ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 20

 

 

 

305 

 

Таблица 2.7.1.2  

Расчетные величины ПДРН и рекреационный потенциал для еловых, сосновых, березовых, осиновых насаждений  

Тюменской области 

Лесничество 

Показатель 

Ельники, пихтарники 

Сосняки, 

лиственничники, кедрачи 

Березняки 

Осинники, ивняки 

Липняки 

молод-

няки 

прис-

певаю-

щие и 

среднев. 

спелые 

и пер. 

молод-

няки 

прис-

певаю-

щие и 

ср. 

спелые и 

пер. 

молод-

няки 

прис-

певаю-

щие и ср. 

спелые и 

пер. 

молод-

няки 

прис-

певаю-

щие и ср. 

спелые и 

пер. 

молод-

няки 

прис-

певаю-

щие и 

ср. 

спелые 

и пер. 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Абатское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

88 

 

 

2887 

339 

10366 

68036 

17823 

5949 

5244 

286 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

53 

 

 

2021 

305 

8293 

68036 

16041 

7734 

8915 

429 

 

 

 

Армизонское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

 

 

548 

1148 

153 

1212 

35187 

4725 

299 

1449 

3373 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

 

 

 

383 

1033 

122 

970 

35187 

4252 

389 

2464 

5059 

 

 

 

Аромашевское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

 

 

 

4091 

1307 

178 

27283 

96993 

24399 

6743 

3584 

2626 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

 

 

 

2864 

1176 

142 

21826 

96993 

21959 

8766 

6093 

3939 

 

 

 

Бердюжское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

 

 

2104 

229 

 

3037 

41818 

9523 

1557 

2096 

1070 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

 

 

1473 

206 

 

2430 

41818 

8571 

2024 

3563 

1605 

Вагайское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

1896 

11402 

5886 

47007 

105443 

36185 

30406 

193291  101869 

16327 

29578  19135 

464 

5004 

740 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

1138 

9122 

4120 

32905 

94899 

28948 

24325 

193291 

91682 

21225 

50283  28703 

696 

9508  1258 

 

306 

 

Продолжение таблицы 2.7.1.2 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Викуловское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

116 

973 

74 

4174 

8355 

85 

7064 

85311 

107949 

5567 

5408 

11674 

1134 

39 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

70 

778 

52 

2922 

7520 

68 

5651 

85311 

97154 

7237 

9194 

17511 

2155 

66 

Голышмановское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

12 

 

 

4413 

100 

11344 

96574 

30483 

5199 

4663 

1061 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

 

 

3089 

90 

9075 

96574 

27435 

6758 

7927 

1592 

 

 

 

Заводоуковское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

151 

 

 

12661 

23193 

10396 

5715 

42556 

18506 

2856 

13090 

2724 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,8 

1,0 

0,9 

0,9 

1,2 

1,0 

1,0 

1,3 

1,2 

1,8 

2,3 

2,0 

2,0 

2,6 

2,3 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

121 

 

 

11395 

27832 

10396 

5715 

55323 

22207 

5141 

30107 

5448 

 

 

 

Исетское  

Общая площадь 
лесного фонда, га 

265 

171 

66 

25022 

39467 

13612 

10150 

96590 

37551 

8572 

34988 

7738 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,8 

1,0 

0,9 

0,9 

1,2 

1,0 

1,0 

1,3 

1,2 

1,8 

2,3 

2,0 

2,0 

2,6 

2,3 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

212 

171 

59 

22520 

47360 

13612 

10150 

125567 

45061 

15429 

80472  15476 

 

 

 

Ишимское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

80 

 

 

3716 

915 

21 

10582 

80252 

46418 

2880 

3559 

4852 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

48 

 

 

2601 

823 

17 

8466 

80252 

41776 

3744 

6050 

7279 

 

 

 

Казанское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

78 

 

 

5173 

74 

65 

11433 

46364 

6182 

1398 

1429 

305 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

47 

 

 

3621 

67 

52 

9146 

46364 

5564 

1817 

2429 

458 

 

 

 

Нижнетавдинское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

165 

2619 

1864 

18623 

65243 

8051 

54524 

209291 

91371 

8029 

25038  25839 

696 

2374 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

99 

2095 

1305 

13036 

58719 

6441 

 

209291 

82234 

10438 

42565  38759 

1044 

4511 

12 

 

307 

 

Продолжение таблицы 2.7.1.2 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Омутинское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

11 

 

 

4852 

494 

271 

6623 

54821 

21252 

2197 

1707 

27046 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

 

 

3397 

444 

217 

5298 

54821 

19127 

2856 

2901 

40569 

 

 

 

Сладковское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

25 

 

 

1188 

256 

4190 

57660 

7122 

1575 

1856 

1863 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

15 

 

 

831 

231 

3352 

57660 

6410 

2047 

3155 

2794 

 

 

 

Сорокинское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

 

 

 

2272 

117 

9259 

63514 

17798 

2146 

941 

183 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

 

 

 

1590 

105 

7407 

63514 

16018 

2790 

1600 

275 

 

 

 

Тобольское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

7857 

14117 

24617 

7099 

164415 

74702 

17058 

109402  153806 

21265 

33925  48442 

100 

917 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

4714 

11294 

17232 

4969 

147974 

59762 

13646 

109402  138425 

27645 

57673  72663 

150 

1742 

Тюменское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

18 

579 

412 

15662 

36454 

6707 

6831 

49083 

9601 

3521 

3209 

2758 

1235 

1616 

 

ПДРН, чел./га 

0,8 

1,2 

1,1 

1,3 

1,8 

1,5 

1,7 

2,1 

1,9 

1,5 

2,0 

1,8 

1,8 

2,3 

2,0 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

14 

695 

453 

20361 

65617 

10061 

11613 

103074 

18242 

5282 

6418 

4964 

2223 

3717 

 

Уватское 

общая площадь 
лесного фонда, га 

65668 

44109  123129 

21466 

256534  480705 

77133 

178033  394255 

17035 

22831  40893 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

39401 

35287 

86190 

15026 

230881  384564 

61706 

178033  354830 

22146 

38813  61340 

 

 

 

Упоровское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

50 

 

 

9546 

6625 

5724 

2649 

43696 

12052 

1047 

3617 

770 

 

 

 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

30 

 

 

6682 

5963 

4579 

2119 

43696 

10847 

1361 

6149 

1155 

 

 

 

 

308 

 

Продолжение таблицы 2.7.1.2 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Юргинское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

307 

 

 

21708 

55060 

2772 

16109 

106745 

44363 

9996 

10819 

9981 

 

96 

49 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

184 

 

 

15196 

49554 

2218 

12887 

106745 

39927 

12995 

18392  14972 

 

182 

83 

Ялуторовское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

57 

 

 

15769 

17248 

3128 

3772 

42215 

11026 

1586 

1435 

1511 

25 

176 

72 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

34 

 

 

11038 

15523 

2502 

3018 

42215 

9923 

2062 

2440 

2267 

38 

334 

122 

Ярковское 

Общая площадь 
лесного фонда, га 

470 

1193 

2030 

17345 

55894 

10302 

13553 

94771 

42414 

14477 

25843  20679 

139 

2980 

32 

ПДРН, чел./га 

0,6 

0,8 

0,7 

0,7 

0,9 

0,8 

0,8 

1,0 

0,9 

1,3 

1,7 

1,5 

1,5 

1,9 

1,7 

Рекреационный 
потенциал, чел. 

282 

954 

1421 

12142 

50305 

8242 

10842 

94771 

38173 

18820 

43933  31019 

209 

5662 

54 

 

309 

 

0

10000

20000

30000

40000

50000

60000

70000

80000

Аб

атск

ое

Ар

м

из

онс

ко

е

Ар

ом

аш

ев

ск

ое

Бе

рдюжс

ко

е

Ва

га

йс

ко

е

Вик

ул

ов

ск

ое

Г

ол

ы

ш

м

ано

вс

ко

е

За

во

до

ук

ов

ск

ое

Ис

етск

ое

Ишим

ск

ое

Ка

за

нс

ко

е

Ни

жне

тав

ди

нс

ко

е

Ом

утинс

ко

е

Сл

адк

ов

ск

ое

Со

ро

кин

ск

ое

То

бо

льс

ко

е

Тюм

енс

ко

е

Ув

атск

ое

Уп

ор

ов

ск

ое

Юр

гин

ск

ое

Ял

уто

ро

вс

ко

е

Яр

ко

вс

ко

е

  

Рисунок 2.7.1.2. Емкости рекреационных зон на территории Тюменской области  

в разрезе лесничеств, чел. 

 
Поскольку  каждое  из  лесничеств  Тюменской  области  включает  целый  спектр 

разных  типов  леса,  для  получения  адекватной  оценки  ПДРН  необходимо  использование 

средневзвешенных параметров, учитывающих площади типов леса с разными величинами 

ПДРН. Установлено, что предельная нагрузка для разных лесничеств достаточно сходна и 

варьирует от 0,9 до 1,8 чел./га (таблица 2.7.1.3). 

Таким  образом,  рекреационная  нагрузка  не  оказывает  заметного  отрицательного 

воздействия  на  леса  зеленой  зоны,  за  исключением  отдельных  случаев  поджога  леса, 

своевольных порубок, загрязнения бытовыми отходами и т. д.  

Леса  лесничества,  в  том  числе  зеленая  зона,  для  отдыха  населения  используются 

эпизодически,  в  основном  с  практическими  целями:  заготовка  грибов,  ягод, 

лекарственного сырья и для охоты. 

В  целом  территория  лесов  зеленой  зоны  совершенно  не  организованна  для 

нормального отдыха населения. Нет специально оборудованных стоянок для автомобилей 

и мест для расположения палаточных городков. 

Все  элементы  благоустройства  и  строительные  объекты  по  используемым  для  их 

создания  материалам  и  внешнему  облику  должны  быть  близкими  к  объектам, 

встречающимся  в  природе,  и  не  должны  оказывать  отрицательного  влияния  на 

сохранность,  рост  и  развитие  растительности,  состояния  лесной  среды.  Однако  их 

использование  носит  непостоянный,  эпизодический  характер  и  обусловлено  сезоном  и 

погодными условиями. 

Несколько  иначе  ситуация  обстоит  в  городских  лесах.  Здесь  на  экологическую 

обстановку влияет их местоположение. Некоторые участки сильно замусорены бытовыми 

отходами. В центре города отмечено переуплотнение почв.  

 

310 

 

Таблица 2.7.1.3 

Расчетные показатели емкости и теоретически максимального уровня использования рекреационной зоны в лесничествах 

Тюменской области 

Наименование 

лесничества 

Длина дорог 

общего 

пользования, км 

Площадь 

рекреац. 

зоны вдоль 

дорог, га 

Площадь 

рекреац. зоны 

вблизи 

населенных 

пунктов, га 

Общая 

площадь 

рекреац. 

зоны, га 

Средняя 

ПДРН, 

чел./га 

Макс. 

емкость 

рекреац. 

зоны, чел. 

Численность 

местного 

населения, тыс. 

чел. 

Теоретич. 

макс. 

рекреац. 

нагрузка, 

чел.-дн./га 

(местное 

население) 

Возможное 

использование 

рекреационной 

зоны,% 

10 

Абатское 

505 

7386 

3397,94 

10784 

1,0 

10783,9 

22,9 

2,1 

212,35 

Армизонское 

349 

3624 

7589,7464 

11214 

1,0 

11213,8 

10,3 

0,9 

91,85 

Аромашевское 

410 

12100 

3696,87 

15796 

1,0 

15796,4 

13,7 

0,9 

86,73 

Бердюжское 

341 

5602 

2988,48 

8590 

1,0 

8590,1 

12,4 

1,4 

144,35 

Вагайское 

605 

33889 

9641,45 

43531 

1,0 

43530,8 

24 

0,6 

55,13 

Викуловское 

403 

12905 

2590,37 

15495 

1,0 

15494,9 

18 

1,2 

116,17 

Голышмановское 

437 

9063 

1811,93 

10874 

1,0 

10874,5 

28 

2,6 

257,48 

Заводоуковское 

384 

22765 

9816,84 

32582 

1,3 

42356,0 

46,3 

1,4 

109,31 

Исетское 

284 

13058 

 

13058 

1,4 

18280,8 

26,1 

2,0 

142,77 

Ишимское 

677 

10460 

17268,46 

27728 

1,0 

27728,2 

97,9 

3,5 

353,07 

Казанское 

354 

8200 

2644,67 

10845 

1,0 

10844,7 

23 

2,1 

212,09 

Нижнетавдинское 

642 

27004 

7670,058781 

34674 

1,0 

34673,8 

24 

0,7 

69,22 

Омутинское 

280 

5058 

4052,8 

9111 

1,1 

10022,0 

20,3 

2,2 

202,56 

Сладковское 

494 

6090 

2335,2 

8425 

1,0 

8424,9 

14,6 

1,7 

173,30 

Сорокинское 

309 

3611 

3936,15 

7547 

1,0 

7546,7 

11,4 

1,5 

151,06 

Тобольское 

419 

34179 

17289,21 

51468 

1,0 

51467,7 

127,8 

2,5 

248,31 

Тюменское 

626 

17018 

21981,16 

38999 

1,8 

70199,0 

663,4 

17,0 

945,03 

Уватское 

322 

16189 

3798,43 

19988 

0,9 

17989,0 

19,3 

1,0 

107,29 

Упоровское 

391 

7257 

9298,91 

16556 

1,0 

16556,3 

21,2 

1,3 

128,05 

Юргинское 

274 

21528 

 

21528 

1,0 

21528,0 

12,7 

0,6 

58,99 

Ялуторовское 

324 

8690 

17605,84229 

26296 

0,9 

23666,2 

52,4 

2,0 

221,41 

Ярковское 

301 

12896 

3568,663 

16465 

1,0 

16464,6 

24,8 

1,5 

150,63 

Всего 

9130 

298569 

152983,1805 

451552 

1,1 

494032,0 

1314,5 

2,9 

273,69 

 

 

311 

 

Имеются  участки  лесов,  расположенные  вблизи  насыщенных  автомобильным 

транспортом  магистралей  города,  однако  существенного  отрицательного  влияния  на  эти 

насаждения концентрированного выделения выхлопных газов не выявлено. 

Об общем состоянии лесов можно судить по результатам ландшафтной таксации. В 

лесах г. Заводоуковска преобладают насаждения высшего класса устойчивости. Вместе с 

тем  10,6%  покрытой  лесом  площади  занято  насаждениями  3-го  класса  устойчивости, 

ослабленными, нуждающимися в уходе. 

41,9%  земель  городских  лесов  г.  Ишима  соответствует  высокой  рекреационной 

оценке, 24,6% – низкой, т.е. эти участки имеют больше плохих показателей, чем хороших, 

и требуют значительных капитальных затрат для организации на них отдыха населения. 

Прилегающие к г. Ишиму леса используются жителями города для отдыха, а леса 

урочища  «Синицинский бор» посещаются отдыхающими из прилегающих к нему домов 

отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей. 

Рекреационная  деградация  городских  лесов  IV  степени  выявлена  на  5,5%,  

причина  –  чрезмерная  плотность  посещений.  В  данном  случае  необходимо  принять 

срочные  меры  для  снижения  отрицательной  нагрузки  на  природную  среду 

рассредоточением посетителей. 94,5% городских лесов не имеют угрожающих нарушений 

лесной среды. Объясняется это положением массивов и малой посещаемостью.  

В  городских  лесах  г.  Тюмени  преобладают  насаждения  первого  класса 

устойчивости. Вместе с тем 11,3% покрытых лесом земель занято насаждениями 2 и 3-го 

классов устойчивости, т.е. ослабленных и нуждающихся в особом уходе.  

Вследствие  сильного  переуплотнения  почвы  5,4%  городских  лесов  имеют  4  и  5 

стадии дигрессии. 

В  качестве  предупредительного  мероприятия,  направленного  на  предотвращение 

переуплотнения корнеобитаемого слоя почв, рекомендуется произвести асфальтирование 

(бетонирование)  постоянной  тропиночной  сети  из  влагопропускающих  материалов. 

Тропинки  с  твердым  покрытием,  проложенные  с  учетом  интересов  жителей, 

отрегулируют потоки пешеходов, что будет исключать переуплотнение почв.  

Низкая  культура  части  жителей  городов  приводит  к  тому,  что  городские  леса 

необходимо  регулярно  очищать  от  бытового  мусора  и  несанкционированных  свалок. 

Ежегодный  планируемый  объем  ликвидации  несанкционированных  свалок  в  

2008–2010 годах составит до 900 куб. м в год.  

При  весенней  очистке  скверов,  парков  можно  видеть,  как  собранный  мусор 

поджигают со старой листвой. Необходимо разъяснить населению, что сжигание листьев 

приносит  вред.  Накопленная  органика  должна  оставаться  на  месте  перегнивания,  а 

 

312 

 

бумагу,  картон,  полиэтилен  и  прочий  бытовой  мусор  нельзя  сжигать  вблизи  деревьев, 

корни которых находятся вблизи поверхности почвы и погибают под кострищами. 

Благоустройство  городских  лесов  –  основная  мера  для  создания  оптимальных 

условий отдыха горожан и предупреждения возможных нарушений природной среды из-

за чрезмерной рекреационной нагрузки на отдельные участки территории. 

В  зависимости  от  рекреационной  нагрузки  режим  использования  объекта  для 

отдыха может быть: 

1.  Свободный – рекреационная нагрузка до 5 чел. на 1 га. 

2.  Среднерегулируемый – 6–20 чел. на 1 га. 

3.  Строго регулируемый – более 20 чел. на 1 га. 

На  фоне  растущего  города  и  развития  транспортной  инфраструктуры  происходит 

изменение  гидрологического  режима  –  повышение  уровня  грунтовых  вод,  что 

способствует  гибели  насаждений  на  больших  площадях.  За  период  1999–2006  годов  в 

лесах  г.  Тюмени  наблюдалось  интенсивное  усыхание  лесов  в  результате  подтопления 

(около 60 га). 

В  целом  можно  отметить,  что  лесные  насаждения  достаточно  успешно 

приспосабливаются  к  антропогенному  и  техногенному  давлению  со  стороны  городской 

среды. 

Для  защиты  и  сохранения  полезных  свойств  лесов  предполагается  использование 

лесных  участков  для  осуществления  рекреационной  деятельности  с  правом  на 

благоустройство территории и создания необходимой инфраструктуры с осуществлением 

мероприятий,  направленных  на  обеспечение  эффективной  охраны,  защиты, 

воспроизводства и лесоразведения. 

Плановое  освоение  территории  городских  лесов  и  зеленых  зон,  контроль  и 

координация  проводимых  мероприятий  позволят  снизить  негативное  воздействие 

антропогенных  и  рекреационных  нагрузок,  ежедневно  испытываемых  лесами,  создать 

комфортные,  благоприятные  условия  для  отдыха  и  жизни  населения,  а  также  улучшить 

количественные и качественные показатели лесных участков. 

К источникам, оказывающим вредное влияние на лес, можно отнести улучшенные 

автомобильные дороги, которые приводят к подтоплению территорий и усыханию лесов, 

а  также  трассы  веток  нефтепроводов  (газопроводов),  проходящие  по  территории 

лесничеств.  Общая  протяженность  магистральных  трубопроводов  в  однониточном 

исчислении  составляет  4,2  тыс.  км,  в  том  числе  нефтепроводов  –  2,1  тыс.  км, 

продуктопроводов – 580 км, газопроводов – 1,5 тыс. км.  

 

313 

 

В  настоящее  время  на  территории  Уватского  лесничества  ведется  интенсивная 

разведка  углеводородного  сырья.  В  результате,  кроме  общераспространенных 

воздействий  в  виде  различных  рубок,  пожаров,  вредителей  и  пр.,  на  лесной  фонд 

оказывают 

существенное 

влияние 

специфические 

для 

нефтедобывающей 

промышленности  воздействия  в  виде  загрязнения  территории  нефтепродуктами, 

минерализованными  водами,  буровыми  растворами,  разрушения  напочвенного  покрова, 

термических  и  химических  воздействий  факелов  при  сжигании  попутных  газов,  а  также 

затопления и подтопления отдельных участков территории. 

Большой  ущерб  лесам  и  окружающей  среде  в  целом  наносят  аварийные  разливы 

нефти. Восстановление нарушенных природных комплексов длится десятки лет и требует 

значительных материальных затрат. 

Лесные  участки  на  площади  357,3  га  ощущают  постоянный  прессинг  от 

воздействия  нефтегазодобычи  и  транспортировки  природных  энергоносителей.  При 

таксации леса выявлено 7,3 га территории, загрязненной нефтепродуктами при аварийном 

разливе.  

Территорию Нижнетавдинского лесничества в юго-восточной его части пересекает 

газопровод,  который  сам  по  себе  является  источником  повышенной  опасности,  так  как 

транспортировка газа ведется под высоким давлением, а перекачивающее оборудование и 

трубопроводные системы работают в агрессивных средах. 

Одной  из  важнейших  экологических  проблем  является  обеспечение  безопасной 

эксплуатации  коммуникаций  по  транспортировке  природных  энергоносителей, 

разрешение на которую входит в компетенцию территориальных органов власти. 

0,0

2,0

4,0

6,0

8,0

10,0

12,0

14,0

16,0

18,0

Аба

тс

кое

Армизон

ское

Аромаш

евское

Бе

рдюжское

Ва

га

йс

кое

Ви

кулов

ское

Голышма

новс

кое

За

водоуковское

Исе

тс

кое

Ишимс

кое

Ка

за

нс

кое

Нижне

та

вдин

ское

Омути

нс

кое

Сла

дковс

кое

Сороки

нс

кое

Тобольс

кое

Тю

ме

нс

кое

Ув

атс

кое

Упоровское

Юрг

ин

ское

Ялут

оровское

Ярковс

кое

Предельно допустимая РН

Максимальная расчетная РН

 

Рисунок 2.7.1.3. Показатели максимальных рекреационных  

и предельно допустимых нагрузок на леса Тюменской области в разрезе лесничеств 

 
В основном все лесничества отдалены от промышленных предприятий, способных 

вредно  воздействовать  на  рост  и  развитие  флоры,  что  благоприятно  сказывается  на 

экологической обстановке районов расположения лесничеств.  

 

314 

 

Загрязнение  атмосферы  дымом  и  выхлопными  газами,  а  также  загрязнение 

сточными водами наблюдается только в населенных пунктах и существенного влияния на 

лес  не  оказывает.  Но  немаловажную  роль  в  деградации  осинников  играют  кислотные 

дожди, идущие регулярно в этом регионе.  

Трудновосполнимый  урон  лесным  землям  наносят  лесные  пожары,  которые 

происходят  в  большей  части  по  вине  населения  (человеческий  фактор),  в  меньшей 

степени по вине лесозаготовителей и от 3,3–0,3% от природных явлений (грозы).  

В  течение  анализируемого  периода  экологическая  обстановка  в  лесах  сильно  не 

изменялась.  Нарушение  экологического  равновесия  в  лесных  биоценозах  на  территории 

лесничеств  выражено  слабо.  От  сверхнормативных  рекреационных  (рисунок  2.7.1.3)  и 

техногенных нагрузок насаждения также деградируют в наименьшей степени.  

В целом экологическое состояние лесов Тюменской области удовлетворительное.  

2.7.2.  Целевые  показатели  уменьшения  воздействия  антропогенных  нагрузок 

на леса, включая планируемый процент уменьшения площади лесов, поврежденных 

в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок 

В  лесах  лесничеств  произошли значительные  изменения,  связанные  с  уточнением 

площадей  лесных  земель.  Поэтому  проанализировать  динамику  экологических 

показателей за прошедший период не представляется возможным.  

Улучшение  состояния  лесного  фонда  без  больших  капитальных  вложений 

возможно  лишь  при  условии  соблюдения  правил  лесопользования,  сохранения  и 

стимулирования  естественных  процессов  лесовосстановления  и  осуществления 

эффективной системы противопожарного устройства территории лесничества. 

На  ближайшую  перспективу  нецелесообразно  проектировать  какие-либо 

мероприятия 

по 

благоустройству 

лесов 

рекреационного 

назначения. 

Чтобы 

квалифицированно  решить  вопрос  обустройства  лесов  зеленой  зоны  и  других  категорий 

защитности,  которые  в  перспективе  могут  использоваться  в  рекреационных  целях, 

специализированным органам необходимо изучить природные условия, демографические 

и  социальные  факторы  и  составить  технорабочий  проект  организации  зоны  отдыха. 

Необходимо  отметить,  что  эти  изыскания  должны  быть  проведены  и  в  лесах  других 

лесофондодержателей  района,  что  позволит  решить  проблему  использования  лесов  в 

рекреационных целях комплексно. 

Кроме того, особое внимание должно уделяться охране используемых для отдыха 

лесов от пожаров, вредителей, захламления бытовыми отходами и строительным мусором. 

В  условиях,  когда  объективные  потребности  населения  городов  в  рекреации 

заметно  возрастают,  особое  значение  имеет  проведение  определенной  муниципальной 

 

315 

 

политики  в  этой  области;  политики,  нацеленной  на  создание  наиболее  благоприятных 

условий  и  предпосылок  наилучшего  использования  местных  лесных  ресурсов  для 

полноценного отдыха людей. 

Для создания оптимальных условий отдыха горожан и предупреждения возможных 

нарушений  природной  среды  из-за  чрезмерной  рекреационной  нагрузки  на  лесные 

участки 

городских 

лесов 

должно 

предусматриваться 

их 

соответствующее 

благоустройство.  Мероприятия  по  благоустройству  лесных  участков  лесов  должны 

предусматривать  четкое  регулирование  нагрузок  на  леса  для  снижения  неизбежного 

антропогенного, рекреационного и техногенного воздействия на них.  

Лесопользователям  предоставляются  в  аренду  и  безвозмездное  пользование  не 

только леса, но и земли, на которых эти леса произрастают, поэтому при определении их 

прав  и  обязанностей  должны  быть  предусмотрены  меры  по  рациональному 

использованию  не  только  лесов,  но  и  земель.  Негативное  воздействие  на  земли  лесного 

фонда отрицательно влияет на состояние лесов. 

В  соответствии  с  требованиями  Федерального  закона  от  10.01.2002  № 7-ФЗ  

«Об  охране  окружающей  среды»  необходимо  рассчитывать  вредное  воздействие  на 

окружающую среду при проектировании лесопользования. 

В  соответствии  с  п.  3  приказа  Федерального  агентства  лесного  хозяйства  от 

22.12.2011  № 545  «Об  утверждении  Порядка  государственной  или  муниципальной 

экспертизы  проекта  освоения  лесов»  целью  экспертизы  является  оценка  соответствия 

проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному 

плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования 

и  сохранения  биологического  разнообразия  лесов  и  законодательству  Российской 

Федерации.

 

При  разработке  раздела  «Оценки  воздействия  проектируемых  мероприятий  на 

окружающую среду» (ОВОС) должны учитываться следующие принципы:  

–  раздел  должен  составляться  отдельно  от  лесоустроительного  проекта  по 

отдельному договору; 

– раздел должен составляться не автором проекта, а лицом, ему оппонирующим;  

–  оценка  мероприятий  выполняется  по  принципу  сравнения  того,  что  есть  и  что 

будет в результате реализации проектируемых мероприятий. 

При  положительном  заключении  ОВОС  на  лесоустроительный  проект  оценка  на 

производные от него проекты не выполняется. 

Обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую 

экспертизу  является  наличие  в  них  (в  составе  разделов  проекта  экспертизы  или  в  виде 

 

316 

 

приложений)  данных  по  оценке  воздействия  на  окружающую  природную  среду 

намечаемой  хозяйственной  и  иной  деятельности  и  экологическому  обоснованию 

допустимости ее реализации. 

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности 

на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии 

России  от  16.05.2000  №  372,  определяет  этапы  проведения  оценки  воздействия  на 

окружающую среду (ОВОС). 

В  соответствии  с  пособием  к  СНиП  11-01-95  по  разработке  раздела  проектной 

документации «Охрана окружающей среды» (письмо № 13-1/25-477 от 30.03.2000) раздел 

охраны  окружающей  среды  в  проектной  документации  должен  содержать  следующие 

подразделы: 

– охрана и рациональное использование земельных ресурсов; 

– охрана атмосферного воздуха от загрязнения; 

– охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения; 

–  охрана  окружающей  среды  при  складировании  (утилизации)  отходов 

промышленного производства; 

– охрана растительного и животного мира; 

–  прогноз  изменения  состояния  окружающей  среды  под  воздействием 

проектируемого объекта; 

– эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий. 

Оценка  воздействия  отходов  на  окружающую  природную  среду  производится  с 

учетом  условий  хранения  и  их  физико-химических  свойств:  растворимость  в  воде; 

летучесть;  реакционная  способность;  опасные  свойства  (взрывоопасность  и 

пожароопасность); агрегатное состояние. 

Лесозащитные  мероприятия  включают  в  себя  санитарные  рубки,  при  которых 

осуществляется  уборка  погибших,  ослабленных  деревьев  и  очистка  площади  лесосек; 

лесопатологические  обследования;  меры  по  локализации  и  ликвидации  очагов  вредных 

организмов;  уборку  захламленности.  Такие  мероприятия  снижают  ущерб,  наносимый 

лесными пожарами, вредителями и болезнями леса.  

Лесопатологические  обследования  позволяют  контролировать  численность  хвое-

листогрызущих  вредителей  в  лесном  сообществе  и  зараженность  болезнями, 

прогнозировать возникновение и развитие очагов, планировать меры и способы борьбы с 

ними. 

Для  улучшения  качественной  структуры  лесов  необходимо  введение  в  породный 

состав  лесного  фонда  хвойных  пород:  сосны,  лиственницы,  ели,  кедра. 

 

317 

 

Невозобновившиеся  вырубки,  гари,  пустыри  и  прогалины,  на  которых  нельзя  ожидать 

естественного возобновления, подлежат лесовосстановлению.  

Для  обеспечения  рационального  неистощительного  использования  лесных 

ресурсов при формировании устойчивых к антропогенным нагрузкам насаждений, а также 

охраны, защиты и воспроизводства лесов необходимо:  

 

формирование  информационной  и  методической  базы  мониторинга  лесов 

путем  обновления  базы  данных  по  лесоустройству  и  разработки  лесохозяйственных 

регламентов  для  конкретизации  условий  и  основных  положений  по  использованию, 

охране, защите, воспроизводству лесов; 

 

разработка  правовых  актов,  регламентирующих  полномочия  органов 

местного  самоуправления  в  отношении  лесных  участков,  не  находящихся  в 

муниципальной собственности;  

 

поддержка и внимание на всех уровнях власти. 

Для  обеспечения  стабильного  функционирования  лесохозяйственной  отрасли  и 

охраны лесов необходимо: 

 

регулирование  деятельности  в  сфере  использования,  охраны,  защиты  и 

воспроизводства лесов; 

 

организация  учета  лесов,  расположенных  на  землях  запаса  и  фонда 

перераспределения, передача их в лесной фонд; 

 

проведение лесоустройства в установленные сроки; 

 

усиление  контроля  соблюдения  правил  отпуска  древесины  на  корню, 

освоения лесосек и самовольного пользования леса; 

 

своевременное принятие мер по профилактике и тушению лесных пожаров; 

 

проведение профилактических мер,  а также мероприятий по локализации и 

ликвидации очагов вредных организмов; 

 

проведение  лесовосстановления  в  объемах  и  сроки,  соответствующие 

нормативам; 

 

благоустройство  лесов,  перевод  их  в  функциональную  категорию 

лесопарков; 

 

расширение площади лесных культур в южных районах; 

 

выделение особо защитных участков леса; 

 

сохранение  защитных  полос  вдоль  дорог,  населенных  пунктов, 

берегозащитных и водоохранных насаждений по берегам рек;  

 

рекультивация  нарушенных  в  результате  хозяйственной  деятельности 

земель.  

 

318 

 

Для ограничения негативного воздействия на водные объекты необходимо: 

–  применение  технически  исправных  машин  и  механизмов  с  отрегулированной 

топливной аппаратурой, исключающей потери горюче-смазочных материалов; 

–  заправка  машин  только  на  специально  оборудованных  площадках 

автозаправщиком  с  механизированной  подачей  топлива,  сбор  отработанных  масел  в 

специальные  емкости,  устройство  складов  горюче-смазочных  материалов,  мастерских 

участков  за  пределами  водоохранных  полос  с  обвалованием  земляным  валом  и 

устройством минерализованной полосы; 

–  в  целях  исключения  повреждения  русла  и  берегов  водотоков,  а  также  их 

загрязнения,  при  переправе  лесозаготовительной  техники  к  местам  производства  работ, 

через  водотоки  предусматривается  сооружение  временных  переправ-настилов,  которые 

после  завершения  работ  разбираются.  Для  погрузочных  площадок,  в  соответствии  с 

утвержденными  технологическими  картами  производства  работ,  в  первую  очередь, 

используют поляны, прогалины и другие места, свободные от леса, а также подроста, не 

имеющие  соприкосновений  с  руслами  рек  и  ручьев.  Магистральные  и  пасечные  волока 

должны  располагаться  в  местах,  исключающих  трелевку  древесины  по  руслам 

постоянных и временных водотоков; 

–  в  лесах  водоохранных  зон  осуществление  рубок  спелых  и  перестойных 

насаждений 

запрещается. 

Разрешается 

проведение 

рубок 

ухода 

и 

других 

лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов; 

–  сбор  образующихся  в  результате  деятельности  всех  видов  отходов  и  их 

утилизация (особенно порубочных остатков); 

–  сбросы  ливневых  и  талых  вод  с  площади  искусственных  сооружений  (мостов) 

лесовозной  дороги  в  водотоки  высшей  рыбохозяйственной  категории  не  должны 

превышать предельно допустимых; 

–  очистка  ливневых  вод  не  требуется  в  связи  с  небольшой  интенсивностью 

движения автотранспорта; 

–  установка  на  границе  водоохранных  зон  рек,  ручьев  по  всей  трассе  лесовозной 

дороги информационно-указательных аншлагов природоохранного назначения; 

–  применение  техники,  исключающей  значительное  уплотнение  почвенных 

горизонтов и нарушающей режим водного стока. 

При данных видах деятельности необходимо строго соблюдать положения Водного 

кодекса Российской Федерации и режим хозяйствования в водоохранной зоне водотоков. 

В  соответствии  с  Водным  кодексом  предусмотрена  минимальная  ширина  водоохранной 

 

319 

 

зоны при длине реки (ручья) от источника: до 10 км – 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 и 

более – 200 м. 

Для улучшения экологического состояния рек и их водоохранных зон Тюменской 

области необходимо: 

 

обустройство  водоохраной  зоны  р.  Иртыш  в  границах  Вагайского, 

Тобольского и Уватского районов; 

 

обустройство  водоохранной  зоны  р.  Ишим  с  притоками  в  границах 

Викуловского района; 

 

корректировка  проекта  установления  водоохранных  зон  и  прибрежных 

полос р. Ишим в границах г. Ишима; 

 

обустройство водоохраной зоны р. Ишим в границах г. Ишима; 

 

проектирование границ водоохранных зон и прибрежных полос р. Иртыш с 

притоками в границах г. Тобольска; 

 

обустройство водоохранной зоны р. Иртыш в границах г. Тобольска; 

 

проектирование границ водоохранных зон и прибрежных полос р. Пышма с 

притоками в границах Тюменского района; 

 

обустройство  водоохранной  зоны  р.  Пышма  с  притоками  в  границах 

Тюменского района; 

 

установление  границ  зон  затопления  уровнями  воды  различной 

обеспеченности р. Исеть в границах Тюменской области; 

 

ликвидация объектов, нарушающих режим водоохранных зон; 

 

очистка  территории  водоохранных  зон  от  несанкционированных  свалок 

бытового и строительного мусора, навоза, мазута, отходов производства. 

 

 

320 

 

ГЛАВА 3.  

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ 

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ  

ПЛАНИРУЕМОГО ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ 

  3.1.  Финансово-экономическое  обоснование  мероприятий  по  осуществлению 

планируемого освоения лесов 

Повышение  эффективности  развития  лесного  сектора  экономики  Тюменской 

области зависит от решения следующих задач: 

–  формирования  благоприятных  финансово-экономических  условий  для 

привлечения инвестиционных ресурсов отечественных и иностранных компаний в сферу 

использования природных ресурсов области; 

– совершенствования действующих и разработка (на федеральном и региональном 

уровнях)  новых  экономических  инструментов  и  нормативно-правовых  методов 

регулирования деятельности в лесном секторе экономики. 

Целями  экономического  обоснования,  запланированных  мероприятий  по 

использованию,  охране,  защите,  воспроизводству  лесов  Тюменской  области  на  

2009–2018 годы являются: 

–  увеличение  продуктивности  лесных  ресурсов  и  экономической  ценности  лесов 

при сохранении и улучшении полезных, средообразующих и социальных функций лесов; 

–  обоснование  планируемых  субвенций  федерального  бюджета  для  реализации 

переданных  полномочий,  исходя  из  соотношения  доходов  и  расходов  в  лесном  секторе 

области; 

–  обоснование  экономических  критериев  и  индикаторов  устойчивого  управления 

лесами. 

В  плановом  периоде  доходы  бюджетной  системы  Российской  Федерации  на 

осуществление  переданных  полномочий  в  области  лесных  отношений  увеличатся  в  

1,2 раза, расходы же к 2018 году увеличатся в 1,5 раза (рисунок 3.1.1). 

         

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..