ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ Киришского лесничества Ленинградской области (2021 год) - часть 8

 

  Главная      Книги - Лесное дело     ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ Киришского лесничества Ленинградской области (2021 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ Киришского лесничества Ленинградской области (2021 год) - часть 8

 

 

2.13. Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и экс-
плуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидро-
технических сооружений морских портов, морских терминалов, речных портов,
причалов
Использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных ис-
кусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, мор-
ских терминалов, речных портов, причалов осуществляется в соответствии со статья-ми 21,
44, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №
117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», водным законода-тельством. При
этом должны выполняться Правила безопасности гидротехнических со-оружений для накоп-
ления жидких промышленных отходов, утвержденные постановлени-ем Гостехнадзора от
28.01.2002 № 6, СП 47.13330.2016 Инженерные изыскания для строи-тельства. Основные по-
ложения. Актуализированная редакция СНиП
11-02-96., СП
11-102-97
«Инженерно-
экологические изыскания для строительства», СНиП II-89-80 «Генеральные планы промыш-
ленных предприятий», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Свод правил СП 30.13330.2020,
СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», а также постановление
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении Требо-
ваний по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производ-
ственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов,
линий связи и электропередачи».
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со ст. 9Лесного кодекса
Российской Федерации для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объ-
ектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.
В статье 1 Водного кодекса Российской Федерации дано определение понятия «вод-
ный объект» - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, посто-
янное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки
водного режима.
К искусственным водным объектам относятся, в частности, водохранилища, пруды,
обводненные карьеры и каналы.
Водохранилища и пруды на территории лесничества не строились, их строительство
на период действия лесохозяйственного регламента не проектируется.
Каналы в лесничестве создавались и эксплуатировались в целях осушения земель
лесного фонда. Протяженность осушительной сети составляет 1786 км, её состояние являет-
ся неудовлетворительным.
151
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О
безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся
плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные со-
оружения, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения,
предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов и дна водохранилищ,
рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сель-
скохозяйственных организаций, а также другие сооружения, предназначенные для использо-
вания водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Кроме гидротехнических сооружений, Лесной кодекс Российской Федерации преду-
сматривает также возможность использования лесов для строительства и эксплуатации спе-
циализированных портов.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации
от 07.03.2001 № 24-ФЗ речной порт - это комплекс сооружений, расположенных на земель-
ном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях
обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов,
взаимодействия с другими видами транспорта. В статье 9 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации дается определение морским специализированным портам, назначе-
ние которых также состоит в обслуживании перевозок грузов.
Порты обеспечивают также перевозки лесных и иных грузов, которые необходимы
лесному хозяйству и лесной промышленности.
Строительство и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объек-
тов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов на землях лесного
фонда в соответствии со статьёй 21 Лесного кодекса Российской Федерации допускается как
строительство объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при исполь-
зовании лесов для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов,
а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, указан в распоря-
жении Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р «Об утверждении Перечня объектов,
не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатацион-
ных лесов, резервных лесов».
При строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных объектов, а
также гидротехнических сооружений и специализированных портов допускается вырубка
деревьев, кустарников, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предна-
значенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для
эксплуатации соответствующих объектов.
152
Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуата-
ции объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Сведения о лесных участках, предоставленных в аренду для строительства и эксплуатации
водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических соору-
жений и специализированных портов, приведены в приложении 2.
2.14. Нормативы, параметры и сроки использования лесов
для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объ-
ектов осуществляется в соответствии со статьёй 21 Лесного кодекса Российской Федерации
и приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434 «Об утверждении Правил использова-
ния лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня
случаев использования для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов
без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, пуб-
личного сервитута».
К линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубо-
проводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой тех-
нологической частью указанных объектов.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьёй 9 Лесного кодекса
Российской Федерации для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собствен-
ности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, преду-
смотренных статьёй 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим ли-
цам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении
или оперативном управлении такие линейные объекты.
При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения
объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов,
должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель - земли, предназна-
ченные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а
также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные
насаждения.
Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов
должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на кото-
рых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.
153
Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строитель-
ства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с
проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, располо-
женных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации ли-
нейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.
В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функцио-
нирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необхо-
димых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линей-
ных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), гражданами,
юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде,
хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру ли-
нейных объектов.
Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требова-
ниями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными
пунктом «а» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хо-
зяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах
таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля
2009 г. № 160;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние
по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его
неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, уве-
личенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и бурелом-
ных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для
эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осу-
ществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок де-
ревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута,
публичного сервитута.
Для проведения указанных в пунктах 8 и 9 Правил выборочных рубок и сплошных
рубок деревьев, кустарников, лиан граждане, юридические лица, использующие леса для
строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган госу-
дарственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определен-
ных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (далее - уполномоченный орган), не
154
позднее 15 дней до завершения рубки, а при проведении рубок в целях предотвращения ава-
рий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с
момента начала рубок, следующую информацию:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражда-
нина;
б) объем и породный состав вырубаемой древесины;
в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесо-
устройства (лесничество, участковое лесничество, выдел, квартал) (для объектов электросе-
тевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта электросетевого
хозяйства и проектный номинальный класс напряжения);
г) срок завершения рубки лесных насаждений.
Требование о направлении заявителем иной информации, помимо указанной в насто-
ящем пункте, а также отказ в получении направляемой информации, ее регистрации не до-
пускаются.
В целях использования линейных объектов (в том числе в целях проведения аварий-
но-спасательных работ) допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, ку-
старников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначен-
ных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуа-
тации линейных объектов, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической ча-
стью.
Такие рубки осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В защитных лесах предусмотренные частью 5 статьи 21 Лесного кодекса выборочные
рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строи-
тельство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфра-
структуры, для целей использования линейных объектов, не запрещены или не ограничены в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в охранных зо-
нах и на просеках линий электропередачи и линий связи, других линейных объектов допус-
кается рубка деревьев, кустарников, лиан.
По всей ширине охранных зон линейных объектов на участках с нарушенным поч-
венным покровом при угрозе развития эрозии гражданами, юридическими лицами, осу-
ществляющими использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации
линейных объектов, должны проводиться работы, создающие необходимые условия для
предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окру-
155
жающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенно-
му использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Использование лесов с установлением сервитута осуществляется в следующих случа-
ях:
а) размещение линейных объектов, сооружений связи, не препятствующих разрешен-
ному использованию земельного участка;
б) проведение изыскательских работ.
Использование лесов с установлением публичного сервитута осуществляется в случа-
ях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе
при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставле-
ния лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
а) проведение выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в
целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуата-
ции линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
б) проведение инженерных изысканий для линейных объектов;
в) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
г) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения,
бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспече-
ния строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или
местного значения.
Нормативы и параметры при строительстве линейных объектов определяются СП
36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция
СНиП 2.05.06-85, ВСН № 14278 тм-т1 «Нормы отвода земель для электрических сетей
напряжением 0,38-750 кВ», ВСН 004-88 «Строительство магистральных трубопроводов.
Технология и организация», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и сани-
тарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Сроки разрешенного использования лесов для строительства, реконструкции, эксплу-
атации линейных объектов указываются в технической документации на производство ука-
занных работ и договоре аренды.
Определение размеров земельных участков для размещения ЛЭП производится
в соответствии с постановлением Правительства РФ от
11 августа
2003 г.
№ 486
«Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения
воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические се-
ти».
156
В соответствии с ВСН № 14278 тм-т1 «Нормы отвода земель для электрических се-
тей напряжением 0,38-750 кВ» ширина полос земель, предоставляемых на период строитель-
ства воздушных линий электропередачи, сооружаемых на унифицированных и типовых опо-
рах, должна быть не более величин.
Таблица 2.29 - Ширина полос земель, предоставляемых на период строительства воз-
душных линий электропередачи
Опоры воздушных линий
Ширина полос предоставляемых земель (м),
электропередачи
при напряжении линии (кВ)
0,38-20
35
110
150-220
330
500
750
1. Железобетонные
1.1. Одноцепные
8
9(11)
10(12)
12(16)
(21)
15
15
1.2. Двухцепные
8
10
12
24(32)
28
-
-
2. Стальные
2.1. Одноцепные
8
11
12
15
18(21)
15
15
2.2. Двухцепные
8
11
14
18
22
-
-
3. Деревянные
3.1. Одноцепные
8
10
12
15
-
-
-
3.2. Двухцепные
8
-
-
-
-
-
-
Примечания
1. В скобках указана ширина полос земель для опор с горизонтальным расположением прово-
дов.
2. Для ВЛ 500 кВ и 750 кВ ширина полосы 15 м является суммарной шириной трёх раздель-
ных полос по 5 м.
Ширина полос земель, предоставляемых во временное пользование для кабельных
линий электропередачи на период строительства, должна приниматься для линий напряже-
нием до 35 кВ не более 6 м, для линий напряжением 110 кВ и выше - не более 10 м.
Площадки земельных участков, предоставляемых во временное пользование для мон-
тажных унифицированных и типовых опор (нормальной высоты) воздушных линий электро-
передачи в местах их размещения приведены ниже.
Таблица 2.30 - Площадки земельных отводов под ЛЭП
Площадки земельных участков в м2, предоставляемых
Опоры воздушных линий
для монтажных опор при напряжении линий, кВ
электропередачи
150-
0,38-20
35
110
330
500
750
220
1. Железобетонные
1.1. Свободностоящие с вертикальным
расположением проводов
160
220
250
400
-
-
-
1.2. Свободностоящие с горизонтальным
расположением проводов
-
-
400
600
600
800
1200
1.3. Свободно стоящие многостоечные
-
-
-
400
800
1000
-
1.4. На стяжках (с 1 оттяжкой)
-
500
550
300
-
-
-
1.5. На оттяжках (с 5 оттяжками)
-
-
1400
2100
-
-
-
2. Стальные
2.1. Свободностоящие промежуточные
150
300
560
560
500
1200
2400
2.2. Свободностоящие анкерно-угловые
150
400
800
700
630
2000
3800
2.3. На оттяжках промежуточные
-
-
2000
1900
2300
2500
3000
157
Площадки земельных участков в м2, предоставляемых
Опоры воздушных линий
для монтажных опор при напряжении линий, кВ
электропередачи
150-
0,38-20
35
110
330
500
750
220
2.4. На оттяжках анкерно-угловые
-
-
-
-
-
4000
-
3. Деревянные
150
450
450
450
-
-
-
Вдоль линейных объектов устанавливаются охранные зоны в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации. Эти требования установлены в Федеральных зако-
нах от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в
Российской Федерации», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации» и других, а также в постановлениях Правительства РФ от 11 августа
2003 г. № 486 «Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для раз-
мещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электри-
ческие сети» и от 12 октября 2006 г. № 611 «Об утверждении Правил установления и исполь-
зования полос отвода и охранных зон железных дорог».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О
порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий
использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» вдоль воздушных
линий электропередачи охранные зоны устанавливаются в виде части поверхности участка
земли и воздушного пространства, ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими
по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положе-
нии на расстоянии, указанном в таблице 2.31.
Таблица 2.31 - Требования к границам установления охранных зон объектов электросете-
вого хозяйства
Проектный номинальный
Расстояние, м
класс напряжения, кВ
2 (для линий с самонесущими или изолированными проводами,
проложенных по стенам зданий, конструкциями и т.д., охранная зо-
до 1
на определяется в соответствии с установленными нормативными
правовыми актами минимальными допустимыми расстояниями от
таких линий)
10 (5- для линий с самонесущими или изолированными проводами,
1-20
размещенных в границах населенных пунктов)
35
15
110
20
150, 220
25
330, 500, +/- 400
30
750, +/- 750
40
1150
55
Вдоль подземных кабельных линий электропередачи охранная зона выделяется в виде
части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соот-
ветствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной парал-
158
лельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи
от крайних кабелей на расстоянии 1 метра.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых органи-
заций юридическим и физическим лицам запрещаются:
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
- горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным за-
топлением земель;
- посадка и вырубка деревьев и кустарников;
- дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча
рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопо-
ев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
- проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с
грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий элек-
тропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с уче-
том максимального уровня подъема воды при паводке;
- проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от по-
верхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине
более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных ли-
ний электропередачи).
Юридические и физические лица, получившие решение о согласовании осуществле-
ния действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспе-
чивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
Письменное решение о согласовании производства взрывных работ в охранных зонах
выдается только после представления лицами, производящими эти работы, оформленной в
установленном порядке технической документации (проекты, паспорта и т.п.), предусмот-
ренной правилами безопасности при взрывных работах, установленными нормативными
правовыми актами.
Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов элек-
тросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, дей-
ствующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осу-
ществляются:
- прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по пе-
риметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны распо-
ложены в лесных массивах и зеленых насаждениях;
159
- вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых
расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Необходимая ширина просек, прокладываемых в соответствии с указанным выше по-
становлением, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих
(групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон
деревьев определяются в соответствии с лесным законодательством.
Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:
- содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями
правил пожарной безопасности в лесах;
- поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строитель-
ства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, уста-
новленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревь-
ев (кустарников) и иными способами;
- вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на про-
секах, высота которых превышает 4 метра;
- уведомление в орган государственной власти (Комитет по природным ресурсам Ле-
нинградской области) о расчистке существующих трасс линейных объектов без предостав-
ления лесных участков (неликвидная древесина). Форма уведомления указана в приложении
9 к лесохозяйственному регламенту.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их про-
кладки) устанавливаются охранные зоны:
- вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепро-
дукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограничен-
ного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны;
- вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы,
нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линия-
ми, проходящими в 100 м от оси трубопровода с каждой стороны;
- вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного
условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубо-
проводов;
- вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной по-
верхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей
крайних ниток переходов на 100 м с каждой стороны;
160
- вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для
аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией,
отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 м во все стороны;
- вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и
промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, ком-
прессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и
сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепро-
дуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ тер-
риторий указанных объектов на 100 м во все стороны.
(Правила охраны магистральных трубопроводов. Утверждены постановлением Гос-
гортехнадзора РФ от 24 апреля 1992 г. № 9, утверждены Заместителем Министра топлива и
энергетики 29 апреля 1992 г.)
Нормативы и параметры при строительстве автодорог должны соответствовать требо-
ваниям СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СН 467-74 «Нормы отвода земель для
автомобильных дорог», ВСН 7-89 «Указания по строительству, ремонту и содержанию гра-
вийных дорог», Методическим рекомендациям по ремонту и содержанию автомобильных
дорог общего пользования (письмо Росавтодора от 17 марта 2004 г. № ОС-28/1270-ис), ГОСТ
17.5.3.06-85 «Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного
слоя почвы при производстве земляных работ», Инструкции по охране природной среды при
строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденной Минавтодором
РСФСР от 4 сентября 1989 г. № НА-17/315 и ОДМ 218.3.031-2013 Методические рекоменда-
ции по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных
дорог.
Методическими рекомендациями предусматривается ряд требований к охране при-
родной среды, указанных ниже.
При строительстве автомобильных дорог разрабатываются и осуществляются меро-
приятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их
постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. При необходимо-
сти осуществляется строительство ограждений от попадания диких животных на автомо-
бильную дорогу или строятся переходы для животных через автомобильную дорогу.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий, в целях охраны мест
обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и науч-
ном отношении объектов животного мира, выделяются защитные участки территорий и ак-
ваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных
циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха и миграции и других).
161
На особо охраняемых природных территориях разрешается строительство автомо-
бильных дорог, только после проведения расчетов экологического воздействия и если они не
нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
Строительство дорог и дорожных сооружений в лесах, а также на землях лесного
фонда, производится по согласованным проектам, в пределах отведенных участков. Работы
при этом должны выполняться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного
и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
При вырубке леса трелевочные волоки и лесосечные склады должны размещаться в
пределах отведенной для дороги полосы, а в случае невозможности, - в местах, определен-
ных проектом, с соответствующим оформлением временного отвода.
Вывоз древесины и отходов производится по временным дорогам, проложенным в
пределах полосы отвода или по установленным проектом маршрутам с использованием сети
местных дорог или автозимников, а также по специально прокладываемым временным доро-
гам, предусмотренным проектом.
Деловая древесина и отходы расчистки, включая выкорчеванные пни, должны быть
полностью вывезены в установленные места до начала земляных работ. Оставлять отходы
очистки на границе полосы отвода не допускается.
При невозможности использования порубочных остатков и неделовой древесины, по
согласованию с природоохранными органами, допускается их ликвидация путем захороне-
ния или сжигания в специально отведенных местах.
Должностные лица и граждане несут уголовную, административную и материальную
ответственность за незаконные порубки и другие лесонарушения.
Ущерб, причиненный предприятиями и организациями незаконной порубкой или по-
вреждением растущих деревьев и кустарников до степени прекращения роста, возмещается в
размере, предусмотренном «Особенностями исчисления вреда, причиненного лесам и нахо-
дящихся в ним природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»
утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. № 1730 с измене-
ниями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2164 «О внесении
изменений в приложение № 4 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и
находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства».
При строительстве и эксплуатации дорог и дорожных сооружений следует соблюдать
требования Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» и поста-
новления Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении Требований по
предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных
процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий свя-
162
зи и электропередачи». При производстве строительных и ремонтных работ на путях мигра-
ции для защиты животных в необходимых случаях следует устраивать ограждения, как пра-
вило, оборудованные отпугивающими устройствами (катафотами, сигнальными лампами,
звуковыми сигналами и др.).
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых тех-
нологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных,
прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов,
проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест
выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и
организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной
деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды
обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей ми-
грации, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и аква-
торий.
При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных,
шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и
связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабаты-
ваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объек-
тов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения
и зимовки.
Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест
обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и науч-
ном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и аква-
торий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных цик-
лов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защит-
ных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятель-
ности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жиз-
ненные циклы объектов животного мира.
При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной дея-
тельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается
компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодатель-
ством субъектов Российской Федерации.
При производстве работ запрещается проезд машин и механизмов ближе 1 м от кроны
деревьев, не попадающих в полосу расчистки. При невозможности выполнения этого требо-
163
вания в пределах установленной зоны должно быть уложено специальное защитное покры-
тие.
При необходимости устройства засыпки поверхности земли у деревьев с целью защи-
ты корневой системы или повышения отметки земляного полотна следует учитывать следу-
ющие требования.
Таблица 2.32 - Нормативы защиты корневой системы деревьевпристроительстве дорог
Виды деревьев
Допустимая толщина засыпки, м
Сосна, ель, береза, липа, клен, дуб
0
Лиственница
до 0,5
Ольха, тополь, ива
до 1,0
Для засыпки пригодны крупнозернистый песок или щебенистые грунты без вредных
примесей. Не допускается укладка в пределах корневой системы недренирующих грунтов
или слоев недренирующих материалов любой толщины.
Снятие грунта над корнями не допускается.
Разработку траншей, котлованов и выемок допускается производить не ближе 2 м от
ствола взрослого дерева, причем откос выработки в зоне корневой системы должен быть за-
креплен от обрушения. Корни обрезают в 0,2-0,3 м от края откоса и образовавшееся про-
странство заполняют плодородной почвой с уплотнением.
Срезы ветвей производят в случае необходимости вблизи ствола. Поверхности среза
ветвей, а также корней, должны быть обработаны специальными составами против зараже-
ния.
При прохождении коммуникаций ближе 2 м от ствола прокладку в пределах проекции
на поверхность земли кроны дерева следует производить закрытым способом в асбоцемент-
ных или бетонных трубах-кожухах.
Для сохранения деревьев на площадках, занятых дорожным покрытием (стоянки,
смотровые площадки, площадки отдыха и т.п.) следует устраивать вокруг стволов дрениру-
ющие конструкции.
В целях сохранения деревьев в зоне производства работ не допускается: забивать в
стволы деревьев гвозди, штыри и др. для крепления знаков, ограждений, проводов и т.п.;
привязывать к стволам или ветвям проволоку для различных целей; закапывать или забивать
столбы, колья, сваи в зоне активного развития деревьев; складывать под кроной дерева мате-
риалы, конструкции, ставить строительные машины и грузовые автомобили.
В зоне с радиусом 10 м от ствола не допускается: сливать горюче-смазочные материа-
лы; устанавливать работающие машины; складировать на земле химически активные веще-
ства (соли, удобрения, ядохимикаты).
164
Ремонт и содержание автодорог регулируется приказом Министерства транспорта РФ
от 16 ноября 2012 г. № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремон-
ту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (с изменениями и дополнениями).
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при исполь-
зовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов ука-
зан в распоряжении Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р «Об утверждении Пе-
речня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов,
эксплуатационных лесов, резервных лесов».
Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства,
реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат рекультивации в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации.
Сведения о лесных участках, предоставленных в аренду для строительства, рекон-
струкции, эксплуатации линейных объектов, приведены в приложении 2.
2.15. Нормативы, параметры и сроки использования лесов
для переработкидревесины и иных лесных ресурсов
Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представ-
ляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством лесоматериалов
и иной продукции такой переработки, и осуществляется в соответствии со статьёй 14 Лесно-
го кодекса Российской Федерации и приказом Министерства природных ресурсов и экологии
РФ от 28.07.2020 № 495 «Об утверждении Правил использования лесов для переработки дре-
весины и иных лесных ресурсов».
В соответствии с частью 2 статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации для пе-
реработки древесины и иных лесных ресурсов лесные участки, находящиеся в государствен-
ной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в
аренду.
В случае если федеральными законами допускается осуществление переработки дре-
весины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные
участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учре-
ждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Для переработки древесины и иных лесных ресурсов, создается лесоперерабатываю-
щая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические
объекты и др.).
В целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используют-
ся, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки
165
невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых
произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае от-
сутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов.
Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а
также в иных предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и другими феде-
ральными законами случаях в соответствии с частью 2 статьи 14 Лесного кодекса Россий-
ской Федерации.
Граждане, юридические лица, использующие леса для переработки древесины и иных
лесных ресурсов, имеют право:
- осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды
лесного участка;
- создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лес-
ную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и др.);
- создавать согласно части 1 статьи 14 Лесного кодекса Российской Федерации лесо-
перерабатывающую инфраструктуру (объекты переработки заготовленной древесины, био-
энергетические объекты и др.);
- осуществлять согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации и
распоряжению Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р «Об утверждения перечня объ-
ектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатаци-
онных лесов, резервных лесов» на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и
эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;
- иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям законодатель-
ства Российской Федерации.
Граждане, юридические лица, использующие леса для переработки древесины и иных
лесных ресурсов, обязаны:
- соблюдать условия договора аренды лесного участка или решения о предоставлении
лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со статьей 46 Лесно-
го кодекса Российской Федерации;
- составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного ко-
декса Российской Федерации;
- осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов;
- осуществлять учет древесины, предусмотренный статьей 50.1 Лесного кодекса Рос-
сийской Федерации
166
- соблюдать требования, установленные правилами пожарной безопасности в лесах,
правилами санитарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами;
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и по-
врежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного нега-
тивного воздействия) в соответствии с частью 2 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Фе-
дерации;
- соблюдать требования пунктов
12,13 Правил пожарной безопасности в лесах,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г.
№ 1614;
- в соответствии с частью
2 статьи
26 Лесного кодекса Российской Федерации
подавать ежегодно лесную декларацию;
- в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации пред-
ставлять отчет об использовании лесов;
- в соответствии с частью 1 статьи 60 и частью 1 статьи 60.11 Лесного кодекса Рос-
сийской Федерации представлять отчет об охране и о защите лесов;
- в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации пред-
ставлять в государственный лесной реестр в установленном порядке документированную
информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской
Федерации.
Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуата-
ции объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
На лесных участках с нарушенным почвенным покровом при угрозе развития эрозии
должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при исполь-
зовании лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов указан в распоряжении
Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р об утверждении «Перечня объектов, не свя-
занных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных ле-
сов, резервных лесов».
Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов в лесниче-
стве не производится и документами территориального планирования не предусматривается.
Размещение перерабатывающих предприятий предусмотрено за пределами лесного фонда.
167
2.16. Нормативы, параметры и сроки использования лесов
длярелигиозной деятельности
Использование лесов для религиозной деятельности осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных
объединениях». Рассматриваемое использование лесов осуществляется с предоставлением
лесных участков, но без изъятия лесных ресурсов (статья 24 Лесного кодекса Российской
Федерации).
На лесных участках, предоставленных для осуществления религиозной деятельности,
допускается возведение зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного
назначения.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,
предоставляются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование для осу-
ществления религиозной деятельности.
Конкретные лесные участки и сроки использования лесов для осуществления религи-
озной деятельности определяются в договоре аренды.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, при исполь-
зовании лесов для осуществления религиозной деятельности указан в распоряжении Пра-
вительства РФ от 27 мая 2013 г. № 849-р об утверждении «Перечня объектов, не связан-
ных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов,
резервных лесов».
2.17. Требования к охране, защите и воспроизводству лесов
2.17.1.Требованиякмерам пожарной безопасности в лесах, охране лесов от загрязне-
ния радиоактивными веществами и иного негативноговоздействия
2.17.1.1.Общие положения
Охрана лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия должна осу-
ществляться в соответствии с Федеральными законами от
21 декабря
1994 года
№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного характера»,
21 декабря
1994 г.
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Лесным кодексом Российской
Федерации (статьи 51, 53, 53.1-53.8), постановлением Правительства Российской от 7 октяб-
ря 2020 г. № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», приказом Ми-
нистерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. № 161 «Об утверждении
видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности
данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и ту-
шения лесных пожаров при использовании лесов» (с изменениямии дополнениями в ред.
Приказа Минприроды России от 15.07.2015 № 321), приказом Министерства природных ре-
168
сурсов и экологии РФ от 23 июня 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка осуществления
мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», приказом Министерства при-
родных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2014 г. № 313 «Об утверждении Правил тушения
лесных пожаров», приказом Рослесхоза от 06 сентября 2016г. № 457 «Об утверждении по-
рядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, прове-
дения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в ле-
сах и порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных
средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной без-
опасности в лесах».
На территории Ленинградской области действуют Законы Ленинградской области от
25 декабря 2006 г. № 169-оз «О пожарной безопасности Ленинградской области» и от 13 но-
ября 2003 г. № 93-оз «О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера».
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство
лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных
для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самоле-
тов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите
лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных ми-
нерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунк-
тов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения
противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного во-
доснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
169
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного
состава лесных насаждений;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 455-ФЗ)
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания
хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 281 от 16.04.2011 г. «О мерах
противопожарного обустройства лесов» определено, что к мерам противопожарного обу-
стройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской
Федерации, относятся:
1) прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их
обновление;
2) эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;
3) благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии
со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации;
4) установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих
ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;
5) создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных
опушек;
6) установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих ин-
формацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в
постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими
леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает
в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряже-
ния и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожарах включает:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учёта лесных пожаров, системы наблюдения
за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
170
4) приём и учёт сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и про-
тивопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированны-
ми диспетчерскими службами.
Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соот-
ветствии со статьёй 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разрабатывают планы ту-
шения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудова-
ния, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения
лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования та-
ких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных
формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лес-
ных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожар-
ной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного
снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия.
Тушение лесных пожаров включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или кос-
мических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ,
направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализа-
ции, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного по-
жара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного по-
жара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4) ликвидацию лесного пожара;
4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ)
4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях ту-
шения лесного пожара; (п. 4.2 введен Федеральным законом от 23.06.2016 №218-ФЗ)
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
171

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..