ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - 2010 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ (732-ЦВ-ЦЛ) - часть 1

 

 

ДИРЕКЦИЯ СОВЕТА ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ 

ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА 

 

Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства – 

филиал открытого акционерного общества 

«Российские железные дороги» 

(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД») 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ  

ТОРМОЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ВАГОНОВ 

 
 

732-ЦВ-ЦЛ 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

Настоящее  Общее  руководство  (далее  –  Руководство)  устанавливает 

основные  требования  на  ремонт,  приемку  и  испытание  после  ремонта 
тормозного  оборудования  и  тормозов  грузовых  и  пассажирских  вагонов, 
курсирующих  в  межгосударственном  сообщении  государств-участников 
Содружества,  Грузии,  Латвийской  республики,  Литовской  республики  и 
Эстонской республики. 

Требования настоящего Руководства являются обязательными для всех 

предприятий, производящих ремонт тормозного оборудования и тормозов, а 
также владельцев вышеназванного подвижного состава.  

Конструкторская  и  технологическая  документация,  относящаяся  к 

ремонту,  приемке  и  испытанию  после  ремонта  тормозного  оборудования,  а 
также  к  приемке  и  испытанию  тормозов  вышеназванного  подвижного 
состава, должна соответствовать требованиям настоящего Руководства. 

 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
 
 

1.1  Ремонт  тормозного  оборудования  вагонов  (далее  –  тормозное 

оборудование)  производится  в  контрольных  пунктах  автотормозов  (далее  – 
АКП)  и  (или)  автоматных  отделениях  (далее  –  АО),  аттестованных  в 
установленном порядке.  

Ремонт 

тормозов 

при 

техническом 

обслуживании 

вагонов 

производится  в  пунктах  технического  обслуживания  (далее  -  ПТО)  на 
специально выделенных железнодорожных путях. 

1.2  Проверку  качества  ремонта,  приемку  и  испытание  после  ремонта 

тормозного оборудования, подготовку тормоза вагона к приемке

 

производит 

руководитель 

подразделения, 

производившего 

ремонт 

тормозного 

оборудования,  или  иное  должностное  лицо,  на  которое  в  соответствии  с 
должностной инструкцией возложены эти обязанности.  

Приемку  тормозного  оборудования  на  отремонтированном  вагоне,  в 

том  числе  испытание  тормоза  вагона,  осуществляет  должностное  лицо,  на 
которое  в  соответствии  с  должностной  инструкцией  возложены  эти 
обязанности и аттестованное на право приемки тормозного оборудования на 
вагоне. 

1.3  После  приемки  тормоза  отремонтированного  вагона  в  учетной 

книге,  установленной  формы,  производится  соответствующая  запись  за 
подписью  лица,  производившего  подготовку  тормоза  вагона  к  приемке

 

и 

лица, выполнявшего приемку.  

1.4  Исправное  действие  тормоза  отремонтированного  вагона 

гарантируется на срок до следующего ремонта.  

1.5 Специальные приспособления, стенды, устройства и установки для 

ремонта  и  испытания  после  ремонта  тормозного  оборудования,  для 
испытания  тормоза  вагона  должны  отвечать  требованиям  настоящего 
Руководства. 

Стенды,  устройства  и  установки  для  испытания  после  ремонта 

тормозного  оборудования  и  испытания  тормоза  вагона  должны  быть 
допущены к применению железнодорожной администрацией и аттестованы в 
соответствии 

с 

нормативной 

документацией, 

утвержденной 

железнодорожной администрацией.  

1.6 Все испытательные стенды, устройства и установки перед началом 

смены  должны  быть  проверены  на  функционирование  руководителем 
соответствующего  ремонтного  подразделения  или  другим  должностным 
лицом, на которое в соответствии с должностной инструкцией возложены эти 
обязанности,  в  соответствии  с  требованиями  настоящего  Руководства  и 
эксплуатационной  документации  на  конкретный  стенд,  устройство  или 
установку  с  отметкой  об  их  исправности  в  учетной  книге  установленной 
формы.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

Ответственность за исправность стендов, устройств и установок несет 

должностное  лицо,  на  которое  в  соответствии  с  должностной  инструкцией 
возложена эта обязанность. 

1.7 Периодическую проверку всех испытательных стендов, устройств и 

установок  на  функционирование  и  соответствие  требованиям  настоящего 
Руководства  и  эксплуатационной  документации  на  конкретный  стенд, 
устройство  или  установку

,

  в  том  числе  проверку  на  плотность  стендов, 

устройств  и  установок  для  испытания  тормоза  вагона,  для  испытания 
воздухораспределителей  пассажирских  вагонов,  главных  и  магистральных 
частей  воздухораспределителей  грузовых  вагонов,  авторежимов,  камер 
воздухораспределителей,  запасных  резервуаров,  тормозных  цилиндров, 
концевых  и  разобщительных  кранов,  осуществляет  руководитель 
соответствующего ремонтного подразделения или другое должностное лицо, 
на  которое  в  соответствии  с  должностной  инструкцией  возложены  эти 
обязанности, не реже одного раза в 3 месяца. 

В  случае  неисправности  стендов,  устройств  и  установок  их  ремонт 

производится  специалистами  предприятия-изготовителя  этих  стендов, 
устройств  и  установок  или  специалистами  иной  организации,  получившей 
право  проведения  ремонта  от  предприятия-изготовителя  этих  стендов, 
устройств и установок. 

Результаты периодической проверки должны быть отражены в учетной 

книге, установленной формы, за подписью лица, производившего проверку, а 
на  самом  стенде,  устройстве  или  установке  должна  быть  прикреплена 
табличка с надписью даты проведенной периодической проверки. 

1.8 

Проверка 

соблюдения 

технологии 

ремонта 

тормозного 

оборудования и приемки тормоза вагона должна производиться ежемесячно 
руководителями  предприятия,  осуществляющего  ремонт.  Результаты 
проверки должны быть отражены соответствующей записью в учетной книге 
установленной формы

.

 

1.9  Все  стенды,  устройства  и  установки  для  испытания  тормозного 

оборудования и тормоза вагона, соблюдение технологии и качество ремонта 
должны  проверяться  не  реже  одного  раза  в  6  месяцев  комиссией  под 
председательством  должностного  лица,  определенного  железнодорожной 
администрацией. 

В  учетной  книге,  установленной  формы,  фиксируется  дата 

проведенной проверки. 

Результаты  проверки  оформляются  актом,  который  передается 

руководителю  предприятия,  осуществляющего  ремонт,  для  принятия 
соответствующих мер. 

1.10  Средства  измерений  подлежат  периодическому  контролю 

(калибровке) в соответствии с национальным законодательством. 

1.11  Все  манометры,  используемые  при  испытаниях  тормозного 

оборудования и тормозов вагонов, подлежат калибровке не реже одного раза 
в год в метрологической службе организаций железнодорожного транспорта, 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

аккредитованной  в  установленном  железнодорожной  администрацией 
порядке,  или  в  другой  метрологической  службе  в  порядке,  установленном 
национальным  законодательством.  В  паспорте  прибора  производится 
отметка  об  очередной  проведенной  калибровке,  а  на  корпусе  манометра 
наносится клеймо. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

2 ОБЪЕМ РЕМОНТА ТОРМОЗНОГО  ОБОРУДОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ 

ВАГОНОВ 

 
2.1 Объем ремонта тормозного оборудования при текущем отцепочном 

ремонте грузовых вагонов 

 
2.1.1  При  текущем  отцепочном  ремонте  вагона,  вне  зависимости  от 

причин  его  отцепки,  производится  осмотр  всего  тормозного  оборудования, 
деталей  его  крепления  и  предохранительных  (поддерживающих)  устройств, 
размещенных на раме вагона и тележках. 

При этом необходимо: 

проверить  наличие  и  исправность  крепежных  деталей  и 

предохранительных (поддерживающих) устройств тормозного оборудования; 

- проверить исправность и действие поводков выпускных клапанов; 
-  в  тормозной  рычажной  передаче  проверить  наличие  осей  

(далее – валики), шайб, шплинтов и правильность их постановки, шарнирные 
соединения смазать;  

- детали стояночного и ручного тормоза в процессе осмотра очистить, 

смазать и расходить; 

-  на  вагонах,  оборудованных  авторежимом,  проверить  исправность 

упора авторежима, опорной балки, контактной планки; проверить положение 
упора авторежима относительно контактной планки, правильность крепления 
опорной  балки  и  контактной  планки;  проверить  положение  валика 
переключения грузовых режимов торможения воздухораспределителя (далее 
– режимный валик воздухораспределителя), который в зависимости от типа 
тормозных колодок (композиционных или чугунных), типа и модели вагона 
должен  находиться  в  положении  среднего  или  груженого  режима 
торможения;  

- на вагонах, не оборудованных авторежимом, проверить соответствие 

положения  режимного  валика  воздухораспределителя  типу  тормозных 
колодок  (композиционные  или  чугунные),  типу  и  модели  вагона,  а  также 
загрузке вагона; 

-  проверить  состояние  тормозных  колодок  –  тормозная  колодка  не 

должна  выступать  за  кромку  наружной  грани  обода  колеса,  толщина 
тормозной колодки должна быть более минимальной толщины, при которой 
в соответствии с Правилами по эксплуатации тормозов подвижного состава 
железных дорог, тормозная колодка подлежит замене, тормозные колодки на 
одном триангеле не должны различаться по толщине более чем на 10 мм;  

-  все  выявленные  при  осмотре  неисправности  устранить,  неисправное 

тормозное оборудование, предохранительные (поддерживающие) устройства 
и детали крепления заменить на исправные, отсутствующие – поставить. 

2.1.2  Вне  зависимости  от  причин  отцепки  тормоз  вагона  при  текущем 

отцепочном  ремонте  должен  быть  принят  и  испытан  в  соответствии  с 
разделами 18 и 19.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

2.2  Объем  ремонта  тормозного  оборудования  при  деповском  ремонте 

грузовых вагонов 

 
2.2.1  При  деповском  ремонте  с  вагона  демонтируется  следующее 

оборудование: 

-  главная  и  магистральная  части  воздухораспределителя,  за 

исключением  главных  и  магистральных  частей,  имеющих  пломбы 
предприятия-изготовителя,  на  которые  распространяется  гарантийный  срок 
службы  и  при  условии,  что  он  не  заканчивается  в  следующий  плановый 
межремонтный период; 

- сетчато-войлочный фильтр (при демонтаже главной и магистральной 

частей) и сетки камеры воздухораспределителя; 

авторежимы,  за  исключением  авторежимов,  на  которые 

распространяется  гарантийный  срок  службы  и  при  условии,  что  он  не 
заканчивается в следующий плановый межремонтный период; 

запасный  резервуар,  если  до  его  очередного  полного 

освидетельствования остается менее 1,5  лет, а также в случае отсутствия на 
запасном  резервуаре  надписи,  удостоверяющей  положительные  результаты 
его испытания; 

-  поршневые  узлы  тормозных  цилиндров  вместе  с  пружинами  и 

передними крышками; 

- концевые краны; 
- разобщительные краны; 
- соединительные рукава; 
- регуляторы тормозных рычажных передач и их приводы; 
-  вся  тормозная  рычажная  передача,  включая  съемные  детали  

стояночного и ручного тормоза; 

- предохранительные скобы траверс (у рефрижераторных вагонов). 
2.2.2 

У 

тормозного 

оборудования, 

предохранительных 

(поддерживающих)  устройств  и  поводков  выпускных  клапанов,  не 
демонтированных  с  вагона,  проверяется  надежность  их  крепления,  в  том 
числе  наличие  всех  крепежных  деталей  и  правильность  их  постановки, 
отсутствие дефектов и сверхнормативных износов.  

У  предохранительных  и  поддерживающих  устройств  допускается 

износ рабочих поверхностей, составляющий не более 15% от их толщины. 

Все  выявленные  при  проверке  неисправности  устраняются,  а  при 

невозможности  их  устранения  непосредственно  на  вагоне  неисправное 
тормозное оборудование, предохранительные (поддерживающие) устройства, 
поводки выпускных клапанов с вагона демонтируются. 

2.2.3  Запасный  резервуар,  если  до  времени  проведения  его  полного 

освидетельствования  остается  более  1,5  лет,  непосредственно  на  вагоне 
подвергается частичному техническому освидетельствованию в соответствии 
с  нормативными  документами  по  надзору  за  воздушными  резервуарами 
железнодорожного подвижного состава.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

При этом на запасном резервуаре Р7-78 допускается наличие не более 

трех  вмятин  глубиной  не  более  5 мм,  расположенных  вне  сварных  швов  на 
расстоянии  друг  от  друга  не  менее  45 мм,  и  коррозионные  повреждения 
общей  площадью  не  более  0,24 м

2   

и  глубиной  до  0,3 мм,  на  запасном 

резервуаре  Р7-135  допускается  наличие  не  более  трех  вмятин  глубиной  
не  более  5 мм,  расположенных  вне  сварных  швов  на  расстоянии  друг  от 
друга  не  менее  60 мм,  и  коррозионные  повреждения  общей  площадью  не 
более 0,32 м

и глубиной до 0,3 мм. 

2.2.4  У  камеры  воздухораспределителя  на  вагоне,  в  случае  демонтажа 

главной  и  магистральной  частей,  необходимо  проверить  расстояние  от 
привалочной плоскости фланца для главной части воздухораспределителя до 
рабочей поверхности кривошипа режимного валика воздухораспределителя и 
размер посадочного места под сетчато-войлочный фильтр. 

Расстояние  от  привалочной  плоскости  для  фланца  главной  части 

воздухораспределителя  до  рабочей  поверхности  кривошипа  режимного 
валика воздухораспределителя должно быть у камеры 295.001 для груженого 
режима  (80+1) мм,  для  среднего  –  (87+1) мм,  для  порожнего  –  не  менее 
98 мм; у камер 295М.001 и 295М.002 для груженого режима –  (80+1) мм, для 
среднего  –  (85+1) мм,  для  порожнего  –  не  менее  98 мм.  В  случае 
несоответствия  размеров  приведенным  выше  значениям  режимный  валик 
воздухораспределителя следует заменить. 

Размер посадочного места под сетчато-войлочный фильтр должен быть 

в  пределах  от  72  до  72,5 мм.  Камеру  воздухораспределителя,  не 
выдержавшую контроль, следует заменить. 

2.2.5 Корпус тормозного цилиндра не должен иметь трещин и отколов. 
Внутреннюю поверхность тормозного цилиндра необходимо очистить 

и осмотреть – наличие ржавчины, рисок не допускается.  

На внутреннюю поверхность тормозного цилиндра перед постановкой 

в  него  отремонтированного  поршневого  узла  должна  быть  нанесена  смазка 
ЖТ-79Л.  

2.2.6  У  труб  магистрального  воздухопровода  вне  резьбы  и  мест 

крепления  допускается  местный  износ  по  внешнему  диаметру  (потертость) 
глубиной не более 0,6 мм. 

Для очистки внутренней поверхности магистрального воздухопровода 

его  необходимо  обстучать  деревянным  молотком  массой  не  более  1 кг  и 
пропустить через него ерш. 

Для  контроля  внутреннего  прохода  магистрального  воздухопровода 

через  него  необходимо  пропустить  металлический  шарик  диаметром  
(28-1) мм. 

У 

вагона 

с 

тормозным 

воздухопроводом 

(магистральный 

воздухопровод  и  подводящие  трубы),  выполненным  из  безрезьбовых  труб, 
необходимо произвести разборку узлов их соединений в случае: 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

-  если  гарантийный  срок  службы  соединительной  арматуры 

закончился  или  заканчивается  в  следующий  плановый  межремонтный 
период; 

-  если  производился  демонтаж  соответствующего  тормозного 

оборудования или замена труб. 

При  разборке  узлов  соединений  безрезьбовых  труб  необходимо 

произвести  оценку  технического  состояния  всех  деталей  соединения, 
неисправные  детали  в  узлах  соединений  заменить  исправными,  а 
уплотнительные полиуретановые кольца и прокладки, вне зависимости от их 
состояния, заменить на новые.  

Оценку 

технического 

состояния 

деталей 

узлов 

соединения 

безрезьбовых  труб,  а  также  их  сборку  необходимо  производить  в 
соответствии с руководством по эксплуатации соединительной арматуры для 
безрезьбовых  труб  пневматических  систем  железнодорожного  подвижного 
состава. 

2.2.7  Все  снятое  с  вагона  тормозное  оборудование  должно  быть 

направлено  для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие 
ремонтные подразделения. 

Снятые  с  вагона  предохранительные  (поддерживающие)  устройства, 

поводки  выпускных  клапанов  должны  быть  направлены  для  ремонта  в 
соответствующие ремонтные подразделения. 

2.2.8 На отремонтированном вагоне, взамен снятого с него тормозного 

оборудования,  предохранительных  (поддерживающих)  устройств,  поводков 
выпускных 

клапанов, 

должно 

быть 

установлено 

новое 

или 

отремонтированное 

тормозное 

оборудование, 

предохранительные 

(поддерживающие) устройства, поводки выпускных клапанов.  

2.2.9  Допускается  при  производстве  деповского  ремонта  производить 

замену  резьбовых  труб  тормозного  воздухопровода  на  безрезьбовые  с 
применением  при  этом  соответствующих  концевых  кранов,  магистральных 
тройников, трехходовых кранов и соединительной арматуры.  

У  вагонов,  тормозной  воздухопровод  которых  в  соответствии  с 

конструкторской (в том числе ремонтной) документацией на данные вагоны 
выполнен  из  безрезьбовых  труб,  запрещается  производить  замену 
безрезьбовых труб на резьбовые. 

2.2.10  Тормоз  вагона,  прошедшего  деповской  ремонт,  должен  быть 

принят и испытан в соответствии с разделами 18 и 19. 

 
2.3 Объем ремонта тормозного оборудования при капитальном ремонте 

грузовых вагонов 

 
2.3.1 При капитальном ремонте с вагона демонтируется все тормозное 

оборудование, детали его крепления, предохранительные (поддерживающие) 
устройства, поводки выпускных клапанов. 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

Все снятое с вагона тормозное оборудование должно быть направлено 

для  осмотра,  ремонта  и  испытания  в  соответствующие  ремонтные 
подразделения. 

Снятые  с  вагона  предохранительные  (поддерживающие)  устройства, 

поводки  выпускных  клапанов  должны  быть  направлены  для  осмотра  и 
ремонта в соответствующие ремонтные подразделения. 

У  предохранительных  и  поддерживающих  устройств  не  допускается 

наличие изломов, трещин, деформации, износ рабочих поверхностей.  

2.3.2  Взамен  снятого  на  вагоне  должно  быть  установлено  новое  или 

отремонтированное  тормозное  оборудование,  новые  детали  его  крепления, 
новые  или  отремонтированные  предохранительные  (поддерживающие) 
устройства и поводки выпускных клапанов. 

Тормозной  воздухопровод  вагона  должен  быть  выполнен  из 

безрезьбовых  труб  с  применением  при  этом  соответствующих  концевых 
кранов,  магистральных  тройников,  трехходовых  кранов  и  соединительной 
арматуры. 

Допускается 

по 

требованию 

владельца 

вагона, 

тормозной 

воздухопровод  которого  выполнен  в  соответствии  с  конструкторской 
документацией  на  вагон  из  резьбовых  труб,  производить  его  ремонт  без 
замены резьбовых труб на безрезьбовые.  

2.3.3  После  монтажа  магистрального  воздухопровода  на  вагоне  его 

необходимо  обстучать  деревянным  молотком  массой  не  более  1 кг  и 
пропустить  через  него  ерш,  для  контроля  внутреннего  прохода 
магистрального  воздухопровода  через  него  необходимо  пропустить 
металлический шарик диаметром (28-1) мм. 

2.3.4  Грузовой  вагон  (за  исключением  рефрижераторных  вагонов)  с 

тормозным  воздухопроводом,  выполненным  из  безрезьбовых  труб, 
поступивший в первый капитальный ремонт, разрешается ремонтировать без 
снятия с него: 

-  труб  магистрального  воздухопровода,  если  они  выполнены  из 

бесшовных  стальных  труб  по  ГОСТ  8734,  не  имеют  неисправностей  и  при 
условии,  что  магистральный  воздухопровод  не  претерпел  конструктивных 
изменений при деповских ремонтах; 

- подводящих труб к авторежиму, если они выполнены из бесшовных 

стальных  труб  по  ГОСТ  8734,  не  имеют  неисправностей  и  не  претерпели 
конструктивных изменений при деповских ремонтах. 

При этом у безрезьбовых труб необходимо произвести разборку узлов 

их соединений и оценку технического состояния всех деталей соединений в 
соответствии  с  руководством  по  их  эксплуатации.  Неисправные  детали  в 
узлах  соединений  необходимо  заменить  исправными,  а  все  уплотнительные 
полиуретановые  кольца  и  прокладки,  вне  зависимости  от  их  состояния, 
заменить на новые. Сборку узлов соединений безрезьбовых труб необходимо 
производить 

в 

соответствии 

с 

руководством 

по 

эксплуатации 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

10 

соединительной  арматуры  для  безрезьбовых  труб  пневматических  систем 
железнодорожного подвижного состава. 

После  сборки  должна  быть  произведена  очистка  и  проверка 

магистрального воздухопровода в соответствии с пунктом 2.3.3. 

2.3.5  Тормоз  вагона,  прошедшего  капитальный  ремонт,  должен  быть 

принят и испытан в соответствии с разделами 18 и 19.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

11 

3  ОБЩИЕ  ТЕХНИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  К  ТОРМОЗНОМУ 

ОБОРУДОВАНИЮ И МОНТАЖУ ЕГО НА ВАГОНАХ ПРИ ВСЕХ ВИДАХ 
РЕМОНТА ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 

 
 
3.1  На  вагоны  при  всех  видах  ремонта  следует  устанавливать  только 

допущенное  в  установленном  порядке  к  эксплуатации  тормозное 
оборудование, выполненное в климатическом исполнении УХЛ категории 1 
согласно ГОСТ 15150. 

3.2  Кронштейны  для  крепления  тормозного  оборудования  на  вагоне  и 

его  тележках должны  быть  исправными  и  соответствовать  конструкторской 
(в  том  числе  ремонтной)  документации  на  конкретную  модель  вагона  и 
тележки.  

3.3 Шплинты в узлах крепления тормозного оборудования необходимо 

ставить только новые. При установке шплинта разводить необходимо обе его 
ветви на угол между ними не менее 90º. 

3.4  Фильтры  и  пылеулавливающие  сетки  должны  ставиться  в 

тормозную систему вагона только новые или очищенные в условиях АКП – 
промытые  керосином  с  последующей  просушкой  их  в  специальных 
центрифугах и продувкой сжатым воздухом.  

3.5 Все резиновые детали, входящие в тормозное оборудование вагона, 

должны ставиться в зависимости от состояния и с учетом сроков годности.  

Установленные сроки годности: 

- рукава резинотекстильные – 6 лет;  

- кольца уплотнительные – 3 года;  
- манжеты, уплотнения и прокладки тормозных цилиндров – 6 лет;  
- манжеты, 

диафрагмы 

и 

уплотнения 

клапанов 

воздухо-

распределителей, авторежимов – 4 года;  

- прокладки воздухораспределителей, авторежимов – 5 лет;  
- втулки подвесок тормозных башмаков – 5 лет.  
Срок  годности  для  резинотекстильных  рукавов  исчисляется  от  даты 

изготовления, указанной на резиновом ярлыке рукава. 

Срок  годности  остальных  резиновых  деталей  исчисляется  от  года 

изготовления (рельефный оттиск на детали, каждая точка на клейме-оттиске 
обозначает  один  год,  который  добавляется  к  дате  изготовления),  не  считая 
года изготовления. Дата изготовления новых резиновых деталей, на которые 
в  соответствии  с  конструкторской  документацией  не  наносится  
клеймо-оттиск с датой изготовления, определяется по ярлыку, прилагаемому 
к каждой упаковочной единице этих деталей. 

Резиновые  детали,  срок  годности  которых  истекает  в  гарантийный 

межремонтный  период,  при  плановых  ремонтах  должны  быть  заменены 
новыми.  

732-ЦВ-ЦЛ 

 

12 

Замену прокладок, диафрагм и уплотнений, на которые в соответствии 

с  конструкторской  документацией  не  наносится  клеймо-оттиск  с  датой 
изготовления, необходимо производить в зависимости от их состояния.  

Наличие  у  прокладок,  диафрагм,  манжет  и  уплотнений  подрезов, 

расслоений, признаков разбухания не допускается.  

3.6  Полиуретановые  втулки  подвесок  тормозных  башмаков  должны 

устанавливаться в зависимости от их состояния и с учетом срока годности.  

У  полиуретановых  втулок  подвесок  тормозных  башмаков  не 

допускается наличие трещин и разрывов.  

Срок  годности  полиуретановых  втулок  подвесок  тормозных  

башмаков регламентируется техническими условиями на них. 

3.7  Замена  войлочных  колец,  входящих  в  тормозное  оборудование, 

производится в зависимости от их состояния.  

3.8 Муфты, тройники, концевые и разобщительные краны, стоп-краны 

должны  быть  навернуты  на  всю  длину  резьбы  и  закреплены  контргайками. 
Муфты должны быть закреплены контргайками с обеих сторон.  

Муфты, тройники, концевые, трехходовые и разобщительные краны на 

безрезьбовых трубах должны устанавливаться в соответствии с руководством 
по  эксплуатации  арматуры  соединительной  для  безрезьбовых  труб 
пневматических  систем  железнодорожного  подвижного  состава  и 
конструкторской документацией на конкретную модель вагона. 

3.9  Уплотнение  соединений  резьбовых  труб,  сгонов,  стоп-кранов, 

концевых  и  разобщительных  кранов,  соединительных  рукавов  необходимо 
выполнять  с  применением  смазки  ВНИИ НП-232  с  подмоткой  из  трепаного 
льна или пеньки.  

Уплотнение  соединений  безрезьбовых  труб  и  применяемых  при  этом 

соответствующих  концевых  кранов,  трехходовых  кранов  обеспечивается 
наличием  в  узлах  их  соединений  уплотнительных  полиуретановых  колец  и 
прокладок.  Повторное  использование  уплотнительных  полиуретановых 
колец и прокладок не допускается. 

3.10

 

Конструкция  и  размеры  тяг  и  затяжек  тормозной  рычажной 

передачи  вагонов  должны  соответствовать  конструкторской  документации 
на конкретную модель вагона. 

3.11  При  сборке  все  шарнирные  соединения и  узлы  трения  тормозной 

рычажной передачи, включая детали стояночного и ручного тормоза, должны 
быть смазаны. Рекомендуемые для применения масла и смазки приведены в 
таблицах 2 и 3. 

3.12

 

На 

валики 

тормозной 

рычажной 

передачи 

должны 

устанавливаться  стандартные  шайбы  и  шплинты.  Шплинты  необходимо 
ставить  новые,  разводить  необходимо  обе  ветви  шплинта  на  угол  между 
ними не менее 90º, повторное использование шплинтов запрещено. 

Расстояние  между  шайбой  и  шплинтом  в  шарнирных  соединениях 

тормозной  рычажной  передачи  не  должно  превышать  3  мм.  Допускается 
регулировать  этот  размер  постановкой  не  более  одной  дополнительной 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

13 

шайбы  необходимой  толщины,  но  не  более  6  мм,  с  таким  же  диаметром 
отверстия, как и у основной шайбы.  

Валики,  расположенные  вертикально,  должны  быть  поставлены 

головками вверх, а установленные горизонтально  – должны быть обращены 
шайбами  наружу  от  продольной  оси  вагона.  Горизонтальные  валики, 
расположенные  на  продольной  оси  вагона,  должны  быть  обращены 
головками в одну сторону.  

3.13

 

Устанавливаемые  на  вагон  главные  и  магистральные  части 

воздухораспределителей,  авторежимы,  соединительные  рукава,  регуляторы 
тормозных  рычажных  передач,  концевые  краны,  разобщительные  и 
трехходовые  краны,  камеры  воздухораспределителей,  тормозные  цилиндры 
должны  быть  предварительно  испытаны.  При  этом  бирки  ремонтного 
предприятия устанавливаются:  

-  на  новые  (с  сохранением  пломбы  предприятия-изготовителя)  и 

отремонтированные 

главные 

и 

магистральные 

части 

воздухораспределителей, авторежимы; 

-  на  отремонтированные  соединительные  рукава,  концевые  краны  и 

регуляторы тормозных рычажных передач.  

Бирки ремонтного предприятия не устанавливаются: 
-  на  новые  и  отремонтированные  разобщительные  и  трехходовые 

краны, камеры воздухораспределителей, тормозные цилиндры; 

-  на  новые  соединительные  рукава,  концевые  краны  и  регуляторы 

тормозных рычажных передач.  

Подлежащие  постановке  на  вагон  новые  соединительные  рукава 

должны иметь бирку предприятия-изготовителя. 

Подлежащие постановке на вагон запасные резервуары должны иметь 

надпись, удостоверяющую положительные результаты их испытаний. 

Подлежащие  постановке  на  вагон  элементы  тормозной  рычажной 

передачи  (тяги,  триангели,  подвески  тормозных  башмаков,  траверсы, 
подвески  траверс)  должны  иметь  клейма,  удостоверяющие  положительные 
результаты их испытаний и (или) неразрушающего контроля.  

3.14

 

Предохранительные  (поддерживающие)  устройства  тормозного 

оборудования  должны  быть  установлены  в  соответствии  с  требованиями 
конструкторской  (в  том  числе  ремонтной)  документации  на  конкретную 
модель  вагона.  Устанавливать  предохранительные  (поддерживающие) 
устройства с отступлениями от конструкторской документации запрещается. 

3.15

 

Разобщительный  кран  от  магистрального  воздухопровода  к 

воздухораспределителю  у  вагонов  с  тормозным  воздухопроводом, 
выполненным  из  резьбовых  труб,  необходимо  устанавливать  на  ниппеле  с 
резьбой  3/4"  и  внутренним  диаметром  не  менее  14  и  не  более  15 мм, 
ввернутом в магистральный тройник (тройник 573 или его аналог). 

У  вагонов  с  тормозным  воздухопроводом,  выполненным  из 

безрезьбовых  труб,  соединение  разобщительного  крана  с  магистральным 
тройником  необходимо  производить  с  применением  соединительной 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

14 

арматуры для безрезьбовых труб пневматических систем железнодорожного 
подвижного состава.  

Ручка  разобщительного  крана  в  открытом  положении  должна 

располагаться 

вдоль 

подводящей 

трубы 

по 

направлению 

к 

воздухораспределителю. 

Разобщительный  кран  должен  иметь  атмосферное  отверстие  – 

постановка 

разобщительных 

кранов 

без 

атмосферного 

отверстия 

запрещается. 

3.16

 

Концевой  кран  необходимо  крепить  к  кронштейну  скобой  с 

закреплением  ее  гайками  и  фиксацией  гаек  стопорной  планкой.  При  этом 
кран  должен  опираться  на  кронштейн  гранью  шестигранной  поверхности 
своего  корпуса  таким  образом,  чтобы  отросток  крана  для  соединительного 
рукава располагался под углом 60° к вертикальной оси вагона. 

Расстояние  от  продольной  оси  вагона  до  оси  корпуса  крана  на 

рефрижераторных  вагонах  должно  быть  не  более  350 мм,  на  остальных 
грузовых вагонах – от 280 до 320 мм. 

Расстояние  от  лобового  листа  концевой  балки  до  оси  поворота  ручки 

концевого крана следует выдерживать в следующих пределах:  

от  156  до  167 мм    у  4-осных  вагонов  с  длиной  по  осям  сцепления 

автосцепок до 21 м и ударной розеткой, имеющей длину выступающей части 
185 мм; 

от  190  до  210 мм  -  у  4-осных  вагонов  с  длиной  по  осям  сцепления 

автосцепок до 21 м и ударной розеткой, имеющей длину выступающей части 
130 мм; 

от 246 до 257 мм - у вагонов с длиной по осям сцепления автосцепок 

более 21 м. 

Допускается эксплуатация 4-осных вагонов длиной по осям сцепления 

автосцепок до 21 м с ударной розеткой, имеющей длину выступающей части 
130 мм,  с  расстоянием  от  лобового  листа  концевой  балки  до  оси  поворота 
ручки  концевого  крана  от  156  до  167 мм  до  поступления  их  в  капитальный 
ремонт.  

3.17

 

Тормозное  оборудование  следует  крепить  на  вагоне  без 

применения прокладок. 

На  рефрижераторных  вагонах  для  крепления  запасного  резервуара 

допускается применять подкладки из древесины влажностью не более 25 %.  

3.18  Магистральный  тройник

 

следует  крепить  к  раме  вагона  двумя 

болтами  М16  с  постановкой  пружинных  шайб,  прорезных  или  корончатых 
гаек и шплинтов, входящих в отверстие болта и прорезь гайки.  

3.19  Магистральный  воздухопровод  следует  крепить  к  раме  вагона  во 

всех местах, предусмотренных конструкцией вагона. При этом: 

-  магистральный  воздухопровод  должен  быть  закреплен  (крепление 

концевых  кранов  в  этот  счет  не  входит)  у  4-осных  вагонов  не  менее  чем  в 
шести местах, у 6-осных и 8-осных вагонов – не менее чем в семи; 

732-ЦВ-ЦЛ 

 

15 

-  крепление  магистрального  воздухопровода  на  расстоянии  от  280  до 

300 мм  по  обеим  сторонам  от  контргаек  (при  резьбовых  трубах)  или 
накидных  гаек  (при  безрезьбовых  трубах)  магистрального  тройника  и  муфт 
промежуточных соединений (при их наличии) является обязательным.  

Магистральный 

воздухопровод 

следует 

крепить 

скобами 

с 

закреплением  их  гайками  и  фиксацией  гаек  стопорными  планками. 
Допускается применять вместо стопорных планок стопорные шайбы, а также 
допускается  крепить  скобы  пружинными  шайбами  и  прорезными  или 
корончатыми  гайками  с  фиксацией  шплинтами,  входящими  в  отверстие 
скобы и прорезь гайки. 

На  вагонах,  оборудованных  авторежимом,  подводящие  к  нему  трубы 

должны  быть  закреплены  в  соответствии  с  конструкторской документацией 
на конкретную модель вагона, но не менее чем в двух местах (каждая), а при 
наличии  у  трубы  промежуточного  муфтового  соединения  должно  быть 
произведено  дополнительное  ее  крепление  на  расстоянии  от  280  до  300  мм 
по обеим сторонам от контргаек или накидных гаек муфты. 

3.20  Камеру  воздухораспределителя  следует  крепить  четырьмя 

болтами М 20 с постановкой пружинных шайб и прорезных или корончатых 
гаек  с  фиксацией  их  шплинтами,  входящими  в  отверстие  болта  и  прорезь 
гайки. 

3.21 Запасный резервуар следует крепить хомутами с закреплением их 

гайками  и  контргайками  с  фиксацией  гаек  стопорными  планками  и 
постановкой  шплинтов.  Допускается  применять  вместо  стопорных  планок 
стопорные  шайбы,  а  также  допускается  крепить  хомуты  прорезными  или 
корончатыми  гайками  с  постановкой  пружинных  шайб  и  фиксацией 
шплинтами, входящими в отверстие хомута и прорезь гайки.  

3.22  Тормозной  цилиндр  следует  крепить  болтами  М 16  или  М 20  

(в  зависимости  от  модели  тормозного  цилиндра)  с  постановкой  пружинных 
шайб  и  прорезных  или  корончатых  гаек  с  фиксацией  их  шплинтами, 
входящими  в  отверстие  болта  и  прорези  гайки.  Допускается  производить 
крепление  тормозного  цилиндра  болтами  с  постановкой  стопорных  шайб, 
гаек и контргаек. Количество болтов для тормозных цилиндров с диаметром 
до 14" (включительно) должно быть не менее четырех, тормозные цилиндры 
с диаметром 16" необходимо крепить шестью болтами.  

3.23

 

Поводки  выпускных  клапанов  должны  быть  выполнены  в  виде 

цепочек.  При  этом  звенья  цепочки  должны  изготавливаться  из  проволоки 
диаметром от 4 до 5 мм, соединительный размер звена (шаг цепочки) должен 
быть  не  более  310 мм.  Концы  звеньев  должны  быть  сварены  внахлестку. 
Соединение 

поводков 

с 

толкателем 

выпускного 

клапана 

воздухораспределителя  необходимо  производить  с  помощью  кольца  с 
внутренним диаметром от 30 до 40 мм, выполненного навивкой (без сварки) 
в 2 оборота из пружинной проволоки диаметром 3 мм. 

Поводки необходимо выводить на обе стороны вагона. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..