ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 12

 

 

 

177 

 

Авиационная охрана лесов является составной частью комплекса мероприятий по 

охране  лесов  от  пожаров.  Работы  осуществляются  на  территориях,  где  обнаружение  и 

тушение лесных и других ландшафтных пожаров в лесах наземными силами и средствами 

затруднено  либо  невозможно.  В  работе  ГБУ  ТО  «Тюменская  база  авиационной  охраны 

лесов»  использует  программный  комплекс  «Ясень»,  который  позволяет  быстрее 

обнаруживать  и  ликвидировать  лесные  пожары.  В  дальнейшем  необходимо  создать  и 

укрепить материально-техническое обеспечение авиабазы.  

Объемы  профилактических  противопожарных  мероприятий,  запланированные  с 

учетом  состояния  лесов  Тюменской  области,  позволят  значительно  снизить  потери 

древесины от пожаров (приложение № 16).  

Для  защиты  лесов  от  вредных  организмов  и  принятия  экологически  и 

экономически 

обоснованных 

решений 

предусматривается 

осуществление 

лесопатологического мониторинга с использованием наземных и дистанционных средств, 

а также создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической и 

санитарной обстановки в лесах. 

Лесозащитное  районирование  –  классификация  лесного  фонда  на  основе 

количественных  критериев  в  целях  оптимальной  организации  лесопатологического 

мониторинга. 

Осуществление  лесозащитного  районирования  позволит  обеспечить  санитарную 

безопасность  в  лесах  Тюменской  области  и  сократить  площадь  погибших  лесов  от 

повреждения вредными организмами и воздействия иных неблагоприятных факторов при 

осуществлении  постоянного  контроля  за  качеством  проведенных  санитарно-

оздоровительных мероприятий на территории Тюменской области сотрудниками «Центра 

защиты леса Тюменской области». 

Проведение  профилактической  работы  по  предупреждению  (профилактике) 

вспышек  массового  размножения  и  распространения  вредных  насекомых  и  болезней 

позволит снизить гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение 

ее  деловых  качеств.  Эффективность  профилактической  работы  зависит  от  состояния 

надзора за появлением вредителей и болезней, своевременности назначения и проведения 

истребительных мер борьбы с ними. 

Общее санитарное состояние лесов (по данным санитарного и лесопатологического 

обзора  за  последние  5  лет  ФГУ  «Российского  центра  защиты  леса»,  филиала  «Центра 

защиты  леса  Тюменской  области»)  в  настоящее  время  следует  считать 

удовлетворительным.  Объемы  работ  по  лесозащитным  мероприятиям  на  планируемый 

период  позволят  сократить  площади  повреждения  и  гибели  лесов.  Санитарно-

 

178 

 

оздоровительными  мероприятиями  являются  сплошные  и  санитарные  рубки,  очистка 

лесов от  захламления, загрязнения;  уборка захламленности, которая осуществляется, как 

правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями.  

Гари  и  погибшие  насаждения  планируется  осваивать  после  уборки  сгоревших  и 

погибших деревьев посадкой лесных культур, а также используя комбинированный метод 

там, где это необходимо. 

Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в соответствии с Правилами 

санитарной  безопасности,  утвержденными  постановлением  Правительства  Российской 

Федерации  от  29.06.2007  № 414,  Руководством  по  проведению  санитарно-

оздоровительных  мероприятий  (приложение  №  2  к  приказу  Рослесхоза  от  29.12.2007 

№ 523). 

Сокращение площади погибших лесов от повреждения вредными организмами и от 

воздействия  иных  неблагоприятных  факторов  возможно  только  после  своевременного 

проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. 

2.1.3. Иные целевые показатели улучшения состояния лесов 

Приказом  Рослесхоза  от  16.04.2012  №  141  утверждены  целевые  прогнозные 

показатели  по  осуществлению  отдельных  полномочий  Российской  Федерации  в  области 

лесных  отношений,  реализация  которых  передана  органам  государственной  власти 

субъектов Российской Федерации.  

Одним  из  основных  показателей  продуктивности  насаждений  является  общий 

годичный  средний  прирост  древесины.  Леса  области  характеризуются  сравнительно 

низкой производительностью. По данным государственного лесного реестра на 1 января 

2012 года, средний прирост древесины на 1 га составил 2 куб. м, в том числе по хвойным – 

1,44 куб. м, по лиственным в 1,4 раза выше – 2,09 куб. м. 

Исходя из исключительно важного экологического, экономического и социального 

значения  лесов  области,  основными  задачами  лесного  хозяйства  на  предстоящий 

ревизионный период являются: 

 

повышение  природоохранных  свойств  лесов,  усиление  их  экологических 

функций; 

 

рациональное 

использование 

лесных 

земель, 

выращивание 

высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород; 

 

интенсификация рубок ухода за лесом на основе современной нормативно-

технической базы и повышение их качества; 

 

организация системы элитного семеноводства; 

 

179 

 

 

повышение  качества  посадочного  материала,  внедрение  новых  технологий 

по  его  выращиванию  (создание  комплекса  по  выращиванию  посадочного  материала  с 

закрытой корневой системой); 

 

усиление контроля за качеством рекультивируемых участков земель лесного 

фонда,  предоставленных  в  аренду  для  целей,  не  связанных  с  созданием  лесной 

инфраструктуры; 

 

максимальное использование естественного возобновления леса и создание 

лесных культур для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами; 

 

совершенствование  наземной  охраны  лесов  от  пожаров,  создание  системы 

компьютерной  связи  диспетчерских  пунктов,  межведомственного  оперативного 

управления  охраной  лесов  на  основе  государственной  программы  охраны  лесов  от 

пожаров; 

 

использование безвредных для флоры и фауны препаратов при защите леса 

от вредителей и болезней леса; 

 

обеспечение  благоприятных  условий  рекреационного  лесопользования  без 

ущерба лесной среде; 

 

обеспечение  надлежащей  охраны  и  содержание  особо  охраняемых 

природных объектов и территорий, расположенных в пределах лесного фонда лесничеств; 

 

дальнейшая  активизация  и  передача  совместно  с  местными  органами 

исполнительной  власти  участков  лесного  фонда  в  аренду  для  заготовки  древесины, 

лесных  второстепенных  материалов,  побочных  лесных  пользований,  использования 

лесного  фонда  для  нужд  охотничьего  хозяйства,  а  также  в  научно-исследовательских, 

культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях; 

 

обеспечение  жесткого  государственного  контроля  за  состоянием  лесного 

фонда, рациональным использованием лесных ресурсов и соблюдением лесоводственных 

и  экологических  требований  в  процессе  заготовок  древесной,  недревесной  лесной 

продукции и других видов лесных пользований; 

 

сохранение биологического разнообразия; 

 

сертификация древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных 

ресурсов; 

 

повышение максимального дохода с единицы площади лесного фонда. 

2.2.  Распределение  лесов  по  зонам  планируемого  освоения,  в  том  числе  по 

видам использования и интенсивности освоения 

 

 

180 

 

2.2.1. Общая оценка перспектив освоения лесов в Тюменской области с учетом 

программ  социально-экономического  развития  и  документов  территориального 

планирования области  

При  оценке  перспектив  освоения  лесов  в  Тюменской  области  учтены  следующие 

программы  социально-экономического  развития  и  документы  территориального 

планирования области: 

– Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ;  

–  Концепция  долгосрочного  развития  Тюменской  области  до  2020  года  и  на 

перспективу до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Тюменской области 

от 25.05.2009 № 652-рп); 

–  Схема  территориального  планирования  Тюменской  области  (утверждена 

постановлением Правительства Тюменской области от 31.12.2008 № 382-п); 

–  долгосрочная  целевая  программа  «Основные  направления  развития  лесного 

комплекса  Тюменской  области»  на  2012–2014  годы  (утверждена  распоряжением 

Правительства Тюменской области от 14.07.2012 № 1250-рп). 

Результаты анализа современного состояния освоения лесов в Тюменской области 

дают основания для постановки следующих актуальных проблем: 

 

отсутствие  многоцелевого  комплексного  освоения  лесов  ввиду  отсутствия 

полного обоснования основных и наиболее эффективных направлений и мероприятий по 

сбалансированию  спроса  и  предложения  на  ресурсы  и  услуги  леса  для  обеспечения 

устойчивого социально-экономического развития хозяйствующих субъектов и общества в 

целом; 

 

недостаточно развиты арендные отношения в лесу (таблица 2.2.1.1); 

 

отсутствие нормативной базы субъекта по вопросам организации использования 

лесов, их охраны, защиты и воспроизводства; 

 

низкие  объемы  заготовки  древесины  по  отношению  к  ежегодно  допустимым 

объемам изъятия древесины; 

 

не  используется  естественный  потенциал  дикорастущих  ягод,  грибов  и 

растительных ресурсов лекарственного, пищевого и другого назначения; 

 

не развиты лесная и лесоперерабатывающая инфраструктуры; 

 

не используется рекреационный потенциал лесов; 

 

недостаток высококвалифицированных рабочих и управленческих кадров; 

 

ограниченный перечень видов лесной продукции; 

 

181 

 

 

недостаток  мощностей  по  переработке  лиственной,  а  также  низкотоварной 

древесины; 

 

высокая  изношенность  производственной  базы  предприятий,  осуществляющих 

заготовку  древесины,  ее  переработку,  а  также  выполняющих  мероприятия  по  охране, 

защите и воспроизводству лесов; 

 

отсутствие  инновационных  технологий  при  заготовке  древесины  ввиду 

использования  машинно-тракторного  парка,  а  соответственно,  и  механизмов, 

изготовленных по технологиям 30–40-летней давности

Таблица 2.2.1.1 

Арендные отношения на землях лесного фонда в Тюменской области 

Показатели 

 

Ед. 

изм. 

01.01.2007 

01.01.2008 

01.01.2009 

01.01.2010 

01.01.2012 

Доля  площади  земель  лесного 

фонда,  предоставленного  в 
аренду 

для 

заготовки 

древесины  от  общей  площади 
земель лесного фонда 

4,7 

10,6 

17,3 

17,9 

12,0 

 

По  состоянию  на  1  января  2013  года  общая  площадь  лесных  участков, 

предоставленная  в  аренду  и  постоянное  (бессрочное)  пользование  по  всем  видам 

использования лесов, составляет почти 3 млн га, в том числе: 

заготовка древесины –1 906 587 га; 

осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства – 1 310 638,3 га; 

ведение сельского хозяйства – 2 045 га; 

осуществление 

научно-исследовательской 

деятельности, 

образовательной 

деятельности – 1 435,75 га; 

осуществление рекреационной деятельности – 1 035,52 га; 

выполнение  работ  по  геологическому  изучению  недр,  разработке  месторождений 

полезных ископаемых – 31 013,55 га; 

строительство  и  эксплуатация  водохранилищ  и  иных  искусственных  объектов  – 

33,16 га; 

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов – 26 565,62 га; 

переработка древесины и иных лесных ресурсов – 10,5 га. 

Перспективы  освоения  лесов,  согласно  документам  социально-экономического  и 

территориального планирования Тюменской области, следующие: 

–  реализация  инвестиционных  проектов  (планируется  создание  новых 

лесозаготовительных предприятий и увеличение деревообрабатывающих мощностей); 

 

182 

 

– увеличение доли лесов, вовлеченных в заготовку древесину; 

– развитие лесной инфраструктуры; 

–  развитие  лесоперерабатывающей  инфраструктуры  (строительство  целлюлозно-

бумажного  комбината  и  более  мелких  производств  по  переработке  древесины  и 

древесного сырья (лесопиление, мебельное производство, деревянное домостроение); 

–  создание  инфраструктуры  при  осуществлении  туристско-рекреационной 

деятельности  с  целью  увеличения  количества  прибывших  туристов  до  30%;  роста 

занятости  населения  в  отраслях,  связанных  с  туризмом,  в  том  числе  лесного  туризма; 

увеличения продолжительности срока пребывания туристов в лесу; 

– создание инфраструктуры при освоении месторождений углеводородного сырья, 

разведанных  месторождений  полезных  ископаемых  (кирпичная  глина,  керамзитовая 

глина,  строительный  песок,  песок  стекольный,  торф,  сапропель,  мергель,  йодобромные 

воды и т.д.); 

–  вовлечение  в  использование  значительных  ресурсов  лекарственно-технического 

сырья и пищевой недревесной продукции леса (ягоды, грибы и т.д.). 

В  схеме  территориального  планирования  Тюменской  области  определены 

направления устойчивого развития при освоении лесов (таблица 2.2.1.2), потенциальные 

объекты для инвестиционной деятельности (таблица 2.2.1.3), разведанные месторождения 

полезных ископаемых (таблица 2.2.1.4). 

 

183 

 

Таблица 2.2.1.2 

Направления устойчивого развития при освоении лесов 

 

№ 

п/п 

Наименование 

лесничества 

Сельское хозяйство 

Разработка месторождений 

Ведение 

охотничьего 

хозяйства и 

осуществление 

охоты 

Туристическо-

рекреационая 

деятельность 

Заготов-

ка 

древе-

сины 

пашн

и 

пас

тб

ища 

и 

се

но

ко

сы

 

пч

ел

ово

дс

тво

 

то

рф

 

гл

ин

а 

пес

ок

 

йодобромные 

воды, имеющие 

промышленное 

значение 

сап

ро

пел

ь 

промышленные 

запасы нефти 

ох

от

ни

чье

-

рыбо

ло

вн

ы

й 

ту

ри

зм

 

исто

ри

ко

-

ку

льту

рн

ы

й 

ту

ри

зм

 

са

нато

рн

о-

ку

ро

рт

ный

 т

ур

изм

 

Абатское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армизонское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аромашевское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бердюжское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вагайское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викуловское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голышмановское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заводоуковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исетское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

Ишимское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

Казанское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 

Нижнетавдинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 

Омутинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

Сладковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

Сорокинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

Тобольское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

Тюменское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

Уватское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 

Упоровское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 

Юргинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 

Ялуторовское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 

Ярковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

184 

 

Таблица 2.2.1.3 

Потенциальные объекты для инвестиционной деятельности 

 

№ 

п/п 

Наименование 

лесничества 

Углеводородное 

сырье 

Распиловка, 

производство 

столярных 

изделий 

Строительство 

ЦБК 

Производство 

ДСП, ДВП, 

МДФ, пеллеты 

Лесохимия 

Производство 

мебели, фанеры 

Объекты 

санаторно-

куротного 

назначения 

Лесозаготовки 

Абатское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армизонское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аромашевское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бердюжское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вагайское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викуловское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голышмановское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заводоуковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исетское 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

Ишимское 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

Казанское 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 

Нижнетавдинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 

Омутинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

Сладковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

Сорокинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

Тобольское 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

Тюменское 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

Уватское 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 

Упоровское 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 

Юргинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 

Ялуторовское 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 

Ярковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

185 

 

 

Таблица 2.2.1.4 

 Разведанные месторождения полезных ископаемых 

 

№ 

п/п 

Наименование 

лесничества 

Углеводородное 

сырье 

Керамзитовая 

глина 

Кирпичная 

глина 

Строительный 

песок 

Песок 

стекольный 

Торф 

Сапропель 

Йодобром-

ная вода 

Мер-

гель 

Абатское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армизонское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аромашевское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бердюжское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вагайское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Викуловское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голышмановское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заводоуковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исетское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 

Ишимское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

Казанское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 

Нижнетавдинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 

Омутинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 

Сладковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 

Сорокинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 

Тобольское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 

Тюменское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

Уватское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 

Упоровское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 

Юргинское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 

Ялуторовское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 

Ярковское 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

186 

 

Освоение лесов на ближайшую перспективу (до 2020 года) планируется: 

–  в  зоне  разведанных  месторождений  углеводородного  сырья,  а  также  иных 

полезных ископаемых; 

– в зонах влияния городов Тюмень, Тобольск, Заводоуковск, Ялуторовск, Ишим; 

–  в  районах  размещения  основных  запасов  хвойной  древесины:  Уватском 

муниципальном  районе,  Тобольском  муниципальном  районе,  Вагайском  муниципальном 

районе,  Ярковском  муниципальном  районе,  Нижнетавдинском  муниципальном  районе, 

Заводоуковском городском округе, Юргинском муниципальном районе; 

–  в  зонах  опережающего  развития  (новых  региональных  центров  инновационного 

экономического  роста,  отличающихся  федеральным  уровнем  значимости  и  обладающих 

потенциалом  ускоренного  развития  относительно  окружающей  территории  в 

долгосрочной  перспективе)  (рисунок  2.2.1.1  –  из  Концепции  долгосрочного  социально-

экономического  развития  Тюменской  области  до  2020  года  и  на  перспективу  до  

2030  года):  Тюменской  зоне  создания  инновационных  технологий  (г.  Тюмень  и 

Тюменский район), Тюменской агропромышленной зоне (сельскохозяйственные районы), 

Уватской 

нефтедобывающей 

зоне, 

Тюменской 

туристско-рекреационной 

зоне  

(г.  Тобольск,  г.  Ялуторовск,  г.  Тюмень,  Исетский,  Тобольский,  Тюменский  и  Уватский 

районы); 

–  на  территориях  вдоль  основных  транспортно-коммуникационных  коридоров  на 

территории Тюменской области, и в первую очередь вдоль транссибирского направления. 

 

 

187 

 

 

Рис.2.2.1.1. Зоны опережающего развития юга Тюменской области   

 

Федеральная  значимость  региональной  зоны  опережающего  развития  «Уватская 

нефтедобывающая  зона»  (Т-1  на  рисунке  2.2.1.1)  определяется  наличием  существенных 

запасов 

углеводородных 

ресурсов 

и 

инвестиционных 

проектов 

крупных 

нефтедобывающих  компаний  по  их  освоению

1

,  включая  «Уватский  проект»  компании 

ТНК-ВР.  

                                                 

1

  По  состоянию  на  01.01.2008  разведано  и  поставлено  на  государственный  баланс  30  месторождений  углеводородного  сырья, 

расположенных на территории Уватского района. Разведанные геологические запасы нефти категорий А+В+С

составляют 332 млн 

тонн,  балансовые  геологические  запасы  –  1 395  млн  тонн.  В  промышленной  разработке  находится  только  1  месторождение  – 
Кальчинское (недропользователь – ОАО «Тюменнефтегаз», входящее в компанию ТНК-ВР).  

 

188 

 

Основная  специализация  зоны  –  добыча  топливно-энергетических  ресурсов.  В 

дальнейшем  планируется  как  расширение  добычи,  так  и  создание  производств  по 

переработке нефти (предположительно в г. Увате).  

Наряду  с  нефтяной  промышленностью  на  территории  данной  ЗОР  перспективно 

развитие  производств  лесного  комплекса,  в  частности  намечено  строительство 

производства по глубокой переработке древесины в п. Туртас.  

Для достижения  устойчивого развития Тюменской области за счет использования 

лесов необходимо решение следующих задач: 

–  обеспечение  эффективного  использования  лесов  с  применением  рыночных 

механизмов при организации их использования, охраны, защиты и воспроизводства;  

–  обеспечение  научно-инновационного  развития  с  созданием  необходимого 

кадрового обеспечения лесного комплекса; 

–  повышение  уровня  глубокой  химической,  механической  и  энергетической 

переработки древесного сырья; 

– расширение перечня и увеличение роста объемов продукции лесопромышленного 

производства с высокой добавленной стоимостью; 

–  улучшение  инвестиционного  климата  для  развития  инфраструктуры  в  районах 

освоения  новых  лесных  массивов,  в  том  числе  при  реализации  приоритетных 

инвестиционных проектов. 

К  приоритетным  направлениям  деятельности  при  освоении  лесов  в  период  до  

2020 года и в перспективе до 2030 года относятся:  

– обеспечение устойчивого управления лесами и сохранение в них биологического 

разнообразия  на  основе  рационального  и  неистощительного  использования  лесов, 

продвижения лесной сертификации, отвечающей мировым стандартам, сохранения лесов 

природоохранного  назначения,  формирования  эффективного  механизма  арендных 

отношений,  в  том  числе  долгосрочной  аренды  лесных  участков  с  сохранением  целевых 

лесообразующих  пород,  стимулирования  использования  лесов  в  спортивно-

оздоровительных  и  рекреационных  целях,  а  также  совершенствование  системы 

государственного лесного контроля и надзора, мониторинга использования лесов; 

–  разработка  и  внедрение  экономического  механизма  стимулирования  глубокой 

переработки древесины и экологизации лесопромышленного производства, а также схемы 

приоритетного  транспортного  освоения  лесов,  предусматривающих  формирование 

производственных  кластеров  на  базе  крупных  лесоперерабатывающих  предприятий  и 

вовлечение  в  эксплуатацию  перспективных  лесосырьевых  территорий  Уватского, 

 

189 

 

Вагайского,  Тобольского  районов  как  основы  участия  лесного  сектора  экономики  в 

решении социальных задач региона; 

– повышение социальной ответственности лесного бизнеса; 

– научно-инновационное, 

кадровое 

и 

маркетинговое 

обеспечение 

лесопромышленного комплекса; 

– организация  эффективного  межведомственного  взаимодействия,  включая 

взаимодействие  с  уполномоченными  федеральными  органами  исполнительной  власти  и 

органами  государственной  власти  Тюменской  области  по  пресечению  незаконных 

заготовок  древесины,  ее  незаконного  оборота  и  иных  противоправных  посягательств  в 

отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий; 

– увеличение масштабов и темпов восстановления лесов.  

2.2.2.  Обоснование  выделения  зон  планируемого  освоения  лесов  для 

различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности 

При  обосновании  выделения  зон  планируемого  освоения  лесов  для  различных 

видов их использования с дифференциацией по интенсивности за основу приняты: 

– Закон  Тюменской  области  от  05.11.2004  № 263  (ред.  от  06.06.2006)  

«Об  установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении 

их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения»; 

– схема  территориального  планирования  Тюменской  области,  утвержденная 

постановлением Правительства Тюменской области 

от 31.12.2008 № 382-п; 

– схемы  территориального  планирования  муниципальных  районов  Тюменской 

области, утвержденные в установленном порядке; 

– генеральные  планы  сельских  поселений  и  городских  округов,  утвержденные  в 

установленном порядке; 

– правила  землепользования  и  застройки  сельских  поселений  муниципальных 

районов  Тюменской  области,  городских  округов  Тюменской  области,  утвержденные  в 

установленном порядке; 

– характеристика состояния лесов и их использования за 5 лет, предшествовавших 

разработке Лесного плана Тюменской области, а также внесенные в нее изменения; 

– методические  рекомендации  по  организации  лесного  хозяйства  и  устойчивого 

управления  лесами,  утвержденные  Министерством  природных  ресурсов  Российской 

Федерации, 2001 (в части, не противоречащей действующему законодательству); 

– комплексное  районирование  лесов  Тюменской  области  (методические 

рекомендации); 

 

190 

 

– методика  исследования  интенсивности  лесного  хозяйства,  разработанная 

ЛенНИИЛХ. 

В  качестве  основного  критерия  при  выделении  зон  освоения  лесов  принята 

однородность экономических возможностей при использовании и воспроизводстве лесов. 

Критериями выделения зон освоения лесов также являются: 

– степень  развития  отдельных  отраслей  лесного  производства  (лесовыращивание, 

лесозаготовка, лесопиление, деревообработка, домостроение); 

– уровень удовлетворения спроса на продукцию и полезности леса; 

– тяготение  к  транзитным  путям  транспорта,  крупным  центрам  переработки 

древесины и ее потребления. 

Границы  зон  освоения  лесов  необходимо  совмещать  с  административными 

границами  муниципальных  образований  в  силу  сочетания  ресурсов  с  неравномерностью 

развития  производства  и  отдельных  его  отраслей  в  отдельных  муниципальных 

образованиях Тюменской области.  

При  зонировании  лесов  по  видам  и  интенсивности  их  планируемого  освоения 

основой служат сведения: 

– о центрах освоения лесов (зоны влияния); 

–  о  региональных  центрах  инновационного  экономического  роста,  отличающихся 

федеральным  уровнем  значимости  и  обладающих  потенциалом  ускоренного  развития 

относительно  окружающей  территории  в  долгосрочной  перспективе,  включая  степень 

обжитости  района;  уровень  развития  экономики  района;  обеспеченность  трудовыми 

ресурсами; транспортную освоенность; 

–  о  природных  условиях  среды,  из  которой  непосредственно  извлекаются 

добываемые лесные ресурсы; 

– о видах и качестве природных ресурсов, а также сроках их извлечения; 

– об уровне потребления лесопродукции; 

– об экологической и социальной составляющих, включая распределение лесов по 

целевому назначению.

 

Для  Тюменской  области  характерны  существенные  различия  в  уровне  развития 

территорий и городов.  

Из 26 административно-территориальных единиц на семь приходится 80% объема 

производства промышленной продукции, в восьми районах сконцентрировано около 65% 

валовой продукции сельского хозяйства, а в четырех – 80% капитальных вложений. 

Наиболее крупными ареалами расселения и хозяйственной деятельности являются 

зоны интенсивного воздействия г. Тюмени, зоны влияния городов Тобольска и Ишима. 

 

191 

 

Основными линейными зонами современного и перспективного развития являются 

зоны влияния Транссибирской магистрали и, в меньшей степени, транспортного коридора 

Тюмень – Сургут. Сезонными элементами каркаса являются основные судоходные реки, 

прежде всего Тобол, Тура, Иртыш.  

В  пределах  Тюменской  области  в  сообщении  запад  –  восток  предлагается 

сформировать  два  транспортных  коридора:  «Западная  Европа  –  Россия  (Транссиб)  – 

Корейский  полуостров»  и  «Северо-Российская  Евроазиатская»  с  вариантом  включения 

Северо-Сибирской магистрали. 

Трасса  транссибирского  коридора  уже  существует,  и  требуются  мероприятия  по 

его усилению и развитию. Трассы магистралей «Северо-Сибирская» и «Баренцево море – 

Коми-Урал» для второго коридора только намечены и требуют детальной трассировки и 

согласований на стадии районных планировок территорий субъектов Федерации. 

Распределение лесов по зонам их освоения осуществлено по следующим уровням: 

1.  Региональный  уровень:  выделяются  зоны  освоения  лесов  (ранжирование 

лесничеств по интенсивности освоения лесов). 

2.  Муниципальный  уровень:  выделяются  центры  зон  и  районов  освоения  лесов 

(комплексная оценка перспектив инвестиционной деятельности). 

Минимальной  единицей  планирования  использования  лесов  согласно  видам, 

предусмотренным  статьей  25  Лесного  кодекса  Российской  Федерации,  при  поуровневом 

зонировании лесов являются либо лесной квартал, либо лесотаксационный выдел.  

Разрешенные  виды  использования  лесов  будут  непосредственно  определены  в 

лесохозяйственных регламентах лесничеств Тюменской области.  

Возможность  возведения  как  временных,  так  и  капитальных  спортивных  и 

физкультурно-оздоровительных сооружений определяется правилами землепользования и 

застройки  муниципальных  образований,  где  учтены  требования  законодательства 

Российской Федерации. 

С  учетом  вышеуказанного,  а  также  однородности  экономических  возможностей 

при  использовании  и  воспроизводстве  лесов  для  Тюменской  области  предлагается 

выделить три зоны освоения лесов: 

– зона промышленно-эксплуатационных лесов (Уватский, Тобольский, Вагайский, 

Викуловский муниципальные районы); 

–  зона  условно-эксплуатационных  лесов  (Тюменский,  Нижнетавдинский, 

Ярковский,  Юргинский,  Ялуторовский,  Заводоуковский,  Упоровский,  Исетский 

муниципальные районы); 

 

192 

 

– 

зона 

агролесомелиоративных 

лесов 

(Омутинский, 

Армизонский, 

Голышмановский,  Бердюжский,  Сорокинский,  Абатский,  Ишимский,  Сладковский, 

Аромашевский, Казанский муниципальные районы). 

1. Зона промышленно-эксплуатационных лесов (комплексное использование лесов 

средней интенсивности).  

Зона  располагается  на  севере  и  северо-востоке  Тюменской  области  и  включает  в 

себя  Уватское,  Тобольское,  Вагайское,  а  также  Викуловское  лесничества  Тюменской 

области.  

Площадь зоны освоения – 8 213,324 тыс. га. 

Главными  центрами  освоения  лесов  являются  п.  Уват,  г.  Тобольск,  с.  Вагай, 

с. Викулово. 

Продуктивность  лесов  в  суходольных  условиях  средняя  (III–IV  бонитеты). 

Преобладают  типы  леса  зеленомошной  группы,  широко  распространены  травяно-

зеленомошные,  сфагновые,  папоротниковые  и  травяные  типы  леса.  В  районе  много 

верховых болот, заболоченность более 60%.  

В  составе  лесов  сравнительно  одинаковую  площадь  занимают  как хвойные,  так и 

лиственные насаждения, за исключением Викуловского лесничества.  

Широко  представлены  низкопродуктивные  заболоченные  леса.  Естественное 

возобновление  лесов  происходит  со  сменой  пород,  за  исключением  сосняков 

лишайниковых,  брусничных  и  сфагновых.  Повсеместное  наличие  подроста  из 

темнохвойных  пород,  в  основном  ели  и  кедра,  остро  ставит  перед  лесным  хозяйством 

задачу  разработки  соответствующих  систем  рубок,  способствующих  восстановлению 

темнохвойных  пород  и  повышению  продуктивности  лесов,  что  требует  значительного 

увеличения объемов рубок ухода. 

Благоприятные климатические и почвенные условия позволяют создавать культуры 

высокой  продуктивности.  Основное  внимание  при  этом  должно  уделяться  сосне,  ели  и 

кедру.  Таким  образом,  восстановление  лесов  следует  ориентировать  на  естественное 

возобновление и создание лесных культур. 

Перспективы  освоения  лесов  связаны,  в  первую  очередь,  с  развитием 

нефтегазового сектора экономики региона. Данная зона также перспективна для развития 

интенсивных  лесозаготовок  с  организацией  постоянно  действующих  предприятий  с 

полной  утилизацией  лиственной  древесины  и  лесосечных  отходов,  производств 

технологической щепы.  

В  зоне  промышленно-эксплуатационных  лесов  имеются  также  условия  для 

организации хозяйств по комплексному использованию кедровников.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..