4. ЧАСЫ ПРУЖИННЫЕ С ЭЛЕКТРОПОДЗАВОДОМ (1957 год)

 

  Главная      Книги - Разные     Часовые механизмы (И.С. Беляков) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА XI КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЧАСОВ. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЭЛЕКТРОЧАСЫ (1957 год) - часть 3

 

4. ЧАСЫ ПРУЖИННЫЕ С ЭЛЕКТРОПОДЗАВОДОМ (1957 год)

Существуют механизмы подзавода и для часов, имеющих в качестве двигателя не гирю, а спиральную или винтовую пружину. Простейший по конструкции механизм подзавода пружины с асинхронным двигателем показан на фиг. 178 [43].

Ротор 1 электродвигателя, питаемого от сети переменного тока, соединен посредством зубчатых колес с заводным валиком 2 пружинного двигателя. Пружина, вложенная в барабан 3, одним своим концом присоединена к валику 2, а другим — к барабану, жестко соединенному с барабанным колесом 4. Электродвигатель, вращая валик 2, заводит заводную пружину, которая, сообщая вращающий момент барабану, приводит в движение колесный механизм часов.

Подобные конструкции подзавода могут выполняться четырех: различных принципов действия:

 

 

Фиг. 178. Автоматический подзавод с асинхронным двигателем.

Фиг. 179. Механизм электрического подзавода с инерционными грузами.

 

 

1) механизм с постоянно включенным двигателем, скорость вращения которого определяется сопротивлением, оказываемым

заводящейся пружиной;

2) механизм с постоянно включенным двигателем, но снабженный тормозом, останавливающим двигатель при достижении пружиной максимального момента;

3) механизм, постоянно включенный в сеть, но автоматически присоединяющийся и отключающийся от заводного устройства пружины в меру надобности осуществления подзавода;

4) механизм с двигателем, включающимся при необходимости подзавода и отключающимся по его окончании.

На фиг. 179 показан механизм электрического подзавода с инерционным грузом. Подобный тип механизма подзавода применяют в механизмах стенных, настольных и автомобильных электрических часов.

Такой механизм имеет, как правило, так называемый резерв хода, назначение которого заключается в том, чтобы тяговое усилие на ведущих осях часового механизма не прерывалось в момент подзавода. 

 

В данном случае резерв хода достигается за счет начального закручивания пружины, один конец которой присоединен к неподвижному барабану 14, а другой — к вращающемуся валику 1. На валике жестко посажены инерционные грузики 5 и храповое колесо 4, сцепляющееся с собачкой 6, установленной на другом храповом колесе 7. Это колесо, а также барабанное колесо 2 часового механизма свободно вращаются на валике 1. Промежуточная короткая пружина 8 одним концом присоединена к барабанному колесу, а другим— к храповому колесу 7. Заводная пружина вращает валик 1 вместе с инерционными грузами и храповым колесом 4 против часовой стрелки. Храповое колесо 4 упирается в собачку 6 и вращает в том же направлении храповое колесо 7, которое закручивает промежуточную 

 

пружину 8. Последняя сообщает вращающий момент барабанному колесу 2 часового механизма. Батарея одним своим полюсом присоединена «на корпус» (к валику 1), а другим — к выводу катушки 13 электромагнита. Другой вывод катушки электромагнита присоединен к штифту 11, который электрически изолирован от якоря 9. На заводном валике 1 жестко посажен палец 12, который вращается вместе с валиком против часовой стрелки под действием раскручивающейся заводной пружины. Когда палец 12 придет в соприкосновение со штифтом 11, цепь электромагнита замкнется, и якорь 9 притянется к сердечнику катушки 13. При этом палец получит толчок, под действием которого заводной валик с инерционными грузами повернется то часовой стрелке и подзаведет пружину в барабане 14. Так как непосредственно после притяжения якоря инерционные грузы еще продолжают движение по инерции, цепь электромагнита размыкается, и якорь возвращается пружиной 10 в исходное положение. 

 

Во время движения груза в обратном направлении (по часовой стрелке) при заводе пружины в барабане, барабанное колесо остается под действием вращающего момента, развиваемого пружиной 8

храповое колесо 7 удерживается при этом в неподвижном состоянии собачкой 3, посаженной на неподвижную ось. Угол подзавода пружины, равный углу поворота инерционных грузов по часовой стрелке, зависит от силы толчка, сообщаемого якорем пальцу 12.

Наибольшее распространение получил механизм подзавода, применяемый в часах автомобилей «Победа» и «ЗИМ» [43].

На фиг. 180 показан такой механизм. Катушка электромагнита 16, питаемая от источника постоянного тока напряжением 12 в (автомобильный аккумулятор), укреплена на платине часов. При отсутствии тока в катушке винтовая пружина 11 вращает якорь 10, ось вращения которого совпадает с осью минутного (центрального) колеса часов. На якоре установлены две собачки 9 и 15 с рифлеными рабочими поверхностями, входящими в сцепление с такой же поверхностью диска 14, свободно посаженного на пустотелую ось среднего колеса. Сцепление диска 14 со средней осью часов осуществляется пальцем 12, запрессованным в диск. Этот палец входит в вырез, сделанный в буртике средней оси. Якорь при повороте по часовой 

 

 стрелке под действием пружины 11 сообщает вращающий момент средней оси часового механизма. Замыкание цепи электромагнита осуществляется контактным устройством, которое состоит из контактного рычага 5, подпираемого плоской пружиной 1, и контактной пружины 4, изгиб которой ограничивается упором 3. Палец 6, запрессованный в якорь, в конце хода последнего поворачивает поводок 2, установленный на оси контактного рычага 5, вследствие чего рычаг

теряет свое неустойчивое равновесие и быстро замыкает цепь катушка электромагнита.

 

Ток потечет по цепи от положительного полюса батареи через обмотку катушки, контактную пружину 4, изолированную от корпуса, контактный рычаг 5 и корпус часов к отрицательному полюсу батареи. Якорь притянется к полюсам катушки и растянет (заведет) пружину 11. При этом палец 6 повернет поводок 2 влево и разомкнет контакт цепи катушки.

Для того чтобы во время срабатывания электромагнита часы не были лишены вращающего момента, установлена промежуточная пружина 7, которая одним своим концом прикреплена к штифту 12 а другим — к штифту 8, запрессованному в буртик центральной оси.

Винтовая пружина 11 несколько изгибает промежуточную пружину 7, доводя штифт 12 до соприкосновения со стенкой выреза в буртике. При срабатывании электромагнита диск 14 удерживается в неподвижном состоянии собачкой 13. Пружина 7, сокращаясь, сообщает вращающий момент центральной оси часового механизма.

В качестве регулятора в этих часах применяется анкерный приставной спусковой регулятор.

 

 

Фиг. 180. Механизм подзавода автомобильных часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..