Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

Дрессировка служебных собак. Всё о собаках (Арасланов А.) - часть 4

 

 

витамина   А   нарушается   работа   собаки   по   чутью.   Таким   образом,   для   нормального
функционирования высшей нервной деятельности необходимо полноценное витаминное и
минеральное кормление.

На   условно-рефлекторную   деятельность   оказывают   влияние   чрезвычайные   факторы:

резкое   изменение   температуры,   влажности,   атмосферного   давления,   световой   и
проникающей   радиации   и   т. д.   Оценка   влияния   этих   факторов   приобретает   практическое
значение   в   системе   выполнения   задач,   связанных   с   применением   служебных   собак   в
различных условиях. Перепады атмосферного давления при перевозке служебных собак на
самолетах,   вертолетах   и   других   транспортных   средствах   вызывают   нарушение   высшей
нервной   деятельности.   Например,   понижение   давления   вызывает   у   собак   сначала
возбуждение, а потом угнетение нервной системы, переходящее в депрессию.

На   изменение   условно-рефлекторной   деятельности   оказывает   сильное   влияние

действие   гормонов   и   некоторых   лекарственно-фармакологических   веществ.   Избыток   и
недостаток гормонов в крови оказывает возбуждающее или тормозящее действие на нервные
центры   коры   головного   мозга.   Например,   у   собак-самок   во   время   течки   и   беременности
наблюдается   ослабление   условных   рефлексов   и   растормаживание   дифференцировок.
Образование новых рефлексов в это время затрудняется. У кобелей на запах пустующей суки
нарушается   условно-рефлекторная   деятельность   и   дифференцировка.   После   кастрации   у
самцов наступает резкое ослабление как возбудительного, так и тормозного процесса, что в
конечном  итоге   нарушает  условно-рефлекторную  деятельность  и  ведет  к   частым  срывам,
неврозам и другим невротическим заболеваниям.

Многие лекарственные препараты изменяют деятельность высшей нервной системы,

влияя непосредственно на клетки коры головного мозга и подкоркового образования. Давно
известно действие брома и его препаратов на усиление процессов торможения, а кофеина на
повышение возбудительных процессов коры больших полушарий. Никотин в малых дозах
ослабляет. У собак тормозной процесс, в больших дозах угнетает возбуждение, нарушает
обонятельную функцию и работу по чутью.

Наркотики   и   снотворные   средства   подавляют   возбуждение,   снижают   условно-

рефлекторную деятельность и вызывают сон или сонное состояние. Новокаин в небольших
дозах нормализует и уравновешивает процессы возбуждения и торможения, а следовательно,
нормализует   условно-рефлекторную   деятельность.   Фенамин   в   малых   дозах   усиливает
процессы   возбуждения   и   торможения   и   подвижность   этих   процессов,   вследствие   чего
снимается   утомление,   повышается   активность,   усиливается   активно-оборонительная
реакция.

Длительное применение его вызывает запредельное торможение. В настоящее время

известно   много   других   препаратов,   усиливающих   или   ослабляющих   высшую   нервную
деятельность.   Умелое   пользование   препаратами   может   облегчить   подготовку   собак   и
обеспечить их эффективное служебное применение.

Глава 6

РАЗДРАЖИТЕЛИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ СОБАК

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

Раздражитель   —   это   то,   что   действует   на   организм   собаки   и   вызывает   ответную

реакцию.

Явления   окружающей   среды   и   все,   что   происходит   внутри   организма   животного,

воспринимаются рецепторами органов чувств.

Характер   ответной   реакции   собаки   зависит   от   вида,   силы   и   способа   действия

раздражителя, а также от биологической значимости для организма (рис. 21).

Раздражители бывают:

• по способу воздействия — химические, физические, электрические, механические и

биологические;

• по месту действия — внутренние и внешние;
• по силе — пороговые, допороговые, сверхпороговые, сильные, умеренные и слабые;
•   по   биологическому   значению   —   удовлетворяющие   потребности   организма   и

вызывающие защитную (оборонительную) реакцию;

•   по   функциональному   отношению   к   нервной   системе   —   адекватные

(соответствующие) и неадекватные.

Соответствие означает, что каждый раздражитель вызывает проявление определенного

рефлекса через свой анализатор, предназначенный для его восприятия:

звук вызывает слуховой ориентировочный рефлекс, свет — зрительный.
Каждый   раздражитель   может   действовать   на   организм,   как   в   отдельности,   так   и   в

совокупности,   одновременно   или   последовательно,   т. е.   в   пространственно-временных
отношениях. Пространство выражает порядок, месторасположение раздражителя — ближе,
дальше и т. п., время — последовательность (раньше, позже) и продолжительность действия
каждого из них и в комплексе с другими.

Раздражители могут быть безусловными, условными и индифферентными. Это зависит

от   того,   какое   значение   они   имеют   в   механизме   ответного   действия   организма   и   как
взаимодействуют с другими раздражителями и ответными реакциями на них.

Безусловный    раздражитель   вызывает   безусловный   (врожденный)   рефлекс   через

соответствующий   для   него   анализатор.   Раздражитель   должен   быть   пороговой   силы.
Например, звук вызывает слуховой ориентировочный рефлекс, нанесение удара по собаке —
оборонительную   реакцию.   Для   проявления   каждого   безусловного   рефлекса   природой
предназначен свой раздражитель, называемый безусловным.

Рис. 21. Раздражители, воздействующие на организм собаки при дрессировке

Условный    (сигнальный)   раздражитель   предупреждает   организм   о   предстоящем

воздействии   приятного   или   неприятного   раздражителя.   Сигнальное   значение   одного
раздражителя по отношению к другому вырабатывается только при определенных условиях
их   взаимодействия.   Важнейшие   из   них   —   силовые   и   пространственно-временные
взаимоотношения. Так, при взаимодействии двух раздражителей первый из них должен быть
слабее   второго   и   действовать   на   организм   чуть   раньше   второго.   Это   сочетание   двух
раздражителей должно повторяться многократно, тогда первый раздражитель всегда будет
предупреждать организм о предстоящем действии более, сильного раздражителя. Это значит,
что выработался условный рефлекс на первый раздражитель.

Первый   раздражитель,   который   должен   стать   условным,   вначале   бывает

индифферентным   (безразличным)   к   тому   безусловному   рефлексу,   на   базе   которого
вырабатывается   условный.   Например,   при   выработке   условного   рефлекса   садиться   по
команде слово «Сидеть» как звуковой раздражитель вначале безразличный для безусловного
рефлекса (врожденной способности) собаки садиться.

Для   того   чтобы   собака   села,   нужно   действие   соответствующего   этому   рефлексу

раздражителя,   который   называется   безусловным.   Таким   может   быть   нажим   на   область
поясницы   собаки,   вызывающий   чувство   боли   и   принуждающий   собаку   сесть.

Индифферентный   раздражитель   —   команда   «Сидеть»   при   многократном   сочетании   с
нажимом на поясницу собаки становится сигналом, предупреждающим собаку о том, что
будет больно. Чтобы избежать неприятности, собака вынуждена сесть.

При   дрессировке   у   собаки   вырабатывается   безразличное   отношение   ко   многим

раздражителям   (условным   и   безусловным).   Для   этого   или   ранее   выработанные   условные
рефлексы   не   подкрепляют   безусловными   раздражителями,   или   нежелательные   реакции
собаки на те или иные раздражители затормаживают воздействием других, более сильных,
раздражителей, добиваясь относительно индифферентного отношения собаки к привычным
явлениям, событиям, объектам окружающей среды.

Индифферентными   для   собаки   могут   быть   звуковые,   световые,   запаховые   и   другие

раздражители, если они по способу воздействия или по силе (допороговые, сверхпороговые)
не воспринимаются органами чувств собаки.

Успех   дрессировки   собак   зависит   от   умения   правильно   применять   раздражители   с

учетом   их   физических   и   биологических   свойств.   Звуковые,   световые   и   запаховые
раздражители,   действующие   на   собаку   дистантно,   на   различных   удалениях,   как   правило,
слабее,   чем   механические,   пищевые   раздражители,   действующие   непосредственно
(контактно) на организм собаки. Поэтому команды, жесты и другие подобные раздражители
применяются в дрессировке как условные раздражители, предназначенные для управления
собакой на расстоянии, а механические, пищевые и электрические — как безусловные.

При   дрессировке   учитывается   степень   влияния   на   собаку   всевозможных

раздражителей. Все они делятся на три группы: продуманно подбираемые и применяемые
дрессировщиком, неизбежно сопутствующие (обстановочные) и внутренние.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Принципы дрессировки основаны на использовании, врожденных способностей собаки,

совершать разнообразные присущие ей действия. Она может сидеть, лежать, прыгать, лаять и
т. д. Цель дрессировки — добиться, чтобы собака эти же действия совершала по приказу и
тогда,   когда   это   необходимо.   Поэтому   определенные   слуховые,   зрительные   раздражители
подкрепляются   безусловными,   которые   побуждают   собаку   к   проявлению   определенных
реакций;   заставляют,   принуждают   ее   выполнять   те   или   иные   действия;   удовлетворяют
потребности собаки, стимулируют ее работу. В зависимости от вырабатываемого у собаки
условного рефлекса применяется один или несколько видов безусловных раздражителей в
комплексе.

Пищевые раздражители.  Пища имеет первостепенное значение для организма собаки

как биологическая необходимость обмена веществ и главное условие жизни. Безусловность
пищи   как   раздражителя   способствует   образованию   многих   условных   рефлексов.   Стойкие
условные   рефлексы   у   собаки   образуются   на   вкус,   запах,   вид   пищи,   на   время   и   место
кормления.

Во время кормления образуются условные рефлексы на внешний вид, запах, жесты и

слова дрессировщика. Закономерность быстрого образования стойких условных рефлексов
при   кормлении   используется   для   установления   и   укрепления   контакта   дрессировщика   с
собакой и приучения ее к кличке.

Для дрессировки собак пища используется в виде небольших кусочков мяса, хлеба,

сахара, называемых лакомством.

Лакомство на собаку действует как безусловный и как условный раздражитель. Дача

лакомства в конце выполненного действия на сигнал дрессировщика является безусловным
(подкрепляющим)   раздражителем  и   применяется  как  поощрение  собаки.  Показ  лакомства
после   поданной   команды   только   в   том   случае   активизирует   собаку   и   побуждает   к
выполнению требуемого действия, если это действие раньше неоднократно подкреплялось
дачей   лакомства.   В   таких   случаях   лакомство   становится   стимулятором.   Побуждающее   и
стимулирующее действие лакомства используется для выработки у собаки навыков подхода к

дрессировщику,   преодоления   препятствий,   вызова   лая   (подачи   голоса)   и   др.   С   помощью
лакомства   при   сочетании   его   с   другими   раздражителями   вырабатывается   большинство
общедисциплинарных   и   специальных   навыков.   Стимулирующее   действие   лакомства
используется для объединения нескольких условных рефлексов в один сложный навык и для
формирования   из   него   динамического   стереотипа.   Лакомство   используется   как
активизирующий и стимулирующий раздражитель при тренировке служебных собак.

Учитывая важное значение лакомства в дрессировке и тренировке служебных собак,

каждый дрессировщик должен знать и выполнять следующие правила.

Во-первых,   лакомство   дается   дрессировщиком   своей   собаке   в   конце   правильно

выполненного   ею   действия.   Если   собака   выполнила   требуемое   действие   неточно   или
неправильно, то лакомство не дается. Запрещается дача лакомства посторонними лицами.

Во-вторых,   лакомство   должно   храниться   в   специальной   сумочке   и   даваться   собаке

левой рукой в установленном порядке.

В-третьих, дача лакомства должна активизировать и стимулировать действие собаки,

сочетаясь с произношением команды «Хорошо» и поглаживанием.

В-четвертых, нельзя давать лакомство часто и большими порциями в качестве корма

или просто так, в результате нарушается подкрепляющее значение лакомства при отработке
последующих   приемов   дрессировки.   Большие   порции   лакомства   отвлекают   собаку   и
затрудняют выработку условных рефлексов.

В-пятых,   активное   состояние   собаки   поддерживается   лакомством,   если   занятия   по

дрессировке   проводятся   до   кормления   или   через   4   часа   после   него.   Для   сытой   собаки
лакомства   применять   нецелесообразно.   В   этих   случаях   применяются   другие   безусловные
раздражители.

Механические   раздражители.    В   дрессировке   собак   применяются   механические

воздействия   различной   силы:   поглаживание,   похлопывание,   нажим   рукой,   подтягивание,
рывок   поводком  и   воздействие   строгим   ошейником,   удар   хлыстом   или   прутом.  Действие
механических раздражителей воспринимается рецепторами кожи собаки. В зависимости от
силы   и   способа   действия   механического   раздражителя   у   нее   возникает   чувство
соприкосновения,   давления   или   боли.   В   ответ   на   эти   ощущения   проявляются
соответствующие   ответные   реакции:   удовольствия,   покорности,   подчинения   или
сопротивления   —   злобности   и   агрессивности.   Дрессировщик,   предугадывая   результаты
воздействия на собаку различными раздражителями, умело сочетает команды или жесты с
соответствующими   ответными   действиями   собаки.   Например,   после   команды   «Рядом»
дрессировщик делает рывок поводком и принуждает ее занять соответствующее положение,
по   команде   «Сидеть»   рывком   поводка   вверх   и   назад,   сочетая   с   нажимом   на   область
поясницы,   принуждает   собаку   принять   сидячее   положение.   Подобным   образом
вырабатывается   большинство   общедисциплинарных   и   специальных   навыков.   Условные
рефлексы на механические раздражители отличаются от условных рефлексов, выработанных
с помощью пищевых раздражителей, стойкостью, безотказностью и точностью выполняемых
собакой   требуемых   действий.   Однако   частое   применение   дрессировщиком   сильных
механических   раздражителей   вызывает   у   собаки   пассивность,   боязливость,   а   иногда   и
трусость, что затрудняет дальнейшую дрессировку.

Механические   действия   на   собаку,   производимые   помощником,   вызывают   у   нее

активно-оборонительную   реакцию   в   виде   злобы,   агрессивности,   стремления   догнать   и
схватить   убегающего   человека.   Помощник   должен   следить   за   поведением   собаки   и
соизмерять   силу   и   продолжительность   ударов   прутом   или   хлыстом   с   ее   ответными
реакциями, чтобы не вызвать у нее пассивного отступления и трусости. Во всех случаях
помощник должен уступать, а собака оставаться «победителем».

Применение механического воздействия в виде поглаживания определенных участков

тела   вызывает   у   собаки   приятное   ощущение,   покорность   и   привязанность.   Чувство
приятного   соприкосновения   усиливается   при   сочетании   поглаживания   с   дачей   пищи   или
лакомства.   Поэтому   поглаживание   или   похлопывание   применяется   как   механическое

поощрение собаки за выполненное действие.

Электрические   раздражители    применяются   для   управления   собакой   на   большом

расстоянии   от   дрессировщика   через   радиоимпульсные   приемники,   расположенные   в
ошейнике на шее или в шлейке на спине.

Электрический   ток   иногда   используется   для   торможения   нежелательных   действий

собаки.   Однако   неумелое   применение   сильных   электрических   раздражителей   приводит   к
затормаживанию   ранее   выработанных   условных   рефлексов   и   срыву   высшей   нервной
деятельности у собаки. Ток от электрической сети применять категорически запрещается.

УСЛОВНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

В качестве условных раздражителей в дрессировке используются словесные команды,

жесты и другие, звуковые и световые сигналы. К условным раздражителям также относятся
запахи людей, животных, различных предметов, материалов и веществ.

Команда  — сложный звуковой раздражитель, используется как сигнал для управления

поведением собаки. Команда — это комплекс звуков определенного слова. Одну команду от
другой собака отличает по различному сочетанию звуков. Изменение или искажение команды
не   вызывает   у   собаки   ранее   выработанного   рефлекса.   Например,   если   собака   приучена
подходить к дрессировщику по команде «Ко мне», то на слова «Иди сюда» она не реагирует.

Команда   как   сложный   раздражитель   состоит   из   нескольких   звуковых   компонентов:

силы,   высоты,   тембра,   продолжительности   звука.   Одна   и   та   же   команда,   произносимая
различными людьми, отличается по высоте и тембру звучания. Собака легко улавливает эти
различия. Образовавшийся условный рефлекс на определенное сочетание высоты и тембра
не   проявляется   на   другое   сочетание   этих   компонентов.   Этим   объясняется   то,   что   собака
выполняет команду «Ко мне», подаваемую дрессировщиком, и не реагирует на аналогичные
команды посторонних людей. Команда по силе или интенсивности звука может быть слабой,
умеренной, громкой. Условные рефлексы лучше образуются на команды умеренной силы.
Продолжительность   команды   зависит   от   количества   звуков   в   слове.   На   короткие   слова
условные   рефлексы   образуются   быстрее   и   проявляются   энергичнее.   Протяжно
произнесенная команда воспринимается собакой как другой сигнал.

Одна и та же команда имеет различное условно-рефлекторное значение при изменении

интонации.   Собака   различает   в   голосе   дрессировщика   следующие   интонации:   ласковые,
ободряющие, принуждающие, угрожающие. Дрессировщик в зависимости от обстановки и
условий   работы   чаще   всего   применяет   обычные   (приказные)   и   угрожающие   интонации.
Ласковая   и   одобрительная   интонации   применяются   при   активном   выполнении   собакой
требуемого действия и обычно подкрепляются возгласом «Хорошо» и дачей лакомства.

Приказные   команды   произносятся   уверенно,   настойчиво,   голосом   средней   силы   и

подкрепляются   действием   механического   и   пищевого   раздражителя.   Неоднократное
повторение   таких   сочетаний   вырабатывает   у   собаки   условный   рефлекс   обязательного
выполнения команды.

Угрожающая интонация применяется в случаях, когда собака не выполняет команду.

Команда произносится резко, громким голосом и подкрепляется сильным рывком поводка
или   другим   механическим   воздействием.   При   угрожающей   команде   никогда   не   следует
давать лакомство, так же как при ласковой или одобрительной интонации нельзя применять
болевой раздражитель.

Команды   должны   быть   стандартными   (однообразными).   Это   имеет   практическое

значение при передаче дрессированной собаки другому лицу. Новый дрессировщик после
установления   контакта   с   собакой,   может   использовать   ее   на   службе.   Перечень   команд,
применяемых в дрессировке, определяется методикой дрессировки собак для той или иной
службы.

Жесты    —   определенные   движения   рукой   в   сочетании   с   положением   тела

дрессировщика.   Они   используются   для   бесшумного   управления   собакой   на   расстоянии.

Условные   рефлексы   на   жесты   обычно   вырабатываются   после   упрочения   навыков   на
словесные команды (но может быть и наоборот).

Некоторые   навыки   вырабатываются   на   одновременный   комплекс   жеста   и   команды,

например, при приучении собаки переходить в свободное состояние по команде «Гуляй» и
жеста руки в сторону движения собаки.

При дрессировке розыскных собак условные рефлексы вырабатываются на команду и

жест, т. е. управление собакой осуществляется командами или жестами.

В том случае, если образовался навык на комплекс команды и жеста, то на каждый из

них в отдельности условный рефлекс может не проявляться.

Жесты, как и команды, должны быть стандартными, четкими.
Запаховые   раздражители.    Запах   —   мельчайшие   частицы   (молекулы)   вещества   в

воздухе, которые действуют на обонятельные клетки и вызывают в организме различные
ощущения.   Каждое   вещество,   предмет   или   живой   организм   обладает   свойственным   ему
запахом. Общепринятой классификации запахов нет. В практике подготовки и использования
собак в работе по чутью принято различать запахи животных, человека, растений, почвы,
грунтовых   вод,   органических   и   минеральных   веществ.   На   органы   обоняния   они   могут
действовать каждый в отдельности и совместно.

Запахи в жизни собаки становятся условными раздражителями, а источники запаха —

безусловными. При одновременном действии запаха и его источника у собаки образуются
натуральные   условные   рефлексы.   Например,   запах   дрессировщика   собака   никогда   не
перепутает   с   запахом   постороннего   человека.   На   базе   натуральных   запаховых   условных
рефлексов   вырабатывается   множество   других   рефлексов,   необходимых   для   подготовки   и
использования собак по чутью. Например, условные рефлексы на запах вырабатываются при
подготовке собак для работы по запаховым следам человека, обыску местности и помещений,
выборке вещей и человека, для минно-розыскной, сторожевой и караульной службы, поиска
руды,   обнаружения   наркотиков   и   особенно   для   одорологической   работы.   Практически   у
собак можно выработать условный рефлекс на любой запах при самой малой концентрации
его в воздухе. Запах — сложный раздражитель, и условные рефлексы образуются на все его
составные   части,   компоненты,   его   количественные   и   качественные   состояния.   Условные
рефлексы   на   запахи   образуются   с   высочайшей   точностью   их   дифференцировки.   Это
объясняется   высокой   степенью   развития   обонятельного   анализатора   у   собак   и   огромным
значением   запахов   в   их   жизни.   По   запахам   собака   легко   ориентируется   в   пространстве,
отыскивает и опознает источники запахов, узнает сородичей и получает информацию об их
состоянии   и   поведении.   Для   собаки   запахи   —   это   система   сигнализации.   Благодаря
конкретности запахов животные больше всего доверяют своему обонянию. Собака может
ошибиться в голосе, но не в запахе.

Запаховый   образ   —   главное   в   работе   собак   по   чутью.   В   воздушном   потоке   собака

улавливает   единичные   запаховые   частицы   и   по   направлению   воздуха   «пеленгирует»
местонахождение человека. По запаховым следам собака способна вести длительный поиск
человека на большие расстояния.

Запаховый   след,   оставленный   человеком,   является   сильным   раздражителем.   В   его

состав   входят   индивидуальный,   бытовой,   производственный   запахи,   случайные   запахи
одежды,   обуви,   трав   и   насекомых.   В   состав   общего   запахового   следа   входят   запахи
смещенных и перенесенных с обувью частиц грунта, по которым собака может определять
направление движения. При выработке условных рефлексов на запаховый след человека надо
учитывать наличие фоновых запахов на данном участке местности.

СЛОЖНЫЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

Сложный   раздражитель    действует   на   один   из   органов   чувств   и   имеет   сложную

структуру. Например, запаховый след человека, словесная команда, поза и движение рукой
при   подаче   жеста   и   другие   сигналы,   применяемые   при   дрессировке   собаки,   являются

сложными,  потому  что  они   неоднородны   по  структуре  и   могут  действовать  в различных
комбинациях своих компонентов.

На сложный раздражитель образуется сложный условный рефлекс в виде обобщенного

ответного действия на все его компоненты и на каждый в отдельности. Условный рефлекс
может   образоваться   на   одновременное   действие   всех   компонентов   или   на   их
последовательную цепь. При изменении компонентов, при выпадении или замене составных
частей условного сигнала условный рефлекс не проявляется.

Комплексный   раздражитель действует на различные органы чувств, имеет сложную

структуру и вызывает одно обобщенное ответное действие. Комплексными раздражителями
являются дрессировщик, помощник, местность, местные предметы  и обстановка, а также
одновременное   применение   команды   и   жеста.   Условные   рефлексы   на   комплексные
раздражители   образуются   сравнительно   быстро   и   отличаются   большой   активностью   и
устойчивостью проявления.

Условные   рефлексы,   выработанные   на   одновременный   комплекс   раздражителей,

проявляются, как правило, на весь комплекс этого сигнала, иногда и на отдельные элементы
комплексного   раздражителя,   которые   при   формировании   навыка   приобретают
самостоятельное сигнальное значение. В этих случаях рефлекс проявляется слабо, нечетко,
легко затормаживается.

В   сложном   и   комплексном   условном   рефлексе,   образовавшемся   на   цепь

последовательных   частей   условного   сигнала,   первоначально   проявляется   обобщенное
ответное   действие   на   всю   цепь,   а   при   последующей   дрессировке   сигнальное   значение
приобретает первый раздражитель, остальные имеют подкрепляющее или корректирующее
значение.

Условия жизни и процесс дрессировки — это цепь отдельных и непрерывно связанных

между   собой   простых,   сложных,   комплексных   раздражителей,   на   которые   формируются
сложные   ответные   действия   в   виде   сложных   поведенческих   реакций   цепного   характера,
называемых высшей нервной деятельностью коры головного мозга.

Дрессировщик — комплексный раздражитель.   Самый действенный раздражитель

для собаки — дрессировщик. Он воздействует на собаку индивидуальным запахом, голосом,
жестами,   мимикой   лица,   позой,   формой   одежды,   темпом   движения,   походкой   и   т. д.   На
индивидуальный запах дрессировщика образуется натуральный условный рефлекс, который
у большинства собак сохраняется пожизненно. Запах своего дрессировщика собака никогда
не путает с запахами других людей, к его голосу привыкает за несколько дней. Условные
рефлексы на форму одежды, походку, темп движения, позу и мимику лица дрессировщика
образуются   у   собаки   также   в   ходе   дрессировки.   Процесс   образования   таких   условных
рефлексов ускоряется при отработке приемов управления собакой по жестам на расстоянии и
в   группе   (рис. 22).   Дрессировщик   как   комплексный   раздражитель   оказывает   сильное
воздействие   на   собаку   систематической   дрессировкой   (тренировкой),   применением   на
службе,   кормлением   и   повседневным   уходом   за   ней.   Правильные   взаимоотношения
дрессировщика с собакой, называемые контактом, составляют основу успеха в дрессировке и
применении   служебных   собак.   Дрессировщик   должен   отвечать   следующим   требованием:
любить   свое   дело,   быть   находчивым,   решительным,   терпеливым;   постоянно   изучать
особенности поведения собаки, знать теоретические основы и методику дрессировки собак;
искать и применять более целесообразные способы выработки условных рефлексов у собаки.

Рис. 22. Дрессировщик — комплексный раздражитель

Помощник   дрессировщика   —   комплексный   раздражитель. 

  Помощником

называется   посторонний   (чужой)   для   собаки   человек.   Он   воздействует   на   собаку   своим
внешним видом и поступками, способствует проявлению у собаки нужных реакций.

Лучше   всего   с   обязанностями   помощника   справляются   люди,   знающие   правила

дрессировки и меры безопасности при обращении с собакой. У собаки на помощника, так же
как и на дрессировщика, образуются стойкие условные рефлексы, близкие к натуральным.
Для   предупреждения   появления   у   собак   нежелательных   связей   следует,   как   можно   чаще
менять помощников. Это правило особенно необходимо выполнять при тренировке собак по
запаховым   следам   в   целях   выработки   дифференцировочного   условного   рефлекса   на
индивидуальные запахи.

Обстановка — комплексный раздражитель.  Местность и предметы на ней, явления

окружающей   среды   комплексно   воздействуют   на   собаку,   образовывают   соответствующие
условные   рефлексы,   отличающиеся   силой   проявления   и   устойчивостью   к   торможению.
Собака быстро и надолго запоминает место, где ее кормили, поили, ласкали или развивали
злобу   и   причиняли   боль.   Все   это   вызывает   образование   условных   рефлексов   на   место,
предметы и всю окружающую обстановку. Такие условные рефлексы помогают собаке легко
ориентироваться   в   помещениях,   на   объектах,   местности,   иначе   говоря,   в   пространстве.
Поэтому   условные   рефлексы   на   место   называются   пространственными.   Обстановочные
раздражители могут способствовать успешной дрессировке или мешать выработке условных
рефлексов.

Дрессировка собак без учета действия раздражителей из окружающей среды приводит к

образованию стереотипных навыков на однообразие обстановки и нежелательных связей на
местность и предметы на ней. Например, если помощник всегда будет прятаться за деревом
или камнем, у собаки образуется нежелательная связь на эти предметы, и при работе по
запаховому следу, обыску местности она всегда будет искать человека за этими предметами.

Раздражители из окружающей среды иногда могут действовать на собаку сильнее, чем

раздражители,   применяемые   дрессировщиком.   Например,   движение   автомашин,   хождение
людей   и   животных,   сильные   посторонние   запахи   на   местности   отвлекают   собаку,
затормаживают   ранее   выработанные   условные   рефлексы   и   препятствуют   образованию

новых. Дрессировать собак в таких условиях надо умело, постепенно усложняя обстановку.

Помимо естественных условий окружающей среды при дрессировке и особенно при

тренировке   собак,   приходится   создавать   искусственную   обстановку   в   виде   различных
ситуаций,   встречающихся   при   их   служебном   использовании.   Например,   пересечение
искомого   следа   тропами,   дорогами,   водными   преградами,   другими   следами   являются
обязательными   вариантами   в   подготовке   розыскных   собак.   На   создаваемую   обстановку
различной сложности образуются ситуационные условные рефлексы, которые в дальнейшем
или обеспечивают безотказную работу собаки, или мешают нормальной работе. Это зависит
от методики ввода усложнений и способов подкреплений работы собаки.

Глава 7

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ

Метод   дрессировки   —   это   способ   воздействия   на   собаку   определенными

раздражителями   для   выработки   у   нее   нужных   условных   рефлексов   и   доведения   их   до
навыков.   В   зависимости   от   вида   раздражителя   и   способа   его   применения   различают
следующие методы дрессировки собак: вкусопоощрительный, механический, контрастный,
подражательный и наталкивания.

Вкусопоощрительный   метод предусматривает применение для выработки условных

рефлексов   пищевых   раздражителей.   Возник   он   в   процессе   приучения   и   одомашнивания
диких животных. Впервые был применен известным русским артистом и дрессировщиком
В. Л. Дуровым. Его метод нашел широкое применение не только в цирковом искусстве, но и в
любительской практике дрессировки служебных собак, особенно минно-розыскных, а также
для поиска наркотиков и контрабандных товаров.

Подготовленные   этим   методом   собаки   обладают   высокой   активностью   поисковых

реакций. Сущность метода состоит в том, что пищевым раздражителем (лакомством) собаку
заставляют   выполнять   нужные   действия,   а   затем   ее   поощряют   за   правильную   ответную
реакцию.   Вкусопоощрительный   метод   дрессировки   дает   хорошие   результаты   при
дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией, но может успешно применяться и
для собак с другими реакциями поведения. Наиболее эффективен этот метод, когда собаки
находятся в полуголодном состоянии или их дрессируют через 3–4 часа после кормления.
Положительные   качества   вкусопоощрительного   метода   состоят   в   том,   что   условные
рефлексы на пищевые подкрепления образуются легко и быстро, хорошо сохраняются. С
помощью этого метода быстро устанавливается и долго сохраняется контакт дрессировщика
с   собакой,   что   имеет   важное   значение   в   дрессировке   и   применении   собак   на   службе.
Пищевые раздражители поддерживают и сохраняют активность собаки во время дрессировки
и даже в конце занятий, когда собака утомлена.

Недостатком вкусопоощрительного метода является то, что не все условные рефлексы и

тем   более   сложные   навыки   можно   выработать   с   помощью   пищи.   Например,   навыки
задержания, окарауливания нельзя выработать этим методом. В состоянии сытости у собаки
условные рефлексы образуются медленно или совсем не образуются. Навыки, выработанные
с   помощью   пищи,   не   достигают   полной   безотказности.   В   сложных   условиях   и   при
отвлекающих раздражителях такие навыки не проявляются или проявляются недостаточно
четко. Прекращение дачи лакомства и переход на условное поощрение заметно ослабляет
контакт дрессировщика с собакой, снижает ее активность и четкость действий.

Механический метод  заключается в применении механических раздражителей в виде

принудительного и поощрительного подкрепления. Он применялся в глубокой древности для
укрощения диких животных и подчинения их воле человека. Сильные болевые раздражители
вызывали   у   животных   страх   перед   человеком   и   дальнейшую   покорность   ему.   Такая

дрессировка в большинстве случаев превращалась в истязание животных и заканчивалась
различными   травматическими   повреждениями,   иногда   трагически   для   самого
дрессировщика.   В   дрессировке   собак   на   механические   раздражители   вырабатывается
большинство   общедисциплинарных   и   специальных   навыков.   Механические   воздействия
постороннего   человека,   помощника   на   собаку,   как   правило,   вызывают   у   нее   активно-
оборонительную реакцию, которая является базой для выработки большинства специальных
навыков: злобности, задержания, окарауливания задержанного, обыска местности, работы по
следу и других. Легкие механические воздействия дрессировщика на определенные участки
тела собаки, например, поглаживание, похлопывания в области груди, шеи, плеча действуют
на   собаку   успокаивающе   и   одобряюще,   что   используется   дрессировщиком   в   качестве
поощрительного подкрепления.

Контрастный   метод 

  —   главный   метод   дрессировки,   объединяющий   все

положительные   стороны   механического   и   вкусопоощрительного   методов.   Сущность   его
состоит   в   том,   что   действие   условного   раздражителя   подкрепляется   механическим
раздражителем, а когда собака совершит нужное действие или примет определенную позу, ей
дается   лакомство.   Например,   при   выработке   условного   рефлекса   на   команду   «Сидеть»
условный   раздражитель   вначале   подкрепляется   нажатием   на   область   поясницы   собаки
(механическое воздействие), и как только собака села, ей дается лакомство. В данном случае
применяемые   болевые   и   пищевые   раздражители   по   своему   биологическому   значению
являются противоположными — контрастными. При повторении таких сочетаний быстрее
вырабатываются   навыки,   собака   четко,   энергично   реагирует   на   сигналы   дрессировщика.
Навыки бывают безотказными. Другой положительной стороной этого метода является то,
что при выработке навыков у собаки не снижается активность и не нарушается контакт с
дрессировщиком.

Недостаток метода — возможное столкновение оборонительных и пищевых рефлексов,

что   приводит   к   срывам   и   неврозам,   т. е.   к   нежелательным   последствиям   в   дрессировке.
Антагонистические   раздражители   применяются   в   определенном   режиме   с   учетом
индивидуальных особенностей собаки.

Подражательный метод   основан, на использовании врожденных реакций животных

подражать действиям другого животного или человека. Он является вспомогательным при
других   методах   и   чаще   всего   применяется   в   воспитательной   дрессировке   щенков   и
дрессировке молодых собак.

У   собак   сильно   развиты   подражательные   рефлексы.   Достаточно   одной   собаке

возбудиться, как на ее лай начинают реагировать другие. Подражанием можно выработать
многие условные рефлексы: преодоления препятствий, хватки за дрессировочный костюм,
подачи голоса, переползания и даже работы по следу, особенно в паре. Степень подражания
зависит от возраста и типа собаки. Большинство условных рефлексов у щенков и молодых
собак   вырабатывается   благодаря   подражанию   матери   и   взрослым   собакам.   При
подражательном методе дрессировки условные рефлексы у некоторых собак вырабатываются
быстро. Однако этим методом невозможно формировать любые навыки.

Метод наталкивания  заключается в побуждении собаки к выполнению определенных

действий   путем   создания   вынуждающих   условий   комплексом   раздражителей.   Условные
рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью,
но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими
методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным.

Зная положительные и отрицательные стороны каждого метода, дрессировщик должен

умело использовать их применительно к особенностям поведения собаки и вырабатываемого
навыка.  Один  и  тот   же   навык   можно   выработать  различными  методами,  но   для  каждого
навыка   существует   определенный   прием   и   конкретно   обоснованная   методика   выработки
условного рефлекса и формирования нужного навыка.

ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ

Прием   дрессировки   —   методически   обоснованная   система   воздействия   на   собаку

разнообразными   раздражителями   в   целях   выработки   определенного   навыка.   Приемы
составляют   содержание   методики   и   техники   дрессировки   собак   той   или   иной   службы.
Количество, название и порядок отработки приемов зависят от требований, предъявляемых к
собакам, условиями службы.

В   соответствии   со   стадийностью   формирования   навыков,   приемы   дрессировки

отрабатываются   по   трем   периодам.   В   каждом   периоде   применяются   соответствующие
методы   и   способы   воздействия   раздражителями   с   учетом   индивидуальных   особенностей
собак.

В   результате   накопленного   опыта   подготовки   и   использования   собак   сложились

определенные   приемы   дрессировки   для   каждого   вида   службы,   которые   по   целевому
назначению подразделяются на подготовительные, основные и дополнительные.

Подготовительные приемы  — это те, с помощью которых вырабатываются условные

рефлексы или первоначальные навыки у молодой собаки, необходимые для качественного
проведения   курса   служебной   дрессировки.   Они   всегда   предшествуют   основным   приемам
дрессировки   и   значительно   облегчают   выработку   и   формирование   основных
общедисциплинарных и специальных навыков. С помощью этих приемов сокращаются сроки
курса   служебной   дрессировки,   повышается   качество   подготовки   служебных   собак,
предупреждаются   возможные   ошибки   дрессировщиков   и   нежелательные   связи   у   собак.
Подготовительные   приемы   применяются,   как   правило,   в   заключительном   периоде
воспитательной   дрессировки   щенков.   Если   же   строевые   собаки,   переданные   в   учебное
подразделение, не прошли курс воспитательной дрессировки, то с ними надо в начале курса
отработать   подготовительные   приемы   и   только   после   этого   приступать   к   основным.   К
подготовительным   приемам   прибегают   иногда   при   выработке   некоторых
общедисциплинарных и специальных навыков у собак. В этих случаях они вводятся в виде
подготовительных упражнений перед отработкой основного приема.

Виды   и   количество   подготовительных   приемов   зависят   от   того,   для   какой   службы

предназначается   выращиваемая   собака.   Так,   для   собак   розыскной   службы   очень   важно
развивать  обонятельно-поисковую  реакцию,  недоверие  к   посторонним   людям,  приучать  к
подноске предметов. Общими подготовительными приемами для многих видов служебных
собак являются: установление контакта, приучение к кличке, ошейнику, поводку, привязи,
наморднику и показу для осмотра.

Основными приемами дрессировки  называются такие, с помощью которых у собаки

вырабатываются   общедисциплинарные   и   специальные   навыки,   обусловливающие
принадлежность и пригодность ее к определенной службе (розыскной, караульной и др.).
Виды и количество основных приемов зависят также от служебного назначения собаки. Они
включают общедисциплинарные и специальные приемы, которые являются обязательными в
курсе подготовки собак в учебных подразделениях.

С   помощью   общедисциплинарных   приемов   у   собак   вырабатывают   навыки   общего

послушания,   необходимые   для   управления   ее   поведением   при   выработке   специальных
навыков   и   использовании   на   службе.   Значительная   часть   общедисциплинарных   приемов
(приучение собаки подходить к дрессировщику, двигаться рядом с ним, садиться, ложиться и
т. д.) является общей для собак многих видов служб.

В   процессе   общей   дрессировки   закладываются   основы   для   дальнейшей   подготовки

собак   к   специальной   службе,   совершенствуется   контакт   дрессировщика   с   собакой,
дрессировщики   приобретают   навыки   управления   собакой,   изучают   особенности   ее
поведения.

Специальные приемы дрессировки применяются для выработки у собаки специальных

навыков, определяющих ее служебную направленность. Приемы специальной дрессировки
розыскных и сторожевых собак отличаются от приемов подготовки караульных, патрульных
и ездовых собак. Наиболее сложна и трудоемка подготовка розыскных собак, в процессе

которой отрабатываются такие основные специальные приемы, как приучение к задержанию
и окарауливанию человека, поиску человека по запаховому следу, выборке вещей, обыску
местности, сторожевке и др.

При   подготовке   собак   других   служб   отрабатывается   ограниченное   количество

специальных приемов, иногда только один основной прием, например, приучение к розыску
мин, к поиску и обнаружению взрывчатых веществ и др. Большинство приемов специальной
дрессировки   основано   на   использовании   обонятельно-поисковой   реакции   собаки,   которая
должна постоянно совершенствоваться и дополняться другими приемами.

Подготовка собак для универсального использования всегда сложна и требует более

продолжительного по времени курса дрессировки в учебном подразделении. Такие собаки не
всегда безотказны в работе. Многолетняя практика служебного собаководства подсказывает,
что при узкой специализации подготовки служебных собак требуется меньше времени, и
собаки   работают   надежнее.   Основные   приемы   общей   и   специальной   дрессировки
пополняются дополнительными приемами.

Дополнительные   приемы   дрессировки    —   это   отдельные   навыки,   дополняющие

обще дисциплинарную и специальную подготовку. Необходимость в них часто возникает в
процессе   продолжения   подготовки   собак   в   подразделениях,   выполняющих   конкретные
служебные задачи, когда ранее выработанных навыков недостаточно для более эффективного
применения   собак.   Так,   при   использовании   розыскных   собак,   нередко   возникает
необходимость дополнительно приучить их к работе по следу в паре, плавать, ездить верхом
на лошади и к другим действиям.

Разделение   приемов   на   подготовительные,   основные   (общедисциплинарные,

специальные) и дополнительные, а также рекомендованный порядок их отработки облегчают
планирование, контроль за состоянием и качеством подготовки собак по периодам.

Вся  дрессировка состоит из  комплекса приемов, которые отрабатываются  в системе

отдельных   или   комплексных   упражнений.   В   каждом   приеме   заключено   методическое
содержание, теоретическое обоснование и техническое исполнение.

Практическое выполнение приема дрессировщиком называется техникой дрессировки

собак.

Содержание каждого приема изучается в следующем порядке: его назначение в системе

подготовки и применения собак, теоретический анализ, методическое обоснование, техника
выполнения, нормативы и показатели в отработке приема по периодам, возможные ошибки
дрессировщика   и   их   последствия.   Назначение   приема   определяется   двумя   целевыми
установками в системе подготовки служебной собаки — приучением собаки к выполнению
тех или иных действий, необходимых в службе, и отработкой приемов общей и специальной
дрессировки.

Теоретический анализ приема включает: подбор и способы применения условных и

безусловных раздражителей; основные рефлексы, рефлекторные акты и реакции поведения,
на   базе   которых   будет   вырабатываться   новый   условный   рефлекс;   подбор   и   способы
применения принудительных, побудительных и поощрительных подкреплений.

Методическое   обоснование   приема   состоит   из   выбора   метода   дрессировки;

определения рабочего режима с учетом преобладающей реакции поведения и типа высшей
нервной   деятельности;   определения   системы   упражнений   в   формировании   навыка   как
динамического   стереотипа;   последовательности   ввода   усложнений,   предусмотренных   в
приеме по трем периодам.

Нормативы   и   показатели   в   отработке   приема   по   периодам   включают:   время,

необходимое для выработки условного рефлекса и окончательного формирования навыка;
количество сочетаний упражнений на каждом занятии по периодам; условия окружающей
обстановки,   в   которых   навык   должен   проявляться   безотказно;   по   каким   сигналам
дрессировщика и на каких расстояниях собака должна выполнять навык.

Ошибки, допускаемые при отработке каждого приема, могут быть методическими и

техническими.

Глава 8

МЕТОДИКА ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ ПРИ ДРЕССИРОВКЕ

СОБАК

Впервые   методику   выработки   условных   рефлексов   на   звуковые   и   световые

раздражители разработал и применил на собаках И. П. Павлов. Его методика была признана
классической и успешно применялась во всех лабораториях и учреждениях для изучения
высшей нервной деятельности. Павловская методика выработки условных рефлексов была
принята в цирковой и служебной дрессировке.

ПОНЯТИЕ О МЕТОДИКЕ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Подготовка служебных собак  осуществляется по  определенной  системе, называемой

методикой   дрессировки.   Она   включает   в   себя   совокупность   методов   и   приемов,
применяемых в подготовке собак той или иной службы, в том числе методику выработки
условных рефлексов.

Методикой   выработки   условных   рефлексов    называется   система   сочетаний   и

упражнений в определенном режиме работы с учетом индивидуальных особенностей собаки.
При   дрессировке   служебных   собак   методика   выработки   условных   рефлексов   несколько
отличается от Павловской методики.

Во-первых, для выработки условных рефлексов используются готовые поведенческие

реакции различной сложности.

Во-вторых, выработка условных рефлексов усложняется созданием различных условий

и   большим   разнообразием   применяемых   раздражителей   в   целях   формирования   у   собаки
стойких динамических навыков.

В-третьих,   необходимость   быстроты   формирования   навыков   и   безотказности   их

проявления обязывает включать дополнительные факторы активизации и стимулирования,
называемые подкреплениями.

Составными   частями   и   основными   положениями   методики   выработки   условных

рефлексов при дрессировке служебных собак являются:

• определение и практическое применение оптимальной системы сочетаний условного

и безусловного раздражителей при выработке первоначального условного рефлекса;

•   определение   и   практическое   применение   рациональной   системы   упражнений   для

формирования навыка;

• выбор и умелое применение различных способов подкрепления сочетаний условного

раздражителя с безусловным и образовавшихся условных рефлексов;

• определение режима работы по времени и силе рабочей нагрузки в целях выработки у

собаки рабочего состояния, соответствующего рабочему режиму при использовании собаки
на службе.

Методика   выработки   условных   рефлексов   при   дрессировке   собак   предусматривает

обязательное   выполнение   условий,   необходимых   для   образования   условного   рефлекса:
определение   системы   сочетаний,   упражнений,   способов   подкреплений,   режима   работы   и
отдыха по трем стадиям, контроль за образованием первоначального условного рефлекса и
правильным   формированием   навыка.   При   выработке   условных   рефлексов   учитываются
взаимосвязи условных рефлексов в сложных навыках и особенности их формирования под
влиянием раздражителей из окружающей среды.

Система сочетаний.   Сочетанием в дрессировке называется применение условного и

безусловного   раздражителей   в   целях   выработки   условного   рефлекса.   Например,   команда.
«Рядом»   сочетается   с   рывком   поводка,   принуждающим   собаку   принять   правильное
положение около дрессировщика, или команда «Ко мне» с показом ей лакомства, а команда

«Фасс»— с хваткой собаки за рукав в момент нанесения ей удара. Способы безусловного
воздействия на собаку могут быть различными. Их назначение — обеспечить выполнение
собакой нужного действия (реакции).

Таким образом, путем сочетания сигнала дрессировщика с ответным действием собаки

на   безусловный   раздражитель   образуется   условный   рефлекс.   Одноразовые   сочетания   не
вызывают образования условных рефлексов, тем более навыков, необходимых в применении
собаки на службе. Условный рефлекс средней сложности образуется через 30–40 сочетаний.
Однако беспрерывное повторение большого количества сочетаний не ускоряет, а тормозит
образование   первоначального   условного   рефлекса.   Возникает   необходимость   определения
оптимального   количества   сочетаний   для   выработки   каждого   вида   условного   рефлекса   с
учетом активности и заинтересованной работы собаки. Системой сочетаний в определенном
режиме достигается выработка первоначального условного рефлекса, который упрочняется
до навыка с помощью многократного повторения комплексных упражнений.

Система упражнений.   Упражнением в дрессировке называется выполнение группы

сочетаний   в   целях   выработки,   упрочения   первоначального   условного   рефлекса   и
формирования   из   него   навыка.   Количество   сочетаний   в   упражнении   устанавливается
опытным   путем   для   каждого   навыка   в   отдельности.   После   каждого   упражнения   собаке
дается   небольшой   отдых   по   команде   «Гуляй».   Исходными   данными   для   последующих
упражнений считается такое количество сочетаний в одном упражнении, при которых собака
не теряет активности и сохраняет заинтересованность в продолжении работы.

В зависимости от вида вырабатываемого навыка и способов применения раздражителей

в   одном   упражнении   может   быть   от   1   до   10   сочетаний.   Например,   в   упражнениях   при
выработке   у   собаки   навыка   хождения   рядом   с   дрессировщиком   применяется   7   и   более
сочетаний. При отработке приемов приучения собаки стоять, ложиться, садиться и других —
не более 3–5 сочетаний в одном упражнении. Для развития злобы у собаки или приучения ее
к   задержанию   убегающего   помощника   по   команде   «Фасс»   достаточно   одного   сочетания.
Такое же методическое правило соблюдается в упражнениях при выборке вещей, человека,
следа.

Продолжительность   каждого   упражнения   определяется   не   только   количеством

сочетаний, но и сложностью вырабатываемого навыка. Упражнение может состоять из одной
группы одинаковых или разнородных сочетаний. В первом случае упражнение называется
простым,   во   втором   —   сложным   или   комплексным.   Первоначальные   условные   рефлексы
вырабатываются   и   закрепляются,   как   правило,   системой   простых   упражнений.   По   мере
формирования   навыков   в   дрессировке   применяют   системы   комплексных   упражнений,
включая комбинации посадки, укладки, стояния, переползания, подзыва к дрессировщику и
предоставления свободного состояния в различных вариациях.

Система   упражнений   предусматривает   продолжительность   интервалов   во   времени

между сочетаниями  и упражнениями.  В начале  выработки  условного рефлекса  сочетания
рекомендуется повторять через 3–5 минут, чтобы они не повлияли друг на друга. Количество
сочетаний в одном упражнении не более 2–3. С первыми признаками начала образования
условного   рефлекса   количество   сочетаний   в   упражнении   постепенно   увеличивается,   а
интервалы   во   времени   между   ними   уменьшаются.   Между   упражнениями   определяются
интервалы   для   отдыха   собаки   по   5–10   минут.   В   связи   с   этим   для   работы   с   собакой
определяется режим по времени и силе рабочей нагрузки.

Подкреплением   называется  ,   с   одной   стороны,   применение   безусловного

раздражителя   после   сигнального   раздражителя   (команды)   с   целью   заставить,   принудить
собаку выполнить нужное действие, с другой — поощрение за правильное ответное действие
на раздражители. В практике чаще пользуются понятием подкрепление в смысле поощрения,
стимулирования условно-рефлекторной деятельности собаки.

Различают следующие виды стимулирующего подкрепления: безусловное — пищевое

(лакомство),   механическое   (поглаживание)   и   условное   —   слово   «Хорошо»   в   ласковой
одобрительной   интонации.   Например,   сочетание   команды   «Рядом»   с   рывком   поводка

подкрепляется   дачей   лакомства   и   поглаживанием.   Такие   же   подкрепления   делаются   при
выработке многих условных рефлексов.

Подкрепление сочетаний значительно ускоряет процесс образования первоначального

условного   рефлекса.   Но   более   важное   значение   имеет   подкрепление   при   формировании
навыка,   когда   только   что   образовавшийся   условный   рефлекс   легко   тормозится   и   быстро
угасает. Подкрепление ведет к вовлечению дополнительных мозговых механизмов, которые
оказывают   стабилизирующее   влияние   на   процесс   формирования   условного   рефлекса   в
навык, тем самым, ускоряя процесс дрессировки. В практике дрессировки собак применяют
различные   виды   подкреплений,   действие   которых   должно   возбуждать   нервную   систему,
вызывать   приятные   ощущения   и   соответствующие   эмоции.   Эмоциональное   напряжение
снимает   пассивность   собаки,   вызванную   механическими   воздействиями,   и   способствует
ускорению замыкания условно-рефлекторных связей в коре головного мозга.

В дрессировке собак может применяться полное (100%-ное) и частичное (75%-, 50%-,

33%-   и   25%-ное)   подкрепление.   Замечено,   что   при   100%-ном   подкреплении   сочетаний
первоначальные   условные   рефлексы   образуются   в   2–3   раза   быстрее   и   отличаются
устойчивостью к торможению, но легко угасают при последующей отмене подкреплений.

Дальнейшее   упрочение   условного   рефлекса   до   навыка   осуществляется   различными

вариантами   подкреплений   в   зависимости   от   стадии   образования   условного   рефлекса
(навыка) Систему подкреплений определяет руководитель занятий в зависимости от  вида
навыка и индивидуальности собаки.

Режим работы с собакой.   Рабочий режим в дрессировке необходим для того, чтобы

приучить собаку продолжительное время находиться в рабочем состоянии. Это достигается
постепенным   увеличением   количества   разнообразных   упражнений,   увеличением   рабочей
нагрузки и длительности каждого упражнения при постепенном сокращении времени для
отдыха.

В начале дрессировки продолжительность рабочего состояния не должна превышать

10–15 минут, а в дальнейшем она постепенно увеличивается. Параллельно с увеличением
времени нахождения собаки в рабочем состоянии возрастает рабочая нагрузка. Она включает
постепенное увеличение физической нагрузки на собаку, введение условий, затрудняющих ее
работу, а также использование различной обстановки.

Рабочая нагрузка в конце курса дрессировки собаки должна доводиться до рабочего

режима, применяемого на службе, распределение рабочего режима по периодам определяется
методикой дрессировки служебных собак.

Образование   условных   рефлексов   (навыков)   контролируется   как   самим

дрессировщиком, так и руководителем занятий. Дрессировщик, зная особенности поведения
своей   собаки,   проверяет   правильность   выбора   и   применения   раздражителей   при   ее
дрессировке. Чтобы сохранить у собаки заинтересованность в работе и обеспечить быстрое
образование условных рефлексов и формирование навыков, он следит за активностью собаки
при   отработке   упражнений   и   в   случае   необходимости   меняет   режим   работы,   способы
применения   раздражителей.   Системой   проверок   дрессировщик   выявляет   оптимальное
количество   сочетаний   в   одном   упражнении   по   каждому   навыку   и   делает   выводы   для
определения режима дальнейшей работы с собакой.

Руководитель   занятий   внимательно   следит   за   правильным   выполнением   техники

дрессировки, скоростью образования первоначальных условных рефлексов и формированием
навыков. Анализируя действия дрессировщика и поведение собаки, руководитель выявляет
допускаемые им ошибки и образующиеся у собаки нежелательные связи, делает выводы о
типе   высшей   нервной   деятельности   и   дает   заключение   о   ее   пригодности   к   дальнейшей
дрессировке.   Наиболее   трудно   вырабатываются   первые   условные   рефлексы.   С   началом
образования первых навыков у собаки другие условные рефлексы образовываются легче и
быстрее.   К   тому   же   у   дрессировщика   появляется   опыт   дрессировки   и   умение   управлять
поведением собаки.

Путем   повседневного   наблюдения   и   системой   контрольных   проверок   руководитель

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..