Справочная книга по охране труда в машиностроении (1989 год) - часть 32

 

  Главная      Книги - Разные     Справочная книга по охране труда в машиностроении (О.Н. Русака) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..

 

 

 

Справочная книга по охране труда в машиностроении (1989 год) - часть 32

 

 

14.6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Анализ экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий осуществляется при проектировании и выборе вариантов строительства объектов, сооружений и установок для охраны окружающей природной среды; определении очередности строительства природоохранных объектов, сооружений и установок; оценке фактической результативности мероприятий, осуществляемых промышленными предприятиями, объединениями и ведомствами; стимулировании повышения эффективности природоохранных мероприятий.

Экономический анализ проводят на основе:

Типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений № 4Р/100/33, 1969 г.;

Методики определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений, № 48/16/13/3, 1977 г.;

Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, № 254/284/134, 1983 г. (М.: Экономика, 1986. 124 с.).

Планируемый и проектируемый комплекс природоохранных мероприятий должен обеспечивать достижение следующих целей: соблюдение нормативных требований к качеству окружающей среды, отвечающих интересам охраны здоровья людей и природной среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального народнохозяйственного экономического эффекта от улучшения окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.

При этом рассматриваются следующие уровни результатов внедрения мероприятий: а) экологический, заключающийся в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшении ее состояния, что проявляется в снижении объемов поступающих загрязнений, увеличении количества и улучшения качества пригодных к использованию земельных, лесных и водных ресурсов и т. д.; б) социально-экономический, заключающийся в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и увеличении национального богатства страны (сокращении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшении условий труда и отдыха, сохранении эстетических ценностей природных и антропогенных ландшафтов, памятников природы, заповедных зон и т. д.).

 

 

 

 

Экономическим результатом (полным экономическим эффектом) природоохранных мероприятий именуются: в сфере материального производства — прирост объемов чистой продукции или прибыли, а в отдельных отраслях

или на предприятиях — снижение себестоимости; в непроизводственной сфере — затраты на производство работ и оказание услуг; в сфере личного потребления — сокращение расходов из личных средств населения, обусловленных загрязнением окружающей среды.

В основе анализа используется укрупненная оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферы, водоемов и акустической среды.

В расчете ущерба от загрязнения атмосферы учитываются: масса годового выброса примеси в атмосферу (по ингредиентам); относительная опасность присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком (по ингредиентам); вероятность накопления примеси или вторичных загрязнителей в компонентах окружающей среды и в цепях питания, а также поступления примеси в организм человека неингаляциониым путем (по ингредиентам); действие примеси на различные реципиенты, кроме человека (по ингредиентам); вероятность вторичного выделения примесей в атмосферу после их оседания на поверхностях (вводится для пылей); вероятность образования из исходных примесей, выброшенных в атмосферу, других (вторичных) загрязнителей, более опасных, чем исходные примеси (вводится для легких углеводородов); геометрическая Еысота устья источника по отношению к среднему уровню зоны активного загрязнения; поправка на тепловой подъем факела выброса в атмосферу; среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера; скорость оседания пылевых частиц; относительная опасность загрязнения атмосферного воздуха над территориями различного типа; неоднородность территории.

При анализе ущерба от загрязнения водоемов необходимо знать: общую массу годового сброса в водоемы (по ингредиентам); концентрацию примесей в сточных водах (по ингредиентам); эффективность водоочистки (по ингредиентам); предельно допустимую концентрацию примеси в водных объектах, используемых для рыбохозяйственных целей (по ингредиентам); относительную опасность загрязнения различных водохозяйственных участков на изучаемой территории.

В расчете ущерба от загрязнения акустической среды учитываются: число людей, проживающих на расчетной территории; эквивалентный уровень шума, измеренный при логарифмическом осреднении за годовое дневное и ночное время; относительные показатели ущерба. 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I Карта условий труда на рабочем месте

Предприятие-

Производство - Цех-
Участок- Профессия-

Число аналогичных мест-Численность рабочих 

 

 

 

Приложение II

Гигиеническая классификация труда по показателям вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса Утверждена Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. под № 4137—86

Извлечение

 

 

 

 

 

Приложение III
Пример оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах


В результате рационализации рабочих мест условия труда на участке улучшились. Однако на отдельных рабочих местах содержание аэрозоля вещества 3-го класса опасности все еще превышает ПДК до 5 раз. Не удалось также снизить до установленных норм производственный шум, и он превышает ПДУ до 15 дБ А. Температура воздуха на этих рабочих местах сохраняется на уровне 27 °С. В условиях повышенного содержания аэрозоля и повышенной температуры воздуха рабочие находятся 460 мин, или 96 % продолжительности смены, остальные

4 % рабочего времени отдыхают в комнате отдыха с нормальным микроклиматом; в условиях повышенного уровня шума рабочие находятся 360 минут, или 75 % продолжительности смены, в остальное время установки, генерирующие шум, отключены.

Определим фактическое состояние условий труда на рабочих местах с учетом гигиенической классификации труда и Бремени работы в указанных выше условиях в течение рабочей смены (480 мин) по факторам производственной среды:

аэрозоль

 

 

Приложение IV
Характеристики производственной ситуации для экспресс-оценки состояния условий труда

 

 

Приложение V
Форма удостоверения

 

 

Приложение VI
Об аттестации персонала, обслуживающего объекты котлонадзора и подъемные сооружения, и мерах по повышению качества его подготовки и обучения Постановление Госгортехнадзора СССР от 26 января (968 г.


Извлечение

В целях предупреждения аварий и несчастных случаев при эксплуатации объектов котлонадзора и подъемных сооружений по вине обслуживающего персонала и улучшения качества его подготовки комитет постановляет следующее.

1. Предложить руководителям организаций, ведомств и предприятий, имеющих котельные установки, сосуды, работающие под давлением, или грузоподъемные сооружения:

а) допускать к работе по обслуживанию паровых котлов, сосудов и подъемных сооружений только лиц, имеющих необходимую теоретическую и практическую подготовку;

б) в месячный срок проверить наличие удостоверений на право обслуживания объектов котлонадзора и подъемных сооружений у всего обслуживающего эти объекты персонала и отстранить от работы рабочих, не имеющих необходимых знаний и указанных удостоверений, организовав для них переподготовку и проверку знаний;

в) аттестацию персонала, обслуживающего объекты котлонадзора и подъемные сооружения, производить в комиссиях при профессионально-технических училищах соответствующего профиля, институтах технического обучения и их филиалах или в учебных организациях и пунктах предприятий и строек; протоколы аттестации и ежегодной проверки знаний персонала, а также бланки удостоверений и документы на выдачу удостоверений хранить наравне с документами строгой отчетности; один экземпляр протокола комиссии об аттестации высылать в управление округа (инспекцию) Госгортехнадзора или инспектору котлонадзора;

г) аттестацию машинистов (кочегаров) паровых котлов, крановщиков (машинистов) грузоподъемных кранов, помощников машинистов паровых кранов, электромехаников (монтеров) по обслуживанию лифтов производить 

только в комиссиях с участием инспектора котлонадзора; аттестацию стропальщиков, лифтеров, сварщиков и других рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, производить в комиссиях без участия инспектора котлонадзора, а инспекторскому составу выборочным порядком осуществлять проверку знаний правил безопасности этим персоналом;

д) приказом по предприятию (организации) назначить комиссию по ежегодной проверке знаний обслуживающего персонала, предусмотренной правилами безопасности;

е) в дальнейшем не допускать индивидуально-бригадного метода обучения рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений.

2. Просить министерства и ведомства разработать и осуществить мероприятия по улучшению обучения и аттестации персонала, обслуживающего паровые котлы, сосуды и подъемные сооружения на всех подведомственных предприятиях, используя в этой работе опыт Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР по организации обучения рабочих на своих предприятиях и стройках.

3. Поручить председателям комитетов, начальникам управлений госгортехнадзора союзных республик и начальникам управлений округов, расположенных на территории РСФСР:

а) установить строгий контроль за проводимыми на предприятиях и в организациях обучением и аттестацией рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, а также улучшить проверку знаний персоналом безопасной эксплуатации указанных объектов на рабочих местах;

б) допускать участие инспекторов котлонадзора в подготовке персонала, обслуживающего объекты котлонадзора и подъемные сооружения, только в исключительных случаях с разрешения руководства управления округа (инспекции) Госгортехнадзора.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на республиканские органы Госгортехнадзора и управления округов РСФСР.

 

 

 

Приложение VII
Министерство внутренних дел СССР Общесоюзные нормы технологического проектирования Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности

ОНТП 24—86 МВД СССР

Внесены Всесоюзным научно-исследовательским институтом противопожарной обороны

Утверждены МВД СССР 27 февраля 1986 г. по согласованию с Госстроем СССР (письмо от 20 декабря 1985 г. Л® ДП-6141-1) Срок введения в действие с 1 января 1987 г.

Москва — 1986

Настоящие нормы устанавливают методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между противопожарными стенами — пожарных отсеков) * производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и взрывопожароопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств. Методика должна использоваться при разработке ведомственных норм технологического проектирования, касающихся установления категорий помещений и зданий.

Для оценки взрывоопасности в настоящих нормах приведены категории взрывопожароопасных помещений и зданий, более детальная классификация которых по взрывоопасности и необходимые защитные мероприятия должны регламентироваться самостоятельными нормативными документами.

Нормы не распространяются на помещения и здания для производства и хранения взрывчатых веществ, средств инициирования взрывчатых веществ, а также на здания и сооружения, проектируемые по специальным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке.

В зависимости от категории помещений и зданий устанавливают требования по обеспечению взрывопожарной и пожарной безопасности указанных помещений и зданий
• Далее по тексту «помещений и зданий». 

 

в отношении планировки и застройки, этажности, площадей, размещения помещений, конструктивных решений, инженерного оборудования. Мероприятия по обеспечению безопасности людей должны назначаться в зависимости от пожароопасных свойств и количеств веществ и материалов в соответствии с ГОСТ 12.1.004—85 и ГОСТ 12.1.044—84*.

Термины и их определения приняты в соответствии со СТ СЭВ 383—76, ГОСТ 12.1.033—81*, а также ГОСТ 12.1.044—84*.
1. Общие положения

1.1. Категории помещений и зданий подведомствен* ных предприятий и учреждений определяются министерствами и ведомствами, а также технологами проектных организаций на стадии проектирования зданий и сооружений в соответствии с настоящими нормами, ведомственными нормами технологического проектирования или специальными перечнями, утвержденными в установленном порядке.

1.2. По взрывопожарной и пожарной опасности помещения и здания подразделяются на категории А, Б, В, Г, Д.

1.3. Категории взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий определяются для наиболее неблагоприятного в отношении пожара или взрыва периода, исходя из вида находящихся в аппаратах и помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, особенностей технологического процесса.

1.4. Определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основе результатов испытаний или расчетов по стандартным методикам с учетом параметров состояния (давления, температуры и т. д.). Допускается использование справочных данных, опубликованных головными научно-исследовательскими организациями в области пожарной безопасности или выданных Государственной службой стандартных справочных данных. Допускается использование показателей пожарной опасности для смесей веществ и материалов по наиболее опасному компоненту.

 

 

2. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

2.1. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности принимаются в соответствии с табл. П1.

2.2. Определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям, приведенным в табл. П1, от высшей (А) к низшей (Д).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     30      31      32      33     ..