ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 год) - часть 4

 

 

49 

 

тыс. га. Кроме того, на территории области функционируют два заказника федерального 

значения  («Белоозерский»  –  в  Армизонском  районе  и  «Тюменский»  –  в 

Нижнетавдинском) общей площадью 72 тыс. га. С их учетом площадь ООПТ составляет 

893 тыс. га, или 5,6% территории области.  

К 2015 году в результате реализации Схемы размещения и развития системы особо 

охраняемых  природных  территорий  регионального  значения  Тюменской  области  на  

2011–2014 годы площадь особо охраняемых природных территорий в Тюменской области 

должна достичь среднероссийского уровня.  

Таблица 1.1.8.1 

Особо охраняемые природные территории Тюменской области, России и СНГ  

Регион 

Тюменская область 

Россия 

Страны СНГ 

Площадь региона, тыс. га 

16012,2 

1707540 

2210090 

Число заказников/ 
 их площадь, тыс. га  

35 / 783,735 

4065 / 58800,00 

6835 / 69516,00 

Общая площадь ООПТ, тыс. га  

893000 

130000 

148944 

Процент от площади региона 

5,6 

7,6 

6,7 

 

Водно-болотные  угодья  (далее  –  ВБУ)  –  один  из  ключевых  типов  экосистем, 

обеспечивающих  сохранение  биологического  разнообразия.  Основной  подход  к 

сохранению  биологического  разнообразия  растительного  покрова  предполагает  создание 

системы  особо  охраняемых  природных  территорий  (ООПТ)  различного  статуса, 

включающих  зональные  (типичные)  комплексы  видов,  уникальные  (в  первую  очередь 

реликтовые) сообщества и отдельные местонахождения редких видов. 

Особое  значение  имеет  организация  ООПТ  в  области  контакта  различных 

биогеографических зон, в том числе в лесостепи. 

Организация  ООПТ,  входящих  в  сеть  водно-болотных  угодий,  имеющих 

международное  значение  согласно  Рамсарской  конвенции  (1971),  является  сравнительно 

новой  для  нашей  страны  формой  создания  ООПТ,  и  методические  разработки  в  этом 

плане практически отсутствуют. 

В  соответствии  с  международной  Конвенцией  о  водно-болотных  угодьях, 

имеющих  международное  значение,  на  территории  Тюменской  области  постановлением 

Правительства  Российской  Федерации  от  13.09.1994  № 1050  выделено  водно-болотное 

угодье  «Озера  Тоболо-Ишимской  лесостепи»,  главной  задачей  которого  является 

сохранение  озерно-болотной  системы,  как  регулятора  водного  режима  и  местообитания 

водной и околоводной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц. 

Угодье  расположено  на  территории  Армизонского,  Бердюжского,  Казанского  и, 

частично,  Ишимского  административных  районов  Тюменской  области.  Лесостепные 

50 

 

ландшафты  ВБУ  представляют  собой  комплекс  участков  мелколиственных  осиново-

березовых  лесов  с  сельскохозяйственными  землями  на  месте  остепненных  лугов  и 

луговых  степей.  Широко  распространены  также  интразональные  ландшафты,  такие  как 

злаковые  и  осоково-злаковые  низинные  болота,  солонцеватые  луга,  солончаки. 

Характерной  особенностью  является  наличие  большого  числа  озерных  котловин, 

различных по размерам, форме, происхождению и степени минерализации вод. 

Роль  ВБУ  «Озера  Тоболо-Ишимской  лесостепи»  на  данном  этапе  сводится  к 

функционированию  входящих  в  него  10  заказников  и  памятника  природы  

(таблица  1.1.8.2).  Все  заказники  имеют  комплексный  зоологический  характер  и 

представлены в основном озерными и болотными ландшафтами. 

Таблица 1.1.8.2 

Охраняемые природные территории, входящие в состав  

ВБУ «Озера Тобола-Ишимской лесостепи» 

 

Наименование 

ООПТ 

Муниципальный 

район 

Профиль 

Площадь, га 

Год создания 

Заказник федерального значения 

Белозерский 

Армизонский 

Комплексный 

зоологический 

20438 

1968 

Заказник регионального значения 

Афонский 

Казанский 

Комплексный 

зоологический 

17215 

1997 

Барсучье 

Сладковский 

20507 

2000 

Дубынский 

Казанский 

10600 

2001 

Кабанский 

Сладковский 

24110 

1981 

Клепиковский 

Ишимский 

12925 

1996 

Окуневский 

Бердюжский 

1930 

1968 

Песочный 

Бердюжский 

930 

1968 

Таволжанский 

Сладковский 

2720 

1994 

Южный 

Бердюжский 

11718 

1998 

Памятник природы регионального значения 

Озеро Брусничное 

Сладковский 

Комплексный 

55 

1994 

 

Как показывает опыт работы заказников, именно они являются на территории ВБУ 

структурами, обеспечивающими реальную охрану биоразнообразия. Это район массового 

гнездования  водоплавающих  и  колониально  гнездящихся  птиц,  располагающийся  на 

одном из крупнейших пролетных путей водных и околоводных птиц.  

Лесостепная зона Тюменской области, значительную часть которой занимает ВБУ, 

в  силу  своего  географического  положения,  особенностей  строения  и  почвенно-

климатических  условий,  представляет  собой  район  интенсивного  сельскохозяйственного 

освоения.  Зональные  типы  экосистем,  в  прошлом  представленные  преимущественно 

луговыми  степями  и  остепненными  лугами  в  сочетании  с  мелколиственными  лесами,  в 

настоящее  время  практически  полностью  уничтожены,  а  оставшиеся  участки  в 

значительной  степени  трансформированы.  По  предварительной  оценке  флора  водно-

51 

 

болотного  угодья  включает  не  менее  800  видов  (около  20%  всего  флористического 

разнообразия Сибири), из которых порядка 200 видов являются редкими. 

В  последнее  время  большое  внимание  уделяется  задаче  сохранения  естественных 

компонентов  растительного  покрова,  в  частности  охране  редких  и  исчезающих  видов. 

Очевидно,  что  сохранение  отдельных  видов  возможно  только  в  составе  растительных 

сообществ,  являющихся,  в  свою  очередь,  частью  более  крупных  территориально-

функциональных единиц растительного покрова. 

Растительный  покров  территории  ВБУ  «Озера  Тоболо-Ишимской  лесостепи» 

представлен сложным комплексом луговых злаково-разнотравных степей и остепненных 

лугов  (в  настоящее  время  большей  частью  трансформированных),  их  галофитных 

вариантов  в  сочетании  с  осиново-березовыми  лесами  и  значительным  участием 

незональных  растительных  сообществ  (островные  сосновые  леса  на  песчаных  почвах, 

пойменные сообщества, различные типы болот). 

Лесные  сообщества,  для  развития  которых  условия  климата,  увлажнения  и 

засоления  неблагоприятны  на  большей  части  территории,  занимают  долины  рек, 

возвышенные плакоры и вершины гряд. 

Зональная  древесная  растительность  представлена  березовыми  и  осиново-

березовыми  лесами,  высота  которого  обычно  не  превышает  15–18  м.  В  северной  части 

угодья они занимают до 20–25% площади и в перспективе создают впечатление сплошных 

лесных  массивов.  Преобладают  травяные  остепненные  березовые  леса,  в  основном 

порослевого  происхождения.  Травяной  покров  высокий  (до  100  см),  с  проективным 

покрытием до 90%.  

В нарушенных березовых лесах высота древостоя достигает лишь 5–8 м, травяной 

покров  невысокий  (до  60  см),  разреженный,  степень  его  проективного  покрытия 

уменьшается до 70%. 

С  продвижением  к  югу  лесопокрытая  площадь  сокращается  до  4–5%,  леса 

приобретают  типичный  колочный  характер  и  приурочены,  как  правило,  к  пониженным 

элементам  рельефа.  Опушки  западинных  колков  заняты  лугово-степными  ассоциациями 

на солонцах. 

Часто  наблюдается  периодическая  гибель  березовых  колков  в  результате 

подтопления  грунтовыми  водами.  Последующее  возобновление  их  происходит  через 

стадии тростниковых, осоковых и ивовых ассоциаций. 

Практически все участки луговых степей и остепненных лугов нуждаются в охране 

в качестве эталонов зональной растительности степи и лесостепи.  

52 

 

Интразональные сосновые леса в виде разобщенных массивов занимают небольшие 

участки  в  долине  Ишима,  у  северной  границы  водно-болотного  угодья,  в  условиях 

достаточной влагообеспеченности.  

Большое число мелководных озер различного минерального состава, долинная сеть 

Ишима  определяют  развитие  разнообразной  прибрежно-водной  и  болотной 

растительности. Здесь можно выделить несколько типов водно-болотных местообитаний: 

водоемы  проточного  характера  (реки,  промывные  старичные  озера),  замкнутые  водоемы 

(водораздельные  озера  различной  степени  минерализации),  низинные  (тростниковые  и 

осоковые) болота. 

В рамках работ по созданию ООПТ в Тюменской области выполнены исследования 

по оценке видового разнообразия растительного и животного мира, состояние популяций 

охраняемых видов, степени сохранности как мест обитания, так и ландшафтов в целом в 

заказниках  регионального  значения  «Таволжанский»,  «Окуневский»,  «Южный», 

«Песьяновский», «Клепиковский», «Барсучье», «Кабанский». 

 В заказнике «Таволжанский» выявлено 126 видов высших сосудистых растений, в 

том  числе  четыре  включены  в  Красную  книгу  Тюменской  области:  ирис  сибирский, 

вишня кустарниковая, астрагал бороздчатый, подорожник ланцето-листный. Определены 

29  видов  дереворазрушающих  грибов  и  описана  их  роль  в  биологической  деструкции 

детрита.  Из  изученной  энтомофауны  11  видов  занесены  в  Красную  книгу  Тюменской 

области.  Из  позвоночных  животных  доказано  обитание  не  менее  63  видов,  из  них  три  

вида краснокнижные: орлан-белохвост, степная пустельга и серый сорокопут. 

Флора  лесостепного  юга  Тюменской  области  по  предварительной  оценке 

насчитывает  свыше 900 видов, из которых не менее 10% нуждаются в охране, в  связи с 

чем  особую  актуальность  имеет  внесение  их  в  региональную  Красную  книгу.  Ряд 

проблем, связанных с охраной редких и исчезающих видов, могла бы решить организация 

в  Тюмени  ботанического  сада,  проект  которого  существует  уже  более  десяти  лет.  Ряд 

видов  отмечены  впервые  для  Тюменской  области  и  являются  флористическими 

находками для Сибири в целом. 

В  связи  с  необходимостью  приведения  нормативных  правовых  актов  в 

соответствие  действующему  законодательству,  а  также  в  целях  корректировки  режима 

особой охраны, границ и площади в 2011 году внесены изменения в документы о создании 

памятника  природы  «Панин  бугор»,  заказников  «Гузенеево»  и  «Комиссаровский» 

(распоряжение Правительства Тюменской области от 04.07.2011 № 1053-рп  «О внесении 

изменений  в  распоряжение  от  12.05.1998  № 301-р»,  постановление  Правительства 

Тюменской  области  от  04.07.2011  № 217-п  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в 

53 

 

постановление  от  17.10.2005  № 200-п»,  распоряжение  Правительства  Тюменской  области 

от 26.10.2011 № 1953-рп «О внесении изменений в распоряжение от 13.11.2003 № 1125-р»). 

При  создании  особо  охраняемых  природных  территорий  не  только  решаются 

вопросы  устойчивого  функционирования  экосистем,  но  также  учитываются  потребности 

экономического  развития  районов,  в  которых  они  созданы.  Практически  во  всех 

заказниках  в  зоне  интенсивного  сельскохозяйственного  производства  режимом 

допускается  проведение  сезонных  сельскохозяйственных  работ.  Проблемы  обеспечения 

местного  населения  древесиной  решаются  за  счет  санитарных  рубок  и  рубок  ухода,  не 

запрещенных  в  ООПТ.  В  границах  большинства  заказников  разрешается  проведение 

геологоразведочных  и  буровых  работ  при  соблюдении  определенных  ограничений 

(геофизические  исследования  –  без  рубок  с  прокладкой  сейсмокос  вручную,  с 

применением  безвзрывных  методик;  буровые  работы  –  без  буровых  амбаров,  в  периоды 

наименьшей  уязвимости  охраняемых  объектов,  с  последующей  биологической 

рекультивацией, учитывающей особенности биоценоза, и др.). В ряде заказников и во всех 

памятниках  природы  может  осуществляться  туризм  (как  организованный,  так  и 

неорганизованный),  при  условии  создания  инфраструктуры  за  их  пределами  и 

использования  территории  способами,  не  наносящими  ущерб  объектам  охраны  (в  том 

числе и объектам показа). 

Намечаемая  хозяйственная  деятельность  в  ООПТ  оценивается  с  точки  зрения 

возможного  вреда  для  охраняемых  природных  комплексов  и  компонентов.  В  случае  его 

отсутствия  деятельность  согласовывается.  Так,  в  2011  году  согласовано  проведение  в 

ООПТ следующих лесохозяйственных мероприятий, количество объектов:  

противопожарные выжигания  

 

 

 

 – 17; 

устройство и уход за минерализованными полосами   – 34; 

содержание дорог противопожарного назначения  

 – 3; 

посадка  и  дополнение  лесных  культур,  уходы  за  ними,  подготовка  почвы  под 

посадку  

 

 

 

 

 

 

 

 – 28; 

санитарно-оздоровительные мероприятия  

 

 – 10; 

рубки ухода    

 

 

 

 

 

 – 5. 

Исходя из состояния популяций животных и растений, в соответствии с режимом 

особой охраны, от согласования отклонено проведение лесохозяйственных мероприятий в 

восьми заказниках.  

Иные виды деятельности согласованы в 30 ООПТ, в том числе: 

– расширение Сингульского водозабора в памятнике природы «Сингульский лес»; 

–  строительство  животноводческой  фермы  и  объектов  газоснабжения  в  заказнике 

54 

 

«Абалакский природно-исторический комплекс»; 

– реконструкция высоковольтной линии в заказнике «Тобольский материк»; 

– строительство линий наружного освещения в памятнике природы «Панин бугор» 

и другое. 

Для  обеспечения  устойчивого  функционирования  ООПТ  и  предупреждения 

нанесения  ущерба  объектам  особой  охраны  ежегодно  выделяются  средства  областного 

бюджета. В 2011 году на эти цели в рамках долгосрочной целевой программы «Основные 

направления  охраны  окружающей  среды  Тюменской  области»  освоено  около  8 670  тыс. 

рублей.  

В  первую  очередь  средства  направлялись  на  осуществление  мероприятий  на 

объектах,  расположенных  в  зоне  интенсивной  рекреационной  нагрузки,  –  в  городах, 

вблизи населенных пунктов. Осуществлялось патрулирование и тушение лесных пожаров 

в 16 памятниках природы. Также очищены от бытового мусора пять памятников природы, 

расположенных  в  городах  Тюмени,  Заводоуковске  и  Ялуторовске,  общей  площадью  

459  га.  Проведены  санитарные  рубки  в  памятнике  природы  «Роща  Декабристов».  Для 

обозначения границ ООПТ в натуре изготовлены аншлаги для установки в заказниках и в 

памятниках  природы.  Более  всего  средств  израсходовано  на  мероприятия  в  заказнике 

«Абалакский природно-исторический комплекс», в зоне культурного ландшафта которого 

имеются населенные пункты с развитой инфраструктурой. Так, организована регулярная 

вывозка  твердых  бытовых  отходов  из  11  сел  и  деревень  на  полигон  отходов, 

расположенный  за  пределами  заказника.  За  год  вывезено  более  3,8  тыс.  куб.  м. 

Ликвидированы  несанкционированные  свалки  в  Полуяновском  и  Верхнеаремзянском 

сельских поселениях общей площадью свыше 6 га.

 

Для сбора крупногабаритных отходов 

Полуяновскому и Загваздинскому сельским поселениям переданы бункеры-накопители. С 

целью  пресечения  нарушений  установленного  режима  охраны  выполнялось 

патрулирование заказника. В ходе патрулирования пресечены размещение ООО  «Глеон» 

строительных  отходов  в  районе  озера  Волково,  строительство  ООО  «Кабельные 

коммуникации»  волоконно-оптической  линии  связи  без  проведения  экологической 

экспертизы 

проекта, 

случаи 

нарушения 

почвенно-растительного 

слоя  

(ООО «Евростройреставрация») и др.  

В целях поддержания численности популяций охотничье-промысловых животных, 

улучшения  условий  их  зимовки  силами  ГКУ  ТО  «Служба  охраны  животного  мира»  в 

ООПТ  выполнялись  следующие  биотехнические  мероприятия,  в  2011/2010  годах 

соответственно: 

оборудовано солонцов для косули, шт.   

 

– 284/225; 

55 

 

оборудовано солонцов для лося, шт. 

 

 

– 223/208; 

оборудовано солонцов для зайца, шт. 

 

 

– 185/254; 

выложено соли, ц   

 

 

 

 

– 18,5/47,25; 

подрублено осины, куб. м   

 

 

 

– 44,7/79,8; 

посеяно овса, га 

 

 

 

 

 

– 80,5/19,8; 

посеяно пшеницы, га 

 

 

 

 

– 4,5/12,0; 

посеяно многолетних трав, га 

 

 

 

– 12,6/12,6; 

оборудовано галечников, шт. 

 

 

 

– 168/179; 

оборудовано порхалищ, шт. 

 

 

 

– 106/108; 

израсходовано песчано-гравийной смеси (ПГС), ц   

– 22,05/29,55; 

оборудовано подкормочных точек, шт.   

 

– 64/67; 

выложено зернофуража, ц   

 

 

 

– 1574,2/1508,7; 

выложено сена, ц 

 

 

 

 

 

– 242,3/178; 

выложено веников, шт. 

 

 

 

 

– 3740/4860.

 

Управление  особо  охраняемыми  природными  территориями  регионального 

значения  Тюменской  области  и  контроль  их  состояния  осуществляет  Департамент 

недропользования  и  экологии  Тюменской  области.  В  целях  оценки  состояния  основных 

объектов охраны и  планирования мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого 

функционирования  экосистем,  сотрудниками  департамента  в  2011  году  проведены 

72 проверки (44 памятников природы и 26 заказников).  

По  итогам  проверок,  а  также  на  основании  сообщений,  поступивших  от 

охраняющих  и  иных  организаций,  граждан,  возбуждены  46  дел  об  административных 

правонарушениях и проведены административные расследования. По 20 из них вынесены 

постановления  о  назначении  административного  наказания  в  виде  штрафов  общим 

размером 325 тыс. руб. (в 2010 – 117 тыс. руб.). Оплачено 324 тыс. руб.  

1.1.9. Иные сведения о состоянии лесов и об изменении состоянии лесов, об их 

целевом  назначении  по  лесничествам,  а  также  о  лесорастительных  зонах  и  лесных 
районах 

В  связи  со  спецификой  географического  расположения  региона  при  анализе 

использования  лесов  Тюменской  области  необходимо  учитывать  традиционное 

природопользование  коренных  малочисленных  народов  Севера  (КМНС),  к  которым  в 

соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  «О  Едином 

перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 24.03.2000 № 255 

отнесен  91  представитель  народов  ханты,  манси  и  селькупов  в  отдаленных 

труднодоступных  населенных  пунктах  Уватского  района  (Казак,  Усть-Урна,  Бабиково, 

Нефедово,  Немское,  Ярсино,  Калемьяга,  Трамбал,  Катыс,  Герасимовка,  Антурецкое, 

56 

 

Васькино,  Челдияк,  Марьяк).  КМНС  ведут  оседлый  образ  жизни  и  занимаются 

традиционными  видами  деятельности  –  охотой,  рыболовством  и  сбором  дикоросов  на 

участках,  закрепленных  за  ними  промыслово-охотничьим  хозяйством  «Кедровый», 

площадью 1800 га. Родовых угодий у семей не имеется. 

Фактически  вышеперечисленные  стойбища,  охотничьи  участки,  закрепленные  за 

КМНС и лицами, приравненными к ним, священные места, культовые сооружения, места 

захоронения  предков,  места  древних  поселений  являются  местами  традиционного 

проживания и хозяйственной деятельности КМНС  и нуждаются  в  установлении особого 

правого режима использования лесных участков. 

Ввиду того что комплексной этнографической экспертизы в местах традиционного 

проживания и хозяйственной деятельности не проводилось, данные о священных местах, 

культовых  сооружениях,  местах  захоронения  предков,  местах  древних  поселений  носят 

разрозненный, неполный характер, что зачастую приводит к возникновению конфликтных 

ситуаций между недропользователями и КМНС. 

Разрабатываемые  нефтяные  месторождения  часто  совпадают  с  местами 

традиционного  проживания  и  хозяйственной  деятельности  КМНС.  Традиционное 

хозяйствование  предполагает  сезонные  миграции  КМНС,  поэтому  кроме  стойбищ 

имеются избушки (временное жилье) внутри  охотничьих  участков,  часто не отмеченные 

на топографических картах.  

Для получения полной и достоверной информации о священных местах, культовых 

сооружениях,  местах  захоронения  предков,  местах  древних  поселений  необходимо 

провести  государственную  этнологическую  экспертизу  в  местах  традиционного 

проживания и хозяйственной деятельности КМНС.  

На государственной охране  Тюменской  области находится 1 371 археологический 

объект: городища, поселения, могильники. По данным проводимой Комитетом по охране 

и  использованию  объектов  историко-культурного  наследия  Тюменской  области 

инвентаризации,  более  60%  обследованных  за  период  2004–2006  годов  археологических 

памятников  расположены  в  лесах.  На  лесных  землях  в  последние  годы  выявляются 

объекты культурного наследия коренных жителей Уватского района, а также священные 

места татарского населения – астана (Вагайский, Ярковский, Тобольский районы). 

В  связи  с  промышленным  развитием  леса  все  чаще  предоставляются  под 

строительство  хозяйственных  объектов,  что  несет  угрозу  причинения  ущерба  и 

разрушения археологическим и другим памятникам, расположенным на лесных землях. 

Федеральный  закон  от  25.06.2002  № 73-ФЗ  «Об  объектах  культурного  наследия 

(памятников  истории  и  культуры)  народов  Российской  Федерации»  гласит,  что 

57 

 

проектирование  и  проведение  земляных,  строительных,  хозяйственных  и  иных  работ 

осуществляется при отсутствии на отводимой территории объектов культурного наследия 

либо  при  обеспечении  заказчиком  работ  требований  к  сохранности  расположенных  на 

данной территории объектов культурного наследия. 

Наличие  либо  отсутствие  памятников  истории  и  культуры  на  отводимых  в 

хозяйственное  освоение  землях  определяется  при  процедуре  согласования  с 

государственным  органом  охраны  памятников  истории  и  культуры  документации, 

обосновывающей  предоставление  этих  территорий.  Для  лесных  территорий  сейчас  это 

акты выбора лесного участка.  

В  ряде  случаев  условием  согласования,  отраженным  в  заключении  Комитета  по 

охране  и  использованию  объектов  историко-культурного  наследия  Тюменской  области, 

является  проведение  дополнительных  мероприятий  по  обеспечению  сохранности 

объектов  культурного  наследия.  Для  их  проведения  заказчик  хозяйственного  освоения 

привлекает  специализированные  научные  организации,  имеющие  в  штате  археологов, 

историков,  этнографов.  Сами  мероприятия  включают  в  себя  как  натурное  обследование 

специалистами  отводимых  земель,  так  и  углубленное  изучение  архивных  материалов  и 

специальной  литературы  о  ранее  проведенных  на  этих  территориях  исследованиях.  С 

учетом  выводов  проведенных  экспертных  работ  Комитет  выдает  окончательное 

заключение на акт выбора лесного участка. 

В  настоящее  время  данный  механизм  позволяет  достаточно  эффективно 

обеспечивать  сохранность  объектов  культурного  наследия  на  лесных  землях.  Крупные 

организации,  работающие  на  лесных  землях,  смогли  построить  эффективную  систему 

реализации мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры в 

зонах  строительных  работ.  Однако  в  ряде  случаев  небольшие  предприятия,  отводящие 

лесные  земли,  например,  под  разработку  карьеров,  игнорируют  необходимость 

выполнения  мероприятий  по  обеспечению  сохранности  объектов  культурного  наследия. 

Улучшить положение может как жесткий контроль со стороны Комитета за реализацией 

хозяйствующими субъектами условий согласования предоставления лесного участка, так 

и  помощь  со  стороны  Департамента  лесного  комплекса  Тюменской  области,  который 

поможет отслеживать наличие положительного заключения Комитета при предоставлении 

лесных участков в пользование. 

Также  археологическим  объектам  причиняется  ущерб  при  выполнении 

мероприятий  по  охране,  защите  и  воспроизводству,  использованию  лесов,  связанных  с 

вырубкой  леса,  прокладкой  противопожарных  траншей,  лесопосадками.  В  рамках 

инвентаризации  археологического  наследия  специалистами  проводится  съемка 

58 

 

топографических 

планов 

археологических 

памятников 

в 

соответствии 

с 

землеустроительными  нормативами.  Это  позволяет  получать  точные  координаты 

территорий  археологических  объектов  и  их  границ.  Установление  ограничений, 

связанных  с  земляными  работами  и  нарушением  почвенного  покрова  на  лесных  землях, 

где  расположены  археологические  памятники,  позволит  снизить  риск  причинения  им 

ущерба.  

Таким  образом,  использование  лесов  с  учетом  требований  законодательства  в 

области  охраны  объектов  культурного  наследия,  координация  действий  комитета  и 

департамента  позволят  обеспечить  рациональное  использование  лесных  земель  и 

сохранность расположенных на них памятников истории и культуры. 

1.2.  Социально-экономическая  оценка  использования,  охраны,  защиты  и 

воспроизводства лесов на территории Тюменской области 

1.2.1.  Доходы  от  использования  лесов  по  уровням  бюджетной  системы 

Российской Федерации 

По  итогам  работы  за  2011  год  доходы  от  использования  лесов  в  Тюменской 

области, поступившие в бюджеты разных уровней, составили 320 379,8 млн руб.; из них 

237 497,3  млн  руб.  поступили  в  федеральный  бюджет  и  82 882,5  млн  руб.  –  в  бюджет 

Тюменской области.  

Сумма поступлений доходов от использования лесного фонда Тюменской области 

и  их  распределение  в  федеральный  бюджет  и  бюджет  субъекта  приведены  в  таблице 

1.2.1.1

Таблица 1.2.1.1 

Сравнительная структура распределения доходов и вкладов доходов 

 по видам использования лесов Тюменской области за 2009–2011 годы 

Наименование и направления платежей 

Единица 

измерения 

Год 

2009  

2010  

2011  

Всего поступлений  

тыс. руб. 

285349,5 

275047,9 

320379,8 

В том числе: 

 

 

 

 

в федеральный бюджет 

тыс. руб. 

214863,9 

217853,6 

237497,3 

процентная часть доходов федерального бюджета 

75,2 

79,2 

74,1 

в бюджет Тюменской области 

тыс. руб. 

70485,6 

57194,3 

82882,5 

процентная часть доходов бюджета Тюменской области 

24,8 

20,8 

25,9 

соотношение доходов федерального бюджета и бюджета 
Тюменской области 

– 

+3,0 

+3,8 

+2,8 

59 

 

Таблица 1.2.1.2 

 Фактические доходы от использования лесов Тюменской области по уровням бюджетной системы в 2009–2011 годах  

Тыс. руб. 

Наименование направления деятельности и 

видов пользования 

2009 год 

2010 год 

2011 год 

Всего 

поступле-

ний 

Получатели 

Всего 

поступле-

ний 

Получатели 

Всего 

поступле-

ний 

Получатели 

федераль-

ный бюджет 

бюджеты 

субъекта 

федераль-

ный бюджет 

бюджеты 

субъекта 

федераль-

ный бюджет 

бюджеты 

субъекта 

10 

Платежи за пользование лесным фондом  

285349,5 

214863,9 

70485,6 

275047,9 

217853,6 

57194,3 

320379,8 

237497,3 

82882,5 

В том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заготовка древесины  

139220,5 

72046,4 

67174,1 

96720,5 

44786,2 

51934,3 

139523,6 

61947,7 

77575,9 

в т.ч.: сплошные рубки 

 

 

 

84725,8 

40452,9 

44272,9 

127532,5 

54069,0 

73463,5 

         выборочные рубки 

 

 

 

11994,7 

4333,3 

7661,4 

11991,1 

7878,7 

4112,4 

Заготовка живицы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заготовка и сбор недревесных лесных 

ресурсов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор 

лекарственных растений 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление видов деятельности в сфере 

охотничьего хозяйства 

3005,1 

39,7 

2965,4 

4167,0 

33,9 

4133,1 

2366,9 

34,3 

2332,6 

Ведение сельского хозяйства 

615,1 

615,1 

 

37,4 

37,4 

 

36,6 

35,3 

1,3 

Осуществление научно-исследовательской 

деятельности, образовательной деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление рекреационной 

деятельности 

6151,8 

5818,2 

333,6 

6780,0 

5685,6 

1094,4 

7097,8 

5917,3 

1180,5 

Создание лесных плантаций и их 

эксплуатация 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выращивание лесных плодовых, ягодных, 

декоративных растений, лекарственных 
растений 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение работ по геологическому 

изучению недр, разработка месторождений 
полезных ископаемых 

48978,3 

48978,3 

 

82404,5 

82381,3 

23,2 

76987,8 

76987,8 

 

Строительство и эксплуатация 

водохранилищ и иных искусственных 
водных объектов, а также гидротехнических 
сооружений и специализированных портов 

559,8 

559,8 

 

412,8 

412,8 

 

848,0 

848,0 

 

60 

 

 

Продолжение таблицы 1.2.1.2 

10 

Строительство, реконструкция, эксплуатация 

линейных объектов 

70481,0 

70468,5 

12,5 

71797,8 

71788,5 

9,3 

70844,2 

70830,0 

14,2 

Переработка древесины и иных лесных 

ресурсов 

12,1 

12,1 

 

290,2 

290,2 

 

473,0 

473,0 

 

Осуществление религиозной деятельности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иные виды, определенные в соответствии с 

частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской 
Федерации 

 

 

 

121,7 

121,7 

 

301,3 

301,3 

 

Прочие доходы федерального бюджета от 

оказания платных услуг и компенсаций затрат 
государства 

292,4 

292,4 

292,4 

331,3 

331,3 

 

323,3 

323,3 

 

Прочие поступления от денежных взысканий 

(штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, 
зачисляемые в федеральный бюджет 

3742,8 

3742,8 

 

5880,8 

5880,8 

 

16793,5 

15015,5 

1778,0 

Денежные (взыскания) штрафы за нарушение 

лесного законодательства, установленное на 
лесных участках, находящихся в федеральной 
собственности 

5205,9 

5205,9 

 

4434,3 

4434,3 

 

4783,8 

4783,8 

 

Средства от реализации секвестрованной 

древесины 

7084,7 

7084,7 

 

1669,6 

1669,6 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

61 

 

 

В  связи  со  снижением  потребительского  спроса  на  древесину,  в  2011  году  на 

участках лесного фонда, в том числе и на арендуемых, реальная заготовка древесины была 

значительно снижена. Из-за отсутствия доходов от реализации древесины арендаторы не в 

состоянии  выплачивать  арендную  плату  за  среднегодовой  объем  древесины, 

установленный  договором.  Результатом  такой  ситуации  является  большая  сумма 

недоимок в бюджеты Российской Федерации и расторжение договоров аренды. 

1.2.2.  Объемы  лесопромышленного  производства,  включая  данные  оценки 

рынка  лесных  товаров  и  услуг,  доли  лесного  сектора  в  экономическом  развитии 

Тюменской области 

По  данным  курируемых  предприятий  лесной  и  деревообрабатывающей 

промышленности  юга  Тюменской  области,  в  2012  году  выпущено  продукции  на  общую 

сумму  4  991,2  млн  руб.  (в  действующих  ценах),  что  соответствует  значению  121,4%  к 

аналогичному периоду 2011 года. 

В том числе: 

–  лесозаготовительная  и  деревообрабатывающая  промышленность  –  2  939,5  млн 

руб., 133,5%; 

– мебельная промышленность – 2 051,8 млн руб., 107,5%. 

 
 

62 

 

Таблица 1.2.2.1 

Сравнительные данные по основным показателям – вид деятельности 

«Обработка древесины и производство изделий из дерева» (2008–2012 годы) 

Территориальное 

образование 

Число предприятий и организаций 

(на конец года) 

Среднегодовая численность 

работников организаций, чел. 

Сальдированный финансовый 

результат (прибыль минус убыток 

деятельности организаций), млн руб. 

Удельный вес убыточных 

организаций в общем числе 

организаций, % 

2008 

год 

2009 

год 

2010 

год 

2011 

год 

2012 

год 

2008 

год 

2009 

год 

2010 

год 

2011 

год 

2012 

год 

2008 

год 

2009 

год 

2010 

год 

2011 

год 

2012 

год 

2008 

год 

2009 

год 

2010 

год 

2011 

год 

2012 

год 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

Российская 
Федерация 

18262  17751 

15535  13551 

12235  187031 165574 156576 144441  68100  -8968  -6416  -5420  -3769  -2570 

60,5 

62,7 

56,3 

48,3 

50,2 

Уральский 
федеральный округ 

1424 

1370 

1176 

1074 

1053 

9153 

8107 

7717 

8207 

8507 

-13 

-227 

-92 

-171 

-98 

30,8 

53,8 

46,7 

53,8 

51,3 

Тюменская область 
без автономных 
округов 

193 

165 

148 

125 

99 

573 

617 

444 

485 

504 

-49 

-142 

-17 

-58 

-71 

20,0 

50,0 

21,4 

19,2 

 

 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

63 

 

 
 

Таблица 1.2.2.2 

Сравнительные данные по производству продукции лесного комплекса по Тюменской области  

(без автономных округов) в 2008–2012 годы 

Наименование показателя 

Ед. изм. 

2008 год 

2009 год 

2010 год 

2011 год 

2012 год 

Вывозка древесины 

Российская Федерация 

млн пл. м

3

 

108,2 

97,1 

100,7 

112,2 

112,9 

Уральский федеральный округ 

тыс. пл. м

3

 

5661,0 

5083,8 

5512 

5861 

8931 

Тюменская область 

тыс. пл. м

3

 

410,5 

410,3 

419,8 

559,8 

714,5 

Удельный вес Тюменской области в Уральском федеральном округе

 

7,2 

8,2 

7,6 

9,5 

8,0 

Производство деловой древесины 

Российская Федерация 

млн пл. м

3

 

90,9 

80,3 

81,5 

80,9 

82,3 

Уральский федеральный округ  

тыс. пл. м

3

 

4531,3 

3777,0 

3411,0 

3395,0 

3461 

Тюменская область

 

тыс. пл. м

306,0 

311,2 

319,8 

314,5 

320,9 

Удельный вес Тюменской области в Уральском федеральном округе 

6,7 

8,2 

9,3 

9,2 

9,3 

                                                           Производство пиломатериалов 

 

Российская Федерация 

млн м

3

 

22,0 

21,5 

18,9 

21,0 

19,9 

Уральский федеральный округ 

тыс. м

3

 

1630 

1323 

1419 

1427 

1398 

Тюменская область

 

тыс. м

107,9 

97,9 

87,7 

97,9 

98,5 

Удельный вес Тюменской области в Уральском федеральном округе 

6,6 

7,4 

6,1 

6,8 

7,0 

Производство клееной фанеры 

Российская Федерация 

тыс. м

3

 

2592 

2107 

2687 

3002 

2998 

Уральский федеральный округ 

тыс. м

3

 

234,3 

179,6 

211,7 

219,6 

223,6 

Тюменская область

 

тыс. м

41,6 

39,5 

49,5 

50,6 

60,4 

Удельный вес Тюменской области в Уральском федеральном округе 

17,7 

21,9 

23,3 

23,0 

27,0 

 

 

 

 

 

64 

 

Таблица 1.2.2.3 

Динамика обработки древесины и производства изделий из дерева  

в Тюменской области (без автономных округов) 

Показатель 

Единица измерения 

2010 г. 

(факт) 

2011 г. 

(факт) 

2012 г. 

(факт) 

2013 г. 

(план) 

2014 г. 

(план) 

2015 г. 

(план) 

Объем 

отгруженной 

продукции  в  обработке 
древесины 

и 

производстве  изделий  из 
дерева 

млн руб. 

2 969,8 

2 668,1 

3 270,8 

3 580,0 

3 730,0 

3 890,0 

в % к предыдущему году 

159,5 

89,8 

122,6 

109,4 

104,2 

104,2 

Фанера клееная 

тыс. м

3

 

49,486 

50,607 

60,384 

66,0 

70,0 

75,0 

в % к предыдущему году 

124,5 

102,3 

119,3 

109,3 

106,1 

107,0 

Древесностружечные 
плиты 

тыс. усл. м

3

 

63,49 

77,181 

87,403 

90,0 

95,0 

100,0 

в % к предыдущему году 

111,1 

121,6 

113,2 

103,0 

105,5 

105,3 

Производство мебели и 
прочей продукции, не 
включенной в другие 
группировки 

млн руб. 

1 202,0 

1 751,9 

1 237,8 

1 530,0 

1 610,0 

1 700,0 

в % к предыдущему году 

86,7 

145,75 

70,7 

123,6 

105,2 

105,6 

Объем  отгруженных  товаров  собственного  производства,  выполненных  работ  и 

услуг собственными силами в 2012 году: 

–  в  обработке  древесины  и  производства  изделий  из  дерева  3 270,8  млн  руб. 

(122,6%); 

– производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки 

1 237,8 млн руб. (70,7%). 

В 2012 году выпуск фанеры клееной увеличился на 19,3%, ДСП на – 13,2%. 

Основные  изменения  на  ведущих  предприятиях  лесопромышленного  комплекса 

Тюменской области по итогам работы в 2012 году выглядят следующим образом: 

ООО «Тюменский фанерный завод» 

Объем  товарной  продукции  в  2012  году  увеличился  на  19,9%  по  сравнению  с 

аналогичным  периодом  прошлого  года,  при  этом  объем  производства  в  натуральном 

выражении  увеличился  только  на  19,3%,  что  объясняется  направленностью  на 

производство  дорогостоящей  продукции.  В  то  же  время  необходимо  отметить 

значительный  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  прошлого  года  рост  объемов 

реализации готовой продукции, а именно на 21,9%. 

Основным  фактором,  повлиявшим  на  увеличение  объемов  производства,  является 

наличие запасов фанерного сырья. 

Приказом  Министерства  промышленности  и  торговли  Российской  Федерации  от 

27.02.2010  № 149  инвестиционный  проект  ООО  «Тюменский  фанерный  завод» 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..