Лесной план Приморского края (ТОМ 1, на 2019-2028 годы) - часть 5

 

  Главная      Книги - Лесное дело     Лесной план Приморского края (ТОМ 1, на 2019-2028 годы)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

Лесной план Приморского края (ТОМ 1, на 2019-2028 годы) - часть 5

 

 

65 

 

экспертизы проектов освоение лесов, Отдел экономики, финансов и правового регулирования 
и Отдел бухгалтерского учета и контроля. 

Департамент лесного хозяйства предоставляет ряд государственных услуг и исполняет 

две государственные функции. 

На все услуги и функции разработаны административные регламенты. Информация о 

государственных услугах и функциях размещена и опубликована на портале государственных 
услуг Российской Федерации. Сведения об оказываемых услугах и функциях размещены в ре-
гиональной  государственной  информационной  системы  «Реестр  государственных  услуг 
(функций) Приморского края».  

Между  департаментом  и  областным  учреждением  «Многофункциональный  центр 

предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) заключено соглашение о 
взаимодействии при осуществлении государственных услуг по предоставлению документиро-
ванной информации из государственного лесного реестра и предоставлению из него выписки. 

Для  планирования  работы на  землях  лесного  фонда  Приморского  края  утверждены 

Лесной план Приморского края и лесохозяйственные регламенты лесничеств. Лесным планом 
и лесохозяйственными регламентами определены мероприятия по ведению лесного хозяйства 
и  освоению  лесов  до  2018  года  включительно. В  Лесной  план  и  лесохозяйственные  регла-
менты по необходимости вносятся изменения. 

С 2013 года в Приморском крае реализуется государственная программа «Развитие лес-

ного хозяйства в Приморском крае» на 2013-2020 годы с входящими в нее подпрограммами и 
мероприятиями.   

Так в

 

рамках подпрограммы «Охрана лесов от пожаров» запланирован ряд мероприя-

тий таких как: «Оснащение лесопожарной техникой и оборудованием КГБУ «Приморская база 
авиационной, наземной охраны и защиты лесов»; «Проведение мониторинга пожарной опас-
ности в лесах, в зонах авиационной и наземной охраны»; «Тушение лесных пожаров. 

Департамент  лесного  хозяйства  Приморского  края  также  исполняет  контрольно-

надзорные полномочия в области лесных отношений, которые осуществляются при проведе-
нии плановых и внеплановых проверок, проведении мероприятий по контролю в лесах (рейды, 
патрулирование лесов, осмотрах лесных участков по обращениям граждан и др.), при приня-
тии  мер  по  пресечению  и  устранению  последствий  выявленных  нарушений.  Государствен-
ными лесными инспекторами только в 2016 году проведено 9,6 тыс. контрольно-надзорных 
мероприятий, в том числе 2,7 тыс. рейдовых. 

Для  повышения  эффективности  государственного  лесного  надзора  Администрацией 

Приморского края совместно с Амурским филиалом WWF России ведется работа по внедре-
нию в эксплуатацию на территории лесного фонда Приморского края системы космического 
мониторинга выявления нарушений в сфере лесного хозяйства «КЕДР». Система позволяет 
обнаруживать места незаконных вырубок, в том числе и на арендованных лесных участках. 

Также,  департамент  осуществляет  организацию  использования  лесов  на  территории 

Приморского края, где в настоящее время на правах аренды используется более 90 %

 

от общей 

площади лесов. 

66 

 

Результаты  деятельности  Департамента  рамках  реализации  государственной  про-

граммы и оценка ее эффективности включает в себя следующие этапы: 

 

оценка степени реализации мероприятий подпрограмм, программ по ФЗ; 

 

оценка степени соответствия запланированному уровню затрат; 

 

оценка эффективности использования средств краевого бюджета; 

 

оценка  степени  достижения  плановых  значений  показателей  государственной  про-

граммы; 

 

оценка степени реализации подпрограммы, программы по ФЗ; 

 

оценка эффективности реализации подпрограммы, программы по ФЗ; 

 

оценка степени реализации государственной программы; 

 

оценка эффективности реализации государственной программы. 

В целом эффективность реализации государственной программы оценивается в зави-

симости от значений оценки степени реализации государственной программы и оценки эф-
фективности реализации входящих в нее подпрограмм. В 2016 г. Эффективность Программы 
признана удовлетворительной (89,5 %). 

Также  на  территории  Приморского  края  действует  Государственная  программа 

«Охрана окружающей среды Приморского края» на 2013-2020 годы (далее – государственная 
программа), утверждена постановлением Администрацией Приморского края от 07.12.2012 № 

391-па.  

Целями этой программы являются: повышение уровня экологической безопасности и  

сохранение природных систем; устойчивое водопользование при сохранении водных экоси-
стем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздей-
ствия вод; сохранение и восстановление биологического разнообразия, обеспечение сохране-
ния и воспроизводства охотничьих ресурсов; повышение эффективности и качества государ-
ственного управления в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства и использования 
природных ресурсов. 

Государственная программа состоит из пяти подпрограмм: 
подпрограмма № 1 «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в 

Приморском крае»; 

подпрограмма № 2 «Развитие водохозяйственного комплекса Приморского края»; 
подпрограмма № 3 «Биологическое разнообразие Приморского края»; 
подпрограмма № 4 «Обеспечение реализации государственной программы»;  
подпрограмма № 5 «Повышение  уровня экологической культуры населения Примор-

ского края». 

5.4. Информация о деятельности государственных (муниципальных бюджетных и 

автономных учреждений по охране, защите и воспроизводству лесов. Мероприятия по 

67 

 

повышению эффективности деятельности государственных (муниципальных) бюджет-
ных и автономных учреждений) 

В целях осуществления охраны лесов, расположенных на землях лесного фонда и зем-

лях Приморского края, от лесных пожаров

 

организовано 

КГБУ «Приморская база авиаци-

онной, наземной охраны и защиты лесов»

 (далее - КГБУ «Приморская авиабаза»). 

В состав которого входят: 7 авиаотделений и 6 пожарно-химических станций третьего 

типа. В целях повышения эффективности запланировано на предстоящий период дооснащение 
инвентарем и техникой связи ПХС третьего типа и создание ПХС второго типа на территории 
Уссурийского лесничества. 

Большая  часть  территории края  относится  к  зоне  авиационного  мониторинга  83,6  % 

территории, 8,3 % находится в зоне действия наземных лесопожарных служб. На зону кон-
троля приходиться менее 10 % территории. Зоны контроля в лесах выделены в расположенных 
на труднодоступных и удаленных территориях лесного фонда Приморского края в лесниче-
ствах: Тернейском (Агзинское, Самаргинское участковые лесничества); Верхне-Перевальнин-
ском  (Верхне-Перевальнинское  участковое  лесничество);    Уссурийское  (Николо-Львовское 
участковое лесничество); Рощинское (Долинное, Измайлихинское участковые лесничества); 
Дальнереченское  (Междуреченское  участковое  лесничество);  Кавалеровское  (Пермское 
участковое лесничество). 

В целях организации охраны лесов от пожаров, обеспечения пожарной безопасности 

и  тушения  лесных  пожаров  на  землях  лесного  фонда  Приморского  края,  для   повышения 
контроля за лесопожарной обстановкой в лесном фонде края и усиления мер пожарной без-
опасности в лесах в Департаменте лесного хозяйства Приморского края создан Оперативный 
штаб по координации тушения лесных пожаров на территории земель лесного фонда При-
морского края на основании приказа от 13.03.2018 № 237

. С

оздана Межведомственная комис-

сия по мониторингу ситуации с лесными пожарами, которая работает на базе ФКУ  «Центр 
управления  в  кризисных  ситуациях  Главного  управления  МЧС  России  по  Приморскому 
краю». График работы в соответствии с пожароопасной обстановкой на территории, в случае 
ухудшения ежедневный. 

Также работает комиссия при администрации Приморского края по предупреждению и 

ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», заседания кото-
рой проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. С момента возник-
новения  чрезвычайной  ситуации  комиссия  переходит  на  непрерывный  режим  работы,  сбор 
членов к месту проведения внеочередного заседания составляет в рабочее время до 1 часа, в 
нерабочее время - до 2 часов. 

Для авиационной охраны территории используются самолет Ан-2, вертолеты Робинсон 

R-44, МИ-2, Ми-8 и Еврокоптер. Своего парка воздушных судов КГБУ «Приморская авиабаза» 
не имеет и использует данные воздушные суда на контрактной основе. 

Координация действий по тушению пожаров осуществляется  работающей в пожаро-

опасный сезон в круглосуточном режиме Региональной диспетчерской службой Приморского 
края при КГБУ «Приморская авиабаза», которая также осуществляет прием и учет сообщений 

68 

 

о  лесных  пожарах,  а  также  оповещение  населения  и  противопожарных  служб  о  пожарной 
опасности в лесах и лесных пожарах. Для обнаружения и слежения за действующими лесными 
пожарами на всей территории края внедрена Информационная система космического монито-
ринга (ИСДМ – Рослесхоз).  

В целях повышения эффективности тушения пожаров, комплексного мониторинга ле-

сов на территории Приморского края и дальнейшего снижения расходов на авиапатрулирова-
ние подписано соглашение с Институтом космических исследований РАН о сотрудничестве в 
области  использования  технологий  дистанционного зондирования из  космоса.  В  настоящее 
время  Департаментом  проводится  апробация  системы  аппаратно-программного  комплекса 
«Вега-Приморье (Пожары)», которая позволяет за счет использования сверхоперативных дан-
ных с геостационарного спутника «Himavari-8» повысить эффективность оперативного выяв-
ления лесных пожаров на ранних стадиях. Данная программа дает возможность раннего обна-
ружения лесных пожаров (площадь обнаружения по сравнению с ИСДМ-Рослесхоз намного 
меньше), с ориентированием по квартальной сети, моделированием распространения лесных 
пожаров и прогнозированием чрезвычайных ситуаций. 

В  период  высокой  пожарной  опасности  дополнительно  предусмотрено  привлечение 

сил и средств арендаторов лесных участков, противопожарной службы и иных организаций – 
более 300 групп пожаротушения, и более 1000 ед. тракторной и автомобильной техники, про-
тивопожарного оборудования и инвентаря. 

Заключено 38 трехсторонних соглашения между департаментом, КГКУ «Приморская 

авиабаза» и арендаторами участков лесного фонда о привлечении сил и средств арендаторов 
для тушения лесных пожаров до введения режимов ЧС.  

С учетом проделанной подготовительной работы по предупреждению лесных пожаров, 

к примеру, в 2016 году по сравнению с 2015 годом количество лесных пожаров снизилось на 
34 % (на 83 ед.). Ликвидировано пожаров в первые сутки в 2016 г. - 89 %. Средняя площадь 
одного пожара в 2016 году (по сравнению с 2015 годов) снизилась в 1,3 раза, с 37 га до 26 га. 

С целью обеспечения на территории Приморского края полномочий в области охраны 

и использования объектов животного мира, а также обеспечения охраны заказников и памят-
ников природы регионального значения создан Департамент по охране, контролю и регулиро-
ванию использования объектов животного мира Приморского края. 

В структуру Департамента входят два отдела: отдел мониторинга и государственного 

надзора за использованием объектов животного мира и отдел особо охраняемых природных 
территорий и ведения Красной книги. 

В ведении Департамента находится Краевое государственное бюджетное учреждение 

«Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий». 

В Департаменте проводится деятельность рабочих групп по направлениям «Животные» 

и «Растения» с целью сбора сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах 
животных и растений. В связи с изменением порядка ведения Красной книги Российской Фе-
дерации департамент совместно с научными организациями разрабатывает новый порядок ве-
дения Красной книги Приморского края. 

69 

 

Внедрена  ГИС  «Охота»,  необходимая  для  предоставления  государственной  услуги 

«Выдача и аннулирование охотничьего билета единого федерального образца» в электронном 
виде.  Прорабатывается  вопрос  ее  расширения,  обеспечивающего  создание  интерактивной 
схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского 
края. Итогом деятельности можно считать стабильную численность объектов животного мира, 
которая находится на уровне средних многолетних показателей. На территории 9 заказников 
отмечено увеличение численности основных видов диких животных (тигр, леопард, кабан, ко-
суля, олень пятнистый). 

Сотрудниками оперативных групп охотнадзора ведется ежедневная работа по преду-

преждению, выявлению и пресечению случаев незаконной охоты. В 2017 году в Приморском 
крае было проведено более 2,5 тысяч рейдов. В результате конфисковано 123 единицы неза-
регистрированного огнестрельного оружия, изъято 46 туш незаконно добытых животных. По 
фактам выявленных нарушений заведено пять уголовных дел. 

Регулярное  проведение  обучающих  семинаров  позволило  повысить  качество  работы 

оперативных  групп  Департамента,  уменьшилось  количество  возвращенных протоколов,  со-
кратилось количество административных дел, которые прекращены из-за недоброкачествен-
ного исполнения документов, нехватки фактов, которые являются доказательной базой в де-
лах о нарушениях. 

5.5. Информация об организации осуществления федерального государственного 

лесного надзора (лесной охраны), о мероприятиях по повышению эффективности кон-
трольно-надзорной деятельности 

Полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лес-

ной охраны) и федерального государственного пожарного надзора на землях лесного фонда 
на территории Приморского края возложены на Департамент лесного хозяйства Приморского 
края, в структуру которого входит отдел федерального государственного лесного надзора (лес-
ной охраны) и пожарного надзора в лесах.  

На землях ООПТ федерального значения федеральный государственный лесной надзор 

(лесную охрану) непосредственно и через свои территориальные органы, осуществляет Феде-
ральная  служба  по  надзору  в  сфере  природопользования  (Росприроднадзор).  Специально 
уполномоченным государственным органом по охране, государственному надзору и регули-
рованию использования объектов животного мира и среды их обитания в Приморском крае 
является Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов живот-
ного мира Приморского края, который осуществляет в пределах своих полномочий государ-
ственное управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, организации и функ-
ционирования государственных природных заказников краевого значения.  

Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в лесах, расположен-

ных на землях обороны и безопасности, осуществляется Департаментом лесного хозяйства по 
Дальневосточному федеральному округу. 

Уполномоченные должностные лица исполняют контрольно-надзорные полномочия в 

области лесных отношений, которые осуществляются при проведении плановых и внеплано-
вых проверок, проведении мероприятий по контролю в лесах (рейды, патрулирование лесов, 

70 

 

осмотрах лесных участков по обращениям граждан и др.), при принятии мер по пресечению и 
устранению последствий выявленных нарушений. 

Общая площадь лесного фонда Приморского края составляет 10,8 млн га и состоит из 

11 лесничеств. В 2018 году площадь лесного фонда уменьшилась за счет передачи 1,2 млн га 
в национальный парк «Бикин» в Верхне-Перевальнинском лесничестве.  

Площадь лесов переданных в аренду по всем видам использования лесов составляет 

11,2 млн га, количество договоров аренды составляет 752 договора, количество лесопользова-
телей - 358.  

В соответствии со штатными расписаниями департамента и КГКУ «Приморское лесни-

чество», количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лес-
ной надзор (лесную охрану) составляет 428 человек. На одно должностное лицо приходится 
25,2 тыс. га площади лесного фонда, что ниже установленного норматива (норматив патрули-
рования по Приморскому краю составляет 27,8 тыс. га на одно должностное лицо). 

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях иных катего-

рий (кроме земель лесного фонда) Администрацией Приморского края на территории края не 
осуществляется в виду отсутствия объектов надзора, отвечающим полномочиям госинспекто-
ров.  

В крае разработан и действует целый  комплекс мер, направленный на пресечение не-

законного оборота древесины: В целях отработки межведомственного взаимодействия между 
департаментом  и правоохранительными и контролирующими органами заключено 5 согла-
шений и планов о взаимодействии с правоохранительными и надзорными органами; На уровне 
лесничеств разработаны и реализуются Планы взаимодействия с территориальными ОВД го-
родов  и  районов  края по  предотвращению  незаконных  рубок  лесных насаждений.  Активно 
внедряются технологии дистанционного мониторинга использования лесов (КЕДР); введена в 
действие система учета древесины и сделок с ней – ЕГАИС. В целях обеспечения реализации 
проектов,  направленных  на  изучение  и  сохранение  амурского  тигра,  создание  надлежащих 
условий для сохранения амурского тигра и среды его обитания, сохранение природных ком-
плексов и их компонентов на территории Приморского края, Администрацией Приморского 
края заключены соглашения о  сотрудничестве и взаимодействии с автономной некоммерче-
ской организацией «Центр «Амурский тигр» и Амурским филиалом Всемирного фонда при-
роды. 

В 2018 году государственными лесными инспекторами проведено: 9,8 тыс. мероприя-

тий по осуществлению государственного лесного надзора (проверок, рейдов по охране лесов 
от незаконных рубок, освидетельствований мест рубок, а также участие в оперативно-розыск-
ных мероприятиях, проводимых правоохранительными органами, и др.), в том числе 3,6 тыс. 
рейдовых мероприятий, в т.ч. 242 рейда - совместных с сотрудниками полиции; 65  проверок 
(в т.ч. 50 внеплановых); 49 плановых (рейдовых) осмотров лесных участков. 

По результатам проведенных надзорных мероприятий выдано 34 предписания, по фак-

там неисполнения предписаний материалы направлены в мировой суд, исполнено 22 к адми-
нистративной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ привлечено 16 лиц. Составлено 1083 

71 

 

протокола  об  административных  правонарушениях.  По  результатам  рассмотрения  админи-
стративных 929 дел к административной ответственности привлечено 908 лиц, наложено ад-
министративных штрафов на сумму – 60,4 млн руб. из которых взыскано 33,8 млн руб.  

В 2018 году выявлено 274 случая незаконных рубок лесных насаждений с объемом дре-

весины 9,4 тыс. кбм., размер причиненного ущерба составил 791,0 млн руб. В следственные 
органы направлено 243 материала (сообщения, заявления) о незаконных рубках, возбуждено 
184 уголовных дел к уголовной ответственности привлечено 19 лиц. По фактам незаконной 
рубки к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ за незаконную рубку лесных 
насаждений привлечено 34 лица, наложено административных штрафов на сумму 5,5 млн руб. 
На местах незаконных рубок совместно с полицией задержано 23 единицы спецтехники.  

По фактам нарушений требований правил пожарной безопасности в лесах составлено 

336 протоколов по ст. 8.32 КоАП РФ, к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП 
РФ  привлечено  302  лица,  наложено  административных  штрафов на сумму  –  35,7  млн  руб., 
взыскано 17,5 млн руб. 

За  2018  год  по  данным  системы  дистанционного  мониторинга  «КЕДР»  проведено 

наземное обследование 48 лесных участков. По результатам проведенной работы установлено 

5 фактов незаконной рубки лесных насаждений, правоохранительными органами возбуждено 
одно уголовное дело. В настоящее время наземное обследование лесных участков по данным 
системы проводится в Рощинском лесничестве. В трудно доступных участках для подтвер-
ждения незаконной рубки используется квадрокоптер. 

Благодаря  принимаемым  мерам  с  2013  года  наблюдается  устойчивая  тенденция  по 

уменьшению количества незаконных рубок лесных насаждений. Данная тенденция сохраня-
ется и в текущем году  - в 2018 году отмечено снижение количества и объёмов незаконных 
рубок по сравнению с 2017 годом по количеству в 1,2 раза, по объему – в 1,7 раза.  

Проблемным вопросом в осуществлении надзорных полномочий в крае является слабая 

техническая оснащенность департамента и филиалов КГКУ «Приморское лесничество»: зна-
чительный  амортизационной  износ  автопарка,  полностью  отсутствуют  снегоходы,  квадро-
циклы, вездеходы, плавательные средства, беспилотные летательные аппараты.  

В департаменте и филиалах КГКУ «Приморское лесничество» имеется в наличии 163 

единицы автомобильного транспорта, из которых 139 единиц с износом более 70 %, дополни-
тельная потребность составляет 280 единиц автотранспорта. 

В 2015 году Приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 13.05.2015 

№ 458 «Об утверждении эмблемы департамента лесного хозяйства Приморского края и Вре-
менного перечня должностных лиц департамента лесного хозяйства Приморского края и под-
ведомственных ему учреждений, должностных знаков различия должностных лиц, норм вы-
дачи форменной одежды, ее учета и ношения», утверждены форменная одежда государствен-
ных  лесных  инспекторов,  эмблема,  знаки  различия,  нормы  выдачи  и  ношения  форменной 
одежды для должностных лиц департамента и КГКУ «Приморское лесничество».  Однако в 
настоящее  время  в  департаменте  и  филиалах  КГКУ  «Приморское  лесничество»  имеется  в 

72 

 

наличии 63 комплекта форменной одежды, потребность составляет 793 комплекта зимней и 
летней одежды, включая обувь и головные уборы.  

Для повышения эффективности

 государственного лесного надзора утверждена Про-

грамма мероприятий, направленных на профилактику нарушений лесного законодательства. 
Согласно которой ежегодно утверждаются маршруты патрулирования в лесах и совместные 
мероприятия с правоохранительными органами. По результатам проведения проверок и пат-
рулирования в лесах составляются публичные отчеты о привлечении к административной от-
ветственности нарушителей.  

На период действия настоящего ленного плана запланировано: 

- Обеспечение необходимой штатной численности государственных лесных инспекто-

ров (доведение ее до норматива 27,8 тыс. галеснного фонда на одно должностное лицо).  

- Материально-техническое обеспечение (оснащение лесопатрульной техникой и фор-

менной одеждой, знаками различия и отличия). Администрацией Приморского края по обра-
щению департамента лесного хозяйства Приморского края из краевого бюджета выделено 15,8 
млн руб.  на приобретение автомобильной техники отечественного производства высокой про-
ходимости для осуществления надзорных полномочий государственными лесными инспекто-
рами департамента и филиалов КГКУ «Приморское лесничество». В настоящее время машины 
по результатам электронного аукциона департаментом приобретены 16 автомобилей для нужд 
КГКУ  «Приморское  лесничество»,  три  автомашины  для  департамента  получены  от  обще-
ственных природоохранных организаций.  

На 2019 год за счет  субвенций из федерального бюджеты предусмотрено выделение 

11,0 млн руб. на приобретение лесопатрульной техники для осуществления федерального гос-
ударственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального пожарного надзора в лесах 

Для  эффективного распределения государственных лесных инспекторов по террито-

рии лесного фонда с учетом рисков совершения нарушений лесного законодательства выра-
ботаны принципы и методы распределения штатной  численности государственных лесных 
инспекторов в  филиалах КГКУ «Приморское лесничество» в крае которые основаны на сле-
дующих факторах:  количестве участковых лесничеств; объема заготовки древесины и коли-
чества арендаторов; лесистости территории лесничеств; транспортной доступности и населен-
ности территорий лесничеств. 

Исходя из такого подхода: на 137 участковых лесничеств приходится 269 штатных еди-

ниц государственных лесных инспекторов, как правило, по участковому лесничему и помощ-
нику участкового лесничества; на 11 филиалов КГКУ «Приморское лесничество» приходится 
90 штатных единиц государственных лесных инспекторов  – лесничих, инженеров охраны и 
защиты леса, инженеров по лесопользованию и лесовосстановлению. 

Непосредственно  в  КГКУ  «Приморское  лесничество»  штатная  численность  государ-

ственных лесных инспекторов составляет 20 единиц (директор, заместители директора, инже-
нера).  В  департаменте  полномочиями  государственных  лесных  инспекторов,  наделены  49 
должностных лиц, из которых 17 являются межрайонными государственными лесными ин-
спекторами. 

73 

 

Распределение численности госинспекторов в филиалах произведено исходя из выше-

перечисленных факторов и является минимально необходимым для исполнения полномочий 
в области лесных отношений 

в условиях сложившегося объема финансирования.

  

Десятилетний  опыт  работы  в  условиях  действующего  лесного  законодательства,  не 

предусматривающего должностей лесников и мастеров леса, привел к резкому сокращению 
численности государственной лесной охраны.  Необходима корректировка нормативов патру-
лирования лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 21.01.2014 № 21 в сторону 
значительного сокращения при условии увеличения финансирования исполнения переданных 
полномочий в области лесных отношений из федерального бюджета. С учетом изложенного, 
Департаментом разработана следующая территориальная схема распределения численности 
государственных лесных инспекторов исходя из норматива 11,0 тыс. га на одного госинспек-
тора основанного на вышеуказанных принципах и методах Приложение 52. 

 

Предлагаемая  территориальная  схема  распределения  численности  государственных 

лесных инспекторов увеличивает в 2,4 раза от существующего положения количество госу-
дарственных лесных инспекторов преимущественно в участковых лесничествах до 8-5 госин-
спекторов  на  лесничество,  что  позволит  повысить  эффективность  надзорных  мероприятий, 
особенно в части осуществления действенного контроля за использованием лесов арендато-
рами, за исполнением договорных обязательств по проведению мероприятий по лесовосста-
новлению, уходу за лесами и по проведению противопожарных мероприятий, немаловажен в 
данной связи и социальный фактор - занятость активного населения в лесных и сельских рай-
онах Приморского края, экологическое просвещение населения и повышения уровня жизни. 

 

Меры по материальному и социальному стимулированию государственных лесных ин-

спекторов. Администрацией Приморского края рассматривается применение мер по матери-
альному и социальному стимулированию государственных лесных инспекторов, за исключе-
нием лиц, являющихся гражданскими государственными служащими, в зависимости от каче-
ства  выполняемых  инспекторами  надзорных  функций:  проведения  рейдовых  мероприятий, 
полноты принятия предусмотренных законодательством мер по фактам выявленных наруше-
ний, к лицам их совершившим, осмотра мест рубок и проведения плановых (рейдовых) осмот-
ров  лесных  участков.  Материальное  стимулирование  государственных  лесных инспекторов 
осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, направляемых на испол-
нение переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. 

Социальное стимулирование осуществляется ежегодно за счет представления государ-

ственных  лесных  инспекторов  департамента  лесного  хозяйства  Приморского  края  и  КГКУ 
«Приморское лесничество» к награждениям благодарственными письмами, грамотами Адми-
нистрации Приморского края и Рослесхоза, а также и ведомственными знаками отличия Рос-
лесхоза. 

74 

 

5.6. Информация об организации и основных мероприятиях по ведению государ-

ственного лесного реестра 

В структуру Департаменте лесного хозяйства Приморского края для обеспечения пра-

вопорядка в сфере лесопользования входит отдел ведения государственного лесного реестра.   

В соответствии с существующим порядком департаментом ведется сбор и передача в 

Рослесхоз данных государственного лесного реестра в целом по Приморскому краю по схеме: 
участковое лесничество – лесничество – департамент - Рослесхоз.  

Акты, утвержденные приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утвер-

ждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществля-
ется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее измене-
ние» составляются Департаментом и филиалами КГКУ «Приморское лесничество». Информа-
ция хранится и в бумажном и электронном виде. 

В Департамент лесного хозяйства Приморского края данные для внесения информации 

в ГЛР поступают как от арендаторов, так и от представителей иных категорий земель на кото-
рых расположены леса (дирекции ООПТ, военные лесничества, муниципальные образования). 

В электронном виде в формате pdf, gpeg, word материалы имеются почти на всю аренд-

ную территорию (+ свободная зона) около 85 % площади. 

Создание базы данных планируется завершить до срока окончания лесного плана

Формирование данных ГЛР департаментом выполняется в установленные сроки в пол-

ном объеме.  

Замечаний за прошедший период не было. Рабочие места в департаменте и лесниче-

ствах соответствуют требованиям, которые предъявляются для ведения реестра.  

Открытые данные из государственного лесного реестра публикуются на официальном 

сайте Приморского края в разделе «Государственный лесной реестр».  

 

VI. Оценка экономической эффективности и ожидаемые результаты реализации 

мероприятий лесного плана Приморского края 

 

6.1. Планируемый средний размер платы за использование лесов  

 

Размер платы за использование лесов на лесных участках, находящихся в федеральной 

собственности,  в  плановом  периоде  2019  –  2020  годов  определяется  на  основании  ставок 
платы  за  единицу  объема  лесных  ресурсов  и  ставок  платы  за  единицу  площади  лесного 
участка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 

75 

 

№ 310

1

, скорректированных на коэффициенты индексации, установленные Постановлением 

Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363

2

Планируемый средний размер платы за использование лесов по видам их использова-

ния в период с 2021 по 2025 годы установлен с учетом среднегодовых темпов роста инфляции 
103,7 %, с 2026 по 2028 годы  – 102,6 %, заложенных в инновационный сценарий прогноза 
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 
года

3

.  

В соответствии с предусмотренными темпами роста цен, к концу планового периода 

средние ставки платы за заготовку древесины увеличатся по сравнению с базовым годом в два 
раза и составят 125,1 руб./м

3

. Средний размер платы за единицу площади лесного участка на 

конец прогнозного периода за виды использования лесов, связанные с рекреационной деятель-
ностью – 1,9 раза (16,1 тыс. руб./га), выполнением работ по геологическому изучению недр, 
разработкой месторождений полезных ископаемых  – 2,2 раза (30,6 тыс. руб./га). Доходы от 
использования лесов в целях выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных расте-
ний, лекарственных растений увеличатся в 2,3 раза, средний размер платы к концу периода 
будет находиться на уровне 1,2 тыс. руб./га (Приложение 30). 

 

6.2. Прогнозируемое поступление доходов от использования лесов по видам их ис-

пользования на период действия разрабатываемого лесного плана Приморского края 

Прогнозируемое поступление доходов от использования лесов в период действия лес-

ного плана с 2019 по 2028 годы составит 9343,9 млн руб., в том числе по основным видам 
лесной специализации: заготовке древесины – 6966,4 млн руб. (75,5 %), выполнению работ по 
геологическому  изучению  недр,  разработке  месторождений  полезных  ископаемых  –  1290,8 
млн руб. (13,8 %), строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов  – 136,4 
млн руб. (1,5 %)

4

.  

К концу планового периода сумма доходов от платежей за заготовку древесины соста-

вит 921,1 млн руб. Использование лесов для заготовки живицы и заготовки, сбора недревес-
ных лесных ресурсов не востребовано и доходы от этого вида деятельности не планируются.  

Использование лесов в целях заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарствен-

ных растений обеспечивает ежегодные поступления платежей в размере 73,6 млн руб.  

В период 2019-2028 гг. площадь предоставленных в пользование лесных участков для 

осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства составит порядка 2327,5 
тыс. га, что принесет 5,6 млн руб. годового дохода. 

                                                 
 
 
 

1

  О  ставках  платы  за  единицу  объема  лесных  ресурсов  и  ставках  платы  за  единицу  площади  лесного  участка, 

находящегося  в  федеральной  собственности:  Постановление  Правительства  РФ  от  22.05.2007  №  310    от 
23.02.2018) // Собрание законодательств РФ. – 2007. - № 23. - Ст. 2787. 

2

 О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади 

лесного участка, находящегося в федеральной собственности: Постановление Правительства РФ от 11.11.2017 
№ 1363 // Собрание законодательств РФ. – 2017. – № 47. - Ст. 6995. 

3

  Прогноз  долгосрочного  социально-экономического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2030  года 

(опубликован не был). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru 

4

 В ценах соответствующего года 

76 

 

Использование  лесных  участков  для  осуществления  научно-исследовательской  дея-

тельности, образовательной деятельности планируется на площади 4,4 тыс. га. Ожидаемое по-
ступление дохода от этого вида использования лесов не превысит 12,4 тыс. руб. в год. 

Объемы использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на пра-

вах аренды планируются на уровне –1730 га, что обеспечивает ежегодное поступление лесного 
дохода в размере 65,8 млн руб.  

Предусматривается  предоставление  лесных  участков  для  выращивания  посадочного 

материала лесных растений (сеянцев, саженцев) на площади 24 - 96 гектар. Прогнозируемое 
поступление дохода оценивается в размере 38,7 тыс. руб. Сумма платежей за выращивание 
посадочного материала лесных растений (сеянцев, саженцев) составит 1,2 – 6,5 тыс. руб. еже-
годно. 

Планируемые объемы использования лесов для выполнения работ по геологическому 

изучению  недр,  разработке  месторождений полезных  ископаемых  в  период  2019  –  2028  гг. 
составят 3,0 – 6,4 тыс. га, при этом сумма платежей в бюджеты всех уровней в ценах соответ-
ствующего года достигнет 1290,8 млн руб.  

Объемы использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных 

искусственных  водных  объектов,  а  также  гидротехнических  сооружений,  морских  портов, 
морских терминалов, речных портов, причалов будут находится на уровне от 100 до 200 га, 
планируемое поступление доходов – 2 млн руб. в год. 

Уровень объемов использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуата-

ции линейных объектов в период действия лесного плана планируется в размере 1,9 – 3,5 тыс. 
га, что обеспечит ежегодное поступление дохода в размере 7,3 – 20,7 млн руб. в федеральный 
бюджет (Приложение 31). 

Анализ  и  планирование  объемов  использования  лесов  на  период  2019-2028  гг.  осу-

ществлялись, исходя из показателей действующих договоров аренды с учетом лесных участ-
ков, предоставленных в постоянное (бессрочное) и безвозмездное пользование. Также учиты-
вались материалы проектирования лесных участков, планируемых к передаче после заверше-
ния процедуры постановки на государственный кадастровый учет. 

6.3.  Экономическая  оценка  средообразующих,  водоохранных,  защитных,  сани-

тарно-гигиенических и иных полезных функций лесов 

Экономическая оценка лесов отличается от оценки земель других категорий тем, что к 

многофункциональности почв и земельного покрова добавляется разнообразие лесной расти-
тельности. Прежде всего, это проявляется в необходимости учета множества факторов, кото-
рые можно объединить в две группы: 

- характеризующие природное разнообразие лесов; 

- отражающие социально-экономические и экологические условия. 
В отсутствие официальной методики и порядка определения экономической оценки ле-

сов и их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и иных по-

77 

 

лезных функций расчеты проведены с помощью оригинальной методики ДальНИИЛХ, в ос-
нове которой лежат многолетние методологические наработки института, других научных и 
проектных учреждений

5

 (Приложение 6). 

При наличии на оцениваемом объекте различных категорий земель, классов возраста, 

целевых  назначений  лесов  для  учета  дифференциации  оценок  рассчитываются  средневзве-
шенные корректирующие коэффициенты (таблица 32). 
Таблица 32 - Значение коэффициентов, учитывающих эколого-экономические и социальные 
особенности лесов Приморского края 

Целевое назначение и категории защитности лесов 

Коэффициенты, учиты-

вающие целевое назна-

чение лесов и категорию 

защитности 

Коэффициенты, учитывающие катего-

рию земель 

покрытые лес-

ной растит. 

не покрытые 

лесной растит. 

нелесные 

земли 

Леса, расположенные на землях лесного фонда 

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях 

0,4 

0,55 

Леса, расположенные в водоохранных зонах 

0,2 

Леса, выполняющие функции защиты природных объектов, всего 

4,5 

0,3 

0,5 

в том числе: 

 

 

 

 

защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных пу-
тей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего 
пользования, автомобильных дорого общего пользования, находя-
щихся в собственности Приморского края 

4,5 

0,32 

0,47 

зеленые зоны 

4,5 

0,34 

0,37 

лесопарковые зоны 

0,32 

0,24 

леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов сани-
тарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных мест-
ностей и курортов 

1,1 

0,8 

Ценные леса, всего 

0,32 

0,29 

в том числе: 

 

 

 

 

леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, 
лесотундровых зонах, степях, горах 

0,32 

0,4 

леса, имеющие научное или историческое значение 

орехо-промысловые зоны 

3,5 

0,4 

запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов 

0,33 

0,3 

нерестоохранные полосы лесов 

0,3 

0,3 

Защитные леса, всего 

0,35 

0,28 

Городские леса 

Леса, выполняющие санитарно-гигиенические функции 

0,4 

0,3 

Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий 

Леса, выполняющие защитные функции 

0,4 

0,3 

Экономическая  оценка  лесов  определяется  как  сумма  произведений  оценок  единиц 

площади лесов по категориям земель на площадь, соответствующую данной категории земель.  

Результаты  расчетов  экономической  ценности  средообразующих,  водоохранных,  за-

щитных, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов Приморского края приве-
дены в Приложении 32 к лесному плану. 

В  соответствии  с  выполненными  расчетами  экономическая  оценка  защитных  лесов, 

расположенных на землях лесного фонда, в год, предшествующий разработке лесного плана, 
составила 130309 млн руб. (39,21 тыс. руб./га), из них лесов, расположенных на особо охраня-
емых природных территориях – 2724,7 млн руб. (2,1 %), выполняющих функции защиты при-
родных объектов – 34986,3 млн руб. (26,8 %), ценных лесов – 92589,2 млн руб. (71 %). В со-
ставе ценных лесов 15079,9 млн руб. (37,6 тыс. руб./га) приходится на леса, расположенные в 

                                                 
 
 
 

5

 Методика экономической оценки лесов Дальневосточного федерального округа / Сост. Н.В. Выводцев, А.П. 

Ковалев, А.Р. Метлов, Н.Н. Панкратова. – Хабаровск: ДальНИИЛХ, 2013. – 56 с. 

78 

 

пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах (средообразу-
ющие и защитные функции), 34744,8 млн руб. (37,4 тыс. руб./га) – нерестоохранные полосы 
лесов, 20797,6 млн руб. (37,6 тыс. руб./га) - запретные полосы  лесов, расположенные вдоль 
водных объектов (водоохранные функции).  

Городские леса, к которым отнесены леса, расположенные на землях населенных пунк-

тов, выполняют санитарно-гигиенические функции. Их площадь составляет 32 тыс. га, а сто-
имость в базовом периоде оценивается на уровне 1478,5 млн руб. или 46,1 тыс. руб./га. 

Леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, занимают 

площадь 13298,7 тыс. га и оцениваются в размере 769192,8 млн руб. (57,8 тыс. руб./га). 

6.4.  Оценка  объемов  финансирования  мероприятий,  предусмотренных  лесным 

планом Приморского края, из различных источников  

Прогноз расходов на выполнение мероприятий лесного плана Приморского края осу-

ществлялся исходя из объема запланированных работ по охране лесов от  пожаров, защите, 
воспроизводству лесов, другим видам деятельности и затрат  на их  осуществление в 2019  – 
2020 гг. в ценах соответствующего года, в 2021 – 2025 гг. – скорректированных на прогнозную 
норму инфляции в размере 3,7 %, в 2026 – 2028 гг. – 2,6 %

6

.  

Обоснование планируемых объемов работ дано в соответствующих разделах лесного 

плана. 

На выполнение мероприятий лесного плана за весь период потребуется 7440,1 млн руб., 

в том числе: 

 

осуществление мер пожарной безопасности – 2918,4 млн руб. (39,2 %),  

 

повышение эффективности проведения профилактики возникновения, локализации 

и ликвидации очагов вредных организмов – 114,8 млн руб. (1,5 %),  

 

осуществление  интенсивного  лесовосстановления  и  лесоразведения  обеспечиваю-

щих сохранение экологического потенциала лесов, а также проведение ухода за лесами, повы-
шение продуктивности и улучшение породного состава лесов – 740,9 млн руб. (9,9 %); 

 

создание и содержание объектов лесного семеноводства – 75,3 млн руб. (1,0 %); 

 

проведение  мероприятий  лесоустройства,  ведение  государственного  лесного  ре-

естра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков – 129,8 млн руб. 
(1,7 %); 

 

 приобретение  лесопожарной,  лесохозяйственной  техники  и  оборудования  –  182,3 

млн руб. (2,5 %); 

 

обеспечение деятельности – 3278,6 млн руб. (44,1 %). 

Основным источником финансирования мероприятий лесного плана Приморского края 

являются средства субвенций из федерального бюджета, средства бюджета субъекта Россий-
ской Федерации, а также собственные средства арендаторов и иные источники. 

                                                 
 
 
 

6

 Прогноз 

79 

 

Размер субвенций из федерального бюджета за весь планируемый период составляет 

5544,2 млн руб. или 74,5 % от общего объема финансирования. Из них на осуществление мер 
пожарной безопасности приходится 1996,6 млн руб. (36,0 %), повышение эффективности про-
ведения профилактики возникновения, локализации и ликвидации очагов вредных организмов 
– 11,1 млн руб. (0,2 %), осуществление интенсивного лесовосстановления и лесоразведения 
обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а также проведение ухода за 
лесами, повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов – 120,6 млн руб. 
(2,2 %).  

Расходы бюджета Приморского края за весь период действия лесного плана составят 

437,2 млн руб. (5,9 % в общем объеме финансирования), из них на осуществление мер пожар-
ной безопасности приходится 178,8 млн руб. (40,9 %), осуществление интенсивного лесовос-
становления  и  лесоразведения  обеспечивающих  сохранение  экологического  потенциала  ле-
сов, а также проведение ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного 
состава лесов – 2,1 млн руб. (0,5 %).  

Планируется, что арендаторами будут проведены мероприятия по осуществлению мер 

пожарной безопасности на сумму 726,1 млн руб., осуществлению интенсивного лесовосста-
новления и лесоразведения, обеспечивающих сохранение экологического потенциала лесов, а 
также проведение ухода за лесами, повышение продуктивности и улучшение породного со-
става лесов на сумму 618,2 млн руб., повышению эффективности проведения профилактики 
возникновения, локализации и ликвидации очагов вредных организмов – 103,7 млн руб., лес-
ному семеноводству – 56,7 млн руб. Всего расходы арендаторов на мероприятия по охране, 
защите и воспроизводству лесов оцениваются в размере 1436,7 млн руб.  

За счет средств иных источников планируется выполнение работ по созданию и содер-

жанию объектов лесного семеноводства на общую сумму 32 млн руб. 

6.5. Экономическая эффективность реализации мероприятий лесного плана При-

морского края за период действия лесного плана Приморского края 

Прогнозные расходы на выполнение мероприятий лесного плана Приморского края за 

весь период действия возрастут в 1,1 раза и к 2028 году составят 832,6 млн руб., в том числе 
за счет средств: 

 

федерального бюджета – 613,2 млн руб. (73,6 %); 

 

бюджета субъекта Российской Федерации – 42,6 млн руб. (5,1 %); 

 

средств лиц, использующих леса – 172,4 млн руб. (20,7 %); 

 

иных источников – 4,3 млн руб. (0,5 %) 

Прогнозные доходы бюджетов всех уровней увеличатся в 2 раза и к концу планируе-

мого периода составят 1285,5 млн руб., в том числе: 

 

федерального бюджета – 1092,7 млн руб. (85 %); 

 

бюджета субъекта Российской Федерации – 192,8 млн руб. (15 %). 

Планируемое увеличение доходов от использования лесов на территории Приморского 

края позволит уже к 2020 году обеспечить положительный баланс бюджета лесного хозяйства 
от реализации мероприятий лесного плана.  Сумма превышения расходов над доходами к 2028 

80 

 

году составит 453 млн руб. К концу планового периода доходы федерального бюджета превы-
сят расходы на 479,5 млн руб., краевого бюджета – 150,2 млн руб.  

Показатель доходности использования лесов, рассчитанный как отношение прогнози-

руемых доходов бюджетной системы от использования лесов к расходам на осуществление 
мероприятий лесного плана по охране, защите и воспроизводству лесов, составит 154,4 %, что 
в 4,7 раза выше предплановых показателей (Приложение 34). 

6.6.  Целевые  прогнозные  показатели  эффективности  реализации  мероприятий 

лесного плана Приморского края 

В результате реализации мероприятий, предусмотренных лесным планом Приморского 

края, планируется увеличение целевого прогнозного показателя «Объем платежей в бюджет-
ную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного 
фонда» с 37,2 до 119,1 руб. или в 3,2 раза по сравнению с базовым периодом (2017 год), в 2 
раза в течение всего периода действия лесного плана (Приложение 35). 

Средняя  стоимость  1  м

3

  древесины  от  рубок  лесных  насаждений  на  землях  лесного 

фонда на территории Приморского края вырастет за весь период действия лесного плана с 88,6 
до 125,1 руб./м

3

 или в 1,4 раза. 

Планируется увеличение показателя «Отношение площади искусственного лесовосста-

новления к площади выбытия лесов в результате сплошных рубок и гибели лесов на землях 
лесного фонда» на 1 %. 

Выявляемость нарушений лесного законодательства увеличится с 55,4 до 61,1 % или на 

10 % в течение планового периода, и в 1,95 раза по сравнению с базовым периодом. Показатель 
«Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства» за весь плановый период воз-
растет в 2,6 раза, или в 34 раза по отношению к году, предшествующему разработке лесного 
плана. 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..