О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения города Краснодара в 2019 году - часть 4

 

  Главная      Книги - Разные     О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения города Краснодара в 2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения города Краснодара в 2019 году - часть 4

 

 

65
Таблица № 27
Удельный вес проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам, по
санитарно-химическим показателям в селитебной зоне города Краснодара в %
Показатели
2017г.
2018г.
2019г.
Динамика
1
Краснодарский край
0
0,27%
2,09%
2
Краснодар
0
0
0
↑↓
В период 2017г. по
2019г. все пробы на санитарно-химические исследования
соответствовали гигиеническим нормативам при среднекраевом показателе соответственно
0%, 0,27% и 2,09%.
Количество исследованных проб на тяжелые металлы в целом в 2019г. составляет 257
проб, в 2018г. - 231 проба и в 2017г.-354 пробы, превышений ПДК не обнаружено.
Микробное загрязнение почвы селитебной зоны
Анализ микробного загрязнения почвы в селитебной зоне в 2019 г. показал тенденцию
к уменьшению проб, превышающих гигиенические нормативы, по сравнению с 2017 г.
Процент проб снизился с 7,29% в 2017 г. до 5,3% в 2019г., при среднекраевом показателе
1,96% в 2017г. и 3,3%% в 2019г. (табл. № 28)
Таблица № 28
Удельный вес проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по
микробиологическим показателям в селитебной зоне города Краснодара в %
Показатели
2017г.
2018г.
2019г.
1
Краснодарский край
1,96%
3,34%
3,33%
↑↓
2
Краснодар
7,29%
0
5,3%
↑↓
Паразитарное загрязнение почвы на селитебной территории г. Краснодара
Удельный вес проб, не соответствующих по паразитарным показателям в 2019г.,
незначительно снизился по сравнению с 2017г. на 0,44% и составляет соответственно за
период 2017 - 2019 гг.- 2,42%, 1,3% и 1,98%. При краевых показателях
0,37%, 0,24% в
2018г. и 0,26% в 2019г. (табл. № 29)
Таблица № 29
Удельный вес проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по
паразитологическим показателям в селитебной зоне города Краснодара в %
Показатели
2017г.
2018г.
2019г.
Динамика
1
Краснодарский край
0,37%
0,24%
0,26%
↑↓
2
Краснодар
2,42%
1,3%
1,98%
↑↓
В 2017г. и в 2018 г. пробы почвы на микробиологические показатели, отобранные на
территории детских учреждений и детских площадок, соответствовали гигиеническим
нормативам; в 2019г. в 2-х пробах из 9-ти обнаружено микробное загрязнение.
Не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям
почва, отобранная на территориях ЗСО источников водоснабжения в 2017г. в 3-х пробах их
6-ти
(50%), в
2018г. в
1 пробе из 13-ти (7,6%), и в
4-х пробах из
20-ти
(20%) не
соответствовали гигиеническим нормативам.
66
Все пробы, отобранные в
2017г. и в 2019 гг. в г. Краснодаре на преимагинальные
стадии мух, соответствовали гигиеническим требованиям. В 2018г. пробы почвы на
территории г. Краснодара на эти виды исследований не проводились.
Количество проб, исследованных на радиоактивные вещества, в отчетный период
колеблется от 6 до 39 проб. Все пробы, исследованные на радиоактивные вещества в
2017-2019гг., соответствуют гигиеническим нормативам.
3.2.2. Гигиенические проблемы питания населения
Нарушение структуры питания населения приводит к изменениям пищевого статуса, что
способствует развитию неинфекционных заболеваний, составляющих более половины причин
смерти населения страны.
Доказано, что вклад питания в развитие болезней сердечно-сосудистой системы,
диабета, остеопороза, ожирения, некоторых форм злокачественных новообразований
составляет от 30 до 50 %. Оптимальное питание в свою очередь способствует профилактике
целого ряда заболеваний.
Более 90 % населения Российской Федерации используют в своём рационе избыточное
количество простых углеводов, что может способствовать развитию ожирения, сердечно-
сосудистых заболеваний, новообразований и сахарного диабета.
Прожиточный минимум - один из главных социально-экономических показателей, с
помощью которых оценивается уровень жизни населения. Величина прожиточного
минимума на душу населения в среднем по Краснодарскому краю на конец 2018 года
составила
10209 рублей. Учитывая стоимость коммунальных услуг, лекарств,
непродовольственных товаров первой необходимости и прочих расходов, включенных в
потребительскую корзину, оставшаяся денежная сумма не позволяет в полной мере
соблюсти требования рационального питания большей части населения края. В рационе
жителей с малыми доходами преобладают хлебные продукты, крупы. Такое питание создает
условия для распространения избыточной массы тела и ожирения, гипертонии,
атеросклероза, диабета и других заболеваний обмена веществ у населения. Одновременно
рационы питания населения характеризуются недостаточным содержанием витаминов и
минеральных веществ, что обуславливает наличие заболеваемости отдельных органов и
систем в той или иной степени обусловленных структурой и качеством питания табл. № 30.
Таблица № 30
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах Краснодарского края в
кг в год в среднем на одного человека
Наименование
групп
Годы
продуктов
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Мясо и мясопродукты
76
77
81
81
81
89
91
96
Молоко и молокопродукты
222
263
224
223
224
275
261
261
Яйца и яйцепродукты, шт.
317
193
313
313
320
224
221
221
Сахар, кондитерские
49
29
49
49
49
31
30
32
Масло растительное
17,0
11
17,4
17
17,4
12
12
11
Мучные, крупяные изделия
133
92
133
не
не
не
не
не
представ
представ
представле
представле
представле
лены
лены
ны
ны
ны
Картофель
88
49
90
92
94
51
50
50
Овощи и бахчевые
132
132
135
136
137
118
119
132
Фрукты и ягоды
97
77
96
96
93
78
77
80
Рыба и рыбопродукты
15,5
20
20
не
не
20
19
20
предста
предста
влены
влены
Хлебные продукты
не
не
не
не
не
не
88
85
представле
предста
предста
предста
предста
представл
ны
влены
влены
влены
влены
ены
67
Примечание*: Информация о потреблении основных продуктов питания на душу
населения края в 2019г. будет представлена Территориальным органом федеральной службы
государственной статистики по Краснодарскому краю только в июле 2019 года.
Из таблицы видно, что в 2018 г. ситуация по потреблению пищевых продуктов
несколько изменилась по сравнению с ситуацией
2017 года. Несколько увеличилось
потребление мяса и мясных продуктов, сахара и кондитерских изделий, овощей и бахчевых,
фруктов и ягод, рыбы и рыбопродуктов. Отмечается снижение потребления растительного
масла, хлебных продуктов.
Важнейшей составляющей качества питания населения является его
безопасность.
Основным достижением Управления по разделу «надзор за питанием населения»
можно считать, что в результате проведения комплекса организационных и контрольно-
надзорных мероприятий удалось не допустить групповых случаев пищевых отравлений и
кишечных инфекций у населения, факторами передачи которых являются продукты питания,
пищевых отравлений и групповых заболеваний у декретированной группы населения,
случаев профессиональных заболеваний, пищевых отравлений и пищевых токсикоинфекций,
связанных с употреблением в пищу продуктов промышленного производства.
В
2019г. по результатам проведенных надзорных мероприятий Управлением
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю забраковано 665 партий продовольственного
сырья и пищевых продуктов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве
и безопасности пищевых продуктов» в обороте не могут находиться пищевые продукты,
материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности; не соответствуют представленной
информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их
фальсификации; не имеют установленные сроки годности или сроки которых истекли; не
имеют маркировку, содержащую сведения, предусмотренные законом. Такие пищевые
продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат
реализации, утилизируются или уничтожаются.
Общий объем пищевой продукции снятой с реализации в 2019 году в городе
Краснодаре составил
26108 кг. Наибольший объем забракованной продукции был в
следующих группах пищевых продуктов: «кондитерские изделия» - 14938 кг, «мясо и
мясопродукты» - 8993 кг, «рыба и рыбные продукты» - 1001 кг. (Табл. № 31)
Таблица №31
Снятие с реализации пищевых продуктов.
2017 год
2018 год
2019 год
продовольственное
Число Объем (кг)
Число
Объем (кг)
Число Объем (кг)
сырье и пищевые
партий
партий
партий
продукты
всего
513
23315,9
1100
7448,34
665
26108
в т.ч.:
23
67,6
19
199,05
267
8993
мясо
и
мясные
продукты
птица, птицеводческие
11
41,1
7
34
10
38
продукты
молоко,
молочные
продукты
3
5
13
104,7
1
3,8
рыба,
рыбные
4
62
20
продукты
145,87
46
1001
68
2017 год
2018 год
2019 год
продовольственное
Число
Объем (кг)
Число
Объем (кг)
Число
Объем (кг)
сырье и пищевые
партий
партий
партий
продукты
кулинарные изделия
135
16154
782
4345,41
81
146
кулинарные изделия
7
57
704
3851,48
81
146
цехов и предприятий
общественного
питания
хлебобулочные
0
0
изделия
25
117,36
10
34
мукомольно-крупяные
0
0
1
4,5
0
0
изделия
сахар
0
0
0
0
0
0
кондитерские изделия
14
396
107
515,1
72
14938
плодоовощная
0
0
94
1640,8
10
545
продукция
в том числе картофель
0
0
0
0
1
120
бахчевые культуры
0
0
0
0
1
100
плоды и ягоды
0
0
1
7
1
2,51
овощи,
столовая
0
0
3
5,5
4
40,82
зелень
грибы
0
0
1
3
0
0
масложировая
0
0
0
0
0
0
продукция, животные и
рыбные жиры
безалкогольные
0
0
0
0
5
169
напитки
алкогольные напитки
295
710
0
0
0
0
и пиво
в т.ч. пиво
0
0
0
0
0
0
мед и продукты
0
0
0
0
0
0
пчеловодства
соки,
нектары,
0
0
0
0
0
0
сокосодержащие
напитки
продукты
детского
0
0
0
0
0
0
питания
консервы
0
0
8
22,35
7
9,1
биологически
0
0
0
0
0
0
активные добавки к
пище
прочие
21
5823,2
16
250,9
156
772
Обеспечение химической,
паразитарной
и
радиационной безопасности
продуктов
питания.
69
Организация контроля за безопасностью для здоровья населения продуктов питания
является одной из основных задач в деятельности службы как в целом в России, так и на
территории Краснодарского края. Систематически проводится мониторинг за качеством и
безопасностью продуктов питания на потребительском рынке Краснодарского края.
Исследования проводились на соответствие требованиям действующих технических
регламентов.
Качество и безопасность пищевых продуктов
- важная часть санитарно-
эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, так как состояние
питания населения является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье и
сохранение генофонда нации.
В 2019 г. санитарная служба продолжала активно участвовать в реализации Концепции
государственной политики в области здорового питания населения России. Осуществлялся
контроль выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации,
постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации и
Краснодарского края, других нормативных и распорядительных документов в области
безопасности пищевых продуктов.
Разработан комплекс мер по недопущению ввоза и реализации на потребительском
рынке края недоброкачественной пищевой продукции, с ведением лабораторного контроля,
установлению нарушений в цепочке транспортировки, хранении и реализации продукции,
ужесточению мер административного воздействия. Ведется мониторинг за загрязнением
пищевых продуктов и продовольственного сырья потенциально опасными загрязнителями
различной природы.
Обеспечение химической безопасности пищевых продуктов
На соответствие требованиям нормативно-правовым актам Российской Федерации в
2019 г. в городе Краснодаре по санитарно-химическим показателям было исследовано 669
проб, за аналогичный период
2018 г. по санитарно-химическим показателям было
исследовано 482 пробы продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В 2019 г. не отвечало требованиям гигиенических нормативов по санитарно-
химическим показателям 1 проба по содержанию нитратов в бахчевой культуре. В 2018 г. и
2017 г. проб не отвечающих требованиям нормативной документации по санитарно-
химическим показателям не выявлено. Удельный вес проб продовольственного сырья и
пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-
химическим показателям в 2019 г. составил 0,02%, см. таблицу № .32
Таблица № 32
Удельный вес проб, не отвечающей требованиям нормативных документов, по
результатам лабораторного исследования продовольственного сырья и пищевых
продуктов по основным показателям безопасности в %
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Показатели безопасности
%
%
%
%
нитраты
0
0
0
0,1
микотоксины
0
0
0
0
нитрозамины
0
0
0
0
пестициды
0
0
0
0
токсичные элементы
0
0
0
0
ртуть
0
0
0
0
свинец
0
0
0
0
кадмий
0
0
0
0
70
На нитраты в
2019 году было исследовано
105 проб, из них
1 проба не
соответствовала требованиям нормативных документов, что составило 0,9%, за
2018 год
было исследовано 58 проб продуктов. Превышения допустимых уровней нитратов за 2018г.
не выявлено.
На пестициды в 2019 году было исследовано 327 проб, в 2018 году было исследована
200 проб продуктов. Превышения допустимых уровней пестицидов за 2019 г. и
2018 г. не
выявлено.
На содержание нитрозаминов в 2019 г. было исследовано 4 пробы, в 2018 г. было
исследована 22 пробы продуктов. Превышения допустимых уровней нитроаминов за 2019 г
и 2018 г. не выявлено.
На содержание микотоксинов в 2019 г. было исследовано 216 проб, в 2018 г. было
исследована
128 проб продуктов. Превышения допустимых уровней микотоксинов за
2019 г. и аналогичный период 2018 г. не выявлено.
На содержание полихлоринованных бифенилов в 2019 г. было исследовано 17 проб,
в
2018 г. было исследовано
14 проб продуктов. Превышения допустимых уровней
полихлоринованных бифенилов за 2019 г. и аналогичный период 2018 г. не выявлено.
На содержание гистамина в
2019 г. было исследована 1 проба, в 2018 году было
исследовано 5 проб продуктов. Превышения допустимых уровней гистамина за 2019 г. и
аналогичный период 2018 г. не выявлено.
На содержание бенз(а)пирена в
2019 году было исследовано 6 проб, в 2018 г. было
исследовано 11 проб продуктов. Превышения допустимых уровней бенз(а)пирена за 2019 г.
и 2018 г. не выявлено.
На содержание олова в 2019 г. было исследовано 10 проб, в 2018 году было
исследовано 2 пробы. Превышения допустимых уровней олова за
2019 г. и
2018 г. не
выявлено.
На содержание хрома в 2019 г. было исследовано 8 проб, в 2018 г. было исследовано
2 пробы. Превышения допустимых уровней хрома за 2019г и
2018 г. не выявлено.
На содержание никеля в 2019 г. было исследовано 3 пробы, превышения допустимых
уровней никеля в 2019 г. не выявлено.
На содержание 5-оксиметилфурфурола в 2019 г. было исследовано 3 пробы, в 2018
году было исследовано
9 проб продуктов. Превышения допустимых уровней
5-оксиметилфурфурола за 2019 г. и 2018 г. не выявлено.
На содержание меламина в 2019 г. было исследовано 47 проб, в 2018 г. было
исследовано 16 проб продуктов. Превышения допустимых уровней меламина за
2019 г. и
2018 г. не выявлено.
В 2019 г. было исследовано 462 пробы, в 2018 г. - 375 пробы на токсичные
элементы. Превышения допустимых уровней токсичных элементов за 2019 г. и 2018 г. не
выявлено.
В 2019 г. на калорийность, химический состав было исследовано 830 проб, в 2018г.
- 200 проб готовых блюд, из них одна проба не соответствовала требования нормативной
документации, что составило 0,5%. Превышение допустимых уровней в 2019 г. не выявлено.
На качество термической обработки в 2019 г. было исследовано 575 проб, в 2018 г.
было исследовано 479 проб готовых блюд. Проб не отвечающих требованиям нормативов не
выявлено.
В 2019 году на йодированную соль было исследовано 51 проба, в 2018 г. - 18 проб.
Проб не соответствующих требованиям в 2018-2019 гг. не выявлено.
На наличие ГМИ в 2019 г. было исследовано 153 проб, в 2018 г. было исследовано
530 проб. Продукция содержащая ГМИ не выявлена.
На радиоактивные вещества в 2019 году было исследовано 200 проб, в 2018 году
исследовано 113 проб. Проб, не отвечающих гигиеническим требованиям в 2018-2019 гг. не
выявлено.
71
На антибиотики в 2019 году было исследовано 251 проба, в 2018 году исследовано
128 проб. Проб, не отвечающих гигиеническим требованиям за 2019-2018 гг. не выявлено.
Обеспечение биологической безопасности пищевых продуктов
По микробиологическим показателям в 2019 г. было исследовано 5845 проб пищевых
продуктов, из них 46 проб не отвечали требованиям гигиенических нормативов (0,8 %), в
2018 г. было исследовано 4813 проб пищевых продуктов, из них 28 проб не отвечали
требованиям гигиенических нормативов (0,5 %); в
2017 г. было исследовано 5399 проб
пищевых продуктов и продовольственного сырья, из них
87 пробы не отвечали
гигиеническим нормативам (1,6%).
Удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих
требованиям нормативов по микробиологическим показателям остаётся на уровне
многолетних наблюдений.
В том числе на патогенные микроорганизмы исследовано в 2019 г. исследовано 5382
пробы продукции, патогенная микрофлора не выявлена. В
2018 г. на патогенные
микроорганизмы исследовано 4357 проб продукции, выявлена патогенная микрофлора в 3
пробах (0,07 %). В 2017 г. исследовано 5014 проб, патогенная микрофлора не выделена.
См. таблицу 33.
Таблица № 33
Удельный вес проб продуктов питания, не отвечающих требованиям
гигиенических нормативов по микробиологическим показателям, в %.
Продовольственное сырье и пищевые продукты
2017г
2018г
2019г
Всего
1,6
0,5
0,8
из них импортируемые
0
0
0
мясо и мясные продукты
0,35
0
0
птица и птицеводческие продукты
0
0,39
0
молоко, молочные продукты, включая масло и
0,56
1,74
0,4
сметану
масложировые продукты
0
0
0
рыба, рыбные продукты и др. продукты моря
2,7
0
0
кулинарные изделия
2,4
0,59
1,3
в т.ч. вырабатываемые по нетрадиционной
0
0
43,7
технологии
Кулинарные изделия цехов и предприятий
18,45
0,30
2,5
общественного питания, реализующих свою
продукцию через торговую сеть
Мукомольно- крупяные, хлебобулочные изделия
0,31
0,93
0
сахар
0
0
0
Кондитерские изделия
0
0
0
Плодоовощная продукция
0
0
0
овощи, столовая зелень:
0
0
0
Плоды и ягоды
0
0
0
грибы
0
0
0
в т. ч. Картофель
0
0
0
бахчевые культуры
0
0
0
плоды
0
0
0
ягоды
0
0
0
дикорастущие пищевые продукты
0
0
0
в т.ч. грибы
0
0
0
жировые растительные продукты
1,96
0
0
Масличное сырье и жировые продукты
0
0
0
безалкогольные напитки
1,69
0
0
72
Соки, нектары, сокосодержащие
0,83
0,6
0
алкогольные напитки и пиво
0
0
0
Алкогольные напитки
0
0
0
мед и продукты пчеловодства
0
0
0
продукты детского питания
4,76
0
0
консервы
0
0
0
Зерно семена
0
0
0
минеральные воды
0
0
0,9
биологические добавки к пище
14,2
0
0
В целях информирования потребителей на сайте Государственного информационного
ресурса в сфере защиты прав потребителей
(http://zpp.rospotrebnadzor.ru ) размещается
информация о выявлении продукции, несоответствующей нормативным требованиям, с
указанием её наименования, производителя, даты изготовления и региона, где выявлены
нарушения.
За
2019 года в модуль
«Уведомления о пищевой продукции» Управлением
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю опубликованы сведения о 84 случаях выявления
неудовлетворительных результатов экспертиз пищевых продуктов:
- 67 уведомлений по несоответствию маркировки;
- 16 уведомлений по физико-химическим показателям молочной продукции;
- 1 уведомление по физико-химическим показателям соковой продукции.
Из исследованных на физико-химические показатели
3
385 проб в
2019 году
выявлено 17 проб (0,7%), не отвечающих требованиям нормативной документации по
показателям, характеризующим фальсификацию, что ниже показателя 2018 года на 56% (39
проб).
Из общего числа выявленных фальсифицированных проб, 12 проб (70%) изготовлены
за пределами Краснодарского края: в Республике Беларусь, в Ростовской области, в
Ставропольском крае, в Курской, Челябинской области.
Из
17 проб, не отвечающих требованиям по показателям, характеризующим
фальсификацию:
- 10 проб отобрано в организациях торговли (молочная продукция);
-
6 проб отобрано в детских дошкольных учреждениях
(молочная и соковая
продукция);
- 1 проба - в лечебно-профилактическом учреждении (молочная продукция).
В отношении всех фальсифицированных проб пищевой продукции проведена
процедура, предусмотренная законодательством в сфере технического регулирования: в
адрес производителей в соответствии со статьей
38 ФЗ
№ 184 «О техническом
регулировании» направлены соответствующие запросы о проверке достоверности указанных
фактов, в адрес управлений соответствующих субъектов направлены пакеты документов,
необходимые для инициации проверочных мероприятий. В отношении продавцов,
поставщиков и производителей фальсифицированных товаров возбуждено
32 дела об
административных правонарушениях, на сумму штрафа 970 тыс. рублей.
Меры обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности питания населения
На контроле отдела надзора за питанием населения находилось в 2019 г. -
2080
объектов (в 2018 г. - 2026 объектов, в 2017 г. - 1928 объектов), в т.ч.: предприятий пищевой
промышленности — 14 (в 2018 г. - 11, в 2017 г. - 10), общественного питания — 1034 (в
2018 г. - 1024, в 2017 г. -
1030 объектов), предприятий торговли - 1032 (в 2018 г. - 930
объектов, в 2017 г. -
888 объектов). Санитарно-гигиеническая характеристика объектов
государственного санитарно-эпидемиологического надзора за последние 5 лет представлена
в таблице № 26.
Одним из индикативных показателей ведомственной целевой программы «Гигиена и
73
здоровье» является удельный вес объектов, относящихся по уровню санитарно-
эпидемиологического благополучия к
3-й группе. Поэтому одним из приоритетных
направлений в работе службы являлось осуществление контроля за санитарно-
эпидемиологическим благополучием на пищевых объектах и доведения их до соответствия
гигиеническим требованиям, т.е. увеличение объектов 1-й и 2-й групп и доведение до
нулевого значения доли объектов
3-й группы. Так, благодаря целенаправленной и
систематической работе специалистов Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому
краю за последние годы
по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия
ситуация по количеству объектов 1 и 2 группы в городе Краснодаре остаётся на стабильно
высоком уровне. Объектов 3-й группы нет на протяжение последних лет.
В 2019 г. по уровню санитарно-гигиенического благополучия на контроле находится
1247 объектов 1-й группы (в 2018 г. - 1133, в 2017 г. - 739 объектов), из них: предприятий
пищевой промышленности — 9 (в 2018 г. - 6, в 2017 г. - 5 объектов), предприятий
общественного питания — 573 (в 2018 г. - 563, в 2017 году —237 объектов), предприятий
торговли — 665 (в 2018 г. - 558, в 2017 г. — 497 объектов), таблица 34.
Ко 2-й группе отнесены 833 объекта
(в 2018 г. - 927, в 2017 г. -
1189 объектов), из
них: предприятий пищевой промышленности —5 объектов (в 2018 г. - 5 объектов, в 2017 г.
— 5 объектов), предприятий общественного питания — 461 (в 2018 г. - 461, в 2017 г. —793
объектов), предприятий торговли — 367 (в 2018 г. - 372, в 2017 г.— 391 объектов).
Таблица № 34.
Санитарно-гигиеническая характеристика объектов государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
Объекты надзора
Год
Всего
Из них
1
%
2
%
3
%
группы
группы
группы
2019
2080
1247
60
833
40
0
0
2018
2060
1133
55
927
45
0
0
Всего объектов
2017
1928
739
38
1189
62
0
0
2016
1708
521
30
1187
70
0
0
2015
3200
1911
60
1289
40
0
0
2019
14
9
64
5
36
0
0
Предприятия
пищевой
2018
11
6
55
5
45
0
0
промышленности
2017
10
5
50
5
50
0
0
2016
6
3
50
3
50
0
0
2015
96
43
45
53
55
0
0
2019
1034
573
55
461
45
0
0
Предприятия общепита
2018
1024
563
55
461
45
0
0
2017
1030
237
23
793
77
0
0
2016
990
197
19
793
81
0
0
2015
1018
801
79
217
21
0
0
2019
1032
665
64
367
36
0
0
Предприятия торговли
2018
930
558
60
372
40
0
0
2017
888
497
56
391
44
0
0
2016
712
321
45
391
55
0
0
2015
1018
667
66
351
44
0
0
В 2019 г. в целях обеспечения пищевой безопасности населения Краснодарского края
и гостей Кубани проводился комплекс мероприятий, включая организационные работы,
надзорные мероприятия, комплекс мер, направленный на предотвращение оборота
фальсифицированной продукции, мониторинг ситуации качества и безопасности пищевых
продуктов на потребительском рынке Краснодарского края.
С учётом изменившейся законодательной базы, деятельность управления
74
осуществлялась строго в рамках действующего законодательства, в том числе в рамках
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля", регламентирующего деятельность контролирующих
служб».
Работа Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, как
контролирующего органа, в
2019 году осуществлялась в условиях объявленных
Правительством Российской Федерации
«каникул» для малого бизнеса, составляющего
91,8% всего бизнеса в Краснодарском крае.
В 2019 году планирование деятельности хозяйствующих субъектов проводилось с
учётом требований ст.
8.1 Федерального закона от
26 декабря
2008 г.
№ 294-ФЗ с
применением риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля
(надзора), согласно которым объекты общественного питания и торговли отнесены к
объектам с минимальными рисками угрозы жизни и здоровья населения.
Тем не менее, обеспечивается стабильный уровень санитарно-эпидемиологического
благополучия населения. Проводимые организационные и контрольно-надзорные
мероприятия позволили не допустить групповых случаев пищевых отравлений и кишечных
инфекций у населения, отдыхающих и гостей курортного края факторами передачи которых
являются продукты питания.
Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по
Краснодарскому краю в рамках сложившейся законодательной базы является комплексное
межведомственное взаимодействие с различными органами и организациями,
занимающимися вопросами обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на
потребительском рынке Краснодарского края (МВД, ФТС, Департаментом потребительской
сферы и регулирования рынка алкоголя в Краснодарском крае, главы муниципальных
образований с привлечением предпринимательских сообществ, общественными
организациями по защите прав потребителей, ассоциациями производителей,
предпринимателей и др.).
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года №
31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной
продукции» и в соответствии с регламентом комиссии по противодействию незаконному
обороту промышленной продукции в субъекте Российской Федерации, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 718 «Об
утверждении регламента Государственной комиссии по противодействию незаконному
обороту промышленной продукции и регламента комиссии комиссии по промышленной
продукции в субъекте Российской Федерации» Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
является членом Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной
продукции. В этой связи организован ряд мероприятий, целью которых является пресечение
реализации фальсифицированной продукции на потребительском рынке Краснодарского
края.
Управление является членом Межведомственной комиссии Краснодарского края по
организации взаимодействия в сфере оборота алкогольной продукции на территории
Краснодарского края и работает в тесном взаимодействии с ГУВД, департаментом,
муниципалитетами.
Деятельность Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в 2019 году
была ориентирована на обучение хозяйствующих субъектов в соответствии с п.
8.2
Федерального закона от
26.12.2008
№ 294-ФЗ с осуществлением мероприятий по
профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно
утверждаемыми программами профилактики нарушений.
Во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
№ 629 от 17.07.2018 «Об информировании и
75
организации обучающих мероприятий для субъектов предпринимательской деятельности»
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю были проведены обучающие
мероприятия
(в форме семинаров и лекций) с
9277 субъектами предпринимательской
деятельности
(50,4% составил процент охвата хозяйствующих субъектов обучающими
мероприятиями). Вместе с тем, информирование субъектов предпринимательской
деятельности о применении риск-ориентированного подхода при организации и проведения
контрольно-надзорных мероприятий проводилось в форме выступлений и размещения
информационных материалов через СМИ (по радио — 158 выступлений, по телевидению —
189 выступлений, в сети интернет
— 564 информаций). Проведено
250 онлайн-
консультации, издано 185 печатных изданий.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю
обеспечивается
государственный контроль за соблюдением требований
13 технических регламентов
Таможенного союза и ЕврАзЭС, являющихся основными документами, которые содержат
требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, а
так же требования к их производству, хранению, реализации, транспортированию и
утилизации.
В
2019 г. проведено 2990 мероприятий по контролю за исполнением требований
технических регламентов Таможенного союза, регламентирующих производство и оборот
пищевой продукции.
Удельный вес контрольно-надзорных мероприятий с участием экспертных
организаций от общего количества проведенных проверок в 2019 составил 75 %.
В 2019 г. отмечена тенденция к увеличению количества мероприятий по контролю с
выявленными нарушениями требований технических регламентов Таможенного союза, так
за 2019 год в 543 объектах выявлены нарушения.
Из общего числа выявленных нарушений за 2019 г. 47 % относится к нарушениям
требований к продукции, 32 % нарушений требований к процессам производства, хранения и
реализации пищевых продуктов. Нарушения требований к маркировке установлены в 16 %
случаев от общего числа выявленных правонарушений.
В 2019 г. за нарушения Технических регламентов Таможенного союза составлено 549
протоколов об административных правонарушениях. Наложено штрафов на общую сумму
более 5 млн. рублей.
В 2019 г. Управлением выдано 120 предписаний о прекращении действия деклараций.
По всем материалам Управления, касающихся прекращения действий деклараций,
Росаккредитацией внесены изменения в национальную часть Реестров деклараций о
соответствии.
По фактам выявления фальсифицированной продукции и получения информации об
отсутствии предприятий по заявленному месту их нахождения передано 2 материала в
правоохранительные органы.
В
2019 г. Управлением обеспечивался контроль за исполнением
10 Приказов
Роспотребнадзора и поручений Правительства Российской Федерации:
- Приказ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от
30.01.2017 № 43
«О проведении внеплановых
проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
деятельность по розничной торговле алкогольной и спиртосодержащей продукции».
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 18.08.2017 № 672 «О проведении проверок организаций торговли
и общественного питания»;
- Приказ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 18.12.2018 № 1022 «О проведении в 2019 году
внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации
свинины, мяса птицы и продуктов их переработки»;
76
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 08.07.2019 № 458 «О проведении внеплановых выездных проверок
соблюдения правил продажи отдельных видов товаров в части размещения (выкладки)
молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов»;
- Приказ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 25.12.2019 № 1053 «О проведении внеплановых
проверок», изданного в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской
Федерации Д.А. Медведева от 24.12.2019 № ДМ-П12-11271;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 29.12.2018 № 1103 « О реализации постановления Правительства
Российской Федерации от 29.12.2018 № 592», изданного во исполнение подпункта «в»
пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592 «О применении
специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в
отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении
отдельных специальных экономических мер обеспечения безопасности Российской
Федерации»;
- Указание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека «О надзоре за оборотом рыбы ценных и особо ценных пород»,
изданного в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 16.06.2017 №
Пр-1120;
- Приказ Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека № 479 «О проведении внеплановых проверок соответствия пищевой
продукции из водных биоресурсов», изданного в соответствии с Поручением Правительства
Российской Федерации от 02.06.2014 № АД-П12-4024 с 11.06.2014;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 281 по
осуществлению мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-
инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких
организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в
окружающую среду, приказ Роспотребнадзора от
19.06.2017
№ 451 «О реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 281».
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю во исполнение Приказа
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от
30.01.2017
№ 43 «О проведении внеплановых проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по
розничной торговле алкогольной и
спиртосодержащей продукции», изданного в
соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № АХ-П11-
343 в 2019 году проведены внеплановые выездные проверки в отношении 248 объектов,
занятых оборотом алкогольной продукции. В ходе проведения мероприятий по контролю
нарушения санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав
потребителей и законодательства в области технического регулирования выявлены в 85%
организаций.
С целью выполнения поставленных задач отобрано
317 проб алкогольной и
спиртосодержащей продукции для проведения лабораторных испытаний на показатели
безопасности, физико-химические показатели. Все пробы отвечали требованиям
нормативной документации.
По результатам проверок в организациях, реализующих алкогольную продукцию,
составлено 525 протокола об административных правонарушениях, вынесены постановления
о наложении штрафов на общую сумму более 7 млн. рублей.
В суды для решения вопроса о конфискации алкогольной продукции было направлено
6 материалов, приняты решения о конфискации 690 л алкогольной продукции.
По фактам выявления грубых нарушений санитарного законодательства в суды для
77
решения вопроса об административном приостановлении деятельности направлено
8
материалов. По всем материалам принято решение о приостановлении деятельности на срок
от 5 до 90 суток.
Кроме того, была проанализирована динамика отравлений алкогольной и
спиртосодержащей продукцией среди населения города Краснодара. По данным ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» в Краснодарском крае в 2019 году
зарегистрировано 19 случаев отравления алкогольной и спиртосодержащей продукцией (48
случаев - в 2018, 110 случаев - в 2017 г. , 49 случаев- 2016 г., 57 случаев - в 2015 г., 47 случаев
- в 2014 г., 36 случаев — в 2013 г.), см. таблицу №35.
Таблица №35
Динамика отравлений населения края спиртосодержащей продукцией
Детское население
Подростковое
Взрослое население
Всего отравлений
(0-14 лет)
население (15-17лет)
(от 18 лет)
Годы
Из них с
Из них с
Из них с
Из них с
Всего
летальным
Всего
летальным
Всего
летальным
Всего
летальным
исходом
исходом
исходом
исходом
2019
19
-
0
-
0
-
19
-
2018
48
-
1
-
1
-
46
-
2017
110
-
5
-
1
-
104
-
2016
49
-
8
-
13
-
28
-
2015
57
-
15
-
21
-
21
-
2014
47
-
14
-
29
-
4
-
2013
36
-
11
-
21
-
4
-
В 2019 г. по требованию Управления Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Краснодарскому краю по результатам исследований экспертно-
криминалистического центра Управления МВД России по Краснодарскому краю, СК по
Краснодарскому краю, УФСБ по Краснодарскому краю было подготовлено 411 (в 2018 г.-
341 заключение) заключений с выводами специалистов о наличии угрозы жизни и здоровья
алкогольных и спиртосодержащих жидкостях, для решения вопроса о возбуждении
уголовных дел. Всего данные экспертизы включали в себя информацию о 1812 (в 2018 г.-
1364) пробах алкогольной и спиртосодержащей продукции, из них 1729 проб не отвечали
требованиям действующего законодательства по показателям безопасности.
Во исполнение приказа Федеральной службы от 18.08.2017 № 672 «О проведении
проверок организаций торговли и общественного питания», изданного в целях реализации
пункта 6 перечня поручений поручения Президента Российской Федерации от 15.08.2017 №
Пр-1603, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность по производству и реализации мяса свиней и продуктов его
переработки в городе Краснодаре проведено 282 внеплановых мероприятия. На
56 (20%)
предприятиях выявлены факты реализации мясной продукции без документов,
подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность. Забраковано
89 партий
мясной продукции общим весом
2997
кг. При принятии мер административного
воздействия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность по производству и реализации мяса свиней и продуктов его
переработки наложено 376 штрафов на общую сумму 860 800 рублей.
В рамках исполнения приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.12.2018 № 1022 «О проведении в
2019 году внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность по хранению, производству и реализации
свинины, мяса птицы и продуктов их переработки», изданного в целях реализации
78
поручения Правительства Российской Федерации от
28.11.2018
(пункта
7,
1 раздела
Протокола
№ 1). в городе Краснодаре проведено 346 мероприятий по контролю в
отношении объектов, осуществляющих деятельность по хранению, производству и
реализации свинины, мяса птицы и продуктов их переработки.
Было исследовано 533 проб свинины, мяса птицы и продуктов их переработки, в т.ч. на
санитарно-химические показатели 93 пробы, на физико- химические показатели - 263 пробы,
на микробиологические показатели 533 пробы, на наличие антибиотиков - 100 проб. Все
пробы отвечали требованиям нормативной документации. Была прекращена реализация 178
партий свинины, птицы и продуктов их переработки общим весом 5996 кг. По выявленным
фактам нарушений составлено
706 протоколов об административном правонарушении.
Вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 3 285 600 рублей.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 08.07.2019 № 458 «О проведении внеплановых
выездных проверок соблюдения правил продажи отдельных видов товаров в части
размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов»
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Краснодаре были
проверены 449 субъектов (601 объектов) осуществляющих реализацию молока и молочных
продуктов, в том числе на территории железнодорожных вокзалов. В ходе проведенных 242
проверок
(54%) установлены нарушения в части отсутствия информационной надписи
«Продукты без заменителя молочного жира» и без визуального отделения их от иных
пищевых продуктов. За выявленные нарушения возбуждено 511 дел об АПН по ст.14.15
КоАП РФ. Вынесено 126 постановлений на сумму штрафов 223 тыс. рублей.
Во исполнение приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека от 25.12.2019 № 1053 «О проведении
внеплановых проверок», изданного в соответствии с поручением Председателя
Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 24.12.2019 № ДМ-П12-11271.
Управлением в
2019 году проведено
133 мероприятия по контролю, из них
6 с
использованием механизма контрольной закупки,
127 в рамках реализации приказа
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека от 25.12.2019 № 1053 «О проведении внеплановых проверок».
По результатам мероприятий по контролю отобрано
36 проб продукции для
проведения её экспертизы. По результатам экспертизы установлены нарушения маркировки
во всех образцах продукции. Всего прекращена реализация
1657 упаковок
никотинсодержащей пищевой продукции, в том числе 773 упаковки импортной продукции
производства Швеции.
В отношении виновных лиц возбуждено
115 дел об административных
правонарушениях. Вынесено
17 постановлений о привлечении к административной
ответственности на сумму 225 тыс.рублей.
Возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ,
все материалы направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для решения вопроса о
конфискации предметов административного правонарушения.
По факту обнаружения
12 изготовителей никотинсодержащей продукции,
расположенных за пределами Краснодарского края, Управлением направлено
12
соответствующих писем в адрес руководителей Управлений Роспотребнадзора по г.Москве,
Московской области, Свердловской области, Кировской области, Костромской области, по
г.Санкт-Петербургу, Ростовской области, Самарской области, Ставропольскому краю,
Тверской области, Тюменской области, по Республике Крым и городу федерального
значения Севастополю.
Управлением направлено 4 материала в ГУ МВД России по Краснодарскому краю для
проведения оперативно- розыскных мероприятий.
С целью информирования населения о вреде никотинсодержащей продукции и
предупреждающих действий в отношении хозяйствующих субъектов, Управлением принято
79
участие в 19 мероприятиях со средствами массовой информации.
В рамках исполнения данного приказа Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека от 29.12.2018 № 1103 «О реализации
постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 592», изданного во
исполнение подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018
№ 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными
действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации.
проведено 138 контрольно-надзорное мероприятие в отношении организаций, реализующих
пищевую продукцию с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, прошедшую через Государственную границу
Российской Федерации, страной происхождения либо страной отправления которой является
Украина или которая перемещается через территорию Украины. Выявлен
1 факт
реализации кондитерских изделий карамель «Молочная краплинка», изготовитель «Roshen
Sweet drop», адрес производства: Украiна, м. Кременчук, вул. Сердюка, 57, объемом 1,3 кг.
Продукция конфискована.
С 08.08.2014 г., с момента введения санкций, по настоящее время, согласно Указу
Президента Российской Федерации от
06.08.2014
№ 560 «О применении отдельных
специальных экономических мер обеспечения безопасности Российской Федерации»,
проведено 509 плановых и внеплановых проверок, в том числе в рамках исполнения Указа
Президента Российской Федерации от
06.08.2014
№560
«О применении отдельных
специальных экономических мер обеспечения безопасности Российской Федерации», в том
числе организаций розничной, оптовой торговли и 150 дошкольных учреждений по п.3 ч.2
ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля». В ходе проведённых мероприятий в
2019 г.
продукция, запрещённая к возу в реализации не устанавливалась.
В рамках выполнения Поручения Президента Российской Федерации от 16.06.2017 №
Пр-1120
«О надзоре за оборотом рыбы ценных и особо ценных пород» в 2019 году было
проверено 72 предприятия, на которых в 36 объектах в обороте выявлялись ценные и особо
ценные породы рыб. На
43 объектах были выявлены нарушения действующего
законодательства (59 %). Возбуждено 93 дела об административном правонарушении на
сумму 790,4 тыс. рублей. Снято с реализации 120 кг рыбы ценных пород.
Во исполнение приказа Федеральной службы по надзору сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека от 11.06.2014 № 479 «О проведении внеплановых
проверок соответствия пищевой продукции из водных биоресурсов», изданного в
соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 № АД-П12-
4024 с
11.06.2014. в
2019 г. по данному проведена проверка
85 предприятий,
осуществляющих производство и оборот продукции из водных биоресурсов. Нарушения
действующего законодательства были выявлены на 64 предприятиях (75 %). По выявленным
фактам нарушений действующего законодательства было составлено
126 протокол об
административном правонарушении. По 8 составленным протоколам материалы направлены
на рассмотрение в суды (ст. 6.3., ст. 6.4., ст. 6.6., ч.1 ст. 14.43, ч.2 ст. 14.43, ст. 14.45.). Изъято
из оборота рыбы и рыбопродукции общим весом 300,2 кг.
В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от
13.03.2017 № 281 по осуществлению мониторинга воздействия на человека и окружающую
среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с
применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском
таких организмов в окружающую среду, приказ Роспотребнадзора от 19.06.2017 № 451 «О
реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 281» в
2019 г. всего на территории Краснодарского края исследовано
153 пробы пищевых
продуктов на наличие ГМО. Продукция, содержащая ГМО не обнаружена.
Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю осуществляется контроль за
исполнением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 035/2014
80
«Технический регламент на табачную продукцию», Федерального закона от 23.02.2013 №
15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и
последствий потребления табака», так за 2019 год Управлением проведены контрольно-
надзорные мероприятия
(плановые и внеплановые) в отношении
248 объектов,
занимающихся оборотом табачной продукции.
В ходе проведения мероприятий по контролю оценивалась маркировка табачной
продукции, наличие акцизных марок, наличие информации о вреде курения, наличие
стоимости табачной продукции и ее соответствие ценникам, обращалось внимание на
реализацию табачной продукции с выкладкой и демонстрацией в торговом объекте.
Всего за
2019 год Управлением составлено
372 протокола об АПН, вынесено
постановлений о назначении штрафа на сумму более 3 млн.рублей.
За 2019 год для решения вопроса о конфискации табачной продукции в судебные
органы было направлено 5 материалов, по которым было принято решение о конфискации
6 559 пачек табачной продукции на сумму 2 млн.рублей.
Для обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на
территории города Краснодара и предоставления безопасных услуг питания населению
города рекомендуем МО г. Краснодар:
- разработать комплекс мероприятий, направленных на снижение распространенности
заболеваний, связанных с питанием населения, включая вопросы безопасности и
развития распространения алиментарно-зависимых состояний и усиление пропаганды
здорового питания населения в том числе с использованием средств массовой
информации;
- продолжить реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового
образа жизни, в том числе здорового питания, на создание ситуации нетерпимости к
употреблению населением табака, безтабачных никотинсодержащих продуктов;
- разработать муниципальную целевую программу направленную на оптимизацию
питания работающего населения на основе анализа ситуации, связанной с организацией
питания работников мелких и средних предприятий;
- разработать образовательные программы для различных групп населения по вопросам
здорового питания.
3.2.3 Гигиенические проблемы обучения, воспитания и здоровье детского
населения
Период формирования всех жизненно необходимых навыков для полноценного
существования в гражданском обществе происходит в детском и подростковом возрасте,
поэтому условия в которых осуществляется воспитание и обучение детей, какое питание
получают дети, как чередуются обучение и отдых детей, все эти вопросы являются
приоритетными в деятельности Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, сохранения
здоровья и укрепления физического развития.
В общеобразовательных организациях города Краснодар обучается более 155 тысячи
учащихся
(155896 детей), что составляет
22,9% от общего числа школьников
Краснодарского края. В 2019-2020 учебном году в одну смену работают 29% школ города
(36 общеобразовательных организаций), что несколько меньше показателей прошлого года
(18,3% - 22 школы). В две смены работает 71% школ города (88 общеобразовательных
организаций), что выше показателей прошлого года (81,7% - 98 школ), что в 2 раза больше
показателя Краснодарского края (35,3%) и в 4 раза больше показателя по Российской
Федерации (17,7%).
С целью решения вопроса минимизации переуплотнения школ города в
2019 году
введено в эксплуатацию 4075 мест: за счет строительства 3 школ (по ул. Героя Аверкиева,
д. 32 (СОШ № 11) на 1550 мест, по ул. Байбакова, д. 17 (МАОУ СОШ № 71) на 1550 мест;
81
по ул. Красных Партизан, д. 297 (АНОО Гимназия «Лидер») на 175 мест и строительства
учебных блоков начального образования в
2-х общеобразовательных организациях
ул.Бакинская, 5 (МАОУ гимназия № 23) - на 400 мест, п. Пригородный, ул. Сербская,
7 (МБОУ ООШ № 81) - на 400 мест. Работа по созданию новых мест в школах города
продолжается: ведется строительство 4 школ общей мощностью 4400 мест в одну смену,
в т.ч. по ул.Красных Партизан, ¼, ул.Марины Цветаевой, 4, ул.Изобильная, 2 и школа
в мкр. Молодежном.
С целью укрепления и развития материально-технической базы объектов отрасли
«Образование» в 2019 году осуществлен капитальный ремонт спортивных залов МБОУ
СОШ №№ 10, 39, 57, 74 на общую сумму 8,4 млн.рублей, системы отопления в МАОУ лицей
№ 48, кровли в МАОУ лицей № 64, МБОУ гимназия № 88, ремонт беговой дорожки в МБОУ
СОШ № 5, устройство ограждения территории в МБОУ СОШ
№№ 29, 35, 52,
благоустройство территории МБОУ СОШ № 35, ремонт покрытия территории в МБОУ
СОШ № 73.
В общеобразовательных организациях проведен комплекс мероприятий по развитию
системы организации школьного питания, в том числе капитальный ремонт столовых и
пищеблоков, замена технологического оборудования пищеблоков, приобретение
современной посуды.
В целях социальной поддержки организации питания каждый школьник ежедневно
получает дотации на питание из средств муниципального и краевого бюджета в размере
10р.50коп. Стоимость горячего завтрака с учетом родительской оплаты составляет от 55
рублей для учащихся
1 и 2 ступени и
65 рублей для учащихся старших классов (табл. №.
36).
На территории муниципального образования город Краснодар
организация
школьного питания осуществляется через 3 комбината школьного питания и 5 базовых
столовых, при этом
3 комбината школьного питания обслуживают
80% от общего
количества школ города. Во всех комбинатах школьного питания осуществляется
производственный лабораторный контроль.
С целью укрепления здоровья обучающихся в 2019 году в муниципальном образовании
город Краснодар продолжена реализация краевой программы «Школьное молоко».
Таблица № 36
Охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений
Год
Количество учащихся
Охват горячим питанием
в
общеобразовательных
Всего
%
в том числе
учреждениях
Завтраками
%
Обедами
%
Завтраками
%
и обедами
2019
155896
153557
98,5
146386
93,9
93
0,1
8574
5,5
2018
143367
141248
98,5
132730
94
89
0,1
7704
5,5
2017
120482
94,6
106
0,1
6738
5,4
129965
127326
98,0
в том числе 1-4 классы
2019
71712
71353
99,5
66144
92,7
4
0
4923
6,9
2018
66353
66074
99,6
61295
92,8
3
0
4618
7,0
2017
59384
59065
99,4
55288
93,6
0
0
3777
6,4
в том числе 5-11 классы
2019
84184
82163
97,6
78055
95
75
0,1
3082
4,1
82
2018
77014
75174
97,6
71435
95
86
0,1
3086
4,1
2017
70581
68261
96,7
65194
95,5
106
0,2
2961
4,3
Охват учащихся школ города горячим питанием, по сравнению с показателями
прошлого года, в 2019 году остается на прежнем уровне - 98,5% (2018 - 98,5%, 2017 -98%).
Необходимо отметить, что охват
2-х разовым питанием учащихся города составляет
5,5%
(2018 - 5,5%, 2017 - 5,4%), что ниже среднекраевого показателя в 1,7 раз (9,2%) и
значительно ниже показателя по РФ (28%).
В ходе контрольно-надзорных мероприятий в общеобразовательных организациях
города в 2019 году отобрано и исследовано 443 пробы готовых кулинарных изделий и 135
проб продовольственного сырья, несоответствующих гигиеническим нормативам проб не
выявлено.
На территории муниципального образования город Краснодар
организация
школьного питания осуществляется через 4 комбината школьного питания и 5 базовых
столовых, при этом
3 комбината школьного питания обслуживают
80% от общего
количества школ города. Во всех комбинатах школьного питания осуществляется
производственный лабораторный контроль.
На учете и контроле Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.
Краснодаре состоит
223 субъекта дошкольных образовательных организаций, в
260
объектах надзора, которые посещают 66878 детей.
Всего в
2019 году проведено
166 обследований дошкольных образовательных
организаций, из них
68,7% обследований (114 объектов) проведено с
применением
лабораторно-инструментальных методов исследований. Удельный вес обследований, при
которых выявлены нарушения санитарного законодательства, в 2019 году составил 44%
(2018 - 70,3%, 2017 -66,4 %).
В системе организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях
применяется единое цикличное меню питания, что позволяет обеспечить рациональным
питанием воспитанников дошкольных учреждений, натуральные нормы питания по
основным продуктам питания выполняются в полном объеме.
В 2019 в муниципальном образовании город Краснодар создано 2680 новых мест в
детских садах города, в том числе 450 мест для детей раннего возраста (до 3 лет). После
проведения капитального ремонта введены в эксплуатацию 3 групповые ячейки дошкольных
организаций (МБДОУ №№ 79, 131, 231) на 90 мест. Капитальный ремонт кровли проведен в
МАДОУ № 136, 187 и 233, ремонт игровых площадок выполнен в МБДОУ № 107.
В летний оздоровительный сезон на территории муниципального образования г.
Краснодара функционировало 105 организаций отдыха и оздоровления, в т.ч. на базе
образовательных организаций 76 лагерей дневного пребывания, 29 лагерей труда и отдыха с
дневным пребыванием.
За период работы лагерей Управлением проведено
48 обследований лагерей с
дневным пребыванием детей. Нарушения требований санитарного законодательства
выявлены при проверках
23 организаций. За выявленные нарушения действующего
законодательства в отношении ответственных лиц возбуждено 34 дела об административном
правонарушении.
В целях обеспечения качественного и полноценного отдыха детей в период
подготовки к ЛОК-2019 Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю принято
участие в окружных совещаниях с руководителями, медицинскими работниками и
работниками пищеблоков оздоровительных учреждений по вопросам организации отдыха,
оздоровления и занятости детей и подростков города Краснодара в летний период,
обеспечения их безопасности, выполнения требований санитарных норм и правил. Случаев
групповых инфекционных заболеваний среди детей, отдыхающих в лагерях г. Краснодара,
не зарегистрировано.
83
Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического
благополучия и намечаемые меры по их решению
Основной проблемой как в целом по Краснодарскому краю, так и по городу
Краснодару остается вопрос по доступности дошкольного образования, которая
обусловлена следующими факторами:
- ежегодное увеличение численности детского населения дошкольного возраста в
связи с демографическими и миграционными процессами;
- недостаточными темпами строительства и ввода в эксплуатацию новых зданий
детских садов, а также детских учреждений, длительное время находящихся на капитальном
ремонте и реконструкции;
Кроме этого, несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий
пребывания детей, остаются не решенными следующие вопросы:
- часть детских учреждений построены по старым проектам, размещены в
приспособленных зданиях;
- не решаются вопросы строительства пристроек к зданиям отдельных детских
дошкольных учреждений с целью увеличения вместимости, оборудования спален;
- не во всех ДО проведена реконструкция системы освещения, в т.ч. в
оптимизированных помещениях, с заменой светильников на новые люминесцентные;
- при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляются нарушения в
части внутренней отделки помещений групп; санитарно-технического оборудования,
буфетных, пищеблоках; нарушений требований к ростовой детской мебели;
- не организовано проведение производственного контроля на объектах;
- не выполняются в полном объеме требования к организации питания у
организаторов питания, оказывающих услугу аутсорсинга, поставщиков пищевых продуктов
и образовательных организаций, что свидетельствует о наличии существенных проблем и
недостаточном контроле со стороны руководителей указанных организаций.
Исходя из вышеизложенного, в целях охраны здоровья детей и подростков и
исполнения требований санитарного законодательства в детских и подростковых
учреждениях края, необходимо:
- обеспечение контроля реализации краевой программы по восстановлению и
строительству дошкольных образовательных учреждений, по устранению выявленных
нарушений в части материально-технической базы детских дошкольных учреждений;
- принятие мер по повышению ответственности юридических лиц за соблюдением
требований санитарного законодательства;
- принятие мер по повышению качества при проведении плановых и внеплановых
надзорных мероприятий в организованных детских коллективах;
- обеспечить контроль по созданию безопасных для здоровья детей и подростков
условий воспитания, обучения и оздоровления, наличие в дошкольных и
общеобразовательных организациях стандартной и комплексной ученической мебели,
соответствующей росту воспитанников и обучающихся, комфортных микроклиматических
условий, оптимальных уровней искусственной освещённости, обеспечения водой
гарантированного качества, физиологически полноценного организованного питания,
комплексного использования профилактических и оздоровительных процедур; выделение
финансирования на организацию полноценного питания детей, находящихся на полном
государственном обеспечении, выполнение натуральных норм питания на 1 ребенка в день в
организованных детских коллективах;
-
повышение информированности населения по вопросам санитарно-
эпидемиологического благополучия населения;
- организация соответствующей работы по профилактике нарушений обязательных
требований с поставщиками пищевых продуктов питания и операторами питания при
предоставлении услуг по организации питания детей и подростков в организованных
84
коллективах.
В целях сохранения и укрепления здоровья детского населения г. Краснодара
необходимо:
1. Администрации Краснодарского края:
- продолжить работу по реализации краевой и муниципальных программ по
строительству дошкольных и общеобразовательных организаций, в соответствии с
расчетной вместимостью для обеспечения потребности в дошкольном и общем
среднем образовании.
2. Министерству труда и социального развития Краснодарского края
- продолжить работу по решению вопроса сохранения сети детских загородных
стационарных оздоровительных учреждений и укрепления материально-технической
базы действующих муниципальных и краевых детских оздоровительных учреждений;
3. Министерству образования Краснодарского края, главам муниципальных
образований:
- продолжить работу по укреплению материально-технической базы детских и
подростковых организации (разработка и финансирование программ);
- не допускать сокращения выделяемых финансовых средств
(субсидий) на
компенсацию оплаты за питание детей из малообеспеченных и многодетных семей;
- обеспечить выделение финансирования на организацию полноценного питания
детей, находящихся на полном государственном обеспечении, с учетом сложившихся
цен на пищевые продукты и продовольственное сырье;
- обеспечить выполнение натуральных норм питания на 1 ребенка в день в
организованных детских коллективах;
- не допустить возникновения распространения массовых инфекционных
заболеваний среди детских организованных коллективов, отдыхающих на территории
края.
- не допустить открытие детских организаций отдыха и оздоровления без
санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям
санитарного законодательства.
- организация соответствующей работы по профилактике нарушений
обязательных требований с поставщиками пищевых продуктов питания и
операторами питания при предоставлении услуг по организации питания детей и
подростков в организованных коллективах.
3.2.4. Проблемы обеспечения охраны здоровья работающего населения
Анализ показателей состояния производственной среды: характеристика воздушной
среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны и физических факторов по
г. Краснодару за 2015-2019 гг.
Характеристика воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны
за 2014-2019 годы
В 2019 г. в г. Краснодаре как и предыдущие годы проводились лабораторные
исследования воздушной среды и воздуха закрытых помещений на содержание паров, газов,
пыли и аэрозолей.
Ниже приведен краткий сравнительный анализ лабораторных исследований
воздушной среды за период 2015-2019 годы табл. № .37
Таблица №37
Исследования воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны
на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей (с учётом транспортных средств)
85
Годы
Число объектов, обследованных
Число всех исследованных проб,
лабораторно при проведении
проведенных как по контролю, так и по
мероприятий по контролю
другим основаниям
Всего объектов
На промышленных
На объектах города
На
города
предприятиях
всего
промышленных
предприятиях
2015
165
18
2686
371
2016
215
10
2731
85
2017
97
1
1369
23
2018
36
3
1163
114
2019
25
4
926
98
Годы
Число исследованных проб на один
Число исследованных проб на
объект
содержание веществ 1-2 классов
опасности на один объект
На объектах
На промышленных
На объектах города
На
города всего
предприятиях
всего
промышленных
предприятиях
2015
16,28
20,62
12,4
6,89
2016
12,71
8,5
11,34
3,5
2017
14,11
23
8,78
17
2018
32,3
38
18,36
17
2019
37,04
24,5
0
0
Анализ результатов исследования воздушной среды закрытых помещений и воздуха
рабочей зоны на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей показал:
В 2019 г. в г. Краснодаре на 25 объектах проводились лабораторные исследования
воздушной среды и воздуха закрытых помещений на содержание паров, газов, пыли и
аэрозолей (в 2018 г. - на 36 объектах; в 2017 г. - на 97 объектах, в 2016 г. - на 215 объектах,
в 2015 г. - на 165 объектах). Число исследованных проб составило в 2019 г. - 926 (в 2018 г. -
1163; в 2017 г. -1369; в 2016 г.- 2731; в 2015 г. - 2686 проб). Характеристика воздушной
среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны на содержание паров, газов, пыли и
аэрозолей за период 2015-2019 гг. представлена в табл. № 38
Таблица №38
Характеристика воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны на
содержание паров, газов, пыли и аэрозолей (транспортные средства не учитывались)
Наименование предприятий по объектам
Удельный вес проб воздуха,
надзора
превышающих ПДК (%)
2015
2016
2017
2018
2019
Все обследованные объекты
0,97
9,1
5,33
4,56
0
Промышленные предприятия
0,54
2,36
0
0
0
Детские и подростковые учреждения
0
0
0
13,04
0
Предприятия
пищевой
промышленности,
0
0
0
0
0
общественного питания и торговли пищевыми
продуктами
Коммунальные объекты
1,26
5,68
7,5
3,39
0
Удельный вес нестандартных проб на предприятиях (без учета транспортных средств)
по содержанию паров и газов в 2019 г. составил
0% против 0,97% в 2015 г. Удельный вес
проб воздуха, превышающих ПДК на пары и газы, содержащие вещества 1 и 2 класса

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..