РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии) - часть 5

 

 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

14

 

Пикирование

 

Перед

 

вводом

 

в

 

пикирование

 

осмотреть

 

воздушное

 

пространство

 

в

 

на

-

правлении

 

пикирования

особенно

 

вниз

Проверить

 

показания

 

приборов

 

и

 

убе

-

диться

что

 

высота

 

полета

 

заданная

Ввод

 

в

 

пикирование

 

производить

 

с

 

горизонтального

 

полета

 

или

 

разворота

 

на

 

приборной

 

скорости

 150 

м

/

ч

не

 

допуская

 

отрицательных

 

перегрузок

Пики

-

рование

 

разрешается

 

выполнять

 

с

 

газом

 

и

 

без

 

газа

 

до

 

приборной

 

скорости

 

в

 

конце

 

вывода

 

не

 

более

 300 

м

/

ч

При

 

пикировании

 

следить

 

за

 

температурным

 

режимом

 

двигателя

не

 

до

-

пуская

 

падения

 

температуры

 

головок

 

цилиндров

 

ниже

 120°C, 

температуры

 

мас

-

ла

 

ниже

 40 

о

С

Выводить

 

самолет

 

из

 

пикирования

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

управ

-

ления

 

на

 

себя

При

 

энергичном

 

перемещении

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

на

 

большой

 

скорости

 

пикирования

 

возникают

 

значительные

 

перегрузки

Чтобы

 

приборная

 

скорость

 

на

 

выводе

 

из

 

пикирования

 

не

 

превышала

 300 

м

/

ч

вывод

 

из

 

пикирования

 

с

 

углом

 

снижения

 40-50° 

начинать

 

на

 

приборной

 

скорости

 

не

 

более

 280 

м

/

ч

 

Горка

 

Горка

 

выполняется

 

с

 

углом

 

набора

 

до

 50°. 

Перед

 

вводом

 

установить

 

обо

-

роты

 

коленчатого

 

вала

 82 % , 

дать

 

полностью

 

наддув

 

и

 

с

 

небольшим

 

снижением

 

увеличить

 

приборную

 

скорость

 

полета

 

до

 280 

км

/

ч

затем

 

плавно

 

установить

 

заданный

 

угол

 

набора

 

высоты

 

и

 

зафиксировать

 

его

Величину

 

угла

 

набора

 

вы

-

соты

 

и

 

крена

 

определять

 

по

 

положению

 

капота

 

и

 

передних

 

частей

 

фонаря

 

ка

-

бины

 

самолета

 

относительно

 

горизонта

 

и

 

авиагоризонтов

Вывод

 

из

 

горки

 

начинать

 

на

 

приборной

 

скорости

 170 

км

/

ч

Для

 

этого

 

од

-

новременным

 

вводом

 

в

 

разворот

 

и

 

уменьшением

 

угла

 

набора

 

высоты

 

при

 

по

-

стоянном

 

наддуве

 

двигателя

 

перевести

 

самолет

 

в

 

горизонтальный

 

полет

Вывод

 

в

 

горизонтальный

 

полет

 

должен

 

быть

 

закончен

 

на

 

приборной

 

ско

-

рости

 

не

 

менее

 140 

км

/

ч

 

Нисходящая

 

спираль

 

Нисходящая

 

спираль

 

выполняется

 

с

 

установившегося

 

режима

 

планиро

-

вания

 

на

 

приборной

 

скорости

 180 

км

/

ч

 

с

 

креном

 

до

 45° 

на

 

режиме

 

работы

 

двигателя

 

МАЛЫЙ

 

ГАЗ

 

или

 

на

 

режиме

обеспечивающем

 

вертикальную

 

ско

-

рость

 

снижения

 3—4 

м

/

с

Перед

 

вводом

 

в

 

спираль

 

проверить

 

показания

 

при

-

боров

контролирующих

 

работу

 

двигателя

и

установив

 

заданную

 

скорость

 

планирования

координированными

 

движениями

 

штурвала

 

управления

 

и

 

пе

-

далей

 

ввести

 

самолет

 

в

 

разворот

Когда

 

будет

 

достигнут

 

заданный

 

крен

незна

-

чительными

 

движениями

 

педалей

 

и

 

штурвала

 

управления

 

в

 

сторону

противо

-

положную

 

развороту

устранить

 

стремление

 

самолета

 

к

 

увеличению

 

крена

воз

-

растанию

 

угловой

 

скорости

 

вращения

 

и

 

скорости

 

по

 

траектории

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

15

 

Величину

 

крена

 

выдерживать

 

по

 

положению

 

капота

 

и

 

передних

 

частей

 

фонаря

 

кабины

 

самолета

 

относительно

 

горизонта

контролируя

 

по

 

указателю

 

поворота

 

и

 

скольжения

 

и

 

по

 

авиагоризонтам

Внимание

 

на

 

спирали

 

распреде

-

лять

 

так

 

же

как

 

и

 

при

 

выполнении

 

виражей

Не

 

допускать

 

падения

 

темпера

-

туры

 

головок

 

цилиндров

 

ниже

 120°

С

После

 

вывода

 

из

 

спирали

 

установить

 

приборную

 

скорость

 

планирования

 180 

км

/

ч

 
 

Скольжение

 

Скольжение

 

производится

 

на

 

приборной

 

скорости

 180 

км

/

ч

Перед

 

выполнением

 

скольжения

 

выбрать

 

ориентир

 

для

 

выдерживания

 

направления

установить

 

скорость

 

планирования

 180 

км

/

ч

координировано

 

отвернуть

 

самолет

 

от

 

ориентира

 

на

 10—15° 

и

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

создать

 

крен

 

до

 20° 

в

 

сторону

 

скольжения

удерживая

при

 

этом

 

самолет

 

от

 

разворота

 

отклонением

 

педали

 

в

 

сторону

противоположную

 

крену

При

 

скольжении

 

направление

 

полета

 

сохранять

 

по

 

ориентиру

скорость

 

проверять

 

и

 

сохранять

 

по

 

положению

 

капота

 

относительно

 

горизонта

 

и

 

по

 

ука

-

зателю

 

скорости

заданный

 

крен

 — 

по

 

наклону

 

самолета

 

относительно

 

горизон

-

та

 

и

 

по

 

авиагоризонту

Выводить

 

самолет

 

из

 

скольжения

 

необходимо

 

одновременным

 

движени

-

ем

 

штурвала

 

управления

 

в

 

сторону

противоположную

 

крену

и

 

несколько

 

от

 

себя

По

 

мере

 

уменьшения

 

крена

 

необходимо

 

соразмерным

 

движением

 

поста

-

вить

 

педали

 

в

 

нейтральное

 

положение

 

и

 

установить

 

приборную

 

скорость

 

плани

-

рования

 180 

км

/

ч

Остаточный

 

угол

 

скольжения

 

самолета

 

погасить

 

созданием

 

противоположного

 

крена

При

 

скольжении

 

не

 

допускать

 

падения

 

температуры

 

головок

 

цилиндра

 

ниже

 120°

С

 

Переворот

 

Ввод

 

в

 

переворот

 

производится

 

с

 

горизонтального

 

полета

 

на

 

приборной

 

скорости

 160 

км

/

ч

Для

 

выполнения

 

переворота

 

придать

 

самолету

 

угол

 

кабри

-

рования

 10-15°, 

затем

 

одновременными

 

плавными

 

движениями

 

педали

 

и

 

штурвала

 

управления

 

в

 

сторону

 

желаемого

 

переворота

 

придать

 

самолету

 

вра

-

щение

 

вокруг

 

продольной

 

оси

 

с

 

таким

 

темпом

чтобы

 

он

 

перевернулся

 

вверх

 

колесами

 

в

 

течение

 2-3 

с

При

 

достижении

 

данного

 

положения

 

поставить

 

педали

 

нейтрально

штурвалом

 

управления

 

прекратить

 

вращение

 

самолета

убрать

 

наддув

 

и

плав

-

но

 

подтягивая

 

штурвал

 

управления

 

на

 

себя

ввести

 

самолет

 

в

 

пикирование

Набрав

 

приборную

 

скорость

 190-200 

км

/

ч

плавно

 

выводить

 

самолет

 

из

 

пики

-

рования

 

с

 

таким

 

расчетом

чтобы

 

приборная

 

скорость

 

в

 

конце

 

вывода

 

из

 

пи

-

кирования

 

была

 240-250 

км

/

ч

При

 

выводе

 

из

 

пикирования

 

не

 

допускать

 

рез

-

ких

 

движений

 

и

 

перетягивания

 

штурвала

 

управления

чтобы

 

не

 

создавать

 

больших

 

перегрузок

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

16

 

 

Бочка

 

На

 

самолете

 

пилот

 

выполняет

 

управляемую

 

и

 

штопорную

 

бочки

Для

 

выполнения

 

управляемой

 

бочки

 

установить

 

приборную

 

скорость

 230 

км

/

ч

обороты

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

равные

 82 % , 

и

 

полый

 

наддув

за

-

тем

 

придать

 

самолету

 

угол

 

кабрирования

 10-15° 

и

 

зафиксировать

 

это

 

положе

-

ние

после

 

чего

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

в

 

сторону

 

бочки

 

вращать

 

самолет

 

вокруг

 

продольной

 

оси

Когда

 

самолет

 

достигнет

 

крена

 45-50°, 

начать

 

отдавать

 

штурвал

 

управле

-

ния

 

от

 

себя

не

 

замедляя

 

вращения

В

 

первый

 

момент

 

это

 

необходимо

 

для

 

пре

-

дупреждения

 

разворота

а

 

затем

когда

 

самолет

 

будет

 

вверх

 

колесами

для

 

пре

-

дупреждения

 

опускания

 

носа

 

самолета

 

ниже

 

положения

 

горизонта

.  

Пройдя

 

перевернутое

 

положение

 

за

 50-40° 

до

 

выхода

 

в

 

горизонтальный

 

полет

для

 

удержания

 

самолета

 

относительно

 

горизонта

 

увеличить

 

нажим

 

на

 

педаль

 

по

 

вращению

 

и

 

по

 

мере

 

подхода

 

самолета

 

к

 

положению

 

с

 

креном

 30-20° 

подтягиванием

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

удерживать

 

положение

 

самолета

 

по

 

капоту

 

в

 

линии

 

горизонта

Как

 

только

 

самолет

 

будет

 

подходить

 

к

 

положению

  

горизонтального

 

поле

-

та

приостановить

 

рули

 

управления

 

на

 

вывод

а

 

затем

 

по

 

прекращении

 

враще

-

ния

 

поставить

 

рули

 

в

 

нейтральное

 

положение

Вращение

 

самолета

 

вокруг

 

продольной

 

оси

 

равномерное

Для

 

выполнения

 

штопорной

 

бочки

 

установить

 

приборную

 

скорость

  

190 

км

/

ч

обороты

 82 % 

и

 

наддув

 

двигателя

 650-700 

мм

 

рт

ст

., 

после

 

этого

 

придать

 

самолету

 

угол

 

кабрирования

 10-15°, 

зафиксировать

 

это

 

положение

Затем

 

энергичным

 

отклонением

 

педали

 1/3 

ее

 

хода

 

в

 

сторону

 

выполняемой

 

бочки

 

и

 

незначительным

 

взятием

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

с

 

одновремен

-

ным

 

отклонением

 

его

 

в

 

сторону

 

отклоненной

 

педали

 

придать

 

самолету

 

враще

-

ние

 

вокруг

 

продольной

 

оси

В

 

процессе

 

вращения

 

положение

 

рулей

 

управления

 

и

 

рычага

 

управления

 

двигателем

 

не

 

меняется

За

 20-30° 

до

 

выхода

 

самолета

 

в

 

горизонтальное

 

положение

 

установить

 

рули

 

на

 

вывод

 

в

 

сторону

противоположную

 

вращению

При

 

выходе

 

самолета

 

в

 

горизонтальное

 

положение

 

поставить

 

рули

 

нейтрально

Бочки

 

выполняются

 

практически

 

без

 

потери

 

высоты

Техника

 

выполне

-

ния

 

левой

 

и

 

правой

 

бочек

 

одинакова

 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

17

 

 

Петля

 

Нестерова

 

Набор

 

скорости

 

перед

 

вводом

 

производить

 

на

 

полном

 

наддуве

 

двигателя

 

с

 

небольшим

 

снижением

По

 

достижении

 

приборной

 

скорости

 280 

км

/

ч

 

сораз

-

мерным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

начать

 

выполнение

 

петли

 

с

 

перегрузкой

 4.  

Чтобы

 

не

 

допустить

 

крена

 

и

 

разворота

которые

 

могут

 

возникнуть

 

вслед

-

ствие

 

гироскопического

 

эффекта

 

и

 

действия

 

реактивного

 

момента

 

винта

не

-

обходимо

 

удерживать

 

самолет

 

от

 

разворота

 

нажимом

 

на

 

левую

 

педаль

Движение

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

на

 

начальной

 

стадии

 

петли

 

должно

 

быть

 

плавным

При

 

увеличении

 

угла

 

набора

 

более

 20-30° 

темп

 

движе

-

ния

 

штурвала

 

постепенно

 

увеличивать

 

до

 

начала

 

перехода

 

самолета

 

в

 

положе

-

ние

 

вверх

 

колесами

после

 

этого

 

подтягивание

 

штурвала

 

управления

 (

тянущие

 

усилия

уменьшить

В

 

верхней

 

точке

 

петли

 

штурвал

 

управления

 

подтягивается

 

незначительно

так

 

чтобы

 

только

 

перевести

 

самолет

 

в

 

пикирование

При

 

появ

-

лении

 

признаков

 

неустойчивости

 

самолета

 

в

 

верхней

 

точке

 

петли

 

штурвал

 

управления

 

следует

 

незначительно

 

отпустить

 

от

 

себя

 

с

 

последующим

 

взятием

 

его

 

на

 

себя

Как

 

только

 

самолет

 

пройдет

 

линию

 

горизонта

плавно

 

убрать

 

над

-

дув

 

до

 

минимального

ослабить

 

нажим

 

на

 

левую

 

педаль

перевести

 

самолет

 

на

 

пикирование

При

 

положении

 

самолета

 

в

 

отвесном

 

пикировании

 

штурвал

 

управления

 

немного

 

отклонить

 

от

 

себя

чтобы

 

вывод

 

из

 

пикирования

 

был

 

плавным

без

 

резкого

 

перехода

 

на

 

большие

 

углы

 

атаки

Когда

 

приборная

 

скорость

 

на

 

пики

-

ровании

 

достигает

 190-200 

км

/

ч

начать

 

вывод

 

самолета

 

в

 

режим

 

горизон

-

тального

 

полета

 

с

 

таким

 

расчетом

чтобы

 

приборная

 

скорость

 

в

 

конце

 

вывода

 

была

 270-280 

км

/

ч

Полупетля

 

Нестерова

 

Перед

 

выполнением

 

полупетли

 

установить

 

самолет

 

в

 

режим

 

горизонталь

-

ного

 

полета

наметить

 

ориентир

 

для

 

вывода

Начальная

 

приборная

 

скорость

 

полупетли

 300 

км

/

ч

Набор

 

скорости

 

про

-

изводить

 

на

 

полном

 

наддуве

 

двигателя

 

с

 

небольшим

 

снижением

 

самолета

По

 

достижении

 

заданной

 

скорости

 

выполнить

 

первую

 

половину

 

петли

выбирая

 

штурвал

 

управления

 

на

 

себя

 

в

 

более

 

быстром

 

темпе

чем

 

на

 

петле

с

 

перегруз

-

кой

 5 

до

 

угла

 

тангажа

 60°, 

далее

 

усилия

 

ослабляются

 

до

 

перегрузки

 3-4. 

При

 

подходе

 

к

 

верхней

 

точке

когда

 

самолет

 

будет

 

в

 

положении

 

вверх

 

колесами

а

 

его

 

капот

 

не

 

дойдёт

 

до

 

линии

 

горизонта

 5-10° (

приборная

 

скорость

 

в

 

этом

 

по

-

ложении

 

должна

 

быть

 

не

 

менее

 150 

км

/

ч

), 

отклонить

 

штурвал

 

управления

 

и

 

педаль

 

в

 

нужную

 

сторону

повернуть

 

самолет

 

вокруг

 

продольной

 

оси

 

на

 180° - 

выполнить

 

полубочку

 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

18

 

 

За

 20-30° 

до

 

подхода

 

самолета

 

к

 

горизонтальному

 

положению

 

рули

 

управления

 

установить

 

на

 

вывод

Как

 

только

 

самолет

 

примет

 

горизонтальное

 

положение

поставить

 

рули

 

нейтрально

Приборная

 

скорость

 

при

 

выводе

 

из

 

полупетли

 

должна

 

быть

 140 

км

/

ч

 

Если

 

приборная

 

скорость

 

к

 

моменту

 

выполнения

 

полубочки

 

станет

 

меньше

 

 140 

км

/

ч

полубочку

 

не

 

выполнять

фигуру

 

заканчивать

 

выполнением

 

второй

 

половины

 

петли

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

19

 

 

4.8 

ПОВЕДЕНИЕ

 

САМОЛЕТА

 

НА

 

БОЛЬШИХ

 

УГЛАХ

 

АТАКИ

  

И

 

ПРИ

 

СВАЛИВАНИИ

 

 

Для

 

предупреждения

 

пилотов

 

о

 

приближении

 

к

 

углу

 

атаки

 

сваливания

 

на

 

самолете

 

установлена

 

система

 

ССКУА

-1 

выдающая

 

световую

 

и

 

звуковую

 

сигна

-

лизацию

В

 

горизонтальном

 

прямолинейном

 

полете

 

световая

 

сигнализации

 

СКОРОСТЬ

 

МАЛА

 

срабатывает

 

за

 20-10 

км

/

ч

а

 

звуковая

 

и

 

световая

 

сигнализа

-

ция

 

СРЫВ

 – 

за

 10-5 

км

/

ч

 

до

 

скорости

 

сваливания

Рули

 

самолета

 

сохраняют

 

свою

 

эффективность

 

на

 

малых

 

скоростях

 

полета

 

вплоть

 

до

 

сваливания

В

 

момент

 

сваливания

 

самолета

 

обычно

 

возникает

 

крене

-

ние

 

влево

 

или

 

вправо

при

 

этом

 

появляется

 

незначительная

 

срывная

 

тряска

.   

При

 

отдаче

 

штурвала

 

от

 

себя

 

самолет

 

сразу

 

же

 

переходит

 

на

 

докри

-

тические

 

углы

 

атаки

 

с

 

ростом

 

скорости

Приборные

 

скорости

 

сваливания

 

при

 

торможении

 

с

 n

y

=l,0  

при

 

массе

 

самолета

 1650 

кг

 

составляют

км

/

ч

в

 

крейсерской

 

конфигурации

 

на

 

режиме

 

работы

 

 

 

двигателя

 

МАЛЫЙ

 

ГАЗ

 -  

120 

в

 

крейсерской

 

конфигурации

 

на

 

режиме

 

работы

 

 

 

двигателя

 I 

НОМИНАЛ

 -  

105 

в

 

посадочной

 

конфигурации

 

на

 

режиме

 

работы

 

 

 

двигателя

 

МАЛЫЙ

 

ГАЗ

 -  

112  

в

 

посадочной

 

конфигурации

 

на

 

режиме

 

работы

 

 

 

двигателя

 

ВЗЛЕТНЫЙ

 -  

97 

На

 

режиме

 

работы

 

двигателя

 I 

НОМИНАЛ

 

при

 

полном

 

взятии

 

штурвала

 

на

 

себя

 

после

 

сваливания

 

самолета

 

кренение

 

в

 

левую

 

и

 

правую

 

стороны

 

проис

-

ходит

 

более

 

энергично

чем

 

при

 

работе

 

двигателя

 

на

 

режиме

 

МАЛЫЙ

 

ГАЗ

.  

На

 

виражах

 

и

 

спиралях

 

при

 

излишнем

 

взятии

 

штурвала

 

на

 

себя

 

самолет

 

энергично

 

опускает

 

нос

 

с

 

одновременным

 

ростом

 

скорости

 

по

 

прибору

 

и

 

увели

-

чением

 

крена

причем

 

опускание

 

носа

 

самолета

 

в

 

момент

 

сваливания

 

происхо

-

дит

 

тем

 

энергичнее

чем

 

на

 

больших

 

скоростях

 

выполняется

 

вираж

 

или

 

спи

-

раль

При

 

отдаче

 

штурвала

 

от

 

себя

 

самолет

 

сразу

 

переходит

 

на

 

докритические

 

углы

 

атаки

Предупредительная

 

тряска

 

перед

 

сваливанием

 

не

 

ощущается

В

 

момент

 

сваливания

 

возникает

 

незначительная

 

срывная

 

тряска

Сваливания

 

с

 

виражей

 

и

 

спиралей

 

при

 

различных

 

режимах

 

работы

 

дви

-

гателя

 

и

 

центровках

 

практически

 

не

 

отличаются

 

по

 

характеру

 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

20

 

 

4.9 

ШТОПОР

 

 

В

 

учебных

 

целях

 

разрешается

 

выполнять

 

не

 

более

 

двух

 

витков

 

нормаль

-

ного

 

штопора

 

с

 

высоты

 

не

 

менее

 3000 

м

.  

Перед

 

выполнением

 

нормального

 

штопора

 

необходимо

 

осмотреться

 

и

 

убедиться

что

 

вблизи

 

нет

 

других

 

самолетов

особенно

 

внимательно

 

осмотреть

 

пространство

 

под

 

самолетом

наметить

 

ориентир

 

для

 

вывода

В

 

режиме

 

горизонтального

 

полета

 

на

 

приборной

 

скорости

 170 

км

/

ч

 

и

 

частоте

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 82 % 

сбалансировать

 

самолет

 

триммером

 

руля

 

высоты

Проверить

 

показания

 

приборов

контролирующих

 

ра

-

боту

 

двигателя

Они

 

должны

 

быть

 

следующими

температура

 

головок

 

цилиндров

, °

С

  

140-190 

температура

 

масла

 

на

 

входе

, °

С

  

50-65 

давление

 

масла

кгс

/

см

2

 4-6 

 

давление

 

бензина

кгс

/

см

2

  

0,2-0,5  

температура

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

карбюратор

, °

С

  

+10 ÷ +45 

Наметить

 

ориентир

 

для

 

вывода

 

самолета

 

из

 

штопора

 

Ввод

 

самолета

 

в

 

нормальный

 

штопор

 

из

 

горизонтального

 

прямоли

-

нейного

 

полета

 

В

 

режиме

 

горизонтального

 

полета

указанного

 

ранее

полностью

 

убрать

 

наддув

 

и

 

по

 

мере

 

уменьшения

 

скорости

 

плавно

 

выбирать

 

штурвал

 

управления

 

на

 

себя

 

для

 

создания

 

режима

 

парашютирования

удерживая

 

при

 

этом

 

самолет

 

от

 

сваливания

 

на

 

крыло

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ВВОД

 

САМОЛЕТА

 

В

 

ШТОПОР

 

ПРИ

 

РАБОТЕ

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

НА

 

РЕЖИМАХ

 

ВЫШЕ

 

МАЛОГО

 

ГАЗА

 

И

 

УВЕЛИЧЕНИЕ

 

ОБОРОТОВ

 

В

 

ШТОПОРЕ

 

ЗА

-

ПРЕЩАЕТСЯ

                                  2  

ВЫПОЛНЕНИЕ

 

ШТОПОРА

 

В

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

 

ПОЛЕТАХ

 

КУРСАНТАМ

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

При

 

вводе

 

самолета

 

в

 

штопор

 

внимание

 

распределять

на

 

положение

 

капота

 

относительно

 

горизонта

на

 

показания

 

указателя

 

скорости

на

 

показания

 

вариометра

При

 

достижении

 

приборной

 

скорости

 125-120 

км

/

ч

 

отклонить

 

полностью

 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

21

 

педаль

 

в

 

сторону

 

заданного

 

штопора

как

 

только

 

самолет

 

начнет

 

сваливаться

 

на

 

крыло

 

и

 

опускать

 

нос

штурвал

 

управления

 

добрать

 

полностью

 

на

 

себя

Движения

 

рулями

 

при

 

вводе

 

в

 

штопор

 

должны

 

быть

 

плавными

В

 

процессе

 

штопора

 

рули

 

удерживать

 

в

 

том

 

положении

в

 

каком

 

они

 

были

 

даны

 

на

 

ввод

Характер

 

штопора

 

самолета

 

равномерный

вращение

 

энергичное

без

 

рывков

Самолет

 

штопорит

 

с

 

углом

 

наклона

 

продольной

 

оси

 

к

 

горизонту

 

на

 

первом

 

витке

 60-50°, 

на

 

втором

 50-45°. 

На

 

первых

 

трех

 

витках

 

угол

 

наклона

 

продольной

 

оси

 

самолета

 

постепенно

 

уменьшается

 

и

 

увеличивается

 

угловая

 

скорость

 

вращения

 

при

 

постоянных

 

ско

-

рости

 

и

 

перегрузке

 

(n

y

=2). 

После

 3-4 

витков

 

штопор

 

самолета

 

установившийся

с

 

небольшими

 

коле

-

баниями

 

по

 

крену

с

 

постоянными

 

скоростью

 

и

 

перегрузкой

На

 

первых

 

трех

 

витках

 

разницы

 

между

 

левым

 

и

 

правым

 

штопором

 

прак

-

тически

 

нет

.  

После

 3-4 

витков

 

правый

 

штопор

 

более

 

пологий

чем

 

левый

Вращение

 

как

 

в

 

правом

так

 

и

 

в

 

левом

 

штопоре

 

сопровождается

 

срывной

 

тряской

 

само

-

лета

Взгляд

 

при

 

штопоре

 

направлять

 

в

 

сторону

 

вращения

 

на

 30° 

от

 

продоль

-

ной

 

оси

 

самолета

 

и

 

на

 30° 

ниже

 

горизонта

 

Ввод

 

самолета

 

в

 

нормальный

 

штопор

 

с

 

виража

 

или

 

спирали

 

Срыв

 

самолета

 

в

 

нормальный

 

штопор

 

с

 

разворота

  (

спирали

на

 

снижении

 

производится

 

в

 

следующем

 

порядке

На

 

приборной

 

скорости

 150-170 

км

/

ч

 

самолет

 

вводится

 

в

 

разворот

 

с

 

креном

 50-60°. 

В

 

процессе

 

разворота

перетягивая

 

штур

-

вал

 

на

 

себя

одновременно

 

отклонить

 

педаль

 

до

 

отказа

 

в

 

сторону

 

крена

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

:

1. 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

СРЫВ

 

САМОЛЕТА

 

В

 

ШТОПОР

 

С

 

ВИРАЖА

 

И

 

СПИРАЛИ

 

В

 

СТОРОНУ

ОБРАТНУЮ

 

КРЕНУ

2. 

СРЫВ

 

САМОЛЕТА

 

В

 

ШТОПОР

 

С

 

ВЕРТИКАЛЬНЫХ

 

ФИГУР

  (

ГОРКА

ПЕТЛЯ

ПОЛУПЕТЛЯ

БОЕВОЙ

 

РАЗВОРОТ

В

 

ЦЕЛЯХ

 

ОБУЧЕНИЯ

 

КУРСАНТОВ

 

ИЛИ

 

ТРЕНИРОВКИ

 

ПИЛОТОВ

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

При

 

перетягивании

 

штурвала

 

управления

 

при

 

нейтральном

 

положении

 

педалей

 

или

 

при

 

полностью

 

отклоненной

 

педали

 

по

 

развороту

но

 

не

 

полностью

 

добранном

 

штурвале

 

управления

 

на

 

себя

самолет

 

в

 

штопор

 

не

 

входит

а

 

пере

-

ходит

 

в

 

глубокую

 

спираль

 

с

 

нарастанием

 

скорости

Для

 

вывода

 

из

 

глубокой

 

спирали

 

необходимо

 

сначала

 

убрать

 

крен

затем

 

вывести

 

самолет

 

из

 

пикирования

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

на

 

себя

не

 

превышая

 

перегрузку

 5 

и

 

приборную

 

скорость

 300 

км

/

ч

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

22

 

 

Вывод

 

самолета

 

из

 

нормального

 

штопора

 

Для

 

вывода

 

самолета

 

из

 

штопора

 

необходимо

 

вначале

 

энергично

 

и

 

до

 

от

-

каза

 

отклонить

 

педаль

 

в

 

сторону

противоположную

 

вращению

 

самолета

и

 

вслед

 

за

 

этим

 

через

 2 

с

 

отдать

 

штурвал

 

управления

 

от

 

себя

 

за

 

нейтральное

 

по

-

ложение

 

на

 1/2 

хода

Отдавать

 

штурвал

 

управления

 

от

 

себя

 

полностью

 

не

 

ре

-

комендуется

так

 

как

 

при

 

этом

 

увеличивается

 

угол

 

пикирования

возникает

 

от

-

рицательная

 

перегрузка

увеличиваются

 

приборная

 

скорость

 

и

 

потеря

 

высоты

 

на

 

выводе

Как

 

только

 

самолет

 

прекратит

 

вращение

немедленно

 

поставить

 

педали

 

и

 

штурвал

 

в

 

нейтральное

 

положение

набрать

 

приборную

 

скорость

  

160—170 

км

/

ч

 

и

 

затем

плавно

 

выбирая

 

штурвал

 

управления

 

на

 

себя

вывести

 

самолет

 

из

 

пикирования

 

с

 

таким

 

темпом

чтобы

 

приборная

 

скорость

 

в

 

конце

 

вывода

 

была

 220—240 

км

/

ч

При

 

подходе

 

самолета

 

к

 

горизонту

 

увеличить

 

наддув

 

двигателя

За

 

два

 

витка

 

штопора

 

самолет

 

теряет

 

с

 

выводом

 

в

 

горизонтальный

 

по

-

лет

 

до

 600 

м

 

высоты

Самолет

 

выходит

 

из

 

штопора

 

с

 

запаздыванием

не

 

превышающим

 

одно

-

го

 

витка

При

 

выводе

 

самолета

 

из

 

штопора

 

необходимо

 

всегда

 

отклонять

 

руль

 

на

-

правления

 

против

 

штопора

 

раньше

чем

 

руль

 

высоты

При

 

обратной

 

последо

-

вательности

 

самолет

 

может

 

не

 

выйти

 

из

 

штопора

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ПРИ

 

ВЫВОДЕ

 

САМОЛЕТА

 

ИЗ

 

ШТОПОРА

 

НЕДОПУСТИМО

 

ОТКЛОНЕНИЕ

 

ЭЛЕРОНОВ

 

ПРОТИВ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

 

ВРАЩЕНИЯ

 

ШТОПОРА

Т

.

К

САМОЛЕТ

 

ПРИ

 

ЭТОМ

 

ПЕРЕХОДИТ

 

В

 

ПЛОСКИЙ

 

ШТОПОР

 

При

 

выполнении

 

штопора

если

 

элероны

  

были

 

ошибочно

 

отклонены

 

про

-

тив

 

штопора

 

и

 

самолет

 

через

 2 

витка

 

запаздывания

 (

после

 

дачи

 

рулей

 

на

 

вы

-

вод

из

 

штопора

 

не

 

выходит

необходимо

поставить

 

рули

 

по

 

штопору

 (

в

 

правом

 

штопоре

 

руль

 

направления

 

пол

-

ностью

 

в

 

правую

 

сторону

штурвал

 

полностью

 

на

 

себя

элероны

 

нейтрально

а

 

в

 

левом

 

штопоре

 

руль

 

направления

 

полностью

 

в

 

левую

 

сторону

штурвал

 

пол

-

ностью

 

на

 

себя

элероны

 

нейтрально

). 

Убедиться

 

по

 

положению

 

штурвала

 

в

 

нейтральном

 

положении

 

элеронов

выполнить

 1 

виток

 

с

 

рулями

 

по

 

штопору

для

 

вывода

 

самолета

 

из

 

штопора

 

отклонить

 

энергично

 

и

 

полностью

 

руль

 

направления

 

против

 

штопора

 

и

 

через

 3 

с

 

после

 

дачи

 

руля

 

направления

 

отдать

 

штурвал

 

полностью

 

от

 

себя

.  

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

23

 

Запаздывание

 

при

 

этом

 

может

 

быть

 1-1,5 

витка

 

на

 

левом

 

штопоре

 

и

 2-

2,5 

витка

 

на

 

правом

Самолет

 

выходит

 

из

 

штопора

 

при

 

таком

 

выводе

 

почти

 

в

 

отвесное

 

пикирование

после

 

прекращения

 

вращения

 

поставить

 

педали

 

в

 

нейтральное

 

положе

-

ние

 

и

 

с

 

перегрузкой

 3-4 

вывести

 

самолет

 

из

 

пикирования

не

 

допуская

 

пре

-

вышения

 

скорости

 

более

 300 

км

/

ч

Примечание

:

 

Запаздывание

 

при

 

выходе

 

самолета

 

из

 

штопора

 

отсчиты

-

вается

 

с

 

момента

 

постановки

 

руля

 

высоты

 

на

 

вывод

 

Непроизвольный

 

срыв

 

самолета

 

в

 

штопор

 

Непроизвольный

 

срыв

 

самолета

 

в

 

штопор

 

может

 

произойти

 

только

 

из

-

за

 

грубых

 

ошибок

 

в

 

пилотировании

 

самолета

Срыв

 

в

 

нормальный

 

штопор

 

при

 

выполнении

 

горок

петель

полупетель

 

и

 

боевых

 

разворотов

 

происходит

 

при

 

перетягивании

 

штурвала

 

на

 

себя

 

с

 

одновре

-

менным

 

полным

 

отклонением

 

руля

 

направления

 (

педали

). 

 

Срыв

 

в

 

перевернутый

 

штопор

 

происходит

 

при

 

резкой

 

отдаче

 

и

 

удерживании

 

штурвала

 

от

 

себя

 

с

 

одновременным

 

полным

 

отклонением

 

педали

 

в

 

верхней

 

точке

 

петель

полупетель

боевых

 

разворотов

.  

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В

 

УЧЕБНЫХ

 

И

 

ТРЕНИРОВОЧНЫХ

 

ПОЛЕТАХ

 

ВЫПОЛНЕНИЕ

 

ПЕРЕВЕРНУТОГО

 

ШТОПОРА

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

.

 

 

Во

 

всех

 

случаях

 

непроизвольного

 

срыва

 

самолета

 

в

 

штопор

 

необходимо

 

немедленно

 

убрать

 

наддув

поставить

 

элероны

 

и

 

рули

 

нейтрально

оценить

 

по

-

ведение

 

самолета

если

 

приборная

 

скорость

 

более

 150 

км

/

ч

 

и

 

продолжает

 

расти

самолет

 

находится

 

в

 

глубокой

 

спирали

 

или

 

пикировании

Для

 

вывода

 

из

 

глубокой

 

спи

-

рали

 

необходимо

 

сначала

 

убрать

 

крен

затем

 

вывести

 

самолет

 

из

 

пикирования

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

на

 

себя

не

 

превышая

 

перегрузку

 5 

и

 

прибор

-

ную

 

скорость

 300 

км

/

ч

если

 

приборная

 

скорость

 

менее

 150 

км

/

ч

 

и

 

не

 

растет

определить

 

на

-

правление

 

вращения

 

и

 

выводить

 

самолет

 

из

 

нормального

 

штопора

 . 

Примечание

.

 

При

 

непроизвольном

 

срыве

 

самолета

 

в

 

перевернутый

 

што

-

пор

 

перевод

 

двигателя

 

на

 

МГ

 

и

 

постановка

 

элеронов

 

и

 

ру

-

лей

 

нейтрально

 

приводит

 

к

 

выходу

 

самолета

 

из

 

переверну

-

того

 

штопора

 

в

 

глубокую

 

спираль

 

или

 

пикирование

 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

24

 

 

4.10 

ПОСАДКА

  

 

Снижение

 

и

 

подготовка

 

к

 

посадке

 

Длительное

 

снижение

 

в

 

диапазоне

 

эксплуатационных

 

высот

 

выполнять

 

на

 

режиме

 

работы

 

двигателя

винт

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

Р

к

 = 300—340 

мм

 

рт

ст

., 

с

 

пред

-

варительным

 

прогревом

 

головок

 

цилиндров

 

двигателя

 

до

 

температуры

 

не

 

ниже

 

170°

С

скорость

 

снижения

 180—200 

км

/

ч

 

по

 

прибору

Температуру

 

головок

 

цилиндров

 

поддерживать

 

в

 

пределах

 160—180°

С

 

по

 

указателю

 

прибора

 

изменением

 

степени

 

закрытия

 

жалюзи

а

 

также

 

изменени

-

ем

 

режима

 

работы

 

двигателя

По

 

окончании

 

снижения

 

выполнять

 

полет

 

согласно

 

заданию

При

 

подходе

 

к

 

аэродрому

 

пилот

 

должен

 

проверить

 

давление

 

воздуха

 

в

 

ос

-

новной

 

и

 

аварийных

 

сетях

 

воздушной

 

системы

  (

давление

 

должно

 

быть

 40—50 

кгс

/

см

2

), 

установить

 

двустороннюю

 

радиосвязь

 

с

 

руководителем

 

полетов

 

и

 

с

 

его

 

разрешения

 

на

 

приборной

скорости

 170—180 

км

/

ч

 

войти

 

в

 

круг

 

полетов

 

на

 

за

-

данной

 

высоте

Шасси

 

выпускать

 

перед

 

третьим

 

разворотом

 

на

 

приборной

 

скорости

 

не

 

более

 200 

км

/

ч

.  

Для

 

выпуска

 

шасси

 

необходимо

— 

из

 

положения

 

УБР

кран

 

шасси

 

перевести

 

в

 

положение

 

ВЫП

., 

не

 

задер

-

живая

 

кран

 

шасси

 

в

 

нейтральном

 

положении

 

после

 

чего

 

законтрить

 

кран

 

шас

-

си

 

защелкой

передвинув

 

ее

 

вправо

— 

проконтролировать

 

выпуск

 

шасси

 

по

 

сигнальным

 

лампам

 

и

 

механиче

-

ским

 

указателям

  (

три

 

зеленые

 

лампы

 

выпущенного

 

положения

 

должны

 

гореть

желтые

 

сигнальные

 

лампы

 

погаснут

а

 

механические

 

указатели

 

выйдут

 

полно

-

стью

). 

Кран

 

шасси

 

оставить

 

в

 

выпущенном

 

положении

 

до

 

заруливания

 

на

 

сто

-

янку

 

и

 

выключения

 

двигателя

 

Расчет

 

на

 

посадку

 

После

 

выпуска

 

шасси

 

сохранять

 

приборную

 

скорость

 

полета

 180 

км

/

ч

проверить

 

давление

 

воздуха

 

в

 

основной

 

и

 

аварийной

 

воздушных

 

системах

Третий

 

разворот

 

выполнять

 

в

 

режиме

 

горизонтального

 

полета

 

на

 

скорости

  

180 

км

/

ч

После

 

третьего

 

разворота

 

перед

 

переводом

 

самолета

 

на

 

планирование

 

проверить

 

температурный

 

режим

 

двигателя

  (

в

 

зимних

 

условиях

 

не

 

допускать

 

охлаждения

 

головок

 

цилиндров

 

ниже

 140°

С

), 

облегчить

 

винт

переведя

 

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

полностью

 

от

 

себя

и

 

по

 

показанию

 

указателя

 

частоты

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

убедиться

что

 

винт

 

полностью

 

облегчен

 

(

не

 

допускать

 

увеличения

 

оборотов

 

двигателя

 

до

 101 % 

более

чем

 

на

 1 

минуту

), 

сба

-

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

25

 

лансировать

 

самолет

 

триммером

 

руля

 

высоты

включить

 

посадочную

 

фару

.  

Планирование

 

между

 

третьим

 

и

 

четвертым

 

разворотами

 

выполнять

 

на

 

скорости

 170 

км

/

ч

Четвертый

 

разворот

 

выполнять

 

на

 

скорости

 170-160 

км

/

ч

Вывод

 

из

 

раз

-

ворота

 

должен

 

быть

 

закончен

 

на

 

высоте

 

не

 

менее

 150 

м

После

 

выхода

 

самолета

 

из

 

четвертого

 

разворота

 

на

 

прямой

 

установить

 

угол

 

планирования

соответствующий

 

заданному

 

углу

 

наклона

 

глиссады

 

предпо

-

садочного

 

снижения

на

 V=160-150 

км

/

ч

 

выпустить

 

посадочный

 

щиток

 

и

 

про

-

контролировать

 

его

 

выпуск

 

по

 

загоранию

 

светосигнализатора

  «

ЩИТОК

 

ВЫПУЩ

». 

ВНИМАНИЕ

!

 

Если

 

в

 

процессе

 

захода

 

на

 

посадку

 

загорится

 

светосигнализатор

 

"

ВЫПУСТИ

 

ШАССИ

в

 

мигающем

 

режиме

 

с

 

одновременным

 

появлением

 

звукового

 

сигнала

 

в

 

шлемофонах

это

 

означает

что

 

шасси

 

не

 

выпущено

 

или

 

выпущено

 

не

 

полностью

В

 

этом

 

случае

 

необходимо

 

немедленно

 

уйти

 

на

 

второй

 

круг

выпустить

 

шасси

 

и

 

произвести

 

повторный

 

заход

 

на

 

посадку

После

 

выпуска

 

посадочного

 

щитка

 

выдерживать

 

скорость

 150 

км

/

ч

 

и

 

на

 

этой

 

скорости

 

планировать

 

до

 

начала

 

выравнивания

Планирование

 

на

 

посад

-

ку

 

рекомендуется

 

выполнять

 

с

 

расчетом

 

на

 

незначительное

 

подтягивание

ВНИМАНИЕ

Если

 

в

 

процессе

 

планирования

 

загорится

 

светосигнализатор

 

скорость

 

мала

 

или

 

срыв

  

с

 

одновременным

 

появлением

 

зву

-

кового

 

сигнала

 

в

 

шлемофонах

необходимо

 

проконтролиро

-

вать

 

скорость

 

планирования

 

и

если

 

она

 

менее

 150 

км

/

ч

увеличить

 

частоту

 

вращения

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

и

 

установить

 

заданную

 

скорость

Уточнение

 

расчета

 

производить

 

изменением

 

наддува

 

двигателя

 

при

 

со

-

хранении

 

скорости

 150 

км

/

ч

Снижение

 

с

 

уменьшенным

 

наддувом

 

для

 

уточнения

 

расчета

 

должно

 

быть

 

закончено

 

до

 

высоты

 50 

м

При

 

расчете

не

 

гарантирующем

 

безопасность

 

посадки

 

самолета

необхо

-

димо

 

уйти

 

на

 

второй

 

круг

При

 

заходе

 

на

 

посадку

 

не

 

допускать

 

вертикальной

 

скорости

 

снижения

 

более

 5 

м

/

с

 

Уход

 

на

 

второй

 

круг

 

Уход

 

на

 

второй

 

круг

 

возможен

 

с

 

любой

 

высоты

вплоть

 

до

 

высоты

 

начала

 

выравнивания

Приняв

 

решение

 

об

 

уходе

 

на

 

второй

 

круг

пилот

 

должен

 

увеличить

 

над

-

дув

 

до

 

взлетного

переместив

 

рычаг

 

управления

 

двигателем

 

в

 

крайнее

 

переднее

 

положение

 

за

 1,5—2 

с

При

 

достижении

 

приборной

 

скорости

 140 

км

/

ч

 

по

 

прибору

 

перевести

 

са

-

молет

 

в

 

набор

 

высоты

на

 

высоте

 

не

 

менее

 20…30 

м

 

перевести

 

закрылки

 

из

 

в

 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

26

 

посадочного

 

положения

 

во

 

взлетное

увеличить

 

скорость

 

до

 150 

км

/

ч

 

и

 

убрать

 

шасси

На

 

высоте

 

не

 

менее

 70 

м

 

убрать

 

закрылки

установить

 

приборную

 

ско

-

рость

 

набора

 

высоты

 170…180 

км

/

ч

 

и

 

повторить

 

заход

 

на

 

посадку

Выполнение

 

посадки

 

Выравнивание

 

самолета

 

рекомендуется

 

начинать

 

с

 

высоты

 6 

м

 

плав

-

ным

 

отклонением

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

уменьшая

 

угол

 

планирова

-

ния

 

с

 

таким

 

расчетом

чтобы

 

подвести

 

самолет

 

к

 

земле

 (

прекратить

 

сниже

-

ние

на

 

высоте

 0,5…0,7 

м

Выдерживание

 

производить

 

с

 

постепенным

 

снижением

 

самолета

для

 

чего

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

создать

 

самолету

 

посадочное

 

положение

 

с

 

таким

 

расчетом

чтобы

 

приземление

 

произошло

 

с

 

высоты

 0,15…0,25 

м

 

без

 

кренов

 

на

 

два

 

основных

 

колеса

 

с

 

приподнятым

 

пе

-

редним

 

колесом

После

 

приземления

 

самолета

 

на

 

два

 

основных

 

колеса

 

задержать

 

штур

-

вал

 

управления

 

в

 

том

 

положении

при

 

котором

 

произошло

 

приземление

При

 

достижении

 

самолетом

 

скорости

 90…100 

км

/

ч

 

опустить

 

переднее

 

колесо

 

и

 

приступить

 

к

 

торможению

Максимальная

 

скорость

 

начала

 

торможения

 100 

км

/

ч

Если

 

в

 

основной

 

воздушной

 

системе

 

при

 

посадке

 

не

 

было

 

давления

 

воздуха

то

 

после

 

начала

 

устойчивого

 

пробега

 

самолета

 

на

 

трех

 

колесах

 

от

-

крыть

 

вентиль

 

аварийного

 

выпуска

 

шасси

 

А

BAP. 

ШАССИ

 

и

 

приступить

 

к

 

торможению

По

 

окончании

 

пробега

 

освободить

 

взлетно

-

посадочную

 

полосу

выклю

-

чить

 

посадочную

 

фару

убрать

 

посадочный

 

щиток

Убедившись

 

в

 

исправно

-

сти

 

тормозов

зарулить

 

на

 

стоянку

 

и

 

выключить

 

двигатель

После

 

полета

 

внешним

 

осмотром

 

самолета

 

убедиться

 

в

 

отсутствии

 

повреждений

 

планера

винта

антенн

 

и

 

колес

 

шасси

 

Посадка

 

при

 

боковом

 

ветре

 

При

 

заходе

 

на

 

посадку

 

при

 

боковом

 

ветре

 

возникающий

 

снос

 

париро

-

вать

 

углом

 

упреждения

 

по

 

курсу

При

 

выполнении

 

посадки

 

необходимо

 

учитывать

что

 

самолет

 

при

 

боко

-

вом

 

ветре

 

слева

 

имеет

 

тенденцию

 

к

 

просадке

После

 

приземления

 

самолета

 

на

 

два

 

основных

 

колеса

 

отклонением

 

руля

 

направления

 

совместить

 

ось

 

самолета

 

с

 

осью

 

ВПП

затем

 

установить

 

педали

 

в

 

нейтральное

 

положение

 

и

 

после

 

опускания

 

переднего

 

колеса

 

на

 

скорости

  

110 

км

/

ч

 

приступить

 

к

 

торможению

Кренение

 

самолета

 

в

 

подветренную

 

сто

-

рону

 

парировать

 

отклонением

 

элеронов

Скорость

 

приземления

 

на

 5—10 

км

/

ч

 

больше

чем

 

в

 

отсутствие

 

бокового

 

ветра

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

27

 

 

4.11 

ОСТАНОВ

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

 

Перед

 

остановом

 

двигателя

 

выключить

 

все

 

электропотребители

за

 

исклю

-

чением

 

радиостанции

Охладить

 

двигатель

для

 

чего

открыть

 

полностью

 

жалюзи

 

капота

 

и

 

заслонку

 

маслорадиатора

уменьшить

 

число

 

оборотов

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

до

 28-34 % (

винт

 

на

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

и

 

проработать

 

на

 

этом

 

режиме

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

температура

 

головок

 

цилиндров

 

не

 

снизится

 

до

 140-150

°

С

П р и м е ч а н и е

.

 

В

 

случае

 

невозможности

 

охлаждения

 

головок

 

цилиндров

 

до

 

140—150°

С

 

разрешается

 

останов

 

двигателя

 

производить

 

при

 

температуре

 

головок

 

цилиндров

 

не

 

выше

 170°

С

при

 

этом

 

количество

 

выключений

 

с

 

температурой

 

головок

 

цилиндров

 170°

С

 

отмечать

 

в

 

формуляре

 

двигателя

После

 

охлаждения

 

головок

 

цилиндров

 

произвести

 

останов

 

двигателя

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

.  

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

ПЕРЕД

 

ОСТАНОВОМ

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

ДЛИТЕЛЬНАЯ

 

РАБОТА

 

НА

 

МАЛОМ

 

ГАЗЕ

ТАК

 

КАК

 

ЭТО

 

ВЕДЕТ

 

К

 

ЗАМАСЛИВАНИЮ

 

СВЕЧЕЙ

ПЕРЕПОЛНЕНИЮ

 

КАРТЕРА

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

МАСЛОМ

ЧТО

 

В

 

СВОЮ

 

ОЧЕРЕДЬ

 

МОЖЕТ

 

ВЫЗВАТЬ

 

ГИДРОУДАР

 

ПРИ

 

ПОСЛЕДУЮЩЕМ

 

ЗАПУСКЕ

.

 

 

Для

 

останова

 

двигателя

 

необходимо

увеличить

 

число

 

оборотов

 

двигателя

 

до

 65—68 % (

винт

 

в

 

положении

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

на

 20—30 

с

 

для

 

прожига

  

свечей

уменьшить

 

рычагом

 

управления

 

двигателем

 

обороты

 

до

 28—34 %; 

убедиться

что

 

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

установлен

 

в

 

положе

-

нии

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

выключить

 

левое

 

и

 

правое

 

магнето

плавно

 

переместить

 

рычаг

 

управления

 

двигателем

 

вперед

 

до

 

упора

 

(

полностью

 

открыть

 

дроссельную

 

заслонку

 

карбюратора

). 

После

 

останова

 

двигателя

 

поставить

 

рычаг

 

управления

 

двигателем

 

в

 

по

-

ложение

соответствующее

 

упору

 

МАЛЫЙ

 

ГАЗ

  (

полностью

 

на

 

себя

), 

и

 

закрыть

 

пожарный

 

кран

Выключить

 

все

 

оставшиеся

 

включенными

 

автоматы

 

защиты

 

сети

пере

-

ключатели

 

и

 

выключатели

 

на

 

приборной

 

доске

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

28

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

.  

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

ОСТАНАВЛИВАТЬ

 

ДВИГАТЕЛЬ

НЕПОСРЕДСТВЕННО

 

С

 

КРЕЙСЕРСКИХ

 

И

 

БОЛЕЕ

 

ВЫСОКИХ

 

РЕЖИМОВ

 

РАБОТЫ

ПЕРЕКРЫТИЕМ

 

ПОЖАРНОГО

 

КРАНА

 

С

 

ВЫРАБОТКОЙ

 

ТОПЛИВА

 

ИЗ

 

КАРБЮРАТОРА

 (

ВО

 

ИЗБЕЖАНИЕ

 

ОБРАТНОЙ

 

ВСПЫШКИ

 

И

 

ПОЖАРА

). 

 

После

 

каждого

 

полета

 

обязательно

 

заполнять

 

формуляр

 

двигателя

фик

-

сируя

 

наработку

 

двигателя

 (

в

 

том

 

числе

 

на

 

взлетном

 

режиме

и

 

число

 

запусков

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

29

 

 
 

4.12 

ОСОБЕННОСТИ

 

ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

СИЛОВОЙ

 

УСТАНОВКИ

 

 

ПРИ

 

НИЗКИХ

 

ТЕМПЕРАТУРАХ

 

НАРУЖНОГО

 

ВОЗДУХА

 

(+5°

С

 

И

 

НИЖЕ

 

Для

 

обеспечения

 

эксплуатации

 

двигателя

 

при

 

низкой

 

температуре

 

на

-

ружного

 

воздуха

 

силовая

 

установка

 

самолета

 

должна

 

быть

 

подготовлена

 

к

 

рабо

-

те

 

в

 

зимних

 

условиях

 (

см

Руководство

 

по

 

эксплуатации

 

самолета

). 

 

Подготовка

 

двигателя

 

к

 

запуску

 

Для

 

обеспечения

 

запуска

 

и

 

улучшения

 

работы

 

двигателя

 

при

 

запуске

 

и

 

прогреве

 

рекомендуется

 

в

 

зимних

 

условиях

 

разжижать

 

масло

 

бензином

 

и

 

подог

-

ревать

 

двигатель

 

перед

 

запуском

 (

см

Руководство

 

по

 

эксплуатации

 

самолета

). 

При

 

температуре

 

наружного

 

воздуха

 

от

 +5°

С

 

до

 -10°

С

 (

минимальная

 

тем

-

пература

 

в

 

течение

 

истекших

 

суток

можно

 

запускать

 

двигатель

 

без

 

подогрева

если

 

масло

 

разжижено

 

бензином

При

 

температурах

 

наружного

 

воздуха

 +5°

С

 

и

 

ниже

 (

минимальная

 

темпе

-

ратура

 

в

 

течение

 

истекших

 

суток

двигатель

 

и

 

маслорадиатор

 

перед

 

запуском

 

подогревать

 

от

 

аэродромного

 

подогревателя

подающего

 

горячий

 

воздух

 

с

 

тем

-

пературой

 

не

 

выше

 +120°

С

При

 

подогреве

 

двигатель

 

закрывать

 

теплым

  

чехлом

а

 

из

 

туннеля

 

масло

 

радиатора

 

вынуть

 

подушку

 

и

 

открыть

 

створки

для

 

обеспечения

 

доступа

 

теплого

 

воздуха

 

в

 

соты

 

масло

 

радиатора

Подогрев

двигателя

 

считать

 

достаточным

когда

 

температура

 

головок

 

ци

-

линдров

 

достигнет

 +30

°

С

 

и

 

когда

 

воздушный

 

винт

 

будет

 

свободно

 

проверты

-

ваться

 

от

 

руки

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

.

 

ВРАЩАТЬ

 

ВИНТ

 

ХОЛОДНОГО

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

 

ВО

 

ИЗБЕЖАНИЕ

 

ПОЛОМКИ

 

ХВОСТОВИКОВ

 

ПРИВОДОВ

 

АГРЕГАТОВ

.

 

 

После

 

подогрева

 

двигателя

перед

 

запуском

   

закрыть

 

створки

 

маслора

-

диатора

Чехол

 

с

 

двигателя

 

снимать

 

только

 

непосредственно

 

перед

 

запуском

 

дви

-

гателя

Если

 

после

 

полета

 

масло

 

сливалось

 

из

 

бака

то

не

 

снимая

 

чехла

 

с

 

двигате

-

ля

залить

 

в

 

маслобак

 

горячее

 

масло

имеющее

 

температуру

 75

÷

80°

С

 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..