Твэкс ЭКСКАВАТОР ОДНОКОВШОВЫЙ ЭО-3323A ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 4

 

  Главная      Книги - Экскаваторы     Твэкс ЭКСКАВАТОР ОДНОКОВШОВЫЙ ЭО-3323A ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭО-3323А.00.000. ТО

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

Твэкс ЭКСКАВАТОР ОДНОКОВШОВЫЙ ЭО-3323A ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ - часть 4

 

 

А6.1
А6.2
Ц3.1
Ц3.2
Ц2.1
Ц2.2
Ц1.3
Ц1.1
р
кп17
А2
п
о
н
ГМ
ЗМ1.1
м
от стояночного
л
Р6
тормоза
к
ЗМ1.4 ЗМ1.3
ЗМ1.2
Р5
кп15
и
ЗМ2
А1
4
ж
е
Ц1.2
А1
БК1
МН3
ВН1.1
ВН1.2
А4
д
АК
ВН2.3
А5
3
МН1
с
А1
КП12
М2
кп13
б
кп14
А1
а
КП11
Ц4.1
Ц4.2
МН2
Р1
М3
ВН2.1
КО1
Р2
Р3.1
Р3.2
Р4
К
А3
НА
МН4
1
2
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
3
4
15
16
НШ
ВН2.2
От системы тормозов
колес
кп16
Р7
q=56
q=12
q=56
q=10
Б
ДТ
Б
Ф1.1
Ф1.2
Ц5.1
Ц5.2
К1
Рис. 27 Принципиальная гидравлическая схема
71
Подъем - опускание выносных опор возможно только при включенном пневмогид-
равлическом клапане Р5 (стояночном тормозе).
Таким образом, при включенном стояночном тормозе давление сжатого воздуха
подводится к пневмогидравлическому клапану Р5 и переключает его.
Рабочая жидкость получает возможность поступать параллельно через клапан пнев-
могидравлический Р5, гидрозамки ЗМ1.1. и ЗМ1.2. в гидроцилиндры выносных опор
Ц2.1. и Ц2.2. Слив рабочей жидкости из штоковой полости гидроцилиндров выносных
опор происходит по схеме, описанной выше.
Для подъема опор необходимо рукояткой включить золотник 4 блока управления
Р4.
Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным выше.
ГИДРОПРИВОД РУКОЯТИ
При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р3.2, например
12, управляющий поток рабочей жидкости через распределитель Р6 поступает к торцам
золотников секций “Рукоять I” и “Рукоять II” и перемещает их, тем самым соединяя
рабочий отвод секции поршневой полости гидроцилиндра рукояти с напором, а другой
рабочий отвод штоковой полости - со сливом. Одновременно управляющий поток че-
рез блоки клапанов “ИЛИ” “д”, “е”, “и” со стороны распределителя Р6 поступает под
торец золотника в напорно-сливной секции (с предохранительными клапанами) пере-
мещает его, тем самым перекрывает канал слива в секции. Рабочая жидкость от правой
регулируемой секции строенного насоса НА адресуется по напоному каналу в плите и
через золотник в секции “Рукоять I” в поршневую полость гидроцилиндра рукояти. В
то же самое время управляющий поток со стороны распределителя Р6 через блоки
клапанов “ИЛИ” “л”, “м”, “к” поступает под торец золотника в напорно-сливной сек-
ции (без предохранительных клапанов), перемещает его и тем самым перекрывает ка-
нал слива в секции. Рабочая жидкость от левой регулируемой секции строенного насо-
са НА адресуется по напорному каналу в плите и через золотник в секции “Рукоять II”
в поршневую полость гидроцилиндра рукояти, объединяясь в трубопроводах с пото-
ком от секции “Рукоять I”.
Рабочая жидкость из штоковой полости гидроцилиндра рукояти через золотники
секций “Рукоять I” и “Рукоять II”, сливные каналы в плите гидрораспределителя Р1,
маслоохладитель А3, фильтры Ф1.1., Ф1.2 поступает в гидробак “Б”.
Для включения отворота рукояти необходимо рукояткой включить золотник из бло-
ка управления Р3.2. Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным
выше.
При совмещении движения рукояти с движением стрелы и ковша управляющий по-
ток через блоки клапанов “ИЛИ” “р”, “о”, “п” переключает распределитель Р6 в другую
позицию, в результате чего золотник в секции “Рукоять II” возвращается в нейтральное
положение.
При совмещении движения рукояти с ходом экскаватора и поворотом платформы
управляющий поток через блоки клапанов “ИЛИ” “а”, “с” и “б” переключает распреде-
литель Р6 в другую позицию, в результате чего золотник в секции “Рукоять I” возвра-
щается в нейтральное положение.
Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра рукояти в секцию “Рукоять II”
вмонтированы клапаны КП9 и КП10, которые одновременно выполняют функции
подпиточных клапанов при возникновении разряжения в полостях гидроцилиндра ру-
кояти.
ГИДРОПРИВОД СТРЕЛЫ
75
При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р3.1, например
7, управляющий поток рабочей жидкости поступает под торец золотника секции
“Стрела” гидрораспределителя Р1 и перемещает его, тем самым соединяя рабочий от-
вод секции поршневой полости гидроцилиндра стрелы с напором, а другой рабочий
отвод штоковой полости - со сливом.
Одновременно управляющий поток через блоки клапанов “ИЛИ” “о”, “п”, “к” по-
сткпает под торец золотника в напорно-сливной секции (без предохранительных кла-
панов), перемещает его и тем самым перекрывает канал слива в секции.
Рабочая жидкость от левой регулируемой секции строенного насоса НА адресуется
по напорному каналу в плите через золотник в секции “Стрела” в поршневую полость
гидроцилиндров стрелы.
Рабочая жидкость от правой секции строенного насоса НА через золотник напорно-
сливной секции (с предохранительными клапанами) адресуется в напорный канал пли-
ты гидрораспределителя Р1, где объединяется с потоком рабочей жидкости от левой
секции насоса НА.
Из штоковой полости гидроцилиндра стрелы рабочая жидкость поступает через зо-
лотник секции “Стрела” в сливные каналы плиты распределителя Р1 и далее в масло-
охладитель А3, фильтры Ф1.1 и Ф1.2, в гидробак “Б”.
Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра стрелы в секцию “Стрела”
вмонтированы клапаны КП5 и КП6, которые одновременно выполняют функции под-
питочных клапанов при возникновении разряжения в полостях гидроцилиндра стрелы.
Для включения опускания стрелы необходимо рукояткой включить золотник 8 бло-
ка управления Р3.1.
Процессы, происходящие в гидроприводе, идентичны описанным выше.
ГИДРОПРИВОД КОВША
При включении рукояткой одного из золотников блока управления Р3.1, например
9, управляющий поток рабочей жидкости поступает под торец золотника рабочей сек-
ции “Ковш” гидрораспределителя Р1 и перемещает его, тем самым соединяет рабочий
отвод секции поршневой полости гидроцилиндра ковша с напором, а рабочий отвод
штоковой полости - со сливом. Одновременно управляющий поток через блоки клапа-
нов “ИЛИ” “р”, “п”, “к” поступает под торец золотника в напорно-сливной секции (без
предохранительных клапанов), перемещает его, тем самым перекрывает канал слива в
секции. Рабочая жидкость от левой регулируемой секции строенного насоса НА адре-
суется по напорному каналу в плите через золотник в секции “Ковш” в поршневую по-
лость гидроцилиндра ковша.
Рабочая жидкость от правой секции строенного насоса НА через золотник напорно-
сливной секции (с предохранительными клапанами) адресуется в напорный канал пли-
ты гидрораспределителя Р1, где объединяется с потоком рабочей жидкости от левой
секции насоса НА.
Из штоковой полости гидроцилиндра ковша рабочая жидкость поступает через зо-
лотник рабочей секции “Ковш” в сливные каналы плиты распределителя Р1 и далее в
маслоохладитель А3, фильтры Ф1.1 и Ф1.2, в гидробак “Б”.
Для ограничения давления в полостях гидроцилиндра ковша в секцию “Ковш”
вмонтированы клапаны КП7 и КП8, которые одновременно выполняют функции под-
питочных клапанов при возникновении разряжения в полостях гидроцилиндра ковша.
Для включения отворота ковша (штоковая полость) необходимо рукояткой вклю-
чить золотник 10 блока управления Р3.1. Процессы, происходящие в гидроприводе,
идентичны описанным выше.
Гидросхема обеспечивает следующие гарантированные совмещения движений:
76
Поворот платформы - Стрела
- Рукоять
- Ковш
Ход экскаватора
- Рукоять
- Стрела
- Ковш
- Отвал
Стрела
- Рукоять
Ковш
- Рукоять
ГИДРОПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА МАСЛООХЛАДИТЕЛЯ И ГИДРОУПРАВЛЕНИЯ
На двигателе экскаватора смонтирован насос шестеренного типа НШ. Рабочая жид-
кость от него подается через клапан подпорный на гидромотор аксиально-поршневого
типа, вал которого вращает крыльчатку вентилятора маслоохладителя А3. Далее рабо-
чая жидкость попадает в сливную магистраль, маслоохладитель А3, фильтры Ф1.1 и
Ф1.2, далее в гидробак “Б”.
Давление в системе ограничивается клапаном предохранительным КП3. От этого же
насоса с одной стороны запитывается пневмогидроаккумулятор АК, управляющий по-
ток от которого подводится к блокам управления Р2, Р3.1, Р3.2, Р4, которые соедине-
ны с рабочими секциями гидрораспределителя Р1.
ГИДРОПРИВОД РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая жидкость от третьей нерегулируемой секции строенного насоса НА посту-
пает в рулевой механизм А2 и далее через центральный коллектор к исполнительным
гидроцилиндрам поворота колес Ц4.1 и Ц4.2.
Таким образом, поворотом рулевого колеса влево-вправо осуществляется поворот
колес в соответствующие стороны.
77
ГИДРООБОРУДОВАНИЕ
1. НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ
Насосный агрегат является трехпоточным узлом гидропривода, преобразующим
энергию вращения приводного вала в энергию потока рабочей жидкости.
Варианты исполнений насосных агрегатов показаны на рис. 28 и 29.
Рис. 28 Строенный насос
1 - пробка; 2, 15 - шестерни; 3 - крышка; 4 - манжета; 5, 11 - кольца; 6 - вал; 7, 13 - шайбы; 8 - фланец; 9,
16 - подшипники; 10 - стакан; 12 - корпус насоса; 14 - штифт; 17 - муфта; 18 - насос регулируемый; 19 -
насос нерегулируемый.
Агрегат имеет редуктор, два регулируемых насоса и один нерегулируемый.
Регулируемый насос (рис. 30) представляет собой корпус, в котором находится ка-
чающий узел.
Качающий узел включает вал 1, установленный в корпусе 5 на подшипниках 6 и 7.
Со стороны конца вала 1 насос закрывается крышкой 4 с манжетой 2. Фланец вала че-
рез сферические головки шатунов 9 соединен с поршнями 10 и шипом 27. Поршни 10
перемещаются в цилиндрах блока 11, всасывая и нагнетая рабочую жидкость через па-
зы распределителя 12 в каналы корпуса регулятора 23. Величина хода поршней опре-
деляется углом, образованным осями вращения, блока 11 и вала 1. Блок по сфериче-
ской поверхности контактирует с распределителем 12, который противоположной сто-
роной прилегает к опорной поверхности корпуса регулятора 24.
Блок регулятора состоит из установленных в корпусе 24 ступенчатого поршня 21,
пальца 22, фиксирующего винта 25, золотника 23 с башмаком 29 и подпятником 28,
рычага 20 и крышки 15, включающей, в зависимости от исполнения насоса, разную
комплектацию.
Полость меньшего диаметра поршня 21 постоянно соединена с каналом нагнетания
насоса, а давление в полости большего диаметра поршня 21 регулируется дроссели-
78
рующим пояском золотника 23. Через отверстия в поршне 21 и пальце 22 жидкость
поступает под дросселирующий поясок золотника 23.
Рис. 29 Строенный насос
1 - насос регулируемый; 2, 15 - гайки; 3, 9, 11, 13, 25, 27 - шайбы; 4, 14, 34, 36 - шпильки; 5, 24, 31, 33 -
прокладки; 6 - корпус; 7, 30 - шестерни; 8 - штифт; 10, 26 - болты; 15, 16, 19, 23, 29, 39, 40 - кольца; 17 -
крышка; 18 - вал торсионный; 20 - манжета; 21 - стакан; 22, 37 - подшипники; 28 - пробка; 32 - втулка;
35 - насос нерегулируемый; 38 - шестерня ведущая.
79
Рис. 30 Насос регулируемый
1 - вал; 2 - манжета; 3, 8, 14, 19, 26 - кольца; 4, 15 - крышки; 5, 24 - корпуса; 6, 7 - подшипники;
9 - шатун; 10, 21 - поршни; 11 - блок; 12 - распределитель; 13 - винт-поршень; 16 - пружина;
17 - плунжер; 20 - рычаг; 22 - палец; 23 - золотник; 25 - винт; 27 - шип; 28 - подпятник; 29 - башмак.
Двухкромочный ступенчатый золотник является измерителем давления и через
башмак 29 и подпятник 28 воздействует на рычаг 20, на другое плечо которого дейст-
вуют детали крышки 15 пружины и (или) плунжера, определяющие момент и подачу. В
различных исполнениях насоса настройка и поднастройка насоса могут осуществлять-
ся различными способами.
В крышке находится пружина 16 (рис. 30), предназначенная для механической на-
стройки регулятора.
Увеличение момента настройки (увеличением силы пружины) вызывает увеличение
рабочего объема, подачи и потребляемого момента насоса.
Регулятор предназначен для поддержания или изменения потребляемого момента и
подачи насоса посредством изменения рабочего объема и может работать как в авто-
матическом режиме от рабочего давления, так и от системы управления, обеспечивая
требуемые характеристики.
Работает регулятор следующим образом:
- пока момент настройки превышает момент от золотника, золотник 23 закрывает
дросселирующее отверстие в пальце 22 и через продольные канавки соединяет полость
большого цилиндра поршня 21 регулятора со входом в насос - рабочий объем соответ-
ствует номинальному (максимальному);
- как только момент от золотника 23 превысит момент настройки, золотник смеща-
ется, соединяет одной кромкой полость большего цилиндра поршня 21 с рабочим дав-
лением, а другой кромкой разъединяет полость большего цилиндра поршня 21 и вход
насоса, в результате чего происходит регулирование давления в полости большего ци-
линдра поршня 21 и уменьшение рабочего объема;
- объем уменьшается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие моментов на
рычаге 20 за счет уменьшения плеча со стороны золотника 23;
- при уменьшении рабочего давления равновесие на рычаге 20 достигается за счет
увеличения плеча со стороны золотника 23;
- изменение рабочего объема насоса вызывает изменение приводного момента и
регулирование потребляемой мощности.
Уровень масла, заливаемого в редуктор насосного агрегата, должен находиться на
уровне риски на щупе, установленном в корпусе, или на уровне контрольного отвер-
стия сбоку редуктора, закрываемого пробкой.
2. ГИДРОМОТОР ХОДА
В качестве гидромотора хода может быть использован регулируемый гидромотор
аксиально-поршневого типа. Гидромотор с качающим узлом шатунного ведения блока
цилиндров с регулятором потока позволяет получать пропорциональные зависимости
объема от давления.
Конструкция аналогична конструкции регулируемой секции строенного насоса (см.
рис. 30).
3. ШЕСТЕРЁННЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ НАСОС (рис. 31)
80
Рис. 31 Шестеренный гидравлический
насос
1 - манжета; 2 - самоустанавливающийся
подшипник; 3 - ведущая шестерня; 4 - корпус;
5 - болт; 6 - манжета; 7 - опорное кольцо;
8 - крышка; 9 - пластина; 10 - уплотнительное
кольцо; 11 - штифт; 12 - ведомая шестерня.
Привод насоса осуществляется от дизельного двигателя, на котором он установлен.
Направление вращения входного вала насоса: правое - с двигателем Д-75, левое - с
двигателем Д-243 (Д-245).
4. ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГР-520
2
3
4
5
6
7
8
10
9
1
17
18
16
15
14
13
12
11
Рис. 32 Гидрораспределитель
1 - плита; 4, 13 - напорно-сливные секции; 2, 3, 6, 10, 11, 12, 14, 15 - рабочие секции; 7 - штуцер; 8 - болт;
9 - шайба; 16 - пристыкованный блок клапанов «ИЛИ»; 17 - вмонтированный клапан «ИЛИ»; 18 - обрат-
ный клапан.
На экскаваторе установлен 10-ти золотниковый гидрораспределитель (pис. 32), со-
стоящий из общей плиты 1, на которую монтируются 10 секций. Из них: две централь-
ные секции - напорно-сливные (4, 13), восемь секций - рабочие (2,3,6,10,11,12,14,15).
В корпусе плиты 1 предусмотрены коммутационные силовые линии и линии гидро-
управления с вмонтированными 17 и пристыкованными 16 клапанами «ИЛИ», обеспе-
чивающими управление золотниками. Через плиту также осуществляется слив рабочей
жидкости от исполнительных гидромоторов.
На схеме гидрораспределителя (рис. 33) вмонтированные клапаны «ИЛИ» обозна-
чены звездочкой.
поворот платформы
опоры, отвал
добавка хода
стрела
81
P1
P2
Др
кп5
кп6
Т1
Т2
кп1
кп2
Др
кп9
кп10
кп7
кп8
ход
рукоять
рукоять
ковш
Рис. 33 Схема гидравлическая гидрораспределителя
Конструкция пристыкованного клапана «ИЛИ» показана на рис. 34.
1
2
3
4
Рис. 34 Клапан «ИЛИ»
1 - корпус; 2, 5 - кольца; 3, 6 - втулка;
4 - заглушка; 7 - шарик; 8 - шайба;
9 - штуцер.
9
8
7
6
5
В напорном канале в плите в местах подвода жидкости к рабочим секциям стрелы,
рукояти, ковша и поворота платформы встроены обратные клапаны 17 (рис. 32), кото-
рые препятствуют обратному потоку рабочей жидкости при включении и под действи-
ем реактивной нагрузки.
Напорно-сливные секции предназначены для подвода рабочей жидкости от 2-х ре-
гулируемых насосов насосной установки к напорным каналам в плите.
82
Рабочие секции
М еханизма хода
Механизма добавки хода,гидромолота
Рукояти на 1-ом потоке,выносных опор
14 15
6
14 16
4
3
5
М еханизма стрелы,рукояти,ковша
М еханизма поворота платформы
19
1617
21
20
18
Напорно-сливные секции
34
1
2
6
5
10
11
Рис. 35 Секции гидрораспределителя
1, 14, 17, 18 - корпус; 2, 15, 16 - золотники; 3, 4 - пружины; 5, 6 - крышки; 10, 11 - предохранительные
клапаны; 19 - предохранительно-подпиточный клапан; 20 - подпиточный клапан; 21 - ограничитель хода
золотника.
Каждая из напорно-сливных секций состоит из корпусов 1 (рис. 35), двухпозицион-
ного золотника 2, регулировочной 3 и возвратной 4 пружин и двух крышек 5 и 6. В от-
верстие одной крышки подводится давление управления, а другая соединена со сли-
вом. В корпус одной из напорно-сливных секций установлены предохранительные
клапаны 10 и 11 (рис. 35) непрямого действия, предназначенные для ограничения дав-
ления в насосе от исполнительных механизмов.
Конструкция предохранительного клапана показана на рис. 36.
83
Рис. 36 Клапан
предохранительный
1 - кольцо защитное; 2,
8 - кольцо резиновое;
3, 7 - клапан; 4, 10 - пружина; 5, 9 - втулка; 6 -
кольцо; 11 - гайка; 12 - винт регулировочный.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Условное графическое обозначение
Р
Р-подвод
Т-слив
Т
Рабочие секции предназначены для направления одного или двух потоков рабочей
жидкости к исполнительным органам.
Рабочие секции состоят из чугунных корпусов 14,17 и 18 (рис. 35), трехпозицион-
ных золотников 15 и16, пружин 3 и 4, крышек 5 и 6.
Конструкция золотника 15 в секции механизма хода обеспечивает в нейтральной
позиции соединение рабочих отводов со сливом, в остальных рабочих секциях в ней-
тральной позиции золотника 16 рабочие отводы заперты.
Возврат золотников в нейтральную позицию осуществляется двумя пружинами 3 и
4, размещенными в длинной крышке. Внешняя пружина служит для установки золот-
ника точно в нейтральную позицию, внутренняя (пропорциональная) при нейтральной
позиции золотника имеет осевой зазор 3 мм.
В секциях стрелы, рукояти и ковша установлены предохранительно-подпиточные
клапаны 19, а в секциях механизма поворота платформы - подпиточные клапаны 20.
Конструкции предохранительно-подпиточного и подпиточного клапанов показаны на
рис. 37 и 38.
1
2
3
4
5
6
7
Рис. 37 Клапан
предохранительно-подпиточный
1, 5, 7 - кольцо защитное; 2 - кольцо;
3, 4, 6, 17 - кольцо резиновое; 8 - гайка; 9,
13 - пружина; 10 - винт регулировочный;
11, 16 - втулка; 12, 14, 15 - клапан.
17
16
15
14
13
12 11
10
9
8
Условное графическое обозначение
Р
Р-подвод
Т-слив
Т
84
1
2 3
4
5
6
Рис. 38 Клапан подпиточный
1 - клапан;
2, 7, 9 - кольцо резиновое; 3 -
шайба защитная; 4 - втулка; 5 - упор; 6 -
заглушка; 8 - кольцо; 10 - пружина
10
9
8
7
Условное графическое обозначение
Р-подвод
Р
Т
Т-слив
В крышках рабочих секций стрелы, рукояти и ковша установлены ограничители хо-
да золотника 21, с помощью которых можно изменять
проходное сечение магистрали,
а, следовательно, можно регулировать скорость движения рабочих органов.
Гидpоpаспpеделитель pаботает следующим обpазом. Рабочая жидкость от двух на-
сосов (pис. 33) подводится к напоpному золотнику. Пpи нейтpальной позиции всех зо-
лотников pабочая жидкость от подвода Р1 пpоходит чеpез коpпус напоpного золотни-
ка, чеpез плиту, чеpез пеpеливной золотник, чеpез плиту, чеpез напоpный золотник на
слив Т2, а от подвода Р2 - чеpез напоpный золотник, чеpез плиту - на слив Т2 и объе-
диняется с потоком от Р1. Пpи включении pабочих золотников: ход, отвал, повоpот
платфоpмы, pукоять - включается пеpеливной золотник и отсоединяет поток Р2, таким
обpазом pаботает только один поток Р1. Пpи включении pабочих золотников: добавка
хода, стpела, pукоять, ковш - включается напоpный золотник и обеспечивает объеди-
нение потоков Р1 и Р2 к pабочим золотникам.
5. ГИДРОКЛАПАН ПРОТИВООБГОННЫЙ (pис. 39).
3456
7
8
9
1011
12
13
а
а1
2
А
А1
1
14
15
16
17
16
Рис. 39 Гидроклапан противообгонный
1, 14 - болт; 2, 15 - шайба; 3, 13 - крышка; 4, 6 - кольцо; 5 - шарик; 7 - золотник; 8 - корпус;
9, 11 - опора пружины; 10 - пружина; 12 - кольцо стопорное; 16 - переливной клапан; 17 - заглушка.
85
Гидроклапан противообгонный предотвращает кавитацию гидромотора в обгонном
режиме. Обгонный режим гидромотора обычно возникает при действии попутной на-
грузки, например, при движении экскаватора по дороге с уклоном. В том случае, когда
частота вращения гидромотора превышает заданную, а в подводящей линии гидромо-
тора давление снижается, возникает pазpяжение и разpыв сплошности потока жидко-
сти, сопровождаемый кавитацией, что может пpивести к пpеждевpеменному выходу
гидpомотоpа из стpоя.
Работа пpотивообгонного клапана заключается в следующем.
При движении экскаватора по ровной дороге и в гору жидкость под давлением через
канал а (а1), кольцевую проточку и щелевой зазор между золотником 7 и корпусом 8 попа-
дает под торец золотника и, преодолевая усилие пружины 10, перемещает золотник. По-
ток, проходя через обратный клапан в золотнике, попадает в рабочую полость гидромото-
ра. Слив осуществляется через отверстия тонкого контроля.
Если в результате изменения нагрузки, действующей в направлении движения гид-
ромотора, давление в напорной гидролинии уменьшается, то давление под торцем зо-
лотника 7 мгновенно падает, т.к. жидкость в этом случае дросселирует не через щеле-
вой зазор между золотником и коpпуcом, а через обратный клапан (шаpик 5), соеди-
ненный каналом с коpпусом. В этом случае золотник 7 под действием пружины сдви-
гается в стоpону нейтpальной позиции и останавливается, не доходя до нее, в положе-
нии, соответствующем падению давления в напоpном канале А (А1), пpикpывая часть
отвеpстий на сливе. Тем самым осуществляется подтоpмаживание экскаватоpа. В том
случае, если напоpные каналы А (А1) устpойства находятся под давлением, золотник 7
находится в нейтpальной позиции и сообщение гидpомотоpа со сливом осуществляет-
ся чеpез гpуппу отвеpстий небольшого сечения в золотнике. Эти отверстия влияют на
чувствительность работы золотника и на плавность срабатывания.
В корпус противообгонного устройства ввернуты переливные клапаны 16, защи-
щающие гидромотор хода от перегрузок.
Противообгонное устройство используется как для движения «вперед», так и для
движения «назад». Хотя клапан противообгонный и притормаживает движение гидро-
мотора при попутной нагрузке, он не может заменить рабочие тормоза.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ разбирать противообгонный клапан.
6. БЛОК ПЕРЕЛИВНЫХ КЛАПАНОВ (рис. 40).
1
2
3
Рис. 40 Блок переливных
клапанов
1 - гидроклапан предохранительный; 2 -
корпус; 3 - клапан; 4 - кольцо;
5 - кольцо защитное; 6 - планка;
10
9
7 - болт; 8 - гайка; 9 - винт; 10 - шайба
8
7
6
5
4
Условное графическое обозначение
А1
В1
А,В - отводы к гидро-
распределителю
А1,В1 - отводы к
гидромотору
А
В
86
Блок переливных клапанов предназначен для защиты гидромотора поворотной
платформы от перегрузок и снижения динамических нагрузок в начале движения и при
остановке.
Блок состоит из корпуса 2, винта 9, обеспечивающего плавающее положение пово-
ротной платформы при транспортировке, и двух предохранительных клапанов 1.
В случае повышения давления в напорной линии до давления настройки клапана
указанные клапаны открываются и отводят рабочую жидкость из напорного канала в
сливной канал гидрораспределителя и далее на слив в гидробак. После падения давле-
ния в напорной линии клапан закрывается.
7. ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН (рис. 41).
Пневмогидравлический клапан применен в гидроприводе опор экскаватора в каче-
стве двухпозиционного гидрораспределителя с пневмоуправлением. При отсутствии
давления в линии пневмоуправления Х золотник 3 пружинами 2 и 4 устанавливается в
положение, при котором гидравлические линии А и В соединены между собой. При
подаче давления воздуха золотник 3 отсекает линию А от линии В.
Рис. 41 Пневмогидравлический клапан
А, В - гидролинии; Х - линия пневмоуправления
1 - втулка; 2, 4 - пружины; 3 - золотник; 5 - штуцера;
6, 9 - уплотнительные кольца; 7 - крышка; 8 - корпус;
10 - стакан; 11 - поршень; 12 - манжета.
8. ГИДРОЦИЛИНДРЫ (рис. 42, 43).
На экскаваторе используются гидроцилиндры, различающиеся по конструкции, но-
минальному и максимально допустимому рабочему давлению, диаметрам штока и
поршня, ходу поршня.
Все гидроцилиндры состоят из следующих основных частей: сварного корпуса,
штока, поршня, передней крышки, уплотнительных устройств. Подвод рабочей жидко-
сти осуществляется по трубопроводам, присоединяемых к корпусу цилиндров с помо-
щью фланцевых или резьбовых соединений.
Поршень делит внутреннее пространство цилиндра на две не сообщающиеся между
собой полости: поршневую и штоковую (стороны нахождения штока).
В процессе работы одна полость гидроцилиндра соединяется с напорной, а другая -
со сливной магистралью гидросистемы экскаватора. Под действием разницы давления
рабочей жидкости в этих магистралях происходит движение штока.
Для установки гидроцилиндров на экскаватор в проушинах штока и корпуса уста-
навливаются шарнирные подшипники.
87
Рис. 42 Гидроцилиндр
1 - проушина; 2, 17 - винты; 3 - грязесъемник, кольцо; 4 - гайка наружная; 5 - кольцо; 6 - манжета уплотнительная штока; 7 - букса; 8, 15 - кольцо защитное, кольцо; 9, 11
- опорно-направляющее кольцо; 10 - цилиндр; 11 - шток; 13 - уплотнение поршня; 14 - поршень; 16 - гайка.
84
Рис. 43 Гидроцилиндр
1, 23 - штоки сварные; 2 - грязесъемник; 3 - гайка внутренняя; 4, 17, 24, 25 - кольца; 5 - винт; 6 - уплотнительная манжета штока; 7 - кольцо штока; 8, 20 - буксы; 9, 14,
18, 21 - кольца защитные; 10 - цилиндр сварной; 11 - поршень левый; 12 - кольцо поршня опорно-направляющее; 13 - уплотнение поршня; 15 - поршень правый; 16 -
гайка; 19 - манжета; 22, 26 - поршни.
85
9. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ (рис. 44).
Гидравлический рулевой механизм (гидроруль) представляет собой сблокированный
с насосом-мотором следящий гидрораспределитель, входным сигналом для которого
является вращение рулевого колеса; объем рабочей жидкости, подаваемой от насоса-
дозатора к гидроцилиндру, пропорционален углу поворота руля.
Гидроруль выполнен со встроенным усилителем потока и при работе без питающего
насоса имеет уменьшенную подачу, равную номинальному рабочему объему, обеспе-
чивая возможность управления экскаватором в аварийном режиме.
Встроенные предохранительный, обратный, противоударный и противовакуумный
клапаны предохраняют гидроруль от перегрузок по давлению, вытекания рабочей жид-
кости при обрыве трубопровода питания, скачков давления в результате ударных воз-
действий дороги на колеса.
ВНИМАНИЕ! Разборка гидроруля без разрешения завода-изготовителя не до-
пускаестя.
I
Регулировка предохранительного клапана
Регулировка противоударного клапана
Рис. 44 Гидравлический рулевой механизм
I - схема подключения гидролиний к гидрорулю
Присоединительные отверстия:
Р - напорное; Т - сливное; А, В - рабочие отводы, соединенные с гидроцилиндрами поворота колес
1, 3, 7 - уплотнительные кольца; 2 - болт; 4 - центральная шестерня; 5 - кардан; 6 - противоударный кла-
пан; 8 - корпус; 9 - штифт; 10 - вал; 11 - грязесъемник; 12 - втулка; 13 - золотник.
10. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТОР (рис. 45).
Центральный коллектор, установленный по оси вращения платформы, крепится на
ходовой раме экскаватора болтами 2. Коллектор состоит из корпуса 8, колонки 14,
гильзы 15, цапфы 19. Корпус 8 и колонка 14 вращаются вместе с поворотной платфор-
мой, увлекаемые кронштейном 6 с фиксатором 12, закрепленным на шпильках 5, при-
варенных к колонке. Гильза 15 и цапфа 19 не вращаются, так как жестко связаны с хо-
довой рамой. Рабочая жидкость подводится к колонке 14 от гидрораспределителей че-
рез приварные угольники 13, проходит по продольным каналам, оканчивающимися
кольцевыми проточками на колонке 14, и из них - через отверстия в гильзе 15 и шту-
церах 3 - отводится к гидромотору КПП и гидроцилиндрам опор.
Трубопроводы пневмоуправления на поворотной платформе подсоединяются к
штуцерам 7, 9 и 11 корпуса 8, от которых сжатый воздух и рабочая жидкость поступа-
ют по продольным каналам цапфы 19 к штуцерам 1, а от них по трубопроводам - к со-
ответствующим исполнительным механизмам на ходовой части.
Для разделения потоков в цапфе и колонке размещены уплотнительные кольца 10 и
17. В колонке 14, где под высоким давлением проходят большие потоки рабочей жид-
кости, кроме того, установлены защитные фторопластовые шайбы 16.
Рис. 45 Центральный коллектор
1, 7, 9, 11, 20, 21 - штуцера; 2 - болт; 3 - приварной штуцер; 4 - полукольцо; 5 - приварная шпилька; 6 -
кронштейн; 8 - корпус; 10, 17 - уплотнительные кольца; 12 - фиксатор; 13 - приварной угольник; 14 - ко-
лонка; 15 - гильза; 16 - защитная шайба; 18 - шайба; 19 - цапфа
I, IV - гидропривод откидных опор и опоры-отвала; II, III - гидропривод гидромотора коробки перемены
передач; V, VII - рулевое управление; VI - пневмопривод, соединяющий воздушные баллоны; VIII -
пневмопривод тормозов колес; IX - пневмопривод переключения передач; Х - дренаж рабочей жидкости
в гидробак; XI - пневмопривод стояночного тормоза.
11. ПНЕВМОГИДРОАККУМУЛЯТОР (рис. 46).
87
Пневмогидроаккумулятор предназначен для питания системы дистанционного гид-
равлического управления от гидролиний высокого давления (напорных линий насо-
сов).
Пневмогидроаккумулятор состоит из баллона 4 и блока 1 гидроклапанов.
Баллон 4 заправляется газом под давлением 0,7+0,05 МПа через приспособление, при-
соединяемое к штуцеру 15 (рис. 11). Газ - технический азот с точкой росы не выше ми-
нус 30°С.
Зарядка пневмогидроаккумулятора и питание напорной линии системы гидроуправ-
ления (отверстие А), осуществляется через редукционный клапан 7 от гидролиний вы-
сокого давления через отверстия Р1, Р2, разделенные клапаном 2.
На случай отказа редукционного клапана предусмотрен предохранительный клапан
11, который при повышении давления выше значения настройки перепускает рабочую
жидкость через отверстие Т на слив.
Регулировка редукционного и предохранительного клапанов производится при по-
мощи регулировочных прокладок 9.
Обратный клапан 8 предотвращает самопроизвольную разрядку пневмогидроакку-
мулятора при выключенном двигателе экскаватора. Благодаря этому система гидро-
управления обеспечивает после отключения двигателя еще пять-десять включений ры-
чагов управления.
1
2
3
4
5
6
7
А
Р1
8
Т
15
14 13 12
11
10
9
Условное графическое изображение
Р1
А
Р1
-подвод
А
-отвод
Т
-слив
Т
Рис. 46 Пневмогидроаккумулятор
1 - блок гидроклапанов; 2 - клапан «ИЛИ»; 3, 5, 6, 10, 12 - уплотнительные кольца; 4 - баллон;
7 - редукционный клапан; 8 - обратный клапан; 9 - регулировочные прокладки; 11 - предохранительный
клапан; 13 - седло клапана; 14, 15 - штуцера.
12. ГИДРОКЛАПАН ДАВЛЕНИЯ (рис. 47).
Гидроклапаны давления используются на экскаваторе в качестве предохранитель-
ных клапанов для защиты гидросистемы от давления, превышающего установленное.
Рабочая жидкость, подводимая в полость Р корпуса 2, через каналы поступает под
торец золотника 1. Давление жидкости на торец золотника уравновешивается усилием
пружины 5. Когда давление в подводящей гидролинии возрастаеи и преодолевает уси-
лие пружины, золотник 1 поднимается вверх и соединяет полость подвода Р со слив-
ным отверстием Т.
Настройка гидроклапана на определенное давление, при котором рабочая жидкость
перепускается на слив, производится регулировочным винтом 4.
88
Рис. 47 Гидроклапан давления
Р - полость подвода рабочей жидкости;
Т - сливное отверстие
1 - золотник; 2 - корпус; 3 - колпачок;
4 - регулировочный винт; 5 - пружина;
6, 7 - пробки.
13. БЛОКИ УПРАВЛЕНИЯ.
Блоки управления предназначены для дистанционного управления гидрораспреде-
лителями и другими гидравлическими устройствами.
На экскаваторе используются блоки управления следующих исполнений:
1) блок управления I (рис. 48) - четырехзолотниковый с рычагом управления на ша-
ровом шарнире, с возможностью одновременного включения одного или двух смеж-
ных золотников с возвратом в нейтральное положение рычага при снятии с него
управляющего усилия;
2) блок управления II (рис. 49) - четырехзолотниковый с двумя независимыми рыча-
гами управления, с возможностью одновременного включения одного золотника каж-
дым рычагом, с фиксацией рычагов в крайних и нейтральном положениях с помощью
шариковых фиксаторов;
3) Блок управления, отличающийся от блока II отсутствием шариковых фиксаторов,
(рис. 50) с возвратом в нейтральное положение рычага при снятии с него управляюще-
го усилия. На экскаваторе этот блок имеет только один рычаг управления.
Принцип работы блоков управления всех исполнений одинаков.
Рабочая жидкость подводится к боку управления от пневмогидроаккумулятора через
центральное отверстие в корпусе.
Каждый золотник блока управления работает как редукционный клапан, настройка
которого определяется положением рычага.
Чем больше отклонение рычага (педали), вызывающее смещение толкателя и золот-
ника от нейтрального положения, тем больше давление управления в соответствую-
щем рабочем отводе.
89
А-А (2:1)
1
7
8
2
9
3
4
10
11
12
5
13
6
14
15
16
В
P
A1
В
A4
T
А
Условное графическое изображение
A2
А1
А2
А3
А4
А
A3
Т
Р
А1-А4 -рабочие отводы
Р-подвод
Т-отвод
Рис. 48 Блок управления с одним рычагом
1 - рукоятка; 2 - тарелка; 3, 6 - крышки; 4 - фланец; 5 - корпус; 7 - опора; 8 - толкатель; 9 - втулка верх-
няя; 10 - шайба; 11 - упор; 12, 14 - пружины; 13 - золотник; 15 - втулка; 16 - втулка нижняя.
Рис. 49 Блок управления с двумя рычагами и шариковым фиксатором
1 - кулачок; 2, 5 - крышки; 3 - фланец; 4 - корпус; 6, 14, 16 - пружины; 7 - толкатель фиксатора;
8 - рычаг; 9 - ось кулачка; 10 - толкатель; 11 - втулка верхняя; 12 - шайба; 13 - упор; 15 - золотник; 17 -
втулка; 18 - штифт; 19 - втулка нижняя
90
А-А (2:1)
9
10
6
1
11
2
12
13
3
14
15
7
4
16
8
17
18
5
В
P
A1
В
A4
T
А
Условное графическое изображение
А1
А2
А3
А4
A2
А
A3
Т
Р
А1-А4 -рабочие отводы
Р-подвод
Т-отвод
Рис. 50 Блок управления с двумя рычагами
1 - кулачок; 2 - крышка; 3 - фланец; 4, 5 - корпус; 6 - рычаг; 7 - штифт; 8 - винт; 9 - толкатель; 10 - втулка
верхняя; 11 - ось кулачка; 12 - шайба; 13 - упор; 14, 16 - пружины; 15 - золотник; 17 - втулка; 18 - втулка
нижняя.
14. ГИДРОЗАМОК (рис. 51а, б).
Гидрозамок представляет собой обратный управляемый клапан.
При отсутствии давления в линии управления Х1 или Х2 клапан 12 свободно про-
пускает поток рабочей жидкости, поступающей из гидролинии А в гидролинию В, и не
пропускает поток в обратном направлении.
Давление управления, поданное в линию Х1 или Х2, воздействует на поршень 11,
который, перемещаясь в корпусе 10, открывает клапан 12 и дает возможность рабочей
жидкости из гидролинии В пройти в гидролинию А.
На экскаваторе установлено несколько гидрозамков.
Четыре гидрозамка служат для фиксации в рабочем положении откидных опор и
опоры-отвала экскаватора (рис. 51 б).
Один гидрозамок может использоваться в механизме перевода стрелы в «плаваю-
щее» положение (рис. 51 а). Он оборудован шунтом, штуцер 4 которого заворачивает-
91
ся в отверстие, предназначенное для подключения линии Х1. Шунт позволяет откры-
вать гидрозамок при неработающем двигателе (при буксировке экскаватора), и, таким
образом, механически соединять гидролинии А и В. При заворачивании гайки 1 шунта
игла 6 упирается в поршень 11, который открывает клапан 12.
А
Б
Рис. 51 Гидрозамок
I - шунт гидрозамка механизма перевода стрелы в «плавающее» положение;
II - гидрозамок
А, В - гидролинии; Х1, Х2 - линии управления
1 - гайка; 2, 5, 9 - уплотнительные кольца; 3 - полукольцо; 4 - штуцер; 6 - игла; 7, 10 - корпус; 8 - упорное
кольцо; 11 - поршень; 12 - клапан; 13 - пружина; 14 - запорное кольцо; 15 - втулка; 16, 17 - пробки; 18 -
пластина; 19 - заклепка.
15. БУКСИРОВОЧНЫЙ КРАН (рис. 52).
Буксировочный кран устанавливается на фланце гидромотора механизма поворота с
целью объединения полостей гидромотора на время буксировки экскаватора тягачом.
Для объединения полостей гидромотора необходимо вывернуть запорный винт 4 на
два-три оборота.
92
1
2
3
4
5
A
B
Рис. 52 Буксировочный кран
А, В - отверстия крана, связанные с полостями гидромотора механизма поворота.
1 -гайка; 2 - запорный винт; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - корпус; 5 - шарик.
16. БЛОК «ПЛАВАЮЩЕГО» ПОЛОЖЕНИЯ СТРЕЛЫ
ПРИ БУКСИРОВКЕ (рис. 53).
Блоки «плавающего» положения стрелы смонтированы в гидролиниях штоковой и
поршневой полостях гидроцилиндра стрелы и связывают эти полости со сливом при
буксировке экскаватора тягачом.
Перед буксировкой для соединения со сливом обоих полостей гидроцилиндра стре-
лы необходимо, отвернув контргайку 5, вывернуть запорные винты 6 блоков на два-
три оборота.
Рис. 53 Блок «плавающего» положения стрелы при буксировке
1 - корпус; 2 - пружина; 3 - шарик; 4 - кольцо; 5 - контргайка; 6 - винт запорный; 7 - штуцер.
17. МАСЛООХЛАДИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА (рис. 54).
Для охлаждения жидкости на экскаваторе предусмотрена маслоохладительная уста-
новка, смонтированная в сливной магистрали гидропривода. В состав маслоохлади-
тельной установки входят калорифер 3 с пристыкованным к нему диффузором 8, на
котором смонтированы крыльчатка 7 и приводной мотор 5. Частота вращения крыль-
чатки, а значит, интенсивность охлаждения жидкости в калорифере, может регульро-
ваться (вплоть до полной остановки) с помощью дроссельного крана 4, установленно-
го между шестеренным насосом 2 и гидромотором 5.
93
Рис. 54 Маслоохладительная установка
1 - сливной кран; 2 - шестеренный насос; 3 - калорифер; 4 - дроссельный кран; 5 - гидромотор; 6 - фла-
нец; 7 - крыльчатка; 8 - диффузор; 9 - хомут; 10 - рукав; 11 - болт; 12 - банка; 13 - уплотнительное коль-
цо.
18. СЛИВНОЙ КРАН (рис. 55).
Калорифер 3 (рис. 54) включается в работу сливным краном 1, который может на-
править рабочую жидкость либо через маслооладительную установку, либо минуя ее.
Кран состоит из сварного корпуса 5 (рис. 55), золотника 2, подпорного клапана 6,
ручки управления 1. Подпорный клапан служит для поддержания в сливной магистра-
ли давления, обеспечивающего нормальную работу гидромотора коробки перемены
передач и гидромотора механизма поворота.
Рабочая жидкость поступает в кран через отверстия Р1 и Р2, открывает клапан 6,
преодолевая усилие пружины 7, и через отверстие в золотнике 2 проходит в зависимо-
сти от направления ручки 1 либо в калорифер, либо к фильтрам на слив. Направление
ручки 1 совпадает с направлением потока жидкости.
ВНИМАНИЕ! Во избежание разрыва сливной магистрали запрещается пере-
ключать кран при работающем двигателе, а также поворачивать ручку 1 за пре-
делы, установленные ограничителями 3.
Рис. 55 Сливной кран
Р1, Р2 - подвод рабочей жидкости; К - отвод жидкости в калорифер; Т - слив
1 - ручка управления; 2 - золотник; 3 - ограничитель; 4, 9 - уплотнительные кольца; 5 - корпус; 6 - под-
порный клапан; 7 - пружина; 8 - кольцо; 10 - заглушка.
19. ФИЛЬТРЫ (рис. 56)
94

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..