КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МО ГО НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТОМ 2, 2019 год) - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МО ГО НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТОМ 2, 2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МО ГО НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ТОМ 2, 2019 год) - часть 9

 

 

130 

Продолжение таблицы 1.9.2

 

42 

ул. Идарова (от ул. Абидова до ул. Б. 

Хмельницкого) 

2075 

2100 

1,02  0,9992  0,99 

1,0 

0,973  0,9  0,99  0,98  7145 

71 

43 

ул. Идарова (от ул. Б. Хмельницкого до ул. 

Суворова) 

1888 

2100 

1,02  0,9988  0,99 

1,0 

0,975  0,9  0,96  0,98  6974 

73 

44 

ул. Идарова (от ул. Суворова до ул. Шогенова) 

1727 

2100 

1,02  0,9988  0,98 

1,0 

0,978  0,9  0,96  0,98  6939 

75 

45 

ул. Хмельницкого (от ул. Мальбахова до ул. 

Кирова) 

1349 

1800 

1,04  0,9995  1,00  0,90  0,961  0,9 

1,0 

0,96  2803 

52 

46 

ул. Суворова (от ул. Осетинской до ул. Идарова) 

849 

1800 

0,99  0,9995  0,99 

1,0 

0,94  0,9  0,96  0,96  2751 

69 

47 

ул. Суворова (от ул. Идарова до ул. Калинина) 

855 

1800 

0,99  0,9997  0,99 

1,0 

0,980  0,9 

1,0 

0,96  2981 

71 

48 

ул. Калинина (от ул. Суворова до ул. 

Самотечной) 

753 

2100 

1,02  0,9993  1,00 

1,0 

0,990  1,0 

1,0 

0,96  8080 

91 

49 

ул. 2-й Таманской Дивизии (от ул. Кешокова до 

ул. Идарова) 

338 

2100 

0,99  0,9994  0,99 

1,0 

0,990  0,9 

0,9 

0,96  6319 

95 

50 

ул. Профсоюзная (от ул. Профсоюзной д. 2А до 

ул. Мостовой) 

220 

1800 

0,93  0,9991  0,98 

1,0 

0,94  1,0 

0,9 

0,88  2464 

91 

51 

ул. Профсоюзная (от ул. Мостовой до ул. 

Шогенова) 

249 

1800 

0,93  0,9996  0,99 

1,0 

0,978  1,0 

1,0 

0,96  3112 

92 

52 

ул. Мостовая (от ул. Кешокова до ул. 

Профсоюзной) 

403 

1800 

1,04  0,9997  1,00 

1,0 

0,94 

1,0  0,96  0,96  3246 

88 

53 

ул. Шогенова (от ул. Идарова до ул. 

Профсоюзной) 

320 

1800 

1,1 

0,9989  0,98  0,90  0,971  1,0 

1,0 

0,96  3242 

90 

54 

ул. Канукоева (от пр. Ленина до пр. 

Шогенцукова) 

707 

1800 

1,04  0,9997  0,97 

1,0 

0,92 

0,9  0,96  0,96  2781 

75 

55 

ул. Канукоева (от пр. Шогенцукова до ул. 

Профсоюзной) 

976 

1800 

1,04  0,9998  0,96  0,83 

0,89 

0,9  0,96  0,96  2200 

56 

56 

с. Кенже ул. Каменская 

1046 

1800 

1,04  0,9988  0,99 

1,0 

0,988  1,0 

1,0 

0,88  3243 

68 

57 

с. Кенже ул. Катханова 

403 

1800 

0,91  0,9996  0,98 

1,0 

0,92 

1,0  0,96  0,88  2484 

84 

58 

с. Кенже ул. Бляниховых 

223 

1800 

0,91  0,9996  0,96 

1,0 

1,0 

1,0  0,96  0,88  2648 

92 

59 

с. Кенже ул.Ахохова 

194 

1800 

0,91  0,9997  0,96 

1,0 

1,0 

1,0 

0,9 

0,88  2473 

92 

60 

с. Белая Речка ул. Вовчок 

131 

1800 

0,93  0,9995  0,98 

1,0 

0,990  1,0  0,96  0,88  2759 

95 

61 

с. Белая Речка ул. Бабаева 

142 

1800 

0,93  0,9997  0,97 

1,0 

0,990  1,0 

0,9 

0,88  2562 

94 

 

131 

Исходя  из  результатов  расчета,  можно  сделать  вывод  что  пропускная 

способность  на  многих  автодорогах  снижена  более  чем  на  1500  авт/ч.  от 

возможной  (в  табл.1.9.2  показатель  Δ).  Значительное  влияние  на  ее 

отрицательную  динамику  оказывает  коэффициент,  учитывающий  помехи, 

создаваемые  ТС,  движущимися  по  маршруту,  а  также  учитывающий  долю 

грузовых ТС в потоке и паркирующиеся ТС.

 

В  тоже  время,  проводя  оценку  уровня  обслуживания  движения, 

используя  значения  коэффициента  загрузки  дороги,  можно  заключить,  что 

средний  коэффициент  загрузки  составляет  0,25  о.е..  При  этом  в  целом  по 

городскому округу обеспечивается уровень обслуживания движения категории 

А, на наиболее загруженных магистралях – В.

 

Коэффициент загрузки дороги движением  z определяется отношением 

фактической  интенсивности  движения  к  практической  пропускной 

способности участка дороги:

 

z = N/P,

 

где   N– интенсивность движения, авт./ч;

 

Р – практическая пропускная способность участка дороги, авт./ч. 

В  соответствии  с  п. 4.20  ОДМ  218.2.020-2012  «Методические 

рекомендации по оценке пропускной способности», различают шесть уровней 

обслуживания движения на дорогах А, B, C, D, E, F. 

А.  Для  категории  А  (z  <  0,20)  характерно  движение  автомобилей  в 

свободных  условиях,  без  взаимодействия.  При  этом  наблюдается  низкая 

эмоциональная  нагрузка  водителей  в  сочетании  с  удобством  работы. 

Экономическая эффективность дороги низкая.

 

Результаты  расчета  коэффициентов  загрузки  основных  автодорог  ГО 

Нальчик показаны в таблице 1.9.3. 

 

132 

Таблица  1.9.3  –  Результаты  расчета  коэффициентов  загрузки  основных 

автодорог ГО Нальчик 

№ 

Название автомобильной дороги /улицы 

Р, 

авт./ч 

N, авт 

z, о.е. 

q, 

авт./км 

ул. Кирова (от ул. Атажукина до пр. 

Кулиева) 

6178 

1019 

0,16 

25,48 

ул. Кирова (от пр. Кулиева до ул. 

Байсултанова) 

6245 

777 

0,12 

19,43 

пр. Ленина (от ул. Центральной до пр. 

Кулиева) 

7233 

469 

0,06 

11,73 

пр. Ленина (от пр. Кулиева до ул. 

Карашаева) 

6871 

1402 

0,20 

35,05 

пр. Ленина (от ул. Карашаева до ул. 

Кешокова) 

6787 

1760 

0,26 

44,00 

пр. Ленина (от ул. Кешокова до ул. 

Осетинской) 

5980 

1200 

0,20 

40,00 

пр. Шогенцукова (от ул. Канукоева до ул. 

Головко) 

2066 

631 

0,31 

21,03 

пр. Шогенцукова (от ул. Головко до ул. 

Осетинской) 

5806 

2029 

0,35 

67,63 

ул. Тарчокова (от пр. Шогенцукова до пр. 

Ленина) 

3427 

726 

0,21 

14,52 

10 

ул. Тарчокова (от пр. Ленина до ул. 

Кирова) 

2834 

744 

0,26 

14,88 

11 

ул. Тарчокова (от ул. Кирова до ул. 

Атажукина) 

7395 

726 

0,10 

14,52 

12 

ул. Тарчокова (от ул. Атажукина до ул. 

Головко) 

7777 

2001 

0,26 

40,02 

13 

пр. Кулиева (от пр. Ленина до ул. 

Кирова) 

6061 

966 

0,16 

32,20 

14 

ул. Тлостанова (от пр. Ленина до ул. 

Атажукина) 

2904 

638 

0,22 

15,95 

15 

ул. Байсултанова (от ул. Тарчокова до ул. 

Шортанова) 

2656 

984 

0,37 

24,60 

16 

ул. Карашаева (от ул. Шортанова до пр. 

Ленина) 

3199 

655 

0,20 

16,38 

17 

ул. Шортанова (от пр. Кулиева до ул. 

Головко) 

2607 

937 

0,36 

23,43 

18 

ул. Головко (от пр. Шогенцукова до ул. 

Шортанова) 

6492 

802 

0,12 

20,05 

19 

ул. Головко (от ул. Шортанова до ул. 

Кирова) 

7024 

1389 

0,20 

34,73 

20 

ул. Головко (от ул. Кирова до ул. 

Тарчокова) 

7470 

1407 

0,19 

35,18 

21 

ул. Головко (от ул. Тарчокова до границы 

города) 

8085 

1592 

0,20 

31,84 

22 

ул. Калюжного (от ул. Головко до ул. 

Толстого) 

7822 

2061 

0,26 

41,22 

23 

ул. Калюжного (от ул. Толстого до ул. 

Мальбахова)) 

3113 

2081 

0,67 

41,62 

133 

Продолжение таблицы 1.9.3

 

24 

ул. Кешокова (от ул. Калюжного до ул. 

Кирова) 

2965 

899 

0,30 

29,97 

25 

ул. Кешокова (от ул. Кирова до пр. 

Ленина) 

2719 

1411 

0,52 

47,03 

26 

ул. Кешокова (от пр. Ленина до пр. 

Шогенцукова) 

2811 

1060 

0,38 

35,33 

27 

ул. Кешокова (от пр. Шогенцукова до ул. 

Свободы) 

6237 

1609 

0,26 

40,23 

28 

ул. Кешокова (от ул. Свободы до ул. 2-й 

Таманской Дивизии) 

3591 

1580 

0,44 

39,50 

29 

ул. Ногмова (от ул. Чернышевского до 

пр. Ленина) 

5767 

1027 

0,18 

34,23 

30 

ул. Ногмова (от пр. Ленина до пр. 

Шогенцукова) 

3138 

1160 

0,37 

38,67 

31 

ул. Чернышевского (от ул. Кешокова до 

ул. Ахохова) 

2661 

1072 

0,40 

35,73 

32 

ул. Толстого (от ул. Чернышевского до 

ул. Калюжного) 

2251 

639 

0,28 

21,30 

33 

ул. Кабардинская (от ул. Ногмова до ул. 

Осетинской) 

2453 

1065 

0,43 

21,30 

34 

ул. Кабардинская (от ул. Осетинской до 

ул. Идарова) 

6913 

2307 

0,33 

46,14 

35 

ул. Кабардинская (от ул. Идарова до пр-д. 

3-й Промышленный) 

6783 

2566 

0,38 

51,32 

36 

ул. Осетинская (от ул. 2-й Таманской 

Дивизии до ул. Кабардинской) 

5600 

1277 

0,23 

31,93 

37 

ул. Осетинская (от ул. Кабардинской до 

ул. Мальбахова) 

6494 

2216 

0,34 

55,40 

38 

ул. Ахохова (от ул. Мальбахова до ул. 

Чернышевского) 

2534 

1096 

0,43 

27,40 

39 

ул. Щорса (от ул. Кабардинской до ул. 

Кирова) 

2213 

1088 

0,49 

27,20 

40 

ул. Мальбахова (от ул. Ахохова до ул. 

Кирова) 

6709 

914 

0,14 

22,85 

41 

ул. Мальбахова (от ул. Кирова до ул. 

Комарова) 

6995 

1021 

0,15 

25,53 

42 

ул. Идарова (от ул. Абидова до ул. Б. 

Хмельницкого) 

7145 

2075 

0,29 

41,50 

43 

ул. Идарова (от ул. Б. Хмельницкого до 

ул. Суворова) 

6974 

1888 

0,27 

37,76 

44 

ул. Идарова (от ул. Суворова до ул. 

Шогенова) 

6939 

1727 

0,25 

34,54 

45 

ул. Хмельницкого (от ул. Мальбахова до 

ул. Кирова) 

2803 

1349 

0,48 

33,73 

46 

ул. Суворова (от ул. Осетинской до ул. 

Идарова) 

2751 

849 

0,31 

21,23 

47 

ул. Суворова (от ул. Идарова до ул. 

Калинина) 

2981 

855 

0,29 

21,38 

48 

ул. Калинина (от ул. Суворова до ул. 

Самотечной) 

8080 

753 

0,09 

18,83 

134 

Продолжение таблицы 1.9.3

 

49 

ул. 2-й Таманской Дивизии (от ул. 

Кешокова до ул. Идарова) 

6319 

338 

0,05 

8,45 

50 

ул. Профсоюзная (от ул. Профсоюзной д. 

2А до ул. Мостовой) 

2464 

220 

0,09 

7,33 

51 

ул. Профсоюзная (от ул. Мостовой до ул. 

Шогенова) 

3112 

249 

0,08 

6,23 

52 

ул. Мостовая (от ул. Кешокова до ул. 

Профсоюзной) 

3246 

403 

0,12 

10,08 

53 

ул. Шогенова (от ул. Идарова до ул. 

Профсоюзной) 

3242 

320 

0,10 

8,00 

54 

ул. Канукоева (от пр. Ленина до пр. 

Шогенцукова) 

2781 

707 

0,25 

17,68 

55 

ул. Канукоева (от пр. Шогенцукова до ул. 

Профсоюзной) 

2200 

976 

0,44 

24,40 

56 

с. Кенже ул. Каменская 

3243 

1046 

0,32 

34,87 

57 

с. Кенже ул. Катханова 

2484 

403 

0,16 

13,43 

58 

с. Кенже ул. Бляниховых 

2648 

223 

0,08 

7,43 

59 

с. Кенже ул.Ахохова 

2473 

194 

0,08 

6,47 

60 

с. Белая Речка ул. Вовчок 

2759 

131 

0,05 

4,37 

61 

с. Белая Речка ул. Бабаева 

2562 

142 

0,06 

4,73 

 

В  практической  деятельности  для  оценки  технических  возможностей 

дороги,  кроме  пропускной  способности  АД,  используют  также  значения 
расчетной скорости и расчетной нагрузки. 

УДС  ГО  Нальчик  представлена  дорогами  общего  пользования 

федерального,  регионального  и  местного  значения.    Согласно  СП 
34.13330.2012, СП 396.1325800.2018 и ГОСТ Р 52748 – 2007:

 

значения  расчетной  скорости  для  дорог  III  категории  составляет  100 

км/ч, IV – 80 км/ч, V – 60 км/ч; 

значения  расчетной  нагрузки  –  транспортно-эксплуатационный 

показатель, указывающий на прочность дорожных одежд, для дорог  III – IV 
категории – 100 кН, для дорог V категории – 60 кН. 

Обобщая  полученные  данные,  можно  сделать  вывод  о  том,  что 

геометрические  параметры  и  транспортно-эксплуатационные  показатели 
существующей  улично-дорожной  сети  в  целом  соответствуют  нормативным 
показателям.  Наблюдаемое снижение пропускной способности на автодорогах 
обусловлены уменьшением ширины проезжей части, за счет паркующихся на 
крайних полосах ТС, задержками, создаваемыми транспортными средствами, 
движущимися по маршруту, а также количеством грузовых ТС в потоке. 

 

 

135 

1.10  Оценка  и  анализ  параметров  движения  маршрутных 

транспортных средств, результаты анализа пассажиропотоков 

 

Муниципальная  сеть  общественного  транспорта  МО  городской  округ 

Нальчик состоит из 32 маршрутов, из которых: 

 

8  маршрутов  обслуживаются  автобусами  малого  и  большого 

класса категории М3; 

 

24  маршрута  обслуживаются  микроавтобусами  малого  класса 

категории М2. 

Из них: 

 

5  маршрутов  с  наибольшим  пассажиропотоком:  №2,  №6  ,  №11, 

№14,  №17  обслуживаются  совместно  автобусами  категории  М3  и 

микроавтобусами категории М2 (микроавтобусные маршруты с индексом А: 

№2А, №6А, №11А, №14А, №17А); 

 

19 маршрутов обслуживаются только микроавтобусами (№1, №3, 

№3А, №5, №7, №9, №10, №13, №13А, №15, №18, №19, №20, №21, №23, №24, 

№25, №26, №27); 

 

3 маршрута обслуживаются только автобусами: № 8 «Университет 

–Племстация  -  новое  кладбище»,  два  сезонных  (дачные)  №30  «Вокзал-

Долинск-дачи» и №37 «Лицей №1- Дубки-дачи». 

 Количество троллейбусных маршрутов – 9, из них: 

 

полноценно  обслуживаются  2  городских  (№2,  №4)  и  два 

пригородных маршрута (№2Ш «Шалушка-Горная» и №1Н «Нартан-Горная»)

 

 

маршрут  №7  обслуживается  в  «часы  пик»  из-за  небольшого 

пассажиропотока.

 

Основные  характеристики  маршрутов  общественного  транспорта  в  г. 

Нальчик представлены в Приложении Е отчета о сборе исходных данных.

 

136 

Схема  маршрутов  общественного  транспорта  в  муниципальном 

образовании показана в графической части КСОДД.

 

Как  видно  из  схемы  маршрутное  сообщение  имеет  достаточно 

разветвленную маршрутную сеть, позволяющую обеспечить регулярную связь 

между  ключевыми районами  городского  округа.  Характерной  особенностью 

схем  маршрутов  общественного  транспорта  в  муниципальном  образовании 

является  связанность  большинства  конечных  точек  маршрута  с  городским 

центром.  Данные натурного обследования позволяют сделать вывод о том, что 

движение  МТС  по  территории  МО  городской  округ  Нальчик  производится 

строго по описанным маршрутам согласно расписанию. 

 

 

 

137 

1.11  Анализ  состояния  безопасности  дорожного  движения, 

исследование  причин  и  условий  возникновения  дорожно-транспортных 

происшествий 

 

При  проведении  анализа  использовались  положения  и  требования 

Федерального  закона  от  29  декабря  2017  года  №443-ФЗ  «Об  организации 

дорожного  движения  в  РФ  и  о  внесении  изменений  в  отдельные 

законодательные акты РФ», Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О 

безопасности дорожного движения» и ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации 

по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных 

дорогах Российской Федерации». 

В  качестве  исходных  данных  для  анализа  аварийности  была 

использована информация, предоставленная ОБ ДПС ГИБДД УМВД России 

по г. о. Нальчик 

В рамках данного проекта был проанализирован период с 2016 года по 

2018 год, а также учтены данные за 10 месяцев 2019 года. 

 

1.11.1  Оценка  общего  состояния  аварийности  и  тенденция  ее 

изменения 

За период с 2016 по 2018 гг. в муниципальном образовании городской 

округ  Нальчик  зафиксировано  498  ДТП,  в  которых  пострадало  578  человек 

(537  раненых  и  41  погибший).  Сводные  данные  аварийности  приведены  в 

таблице 1.11.1 и отображены на рисунке 1.11.1 соответственно. 

 

Таблица 1.11.1 – Обобщённые показатели аварийности по годам 

Сводные данные 

Год совершения ДТП 

2016 

2017 

2018 

2019 (10 месяцев) 

Всего учтенных ДТП 

177 

173 

148 

117 

Всего раненых 

191 

193 

153 

118 

Всего погибло 

20 

10 

11 

10 

Количество участников 

457 

441 

376 

306 

Степень тяжести 

9,5% 

4,9% 

6,7% 

7,8% 

138 

 

Рисунок 1.11.1 – Диаграмма распределения показателей аварийности за 2016 

– 2018 года 

 

Анализ  приведенных  статистических  данных  позволяет  сделать 

заключение о том, что в рассматриваемом периоде 2016 - 2018 гг. произошло 

улучшение  показателей  аварийности.  Несмотря  на  то,  что  в  2018  году 

наблюдалось  незначительное  ухудшение  таких  показателей,  как  количество 

погибших и степень тяжести последствий, общая положительная динамика в 

сравнении с данными 2016 г. сохранилась. В частности, за рассматриваемый 

период  количество  ДТП  снизилось  на  16,4%,  число  погибших  на  45,0%, 

раненых  на  19,9%,  общее  количество  участников  снизилось  на  17,8%,  что 

свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий. Из диаграммы 

на рисунке 1.11.1 хорошо видно, как происходили изменения на протяжении 

всего периода. 

В свою очередь, выборка данных в разрезе первых десяти месяцев 2019 

года,  к  сожалению,  показывает  очередное  ухудшение  показателей  тяжести 

последствий. В частности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого 

года количество погибших возросло на 25%, степень тяжести увеличилась на 

27%.  В  качестве  положительного  момента  выделяется  факт  сокращения 

177

191

20

457

9,5%

173

193

10

441

4,9%

148

153

11

376

6,7%

0

50

100

150

200

250

300

350

400

450

500

Всего учтенных 

ДТП

Всего раненых

Всего погибло

Количество 

участников

Степень тяжести

2016

2017

2018

139 

общего  количества  ДТП  и  числа  раненых  на  3%.  Для  более  наглядного 

отображения полученных выводов, сравнение показателей за 2018 г. и 2019 г. 

приведено в таблице 1.11.2. и представлено на рисунке 1.11.2. 

 

Таблица 1.11.2 – Оценка показателей аварийности за 10 месяцев 2019 г. 

Период анализа 

Общее количество 

ДТП 

Раненых 

Погибших 

Степень тяжести 

2018 г. (10 месяцев) 

121 

122 

6,15% 

2019 г. (10 месяцев) 

117 

118 

10 

7,81% 

Разница показателей 

-3% 

-3% 

25% 

27% 

 

 

Рисунок 1.11.2 – Диаграмма распределения показателей аварийности за 

первые десять месяцев 2018 и 2019 годов 

 

Более  детальный  анализ  консолидированной  информации  позволяет 

отметить,  что  в  целом  состояние  дорожно-транспортной  аварийности  в 

муниципальном образовании характеризуется следующими параметрами: 

1) типовыми  видами учётных ДТП в рассматриваемом  периоде стали: 

столкновение; наезд на пешехода; наезд на препятствие, наезд на стоящее ТС. 

Наибольшее  число  происшествий,  традиционно,  происходит  в  категории  – 

121

122

8

304

117

118

10

306

0

50

100

150

200

250

300

350

ДТП

Раненых

Погибших

Участников

Первые 8 месяцев 2018 года

Первые 8 месяцев 2019 года

140 

«Столкновение»  (38,55%)  и  в  категории  «Наезд  на  пешеходов»  (40,76%). 

Количественные  данные  за  2016  –  2018  годы  приведены  в  таблице  1.11.3, 

диаграмма  долевого  распределения  пострадавших  по  видам  ДТП  за  2018  г. 

представлена на рисунке 1.11.3 

 

Таблица 1.11.3 – Количество учётных ДТП по видам за 2016 – 2018 гг. 

Вид ДТП 

2016 

2017 

2018 

Кол-во  Доля, %  Кол-во 

Доля, % 

Кол-во 

Доля, % 

Наезд на велосипедиста 

1,13% 

2,31% 

0,68% 

Наезд на пешехода 

81 

45,76% 

66 

38,15% 

56 

37,84% 

Наезд на препятствие 

11 

6,21% 

13 

7,51% 

20 

13,51% 

Наезд на стоящее ТС 

3,39% 

13 

7,51% 

4,05% 

Опрокидывание 

0,56% 

2,31% 

0,68% 

Столкновение 

65 

36,72% 

67 

38,73% 

60 

40,54% 

Съезд с дороги 

1,69% 

0,58% 

0,00% 

Иные виды 

4,52% 

2,89% 

2,70% 

 

 

Рисунок 1.11.3 – Распределение учётных ДТП по видам за 2018 г. 

 

2) наезд на пешехода, наряду со столкновением по-прежнему остаются 

наиболее  значимыми  видами  дорожно-транспортных  происшествий,  в  них 

погибают и получают ранения порядка 79,32% от общего числа пострадавших. 

Наезд на 

пешехода; 37,84%

Наезд на 

препятствие; 

13,51%

Столкновение; 

40,54%

Иные виды; 8,11%

141 

Так, за 2018 год численное отношение ДТП, связанных с наездом на пешехода, 

составило 37,84% от всех ДТП (процент раненых 35,95%, погибших 36,36%). 

В  2019  году  количество  ДТП  в  категории  «наезд  на  пешехода»  достигло 

значения 87,18%, а доля раненых и погибших 43,22% и 60,0% соответственно. 

Сводные  показатели  в  разрезе  видов  ДТП  представлены  в  таблицах 

1.11.4 – 1.11.5 

 

Таблица 1.11.4 – Распределение количества погибших по видам ДТП 

Вид ДТП 

2016 

2017 

2018 

Погибло  Доля, %  Погибло  Доля, %  Погибло  Доля, % 

Наезд на велосипедиста 

0,00% 

0,00% 

0,00% 

Наезд на пешехода 

45,00% 

70,00% 

36,36% 

Наезд на препятствие 

5,00% 

20,00% 

36,36% 

Наезд на стоящее ТС 

0,00% 

0,00% 

0,00% 

Опрокидывание 

0,00% 

0,00% 

0,00% 

Столкновение 

35,00% 

10,00% 

27,27% 

Съезд с дороги 

10,00% 

0,00% 

0,00% 

Иные виды 

5,00% 

0,00% 

0,00% 

 

Таблица 1.11.5 – Распределение количества раненых по видам ДТП 

Вид ДТП 

2016 

2017 

2018 

Ранено  Доля, %  Ранено 

Доля, % 

Ранено 

Доля, % 

Наезд на велосипедиста 

1,05% 

2,07% 

0,65% 

Наезд на пешехода 

73 

41,24% 

59 

30,57% 

55 

35,95% 

Наезд на препятствие 

11 

6,21% 

14 

7,25% 

23 

15,03% 

Наезд на стоящее ТС 

3,95% 

18 

9,33% 

3,92% 

Опрокидывание 

0,56% 

2,59% 

0,65% 

Столкновение 

85 

48,02% 

87 

45,08% 

63 

41,18% 

Съезд с дороги 

2,82% 

0,52% 

0,00% 

Иные виды 

3,95% 

2,59% 

2,61% 

 

3)  две  трети  всех  дорожно-транспортных  происшествий,  причина 

которых  нарушение  Правил  дорожного  движения,  связаны  с  водителями 
легковых автомобилей; 

142 

4)  наибольшее  количество  происшествий  совершается  в  летний  и 

осенний периоды.  

С  целью  выявления  мест  концентрации  ДТП,  изучения  условий  и 

причин их возникновения, а также назначения мероприятий по их ликвидации 
и профилактике был произведён анализ распределения ДТП по протяженности 
дорог и улиц. Согласно действующим нормативным документам, к аварийно-
опасным  участка  дороги  (местам  концентрации  дорожно-транспортных 
происшествий)  относятся  -  участки  дороги,  улицы,  не  превышающие  1000 
метров  вне  населенного  пункта  или  200  метров  в  населенном  пункте,  либо 
пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более 
дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-
транспортных происшествий независимо от вида, в которых погибли или были 
ранены люди. 

В  результате  проведённого  топографического  анализа  за  2018  г,  на 

основании  пикетажных  данных  и  значений  географических  координат 
указанных в карточках ДТП, было выявлены следующие места концентрации 
дорожно-транспортных происшествий (очагов аварийности): 

–  г.  Нальчик,  просп.  Ленина  –  ул.  Тарчокова  (перекрёсток 

неравнозначных дорог, 4-0-5, вид ДТП: столкновение – 4); 

– г. Нальчик, пр. Ленина, 32 (протяжённость 125 м, 5-0-6, вид ДТП: наезд 

на пешехода – 4, падение пассажира – 1); 

– г. Нальчик, пр. Ленина – ул. Лермонтова, (протяжённость 65 м, 3-0-3, 

вид ДТП: наезд на пешехода – 3); 

В  свою  очередь,  за  десять  месяцев  2019  года,  успел  сформироваться 

следующий очаг: 

–  г.  Нальчик,  ул.  Идарова,  137  (протяжённость  35  м,  4-1-3,  вид  ДТП: 

наезд на пешехода – 4). 

Ранее выявленный участок концентрации ДТП – пересечение пр. Ленина 

–  ул.  Лермонтова,  снова  охарактеризовался  высокой  аварийностью.  На 
рассматриваемом  перекрёстке  произошло  три  ДТП  с  пострадавшими  (вид 
ДТП: наезд на пешехода – 2; столкновение – 1). 

143 

На  сформированной  карто-схеме  хорошо  видно,  что  основная  масса 

ДТП  рассредоточена  по  магистральным  улицам  общегородского  значения 
(просп. Ленина, ул. Идарова, ул. Кабардинская, ул. Мальбахова, ул. Кирова, 
ул.  2Т.  Дивизии,  просп. Шогенцукова,  ул.  Тарчокова,  ул.  Калюжного, 
ул. Осетинская) в районе пересечений дорог и пешеходных переходов. 

 

1.11.2  Исследование  причин  и  условий  возникновения  дорожно-

транспортных происшествий

 

 

В  общей  структуре  аварийности  наибольшее  количество  дорожно-

транспортных  происшествий  происходит  по  причине  нарушения  Правил 
дорожного  движения  водителями  транспортных  средств,  в  таких  дорожно-
транспортных  происшествиях  погибает  и  получает  ранения  подавляющее 
большинство  пострадавших  (56,9  процента  общего  числа  погибших  и  81,96 
процента общего числа раненых). 

При  этом,  каждое  двенадцатое  дорожно-транспортное  происшествие 

совершается  с  участием  водителей  в  состоянии  опьянения  (учитывались 
данные по алкогольному и наркотическому опьянению, а также случаи отказа 
от прохождения медицинского освидетельствования). 

Детальный  анализ  мест  совершения  ДТП  показывает,  что  основными 

причинами ДТП являются: 

– нарушение правил проезда пешеходного перехода; 
– не соблюдение очередности проезда перекрестков; 
– нарушение требований дорожных знаков; 
– выезд на полосу встречного движения; 
– неправильный выбор дистанции; 
– проезд на запрещающий сигнал светофора. 
Так,  рассматривая,  ранее  обозначенный,  участок  концентрации  ДТП 

просп. Ленина  –  ул. Лермонтова  в  четырёх  случаях,  из  шести 
зарегистрированных  за  последние  2  года,  причиной  ДТП  послужило 
нарушение  правил  проезда  пешеходного  перехода.  Учитывая  высокую 
интенсивность движения транспортных средств на данном пересечении, для 

144 

повышения  уровня  безопасности  рекомендуется  рассмотреть  возможность 
введения 

светофорного 

регулирования 

или 

применения 

методов 

дополнительного  привлечения  внимания  к  пешеходному  переходу  с 
регулирование скоростного режима движения. 

В  число  основных  групп  дорожных  факторов,  способствующих 

возникновению ДТП, входят: 

 

наличие  дефектов  эксплуатационного  состояния  покрытия 

проезжей  части  и  обочин,  технических  средств  организации  дорожного 
движения  и  инженерного  оборудования  дорог,  снижающих  безопасность 
дорожного движения; 

 

отсутствие освещения; 

 

неудовлетворительный уровень содержания дорог; 

 

разделение,  слияние  и  пересечение  транспортных  потоков  на 

пересечениях  и  примыканиях  дорог,  на  которых  планировка  и  схемы 
организации движения не отвечают установленным требованиям; 

 

несоответствие  параметров  геометрических  элементов  трассы 

дороги  состоянию  покрытия  и  придорожной  обстановке,  способствующее 
значительному превышению безопасной скорости движения; 

 

отсутствие 

оборудованных 

пешеходных 

переходов 

в 

необходимых местах, способствующее неожиданному появлению пешеходов 
на проезжей части. 

В частности за 2018 сопутствующей причиной почти каждого третьего 

(37,83%),  а  в  2019  гг.  каждого  четвертого  (23,93%),  являлись  недостатки 
транспортно-эксплуатационного 

состояния 

улично-дорожной 

сети 

(отсутствие  либо  плохая  различимость  горизонтальной  разметки  проезжей 
части, отсутствие дорожных знаков в необходимых местах, отсутствие либо 
неисправность освещения, отсутствие пешеходных ограждений). 

Таким  образом,  становится  очевидным,  что  достижения  целевых 

показателей  по  снижению  количества  ДТП  и  обнуления  уровня  смертности 
необходимо  сформировать  целый  комплекс  мероприятий,  направленных  на 
совершенствование сложившейся системы организации дорожного движения 
на территории муниципального района.

 

 

145 

1.12  Оценка  и  анализ  уровня  негативного  воздействия 

транспортных  средств  на  окружающую  среду,  безопасность  и  здоровье 

населения 

 

Влияние транспорта на окружающую среду – одна из самых актуальных 

проблем  современности.  Автомобильный  транспорт  занимает  лидирующие 

позиции с точки зрения ущерба, наносимого окружающей среде, это основной 

источник  загрязнения  атмосферы.  На  его  долю  приходится  более  90% 

загрязнения воздуха, чуть меньше 50% шумового воздействия. 

Процесс работы двигателя автомобильного транспорта очень сложен и 

включает  массу  различных  реакций.  В  ходе  последних  образуются 

многочисленные вещества, одним из самых опасных из них являются оксиды 

углерода.  Оксиды углерода играют основную  роль в прозрачности воздуха. 

Они свободно пропускают ультрафиолетовое излучение, но являются экраном 

для  инфракрасного  излучения.  Это  приводит  к  повышению  температуры 

приземного  слоя  атмосферы.  Оксиды  углерода  разрушительно  влияют  на 

живые  организмы  (разрушается  гемоглобин,  расстраивается  нервную  и 

сердечно-сосудистую системы). 

Шумом  называются  любые  нежелательные  для  человека  звуки, 

мешающие труду или отдыху, создающие акустический дискомфорт. 

Усиление экологической напряженности во многом связано с шумовым 

воздействием  автомобильного  транспорта.  Шум  больше  всего  беспокоит 

жителей населенных пунктов проживающих вдоль автомагистралей. 

На уровень шума влияет ряд факторов: 

 

интенсивность  транспортного  потока  (наибольшие  уровни  шума 

регистрируются  на  магистральных  улицах  больших  городов  при 

интенсивности  движения  2000  –  3000  авт/ч.  Автотранспорт  как  основной 

источник шума в городах вызывает у 60 % населения различные болезненные 

реакции); 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..