Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (Р.М. Вербук) - 1963 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД (1963 год) - часть 2

 

 

 

Глава 2 КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ И МАХОВИК


На двигатели СМД монтируют стальной штампованный коленчатый вал, имеющий пять коренных и четыре шатунных шейки, фланец для крепления маховика и носок для шкива. На двигатели комбайновых модификаций устанавливают шкив отбора мощности для привода ходовой части комбайна. У двигателей тракторных модификаций на носке коленчатого вала закрепляют шкив привода генератора, вентилятора и водяного насоса. Коленчатый вал двигателя СМД-14 имеет конусный хвостовик.

В шатунных шейках предусмотрены специальные полости. Поступающее в них масло дополнительно центрифугируется и очищенное поступает к шатунным подшипникам. Такая очистка уменьшает износ шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей подшипников.

В таблице 12 приведен перечень деталей, входящих в узел коленчатого вала.
Маховик представляет собой чугунную отливку; имеет зубчатый венец, привалочные плоскости для соединения с коленчатым валом и муфтой сцепления, а также рабочую поверхность для сопряжения с ведомым диском муфты сцепления. В таблице 13 указан перечень деталей, входящих в узел маховика.

 

 

 

Рис. 9. Монтажная схема кривошипно-шатунного механизма:
1 — поршень; 2 — верхнее компрессионное кольцо; 3 — компрессионное кольцо; 4— маслосъемное кольцо; 5— поршневой палец; 0— стопорное кольцо; 7 — шатун в сборе; 8 — вкладыш; 9 — маслоотражатель; 10 — храповик коленчатого вала; 11 — стопорная шайба; 12 — шестерня коленчатого вала; 13 — шпонка; 14 — ведущая шестерня привода масляного насоса; 15—вкладыш: 16 — вкладыш 2-го и 4-го коренных подшипников; 17 — упорное полукольцо; 18 — коленчатый вал; 19 — штифт; 20 — шлицевая втулка; 21 — штифт; 22 — болт; 23 — замковая шайба; 24 — вкладыш 5-го коренного подшипника: 25 — заглушка; 26— шплинт; 27— место клейма на днище поршня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СНЯТИЕ И РАЗБОРКА МАХОВИКА

Сняв с двигателя муфту сцепления, отворачивают болты 6 (рис. 10), снимают корпус 5 сальника 4, выпрессовывают сальник из корпуса, если его

нужно заменить, снимают прокладку 2, отогнув замковые шайбы 23 (рис. 9) и вывернув шесть болтов 22 крепления маховика. Проверяют наличие меток «К» на торцах маховика и фланце коленчатого вала. При отсутствии меток до разборки их набивают. Снимают маховик и выпрессовывают из него сферический шарикоподшипник 3 (рис. 10). Если нужно заменить штифты 8, центрирующие ведущий диск муфты сцепления и венец маховика, то их тоже выпрессовывают. При тех же условиях выпрессовывают ведущие пальцы 10 маховика двигателя СМД-14 (специальной выколоткой). 

 

Рис. 10. Маховик в сборе.

 

 

РАЗБОРКА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА


Снимают шкив отбора мощности, выворачивают храповик 10 (рис. 9) и снимают стопорную шайбу 11.

Снимают крышку распределительных шестерен, а затем маслоотражатель 9. Сняв коленчатый вал, расшплинтовывают и вывертывают заглушки полостей шатунных шеек.

 

 

Рис. 11. Приспособление для снятия шестерни коленчатого вала.

 

 

Очищают полость шатунных шеек от грязи.

При помощи приспособления (рис. 11) снимают шестерню коленчатого вала и ведущую шестерню привода масляного насоса. Вынимают сегментную шпонку. Снимают шестерни и выпрессовывают штифты фиксации маховика, если их надо заменить.

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ ДЕТАЛЯМ

Коленчатый вал (рис. 12) укомплектовывают деталями, отвечающими следующим техническим требованиям.

1. Материал сталь 45. Твердость по Бринеллю 207—255 единиц (замеряют твердость на щеках).

2. Шатунные и коренные шейки закалены токами высокой частоты (ТВЧ) на глубину 3,5—6,0 мм до твердости 52 единицы по Роквеллу.

3. Овальность и конусность шатунных и коренных шеек не более 0,015 мм.

4. Биение второй, третьей и четвертой коренных шеек относительно общей оси первой и пятой коренных шеек не более 0,03 мм. 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Коленчатый вал.

 

 

 

 

Для клейма размерных групп коленчатых валов приняты обозначения:

Н — номинал;

К — коренные шейки;

Ш—шатунные шейки.

Следовательно, маркировка 1НШ обозначает, что коленчатый вал имеет первый номинал шатунных шеек и второй номинал коренных шеек. Второй номинал шатунных и коренных шеек не обозначается.

При перешлифовке коренных и шатунных шеек коленчатого вала выдерживают размеры, указанные в таблице 15. По ремонтным размерам шеек в запасные части поставляют ремонтные вкладыши коренных и шатунных подшипников.

Коленчатые валы и вкладыши коренных и шатунных подшипников в запчасти поставляют отдельно или комплектно.

В таблице 16 приведена номенклатура комплекта запасных частей.

Маховик должен отвечать следующим техническим условиям.

1. Материал СЧ-15-32. Твердость по Бринеллю 163—229 единиц.

2. Непрямолинейность и неплоскостность трущейся поверхности с ведомым диском муфты сцепления не более 0,15 мм. 

 

 

 

6. Биение торцовой поверхности крепления ведущего диска муфты сцепления относительно поверхности посадки маховика на фланец коленчатого вала не более 0,25 мм.

Венец маховика (рис. 13) после ремонта должен отвечать следующим техническим условиям.

1. Материал сталь 45, твердость по Роквеллу 29—36 единиц.

2. Биение торцов «Г» относительно поверхности «В» не более 0,25 мм.

3. На поверхностях «Г» допускается чернота глубиной не более 0,5 мм на участке в 30% от всей поверхности.

4. Венец изготовлен из полосы и сварен встык.

5. Температура нагрева венца маховика при напрессовке 200—250°.

6. Параметры зубьев венца: 

 

 

 

Вкладыши коренных и шатунных подшипников. 1. Материал биметаллическая полоса из низкоуглеродистой стали и алюминиевого сплава (антифрикционный слой вкладыша изготовлен из алюминиевого сплава ACM).

2. Конусность по диаметру «Д» (рис. 14), перпендикулярному линии разъема, не более 0,02 мм (вкладыши обжаты крышками).

Контрольные значения размера «Д» и номера половин вкладышей для двигателя СМД-7 приведены в таблице 17, а для двигателя СМД-14 — в таблице 18.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников выпускают двух стандартных размеров и четырех ремонтных. Стандартные размеры обозначают 1Н и 2Н, а ремонтные — Р1 до Р4 включительно. К марке вкладыша двигателя СМД-7 прибавляют обозначение СМД, а к марке вкладыша двигателя СМД-14— СМД 14.

Толщина профилированных вкладышей различна по длине окружности. В таблице 19 приведены толщина вкладышей для двигателей СМД-7 и СМД-14.



Шестерня коленчатого вала (рис. 15). 1. Материал сталь 45 для СМД-7 и сталь 40Х для СМД-14; твердость по Бринеллю 217—255 единиц.

2. Биение торцов «А» и «Б» относительно оси поверхности «В» не более

0,05 мм на крайних точках.

3. Смещение шпоночного паза относительно диаметральной плоскости поверхности «Б» не более 0,08 мм, перекос не более 0,03 мм на длине паза. 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Проверка внутреннего диаметра вкладыша в зажатом состоянии (в шатуне или в блоке).

Рис. 15. Шестерня коленчатого вала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..