Итак, собаки знают два обходных пути, один слева и другой справа. Являющаяся
препятствием решетка ставится теперь попеременно, без всякой последовательности то с
одной, то с другой стороны дорожки. Чтобы достичь цели, животные должны выбрать один
из двух путей. Но в их решениях обнаруживается связь не с предстоящим результатом
действия, а с прошедшим. К примеру, собака только что правильно достигла цели, обойдя
решетку слева; затем мы переставили решетку, но собака сначала побежала тем путем,
который только что принес ей успех, то есть в настоящем совершила «ошибку». У собак
отсутствует внутренний процесс, который мог бы им подсказать: теперь мне следует бежать
налево (или направо). Их поведение управляется только прошлым, в котором тот или иной
обходный путь оказался успешным.
Обходный путь означает воспоминание об определенной форме поведения; это
заученные формы поведения. Их очень удобно рассматривать на собаках, так как они охотно
двигаются, легко запоминают, что сделали, и любят повторять свои действия. Практика
дрессировки собак уже давно признала значение заученных форм поведения. Команды,
которые подаются собаке, относятся к определенному действию: «Сидеть!», «Лежать!»,
«Апорт!» или «Рядом!». Во всех этих случаях собака делает то, что в прошлом было заучено
и вознаграждено. Точно так же следует понимать и каждое представление в цирке. Будь это
слон, который должен сесть на бочку, лошади, по команде встающие на задние ноги, или
прыгающие через обруч львы — мы всегда видим довольно сложные отрепетированные, то
есть заученные, формы поведения.
Эти результаты научных исследований показывают очень существенное различие
между действиями рассматривавшихся нами животных, с одной стороны, и людей — с
другой. Последние руководствуются предстоящим, а животные — только прошлым
результатом своего поведения. Скоро мы увидим, что у обезьян это выглядит несколько
иначе. Их возможности в достижении успехов больше приближаются к человеческим, чем у
всех прочих животных.
В деятельности человека немало поступков, которые он выполняет изо дня в день
совершенно одинаково. Почти автоматически берем мы трубку телефона, стоящего на
письменном столе, когда он звонит. Необходимое для этого движение заучено и стало
привычным. Поэтому нас очень удивит, если телефон вдруг окажется не на своем месте. Мы
слышим звонок, не отрывая взгляда от книги, протягиваем руку — как обычно — и попадаем
в пустоту. Восприятие звонка вызвало не осознаваемое далее воспоминание об определенной
форме поведения, и оно управляется так, как это уже было в течение многих
предшествовавших дней. При регулярно повторяющихся действиях, к которым относится,
например, завод наручных часов и их застегивание, особо думать не надо, наши мысли в это
время могут быть заняты чем-либо другим. Правда, и подобные движения, которые
относятся к простому повседневному опыту и являются не чем иным, как повторениями тех
или иных форм поведения, часто бывают включены в высшую мыслительную деятельность.
Заучивание обходного пути можно рассматривать как приспособление животного к
тому, что оно видит перед собой. Эксперименты с постоянно изменяемым обходным путем
показали, что для правильной оценки действий животного нужно учитывать не только то, что
животное видит, но и ход событий во времени. Уяснить себе это не всегда легко, о чем и
говорит следующая шутка. Мальчик спрашивает отца: «Сегодня вчера было завтра?» Тот
отвечает: «Да, так же как сегодня завтра будет вчера». Расскажите эту шутку своему
знакомому и попросите его возможно точно повторить оба предложения. Многие делают это
только после некоторого раздумья.
Для правильного понимания различий между поведением животных и людей
познакомимся с поведением детей.
Интересные эксперименты по освоению обходных путей маленькими
детьми