Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 2
КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполнены по единой конструктивной схеме и
отличаются количеством цилиндров. Принятое V-образное расположение
цилиндров обусловлено стремлением уменьшить длину двигателя и его вес,
что способствует более рациональной компоновке и снижению веса
автомобиля в целом.
К основным особенностям конструкции данных двигателей относятся:
угол развала цилиндров, равный 90°;
две взаимозаменяемые головки блока цилиндров;
полноопорный коленчатый вал с общей шатунной шейкой для каждой пары
шатунов;
центрально расположенный распределительный вал системы газораспределения
и качающиеся роликовые толкатели привода клапанов;
топливная аппаратура разделенного типа.
Характерной особенностью двигателей является также рациональное
размещение агрегатов, что в сочетании с простотой конструкции делает их
доступными при эксплуатации и для ремонта. Практически узлы и детали,
обслуживание которых обязательно в процессе эксплуатации, расположены в
доступных местах преимущественно в передней части двигателя и в развале
цилиндров.
В передней части двигателя на крышке шестерен распределения размещены
водяной насос, вентилятор системы охлаждения и щуп для контроля уровня
масла в поддоне (см. рис. 1 и 2).
Водяной насос и насос гидроусилителя руля, для установки которого
предусмотрена специальная площадка на крышке шестерен распределения,
приводятся в действие ремнем непосредственно от шкива коленчатого вала
двигателя. В верхней передней части двигателя расположены фильтр тонкой
очистки топлива, компрессор пневмотормозов и генератор системы
электрооборудования, которые крепятся к верхней крышке блока. Генератор
и компрессор приводятся в действие ремнем от шкива, установленного на
валу вентилятора. Натяжное устройство привода компрессора крепится к
правой стороне кронштейна передней опоры двигателя.