ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 10

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

144 

должно  быть  не  менее  5 В  –  для  клапанов  182,  182-04,  182-08,  
не менее 15 В – для клапанов 182-01, 182-06, 182-09. 

Проверить  работоспособность  клапана  на  нижней  границе  величины 

питающего напряжения для чего повторить проверку по пунктам 36.3 и 36.4 
при  значении  питающего  напряжения  35 В  постоянного  тока  для  клапанов 
182,  182-04,  182-08  и  77 В  постоянного  тока  для  клапанов  182-01,  182-06, 
182-09. 

36.2.7 Проверить герметичность мест соединений сборочных единиц и 

атмосферного клапана. Снять напряжение с вентилей. Установить величину 
давления  сжатого  воздуха  подводимого  к  клапану  0,5 МПа  (5,0 кгс/см

2

). 

Обмылить  мыльным  раствором  места  соединения  сборочных  единиц  и 
атмосферные отверстия. Образование мыльных пузырей не допускается 

36.2.8  Сопротивление  изоляции  проверить  мегометром,  прикладывая 

испытательное  напряжение  500 В,  поочередно  между  корпусом  клапана  и 
наконечниками  вентилей.  Сопротивление  изоляции  токоведущих  частей 
относительно  корпуса  должно  быть  не  менее  20 МОм  при  температуре 
корпуса  катушек  отличающихся  от  температуры  окружающего  воздуха  не 
более чем на 3

о

С. 

 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

145 

37  ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  НА  РЕМОНТ  И  ИСПЫТАНИЕ 

ПРОТИВОЮЗНОГО 

УСТРОЙСТВА 

«БАРС-4» 

(«БАРС-4МОС»,  

«БАРС-4МО») И ОСЕВЫХ ДАТЧИКОВ ОДМ-2М, ОДМ-3 

 
 

37.1 Общие требования 
 
37.1.1  Текущий  ремонт  противоюзного  устройства  КППУ  «БАРС-4»  

(БАРС-4МОс,  БАРС-4МО)  (далее  –  «БАРС-4»)  с  осевыми  датчиками   
ОДМ-2М или ОДМ-3  следует производить в помещениях радиотехнических 
подразделений, оборудованных источниками питания 220В переменного тока 
и 110В постоянного тока. 

37.1.2  Радиотехническое  подразделение,  которое  будет  производить 

ремонт  изделия,  должно  иметь  рабочие  места,  оборудованные  стандартным 
набором контрольных и радиоизмерительных приборов, специализированные 
рабочие  места  для  контроля  параметров  электронного  блока  и  осевых 
датчиков, а также технологическими приспособлениями и соответствующим 
инструментом  для  выполнения  операций  определения  и  замены  негодных 
радиоэлементов и установки работоспособных. 

37.1.3  Квалификация  специалистов,  допущенных  к  работам  

по текущему ремонту КППУ «БАРС-4», не должна быть ниже 5-го разряда. 

Специалисты  должны  иметь  опыт  обслуживания,  контроля  и  ремонта 

цифровых  радиотехнических  устройств,  владеть  навыками  поиска 
неисправностей  и  логического  тестирования,  знать  устройство  КППУ 
«БАРС-4»  и  владеть  технологией  тестового  контроля  его  функциональных 
узлов и модулей, а также устройства в целом. 

37.1.4 Для проведения текущего ремонта КППУ «БАРС-4» на рабочих 

местах  должно  быть  наличие  типовых  исправных  радиоэлементов  и  парк 
исправных узлов для выполнения работ по модульному ремонту. 

 
37.2 Меры безопасности 
 
37.2.1  К  работе  с  КППУ  «БАРС-4»  должны  допускаться  лица, 

прошедшие  инструктаж  по  технике  безопасности  для  работы  с 
электроустановками до 1000 В. 

37.2.2  Текущий  ремонт  КППУ  «БАРС-4»  должны  производить  лица, 

изучившие  руководство  по  эксплуатации  и  прошедшие  подготовку  и 
практическое обучение на фирме-изготовителе. 

 
37.3 Ремонт электронного блока 
 
37.3.1  Ремонт  электронного  блока  производить  по  технологии 

комбинированного ремонта по мере выявления отказа, но не реже чем один 
раз в четыре года при проведении КР-2. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

146 

37.3.2  Ремонт  модуля  коммутации  и  модуля  индикации  электронного 

блока  производить  в  радиоцехе  депо  методом  замены  неисправных 
элементов  (кнопок,  тумблеров,  предохранителей,  светодиодов  и  диодов)  на 
исправные, приобретаемые по необходимости в розничной торговой сети. 

37.3.3  В  случае  обнаружения  неисправностей  в  модуле  управления  

(МУ)  или  вторичном  источнике  питания  (ВИП)  восстановление 
работоспособности  электронного  блока  производить  методом  замены 
неисправного  модуля  на  исправный  из  числа  модулей,  приобретаемых  у 
предприятия-изготовителя КППУ «БАРС-4» для пополнения парка запасных 
частей на нужды модульного ремонта. 

37.3.4  Ремонт  неисправных  ВИП  и  МУ,  а  также  самого  электронного 

блока в сложных случаях, когда работы выполненные по п.п. 37.1.1 и 37.1.2 
не  приводят  к  полному  восстановлению  работоспособности,  или  при 
отсутствии  квалифицированных  специалистов  в  радио  цехе  депо 
производить  на  фирме-изготовителе  КППУ  «БАРС-4»  путѐм  заключения 
соответствующего прямого договора или, при согласии сторон, по письму с 
гарантией оплаты. 

37.3.5  После  окончания  ремонтных  работ  электронный  блок  должен 

быть подключен к «Рабочему месту контроля блока противоюза» и проверен 
на эксплуатационную пригодность по методике контроля работоспособности 
электронного блока на специализированном рабочем месте. 

37.3.6  Электронный  блок  показавший  работоспособность  при 

проведении  полноценного  контроля  на  указанном  рабочем  месте  считается 
пригодным для дальнейшего использования. 

 
37.4 Ремонт осевых датчиков ОДМ-2М 
 
37.4.1 Ремонт осевых датчиков ОДМ-2М производить через 500000 км 

пробега, но не реже чем один раз в четыре года при плановых видах ремонта. 

37.4.2 Тщательно осмотреть датчик. На поверхности корпуса, крышки 

и крепежа, а также нарушений на поверхности присоединительного кабеля. 

37.4.3  Трещины  и  пробоины  на  корпусе  и  крышке,  нарушения 

целостности  наружной  изоляции  и  защиты  присоединительного  кабеля  не 
допускаются. 

Осевой  датчик,  имеющий  такие  дефекты,  подлежит  замене  на 

исправный. 

37.4.4  Разобрать  осевой  датчик  для  чего  снять  крышку,  отсоединить 

присоединительный  кабель,  отсоединить  электронный  модуль  и  снять  его  с 
места  крепления.  Снять  втулку  и  стробдиск,  расштифтовать  вал,  для  чего 
аккуратно  выбить  специальным  инструментом  конический  штифт,  и 
разобрать подшипниковый узел. 

37.4.5  Произвести  замену  подшипников  на  новые  того  же  номинала, 

удалить старую смазку и проверить состояние деталей подшипникового узла 
и  присоединительной  муфты.  В  них  не  должно  быть  задиров  и  износа,  а 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

147 

плавающая муфта в сборе не должна иметь качаний и заеданий. Люфт муфты 
относительно  вала  не  должен  превышать  0,1 мм.  Заполнить  трущиеся 
поверхности  деталей  плавающей  муфты  осевого  датчика  свежей 
консистентной смазкой «MOBIL». 

Установку  новых  подшипников  начинать  с  подшипника,  стоящего  со 

стороны  плавающей  муфты.  Перевернуть  корпус  и  установить  между 
подшипниками  распорное  кольцо,  принадлежащее  данному  комплекту. 
Наполнить  внутренний  объѐм  между  двумя  подшипниками  консистентной 
смазкой «MOBIL», после чего установить второй подшипник.  

Установить  опорную  втулку  стробдиска  и  заштифтовать  вал 

коническим штифтом, предварительно совместив отверстия в валу и опорной 
втулке стробдиска в правильной направленности. 

Проверить 

плавность 

работы 

подшипникового 

узла. 

При   

перемещении  плавающей  муфты  не  должно  быть  люфтов,  качаний  и 
заеданий. 

Установить  на  место  стробдиск и  втулку.  Пружинные  шайбы  должны 

быть  установлены  новые.  Повторное  использование  использованных 
пружинных шайб не допускается. 

37.4.6  Проверить  электронный  модуль  на  отсутствие  грязи  и  пыли. 

Поверхности  оптоэлектронных  датчиков  в  зоне  прохождения  стробдиска 
должны быть идеально чистыми без следов потѐртости. 

Установить  электронный  модуль  в  технологический  осевой  датчик  и 

проверить  его  работоспособность  на  специализированном    рабочем    месте 
контроля датчиков скорости. Несправный модуль заменить. 

Исправный электронный модуль установить в корпусе осевого датчика, 

подключить провода (разъѐм). 

Установить  годный  присоединительный  кабель  на  место,  используя  

при  этом  новые  паронитовые  прокладки  кабеля  к  разъѐму  электронного 
модуля  осевого  датчика.  Установить  осевой  датчик  на  специализированное 
рабочее  место  контроля  осевого  датчика  и  проверить  на  эксплуатационную 
пригодность  по  методике  контроля  работоспособности  осевого  датчика  на 
специализированном  рабочем  месте.  В  случае  соответствия  характеристик 
осевого датчика установленному допуску продолжить ремонта. 

37.4.7 Снять с крышки старое уплотнительное кольцо и заменить его на 

новое.  Перед  установкой  кольца  в  крышку  смазать  тонким  слоем 
консистентной  смазки  «MOBIL»  кольцо  и  место  его  установки.  Смазать 
тонким слоем консистентной смазки «MOBIL» внутренний диаметр корпуса 
и  установить  крышку  на  место,  не  допуская  перекосов  и  заеданий 
уплотнительного  резинового  кольца.  Совместить  отверстия  крепления  с 
соответствующими  резьбовыми  отверстиями  в  корпусе  осевого  датчика. 
Заменить  пружинные  шайбы  на  новые  и  установить  пробку  крышки  на 
место.  Затянуть  болты  крепления  крышки  до  полного  сжатия  пружинных 
шайб. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

148 

37.4.8  Установить  собранный  осевой  датчик  на  специализированное 

рабочее  место  контроля  осевого  датчика  и  проверить  на  эксплуатационную 
пригодность  по  методике  контроля  работоспособности  осевого  при 
проведении  полноценного  контроля  на  указанном  рабочем  месте  считается 
пригодным для дальнейшего использования. 

 
37.5 Ремонт осевых датчиков ОДМ-3 
 
37.5.1  Ремонт  осевых  датчиков  ОДМ-3  производить  через  500000 км. 

пробега, но не реже чем один раз в четыре года при плановых видах ремонта. 

37.5.2  Тщательно  осмотреть  присоединительный  кабель.  Нарушения 

целостности наружной защиты присоединительного кабеля не допускаются. 

Присоединительный  кабель,  имеющий  такие  дефекты,  подлежит 

замене на исправный. 

37.5.3  Разобрать  осевой  датчик  для  чего  снять  смотровую  крышку 

буксы,  отсоединить  присоединительный  кабель  от  кабельной  коробки, 
отсоединить электронный модуль и снять его с места крепления. 

37.5.4 Проверить электронный модуль на отсутствие грязи и пыли.  
Поверхности  оптоэлектронных  датчиков  в  зоне  прохождения 

стробдиска должны быть идеально чистыми без следов потѐртости. 

37.5.5  Установить  электронный  модуль  в  технологический  осевой 

датчик и проверить его работоспособность на специализированном рабочем 
месте контроля датчиков скорости. Несправный модуль заменить. 

37.5.6  Установить  годный  присоединительный  кабель  на  место, 

используя при этом новые паронитовые прокладки и силиконовый герметик.  

37.5.7 Установить исправный электронный модуль на штатное место в 

крепительную крышку.  

Проверить  зазор  между  полюсами  оптического  датчика  и  ближайшей 

поверхностью стробдиска. Минимальный односторонний зазор должен быть 
не  менее  0,5 мм.  В  случае  необходимости  отрегулировать  зазор  для  чего 
открутить  винты  крепления  стробдиска  и  ограничительной  шайбы,  снять 
ограничительную шайбу и стробдиск после чего открутить винты крепления 
(фиксации) фланца. Вывинчивая или ввинчивая фланец (один полный оборот 
фланца  изменяет  положение  стробдиска  относительно  поверхности 
излучающего оптического элемента датчика на 1,0 мм) отрегулировать зазор, 
после  чего  совместить  отверстия  для  установки  фиксирующих  винтов  во 
фланце с соответствующими резьбовыми отверстиями. 

37.5.8  Заменить  пружинные  шайбы  на  новые  и  затянуть  винты 

крепления фланца до полного сжатия пружинных шайб.   

37.5.9  Одеть  стробдиск  на  посадочное  место  и  установить  место 

ограничительную  шайбу  заменив  при  этом  пружинные  шайбы  на  новые  и 
затянув  винты  крепления  ограничительной  шайбы  до  полного  сжатия 
пружинных шайб.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

149 

37.5.10  Подключитъ  разъѐм  присоединительного  кабеля  к  разъѐму 

электронного модуля осевого датчика. 

37.5.11  Выполнить  операцию  контроля  работоспособности  осевого 

датчика  ОДМ-3  для  чего  подключить ответный разъѐм  присоединительного 
кабеля  к  мобильному  рабочему  месту  контроля  осевых  датчиков  и 
прокручивая стробдиск (резко придавая стробдиску вращательное движение 
и давая ему плавно снижать обороты за счѐт трения поверхности внутреннего 
диаметра  стробдиска  о  поверхность  наружного  установочного  диаметра 
фланца)  снять  характеристики  осевого  датчика  по  методике  работы  на 
мобильном рабочем месте контроля осевых датчиков. 

37.5.12  В  случае  соответствия  характеристик  осевого  датчика 

установленному  допуску  продолжить  завершение  ремонта  для  чего 
совместить  отверстия  крепления  стробдиска  с  соответствующими 
резьбовыми отверстиями во фланце. 

37.5.13 Завинтить специальные винты крепления стробдиска на место, 

заменив  при  этом  пружинные  шайбы  на  новые  и  затянув  винты  крепления 
стробдиска до полного сжатия пружинных шайб. 

37.5.14  Законтрить  проволокой  винты  крепления  стробдиска.  Закрыть 

смотровую крышку. 

 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

150 

38  ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  НА  РЕМОНТ  И  ИСПЫТАНИЯ 

ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ  И  ЭЛЕКТРОВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИ-
ТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО ТИПА 

 
 
38.1 Общие требования 
 
38.1.1  Поступившие  в  ремонт  воздухораспределители  пассажирского 

типа  (далее  -  воздухораспределители)  292  и  292М  с  заводскими  пломбами, 
прослужившие  6  месяцев,  (для  воздухораспределителей  242  -  3,5  года)  со 
времени  их  изготовления,  а  также  подлежащие  постановке  на  вагон 
отремонтированные  воздухораспределители  292  и  292М,  срок  хранения 
которых превышает 6 месяцев (для воздухораспределителей 242 – 1 год) со 
времени их ремонта, подлежат повторному ремонту и испытанию на стенде. 

38.1.2  Новые  воздухораспределители  292  и  292М  с  заводскими 

пломбами,  срок  эксплуатации  или  хранения  которых  не  превышает 
6 месяцев,  а  для  воздухораспределителей  242  срок  хранения  не  превышает 
1 год  со  времени  их  изготовления,  устанавливать  на  вагон  необходимо 
только после испытания на стенде. 

При 

удовлетворительных 

результатах 

испытания 

на 

воздухораспределители следует установить бирки с указанием клейма АКП и 
даты  испытания  (число,  месяц  и  две  последние  цифры  года)  с  сохранением 
заводской пломбы. В учетной книге, установленной формы, следует сделать 
запись  об  испытании  за  подписью  руководителя  ремонтного  подразделения 
или  другого  должностного  лица,  на  которое  в  соответствии  с  должностной 
инструкцией возложены эти обязанности. 

В случае отрицательных результатов испытания необходимо составить 

и направить в установленном порядке заводу-изготовителю акт-рекламацию. 

38.1.3 

Поступившие 

в 

ремонт 

электровоздухораспределители 

пассажирского  типа  (далее  –  электровоздухораспределители)  с  заводскими 
пломбами,  прослужившие  6  месяцев  со  времени  их  изготовления,  а  также 
подлежащие постановке на вагон новые с заводской пломбой, срок хранения 
которых не превышает 6 месяцев со времени их изготовления, не имеющие 
наружных  повреждений  и  сильных  загрязнений,  должны  быть  испытаны  на 
стенде без предварительной их обмывки и ремонта. 

При  удовлетворительных  результатах  испытания  на  электро- 

воздухораспределители следует установить бирки с указанием клейма АКП и 
даты испытания  (число,  месяц  и  две  последние  цифры  года)  с  сохранением 
заводской пломбы. В учетной книге, установленной формы, следует сделать 
запись  об  испытании  за  подписью  руководителя  ремонтного  подразделения 
или  другого  должностного  лица,  на  которое  в  соответствии  с  должностной 
инструкцией возложены эти обязанности. 

В случае отрицательных результатов испытания необходимо составить 

и направить в установленном порядке заводу-изготовителю акт-рекламацию. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

151 

38.1.4  Отремонтированные  электровоздухораспределители,  срок 

хранения  которых  превышает  6  месяцев  со  времени  их  ремонта, 
устанавливать  на  вагон  следует  только  после  их  испытания  на  стенде.  При 
удовлетворительных 

результатах 

испытания 

на 

электровоздухо- 

распределители  следует  установить  бирки  с  указанием  клейма  АКП  и  даты 
испытания (число, месяц и две последние цифры года) с сохранением бирок, 
поставленных при ремонте. В учетной книге, установленной формы, следует 
сделать  запись  об  испытании  за  подписью  руководителя  ремонтного 
подразделения или другого должностного лица, на которое в соответствии с 
должностной инструкцией возложены эти обязанности. 

38.1.5  Остальные  поступившие  в  ремонт  воздухораспределители  и 

электровоздухораспределители должны быть снаружи очищены. 

Для  очистки  рекомендуется  способ  струйной  обмывки  горячей  водой 

(от 55 до 70 С) под давлением в специальных моечных установках. 

Не допускается применение для наружной очистки керосина, бензина и 

других агрессивных веществ. 

38.1.6  После  обмывки  воздухораспределитель  или  электровоз- 

духораспределитель  необходимо  разобрать,  все  узлы  и  детали  протереть 
технической салфеткой без ворса, дроссельные отверстия, перечень которых 
приведен в таблицах 16 и 17, прочистить и продуть сжатым воздухом. 

38.1.7  Ремонт  воздухораспределителей  242,  292  и  292М,  электро- 

воздухораспределителей  305  производится  в  соответствии  с  руководствами 
по их ремонту.  

При ремонте запрещается установка в приборы обезличенных деталей 

и  узлов  -    при  сборке  после  ремонта  в  прибор  должны  устанавливаться 
детали  и  узлы,  которые  стояли  в  нем  до  разборки,  за  исключением 
замененных  из-за  истекшего  срока  службы,  невозможности  устранения 
неисправностей  или  в  результате  проведения  работ  по  модернизации 
прибора. 
 

38.2 Ремонт и проверка воздухораспределителя 292 
 
38.2.1  Детали  воздухораспределителя  следует

 

осмотреть,  резиновые 

прокладки  и  уплотнения,  проработавшие  более  установленного  срока  или 
поврежденные, заменить новыми. 

Втулку  магистрального  поршня  следует

 

проверить  индикатором-

нутромером.  При  наличии  овальности  более  0,04 мм,  конусности  более  
0,06 мм  или  задиров  на  поверхности  втулки  следует

 

проверить разверткой с 

последующей 

доводкой 

притиром 

и 

приработкой 

по 

месту. 

Воздухораспределитель,  имеющий  втулку  диаметром  более  90,5 мм, 
необходимо заменить. 

Обработка  втулок  разверткой  в  зависимости  от  износа  по  диаметру 

производится по следующим ремонтным градациям (мм): 

- I градация – 89,25; 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

152 

- II градация – 89,50; 
- III градация – 89,75. 
Допуск на все градации должен быть равен  +0,07 мм. В соответствии с 

размерами  втулок  следует

 

подобрать  по  диаметру  кольца  магистрального 

поршня. 

38.2.2  Зазор  в  замке  кольца,  вставленного  во  втулку  магистрального 

поршня,  должен  быть  не  более  1,5 мм, нового  -  не более 0,4 мм  и  не  менее 
0,01 мм.  Кольцо  необходимо  плотно  пригнать  по  втулке  и  канавке  поршня, 
чтобы  оно  свободно  перемещалось  и  полностью  прилегало  к  рабочей 
поверхности втулки. 

38.2.3  Магистральный  поршень  с  биением  хвостовика  штока  более  

1 мм  следует

 

выправить.  При  разработке  канавки  под  кольцо  более  3,2 мм 

поршень следует

 

заменить. 

38.2.4  Риски  и  местные  износы  на  золотниках  и  втулках  следует

 

вывести  абразивными  брусками  с  последующей  доводкой  и  притиркой  по 
месту. При отсутствии рисок и местных износов детали следует

 

притереть по 

месту. 

38.2.5 Переключательную пробку и золотники необходимо притереть к 

соответствующим  втулкам.  При  сборке  притертые  поверхности  втулок  и 
золотников,  а  также  посадочные  поверхности  клапанов  следует

 

смазать 

смазкой ЖТ-79Л. 

38.2.6  Дроссельные  отверстия  и  воздушные  каналы  в  деталях  

(таблица 16) необходимо прочистить и продуть сжатым воздухом.  

38.2.7  Проверка  плотности  кольца  магистрального  поршня  в  сборе  с 

золотниками производится на специальном приспособлении. Кольцо следует 
не  смазывать,  а  втулку  необходимо  смазать  тонким  слоем  смазки  ЖТ-79Л. 
При  проверке  поршень  следует  устанавливать  поочередно  в  крайнее 
отпускное  положение,  но  с  перекрытием  питательного  отверстия,  в  среднее 
положение  и  крайнее  тормозное  положение  на  расстоянии  3 мм  от 
прокладки. 

Если  снижение  давления  в  резервуаре  объемом  8 л  в  каждом  из  трех 

положений не превышает 0,1 МПа (1 кгс/см

2

) (измеряется с 0,5 до 0,4 МПа (с 

5  до  4 кгс/см

2

)  в  течение  70 с,  то  плотность  поршня  считается 

удовлетворительной. 

Поршень с золотниками должен перемещаться во втулке под усилием 

не более 6 кгс. 

38.2.8 

Проверка 

плотности 

переключательной 

пробки 

воздухораспределителя  производится  при  давлении  не  менее  0,6 МПа 
(6 кгс/см

2

) методом обмыливания в положениях «К», «Д» и «УВ». При этом 

между корпусом и втулкой пропуск воздуха не допускается, а между втулкой 
и пробкой допускается образование мыльного пузыря, удерживающегося не 
менее  10 с.  Одновременно  необходимо  проверить  открытие  каналов 
переключательной пробки при всех ее положениях. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

153 

Таблица  16  –  Размеры  отверстий  в  деталях  воздухораспределителей  

292 и 292М 

Местоположение отверстия 

Диаметр отверстия, 

мм 

Число 

отверстий 

Поршень 292.322 ускорительной части 
(воздухораспределители 292 и 292М) 

0,8±0,04  

с переходом на 

1,5 0,1 

Пробка переключательная 292.116 
(воздухораспределитель 292) 

2,5±0,1 

3,0 –0,2 

5,5±0,1 



Ниппель атмосферный 292.151 
(воздухораспределители 292 и 292М) 

6,5+0,36 

Главный золотник 292.014 
(воздухораспределители 292 и 292М) 

1,0+0,12 
2,0+0,12 
4,5+0,16 



канал 

3,5+0,16 

Магистральный поршень 292.015 
(воздухораспределитель 292)  
и 292М.200 (воздухораспределитель 292М) 

2+0,12 

Втулка поршневая в корпусе магистральной части 
292.020 
(воздухораспределитель 292) 

1,25+0,05 

Втулка поршневая в корпусе магистральной части 
292М.210 
(воздухораспределитель 292М)  

0,5 0,03 

с переходом на 

1,25+0,05 

1,25+0,05 

 
 
38.3 Ремонт и проверка воздухораспределителя 292М 
 
38.3.1  Все  детали  воздухораспределителя  следует  очистить,  протереть 

ветошью  без  ворса,  осмотреть.  Неисправные  детали  необходимо  заменить 
или отремонтировать. 

38.3.2  Резиновые  прокладки  и  уплотнения,  проработавшие  более 

установленного срока или поврежденные, необходимо заменить новыми. 

При  этом  следует  обратить  внимание  на  состояние  рабочих  кромок 

манжеты магистрального поршня, а также манжет переключательной пробки. 

Не  допускаются  забоины,  вмятины  и  риски  на  рабочих  поверхностях 

деталей, уплотненных манжетами, а также на седлах клапанов. 

38.3.3  Риски  и  местные  износы  на  золотниках  и  втулках  следует 

вывести  абразивными  брусками  с  последующей  доводкой  и  притиркой  по 
месту.  При  отсутствии  рисок  и  местных  износов  детали  необходимо 
притереть по месту. При сборке притертые поверхности втулок и золотников, 
а также посадочные поверхности клапанов следует смазать смазкой ЖТ-79Л. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

154 

38.3.4  Дроссельные  отверстия,  воздушные  каналы  в  деталях  

(таблица  16)  следует  прочистить  и  продуть  сжатым  воздухом.  Размеры 
входных  и  выходных  отверстий  каналов,  дроссельные  отверстия  деталей 
воздухораспределителя следует проверить калибрами. 

38.3.5  Разжимное  кольцо  манжеты  магистрального  поршня  следует 

проверить.  Зазор  между  торцами  кольца  должен  быть  (10+2)  мм.  После 
троекратного обжатия кольца до соприкосновения торцов у него не должно 
быть остаточной деформации. 

38.3.6  Проверить  плотность  манжет  магистрального  поршня  и 

переключательной пробки в соответствии с пунктами 38.2.7 и 38.2.8. 

38.3.7  Переключательную  пробку  необходимо  вставлять  в  корпус, 

используя специальную оправку (рисунок 24).  

 
 
 
 
 

 

 

Рисунок 24 – Оправка для монтажа переключательной пробки в 

корпусе воздухораспределителя 292М 

 
 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

155 

38.4. Ремонт и проверка электровоздухораспределителя 305 

 

38.4.1 После разборки корпуса электрической части все детали

 

следует

 

тщательно осмотреть, очистить и продуть сжатым воздухом. Просроченные и 
имеющие  повреждения  резиновые  уплотнения  следует

 

заменить  новыми. 

Дроссельные  отверстия,  диаметр  которых  должен  быть  в  седле  отпускного 
клапана  (2+0,12) мм,  в  седле  тормозного  клапана  (1,8+0,12) мм,  следует 
прочистить, продуть сжатым воздухом и проверить калибрами.  

38.4.2  Металлические  мембраны  не  должны  иметь  прогиба  от 

регулировочного  винта  вентиля.  При  ослаблении  клапана  отпускного 
вентиля седло необходимо развальцевать и припаять к мембране оловом. 

38.4.3  Исправность  обмоток  катушек  электромагнитных  вентилей  и 

выводных  проводов  следует  определять  по  величине  сопротивления. 
Сопротивление катушек должно быть (370 50) Ом при температуре (20 5)

О

С 

после  выдержки  при  этой  температуре  не  менее  1  часа.  Сопротивление 
изоляции проводов катушек от корпуса необходимо проверить мегаомметром 
напряжением 1000 В, которое должно быть не менее 1 МОм. 

При  обнаружении  отколов,  отпайки  выводных  концов  и  других 

неисправностей, а также в случае провертывания катушки вокруг сердечника 
электромагнита вентиль следует разобрать и отремонтировать. 

38.4.4 Сопротивление диода необходимо проверить тестером в прямом 

и  обратном  направлениях.  Соотношение  сопротивлений  в  прямом  и 
обратном направлениях должно быть не менее 1:200. 

38.4.5  После  устранения  всех  неисправностей  следует  собрать 

электрическую  часть.  Перед  сборкой  все  детали  и  каналы  корпуса 
необходимо продуть сжатым воздухом. При сборке следует проверить размер 
(8,5+0,2)  мм  в  якоре  отпускного  вентиля  (рисунок  25).  Этот  размер 
допускается  регулировать  металлическими  шайбами  толщиной  0,1  мм  с 
отверстием  диаметром  не  более  5  мм,  подкладываемыми  под  клапан.  В 
соответствии  с  этим  должен  быть  выдержан  размер  (9-0,1)  мм  между 
мембраной 1 (рисунок 26) и торцом седла 2 отпускного клапана. 

38.4.6  Выводные  концы  диода  и  катушек  необходимо  присоединять  к 

контактным зажимам планки электрической части по схеме, приведенной на 
рисунке 27, в соответствии с маркировкой на корпусе. 

38.4.7  Собранную  электрическую  часть  необходимо  отрегулировать  и 

проверить на приспособлении. При этом следует

 

проверить: 

-  плотность  отпускного  и  тормозного  клапанов  (пропуск  воздуха  не 

допускается); 

- напряжение, при котором происходит притяжение и отпадание якорей 

электромагнитных вентилей. 

В момент притяжения якорей напряжение на катушках должно быть не 

более 

30 В, 

в 

момент 

отпадания 

не 

менее 

10 В. 

Для 

электровоздухораспределителей  с  раздельным  возбуждением  вентилей 
напряжение  притяжения  должно  быть  не  более  35 В.  При  несоответствии 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

156 

напряжений  этим  величинам  следует  отрегулировать  магнитную  систему, 
регулировку  необходимо  производить  регулировочными  винтами  с 
последующей  их  фиксацией.  В  первую  очередь  следует  регулировать 
отпускной  вентиль,  а  затем  тормозной.  Напряжение  срабатывания 
тормозного  клапана  должно  быть  не  более  30 В,  момент  срабатывания 
фиксируется появлением давления в рабочей камере. Напряжение отпадания 
отпускного клапана  должно  быть  не  ниже 10 В,  что фиксируется  по началу 
падения  давления  в  рабочей  камере.  При  регулировке  отпускного  клапана 
допускается установка паронитовой прокладки с последующей регулировкой 
отпускного и тормозного вентиля.  

 

1 - клапан; 2 - регулировочная шайба; 3 - якорь 

 

Рисунок 25 – Якорь отпускного вентиля 

 
 

 

1 - мембрана; 2 - седло клапана  

 

Рисунок 26 – Мембрана и седло отпускного вентиля 

 
 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

157 

 

1-3 - контактные зажимы; VD – диод;  ТВ - катушка тормозного вентиля;  
OB - катушка отпускного вентиля 

 

Рисунок 27– Монтажная схема электрической части 

электровоздухораспределителя 

 
38.4.8  В  отпускном  вентиле  зазор  от  верха  якоря  до  поверхности 

соприкосновения  корпуса  с  мембраной  должен  быть  в  пределах  1,1-1,4 мм.  
В тормозном вентиле ход клапана должен составлять 0,8-1,6 мм. 

38.4.9  Необходимо  зачистить  рабочие  поверхности  пружинных 

контактов  на  изоляционной  колодке,  проверить  высоту  контактов,  которая 
должна составлять (8±1) мм. При обнаружении сдвига контактов их следует 
закрепить, у просевших контактов следует заменить или подогнуть пружины. 

38.4.10  Корпус  пневматического  реле  необходимо  очистить  внутри, 

каналы продуть сжатым воздухом и протереть. Нижнюю крышку, тормозной 
клапан  и  пружину  необходимо  очистить  и  протереть.  Все  детали  следует 
тщательно осмотреть. 

38.4.11 Резиновую  диафрагму пневматического реле следует заменить 

при наличии остаточного прогиба более 3 мм, порезов и расслоений, а также 
по истечении установленного срока службы независимо от состояния. 

38.4.12  При  наличии  порезов  или  вмятин  глубиной  более  0,3 мм 

резиновые  уплотнения  необходимо  заменить.  Резиновую  манжету  при 
неисправности или при истекшем сроке ее годности независимо от состояния 
следует заменить новой. 

38.4.13  После  устранения  всех  неисправностей  пневматическое  реле 

необходимо  собрать  и  испытать  на  приспособлении.  При  этом  следует 
проверить  плотность  манжеты  и  чувствительность  реле  при  торможении.  В 
собранном  реле  следует  проверить  ход  диафрагмы  и  клапана  вниз  от 
исходного положения, который должен быть не менее 2,5 мм. 

38.4.14  У  переключательного  клапана  все  детали  следует  тщательно 

осмотреть.  Резиновые  детали  с  порезами  или  вмятинами,  нарушающими 
работоспособность клапана, необходимо заменить. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

158 

38.4.15  После  устранения  неисправности  переключательный  клапан 

необходимо собрать. При сборке все трущиеся поверхности деталей следует 
смазать. 

38.4.16 Необходимо

 

проверить действие переключательного клапана на 

специальном приспособлении или на стенде, контролируя: 

-  переключение  клапана  при  переходе  с  электрического  управления 

тормозом на пневматическое и обратно; 

-  плотность  соединения  крышек  с  корпусом  при  электрическом  и 

пневматическом  управлении.  При  обмыливании  образование  мыльных 
пузырей в соединении не допускается; 

-  плотность  переключательного  клапана  в  обоих  положениях.  При 

электрическом 

управлении 

и 

давлении 

в 

тормозном 

цилиндре  

0,5 кгс/см

2

  [0,05 МПа]

 

следует

 

обмылить  отверстие  для  сообщения  с 

воздухораспределителем, 

а 

при 

пневматическом 

– 

с 

электро- 

воздухораспределителем.  Допускается  образование  мыльного  пузыря 
удерживающегося не менее 5 с.  

Разрешается  проверять  плотность  крышек  и  клапана  в  обоих 

положениях по падению давления в корпусе после зарядки его до давления 
0,35 МПа  (3,5 кгс/см

2

).  Снижение  давления  допускается  не  более  чем  на 

0,02 МПа (0,2 кгс/см

2

) за 1 мин. 

 
38.5 Ремонт и проверка воздухораспределителей 242 

 
38.5.1  Все  детали  воздухораспределителя  следует  очистить,  протереть 

ветошью  без  ворса,  осмотреть.  Неисправные  детали  необходимо  заменить 
или отремонтировать. 

38.5.2  Резиновые  прокладки  и    уплотнения,  проработавшие  более 

установленного срока или поврежденные, необходимо заменить новыми. При 
этом  следует  обратить  внимание  на  состояние  рабочих  кромок  манжеты 
магистрального  поршня.  Не  допускаются  забоины,  вмятины  и  риски  на 
рабочих  поверхностях  деталей,  уплотненных  манжетами,  а  также  на  седлах 
клапанов. 

38.5.3  Дроссельные  отверстия,  воздушные  каналы  в  деталях 

(таблица 17)  следует  прочистить  и  продуть  сжатым  воздухом.  Размеры 
входных  и  выходных  отверстий  каналов,  дроссельные  отверстия  деталей 
воздухораспределителя следует проверить калибрами. 

38.5.4  Разжимное  кольцо  манжеты  магистрального  поршня  следует 

проверить.  Зазор  между  торцами  кольца  должен  быть  (10+2) мм.  После 
троекратного обжатия кольца до соприкосновения торцов у него не должно 
быть остаточной деформации. 

38.5.5  Проверка  плотности  кольца  магистрального  поршня  в  сборе  с 

золотниками производится на специальном приспособлении. Кольцо следует 
не  смазывать,  а  втулку  необходимо  смазать  тонким  слоем  смазки  ЖТ-79Л. 
При  проверке  поршень  следует  устанавливать  поочередно  в  крайнее 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

159 

отпускное  положение,  но  с  перекрытием  питательного  отверстия,  в  среднее 
положение  и  крайнее  тормозное  положение  на  расстоянии  3 мм  от 
прокладки. 

Если  снижение  давления  в  резервуаре  объемом  8 л  в  каждом  из  трех 

положений не превышает 0,1 МПа (1 кгс/см

2

) (измеряется с 0,5 до 0,4 МПа (с 

5  до  4 кгс/см

2

)  в  течение  70 с,  то  плотность  поршня  считается 

удовлетворительной. 
 
Таблица 17 - Размеры отверстий в деталях воздухораспределителей 242. 

Местоположение отверстия 

Диаметр отверстия, 

мм 

Число 

отверстий 

Дроссель 242.054 Заглушки 242.210 в корпусе 
переходника 242.130 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 0,4±0,03  

 

Поршень в ускорителе 242.250 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 1,5+0,25 
Ø 0,7±0,03  


Клапан 242.240 в ускорителе  
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 1,2+0,25 

Клапан 242.280 в переключателе 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 2,7±0,05 

Седло 242.056 в переключателе 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 0,5±0,03  

Питательный клапан и дополнительной разрядки 
242.070 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 1,0+0,25 

Втулка 242.021 органа дополнительной разрядки в 
корпусе 242.040 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 1,0+0,25 

Поршень 242.080, 242.080-1 органа дополнительной 
разрядки 
(воздухораспределитель 242, 242-1, 242-1-01) 

Ø 1,5±0,06 

12 

 
 
38.6  Порядок  приемки  отремонтированных  воздухораспределителей  и 

электровоздухораспределителей 

 

38.6.1  Каждый  воздухораспределитель  и  электровоздухораспре- 

делитель  после  ремонта  и  проверки  действия  отдельных  узлов  на 
специальных приспособлениях должен быть испытан. 

Испытание 

воздухораспределителей 

и 

электровоздухораспре- 

делителей  на  стенде  унифицированной  конструкции  производится  в 
соответствии с разделом 39. 

Испытательный  стенд,  схема  которого  отличается  от  схемы  стенда 

унифицированной конструкции, должен быть допущен к применению в АКП 
в установленном порядке, а испытание на нем производится в соответствии с 
руководством по эксплуатации этого стенда. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..