ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     12      13      14     

 

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 14

 

 

 

211 

воспроизводства  леса  и  совершенствование  технологии  способов  лесовосстановления.  

Планируемые мероприятия по уходу за лесами 

В  соответствии  с  Правилами  ухода  за  лесами,  утвержденными  МПР  России  от  16  июля 

2007 года № 185, проектируемые мероприятия по уходу за лесами включают в себя рубки ухода за 

лесными насаждениями любого возраста. 

В  защитных  лесах  мероприятия  по  уходу  за  лесами  направлены  на  сохранение 

средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных 

полезных функций и ресурсов лесов. 

В  эксплуатационных  лесах  мероприятия  по  уходу  за  лесами  направлены  на  получение 

высококачественной  древесины  и  других  лесных  ресурсов  с  обеспечением  сохранения  полезных 

функций лесов.  

Расчетный  ежегодный  размер  проведения  ухода  за  лесами,  запроектированный 

лесоустройством, снизился к уровню года, предшествующего разработке Лесного плана, на 11%, в 

связи  с  изменением  правового  режима  использования,  охраны  защиты  и  воспроизводства 

защитных лесов, занимающих в лесном фонде Курганской области 71,4% общей площади лесного 

фонда.  

Общая  площадь  насаждений,  нуждающихся  в  уходе  по  лесоводственным  требованиям, 

составляет  22986  га  с  выбираемым  корневым  запасом  582,0  тыс.  м

3

,  в  том  числе  ликвидной 

древесины  448,1  тыс.  м

3

.  Расчетный  размер  проведения  по  видам  ухода  за  лесами  приводится  в 

приложении 24 к Лесному плану.  

В  связи  с  отсутствием  на  год  составления  Лесного  плана  нормативов  проведения  рубок 

обновления  и  переформирования,  устанавливающего  правовой  режим  их  назначения,  указанные 

виды рубок лесоустройством не назначены. 

На  период  реализации  Лесного  плана  Курганской  области  2009-2018  гг.  ежегодное 

проведение  ухода  за  лесами  планируется  100%  к  расчетному  объему  по  лесоводственным 

требованиям. 

Планируемые  мероприятия  по  уходу  за  лесами  в  разрезе  лесничеств  приведены  в 

приложениях 24 - 26 к Лесному плану. 

Большая  часть  планируемых  на  период  2009-2018  годы  работ  по  уходу  за  лесами  будет 

выполнена арендаторами лесных участков – 80 %. Прогноз динамики проведения ухода за лесами 

на арендованных лесных участках приводится в приложении 25 к Лесному плану. 

Около  20%  запланированных  мероприятий  по  уходу  за  лесами,  расположенными  в 

границах 

Варгашинского, 

Глядянского 

Далматовского, 

Курганского, 

Петуховского, 

Шумихинского лесничеств, будет обеспечиваться на основе размещения государственного заказа 

(приложение 26 к Лесному плану).   

 

212 

Нaибольший  эффeкт  пpи  фоpмиpовaнии  лесных  насаждений  дaют  pубки  уходa  за  

молоднякaми. За весь прогнозируемый период уход за молодняками планируется осуществить на 

площади 33070 га, то  есть во всех нуждающихся в этом виде рубок насаждениях.  

Рубки  ухода  в  лесах  являются  не  только  средством  лесоводственного  ухода  за 

насаждениями, но и важным источником удовлетворения потребностей населения в древесине.  

В  цeлях  фоpмиpовaния    оптимaльного    состaвa    и  структуры  лесных  насаждений  в  2009-

2018 годах пpeдусмaтpивaeтся пpовeдeниe рубок прореживания, проходных и ландшафтных рубок 

на  площади  196,8  тыс.  га,  в  результате  которых  будет  заготовлено  4481  тыс.куб.м  ликвидной 

древесины, в том числе арендаторами лесных участков 3570  тыс. м

3

 

 

213 

 

Таблица 2.5.5.1 Планируемые мероприятия по уходу за лесами 

Вид ухода за 
лесами 

Ед.изм 

Расчетн
ый 
ежегодн
ый 
размер 
проведе
ния 
ухода за 
лесами 
материа
лам 
лесо-
устройст
ва 

Год, 
пред
шест
вующ
ий 
разра
ботке 
лесно
го 
плана 

Объемы по годам 

Общи
й 
объем 
на 
плани
руемы
й 
перио
д 
2010-
2018г
г. 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

 

Уход за 
лесами, всего  

га 

2928,6 

2406,0 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

26357,

ликвид 

тыс. м

510,39 

507,9 

510,39 

510,39 

510,39 

510,39 

510,39 

510,39 

510,39 

510,39 

510,39 

4593,5 

Осветление и 
прочистка 

га 

2928,6 

2406,0 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

2928,6 

26357,

ликвид 

тыс. м

35,27 

23,4 

35,27 

35,27 

35,27 

35,27 

35,27 

35,27 

35,27 

35,27 

35,27 

317,4 

Прореживание

ликвид 

тыс. м

3

 

253,19 

124,3 

253,19 

253,19 

253,19 

253,19 

253,19 

253,19 

253,19 

253,19 

253,19 

2278,7 

Проходная 
рубка, ликвид 

тыс. м

221,93 

140,7 

221,93 

221,93 

221,93 

221,93 

221,93 

221,93 

221,93 

221,93 

221,93 

1997,4 

Процент от расчетного ежегодного размера проведения ухода за лесами по материалам лесоустройства 

Уход за 
лесами, всего 

100 

67 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

100 

 

 

214 

 

2.6. Показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры 

Для обеспечения лесовосстановительных работ имеются две шишкосушилки, два склада 

для  хранения  удобрений  и  ядохимикатов,  склад  для  хранения  семян.  Существующая  типовая 

шишкосушилка калининского типа требует проведения текущего ремонта. 

В  лесозаготовительном  производстве  планируемые  мероприятия  связаны  с  техническим 

перевооружением  предприятий,  а  также  с  развитием  транспортной  сети  за  счѐт  ремонта 

лесохозяйственных дорог круглогодового действия.  

Для проведения посадки лесов, ухода за молодняками, комплекса рубок промежуточного 

пользования, других лесохозяйственных и противопожарных мероприятий средняя протяженность  

дорог составляет 7 км на  1000 га лесной площади. 

За  последние  5  лет    на  территории  области  арендаторами  построено  6,3  км  дорог 

круглогодового действия, которые также будут использованы для интенсивного ведения лесного 

хозяйства по воспроизводству и охране лесных ресурсов. 

В  деревообрабатывающих  производствах  основная  цель  планируемых    мероприятий 

связана с техническим перевооружением функционирующих предприятий, строительством новых 

производственных  мощностей  и  увеличением  выпуска  продукции  глубокой  переработки, 

конкурентоспособной на внешнем рынке.  

На 

деревообрабатывающих 

предприятиях 

отрасли 

предусматривается 

замена 

изношенного  оборудования  на  новое  отечественное  или  зарубежные  аналоги,  что  позволит 

поднять  производительность  труда,  повысить  уровень  использования  производственных 

мощностей и обеспечить качество выпускаемой продукции. 

Планируемое  строительство  и  реконструкция  объектов  лесной  и  лесоперерабатывающей 

инфраструктуры отражено в приложении 20. 

Строительство  предприятий, цехов, организация участков по выпуску новых изделий из 

древесины на основе инновационных технологий обеспечит рост занятости населения. 

Выполнение  запланированных  мероприятий  по  строительству  объектов  лесной  и 

лесоперерабатывающей инфраструктуры позволит повысить эффективность деятельности лесного 

сектора,  улучшить  показатель  использования  лесов,  в  т.  ч.  и  по  поступлению  доходов  в 

федеральный и областной бюджеты.  

2.7 Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных 

нагрузок на леса 

2.7.1 Величины предельно допустимых рекреационных нагрузок, концентрации 

загрязнителей в элементах природной среды лесов 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  «Об  охране  окружающей  среды»  в  целях 

государственного  регулирования  воздействия  хозяйственной  и  иной  деятельности  на 

 

215 

 

окружающую  среду,  гарантирующего  сохранение  благоприятной  окружающей  среды  и 

обеспечение  экологической  безопасности  осуществляется  нормирование  в  области  охраны 

окружающей среды. 

Нормирование  в  области  охраны  окружающей  среды  заключается  в  установлении 

нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую 

среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны 

окружающей  среды,  а  также  государственных  стандартов  и  иных  нормативных  документов  в 

области охраны окружающей среды. 

К нормативам качества окружающей среды относятся: 

 

нормативы,  установленные  в  соответствии  с  химическими  показателями  состояния 

окружающей  среды,  в  том  числе  нормативы  предельно  допустимых  концентраций 

химических веществ, включая радиоактивные вещества; 

 

нормативы,  установленные  в  соответствии  с  физическими  показателями  состояния 

окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла; 

 

нормативы,  установленные  в  соответствии  с  биологическими  показателями  состояния 

окружающей  среды,  в  том  числе  видов  и  групп  растений,  животных  и  других 

организмов,  используемых  как  индикаторы  качества  окружающей  среды,  а  также 

нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов; 

 

иные нормативы качества окружающей среды. 

При  установлении  нормативов  качества  окружающей  среды  учитываются  природные 

особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных 

объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а 

также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. 

В  целях  охраны  атмосферного  воздуха  в  местах  проживания  населения  устанавливаются 

санитарно-защитные зоны организаций.  

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для: 

 

обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по 

всем факторам воздействия за ее пределами; 

 

создания  санитарно-защитного  барьера  между  территорией  предприятия  (группы 

предприятий) и территорией жилой застройки; 

 

организации  дополнительных  озелененных  площадей,  обеспечивающих  экранирование, 

ассимиляцию  и  фильтрацию  загрязнителей  атмосферного  воздуха  и  повышение 

комфортности микроклимата. 

Размеры санитарно-защитных зон определены Санитарно-эпидемиологическими правилами 

и  нормативами  «Санитарно-защитные  зоны  и  санитарная  классификация  предприятий, 

 

216 

 

сооружений  и  иных  объектов.  СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03»,  утвержденными  Главным 

государственным  санитарным  врачом  Российской  Федерации  30  марта  2003  года,  введенным  в 

действие с 15 июня 2003 года. 

Предельно  допустимые  концентрации  загрязняющих  веществ  утверждаются  для 

атмосферного воздуха населенных мест. 

Таблица  2.7.1.1  Перечень  загрязняющих  веществ  для  атмосферного  воздуха,  наиболее 

показательных для Курганской области 

Наименование вещества 

ПДК максимальная 

разовая, мг/ куб.м 

ПДК среднесуточная, мг/ 

куб.м 

Азота диоксид 

0,085 

0,04 

Азота оксид 

0,4 

0,06 

Аммиак 

0,2 

0,04 

Бензапирен 

0,1 мкг/ 100 куб.м 

Бензин 

5,0 

1,5 

Бутилацетат 

0,5 

0,1 

Метанол 

0,1 

Серы диоксид 

0,5 

Углерод (сажа) 

0,5 

0,05 

Углерода оксид 

Формальдегид 

0,035 

0,003 

Пыль  неорганическая  с  содержанием 
диоксида кремния 
- более 70% 

0,15 

0,05 

- 20 – 70% 

0,3 

0,1 

- менее 20% 

0,5 

0,15 

Зола угольная 

0,05 

0,02 

Нормативы  содержания  загрязняющих  веществ  в  почве  установлены  Гигиеническими 

нормативами ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ 

в почве», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 

19 января 2006 года, введенными в действие с 1 апреля 2006 года. 

Таблица 2.7.1.2 Перечень загрязняющих веществ в почве, наиболее показательных для Курганской 

области 

Наименование вещества   

Величина ПДК, мг/кг 

Валовое содержание 

Бензин 

0,1 

Ванадий 

150,0 

Марганец 

1500 

Мышьяк 

2,0 

Нитраты 

130,0 

Ртуть 

2,1 

Свинец 

32,0 

Суперфосфат 

200 

Подвижная форма 

Кобальт 

5,0 

Медь 

3,0 

 

217 

 

Никель 

4,0 

Свинец 

6,0 

Хром трехвалентный 

6,0 

Цинк 

23,0 

Водорастворимая форма 

Фтор 

10,0 

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду включают в себя: 

 

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; 

 

нормативы  образования  отходов  производства  и  потребления  и  лимиты  на  их 

размещение; 

 

нормативы  допустимых  физических  воздействий  (количество  тепла,  уровни  шума, 

вибрации, ионизирующего  излучения,  напряженности  электромагнитных полей  и иных 

физических воздействий); 

 

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; 

 

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; 

 

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду.  

Источники негативного воздействия на атмосферный воздух в Курганской области имеют 

1673  предприятия.  Для  641  предприятия  из  них  установлены  нормативы  ПДВ,  для  11  –  ВСВ. 

Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2007 году составил 51,8 тыс. 

тонн,  от  транспорта  –  18,1  тыс.  тонн.  В  общем  объеме  выбросов  загрязняющих  веществ  37,3% 

составляет оксид углерода, 17,9% диоксид азота, 15,1% - метан, 8,8% - диоксид серы,  8,6% - зола 

углей. 

Наибольший  объем  выбросов  имеют  Курганская  ТЭЦ,  Шадринское  и  Далматовское 

линейно-производственные  управления  магистральных  газопроводов  ООО  «Уралтрансгаз», 

линейная  производственно-диспетчерская  станция  «Юргамыш»  Курганского  нефтепроводного 

управления,  ОАО  «Курганмашзавод»,  Петуховский  литейно-механический  завод.  При  этом 

крупные  загрязнители,  как  правило,  находятся  на  значительном  удалении  от  лесных  массивов. 

Большее негативное воздействие на леса оказывают расположенные вблизи их ДРСУ, котельные 

санаторно-оздоровительных 

учреждений 

на 

твердом 

топливе, 

лесоперерабатывающие 

производства, транспорт. 

Фактов  гибели  или  повреждения  лесов  вследствие  загрязнения  атмосферного  воздуха  в 

Курганской  области  не  выявлено.  Распределение  выбросов  загрязняющих  веществ  по 

муниципальным образованиям с группировкой в разрезе лесничеств приведено в таблице. 

Таблица 2.7.1.3 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 

Лесничество 

Муниципальное 

образование 

Итого 

выбросов, 

тыс. т 

Итого по группе 

муниципальных 

образований 

Нагрузка на 

территорию, 

тонн/кв.км 

 

218 

 

Белозерское 

Белозерский 

0,34 

0,34 

0,17 

Варгашинское 

Варгашинский 

0,73 

2,04 

0,30 

Лебяжьевский 

1,06 

Мокроусовский 

0,25 

Глядянское 

Звериноголовский 

0,71 

2,14 

0,46 

Половинский 

0,63 

Притобольный 

0,8 

Далматовское 

Далматовский 

6,46 

7,21 

0,94 

Катайский 

0,75 

Каргапольское 

Каргапольский 

1,15 

1,15 

0,34 

Курганское 

Кетовский 

2,08 

15,08 

7,11 

г. Курган 

13 

Куртамышское 

Куртамышский 

1,35 

1,71 

0,44 

Целинный 

0,36 

Петуховское 

Макушинский 

0,59 

3,27 

0,46 

Петуховский 

2,4 

Частоозерский 

0,28 

Шадринское 

Шадринский 

0,1 

11,96 

0,89 

г. Шадринск 

11,86 

Шатровское 

Шатровский 

6,34 

6,34 

2,84 

Шумихинское 

Альменевский 

0,31 

2,95 

0,50 

Сафакулевский 

0,23 

Шумихинский 

0,98 

Щучанский 

1,43 

Юргамышское 

Мишкинскй 

0,36 

3,82 

0,74 

Юргамышский 

3,46 

Курганская область 

 

58,01 

 

0,98 

Исходя  из  данных  таблицы,  наибольшую  нагрузку  принимают  на  себя  леса  в  границах 

Курганского  лесничества  –  от  предприятий  г.  Кургана  и  Кетовского  района.  При  этом  за  счет 

перевода котельных на природный газ объем выбросов в последние годы заметно сократился. 

 

219 

 

Почвы Курганской области содержат повышенные концентрации тяжелых металлов – меди, 

цинка,  никеля  –  что  объясняется  природными  аномалиями  их  накопления  или  возможным 

трансграничным  загрязнением.  В  то  же  время  фиксируется  загрязнение  почв  нефтепродуктами 

возле  автодорог,  причем  наибольшая  концентрация  нефтепродуктов  в  почве  отмечается  на 

удалении  100  м  от  дорожного  полотна.  Вблизи  большинства  обследованных  автозаправочных 

станций отмечено повышенное содержание в почве свинца. 

Большой  проблемой  для  Курганской  области  является  загрязнение  земель  отходами 

производства и потребления. 

На  территории  Курганской  области,  по  данным  статотчетности,  ежегодно  образуется 

порядка 600 – 700 тыс. тонн отходов производства и потребления, из которых около 300 тыс. тонн 

захоранивается. 

В государственном реестре объектов размещения отходов по Курганской области значится 

около 600 полигонов, в их числе 13 – для хранения промышленных отходов, 2 шламохранилища, 2 

организованных  полигона  ТБО,  488  санкционированных  свалок,  63  прочих  объекта.  В 

большинстве  случаев  свалки  эксплуатируются  с  грубыми  нарушениями  природоохранных  и 

санитарных норм. Окрестности населенных пунктов, садоводческих кооперативов (в т.ч. в лесном 

фонде) подвержены захламлению мусором. 

Особую  сложность  создает  размещение  отходов  из  населенных  пунктов,  находящихся  в 

окружении  лесов  (р.п.  Красный  Октябрь,  п.  Старый  Просвет),  поскольку  Лесным  Кодексом 

Российской  Федерации  и  подзаконными  документами  не  предусматривается  использование 

лесных участков для размещения отходов. 

На  территории  области  хранится  свыше  1  тысячи  тонн  запрещенных  и  непригодных  к 

применению пестицидов. Во многих случаях объекты хранения не соответствуют установленным 

правилам;  пестициды  хранятся  в  негерметичном  виде,  что  создает  угрозу  загрязнения 

окружающей  среды.  Всего  на  территории  области  имеется  91  объект  хранения  устаревших 

пестицидов, из них 11 – в лесхозах. 

Устойчивость насаждений оценивается как их способность к нормальному формированию 

в  определенных  экологических  условиях  с  различным  уровнем  отрицательных  техногенных  и 

антропогенных  воздействий.  В  основе  классификации  устойчивости  насаждений  М.И.  Пронина 

(1980) лежит характеристика насаждений и условия их формирования. 

1.  насаждения  повышенной  устойчивости  –  насаждения,  подвергающиеся  интенсивному 

рекреационному  использованию  (свыше  500  человеко-дней/га  в  год)  с  хорошим 

качеством древостоя, хорошо развитым подростом, подлеском. 

2.  устойчивые  насаждения  –  средне-  и  высокополнотные  древостои  со  среднеразвитым 

подростом и подлеском. 

 

220 

 

3.  насаждения  средней  устойчивости  –  слабо  развитый  подрост  и  подлесок,  требуется 

пониженная рекреационная нагрузка и чистый воздушный бассейн. 

4.   насаждения пониженной устойчивости. 

Класс рекреационной дигрессии оценивается по пятибалльной шкале. 

1.  условно  ненарушенные  лесные  ландшафты,  рост  и  развитие  деревьев  нормальное, 

подрост и подлесок жизнеспособные. 

2.  слабонарушенные  лесные  ландшафты.  Развитие  деревьев  нормальное,  встречаются 

единичные механические повреждения стволов. Подрост и подлесок жизнеспособные, с 

редкими повреждениями. 

3.  средненарушенные  лесные  ландшафты.  Рост  и  развитие  деревьев  ослаблены. 

Встречаются механические повреждения стволов. Подрост и подлесок угнетены. 

4.  сильнонарушенные  лесные  ландшафты.  Деревья  значительно  ослаблены.  Подрост  и 

подлесок редкие, с механическими повреждениями. 

5. 

высокая нарушенность лесных ландшафтов. Древостой ослабленный, изреженный, с 

обнажением корней. Подрост и подлесок отсутствуют. 

Допустимая рекреационная нагрузка соответствует изменениям лесных экосистем от почти 

незаметных признаков деградации до изменений, соответствующих 2 стадии дигрессии. При этом 

природный  комплекс  способен  выдержать  увеличение  рекреационной  нагрузки,  не  теряя 

способности к самовосстановлению. Нагрузка, соответствующая 2 стадии дигрессии, принимается 

за оптимальную. На такой территории обычно не регулируется рекреационная нагрузка. 

Предельно  допустимая  рекреационная  нагрузка  соответствует  верхней  границе  3  стадии 

дигрессии.  На  таких  территориях  следует  проводить  мероприятия,  направленные  на 

регулирование потоков посетителей и повышение уровня рекреационного благоустройства. 

Граница  перехода  к  4  стадии  дигрессии  считается  порогом  устойчивости  экосистемы. 

Восстановление  природного  комплекса  невозможно  без  значительных  ограничительных  и 

лесовосстановительных мероприятий. 

Количество посетителей, допустимое в лесах рекреационного назначения без значительного 

нарушения  в  них  природной  лесной  среды  при  условии  проведения  мероприятий, 

способствующих повышению устойчивости насаждений к рекреационным нагрузкам, приводится 

в таблицах 84 – 86 Общесоюзных нормативов для таксации лесов, 1992. Используя эти нормативы, 

определяется  оптимально  возможное  количество  посетителей  для  кварталов,  отдельных  частей 

объектов  рекреации  или  объектов  в  целом.  Они  служат  основой  для  регулирования 

территориального  размещения  посетителей,  исходя  из  особенностей  природных  условий,  вида 

рекреационного  использования  и  наличия  дорог,  а  также  классов  рекреационной  пригодности 

лесов: 

 

221 

 

1.  1 – леса массового кратковременного отдыха – городские леса, зеленые зоны, лесопарки. 

2.  2  –  защитные  леса  сезонного  использования  –  леса  2  зоны  округов  санитарной  охраны 

курортов, защитные полосы лесов вдоль дорог, зеленые зоны.  

3.  3 – особо охраняемые леса культурно-познавательного использования – леса научного и 

исторического значения. 

4.  4 – эксплуатационные леса туристическо-маршрутного использования. 

Предельно  допустимые  рекреационные  нагрузки  определяются  на  1  га  лесного  фонда  в 

различных  условиях  лесорастительных  зон  хвойных,  смешанных  и  лиственных  лесов,  чел/га,  по 

нижеприведенной шкале (Общесоюзные нормативы для таксации лесов, 1992).  

Таблица 2.7.1.4 - Предельно допустимые рекреационные нагрузки 

Протяжен-
ность  
дорожной 
сети на 
1000 га 
лесного 
фонда  
 

Преобладающие породы 

ольха 
черная 

ель, пихта  ольха серая  сосна, 

лиственни
ца, кедр 

дуб, 
клен 
остроли
стный, 
ясень 

осина, 
ива 
белая, 
тополь 

береза 

липа, вяз 

Молодняки 

До 10 

-/0,6 

0,7/0.6 

1,0/0,7 

1.1/0,7 

1,2/- 

1,3/- 

1,4/0,8 

1,5/- 

11-15 

-/0.7 

0,8/0,7 

1,2/0,8 

1,3/0,8 

1,4/- 

1.5/- 

1.7/0,9 

1.8/- 

16-20 

-/0,8 

0,9/0,8 

1,4/0,9 

1,5/0,9 

1,6/- 

1.8/- 

1.9/1.0 

2,0/- 

21—25 

-/0,9 

1.0/0,9 

1,5/1,0 

1.6/1,0 

1,8/- 

1,9/- 

.2.1/1,1 

2,2/- 

Более 25  -/0,9 

1,1/0,9 

1,6/1,1 

1,8/1,1 

1,9/- 

2,1/- 

2.2/1,2 

2,4/- 

Средневозрастные и приспевающие насаждения 

До 10 

-/0,8 

1,0/0,8 

1,4/0,9 

1,5/0,9 

1,6/- 

1,7/- 

1.8/1,0 

1,9/- 

11—15 

-/0,9 

1,2/0.9 

1.7/1,1 

1.8/1,1 

1,9/- 

2,0/- 

2,1/1,2 

2,3/- 

16-20 

-/1.0 

1,4/1,0 

1,9/1,2 

2,0/1,2 

2,2/- 

2,3/- 

2,9/1,3 

2,6 /- 

21—25 

-/1.1 

1.5/1,1 

2,1/1,3 

2,2/1,3 

2,4/- 

2,5/- 

2,7/1,4 

2,8 /- 

Более 25  -/1,2 

1,6/1,2 

2.2/1,4 

2,4/1.4 

2.6/- 

2,7/- 

2,5/1,5 

3.0 /- 

Спелые и  перестойные насаждения 

До 10 

-/0,7 

0,9/0,7 

1,2/0,8 

1,3/0,8 

1,4/- 

1,6/- 

1,6/0,9 

1,7/- 

11—15 

-/0,8 

1.1/0,8 

1,4/0.9 

1,5/0,9 

1,7/- 

1.8/- 

1,9/1,0 

2,0 /- 

16-20 

-/0,9 

1,2/0,9 

1,6/1,0 

1,8/1.0 

1,9/- 

2,0/- 

2,2/1,2 

2,3/- 

21—25 

-/1,0 

1,3/1,0 

1,8/1,1 

1,9/5,1 

2,1/- 

2,2/- 

2,4/1,3 

2,5/- 

Более 25  -/1,1 

1,4/1,1 

1,3/1,2 

2,1/1.2 

2.2/- 

2,4/- 

2,6/1,4 

2,7/- 

Исходя из усредненной величины допустимой нагрузки 2 чел./га рекреационно-пригодные 

леса  Курганской  области  только  по  категории  «зеленые  зоны,  лесопарки»  могут  единовременно 

 

222 

 

вместить свыше 446 тыс. чел при общей численности населения Курганской области менее 1 млн. 

чел. 

Таким  образом,  леса  Курганской  области  обладают  значительным  потенциалом 

рекреационной емкости.  

2.7.2 . Целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса, 

включая планируемый процент уменьшения площади лесов, поврежденных в результате 

антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок 

Исходя  из  анализа  состояния  лесного  фонда  Курганской  области,  наиболее  значимыми 

видами негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на леса являются: вымокание 

лесов,  захламление  лесов  мусором.  Также  имеет  место  загрязнение  лесов  химическим  и 

радиоактивными веществами, повышенная рекреационная нагрузка и перевыпас скота). 

Ведомственной  целевой  программой  Департамента  природных  ресурсов  и  охраны 

окружающей  среды  Курганской  области  «Охрана  окружающей  среды  и  экологическая 

безопасность  Курганской  области  на  2008  –  2010  годы»  предполагается  сокращение  площади 

земель, занятых несанкционированными свалками, за 3 года на 25 га, главным образом на землях 

лесного  фонда  и  в  городских  лесах.  Такие  объемы  работ  необходимо  поддерживать  и  в 

последующие годы. 

Поскольку специальный учет площади лесных участков, занятых свалками отходов, не 

организован,  объем  работ  по  очистке  лесов  планируется  ориентировочно,  исходя  из 

количества  городских  поселений  в  границах  лесничеств  и  численности  населения  в  них, 

соответственно,  из  предполагаемого  объема  несанкционированных  свалок.  Исходная 

площадь, занятая свалками, принимается равной 60 га или 0,003% площади лесного фонда (в 

т.ч.  в  Курганском лесничестве, приближенном к областному  центру,  20  га). Планируется до 

2018  г.  полностью  очистить  указанную  территорию  от  свалок,  соответственно,  %  лесов, 

занятых свалками, сократить до 0 (табл. 2.7.2.1). 

Таблица  2.7.2.1  Планируемое  сокращение  площади  лесов,  занятых  несанкционированными 

свалками отходов, га 

Лесничество 

Год 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

Белозерское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Варгашинское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Глядянское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Далматовское 

4,5 

4,0 

3,5 

3,0 

2,5 

2,0 

1,5 

1,0 

0,5 

Каргапольское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Курганское 

18 

16 

14 

12 

10 

 

223 

 

Куртамышско

е 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Петуховское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Шадринское 

4,5 

4,0 

3,5 

3,0 

2,5 

2,0 

1,5 

1,0 

0,5 

Шатровское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

Шумихинское 

5,4 

4,8 

4,2 

3,6 

3,0 

2,4 

1,8 

1,2 

0,6 

Юргамышское 

2,7 

2,4 

2,1 

1,8 

1,5 

1,2 

0,9 

0,6 

0,3 

ИТОГО, га 

54 

48 

42 

36 

30 

24 

18 

12 

ИТОГО, % 

0,002

0,002

0,002

0,001

0,001

0,001

0,000

0,000

0,000

По материалам предыдущего лесоустройства (1996 – 1998 гг.), в лесном фонде Курганской 

области  было  выявлено  369  га  лесов,  деградирующих  вследствие  чрезмерной  рекреационной 

нагрузки и 379 га вследствие перевыпаса скота. В связи с тем, что специальных исследований по 

оценке  указанных  видов  воздействия    на  леса  Курганской  области  за  последние  10  лет  не 

проводилось,  рассчитать  планируемый  процент  снижения  площади  лесов,  подверженных 

рекреационной  и  пастбищной  деградации,  в  настоящее  время  с  необходимой  точностью  не 

представляется возможным. 

Фактов гибели лесов вследствие выбросов в атмосферный воздух в Курганской области не 

зафиксировано. 

Весьма  злободневной  для  Курганской  области  проблемой  является  гибель  лесов 

вследствие  их  переувлажнения  (вымокания).  Цикл  подтопления  лесов,  наблюдающийся  в 

настоящее  время,  начался  с  1992  года.  Наиболее  подверженными  подтоплению  оказались 

леса  на  плоских  междуречьях  в  западной  и  восточной  части  области  (Шумихинское, 

Юргамышское,  Варгашинское  и  Петуховское  лесничества,  Половинское  участковое 

лесничество 

Глядянского 

лесничества). 

Учеными 

Курганского 

государственного 

университета (канд. геогр. наук доцент А.В. Абросимов, ст. преподаватель А.В. Тихонов) на 

основании  анализа  космических  снимков  и  полевых  исследований  установлена  четкая 

зависимость площади погибших лесов от их близости к магистральным дорогам (Челябинск  – 

Курган  –  Омск,  Курган  –  Половинное).  Вокруг  дорожной  насыпи  площадь  вымокания 

достигает  100%,  на  расстоянии  1,5  –  2  км  убывает  до  50  –60%,  на  расстоянии  3  –  4  км 

составляет 20 –30%, исчезая на удалении от дороги свыше 8 –10 км. 

В  результате  проведенных  исследований  доказано,  что  причиной  вымокания  стало 

перегораживание 

насыпями 

дорог 

унаследованных 

линий 

поверхностного 

и 

подповерхностного  стока  внутри  водосборов  озер.  В  условиях  минимальных  уклонов 

(единицы  сантиметров/км),  когда  практически  не  образуются  линейные  водные  потоки,  а 

 

224 

 

сток является плоскостным, вода не преодолевает искусственные препятствия в виде насыпей 

и застаивается в отгороженных сегментах озерных бассейнов, занимая колочные понижения. 

Подтверждением этого является и тот факт, что гибель лесов в зонах вымокания происходит 

по обе стороны от полотна дорог. Усугубляет ситуацию залегание на глубине 2 – 2,5 метров 

коренных водоупорных и к тому же засоленных палеогеновых глин. Не решают проблемы и 

дренажные  трубы,  рассчитанные  на  линейный  ручьевой  сток  и  совершенно  не 

приспособленные  к  крайне  медленно  движущимся,  широким,  разливным  весенним 

водотокам.  С  учетом  того,  что  гибель  лесов  произошла  более  10  лет  назад,  основное 

внимание необходимо в настоящее время уделить восстановлению лесов на месте «вымочек» 

путем проведения глубокого дренажа и применения специальных технологий посадки лесных 

культур.  Так,  профессором  УГЛТУ  А.С.  Чиндяевым  (2004)  по  результатам  опытов  на 

территории  Варгашинского  лесничества  даны  рекомендации  по  лесовосстановлению  на 

увлажненных  территориях  путем  ручной  посадки  культур  на  сдвоенных  пластах.  С  учетом 

запланированных настоящим Лесным планом объемов сплошных и выборочных санитарных 

рубок  на  месте  погибших  древостоев  с  последующим  лесовосстановлением  предполагается 

сократить  процент  площади  лесов,  поврежденных    вследствие  вымокания  с  1,8  %  до  0,3  % 

(таблица 2.7.2.2).  

Таблица 2.7.2.2 Процент уменьшения площади лесов, пострадавших вследствие вымокания 

С  учетом  перспектив  развития  транспортной  сети  Курганской  области  как 

международного  транспортного  коридора  должны  разрабатываться  и  экономически 

приемлемые  технологии  строительства  дорог,  исключающие  или  минимально  снижающие 

угрозу подтопления лесов. 

Целевой программой Курганской области «Совершенствование и развитие автомобильных 

Лесничество

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Белозерское

852

0,72

0,66

0,6

0,54

0,48

0,4

0,32

0,24

0,16

0,08

0

6016

3,21

3

2,7

2,4

2,1

1,8

1,5

1,2

0,9

0,6

0,3

376

0,4

0,35

0,3

0,25

0,2

0,15

0,1

0,05

0

0

0

7471

3,86

3,6

3,3

3

2,7

2,4

2,1

1,8

1,5

1,2

0,9

4065

2,43

2,2

1,9

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

Курганское

1225

0,76

0,7

0,63

0,56

0,49

0,42

0,35

0,28

0,21

0,14

0,07

855

0,64

0,56

0,48

0,4

0,32

0,24

0,16

0,08

0

0

0

1380

1,25

1,2

1,1

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

Шадринское

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

259

0,14

0,12

0,1

0,08

0,06

0,05

0,04

0,03

0,02

0,01

0

9022

4,1

3,8

3,5

3,2

2,9

2,6

2,3

2

1,7

1,4

1

1743

1,1

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

ИТОГО

33264

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

Площадь 
погибших 
насажд., 
га


погибш. 
насажд.
2008

Варгашинское
Глядянское
Далматовское
Каргапольское

Куртамышское
Петуховское

Шатровское
Шумихинское
Юргамышское

 

225 

 

дорог  Курганской  области  на  период  до  2010  года»  предусматривается  строительство  322,8  км 

дорог с твердым покрытием (в т.ч. 120 км в районах, где проявляется подтопление лесов), ремонт, 

строительство  и  реконструкции  61  моста,  ремонт  21  водоперепускного  сооружения.  При 

проведении  этих  работ  необходимо  обеспечить  защиту  от  подтопления  порядка  1000  -  2000  га 

лесов. 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14