Материалы к государственному докладу «О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ в 2020 году» - часть 11

 

  Главная      Книги - Разные     Материалы к государственному докладу «О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ в 2020 году»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

 

Материалы к государственному докладу «О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ в 2020 году» - часть 11

 

 

 

162 

Чеченская  Республика  относится  к  тем  немногим  регионам  Российской  Федерации,  где 

сохранился  естественный  прирост  населении  (естественный  прирост  населения  -  разность  между 
числом рождений и смертей за отчетный период). 

Для того, чтобы сохранить существующий достигнутый рубеж в демографических показателях 

и  состоянии  здоровья  населения,  а  также  в  дальнейшем  улучшить  ситуацию,  необходимы  новые 
финансово – экономические и социальные подходы в решении озвученных проблем. 

 

2.3.  Основные  меры по  профилактике инфекционной  и  паразитарной  заболеваемости  в 

Чеченской Республике. 

 

Организация противоэпидемических мероприятий направленных на предупреждение завоза и 
распространения  новой  короновирусной  инфекции    (COVID-19)  на  территории  Чеченской 
Республики.  

Разработка  и  утверждение  основных  региональных  документов  направленных  на 

предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

 

Во исполнение Постановлений Главного государственного санитарного врача А.Ю. Поповой  

от  24.01.2020г  №2  «О  дополнительных  мероприятиях  по  недопущению  завоза  и  распространения 
новой  коронавирусной  инфекции,  вызванной  2019  -  nCoV»,  от  31.01.2020г.  №3  «О  проведении 
дополнительных    санитарно-противоэпидемических  (профилактических)  мероприятий  по 
недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», 
временными  рекомендациями  по  организации  лабораторной  диагностики  новой  короновирусной 
инфекции (2019-nCoV), письма Роспотребнадзора от 13.02.2020г. №02/2119-2020-27 «О направлении 
изменений  по  организации  лабораторной  диагностики  новой  коронавирусной  инфекции  и 
требований  по  медицинскому  наблюдению»  и    в  целях  недопущения  завоза  и  распространения 
коронавирусной инфекции на территории Чеченской Республики, Управлением Роспотребнадзора по 
Чеченской  Республике  проведены  следующие  мероприятия  организационного  и  практического 
направления: 
-  28.01.2020г.    проведено  внеочередное  заседание  СПЭК  при  Правительстве  ЧР  о  ситуации  по 
коронавирусной  инфекции  в  Китайской  Народной  Республики  (далее-КНР)  и  мероприятиях  по 
недопущению завоза и распространения заболевания на территории Чеченской Республики. 
-  Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  разработан  оперативный  план 
«Организационных  санитарно-противоэпидемических  (профилактических)  мероприятий  по 
предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, 
на территории  Чеченской Республики» от  28.01.2020г.,  утвержденный заместителем Председателя 
Правительства ЧР Ш.С. Ахмадовым. 
-  04.02.2020г.  принято  участие  во  внеочередном  заседании  Комиссии  Правительства  Чеченской 
Республики  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению  пожарной 
безопасности  по  вопросу:  «О  принимаемых  мерах  и  промежуточных  результатах  работы  по 
профилактике  и  противодействию  потенциальной  угрозы  распространения  коронавирусной 
инфекции на территории Чеченской Республики». 

05.02.2020г.  проведено  совещание  с  юридическими  лицами  и  индивидуальными 

предпринимателями,  осуществляющими  деятельность  в  сфере  туризма,  общественного  питания, 
розничной торговли и гостиничной сфере по вопросам усиления дезинфекционного режима в местах 
массового скопления людей. 
-  10.02.2020г.  организованы  и  проводятся  профилактические  лекции,  при  участии  специалистов 
Управления  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  в  высших  учебных  заведениях,  средних 
профессиональных  образовательных  организациях,  по  профилактике  острых  респираторных 
вирусных инфекций, в том числе коронавирусной инфекции.  
-  17.02.2020  г.  в  пункте  пропуска  через  государственную  границу  аэропорт  «Грозный-Северный» 
проведены  тренировочные  учения  с  вводом  условного  больного  с  подозрением  на  новую 
коронавирусную инфекцию и отработкой алгоритма взаимодействия всех заинтересованных служб и 
ведомств.  
1.2.  Осуществление  санитарно-карантинного  контроля  в  пункте  пропуска  через  государственную 
границу  аэропорт  «Грозный-Северный»  в  период  пандемии  новой  коронавирусной  инфекции 
(COVID-19). 
В пункте пропуска через государственную границу аэропорт «Грозный-Северный» в целях усиления 

 

163 

профилактических мероприятий на случай осложнения эпидемической ситуации по коронавирусной 
инфекции: 
-  разработаны  тематические  материалы  на    случай  выявления  больного  с  признаками  заболевания 
коронавирусной инфекцией, в соответствии которых совместно с медицинскими работниками ГБУ 
«РКЦИБ»,  ГБУ  «ССМП»,  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и  эпидемиологии»  планируется  проведение 
тематического  учения в пункте пропуска аэропорта «Грозный-Северный». 
-  вирусологическая  лаборатория  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  ЧР»  в  полном  объеме 
оснащена  необходимыми  укладками,  средствами  индивидуальной  защиты  и  дезинфицирующими 
средствами. 

Обеспечено  размещение  информационно-методического  материала  по  профилактике 

коронавирусной  инфекции  и  других  респираторных  заболеваний  на  билбордах,  информационных 
экранах города и медицинских организаций, в аэропорту г.Грозного. 
-  В  пункте  пропуска  через  государственную  границу  аэропорт  «Грозный-Северный»  размещен 
информационный  стенд  Управления  с наглядным  информационным  материалом  по  профилактике 
коронавирусной инфекции, а также на информационном экране аэропорта проводится трансляция 
видеороликов по профилактике коронавирусной инфекции. 
1.3.  Организация  и  проведение  дополнительных  профилактических  и  противоэпидемических 
мероприятий направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). 

Информационная кампания по профилактике новой короновирусной инфекции  (COVID-19) 

Систематизация  информационно-разъяснительной  работы  с  населением  республики  с 

привлечением для работы в данном направлении всех служб и ведомств республики. 
Распространение  коронавирусной  инфекции  (COVID-19)  –  первая  в  истории  пандемия, 
характеризующаяся  массовым  использованием  технологий  и  социальных  сетей  для  обеспечения 
безопасности, информированности и производительности людей и поддержания связи между ними. 
Одновременно  технологии,  от  которых  зависит  наша  способность  к  коммуникации  и  получению 
информации,  порождают  и  усиливают  инфодемию,  продолжающую  ослаблять  эффективность 
глобальных ответных мер и угрожающую сорвать усилия по борьбе с пандемией. 

Инфодемия представляет собой переизбыток как онлайновой, так и офлайновой информации. 

Она  включает  в  себя  намеренные  попытки  распространения  ложных  сведений  в  целях  срыва 
ответных  мер  общественного  здравоохранения  и  продвижения  альтернативных  групповых  или 
индивидуальных  целей.  Недостоверная  и  заведомо  ложная  информация  может  наносить  вред 
физическому  и  психическому  здоровью  людей;  усиливать  стигматизацию;  ставить  под  угрозу 
важнейшие  завоевания  здравоохранения;  и  порождать  пренебрежительное  отношение  к  мерам  по 
защите здоровья населения, тем самым снижая их эффективность и ограничивая способность стран 
положить конец пандемии. 

Ложные  слухи  уносят  жизни  людей.  В  отсутствие  необходимого  уровня  доверия  и  точной 

информации  диагностические  тест-системы  оказываются  невостребованными,  кампании 
иммунизации  (или  мероприятия  по  пропаганде  действенных  вакцин)  не  достигают  своих целей,  а 
вирус продолжает бесконтрольно распространяться. 

Кроме  того,  ложные  слухи  приводят  к  поляризации  общественного  мнения  по  вопросам, 

касающимся COVID-19; провоцируют риторику ненависти; повышают риск конфликтов, насилия и 
нарушений прав человека и ставят под угрозу долгосрочные перспективы укрепления демократии, 
прав человека и социальной сплоченности. 

В  этой  связи  Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  с  начала  пандемии 

новой  коронавирусной  инфекции  (COVID-19)  активизирована  и  проводятся  через  все  доступные 
средства информационной связи мероприятия, направленные на санитарное просвещение населения, 
включая следующее: 
- Размещение наглядного информационного пособия на информационных стендах и экранах во всех 
крупных торговых центрах, железнодорожных вокзалах, аэропорту, автовокзалах, на границах при 
въезде в Чеченскую Республику и др. 
- Раздача памяток, листовок и буклетов после пятничных молитв возле мечети, в торговых центрах, 
детских образовательных организациях, высших и средних профессиональных организациях, всего 
тиражировано и роздано 47250 штук. 
-    При  проведении  «флешмоба»  вдоль  автотрасс  республики  размещены  баннеры  и  «билборды»  о 
мерах профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19). 
-  Ежедневное  размещение  в  социальной  сети  «Instagram»  и  официальном  сайте  Управления 

 

164 

Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республики  информации  о  ситуации  по  новой  коронавирусной 
инфекции (COVID-19) в республике. 
- Проведение прямых эфиров на региональных телеканалах республики с подробным разъяснением 
населению требований и рекомендаций Роспотребнадзора. 
-  Проведение  видеоконференций  с  медицинскими  работниками  по  вопросам  соблюдения 
профилактических  и  противоэпидемических  мероприятий  при  профессиональной  деятельности  в 
период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). 
- Систематические выступления на радио и теле-эфирах специалистов Управления Роспотребнадзора 
по Чеченской Республике, размещение официальных статей и публикаций в региональных газетах 
республики. 

Инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической профилактики. 

Достижению  устойчивого  эпидемиологического  благополучия  по  группе  управляемых 

инфекций  способствовали  реализация  дополнительных  мероприятий  в  рамках  национальных 
программ,  на  основе  которых  в  области  разработаны  и  реализуются  ведомственная  целевая 
программа «Вакцинопрфилактика», а также комплексные планы по профилактике кори и краснухи, 
полиомиелита и острых вялых параличей, гриппа и ОРВИ, проведению иммунопрофилактики. 

Ежегодно, в связи с поддержанием инициативы Европейского регионального бюро Всемирной 

Организации  Здравоохранения,  в  республике  разрабатывается  межведомственный  «План 
мероприятий по проведению Европейской недели иммунизации в Чеченской Республике». 

По  инициативе  Управления  Роспотребнадзора  по  ЧР,  при  участии  заинтересованных 

министерств  и  ведомств,  общественных  организаций  ежегодно  осуществляется  подготовка  Плана 
мероприятий по организации и проведению Всемирного дня борьбы с туберкулезом.  

На  территории  республики  Управлением  Роспотребнадзора  и  его  территориальными 

отделами,  ФБУЗ  и  его  филиалами  активно  проводится  систематическая  разъяснительная  работа  с 
населением о преимуществах вакцинопрофилактики, ее безопасности и эффективности (размещение 
пресс-релизов на официальных сайтах, публикации в газетах, трансляция видео /аудиоматериалов, 
интервью, пресс - конференции и др.). 

  

Управлением Роспотребнадзора по ЧР проводится еженедельный мониторинг заболеваемости 

ОКИ,  санитарно-эпидемиологического  фона,  что  в  свою  очередь  позволяет  владеть  необходимой 
информацией  и  оперативно  принимать  управленческие  решения  по  локализации  эпидемического 
неблагополучия. 

  Несмотря  на  сложившуюся  за  последние  годы  напряженную  эпидситуацию  по  группе 

кишечных инфекций, в 2020 году, благодаря жестким требованиям, предъявляемым к юридическим 
лицам  и  индивидуальным  предпринимателям  при  проведении  надзорных  мероприятий,  а  также 
введения  ограничительных  мероприятий  по  новой  коронавирусной  инфекции  (COVID-19)  на 
территории  республики  удалось  избежать  появления  очагов  с  множественными  случаями  среди 
населения  республики  и  свести  к  минимуму  регистрацию  групповой  заболеваемости  в 
организованных коллективах, а также избежать летальных случаев. 

       Работа  по  профилактике  полиомиелита  на  территории  республики  осуществляется  в 

соответствии  с  требованиями      санитарного  законодательства  Российской  Федерации  и  планом 
действий по поддержанию статуса Чеченской Республики свободного от полиомиелита на  2019-2021 
гг.   
               Организация  и  контроль  проведения  иммунопрофилактики  полиомиелита,  поддержание 
регламентируемых  уровней     охвата профилактическими прививками при проведении плановой 
иммунизации –одна из  приоритетных  задач в организации  работы   Управления Роспотребнадзора 
по  ЧР  .  По  результатам    анализа  состояния    своевременности    охвата    по  административным 
территориям  области, на основании  постановления главного государственного санитарного врача 
по  ЧР      от  17.01.2020  №  1    «О  проведении  подчищающей  иммунизации  против  полиомиелита  и 
ведения  ограничительных  мероприятий  на  территории  Чеченской  Республики»  в  период  с 
23.01.2020  по  29.01.2020организовано    проведение  подчищающей  иммунизации  против 
полиомиелита  на    14  административных  территориях,  в  том  числе      с  формированием  выездных 
прививочных  бригад  для  охвата    врачебных  и  фельдшерских  участков  не  укомплектованных 
медицинскими  работниками  и  населённых  пунктов,  находящихся  в  труднодоступной  местности.  
Активизирована  работа  иммунологических  комиссий,  по  пересмотру  медицинских  отводов  и 
отказов от прививок против полиомиелита.  Особое  
           Внимание  медицинских  работников  обращено  на  профилактику  вакциноассоциированного 

 

165 

полиомиелита в детских организованных коллективах при проведении подчищающей иммунизации. 

В  целях  стабилизации  заболеваемости  корью  органами  исполнительной  власти  Чеченской 

Республики  совместно  с  Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  организован  и 
проводится  комплекс  многоплановых  мероприятий,  основными из которых  являются  обеспечение 
достоверности  полноты  учета  детского  и  взрослого  населения,  подлежащего  иммунизации, 
обеспечение  строгого  контроля  за  планированием  профилактических  прививок  против  кори  и 
краснухи  детскому  и  взрослому  населению,  ведется  работа  над  внедрением  системы 
автоматизированного учета профилактических прививок детскому и взрослому населению в ЛПО, 
осуществляется  контроль  за  выполнением  требований  санитарного  законодательства  по 
вакцинопрофилактике, в том числе за функционированием  «Холодовой цепи» (в ходе плановых и 
внеплановых надзорных мероприятий).   

Обеспечено  лабораторное  подтверждение  каждого  случая  кори  в  вирусологической 

лаборатории  Ростовского  регионального  центра  по  надзору  за  корью  и  краснухой,  ежегодно 
проводится серологический мониторинг за напряженностью коллективного иммунитета против кори 
и  краснухи  в  индикаторных  группах  населения  и  эффективностью  иммунизации  с  последующей 
дополнительной иммунизацией выявленных серонегативных лиц.  

Активизирована  и  проводится  работа  посредством  СМИ  по  информированию  населения  о 

профилактике  кори  и  краснухи  и  о  негативных  последствиях  отказов  от  проведения 
профилактических прививок,  по  повышению профессионального  уровня  медицинских  работников 
посредством  проведения  конференций,  совещаний,  семинаров,  посвященных  вопросам 
профилактики кори и краснухи. 
 

Раздел  III.  Достигнутые  результаты  улучшения  санитарно-эпидемиологической 

обстановки  в  Чеченской  Республике,  имеющиеся  проблемные  вопросы  при  обеспечении 
санитарно-эпидемиологического благополучия и намечаемые меры по их решению. 

 
Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по 

улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Чеченской Республики. 

 

3.1 . Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора

). 

 

В  2020  году  в  целях  выполнения  государственной  функции  по  проведению  проверок 

юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  по  соблюдению  ими  требований 
законодательства  перед  Управлением  стояли  задачи  по  повышению  эффективности  и 
результативности контрольно-надзорной деятельности. 
 

Вышеуказанная задача Управлением в целом выполнена, о чем свидетельствуют показатели 

результативности  и  эффективности  осуществления  федерального  государственного  контроля 
(надзора) (в рамках ФЗ-294):  

1.

 

Удельный вес выполнения утвержденного плана проведения плановых проверок ЮЛ и ИП 
(в % от общего количества запланированных проверок), как и в 2019 году, составил 100% 

2.

 

Удельный  вес  не  согласованных  с  органами  прокуратуры  заявлений  о  проведении 
внеплановых проверок составил 0%  

3.

 

В большую сторону изменилось отношение суммы взысканных административных штрафов 
к  общей  сумме  наложенных  административных  штрафов  должностными  лицами 
Управления- 96,2%, при 95,9% в 2019 году.  

4.

 

Удельный  вес  судебных  решений  вынесенных  в  пользу  потребителей,  по  результатам 
участия в целях дачи заключения по делу -100%,  

5.

 

Удельный вес удовлетворенных исков (заключений), поданных в защиту прав потребителей 
от их общего числа, рассмотренных судами - 0%. В 2020 году как и в 2019 году  в защиту 
прав потребителей иски в суды не направлялись 

6.

 

Удельный  вес  постановлений  (решений)  о  привлечении  к  административной 
ответственности,  вынесенных  судебными  органами,  по  результатам  рассмотрения 
протоколов об административных правонарушениях и иных материалов, направленных в суд 
территориальным органом Роспотребнадзора значительно  и составил 23% (2019г - 96,5%) по 
причине  того,  что  до  400  дел    (по  ст.6.3.ч2)  находятся  в  производстве,  т.к  направлены  в 
судебные инстанции во 2 и 3 декадах декабря 2020 года. 

 

166 

7.

 

Удельный вес плановых проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего 
числа плановых проверок  составил 89,7%  при 98,7%  в 2019г.  

8.

 

Удельный  вес  общего  количества  проверок,  при  которых  возбуждены  дела  об 
административном  правонарушении,  к  общему  количеству  проверок  с  выявленными 
правонарушениями составил100% 

9.

 

Пострадавшие при пищевых отравлениях, за исключением бытовых пищевых отравлений, 
не зарегистрированы.

 

 

10.

 

Летальные  исходы  при  пищевых  отравлениях,  за  исключением  бытовых  пищевых 
отравлений, не зарегистрированы.  

11.

 

Доля ЮЛ, ИП в отношении которых были проведены проверки (в % от общего количества 
ЮЛ, ИП, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации) 
году составила 26,6% при 33% в 2019году. 

12.

 

Незначительно снизилось среднее количество проверок проведенных в отношении одного 
ЮЛ, ИП и составило 1,1 (в 2019 году  1,6%). 

13.

 

Вес  плановых  проверок  по  отношению к  внеплановым  значительно  изменился  в  сторону 
увеличения внеплановых проверок и составил 20,5% и 79,5% соответственно, в 2019 37% и 
63%. 

14.

 

За отчетный период количество выявленных правонарушений составило 2021 (в 2019 году -  
6817).  

15.

 

Выросло  среднее  количество  выявленных  нарушений  на  одно  контрольно-надзорное 
мероприятие до 4,8  (4,2 в 2019г).  

16.

 

Наибольшее количество нарушений в этом году выявлялись  при плановых проверках – 5,5 
нарушения на 1 проверку (4.4 в 2019г). 

17.

 

 Количество  правонарушений при проведении внеплановых проверках также значительно 
выросло  и  составило  -  4,1  правонарушения,  тогда  как  в  2019  году  данный  показатель 
равнялся 3,6. 

18.

 

Количество административных штрафов составило 895 (2019 год - 3061)  

19.

 

Показатель «количество протоколов на 1 проверку» в 2020 году составил 2,2 протокола, что 
на 0,4 больше показателя 2019 года (1,8). 

20.

 

При этом, «количество протоколов на 1 плановую проверку» составило 3,3 протокола (2,3 в 
2019 году). 

21.

 

Показатель  «Количество протоколов на 1 внеплановую проверку» повысился и  составил 
1,25 протокола, при 1,1 в 2019 году.  

22.

 

Доля, выявленных при проведении внеплановых проверок, правонарушений, связанных с 
неисполнением  предписаний  (в  %  от  общего  количества  выявленных  правонарушений) 
выросла и составила – 1,4 % (в 2019 году - 9,1%); 

23.

 

Доля проверок, по итогам которых не выявлены правонарушения (без учета внеплановых 
проверок,  проведенных  в  рамках  контроля  исполнения  предписаний,  при  которых 
предписания выполнены), значительно повысилась и составила    55,4%, тогда как в 2019 
году этот показатель составлял 3,8% 

24.

 

Повысился удельный вес плановых проверок, при которых не выявлены правонарушения, и 
составил 10,2 % (23 проверки), (в 2019 году-12 проверок -1,2%).  

25.

 

Доля  внеплановых  проверок,  при  которых  не  выявлены  правонарушения  (без  учета 
внеплановых  проверок,  проведенных  в  рамках  контроля  исполнения  предписаний,  при 
которых предписания выполнены) значительно выросла и составила 70,9% (464 проверки) 
(6,6 % - 51 проверка в 2019 году). Все проверки, при которых не выявлены правонарушения, 
проводились на основании приказа Роспотребнадзора от 25.12.2019г. № 1053 «О проведении 
внеплановых  проверок»  (снюсы)  и  приказа  руководителя  Роспотребнадзора  №  458  от 
07.08.2019 г. «О проведении внеплановых проверок соблюдения правил продажи отдельных 
видов  товаров  в  части  размещения  (выкладки)  молочных,  молочных  составных  и 
молокосодержащих продуктов». 

 

26.

 

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 2438,1 тыс.р., в 2019 года 
-. 8094,5 т.р.  

27.

 

Сумма  наложенных  административных  штрафов  в  расчете  на  одно  должностное  лицо, 
осуществляющего  функции  по  контролю  (надзору)  составила  31,3  т.  руб.  (107,9  т.  руб.  в 
2019 г.) 

 

167 

28.

 

Средний размер одного штрафа остался на прежнем уровне и составил 2,7 т.р. (как и в 2019 
году-2,7 т.р.).       

29.

 

Доля постановлений в виде административного штрафа от общего количества вынесенных 
постановлений о назначении административного наказания, составила 95,4% (98,6% в 2019) 

30.

 

Удельный  вес  вынесенных  постановлений  о  назначении  административного  наказания  в 
виде предупреждения повысился и составил 3,2% (2019г.1,3 %)..  

31.

 

Административное приостановление деятельности на применялось.  

32.

 

Отмечается положительная тенденция вынесенных представлений. Так за отчетный период 
2020  года  количество  представлений  составило  169.  В  2019  году  их  было  159.  Таким 
образом, удельный вес дел, где вынесены представления от общего числа рассмотренных 
дел   (938 в 2020г, в 2019 году - 3103) составил 18% (5,1% -  в 2019г. 

33.

 

Недостаточно  реализован  вопрос  о  применении    мер,  направленных  на  профилактику 
нарушений  обязательных  требований,  в  виде  предостережений  о  недопустимости 
нарушения обязательных требований. Всего было вынесено 6  предостережений, в 2019-.65.  

34.

 

Удельный вес проверок, при которых выданы предписания от общего количества плановых 
и  внеплановых  проверок  с  выявленными  правонарушениями  (без  учета  внеплановых 
проверок, проведенных по иным основаниям) составил 100% (в 2019 году - 68,2%).  

35.

 

Доля  проверок,  по  итогам  которых  по  фактам  выявленных  правонарушений  возбуждены 
дела об административных правонарушениях и наложены административные наказания (в 
% от общего количества проверок, по итогам которых выявлены правонарушения) как и в 
предыдущие годы составила 100%. 

36.

 

Проверки,  проведенные  с  нарушением  требований  законодательства  о  порядке  их 
проведения,  по  результатам  выявления  которых  к  должностным  лицам  органов 
государственного  контроля  (надзора),  осуществившим  такие  проверки,  применены  меры 
дисциплинарного, административного наказания в 2020 году не установлены; 

37.

 

Проверки,  результаты  которых  признаны  недействительными  в  связи  с  наличием  грубых 
нарушений Федерального закона № 294-ФЗ в 2020 году не выявлены.  

      
 3.2  Надзор за организацией водоснабжения. 

Важным  направлением  деятельности  Управления  является  надзор  за  обеспечением 

безопасной питьевой водой населения Чеченской республики.      Качество питьевой воды должно 
соответствовать  гигиеническим  нормативам  перед  ее  поступлением  в  распределительную  сеть,  а 
также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.  

На территории  Чеченской Республики функционируют 5 ресурсоснабжающих организаций, 

обеспечивающие  население  холодным  питьевым  водоснабжением:  ГУП  «Чечводоканал» 
(обеспечивает питьевой водой   11 районов республики и г. Аргун ), МУП «Водоканал г. Грозного» 
(обеспечивает  водой  г.  Грозный),  МУП  «ЖЭУ-2  Надтеречного  района»  (обеспечивает  питьевой 
водой  население  Надтеречного  района,  кроме    с.  Знаменское,  с.  Подгорное),  МУП  «ПУЖКХ 
Веденского района» (обеспечивает  Веденский р-н), ООО «Родник» (обеспечивает   Шатойский р-н).  

В 2020 году Управлением Роспотребнадзора по Чеченской Республике проведено 5 проверок 

объектов  водоснабжения,  по  итогам  которых  за  выявлены  нарушения  обязательных  требований 
санитарного  законодательства,  по  итогам  которых  возбуждено  10  дел  об  административном 
правонарушении, из них 3 дела – в отношении юридических лиц.  

Назначено  10  штрафов  на  сумму  193000  руб.    По  результатам  контроля  исполнения 

предписаний передано 3 административных дела в суд по ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ.  

Основные нарушения, остающиеся не устраненными:  

-  скважины  не  оборудованы  водозаборными  устройствами  (кран)  для  отбора  проб  воды  на 

лабораторные исследования; 

- вода перед подачей в распределительную сеть не подвергается обеззараживанию, вследствие чего 

она не безопасна в эпидемиологическом плане;  

-  территории  первого  пояса  зон  санитарной  охраны  (зона  строгого  режима)  водоисточников  не 

огорожены  и  не  оборудованы  в  соответствие  с  требованиями  санитарных  правил,  в  границах  зон 
строгого  режима  допущено  размещение  объектов,  способных  оказывать  негативное  влияние  на 
качество водоснабжения; 

-  населению  подается  питьевая  вода,  не  отвечающая  требованиям  санитарных  правил  по  ряду 

показателей, в том числе и в микробиологическом отношении; 

 

168 

-  работниками предприятий, имеющим непосредственное отношение к подготовке воды, а также 

лицами,  обслуживающими  водопроводные  и  канализационные  сети  и  сооружения,  не  пройдены 
профилактические медицинские осмотры и обязательное профессиональное гигиеническое обучение 
и аттестация на знание вопросов санитарного законодательства. 

При установлении факта административного правонарушения и условий, способствующих его 

совершению,  Управлением  вынесено  8  представлений  о  принятии  мер  по  устранению  причин  и 
условий, способствующих совершению административного правонарушения.   

Кроме  того,  в  районный  суд  по  результатам  внеплановой  проверки  в  отношении  МУП 

«Водоканал  г.  Грозного»  направлено  исковое  заявление  о  признании  незаконным  бездействие 
юридического  лица  и  обязать  устранить  выявленные  нарушения  требований  законодательства  в 
сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исковое требование в отношении 
МУП «Водоканал г. Грозного» судом удовлетворено в полном объеме. 

Согласно статье 23 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 

февраля  2020  года  в  адрес  органов  местного  самоуправления  республики  и  в  организации, 
осуществляющие  холодное  водоснабжение,  Управлением  направлены  уведомления  о  средних 
показателях  несоответствия  проб  питьевой  воды  гигиеническим  нормативам  с  разъяснением 
обязанностей, возложенных на них Федеральным законом ФЗ №416.  

Согласно  указанным  законодательным  актам    администрации  муниципальных  районов    и 

городских  округов  Чеченской  Республики  с  учетом  информации, полученной  от  организаций  или 
Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и  благополучия 
человека  по  Чеченской  Республике,  должны    были  внести  изменения  в  технические  задания  на 
разработку  и  корректировку  инвестиционных  программ  организаций,  осуществляющих  холодное 
водоснабжение,  в  части  включения  мероприятий  по  приведению  качества  воды  в  соответствие  с 
установленными 

требованиями. 

На 

основании 

технических 

заданий 

организациями, 

обеспечивающими  водоснабжение,  разрабатываются  и  направляются  на  согласование  в 
территориальный  орган,  осуществляющий  санитарно-эпидемиологический  надзор,  планы 
мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие установленным требованиям. 

Однако, до сих пор планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие 

установленным требованиям на согласование не поступали.        

Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  с  2014  года  по  настоящее  время 

выдано  26  санитарно-эпидемиологических  заключений  о  соответствии  проектов  зон  санитарной 
охраны источников централизованного питьевого водоснабжения требованиям санитарных правил 
на 26 водозаборных участка, в состав которых входит 159 скважин и 1 родник 
 

3.3 Деятельность по надзору за условиями воспитания и обучения. 

Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  уделяется  пристальное  внимание 

санитарно-эпидемиологическому состоянию детских и подростковых учреждений и приняты меры 
по их улучшению. 

На  государственном  санитарном  надзоре  находится  1281  детских  организаций  (в  2019году  – 

1253). 

Увеличился на 5 % удельный вес дошкольных организаций, размещенных в отдельно стоящих 

зданиях, в 3,4% сократилось число детей, нуждающихся в дошкольном образовании, из них детей 
возраста от 0 до 3 лет - на 1,7% и детей 3–7 лет также  на 1,7%. 

В  Чеченской  Республике,  в    целях    ликвидации  очередности  детей  в  детских  дошкольных 

организациях, в  рамках регионального проекта  «Содействие занятости женщин-создание условий 
дошкольного  образования  для  детей  в  возрасте  до  3  лет»,  входящего  в  нацпроект  «Демография» 
построено и введено в эксплуатацию 11 детских дошкольных организаций на 1170 мест. 

Среди  детских  и  подростковых  учреждений  наиболее  благоприятная  санитарно-

эпидемиологическая обстановка отмечается в дошкольных организациях. 

Все  дошкольные  организации  республикиобеспечены  централизованными  системами 

водоснабжения. 

Ликвидация  трехсменного  обучения  в  школах  Чеченской  Республики  является  одной  из 

актуальных  задач  в  сфере  регионального  образования,  решению  которой  уделяет  внимание  и 
оказывает поддержку Глава Чеченской Республики. 

В  Чеченской  Республике  в  2020  году  по  различным  программам  велось  строительство 

образовательных  объектов.  По  Государственной  программе  «Развитие  образования»  созданию  в 

 

169 

субъектах  РФ  (исходя  из  прогнозируемой  потребности)  новых  мест  в  общеобразовательных 
организациях в целях ликвидации третьей смены обучения в  г. Аргун открыт   Центр образования на 
720мест, в рамках реализации национального проекта  «Жилье и городская среда»,  подпрограммы 
«Повышение  устойчивости  жилых  домов,  основных  объектов  жизнеобеспечения  на  территории 
Чеченской Республики построены 4 общеобразовательные организации на 3120мест,  построены и 
введены  в  эксплуатацию  11  дошкольных  образовательных  организаций  на  1170  мест  и    ведется 
строительство 14 общеобразовательных организаций на 9912 мест. 

Все воспитанники дошкольных организаций (100%) получают полноценное горячее питание, 

нарушений в ассортименте продовольственного сырья, снижение сортности, категории продукции, 
необоснованной замены блюд не выявлено.

 

Во  исполнение  послания  Президента  Российской  Федерации  Федеральному  Собранию 

Российской  Федерации  от  15.01.2020  и  протокола  Правительства  Российской  Федерации  от 
25.02.2020 № ТГ-П8-4пр все обучающиеся с 1 по 4 классы   получают бесплатное горячее питание. 

Охват  учащихся  образовательных  учреждений  горячим  питанием  постоянно  повышается. 

Охват бесплатным горячим питанием обучающихся 1-4 классов в 2020-2021 учебном году  составил 
100%, за счет средств бюджета (в 2019г этот показатель был на уровне 84,5%), а показатель охвата 
горячим  питанием  учащихся  5-11  классов  по  сравнению  с  прошлым  годом  увеличился  на  1%  и 
составил 83%.  

Анализ  результатов  мониторинга  свидетельствует  об  актуальности  вопроса  обеспечения 

обучающихся  5-11  классов  сбалансированным,  физиологически  полноценным  питанием,  что 
обусловлено  продолжающим  иметь  место,  недостатками,  которые  выявляются  в  ходе  контрольно-
надзорных мероприятий в детских организованных коллективах. 

 

 

При  осуществлении  надзорных  мероприятий  в  детских  дошкольных  образовательных 

организациях,  в  основном,  регистрировались  устранимые  нарушения  режимного  характера: 
нарушения правил мытья посуды, некачественная уборка помещений, нарушения дезинфекционного 
режима 

С учетом того, что одним из основных факторов, определяющих здоровье детей и подростков, 

является  организация полноценного  рационального  горячего  питания  обучающихся,  Управлением 
Роспотребнадзора  по  ЧР  в  адрес  Министра  образования  и  науки  ЧР  Правительства  Чеченской 
Республики, глав управлений муниципальных образований, органов управления здравоохранением, 
образованием 

направлены 

аналитические 

материалы 

об 

организации 

питания 

в 

общеобразовательных учреждениях республики. 

 

3.4 Радиационно-гигиеническая обстановка. 

Проводимая  работа,  Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской Республике,  по  усилению 

надзора  за  радиационной  безопасностью  и  проведением  лицензирования  на  предприятиях  и  в 
организациях,  использующих  ИИИ,  в  соответствии  с  Постановлением  Правительства  Российской 
Федерации от 25.02 2004 гола №107 ««Об утверждении Положения о лицензировании деятельности 
в области использования источников ионизирующего излучения», приказа ФС по надзору в сфере 
защиты  прав  потребителей  благополучия  человека  от  14.05.2005  №  398  «О  лицензировании 
территориальными  управлениями  деятельности  в  области  использования  источников 
ионизирующего излучения (генерирующих)», привела: 

 

к  увеличению  количества  организаций,  имеющих  лицензии  на  деятельность,  связанную  с 

использованием ИИИ (генерирующих).  

 паспортизация организаций использующих источники ионизирующего излучения.  

В динамике за последние 5 лет произошли следующие позитивные изменения:  

проведена реконструкция и строительство рентгеновских кабинетов;  

проведена замена рентгеновских аппаратов на низкодозовые;  

увеличилось количество проб питьевой воды, исследованных по радиационным  

показателям, ни одна из обследованных проб не превысила нормируемых величин;  

достигнут показатель обеспечения индивидуального дозиметрического контроля 100%;  

-  

проводились 

исследования 

атмосферного 

воздуха, 

почвы, 

сырья, 

пищевых 

продуктов,питьевой воды, строительных материалов, металлолома.  

 

170 

  По  представленным  результатам  лабораторных  исследований  и  анализу  радиационно-

гигиенических  паспортов  предприятий,  работающих  с  источниками  ионизирующего  излучения, 
статистических  отчетных  форм  №1-ДОЗ,  №3-ДОЗ,  №4-ДОЗ  установлено,  что  радиационная 
обстановка в 2019 году на территории республики существенно не изменилась и остается в целом 
удовлетворительной. 
           Результаты  радиационного  мониторинга  объектов  окружающей  среды  (почва,  вода  и  др.),  а 
также продуктов питания показали, что на территории республики не установлены факты повышения 
радиационного фона, не обнаружено повышенное содержание радионуклидов. 
           Удельная  активность  радиоактивных  веществ  в  воде  источников  питьевого  водоснабжения 
была  исследована  в  57  пробах  питьевой  воды,  при  этом  среднее  значение  альфа-активности  в 
питьевой воде составила 0,018 Бк/л, максимальное - 0,053 Бк/кл, а бета-активности соответственно 
0,070 и 0,061 Бк/кл. 
            Для  оценки  радиационной  безопасности  пищевых  продуктов  для  населения  в  2019  году 
проведены исследования 200 проб отечественного и импортного производства: молоко, мясо, овощи.  
Удельная активность цезия-137 не превышает допустимых уровней. 
            Измерения ЭРОА изотопов радона проводились в помещениях жилых и общественных зданий 
различного назначения  (300  исследований),  среднее  значение  ЭРОА  радона  составило  12,0  Бк/м3, 
максимальное - 19,4 Бк/м3. Мощность дозы гамма- излучения в помещениях общественных и жилых 
зданий и на открытой местности составила 0,12 и 0,19 мкЗв/ч (среднее значение) соответственно. 
           Ведущим  фактором  облучения  населения  остаются  природные  источники  (вклад  79,9  %)  в 
коллективную дозу облучения населения) и медицинские рентгенологические исследования (вклад 
19,5 %).  Наибольший вклад в коллективную дозу населения от медицинского облучения в 2019 году 
внесли рентгенографические исследования  - 65,6 %, флюорографические  - 32,1% и компьютерная 
томография - 2,0%.  
          Значение  годовой  эффективной  дозы  медицинского  облучения  в  среднем  на  одного  жителя 
республики в Чеченской Республике в 2019 году составило 0,22 мЗв/год. 
           Коллективная  доза  облучения  персонала,  работающего  с  источниками  ионизирующего 
излучения в 2019 году составила 0,223 чел.-Зв/год. 

 

3.5. Основные достигнутые показатели по профилактике инфекционной и паразитарной 

заболеваемости на территории Чеченской Республики в 2020 году: 

По полиомиелиту: 

Совершенствование организации эпидемического надзора за объектами окружающей среды и 

проведение  вирусологических  исследований  на  полиовирусы  и  другие  энтеровирусы 
неполиомиелитной этиологии из окружающей среды (сточная вода); 

Внедрение  в  2020  году  в  вирусологической  лаборатории  ФБУЗ  «ЦГ  и  Э  в  ЧР» 

дифференциальных  методов  экспресс  -  диагностики  полиовирусов  и  других  энтеровирусов 
неполиомиелитной этиологии. 

Инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической профилактики. 

Достижению  устойчивого  эпидемиологического  благополучия  по  группе  управляемых 

инфекций  способствовали  реализация  дополнительных  мероприятий  в  рамках  национальных 
программ,  на  основе  которых  в  области  разработаны  и  реализуются  ведомственная  целевая 
программа «Вакцинопрфилактика», а также комплексные планы по профилактике кори и краснухи, 
полиомиелита и острых вялых параличей, гриппа и ОРВИ, проведению иммунопрофилактики. 

Ежегодно, в связи с поддержанием инициативы Европейского регионального бюро Всемирной 

Организации  Здравоохранения,  в  республике  разрабатывается  межведомственный  «План 
мероприятий по проведению Европейской недели иммунизации в Чеченской Республике». 

По  инициативе  Управления  Роспотребнадзора  по  ЧР,  при  участии  заинтересованных 

министерств  и  ведомств,  общественных  организаций  ежегодно  осуществляется  подготовка  Плана 
мероприятий по организации и проведению Всемирного дня борьбы с туберкулезом.  

На  территории  республики  Управлением  Роспотребнадзора  и  его  территориальными 

отделами,  ФБУЗ  и  его  филиалами  активно  проводится  систематическая  разъяснительная  работа  с 
населением о преимуществах вакцинопрофилактики, ее безопасности и эффективности (размещение 
пресс-релизов на официальных сайтах, публикации в газетах, трансляция видео /аудиоматериалов, 
интервью, пресс - конференции и др.). 

  

Управлением Роспотребнадзора по ЧР проводится еженедельный мониторинг заболеваемости 

 

171 

ОКИ,  санитарно-эпидемиологического  фона,  что  в  свою  очередь  позволяет  владеть  необходимой 
информацией  и  оперативно  принимать  управленческие  решения  по  локализации  эпидемического 
неблагополучия. 

  Несмотря  на  сложившуюся  за  последние  годы  напряженную  эпидситуацию  по  группе 

кишечных инфекций, в 2020 году, благодаря жестким требованиям, предъявляемым к юридическим 
лицам  и  индивидуальным  предпринимателям  при  проведении  надзорных  мероприятий,  а  также 
введения  ограничительных  мероприятий  по  новой  коронавирусной  инфекции  (COVID-19)  на 
территории  республики  удалось  избежать  появления  очагов  с  множественными  случаями  среди 
населения  республики  и  свести  к  минимуму  регистрацию  групповой  заболеваемости  в 
организованных коллективах, а также избежать летальных случаев. 

       Работа  по  профилактике  полиомиелита  на  территории  республики  осуществляется  в 

соответствии  с  требованиями      санитарного  законодательства  Российской  Федерации  и  планом 
действий по поддержанию статуса Чеченской Республики свободного от полиомиелита на  2019-2021 
гг.   
               Организация  и  контроль  проведения  иммунопрофилактики  полиомиелита,  поддержание 
регламентируемых  уровней     охвата профилактическими прививками при проведении плановой 
иммунизации –одна из приоритетных  задач в организации  работы   Управления Роспотребнадзора 
по  ЧР  .  По  результатам    анализа  состояния    своевременности    охвата    по  административным 
территориям  области, на основании  постановления главного государственного санитарного врача 
по  ЧР      от  17.01.2020  №  1    «О  проведении  подчищающей  иммунизации  против  полиомиелита  и 
ведения  ограничительных  мероприятий  на  территории  Чеченской  Республики»  в  период  с 
23.01.2020  по  29.01.2020организовано    проведение  подчищающей  иммунизации  против 
полиомиелита  на    14  административных  территориях,  в  том  числе      с  формированием  выездных 
прививочных  бригад  для  охвата    врачебных  и  фельдшерских  участков  не  укомплектованных 
медицинскими  работниками  и  населённых  пунктов,  находящихся  в  труднодоступной  местности.  
Активизирована  работа  иммунологических  комиссий,  по  пересмотру  медицинских  отводов  и 
отказов от прививок против полиомиелита.  Особое  
           Внимание  медицинских  работников  обращено  на  профилактику  вакциноассоциированного 
полиомиелита в детских организованных коллективах при  
проведении подчищающей иммунизации. 

В  целях  стабилизации  заболеваемости  корью  органами  исполнительной  власти  Чеченской 

Республики  совместно  с  Управлением  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике  организован  и 
проводится  комплекс  многоплановых  мероприятий,  основными из которых  являются  обеспечение 
достоверности  полноты  учета  детского  и  взрослого  населения,  подлежащего  иммунизации, 
обеспечение  строгого  контроля  за  планированием  профилактических  прививок  против  кори  и 
краснухи  детскому  и  взрослому  населению,  ведется  работа  над  внедрением  системы 
автоматизированного учета профилактических прививок детскому и взрослому населению в ЛПО, 
осуществляется  контроль  за  выполнением  требований  санитарного  законодательства  по 
вакцинопрофилактике, в том числе за функционированием  «Холодовой цепи» (в ходе плановых и 
внеплановых надзорных мероприятий).   

Обеспечено  лабораторное  подтверждение  каждого  случая  кори  в  вирусологической 

лаборатории  Ростовского  регионального  центра  по  надзору  за  корью  и  краснухой,  ежегодно 
проводится серологический мониторинг за напряженностью коллективного иммунитета против кори 
и  краснухи  в  индикаторных  группах  населения  и  эффективностью  иммунизации  с  последующей 
дополнительной иммунизацией выявленных серонегативных лиц.  

Активизирована  и  проводится  работа  посредством  СМИ  по  информированию  населения  о 

профилактике  кори  и  краснухи  и  о  негативных  последствиях  отказов  от  проведения 
профилактических прививок,  по  повышению профессионального  уровня  медицинских  работников 
посредством  проведения  конференций,  совещаний,  семинаров,  посвященных  вопросам 
профилактики кори и краснухи. 

 

По туберкулезу: 

1.  Усилить  работу  по  раннему  выявлению  туберкулеза  путем  организации  картотек, 

профилактического медицинского осмотра населения; 

2. Контроль за своевременностью проведения периодических профилактических медицинских 

осмотров  граждан,  проведением  плановой  иммунизации  населения  против  туберкулеза, 

 

172 

своевременной  госпитализацией  бациллярных  больных,  проведением  дезинфекционных 
мероприятий  в  очагах  туберкулеза,  соблюдением  санитарно-противоэпидемического  режима  в 
медицинских противотуберкулезных организациях; 

3.  Принять  меры,  направленные  на  снижение  уровня  больных  туберкулезом  с  ВК+  среди 

впервые выявленных на 20%. 

4. Подготовка совместно с противотуберкулезными организациями предложений о направлении 

документов  в  суд  о  госпитализации  больных  заразными  формами  туберкулеза,  неоднократно 
нарушающих  санитарно-противоэпидемический  режим,  а  также  умышленно  уклоняющихся  от 
обследований в целях выявления и лечения туберкулеза; 

5. Контроль за соблюдением правил допуска лиц к обслуживанию животных в неблагополучных 

по туберкулезу хозяйствах, проведением профилактического лечения животноводов и охраной труда 
работников  животноводства,  выполнением  обязательных  профилактических  мероприятий  в 
хозяйствах и на фермах. 

6.  Оказание  социальной  поддержки  больным  туберкулезом  районными  администрациями  и 

органами местного самоуправления. 

По ВИЧ инфекции: 

1. Проведение всем беременным женщинам двукратного тестирования на ВИЧ (при первичном 

обращении и в третьем триместре беременности 34-36 недель); 

2. Сопровождение тестирования обязательным до - и послетестовым консультированием; 
3.  Проведение  всем  беременным  ВИЧ-инфицированным  женщинам  химиопрофилактики 

передачи  ВИЧ  от  матери  к  ребенку,  которая  включает  в  себя  химиопрофилактику  в  период 
беременности, химиопрофилактику во время родов, химиопрофилактику новорожденному; 

  4. Перевод детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, сразу же после рождения на 

искусственное вскармливание. 

  5.  Проведение  информирования  и  обучения  медицинских  работников  и  населения  с  целью 

раннего выявления случаев ВИЧ-инфекции и ранних профилактических мероприятий; 

  6.  Ориентирование  ВИЧ-инфицированных  беременных  женщин  на  родоразрешение 

кесаревым сечением с целью снижения риска заражения новорожденного вертикальным путем; 

  7.  Бесперебойное  обеспечение  учреждений  родовспоможения  тестами  для  экспресс-

диагностики ВИЧ-инфекции; 

  8. 

Обеспечение 

учреждений 

родовспоможения 

препаратами 

для 

проведения 

химиопрофилактики ВИЧ-инфекции по экстренной схеме; 

Инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической профилактики: 

1.  Добиться  в  2021  году  охвата  профилактическими  прививками  против  всех  управляемых 

инфекций: среди детей до 18 лет – 95%, среди взрослых – 90% рекомендуемых ВОЗ, против гриппа 
от совокупного населения -25%, среди контингентов групп риска не менее 70%; 

2.  Проведение  систематических  проверок  на  достоверность  проводимых  прививок  на 

территориях, особенно при регистрации случаев заболеваний вакциноуправляемых инфекций; 

3. Надзор за соблюдением холодовой цепи на 2-3-4-ом уровнях; 
4. Принятие активного участия в проведении серомониторинга по управляемым инфекциям для 

оценки состояния индивидуального, коллективного иммунитета на подконтрольной территории; 

5.  Проведение  регистрации  случаев  инфекционных  заболеваний  после  установления 

окончательного диагноза; 

6.  Проведение  комплекса  профилактических  и  противоэпидемических  мероприятий  в  очагах 

вакциноуправляемых инфекций; 

7. Организация пересмотра медицинских отводов под контролем иммунологических комиссий 

ЛПО, обслуживающих детское и взрослое население;  

8.  Установление  контроля  над  наличием  необходимого  объема  живой  коревой  вакцины  и 

иммуноглобулина  в  ЛПО  для  проведения  плановой  иммунизации,  профилактических  и 
противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции; 

9.  Обеспечение  строгого  контроля  над  соблюдением  санитарно-противоэпидемического 

режима в лечебно-профилактических организациях, своевременным и в полном объеме проведением 
противоэпидемических  и  профилактических  мероприятий  в  очагах  кори  в  целях  предупреждения 
распространения инфекции; 

 10. Обеспечение планирования иммунизации населения ЧР, в том числе и против гриппа строго 

в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. 

 

173 

 11.  Обеспечение  строгого  соблюдения  регламентированных  сроков  сбора  и  доставки  в 

региональные центры сыворотки крови от больных для лабораторного подтверждения диагноза кори; 

 12. 

Проведение 

своевременного 

полного 

комплекса 

противоэпидемических 

и 

профилактических мероприятий при возникновении очагов кори на территории ЧР в соответствии с 
требованиями нормативных документов, включая введение ограничительных мероприятий в ЛПО, в 
том числе: 

-  иммунизация  населения  без  ограничения  возраста  и  с  максимальным  расширением  границ 

очага в первые 72 часа с момента выявления больного; 

-первоочередная  иммунизация  лиц  из  групп  высокого  риска  инфицирования  (медицинских 

работников,  педагогов,  работников  торговли,  транспорта,  коммунальных  работников  и  других),  а 
также мигрантов;  

-  плановый  прием  в  стационары  больных  и  лиц,  поступающих  по  уходу  за  больными, 

осуществлять только со сведениями о профилактических прививках против кори; 

- госпитализация лиц с признаками заболевания и контактных из очагов кори осуществлять по 

клиническим  и  эпидемиологическим  показаниям  только  в  боксированные  отделения,  при 
необходимости предусмотреть возможность их дополнительного развертывания; 

- запрет плановой госпитализации контактных лиц из очагов кори в медицинские организации 

неинфекционного  профиля  и  социальные  организации  в  течение  всего  периода  медицинского 
наблюдения за очагом; 

- не допускать до практических занятий в ЛПО студентов медицинских колледжей и ВУЗов, не 

болевших, не привитых, привитых однократно против кори; 

13. Обеспечение наличия необходимого объема живой коревой вакцины и иммуноглобулина в 

ЛПО  для  своевременного  проведения  плановой  иммунизации,  профилактических  и 
противоэпидемических  мероприятий  в  очагах  инфекции  и  создание  необходимых  температурных 
условий  «холодовой  цепи»  на  всех  этапах  их  транспортирования  и  хранения  в  соответствии  с 
требованиями санитарного законодательства.  

14.  Обеспечение  своевременного  поэтапного  введения  ограничительных  мероприятий,  в  том 

числе  в  медицинских  организациях,  детских  образовательных  учреждениях,  с  учетом 
текущей эпидемиологической ситуации по  заболеваемости гриппом и ОРВИ на территории; 

15. Проведение систематической санитарно-просветительной работы среди населения о мерах 

индивидуальной и общественной профилактики гриппа и ОРВИ; 

16. Осуществление контроля над своевременным отбором сывороток крови и носоглоточных 

мазков  от  больных  гриппом  и  ОРВИ  средней  тяжести  и  с  тяжелым  течением,  обратившихся  за 
медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения; 

17.  Осуществление  контроля  за  соблюдением  температурного  режима  в  образовательных  и 

социальных  учреждениях,  жилых  домах,  на  общественном  транспорте,  соблюдением  надлежащих 
условий для работающих на открытом воздухе; 

18. 

Осуществление 

контроля 

за 

неукоснительным 

соблюдением 

санитарно-

противоэпидемического режима и принципов изоляции пациентов в ЛПО, особенно в отделениях для 
лечения респираторных инфекций;  

19.  Осуществление  контроля  за  организацией  обучения  медицинских  работников  лечебно-

профилактических  учреждений  всех  форм  собственности  по  вопросам  эпидемиологии,  клиники, 
диагностики  и  профилактики  кори,  проведения  противоэпидемических  и  профилактических 
мероприятий в очагах инфекции; 

  20.  Обеспечение  контроля  за  готовностью  ЛПО  республики  к  работе  в  период  подъема 

заболеваемости гриппом и ОРВИ; 

3.  Налажен  санитарно-карантинный  контроль  в  местах  доставки  товара  в  зоне  таможенного 

контроля. 

По профилактике туберкулеза: 

 1. На протяжении 3-х лет уровень заболеваемости туберкулезом ниже показателей по РФ: по 

впервые выявленному активному туберкулезу – в 2,3 раза, по туберкулезу органов дыхания - в 1,8 
раза. Заболеваемость туберкулезом с МБТ (+) ниже среднефедерального показателя на 1,1 раза.  

 2.  Лечение  больных  туберкулезом  с  БК+,  подтвержденные  культуральными  методами 

исследования, проводят с учетом устойчивости к лекарственным препаратам, в 2018 году больные в 
100% случаев охвачены тестами на лекарственную устойчивость. 

По профилактике кори и краснухи:  

 

174 

В  результате  комплексного  подхода  к  решению  вопроса  по  снижению  и  дальнейшей 

профилактики  кори  с  2011  года  по  2020  год  в  результате  проводимых  профилактических  и 
противоэпидемических мероприятий удалось: 

- предотвратить занос с внутрибольничным распространением кори в ЛПО республики; 
- Избежать случаев кори среди медицинских работников республики; 
 3. Благодаря поддержанию уровня иммунитета на высоком уровне (более 95%) на территории 

республики с 2009 года не регистрировались случаи заболевания краснухой; 

По профилактике полиомиелита: 

  1.На  территории  республики  не  зарегистрирован  ни  один  случай  полиомиелита  вызванные 

диким полиовирусом или вакциноассоциированым вирусом и удалось сохранить статус территории 
свободной от циркуляции «дикого» вируса полиомиелита; 

 2.В 2020 году проведена кампания подчищающей иммунизации детей против полиомиелита. 
3. В течение последних четырех лет на базах Ставропольского регионального центра по надзору 

за  ПОЛИО/ОВП  и  Институт  полиомиелита  и  вирусных  энцефалитов  им.  М.П.  Чумакова  РАМН 
организован  и  проводится  серологический  мониторинг  состояния  коллективного  иммунитета  к 
полиомиелиту среди населения ЧР. 

4. Обеспечены основные качественные показатели эпидемического надзора за полиомиелитом 

и  энтеровирусными  инфекциями,  в  соответствии  рекомендаций  ВОЗ  и  нормативно  правовыми 
актами РФ, не менее 1 случая ОВП на 100тысяч детского населения до 15 лет (для ЧР -4случая ОВП 
в год); 

По профилактике гриппа: 

-  благодаря  своевременно  проведенным  профилактическим  и  противоэпидемическим 

мероприятиям,  направленным  на  предупреждение  распространения  гриппа  и  ОРВИ,  удалось 
удержать  заболеваемость  гриппом  и  ОРВИ  в  эпидемическом  сезоне  2020  –  2021  года  на  не 
эпидемическом уровне; 

 

По гельминтозам и протозоозам: 

1.  Надзор  за  полнотой  обследования  на  гельминтозы  и  кишечные  протозоозы  подлежащего 

контингента (дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, персонал дошкольных 
образовательных  учреждений,  школьники  младших  классов,  дети  всех  возрастов  детских 
учреждений закрытого типа и круглосуточного пребывания, амбулаторные и стационарные больные 
детских и взрослых поликлиник и больниц и др.). 

2.  Надзор  за  полнотой  осмотра  на  педикулез  и  чесотку  подлежащего  контингента  (дети, 

посещающие дошкольные образовательные учреждения, дети, проживающие в детских домах, домах 
ребенка, учащиеся школ-интернатов и др.); 

3.  Гигиеническое  образование  населения  с  помощью  средств  массовой  информации  по 

вопросам профилактики паразитозов и гельминтозов; 

Острые кишечные инфекции: 

1. Внедрение современных лабораторных методов исследований (диагностических, санитарно - 

бактериологических и санитарно - гигиенических) в бактериологических лабораториях ФБУЗ «ЦГ и 
Э в ЧР» и его филиалов; 

2.  Контроль  за  обеспеченностью  лабораторий  лечебно-профилактических  организаций  тест-

системами,  оборудованием  для  эффективной  этиологической  расшифровки  острых  кишечных 
инфекций. 

3.  Повышение  уровня  квалификации  специалистов  бактериолоических  лабораторий  лечебно-

профилактических организаций республики. 

4.  Надзор  за  состоянием  всех  эпидемиологически  значимых  объектов  (источники 

водоснабжения,  очистные  сооружения,  водопроводная  и  канализационная  сети,  объекты 
общественного  питания,  торговли,  детские,  учебные,  военные  учреждения,  лечебно-
профилактических организациях, санаториях, домах отдыха и др.). 

5.  Надзор  за  санитарным  состоянием  и  коммунальным  благоустройством  территорий 

населенных пунктов. 

6.  Лабораторный  контроль  за  объектами  окружающей  среды  с  применением  санитарно-

бактериологических,  санитарно-вирусологических  исследований  (определение  колифагов, 
энтеривирусов, антигена ВГА), молекулярно-генетических методов (включая определение РНК ВГА, 
энтеровирусов); 

7.  Обеспечение  населения  доброкачественными,  безопасными  в  эпидемическом  отношении 

 

175 

пищевыми продуктами и водой и в целом условиями жизнедеятельности населения; 

8.  Проведение  оценки  взаимосвязи  между  заболеваемостью  и  санитарно-гигиеническими 

условиями на эпидемиологически значимых объектах; 

По вирусным гепатитам: 

1. Ведение 100% учета больных острыми и хроническими формами вирусных гепатитов В и С, 

носителей HВsAg и анти-ВГС (создать картотеку учета).  

2.  Постоянный  контроль  за  полнотой  и  качеством  лабораторного  обследования  доноров, 

беременных,  и  групп  высокого  риска  заражения  их  обследования;  своевременным  и  полным 
выявлением  больных  острыми  и  хроническими  формами  инфекции,  контроль  за  полнотой  и 
качеством клинико-лабораторной расшифровки "носительства" вируса ГВ, качеством диспансерного 
наблюдения за реконвалесцентами и больными всеми формами хронической инфекции; 

3. Систематический контроль за оснащенностью оборудованием, обеспечением медицинским и 

лабораторным инструментарием и соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в ЛПО: 
учреждениях  службы  крови,  стационарах,  родильных  домах,  диспансерах,  амбулаторно-
поликлинических  учреждениях.  Специального  внимания  требуют  отделения  с  высоким  риском 
заражения (отделения: ожоговое, гемодиализа, сердечно-сосудистой хирургии, гематологии, т.п.), а 
также учреждения закрытого типа для детей и взрослого населения; 

7. Осуществление систематического контроля за карантинизацией свежезамороженной плазмы, 

полученной  от  доноров,  исключающей  передачу  ВИЧ-инфекции  с  учетом  максимальной 
продолжительности латентного периода гемотрансмиссивных инфекций (в течение 180 суток).  

 8.  Продолжить  проведение  серологического  мониторинга  за  напряженностью  коллективного 

иммунитета в индикаторных группах населения и эффективностью иммунизации в соответствии с 
методическими документами; 

По внутрибольничным инфекциям: 

1. Принятие действенных мер по активизации работы комиссии по профилактике ВБИ в лечебно 

– профилактических организациях республики;  

2.  Обеспечение  полного  учета  и  регистрации  ВБИ  на  основе  стандартного  определения 

стандартного случая ВБИ; 

3.  Обеспечение  лабораторной  диагностики  и  мониторинга  возбудителей  ВБИ  –  один  из 

важнейших факторов успешной борьбы с ВБИ; 

4.  Определение  стратегии  и  тактики  использования  антибиотиков  и  химиопрепаратов. 

Нерациональная  антибиотикотерапия  увеличивает  сроки  пребывания  больных  в  стационарах, 
приводит к серьезным осложнениям и летальным отходам; 

По природно – очаговым инфекциям: 

1. Набор и подготовка квалификационных специалистов-зоологов для ФБУЗ «ЦГ и Э в ЧР» на 

базе Ставропольского НИПЧИ; 

2.Добиться в 2021 году решения вопроса по организации лабораторных исследований на КГЛ, 

КВЭ и другие природно- очаговые инфекции в лечебно-профилактических организациях республики; 

В области профилактики и борьбы с инфекционными и паразитарными болезнями: 

  обеспечение  комплексного  подхода  к  реализации  мер  по  предупреждению  распространения 

инфекций, включающего надзор, профилактику и лечение инфекционных болезней; 

организация  и  проведение  мероприятий,  направленных  на  предупреждение  распространения 

кори в случае её завоза на территорию Чеченской Республики; 

обеспечение  качественных  показателей  эпидемиологического  надзора  за  полиомиелитом  и 

острыми вялыми параличами в рамках Национального плана действий по поддержанию свободного 
от полиомиелита статуса Чеченской Республики; 

реализация мер, направленных на снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ в эпидемическом 

сезоне 2019-2020 г. и 2020-2021г. Мониторинг заболеваемости и циркуляции вирусов гриппа и ОРВИ. 
Организация  мероприятий  по  мониторингу  за  внебольничными  пневмониями  и  лабораторной 
диагностикой внебольничных пневмоний в организованных коллективах; 

профилактика  инфекционных  болезней,  в  т.  ч.  путем  расширения  региональной  программы 

иммунизации  населения,  проведения  информационно-просветительской  работы  и  социальной 
поддержки групп населения, наиболее уязвимых к инфекционным болезням; 

обеспечение 

эпидемиологического 

надзора 

за 

организацией 

и 

проведением 

иммунопрофилактики  населения;  контроль  за  достижением  и  поддержанием  требуемых  уровней 
охвата  прививками  декретированных  групп  населения  в  рамках  национального  календаря 

 

176 

профилактических прививок;  

контроль за осуществлением диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов 

В  и  С,  профилактики  вертикальной  передачи  ВИЧ  от  матери  ребенку,  за  увеличением  охвата 
диспансерным наблюдением и химиопрофилактикой ВИЧ-инфицированных беременных женщин. 

 
3.6  Проблемные  вопросы  при  обеспечении  санитарно  –  эпидемиологического 

благополучия населения и намечаемые меры по их решению. 

Основными проблемными вопросами обеспечения эпидемиологического благополучия 

явились: 

1.

 

Организация  автоматизированного  учета  профилактических  прививок  детскому  и 
взрослому населению в медицинских организациях с использованием программ. 

2.

 

Недостаточная 

обеспеченность 

медицинских 

организаций 

электронными 

тер-

моиндикаторами  и  фармацевтическими  холодильниками,  использование  холодильного 
оборудования  для  хранения  и  транспортирования  медицинских  иммунобиологических 
препаратов со сроком эксплуатации более 10 лет на 4 уровне «Холодовой цепи». 

3.

 

Недостаточный  уровень  лабораторной  диагностики  в  медицинских  организациях 
инфекционных  и  паразитарных  заболеваний  (острых  кишечных  инфекций,  в  том  числе 
вирусной  этиологии,  внебольничными  пневмониями,  гриппа  и  ОРВИ,  менингококковой 
инфекции и гнойных менингитов, коклюша, энтеровирусной инфекции). 

4.

 

Неполный  охват  прививками  против  инфекции  управляемых  средствами  специфической 
профилактики  категории  граждан,  подлежащих  обязательной  вакцинации  в  рамках 
Национального календаря профилактических прививок. 

5.

 

Низкий уровень регистрации инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи. 

6.

 

Недостаточная  оснащенность  медицинских  организаций  республики  центральными 
стерилизационными отделениями. 

С целью решения проблемных вопросов Управлением в 2019 г. запланировано: 

           Рассмотрение на заседании санитарно-противоэпидемической комиссии вопроса: 

-

 

«О мерах профилактики гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 

2021-2022 гг. по гриппу и ОРВИ»; 

-

 

 «О мерах по профилактике туберкулеза». 

 

Принятие и реализация постановлений Главного государственного санитарного  

               врача по ЧР: 

-

 

 «О  проведении  серомониторинга  по  изучению  состояния  иммунитета  к  кори,  краснухе, 

дифтерии, столбняку, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, вирусному гепатиту В в 
2021 г. 

-

 

«О  проведении  подчищающей  иммунизации  против  полиомиелита  на  территории 

Чеченской Республике». 

Проблемные вопросы по надзору за условиями воспитания и обучения: 

-  основной  проблемой  дошкольного  образования  является  переполненные  группы  детских 

садов, очередность мест для детей возраста от 0-3 лет; 
             -  несмотря  на  строительство  новых школ, также в республике актуальным остается  вопрос 
нехватки  образовательных  организаций,  в  связи  с  чем,  в  школах  отмечается  переуплотненность, 
число обучающихся превышает    рассчитанной вместимости и наличие организаций, занимающихся 
в три смены; 
         - обеспечение детей всех уровней обучения сбалансированным, физиологически полноценным 
питанием;  
         -  решение  вопроса  комплектования  работниками  пищеблоков  со  специальным  образованием, 
технологами и проведения их профессиональной переподготовки; 
         -  в  организациях  отдыха  и  оздоровления  детей  отмечается  не  укомплектованность 
медицинского  персонала  в  соответствии  с  приказом  Минздравсоцразвития  России  от  16.04.2012г 
№363-н  «Об  утверждении порядка  оказания медицинской  помощи несовершеннолетним  в  период 
оздоровления и организованного отдыха». 
 

3.7 Выполнение мер по реализации международных актов и нормативных правовых актов 

Российской  Федерации,  принятых  в  целях  обеспечения  санитарно-эпидемиологического 
благополучия населения. 

 

177 

В  целях  организации  деятельности  Управления  Роспотребнадзора  по  ЧР  в  пределах  его 

полномочий  и  компетенции  по  вопросам,  связанным  с  реализацией  технических  регламентов 
Таможенного союза (далее – ТР ТС), устанавливающих требования к продукции и связанным с ней 
процессам  производства,  хранения,  перевозки  (транспортировки),  и  реализации  приказа 
Роспотребнадзора  №  463  «Об  организации  деятельности,  связанной  с  реализацией  технических 
регламентов Таможенного Союза» подготовлен Приказ №54 от 02.08.13г. «О внедрении технических 
регламентов  Таможенного  союза  в  надзорную  деятельность»,  разработан  План  по  внедрению 
технических регламентов. 

  В рамках поставленных задач проводятся обучающие семинары по разъяснению требований 

технических  регламентов  технических  регламентов  Таможенного  союза  (ТР  ТС  015/2011«О 
безопасности  зерна»,  ТР  ТС  021/2011  «О  безопасности  пищевой  продукции»,  ТР  ТС  022/2011 
«Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую 
продукцию  из  фруктов  и  овощей»,  ТР  ТС  024/2011  «Технический  регламент  на  масложировую 
продукцию»,  ТР  ТС  027/2012  «О  безопасности  отдельных  видов  специализированной  пищевой 
продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», ТР ТС 
029/2012  «Требования  безопасности  пищевых  добавок,  ароматизаторов  и  технологических 
вспомогательных средств» и др.). 

В 2020 году, как и в предыдущие годы, Управлением Роспотребнадзора по ЧР организованы и 

проведены семинары в Республиканском комитете по малому бизнесу и предпринимательству, и в 
районных  бизнес-центрах  комитета  Правительства  Чеченской  Республики  с  индивидуальными 
предпринимателями  и  юридическими  лицами,  осуществляющими  предпринимательскую 
деятельность на территории  

Чеченской  Республики,  по  разъяснению  требований  технических  регламентов  Таможенного 

союза. 

С целью оценки эффективности проведенных мероприятий в рамках Приказа №54 от 02.08.14 

проведен  сравнительный  анализ  по  применению  составов  Кодекса  об  административных 
правонарушениях  Российской  Федерации  за  12  месяцев  2018,  2019  и  2020гг.  за  нарушения 
Технических регламентов. 

В  2018  году  специалистами  управления  Роспотребнадзора  по  Чеченской  Республике 

вынеслист.14.43.  ч.1  -    114  протоколов,  по  ст.ст.  14.43,  ч.2  –  1  протокол,  14.45.  –  возбудили  1 
административное дело, 14.46 ч1 – 1 постановление, 14.53 ч1 – 18 административных дел, 14.53 ч2 и 
14.53 ч3 – 2 и 1 административные дела соответственно 

В  2019  году  за  аналогичный  период  специалистами  управления  вынесены  следующие 

постановления: 14.43 ч1 – 72 административных дела, 14.43 ч2 – 5 административных дел,  
14.45 – 1 постановление, 14.46 ч1 – 1 постановление, 14.53 ч1 – 8 административных дел, 14.53 ч2 и 
14.53 ч3 – 6 и 2 административных дела соответственно.  

Проверено субъектов надзора за 2020 год 48. Из них: 
-  ТР  ТС  029/2012  «Требования  безопасности  пищевых  добавок,  ароматизаторов  и 

технологических вспомогательных средств» - 36; 

 -  ТР ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию» - 1; 
 -  ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» - 11. 
В  2020  году  за  аналогичный  период  специалистами  управления  вынесены  следующие 

постановления: 14.43 ч1 – 4 административных дела, 14.43 ч2 – 32 административных дел, 15.12ч2- 
11 постановлений, 15.12ч4 – 2 постановления.   

Наложено  административных  штрафов  без  конфискации  32  на  сумму  280  тыс.  рублей,  с 

конфискацией  7  штрафов  на  сумму  26  тыс.  рублей  Сумма  конфискованной  продукции  составила 
156,1 тыс. рублей.      

В  Республике  функционируют  в  основном  объекты  мелкорозничной  сети,  возникают 

проблемные  вопросы  при  назначении  мер  административного  взыскания  по  статьям  КоАПРФ, 
предусматривающим  привлечение  к  ответственности  за  нарушения  требований  технических 
регламентов,  поскольку  субъекты  проверки  оказываются  не  платежеспособными  из-за  высоких 
размеров штрафных санкций по вышеуказанным статьям. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

 
В  результате  осуществления  федерального  государственного  контроля  (надзора), 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..