2. УСТРОЙСТВО И РАСЧЕТ ГИРЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (1957 год)

 

  Главная      Книги - Разные     Часовые механизмы (И.С. Беляков) - 1957 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

   

 

   

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

ГЛАВА II ДВИГАТЕЛИ МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ (1957 год) - часть 1

1. характеристика основных типов двигателей

В качестве устройств, приводящих в действие механические часы, применяются гиревые и пружинные двигатели. Гиревые двигатели построены на принципе использования силы тяжести и имеют очень большое преимущество по сравнению с пружинными двигателями, заключающееся в постоянстве крутящего момента, передаваемого колесной системе часов. Однако гиревые двигатели совершенно неприменимы для переносных приборов времени. В качестве источника энергии для переносных часов используют пружинные двигатели, которые применяются также и для маятниковых часов. Пружинные двигатели построены на принципе использования энергии, отдаваемой предварительно завитой в форме спирали ленточной пружиной, которая одним своим концом закрепляется на оси, а другим на какой-либо неподвижной детали или на корпусе заводного барабана.
 

 

 2. УСТРОЙСТВО И РАСЧЕТ ГИРЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Различают гиревые двигатели двух типов: со шнуром и с цепью.

На фиг. 3 изображен гиревой двигатель со шнуром [6]. На оси 1 жестко закреплен барабан 2 и свободно вращается барабанное колесо 3, которое соединяется с барабаном 2 при помощи специального храпового устройства. Один конец шнура закреплен на'окружности барабана, а другой перекинут через блок 4 и закреплен за крюк 5. На выступающий конец оси 1, имеющий форму квадрата, надевается ключ, вращая который от руки, вращают также и барабан, на поверхности которого сделаны винтовые канавки; на этих канавках наматывается шнур 6 и гиря 7 поднимается. После окончания заводки ключ снимается с оси, и барабан под действием гири стремится вращаться в направлении, противоположном направлению вращения при заводке. Однако свободному вращению барабана в обратную сторону мешает храповое устройство — храповое колесо 8 и собачка 9. Храповое колесо 8 укреплено на барабане и, упираясь в собачку 9 одним из своих зубьев, вращает барабанное колесо, на котором укреплена собачка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. УСТРОЙСТВО ПРУЖИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Пружинные двигатели для механических приборов времени делятся на два основных типа. Если пружина крепится таким образом, что один конец ее (внешний) остается неподвижным как при заводке, так и при работе двигателя, то такой пружинный двигатель называется «двигателем с неподвижным барабаном». Если при заводке вращается валик с закрепленным на нем внутренним концом пружины, а при спуске — барабан с закрепленным на нем внешним концом пружины, то такой пружинный двигатель называется «двигателем с подвижным барабаном». В тех случаях, когда пружинный двигатель совершенно не имеет барабана (дешевые будильники, механизмы пожарных извещателей и т. п.), то по конструктивному принципу своей работы он ничем не отличается от пружинного двигателя с неподвижным барабаном. Разница заключается только в том, что в этом случае пружина развертывается эксцентрично. Кроме того, в подобных системах смазка с пружины растекается и часовой механизм и сама пружина быстрее загрязняются. В механических дистанционных трубках снарядов применяются пружинные дви-
 

 

На фиг. 7 изображен пружинный двигатель с вращающимся барабаном карманных часов «Молния» 2-го Московского часового завода. В этой конструкции барабанное колесо 1 посажено на квадрат вала барабана 2 и привернуто винтом барабанного колеса 3. На крючок вала барабана закрепляется заводная пружина 4, другой конец пружины крепится к корпусу барабана. При вращении барабанного колеса вращается вал барабана и накручивает на себя ленточную пружину. Когда пружина заведена, то обратному раскручиванию пружины препятствует собачка 5, запирающая барабанное колесо. Собачка привернута к барабанному мосту винтом 6, вокруг оси которого она может поворачиваться, и прижимается к зубьям барабанного колеса специальной пружинкой. Поэтому по окончании заводки пружины вал барабана остается неподвижным, а барабан вращается в ту же сторону, в которую вращался вал барабана во время заводки, и передает движение часовому механизму посредством зубчатого венца. При такой конструкции на барабан ' непрерывно действует вращающий момент пружины, и часовой механизм не лишается источника энергии в процессе заводки пружины. Такое преимущество пружинного двигателя с вращающимся барабаном сделало эту конструкцию наиболее часто применимой в часах и часовых механизмах. 

 

 

 

4.  ЗАВИСИМОСТЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРУЖИНЫ ОТ УГЛА ЗАКРУЧИВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗАВОДНОЙ ПРУЖИНЫ, БАРАБАНА И ЗАВОДНОГО ВАЛИКА


Число оборотов барабана определяется по формуле

 

 

 

 

Для определения действительных моментов спуска пружины, пользуются следующими формулами:

 

 

 

9. Находят наивыгоднейший радиус заводного барабана, пользуясь формулой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..