Лесной план Пермского края на 2018-2027 годы - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Лесной план Пермского края на 2018-2027 годы

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

Лесной план Пермского края на 2018-2027 годы - часть 12

 

 

 

177 

обеспечение  использования  лесов  способами,  не  наносящими  вреда 

окружающей среде и здоровью человека, с учетом их экологического значения, 
а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств. 

Предметом  деятельности  ГКУ  (лесничеств)  является  осуществление 

управления  в области  использования,  охраны,  защиты,  воспроизводства  лесов  
в государственном лесном фонде на территориях лесничеств Пермского края. 

Государственные  бюджетные  учреждения  Пермского  края  (лесхозы) 

(далее – ГБУ (лесхоз) являются унитарными некоммерческими организациями, 
созданными  путем  учреждения  в  соответствии  с  Гражданским  кодексом 
Российской  Федерации,  статьей  19  Лесного  кодекса  Российской  Федерации, 
Федеральным  законом  от  12  января  1996  г.  №  7-ФЗ  «О некоммерческих 
организациях»,  распоряжением  Правительства  Пермского  края  от 17 августа 
2015  г.  №  265-рп  «О  создании  государственных  бюджетных  учреждений 
лесного хозяйства Пермского края». 

ГБУ  (лесхозы)  являются  юридическими  лицами  и  самостоятельно 

осуществляют  финансово-хозяйственную  деятельность.  Учреждения  имеют 
самостоятельный  баланс,  лицевые  счета,  открытые  в  установленном  порядке 
для  учета  операций  со  средствами,  полученными  ими  в  соответствии  
с законодательством Российской Федерации, а также имущество, находящееся 
у  них  на  праве  оперативного  управления,  печать  с  полным  наименованием  
ГБУ (лесхозов). 

Целями 

деятельности 

ГБУ 

(лесхозов) 

являются 

обеспечение 

рационального,  непрерывного  и  неистощительного  использования  лесов, 
удовлетворение  потребностей  общества  в  лесах  и  лесных  ресурсах  на  основе 
многоцелевого  использования  леса  в  интересах  Российской  Федерации  
и Пермского края. 

Предметами деятельности ГБУ (лесхозов) являются: 
выполнение  работ  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов,  в  том 

числе  осуществление  мер  пожарной  безопасности  в  лесах,  тушение  лесных 
пожаров,  обеспечение  воспроизводства,  улучшения  породного  состава  
и  качества  лесов,  повышения  их продуктивности,  производства  семян 
древесных пород, ухода за лесами; 

осуществление отпуска древесины на корню гражданам для собственных 

нужд; 

практическая 

подготовка 

студентов 

и 

прохождение 

учебной  

и производственной практики в условиях, приближенных к производственным; 

оказание  информационно-консультационных  услуг  предприятиям, 

организациям  в сфере  лесных  отношений,  в  том  числе  лесопромышленного 
комплекса; 

 

178 

продвижение  научных  разработок,  инновационных  технологий  в  лесном 

хозяйстве. 

Специализированное государственное бюджетное учреждение Пермского 

края  «Пермский  лесопожарный  центр»  является  унитарной  некоммерческой 
организацией, 

созданной 

на 

основании 

приказа 

Агентства 

по природопользованию 

Пермского 

края 

от 

01 

марта 

2011 

г.  

№ 

СЭД-48-01-02-82 

«О переименовании 

Государственного 

краевого 

учреждения 

«Западно-Уральская 

база 

авиационной 

охраны 

лесов»  

в 

Специализированное 

государственное 

бюджетное 

учреждение 

«Лесопожарный центр Пермского края» путем переименования существующего 
Государственного краевого учреждения «Западно-Уральская база авиационной 
охраны  лесов»,  созданного  распоряжением  Правительства  Пермского  края  
от  22  декабря  2006  г.  № 89-рп  «О  создании  государственных  учреждений 
Пермского края». 

СГБУ  «Пермский  лесопожарный  центр»  является  юридическим  лицом 

и самостоятельно  осуществляет  финансово-хозяйственную  деятельность.  
СГБУ  «Пермский  лесопожарный  центр»  имеет  обособленное  имущество  
на  праве  оперативного  управления,  самостоятельный  баланс,  имеет  лицевые 
счета,  открытые  в  установленном  порядке  для  учета  операций  со  средствами, 
полученными  им  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации, 
печать,  содержащую  его  полное  наименование  на  русском  языке  и  указание 
на место нахождения СГБУ «Пермский лесопожарный центр». 

Центр имеет 4 структурных подразделения: 
«Региональная диспетчерская служба»; 
«Специализированное подразделение по наземной охране лесов»; 
«Специализированное 

подразделение 

«Западно-Уральская 

база 

авиационной охраны лесов»;  

«Центр учебной подготовки. 
Целью  деятельности  СГБУ  «Пермский  лесопожарный  центр»  является 

организация  и выполнение  работ  по  охране,  защите  и  воспроизводству  лесов,  
в  том  числе  осуществление  мер  пожарной  безопасности  в  лесах,  тушение 
лесных пожаров. 

СГБУ  «Пермский  лесопожарный  центр»  осуществляет  следующие  виды 

деятельности: 

тушение  лесных  пожаров  (ликвидация  лесного  пожара  силами 

парашютно-десантной службы и силами наземных пожарных формирований); 

предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров; 
осуществляет  предпринимательскую  и  иную  приносящую  доход 

деятельность  постольку,  поскольку  это  служит  достижению  целей,  ради 
которых оно создано и соответствует этим целям; 

 

179 

выполняет  работы  по  охране,  защите  воспроизводству  лесов  

в соответствии с государственными заданиями, оказывает услуги, относящиеся 
к его основным видам деятельности. 

С 2016 года в Пермском крае работы по охране, защите, воспроизводству 

лесов  на  части  свободных  от  аренды  лесных  участках  выполняются  
ГБУ  (лесхозами)  и  специализированным  государственным  учреждением 
«Пермский  лесопожарный  центр».  С  2018  года  ГБУ (лесхозами)  и  СГБУ 
«Пермский  лесопожарный  центр»  работы  по  охране,  защите,  воспроизводству 
лесов  на  свободных  от  аренды  лесах  выполняются  по  всему  Пермскому  краю 
полностью.  Также  вышеуказанные  учреждения  оказывают  услуги  другим 
предприятиям  по  выполнению  лесохозяйственных  работ.  Древесина, 
полученная  в  процессе  выполнения  лесохозяйственных  мероприятий, 
реализуется  на  электронной  площадке  Санкт-Петербургской  международной 
товарно-сырьевой биржи. Полученные в ходе реализации древесины и оказания 
услуг  другим  предприятиям  денежные  средства  направляются  на  выполнение 
работ  по  государственному  заданию  и  на  создание  материально-технической 
базы учреждений. 

 

5.5. Информация об организации осуществления федерального 

государственного

 

лесного надзора (лесной охраны), о мероприятиях  

по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности

 

 

Согласно  части  1  статьи  96  Лесного  кодекса  Российской  Федерации  

под  федеральным  государственным  лесным  надзором  (лесной  охраной) 
понимается 

деятельность 

уполномоченных 

федерального 

органа 

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской 
Федерации,  направленная  на  предупреждение,  выявление  и  пресечение 
нарушений 

органами 

государственной 

власти, 

органами 

местного 

самоуправления,  юридическими  лицами,  их  руководителями  и  иными 
должностными 

лицами, 

индивидуальными 

предпринимателями,  

их  уполномоченными  представителями  (далее  -–юридические  лица, 
индивидуальные  предприниматели)  и  гражданами  требований,  установленных 
в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным 
кодексом  Российской  Федерации,  другими  федеральными  законами  
и  принимаемыми  в  соответствии  с  ними  иными  нормативными  правовыми 
актами  Российской  Федерации,  законами  и  иными  нормативными  правовыми 
актами  субъектов  Российской  Федерации  в  области  использования,  охраны, 
защиты  и  воспроизводства  лесов,  посредством  организации  и  проведения 
проверок  указанных  лиц,  проведения  мероприятий  по  контролю  в  лесах, 
принятия  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  мер  
по  пресечению  и (или)  устранению  последствий  выявленных  нарушений,  

 

180 

и  деятельность  указанных  уполномоченных  органов  государственной  власти  
по  систематическому  наблюдению  за исполнением  требований  лесного 
законодательства,  анализу  и  прогнозированию  состояния  исполнения 
требований  лесного  законодательства  при  осуществлении  органами 
государственной  власти,  органами  местного  самоуправления,  юридическими 
лицами,  индивидуальными  предпринимателями  и  гражданами  своей 
деятельности. 

Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной 

охраны)  регулируется  следующими  нормативными  правовыми  актами: 
статьями 83, 96, 96.1, 97 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным 
законом  от  26  декабря  2008  г.  №  294-ФЗ  «О  защите  прав  юридических  лиц  
и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного 
контроля 

(надзора), 

муниципального 

контроля», 

постановлениями 

Правительства  Российской  Федерации  от  22  июня  2007  г.  №  394 
«Об утверждении 

Положения 

об 

осуществлении 

федерального 

государственного лесного надзора (лесной охраны)», от 05 июня 2013 г. № 476 
«О  вопросах  государственного  контроля  (надзора)  и  признании  утратившими 
силу  некоторых  актов  Правительства  Российской  Федерации»,  иным 
нормативными правовыми актами в области лесных отношений. 

На  территории  Пермского  края  федеральный  государственный  лесной 

надзор  (лесная  охрана)  осуществляется  уполномоченными  должностными 
лицами  Министерства  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 
Пермского  края  и  ГКУ  (лесничеств),  подведомственных  Министерству 
природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. 

Министерство  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии 

Пермского  края  при  осуществлении  федерального  государственного  лесного 
надзора (лесной охраны) взаимодействует с другими органами исполнительной 
власти  и  правоохранительными  органами,  в  том  числе  путем  заключения 
соответствующих соглашений о взаимодействии. 

В 

части 

проведения 

надзорных 

мероприятий 

по 

контролю  

за  соблюдением  учета  древесины,  транспортировки  древесины,  наличия 
сопроводительных  документов  Минприроды  Пермского  края  заключены 
соглашения о взаимодействии с: 

Главным управлением МВД России по Пермскому краю от 27 мая 2013 г.; 
Пермской таможней от 25 апреля 2017 г.  
В лесах, расположенных на землях обороны и безопасности в Пермском 

крае,  федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесную  охрану) 
осуществляет Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному 
округу  (удаленное  рабочее  место  отдела  федерального  государственного 
лесного надзора и контроля за учетом древесины находится в г. Перми). 

 

181 

На  землях  ООПТ  федерального  значения  федеральный  государственный 

лесной  надзор  осуществляет  Управление  Федеральной  службы  по  надзору  
в сфере природопользования по Пермскому краю (Росприроднадзор). 

К данной территории относятся государственные природные заповедники 

«Вишерский» и «Басеги». 

Повышение  эффективности  исполнения  полномочий  по  осуществлению 

федерального  государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны)  является 
одной из важных задач  Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства  
и экологии Пермского края.   

Для выполнения данной задачи требуется обеспечить: 
сокращение количества и объемов незаконных рубок и других нарушений 

лесного законодательства;  

повышение  выявляемости  лиц,  виновных  в  нарушениях  лесного 

законодательства;  

рост доли возмещенного ущерба, причиненного лесам. 
За  предшествующий  плановый  период  достигнут  положительный 

результат  в  части  сокращения  количества  и  объемов  незаконных  рубок  
и других нарушений лесного законодательства, их выявления и пресечения. 

Так,  с  2012  года  объем  незаконно  вырубленной  древесины  сократился  

в  1,5  раза,  одновременно  с  этим  сократился  ущерб,  причиненный  лесному 
фонду. В 2018 году объем незаконной рубки составил 35 тыс. м³, то есть менее 
половины  процента  от  объема  легальной  заготовки  (0,3 %).  Большой  вклад  
в  сокращение  незаконных  рубок  внесло  возрождение  практики  перекрестных  
и  сквозных  проверок,  проводимых  межведомственными  комиссиями  краевого  
и  районных  уровней  по  противодействию  незаконным  заготовкам  и  обороту 
древесины. 

Продолжена 

работа 

по 

совершенствованию 

регионального 

законодательства в современных экономических условиях.  

В 2016 году в Пермском крае разработан и принят закон, установивший 

единые  требования  к  организации  деятельности  малых  лесопильных 
комплексов,  –  Закон  Пермского  края  от  13  сентября  2016  г.  №  684-ПК  
«О  регулировании  отдельных  отношений  в  сфере  деятельности  пунктов 
переработки древесины на территории Пермского края».  

В  настоящее  время  осуществляется  внедрение  административной 

ответственности за его неисполнение. Так, Законом Пермского края от 21 июня 
2017  г.  №  96-ПК  «О  внесении  изменений  в  Закон  Пермского  края  
«Об  административных  правонарушениях  в  Пермском  крае»  ведена  норма 
административной ответственности «Несоблюдение установленных требований 
к  организации  деятельности  пунктов  переработки  древесины»,  которая 
предусматривает  административные  санкции  в  отношении  индивидуальных 

 

182 

предпринимателей  и  юридических  лиц,  осуществляющих  деятельность  
по  переработке  древесины  с  нарушением  учетной  дисциплины  поступающей  
и отгружаемой древесины. 

Также  в  Пермском  крае  принят  закон,  установивший  понятие 

«лесодефицитный  район»  (очередь  граждан  на  получение  древесины  более  
3  лет).  В  таких  районах применяется  четырехкратный коэффициент к  ставкам 
платы, установленным Правительством Российской Федерации, что обеспечило 
целевое  использование  древесины,  сокращение  очереди  на  ее  получение, 
а  также,  что  немаловажно,  существенно  пополнило  объем  денежных  средств, 
поступающих в бюджет Пермского края. 

Ведутся работы в сфере практического применения научных достижений 

и высоких технологий.  

С  2016  года  совместно  с  Главным  управлением  МВД  России 

по Пермскому  краю  и  ГИС-центром  ФГБОУ  ВО  «Пермский  государственный 
национальный  исследовательский  университет»  впервые  в  Российской 
Федерации  организовано  применение  данных  дистанционного  зондирования 
земли  (спутниковых  снимков  высокого  разрешения)  в  расследовании 
уголовного  дела  по  незаконной  рубке  лесных  насаждений.  Суд  признал 
заключение  эксперта  и  спутниковые  снимки  относимыми  и  допустимыми 
доказательствами,  подтверждающими  вину  лица,  руководившего  работами  
по заготовке древесины. 

Сотрудники  лесничеств,  администраций  муниципалитетов  в  рамках 

проводимых  межведомственными  комиссиями  краевого  и  районных  уровней 
профилактических 

мероприятий 

получили 

возможность 

контроля  

за  деятельностью  малых  лесопильных  комплексов  (пилорам)  в  части 
приобретения и отгрузки древесины.  

В  рамках  работы  межведомственного  взаимодействия  организована  

и  действует  межведомственная  комиссия  по  противодействию  незаконным 
заготовкам  и  обороту  древесины  на  территории    Пермского  края,  созданная  
в  соответствии  с  распоряжением  председателя  Правительства  Пермского  края 
от 

19 

июня 

2008 г. 

№ 88-рпп 

«О 

межведомственной 

комиссии  

по  предотвращению  незаконным  заготовкам  и  оборота  древесины  
на  территории  Пермского  края»,  а  также  созданы  44  муниципальных 
межведомственных комиссии (рабочие группы). 

Краевой  комиссией  налажено  эффективное  взаимодействие  с  органами 

местного  самоуправления,  внутренних  дел,  ГУ  МЧС  России  по  Пермскому 
краю,  таможенной  службой  и  другими  территориальными  органами 
федеральных  органов  исполнительной  власти  и  органами  исполнительной 
власти  Пермского  края  по  борьбе  с  нелегальным  оборотом  древесины. 

 

183 

Ежегодно  совместно  проводятся  оперативно-профилактические  мероприятия 
«Лесовоз», «Лесной дозор», «Новогодняя ель». 

В  2018  году  должностными  лицами  Министерства  природных  ресурсов, 

лесного хозяйства и экологии Пермского края, осуществляющими федеральный 
государственный  лесной  надзор  (лесную  охрану)  на  землях  лесного  фонда, 
проведена  работа  в  соответствии  с  требованиями  Федерального  закона  
от  26  декабря  2008  г.  №  294-ФЗ  «О  защите  прав  юридических  лиц  
и  индивидуальных  предпринимателей  при  осуществлении  государственного 
контроля  (надзора)  и  муниципального  контроля»:  7  плановых  проверок,  
2  внеплановые  проверки,  6 097  патрулирований  территории  лесного  фонда.  
При  этом  половина  патрулирований  лесов  проводится  сотрудниками  
ГКУ  (лесничеств)  совместно  с  сотрудниками  органов  внутренних  дел.  
При  проведении  патрулирований  выявляется  от  40  до  50 %  всех  случаев 
незаконной рубки (около 20 % по объему). 

В течение года в среднем сотрудниками ГКУ (лесничеств) производится 

приемка  мест  рубок  по  договорам  аренды  лесных  участков  (4 – 5  тыс.  шт.), 
договорам  купли-продажи  лесных  насаждений  для  собственных  нужд  
(40 – 45  тыс.  шт.),  договорам  купли-продажи  в  рамках  государственного 
задания  (более  150),  договорам  купли-продажи,  заключенным  по результатам 
аукционов  (около  200),  а  также  при  проведении  расчисток  охранных  зон 
линейных  объектов  (около  300).  При  проведении  приемки  мест  рубок 
выявляется  около  10-20 %  всех  случаев  незаконной  рубки  (около  20-30  %  
их объема). 

В  2019  году  и  последующие  годы  сотрудниками  Министерства 

природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края 
планируется достичь снижения случаев незаконных рубок на 11 %. 

С целью организации проверочных мероприятий в рамках осуществления 

федерального 

государственного 

лесного 

надзора 

(лесной 

охраны)  

на  постоянной  основе  используется  информация  о  выявленных  нарушениях 
законодательства 

Российской 

Федерации, 

получаемая 

в 

рамках 

государственной инвентаризации лесов. 

При  государственной  инвентаризации  лесов  на  территории  Пермского 

края  проводятся  работы  по  дистанционному  мониторингу,  а  также  натурные 
обследовательские  работы  по оценке  эффективности  мероприятий  по  охране, 
защите, воспроизводству и использования лесов. 

Дистанционный  мониторинг  относится  к  специальным  видам 

обследования  лесов  и  включает  контроль  за  соответствием  рубок  леса 
действующим  нормативам,  состоянием  лесных  земель,  подвергшихся 
воздействию  в  процессе  использования  лесов,  прежде  всего  в  результате 
проведения  сплошных  рубок.  Дистанционный  мониторинг  проводится  силами 

 

184 

ФГБУ  «Рослесинфорг»  с  2006  года,  покрывая  ежегодно  различные  части 
территории лесного фонда края.  

Ежегодно 

проводится 

анализ 

итоговых 

данных 

результатов 

дистанционного  мониторинга  использования  лесов  в  Пермском  крае.  Так,  
по последнему отчету учтено 4919 объектов мониторинга участков легального 
и незаконного использования лесов.  

В процессе дешифрирования космических снимков из учтенных объектов 

выявлены  участки  использования  лесов  с  признаками  нарушений  лесного 
законодательства в 83 случаях, в том числе: 

рубка с нарушением порядка предоставления информации в ЛесЕГАИС – 

37 случаев;  

рубка  лесных  насаждений  без  правоустанавливающих  документов  –  

29 случаев;  

рубка  лесных  насаждений  с  превышением  эксплуатационной  площади 

лесосеки – 13 случаев;  

рубка в защитных лесах и особо защитных участках лесов, где заготовка 

древесины запрещена или ограничена, – 4 случая. 

Результаты проверок, проведенных Министерством природных ресурсов, 

лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края  и  Департаментом  лесного 
хозяйства  по  Приволжскому  федеральному  округу,  подтвердили  83  случая 
нарушения  лесного  законодательства  на  площади  276,1  га  с  объемом  6242  м³  
и размером начисленного вреда 56111,5 тыс. рублей.   

Важным  опытом  с  2015  года  стало  применение  данных  дистанционного 

зондирования 

Земли 

(спутниковые 

снимки 

высокого 

разрешения)  

для  выявления,  доказывания  и расследования  уголовных  дел  по  незаконным 
рубкам  лесных  насаждений  во  взаимодействии  с  правоохранительными 
органами  Пермского  края  и  Министерством  природных  ресурсов,  лесного 
хозяйства и экологии Пермского края. 

Наработана  практика  межведомственного  взаимодействия  с  Главным 

управлением  МВД  России  по  Пермскому  краю  и  Следственным  управлением 
Следственного  комитета  Российской  Федерации  по  Пермскому  краю, 
специалистами по использованию обработанных геопространственных данных 
ГИС-центра  ФГБОУ  ВО  «Пермский  государственный  национальный 
исследовательский университет», по которым готовятся заключения о периоде 
изменений на лесном участке, исследуемом в рамках уголовных дел, в границах 
лесных участков, в которых совершены незаконные рубки лесных насаждений.  

При  этом  в  заключении  конкретизируются  сроки  начала  и  окончания 

работ, а также фиксируется отсутствие изменений в структуре лесного покрова 
до  и  после  производства  работ.  Тем  самым  доказывается  факт  совершения 
незаконной рубки в определенный промежуток времени, в том числе в период 

 

185 

разработки  задекларированных  лесосек.  Судами  указанные  заключения 
признаются  относимым  и  допустимым  доказательством  и приобщаются  
к  доказательствам  подтверждающим  вину,  упоминаются  в  приговорах 
по уголовным делам.  

С  февраля  2018  года  для  выявления,  доказывания  и  расследования 

административных  дел  по  незаконным  рубкам  лесных  насаждений 
сотрудниками  Министерства  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  
и  экологии  Пермского  края  и  территориальных  лесничеств  применяются 
размещаемые в открытом доступе данные дистанционного зондирования Земли 
(спутниковые  снимки  высокого  разрешения),  получаемые  от  космических 
аппаратов  орбитальных  группировок  Sentinel-2  L2A  и  Landsat-8  USGS. 
Указанные  снимки  формируются  в  мультивременные  композиты  в  целях 
определения точного времени начала и окончания работ по заготовке, а также 
доказывания  фактов  отсутствия  изменений  на  лесном  участке  до  и  после 
окончания  работ.  В  ходе  судебных  заседаний  по  обжалованию  вынесенных 
постановлений  спутниковые  снимки  и  заключения  по  ним,  подготовленные 
государственными  лесными  инспекторами,  составлявшими  протоколы  
об административных правонарушениях, признаются судами доказательствами 
незаконной  рубки  и  доказательствами  времени  начала  и времени  окончания 
работ по рубке.  

Также  ко  всем  уголовным  и  административным  делам  о  незаконных 

рубках лесных насаждений, возбужденным по результатам проверки сведений, 
поступающих  в ходе дистанционного  мониторинга  использования  лесов, 
приобщаются карточки дешифрирования космических снимков. 

По  состоянию  на  март  2019  года  данные  дистанционного  зондирования 

Земли  (спутниковые  снимки  высокого  разрешения)  и  заключения  по  ним 
применялись  Министерством  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  
и  экологии  Пермского  края  по  40  административным  делам,  возбужденным  
за  незаконную  рубку  лесных  насаждений,  общая  сумма  наложенных  штрафов 
составила 5,75 млн рублей. Из них 13 дел вступили в законную силу, 27 были 
обжалованы в суды общей юрисдикции и отменены в связи с тем, что, согласно 
правовой  позиции  Пермского  краевого  суда,  незаконная  рубка  не  является 
длящимся 

правонарушением, 

а 

годичный 

срок 

привлечения  

к  административной  ответственности  необходимо  исчислять  с  момента 
окончания  рубки.  Министерство  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  
и  экологии  Пермского  края,  полагая  незаконную  рубку  лесных  насаждений 
длящимся  административным  правонарушением  и  не  согласившись  
с вынесенными решениями, обратилось с надзорной жалобой в Верховный Суд 
Российской  Федерации.  В  соответствии  с  постановлением  Верховного  Суда 
Российской  Федерации  от  18  января  2019  г.  №  44-АД18-23  решения 

 

186 

нижестоящих  судов  отменены,  в  части  выводов  о  том,  что  правонарушение, 
предусмотренное  частью  1  статьи  8.28  Кодекса  Российской  Федерации  
об  административных  правонарушениях,  не  является  длящимся,  подтвержден 
длящийся  характер  незаконной  рубки,  позиция  Министерства  природных 
ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поддержана. 

Последние  годы  идет  постепенное  увеличение  площадей,  охваченных 

дистанционным мониторингом, а также внедряются его новые виды. 

В настоящее время дистанционный мониторинг на территории Пермского 

края включает в себя 3 вида мониторинга: 

традиционный,  который  предусматривает  сравнительный  анализ 

спутниковых  снимков  один  раз  в  год  (анализируются  на  предмет  наличия 
изменений  снимок  предыдущего  года  и  снимок  текущего  года),  требует 
наименьших трудозатрат и, как следствие, имеет наибольший охват площади; 

непрерывный,  который  проводится  на  территории  Пермского  края  

с  2018  года  также  силами  Поволжского  леспроекта  ФГБУ  «Рослесинфорг»  
и  предусматривает  сравнительный  анализ  спутниковых  снимков  не  реже  чем 
один раз в месяц (при наличии благоприятных погодных условий – отсутствие 
облачности),  сравнивается  снимок  предыдущего  месяца  со  снимком  текущего 
месяца; 

оперативный,  который  проводится  в  Пермском  крае  также  с  2018  года 

на основании  трехстороннего  соглашения  об  информационном  обмене, 
заключенного  Министерством  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  
и экологии Пермского края с ООО «Уралбумага» и ГИС-центром ФГБОУ ВО 
«Пермский  государственный  национальный  исследовательский  университет»,  
в 

рамках 

государственно-частного 

партнерства 

и 

предусматривает 

сравнительный  анализ  спутниковых  снимков  не  реже  чем  один  раз  в  месяц  
(при  наличии  благоприятных  погодных  условий  –  отсутствие  облачности), 
сравнивается снимок предыдущего месяца со снимком текущего месяца. 

С  2016  года  значительно  увеличился  охват  территории  Пермского  края 

дистанционным  мониторингом.  Количество  ГКУ  (лесничеств),  на  территории 
которых  проводился  мониторинг,  увеличилось  более  чем  в  3  раза  (с  4  
в  2016  году  до  13  в  2018  году  и  до  15  в  2019  году).  Площадь  с  2016  года 
увеличилась в 2 раза к 2018 году (с 2,0 млн га в 2016 г. до 4,4 млн га в 2018 г.) 
и в 2019 году еще в 1,5 раза к 2018 году, достигнув 6,8 млн га. 

В  2019  году  Рослесхозом  включены  в  традиционный  дистанционный 

мониторинг 15 лесничеств (Вайское, Горнозаводское, Закамское, Кизеловское, 
Колвинское 

(Ныробское, 

Вишерское 

участковые), 

Красновишерское, 

Кудымкарское,  Лысьвенское,  Очерское,  Пермское,  Сивинское,  Соликамское, 
Чердынское,  Чусовское  и  Юрлинское  лесничества).  С учетом  данных 
лесничеств  площадь  дистанционного  мониторинга  на  территории  Пермского 

 

187 

края  составит  56 %  всей  территории  лесного  фонда  Пермского  края.  В  том 
числе  дополнительно  увеличен  охват  непрерывным  дистанционным 
мониторингом  (снимки  1  раз  в месяц):  1  северное  лесничество  (Чердынское)  
и  2  центральных  лесничества  (Пермское  и  Закамское)  общей  площадью  1,4 
млн.  га  (в  2017  году  –  274,1  тыс.  га  на  территории 3  участковых  лесничеств).  
В  2018  году  непрерывный  дистанционный  мониторинг  использования  лесов 
проводился  на  территории  3  участковых  лесничеств  Пермского  края 
(Красновишерское, Щугорское и Мошевское, общая площадь  – 290,8 тыс. га), 
наиболее подверженных риску незаконных рубок по результатам 2017 года. 

Акцент  на  усилении  работы  по  непрерывному  дистанционному 

мониторингу 

лесов 

данных 

участковых 

лесничеств 

определен  

из-за значительного количества незаконных рубок (более 20 % всех незаконных 
рубок 2017 года пришлось на эти лесничества). 

В  последующие  годы  планируется  увеличить  площадь,  охваченную 

оперативным  мониторингом  в  рамках  государственно-частного  партнерства,  
до  2,5  млн.  га  (Веслянское,  Гайнское,  Чайковское  лесничества)  за  счет 
привлечения  к  участию  крупнейших  арендаторов  (ООО  «Красный  Октябрь», 
АО «Соликамскбумпром» и ООО «СВЕЗА Уральский»).  

Информация  о  незаконных  рубках  за  предшествующий  период  

(2011  –  2018  годы)  с  учетом  того,  что  полномочия  по  осуществлению 
государственного лесного надзора до 2011 года осуществляла Государственная 
инспекция  по  экологии  и  природопользованию  Пермского  края,  представлена  
в таблице 5.5.1.  

Таблица 5.5.1 

Информация о незаконных рубках за период 2011 – 2018 годов 

 

В настоящее время в Пермском крае ведутся работы по проектированию 

и  созданию  автоматизированной  информационной  системы  «Умный  лес», 
предназначенной  для оперативного  выявления  и  пресечения  нарушений 
лесного  законодательства  посредством  формирования  на  основе  программной 
оболочки  ПармаГИС  информационной  базы  данных  о  легальном 
лесопользовании  в  Пермском  крае  (нанесение  задекларированных  лесосек 

Год 

Кол-во случаев, шт. 

Объем рубки, тыс. м³ 

Ущерб, млн. руб. 

2011 

751 

37,6 

267,8 

2012 

1052 

58,1 

401,8 

2013 

786 

49,2 

333,7 

2014 

585 

26,6 

195,3 

2015 

450 

27,3 

183 

2016 

453 

27,3 

183,4 

2017 

516 

77,1 

540,8 

2018 

480 

35,2 

342,4 

 

188 

и предоставленных  по  договорам  купли-продажи  древесины)  и  загрузки 
актуальных  космических  снимков  с  периодичностью  один  раз  в  месяц  
с  последующим  сравнением  местоположения,  площади  изменений  лесного 
покрова и мест разрешенной заготовки древесины.  

Используются  и  дополнительные  меры,  необходимые  для  снижения 

незаконных  рубок  лесных  насаждений  и  пресечения  незаконного  оборота 
древесины: 

организация 

учебных 

курсов 

по 

повышению 

квалификации 

государственных  лесных  инспекторов  на  базе  единого  подхода,  обобщению 
опыта  в  борьбе  с  незаконными  рубками  лесных  насаждений,  основам 
юриспруденции при ведении административного, уголовного делопроизводства 
в области охраны окружающей среды и природопользования;   

периодическое  проведение  семинаров  по  обучению  государственных 

лесных инспекторов. 

Кроме  того,  в  период  с  04  июня  2014  г.  по  28  августа  2014  г.  в  рамках 

исполнения  государственного  контракта  от  25  февраля  2014  г.  №  Р-1К-14/1  
по  государственной  инвентаризации  лесов  представителями  Пермского 
филиала ФГУП «Рослесинфорг» были выполнены натурные обследовательские 
работы  по  оценке  эффективности  мероприятий  по  охране,  защите 
воспроизводству и использованию лесов, выполненных в 2013 году. 

Оценка  эффективности  производилась  на  территории  3  лесничеств: 

Гайнское,  Веслянское,  Вайское.  При  этом  натурным  обследованием  было 
охвачено 232 лесных участка, из них на арендованных – 167 (72 %). 

По  итогам  проведения  оценки  мероприятий  соответствие  качества 

выполнения  работ  лесохозяйственным  требованиям  составило  78  %.  
За  аналогичный  период  2012  и  2013  годов  данный  показатель  составлял  74 %  
и 84 % соответственно. 

Из  общего  числа  проверяемых  участков  качество  мероприятий  было  

признано неудовлетворительным на 51 лесном участке, в том числе по охране 
лесов  –  12,  защите  лесов  –  6,  воспроизводству  лесов  и  лесоразведению  –  25, 
использованию  лесов  –  8.  Наибольшее  количество  нарушений  выявлено  
в Веслянском лесничестве (на 18 участках из 69). 

Устранено нарушений в натуре на 46 участках, устранению не подлежало 

5 участков. 

В  большинстве  случаев  работы  с  неудовлетворительной  оценкой 

выполнены арендаторами лесных участков. 

Основные нарушения: 
несоответствие  технологии  и  проекту,  отклонение  площади  более  

чем на 3 %; 

невыполнение мероприятия (на территории Веслянского лесничества 4); 

 

189 

отсутствие  технологической  карты,  оставление  срубленных  зависших 

деревьев, неочистка мест рубок. 

В  2015  году  оценка  мероприятий  по  охране,  защите,  воспроизводству 

лесов в рамках государственной инвентаризации лесов не проводилась. 

В  2016  году  работы  по  оценке  лесохозяйственных  мероприятий 

проведены  на  территории:  Добрянского,  Юрлинского,  Юсьвинского 
лесничеств. 

При  этом  натурным  обследованием  было  охвачено  292  лесных  участка,  

из них на арендованных – 229 (78 %). 

По  итогам  проведения  оценки  мероприятий  соответствие  качества 

выполнения  работ  лесохозяйственным  требованиям  составило  74  %.  
За 2013 год указанный показатель составлял 78 %. 

Из  общего  числа  проверяемых  участков  качество  мероприятий  было 

признано неудовлетворительным на 75 лесном участке, в том числе по охране 
лесов  –  21,  защите  лесов  –  6,  воспроизводству  лесов  и  лесоразведению  –  29, 
использованию лесов – 19. 

Наибольшее количество нарушений выявлено в Добрянском лесничестве 

(на 34 участках из 118). 

В  целях  оптимизации  деятельности  по  осуществлению  федерального 

государственного  лесного  надзора  (лесной  охраны)  в  лесах  на  землях  лесного 
фонда  Пермского  края  планомерно  ведется  работа  по  увеличению  
и  закреплению  инспекторского  состава.  Приказом  Министерства  природных 
ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края  от  30  мая  2019  г.  
№  СЭД-30-01-02-662  утвержден  новый  перечень  должностных  лиц, 
осуществляющих  федеральный  государственный  лесной  надзор  (лесную 
охрану)  на  землях лесного  фонда, общей  численностью  272  единицы  (далее  – 
государственные лесные инспектора). 

Численность  государственных  лесных  инспекторов  планируется  довести 

в  2019  году  до 294  ед.,  в  2020  году  –  до  304  ед.,  в  2021  году  –  до  308  ед.,  
в  2022  –  2027  годах  численность  государственных  лесных  инспекторов  будет 
доведена  до  установленного  норматива,  в  том  числе  с  учетом  включения 
инженеров ГКУ (лесничеств). 

В  соответствии  с  приказом  Министерства  природных  ресурсов,  лесного 

хозяйства и экологии Пермского края от 20 марта 2014 г. № СЭД-30-01-02-310 
«О  форменной  одежде  должностных  лиц  Министерства  природных  ресурсов, 
лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края  и  должностных  лиц 
подведомственных  государственных  казенных  учреждений  Пермского  края 
(лесничеств)» в 2019 году государственные лесные инспекторы Пермского края 
на  100 %  обеспечены  форменным  обмундированием  за  счет  средств  краевого 
бюджета.  По  мере  износа  комплектов  форменной  одежды  и  поступления 

 

190 

финансовых  сред  на  обмундирование  государственные  лесные  инспекторы 
Пермского  края  будут  поэтапно  (с  учетом  норм  потребности)  обеспечиваться 
форменным обмундированием.  

В  2018  году  губернатором  Пермского  края  выделено  дополнительное 

финансирование  в  размере  126  млн  руб.,  которое  позволило  обновить 
существующий  парк  лесопожарной  и лесопатрульной  техники  (добавилось  
43 единицы, из которых 29 единиц лесопатрульной техники).  

Во  исполнение  пункта  20  Плана  по  предотвращению  незаконной 

заготовки  и оборота древесины в Российской Федерации на 2017 – 2020 годы  
из  средств  краевого  бюджета  в 2018 году  на  развитие  лесного  хозяйства 
дополнительно  выделены  бюджетные  ассигнования  на  общую  сумму  
65,0  млн  рублей,  в  том  числе  37,7  млн  рублей  для  приобретения 
автотранспорта,  беспилотных  летательных  аппаратов,  компьютерной  техники, 
измерительных  приборов,  форменного  обмундирования  для  осуществления 
федерального государственного лесного надзора. 

За счет средств дополнительного финансирования приобретено 15 единиц 

автотранспорта,  189  беспилотных  летательных  аппаратов  (26  беспилотников, 
163 Глонасс), 326 единиц измерительных приборов (52 навигатора, 274 мерные 
вилки  и  ленты),  285  единиц  компьютерной  и  множительной  техники,  
223 комплекта форменного обмундирования. 

Планируемое  приобретение  транспорта  для  патрулирования  лесов  

на 2019 – 2021 годы указано в таблице 5.5.2. 

 

Таблица 5.5.2 

Информация о приобретении лесопатрульной техники для ГКУ (лесничеств)  

на период 2019 – 2027 годов 

Год 

Потребность 

План приобретения 

2019

 

130 

19 

2020 

112 

15 

2021 

98 

37 

2022 

65 

20 

2023 

46 

20 

2024 

27 

20 

2025 

34 

30 

2026 

23 

23 

2027 

23 

23 

 

В последующие годы приобретение транспорта для патрулирования лесов 

планируется по мере износа и списания техники. 

 

191 

Кроме  того,  24,9  млн  рублей  планируется  направить  на  поэтапное 

повышение  заработной  платы  работников  лесной  отрасли  края,  в  том  числе 
повышение заработной платы лесных инспекторов. 

5.6. Информация об организации и основных мероприятиях по ведению 

государственного лесного реестра 

Государственный  лесной  реестр  (далее  –  ГЛР)  представляет  собой 

систематизированный  свод  документированной  информации  о  лесах,  
об  их  использовании,  охране,  защите,  воспроизводстве,  о  лесничествах  
и лесопарках. 

Ведение  ГЛР  осуществляется  в  целях  организации  рационального 

использования,  охраны,  защиты  и  воспроизводства  лесов,  систематического 
контроля  за  количественными  и  качественными  изменениями  лесов  
и  обеспечения  достоверными  сведениями  о  лесах  органов  государственной 
власти  Российской  Федерации,  органов  государственной  власти  субъектов 
Российской  Федерации,  органов  местного  самоуправления,  осуществляющих 
управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, 
заинтересованных граждан и юридических лиц. 

Полномочия  по  исполнению  государственной  функции  по  ведению  ГЛР 

и предоставлению государственной услуги по предоставлению выписки из ГЛР 
в  отношении  лесов,  расположенных  в  границах  территории  Пермского  края, 
осуществляются  Министерством  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  
и экологии Пермского края в соответствии с Положением о Министерстве. 

Обеспечивает  выполнение  указанной  государственной  функции  отдел 

государственного  лесного  реестра  и  мониторинга  управления  лесного  учета 
планирования  и  лесоустройства  Министерства  природных  ресурсов,  лесного 
хозяйства и экологии Пермского края. 

Вся  информация,  вносимая  в  ГЛР,  сопровождается  составлением 

соответствующих  актов  установленной  формы  (формы  1, 2,  3)  (далее  –  Акты)  
в соответствии с порядком, определенным приказом Министерства природных 
ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  от  11  ноября  2013  г.  №  496  
«Об  утверждении  Перечня,  форм  и  порядка  подготовки  документов,  
на  основании  которых  осуществляется  внесение  документированной 
информации в государственный лесной реестр и ее изменение». 

В  целях  реализации  указанного  приказа  Министерства  природных 

ресурсов  и  экологии  Российской  Федерации  утвержден  приказ  Министерства 
природных  ресурсов,  лесного  хозяйства  и  экологии  Пермского  края  
от  04  февраля  2014  г.  №  СЭД-30-01-02-130  «О  делегировании  полномочий 
подведомственным  государственным  казенным  учреждениям  (лесничествам) 
Пермского края», в соответствии с которым руководителям подведомственных 

 

192 

ГКУ (лесничеств) делегированы полномочия по утверждению актов по форме 1 
и  форме  2,  сформированных  на  основании  документации,  перечень  которой 
изложен  в  пункте  2.2  указанного  приказа  Министерства  природных  ресурсов  
и экологии Российской Федерации. 

В  целях  рассмотрения  документов  и  принятия  решений  о  выдаче 

заключения  о  внесении  текущих  изменений  в  материалы  лесоустройства  
с  составлением  акта  несоответствия  данных  ГЛР  натурному  обследованию 
(форма  3)  приказом  Министерства  природных  ресурсов,  лесного  хозяйства 
и  экологии  Пермского  края  от 25  сентября  2013  г.  №  СЭД-30-01-02-1278 
создана  комиссия  по  вопросам  внесения  изменений  в  материалы 
лесоустройства по соответствующему лесничеству (далее – Комиссия). 

По  результатам  рассмотрения  Комиссией  документов,  представляемых 

ГКУ (лесничествами)  в  качестве  основания  для  внесения  изменений  
в материалы лесоустройства по соответствующему лесничеству и проекта Акта, 
принимается решение о выдаче заключения о внесении изменений в материалы 
лесоустройства, об отказе во внесении изменений в материалы лесоустройства 
или о продлении срока рассмотрения документов. 

На основании рассмотренных документов и Актов в случае оформления 

положительного 

заключения 

о 

внесении 

изменений 

в 

материалы 

лесоустройства такое заключение подписывается всеми членами Комиссии. 

Протокол Комиссии направляется в соответствующее ГКУ (лесничество) 

и  является  основанием  для  подписания  Акта  по  форме  3  директором  ГКУ 
(лесничества)  и  последующей  актуализации  материалов  лесоустройства 
(таксационные  описания  и  лесоустроительные  планшеты)  в  соответствии  
с рекомендациями Рослесхоза от 20 июня 2014 г. № ЮГ-06-54/7228 «О приказе 
Минприроды России от 30 октября 2013 г. № 464». 

Измененные сведения учитываются в соответствующих разделах ГЛР. 
Вся  документация,  вносимая  в  ГЛР  формируется,  утверждается  

и  хранится  в ГКУ (лесничествах)  на  бумажных  носителях  и  в  электронном 
формате. 

Все изменения, вносимые в таксационные описания и лесоустроительные 

планшеты 

на 

основании 

Актов, 

осуществляются 

в 

соответствии  

с рекомендациями Рослесхоза от 20 июня 2014 г. № ЮГ-06-54/7228 «О приказе 
Минприроды России от 30 октября 2013 г. № 464». 

В  сроки  представления  документированной  информации  ГЛР, 

установленные приказом Минприроды России от 11 ноября 2016 г. № 588, ГКУ 
(лесничества)  представляют  в  Министерство  природных  ресурсов,  лесного 
хозяйства  и  экологии  Пермского  края  в  электронном  виде  отсканированные 
Акты,  перечень  Актов  и  опись  Актов,  составленную  за  отчетный  период 
нарастающим итогом с начала года. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..