки 

продукции со стороны военных представительств 

Минобороны России.

Метрологическое обеспечение

В целях обеспечения единства измерений 

Государственной корпорации «Ростех» приказом 

от 16 июня 2021 года № 51 создана Метрологическая 

служба Корпорации, утверждена ее структура, 

определена головная организация Метрологической 

службы Корпорации — АО «РТ-Техприемка».

Принято четыре основополагающих документа 

для деятельности по метрологическому 

обеспечению производства продукции, также 

определены:

 

•

23 базовые организации Метрологической 

службы Корпорации и 17 метрологических служб 

организаций Корпорации прямого подчинения 

головной организации Метрологической службы 

Корпорации;

 

•

333 организации Корпорации, непосредственно 

выполняющие работы по метрологическому 

обеспечению.

Назначены главные метрологи или ответственные 

за метрологическое обеспечение.

Рис. 5

Количество несчастных случаев 
с тяжелыми последствиями

Тяжелые НС
Смертельные НС

2019

2020

2021

54

12

63

10

40

16

Рис. 4

Количество несчастных случаев 
на производстве

2019

2018

0

100

200

300

400

500

600

700

2020

2021

625

571

463

300

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Некоторые заявления в настоящем годовом отчете Государственной 

корпорации «Ростех» являются заявлениями, содержащими 

прогноз относительно будущих событий. Такие заявления содержат 

термины, указывающие на будущий характер события, включая, 

но не ограничиваясь словами «считает», «оценивает», «ожидает», 

«предполагает», «планирует», «может», «намеревается», «будет», 

«должен», их отрицательные аналогичные формы, сходные по смыслу 

словосочетания, а также обсуждения стратегии, планов, целей, задач, 

будущих событий или намерений Корпорации.

Заявления прогнозного характера могут включать в себя, 

но не ограничиваются следующей информацией:

 

•

оценка будущих операционных и финансовых показателей Корпорации, 

а также прогнозы относительно факторов, влияющих на текущую 

стоимость будущих денежных потоков;

 

•

планы Корпорации по строительству и модернизации промышленных 

объектов, а также планируемые капиталовложения;

 

•

динамика спроса на продукцию Корпорации и планы по развитию новых 

продуктов, а также планы в области ценообразования;

 

•

планы по совершенствованию практики корпоративного управления 

в Корпорации;

 

•

будущее отраслевое положение Корпорации и прогнозы развития 

рыночных сегментов, в которых работает Корпорация;

 

•

возможные регуляторные изменения и оценка влияния тех или иных 

нормативных правовых актов на деятельность Корпорации;

 

•

иные планы и прогнозы Корпорации в отношении 

еще не произошедших событий.

8.

 

Заявление

об ограничении

ответственности

Названные заявления, содержащие прогноз 

относительно будущих событий, подвержены 

влиянию факторов риска, неопределенности, 

а также иных факторов, вследствие которых 

действительные результаты в итоге могут 

не соответствовать заявленному. Поэтому 

Государственная корпорация «Ростех» 

не рекомендует необоснованно полагаться 

на какие-либо высказывания относительно 

будущих событий, приведенные в настоящем 

годовом отчете. Корпорация не принимает 

на себя обязательств публично пересматривать 

данные прогнозы — ни с целью отразить 

события или обстоятельства, имевшие место 

после публикации материалов в настоящем 

годовом отчете, ни с целью указать 

на непредвиденно возникшие события, 

за исключением тех случаев, когда это 

необходимо в соответствии  

с требованиями законодательства.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14