ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

ЛЕСНОЙ ПЛАН КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2010 год) - часть 11

 

 

 

163 

Таблица 2.4.2.1 - Планируемые объемы заготовки и переработки древесины 2010-2018 гг  

тыс.куб.м 

 
Наименование 
лесничества 

Объѐмы заготовки и переработки по годам 

За плани 
руемый  
период 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

загот
овка 

перер
аботк
а 

Белозерское 

147,5  99,7 

150,0  99,7 

155,4  102,3  157,2  100,7  159,6  99,7 

163,0  99,7 

170,7  104,9  165,5  99,7 

165,5  100,4  166,2  100,4  1600,

1007,

Варгашин 
ское 

156,8  8,3 

158,4  8,3 

164,1  36,2 

166,8  40,5 

169,5  42,3 

170,2  45,5 

171,2  51.1 

171,1  55,1 

169,0  56,2 

169,0  57,3 

1666,

400,8 

Глядянское 

106,3  26,1 

106,3  28,6 

105,6  29,7 

105,6  29,7 

105,6  35,0 

105,6  35,0 

105,8  42,0 

105,6  42,0 

105,6  42,0 

105,6  42,0 

1057,

352,1 

Далматов 
ское 

219,2  17,1 

221,6  26,6 

223,9  26,6 

227,2

32,0 

230,6

32,0 

233,8

36,0 

236,7

36,0 

242,6

41,0 

249,2

41,0 

258,8

45,0 

2343,
81 

333,3 

Каргаполь 
ское 

444,2  250,1  447,5  250,1  450,6  255,3  453,9  309,3  457,3  309,3  461,7  309,3  467,2  309,3  472,2  318,1  485,2  319,2  485,6  319,2  4625,

3116,

Курганское 

485,0

337,3

479,3

331,6

480,6

332,9

480,2

332,5

479,3

331,6

479,3

331,6

479,3

331,6

479,2

331,5

479,3

331,6

479,3

331,6

4801,

3324,

Куртамыш 
ское 

105,0  33,1 

103,1  33,1 

101,3  45,5 

99,6 

45,5 

99,6 

55,0 

100,2  60,1 

99,6 

72,0 

99,6 

72,0 

103,9  72,0 

99,6 

72,0 

1011,

560,2 

Петуховское 

82,0 

3,4 

79,8 

3,4 

79,5 

3,4 

89,4 

3,4 

79,4 

7,0 

79,4 

7,0 

79,4 

7,0 

79,4 

7,0 

79,4 

7,0 

79,4 

7,0 

807,1  34 

Шадринское 

44,1 

22,1 

41,4 

22,1 

41,9 

28,3 

41,4 

28,3 

41,4 

28,3 

41,7 

28,3 

48,0 

28,3 

41,4 

29,6 

41,4 

29,6 

41,4 

29,6 

424,1  274,5 

Шатровское 

116,6  99,2 

116,8  99,2 

119,3  112,1  119,3  112,1  119,3  112,1  119,3  112,1  119,3  112,1  119,3  112,1  119,3  112,1  119,3  112,1  1187,

1095,

Шумихин 
ское 

240,5  15,8 

241,3  15,8 

244,5

40,8 

249,7

40,8 

252,0

40,8 

255,0

40,8 

264,0

40,8 

268,7

40,8 

273,1

40,8 

281,1

40,8 

2570,
16 

358,0 

Юргамыш 
ское 

99,4 

26,7 

93,1 

26,7 

95,9 

26,7 

99,5 

59,9 

102,5  59,9 

105,8  59,9 

109,8  59,9 

114,8  59,9 

122,3  59,9 

122,9  59,9 

1066,

499,4 

ИТОГО 

2246,
67 

938,9

2238,
67 

945,2

2262,
72 

1039,
87 

2289,
97 

1129,
97 

2296,
21 

1153,
07 

2315,
19 

1165,
27 

2351,
11 

1195,
07 

2359,
51 

1208,
87 

2393,
31 

1211,
87 

2408,
31 

1246,
97 

23161
,67 

11377
,1 

 

164 

2.4.3. Повышение точности учета лесных ресурсов, обеспечение контроля за 

соблюдением лесного законодательства 

2.4.3.1. Повышение точности учета лесных ресурсов 

Обеспечение точности лесных ресурсов на землях лесного фонда достигается проведением 

процедуры  лесоустройства  (ст.  67  –  70  Лесного  кодекса).  Порядок  проведения  лесоустройства 

определяется  «Правилами  проведения  лесоустройства,  утвержденным  Постановлением 

Правительства  Российской  Федерации  от  18  июня  2007  года  №  377  и  Лесоустроительной 

инструкцией, утвержденной приказом МПР РФ от 06.02.2008 г. № 31. 

Лесоустройство включает в себя: 

1) проектирование лесничеств и лесопарков; 

2)  проектирование  эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резервных  лесов,  а  также 

особо защитных участков лесов; 

3) проектирование лесных участков; 

4)  закрепление  на  местности  местоположения  границ  лесничеств,  лесопарков, 

эксплуатационных  лесов,  защитных  лесов,  резервных  лесов,  особо  защитных  участков  лесов  и 

лесных участков; 

5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик 

лесных ресурсов); 

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. 

С целью повышения точности учета лесных ресурсов, их количественных и качественных 

характеристик  предварительно  планируется  проведение  территориального  землеустройства 

(межевание) лесных участков на землях лесного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным 

законом от 18 июня 2001 года  № 78-ФЗ «О землеустройстве». 

Целевое  назначение  и  вид  разрешенного  использования  лесного  участка  указываются  в 

проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса. 

Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств. 

Выполнение  работ,  оказание  услуг  по  лесоустройству  осуществляется  в  соответствии  с 

гражданским законодательством, ели иное не установлено Лесным кодексом РФ №200-ФЗ. 

Органы  государственной  власти  или  органы  местного  самоуправления  размещают  заказы 

на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным 

законом  «О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для 

государственных и муниципальных нужд». 

Лесоустроительные  работы  выполняются  в  соответствии  с  Лесоустроительной 

инструкцией, утвержденной приказом МПР России от 6 февраля 2008 года № 31. 

Планируемые  объемы  лесоустроительных  работ  и  затраты  на  их  проведение  приведены  в 

 

165 

таблице 2.4.3.1.1. 

Согласно  Лесного  кодекса  РФ  (2006)  лесоустройство  может  проводиться  за  счѐт 

пользователей лесами, субвенций Российской Федерации. 

Повышению  точности  учѐта  лесов  будет  способствовать  проведение  государственной 

инвентаризации лесов (статья 90 Лесного кодекса). Согласно «Перспективного плана проведения 

государственной  инвентаризации  лесов»  государственная  инвентаризация  лесов  области  будет 

проведена  в  2016  –  2017  годах.  При  этом  точность  определения  запаса  по  области  будет 

обеспечена на уровне  ±5%.  

 

 

166 

Таблица 2.4.3.1.1 - Планируемые объемы лесоустроительных работ и затраты на их проведение 

№ 

Лесничество 

Ед-ца 

изм. 

Площадь лесоустроительных работ и затраты на их проведение по годам 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

2018 

Итого 

Белозерское 

тыс.га 

76,512 

17,286 

23,768 

117,566 

тыс.руб.  9181,44 

2592,9 

3565,2 

15339,54 

Варгашинское 

тыс.га 

41,023 

41,275 

63,601 

41,398 

187,297 

тыс.руб.  4922,76 

6191,25 

9540,15 

6209,7 

26863,86 

Глядянское 

тыс.га 

58,372 

36,044 

94,416 

тыс.руб. 

8755,8 

5406,6 

14162,4 

Далматовское 

тыс.га 

17,747 

140,765 

34,947 

193,459 

тыс.руб.  2129,64 

21114,75 

5242,05 

28486,44 

Каргапольское 

тыс.га 

121,737 

45,858 

167,595 

тыс.руб.  14608,44 

6878,7 

21487,14 

Курганское 

тыс.га 

25,732 

76,725 

40,276 

18,942 

161,675 

тыс.руб.  3087,84 

11508,75 

6041,4 

2841,3 

23479,29 

Куртамышское 

тыс.га 

58,597 

75,54 

134,137 

тыс.руб.  7031,64 

1133,1 

8164,74 

Петуховское 

тыс.га 

27,245 

42,06 

41,05 

110,355 

тыс.руб. 

4086,75 

6309 

6157,5 

16553,25 

Шадринское 

тыс.га 

39,317 

29,947 

43,517 

112,781 

тыс.руб.  4718,04 

4492,05 

6527,55 

15737,64 

10 

Шатровское 

тыс.га 

61,74 

125,429 

187,169 

тыс.руб.  7408,8 

18814,35 

26223,15 

11 

Шумихинское 

тыс.га 

153,912 

31,968 

34,004 

219,884 

тыс.руб. 

23086,8 

4795,2 

5100,6 

32982,6 

12 

Юргамышское 

тыс.га 

36,815 

122,12 

158,935 

тыс.руб.  4417,8 

18318 

22735,8 

 

Итого 

тыс.га 

479,22 

447,972 

322,26 

204,366 

68,643 

78,104 

81,326 

50,91 

43,517 

68,951 

1845,269 

тыс.руб.  57506,4 

56997,9 

48339,0 

30654,9 

10296,5  11715,6  12198,9  7636,5  6527,55  10342,65  252215,85 

 

 

167 

Повышение точности учета круглых лесоматериалов 

Объем  круглых  лесоматериалов,  древесного  сырья  и  хлыстов  в  нашей  стране 

рассчитывается  на  основе  ГОСТ  2292-88  «Лесоматериалы  круглые.  Маркировка,  сортировка, 

транспортирование,  методы  измерений  и  приемка»,  ГОСТ  2708-75  «Лесоматериалы  круглые. 

Таблицы объемов», ОСТ 13-43-79  «Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения 

объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили», ОСТ 13-75-

88  «Хлысты  древесные.  Методы  измерения  объема»  а  также  на  основе  других  нормативных 

документов, разрабатываемых предприятиями и организациями. 

Вопрос  учета  круглых  лесоматериалов  по  количеству  и  качеству  в  последнее  время 

привлекает к себе особое внимание со стороны правительственных органов, органов таможенной 

службы  и  общественных  организаций.  Связано  это,  в  первую  очередь,  с  незаконным  оборотом 

древесины в стране. 

В  соответствии  со  статьей  12  Федерального  закона  №184-ФЗ  от  27.12.2002  года  «О 

техническом регулировании» установлен принцип добровольного применения стандартов. В связи 

с  этим  некоторые  организации  отказались  от  применения  государственных  и  отраслевых 

стандартов  в  области  учета  лесоматериалов  и  стали  разрабатывать  и  применять  свои  стандарты 

организаций, мотивируя это несовершенством действующих стандартов по точности учета. 

В  соответствии  со  статьей  9  закона  Российской  Федерации  «Об  обеспечении  единства 

измерений» измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном 

порядке методиками. В соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 методики выполнения измерений (далее 

МВИ) разрабатывают и применяют с целью обеспечения выполнения измерений с погрешностью, 

не  превышающей  нормы  погрешности  или  приписанной  характеристики  погрешности. 

Действующие в нашей стране нормативные документы по методам выполнения измерений объема 

круглых лесоматериалов не содержат требований к погрешности результатов измерений, в связи с 

чем  на  основании  требований  ГОСТ  Р  8.563-96  были  разработаны  МВИ  для  методов  измерений 

лесоматериалов, нашедших широкое применение в нашей стране и других странах. 

ФГУП  «Всероссийский  научно-исследовательский  институт  метрологической  службы 

(ВНИИМС)  выдал  свидетельство  об  аттестации  МВИ  13-01-06  «Лесоматериалы  круглые. 

Измерение  объема  поштучными  и  групповыми  методами.  Методика  выполнения  измерений», 

которая зарегистрирована в Федеральном реестре методик выполнения измерений, применяемых в 

сферах распространения метрологического контроля и надзора под кодом ФР.1.27.2007.03547. 

2.4.3.2 Обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства 

Департамент  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  Курганской  области  в 

соответствии с лесным законодательством и положением о Департаменте осуществляет функции 

государственного контроля и надзора на землях лесного фонда. Лесничества исполняют функции 

 

168 

по обеспечению соблюдения лесного законодательства на закреплѐнной территории.  

Целью  государственного  лесного  контроля  и  надзора  является  обеспечение  контроля  за 

соблюдением лесного законодательства на территории Курганской области; 

 

Лесной кодекс Российской Федерации; 

 

Постановление  Правительства  РФ  от  22  июня  2007г.  №  394  «Об  утверждении 

Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»; 

 

Федеральный  закон  от  27  июля  2004  года    №  79-ФЗ  «О  государственной 

гражданской службе Российской Федерации». 

Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и 

надзора осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.  

Согласно ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль 

и  надзор  находятся  в  ведении  органов  государственной  власти    в  пределах  их  полномочий, 

определенных в соответствии со ст. 81-83. 

Постановлением  Администрации  (Правительства)  Курганской  области  от  12  марта  2007 

года  №  74  «Об  утверждении  перечня  должностных  лиц  Департамента  природных  ресурсов  и 

охраны  окружающей  среды  Курганской  области,  осуществляющих  государственный  лесной 

контроль  и  надзор  (государственных  лесных  инспекторов  Курганской  области)»  численность 

должностных лиц, осуществляющих лесной контроль и надзор на территории Курганской области 

определена в количестве 359 человек, в том числе в органе исполнительной власти – 77 человек, в 

подведомственных учреждениях (лесничествах) – 282 человека.  

 

 

 

169 

 

СХЕМА 

осуществления государственного лесного контроля 

 

 

 

 

В  Курганской  области  государственный  лесной  контроль  и  надзор  осуществляют 

следующие должностные лица: 

- заместитель Губернатора Курганской области - директор Департамента природных ресур-

сов и охраны окружающей среды Курганской области – главный государственный лесной инспек-

тор Курганской области; 

-  заместители  директора  Департамента  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды 

Курганской области - начальники управлений, ведающие вопросами лесного контроля и надзора – 

заместители главного государственного лесного инспектора Курганской области; 

- начальники отделов и их заместители Департамента природных ресурсов и охраны окру-

жающей среды Курганской области, ведающие вопросами лесного контроля и надзора - старшие 

государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках Курганской области; 

-  главные  специалисты  Департамента  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды 

Курганской области, ведающие вопросами лесного контроля и надзора – заместители старших го-

сударственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках Курганской области; 

-  ведущие  специалисты,  специалисты  1  категории,  специалисты  2  категории,  специалисты 

Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, специали-

сты  лесничеств,  подведомственных  Департаменту  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей 

Департамент 

природных ресурсов и охраны 

окружающей среды Курганской области 

(65 лесных инспектора) 

 

Инспекторы  

территориальной службы 

государственного лесного контроля  

(12 чел.) 

ГУ «Лесничество» - 12 шт. 
282 - 

инспектора 

 

170 

среды Курганской области, ведающие вопросами лесного контроля и надзора  – государственные 

лесные инспектора в лесничествах и лесопарках Курганской области. 

Государственные  лесные  инспектора  при  осуществлении  государственного  лесного 

контроля и надзора имеют право: 

а)  пресекать  и  предотвращать  нарушения  лесного  законодательства  в  установленном 

порядке; 

б) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; 

в)  составлять  по  результатам  проверок  акты  и  предоставлять  их  для  ознакомления 

гражданам,  в  том  числе  индивидуальным  предпринимателям  (далее  -  граждане),  а  также 

юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; 

г)  давать  обязательные  для  исполнения  предписания  об  устранении  выявленных  в 

результате  проверок  нарушений  лесного  законодательства  и  контролировать  исполнение 

указанных предписаний в установленные сроки; 

д)  осуществлять  в  установленном  порядке  досмотр  транспортных  средств  и  при 

необходимости их задержание; 

е)  уведомлять  в  письменной  форме  граждан,  юридических  лиц,  осуществляющих 

использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение,  о результатах проверок 

соблюдения лесного законодательства и выявленных нарушениях; 

ж) предъявлять гражданам и юридическим лицам требования об устранении выявленных в 

результате проверок нарушений; 

з) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права. 

Государственные  лесные  инспектора  при  осуществлении  государственного  лесного 

контроля и надзора обязаны: 

а)  своевременно  и  в  полной  мере  исполнять  предоставленные  в  соответствии  с 

законодательством  Российской  Федерации  полномочия  по  предупреждению,  выявлению  и 

пресечению нарушений лесного законодательства; 

б)  соблюдать  законодательство  Российской  Федерации,  права  и  законные  интересы 

юридических лиц и граждан; 

в) проводить мероприятия по государственному лесному контролю и надзору на основании 

и  в  соответствии  с  распоряжениями  Департамента  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей 

среды Курганской области; 

г)  посещать  объекты  (территории  и  помещения)  юридических  лиц  и  граждан  в  целях 

проведения  мероприятия  по  государственному  лесному  контролю  и  надзору  только  во  время 

исполнения служебных обязанностей; 

д)  не  препятствовать  представителям  юридического  лица  или  гражданина  присутствовать 

 

171 

при  проведении  мероприятия  по  государственному  лесному  контролю  и  надзору,  давать 

разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 

е)  предоставлять  должностным  лицам  юридического  лица  или  гражданину  либо  их 

представителям,  присутствующим  при  проведении  мероприятия  по  государственному  лесному 

контролю и надзору, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; 

ж) знакомить должностных лиц юридического лица или граждан либо их представителей с 

результатами мероприятий по государственному лесному контролю и надзору; 

з)  при  определении  мер,  принимаемых  по  фактам  выявленных  нарушений,  учитывать 

соответствие  указанных  мер  тяжести  нарушений,  их  потенциальной  опасности  для  жизни, 

здоровья  людей,  окружающей  среды  и  имущества,  а  также  не  допускать  необоснованные 

ограничения прав и законных интересов граждан и юридических лиц; 

и)  доказывать  законность  своих  действий  при  их  обжаловании  юридическими  лицами  и 

гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Решения  органов  исполнительной  власти,  осуществляющих  государственный  лесной 

контроль  и  надзор,  являются  обязательными  для  исполнения  всеми  участниками  лесных 

отношений. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.  

Проведение  государственного  лесного  контроля  и  надзора  осуществляется  в  форме 

проверок, которые проводятся с периодичностью, определѐнной действующим законодательством 

Российской Федерации и в соответствии с ежегодным планом работ Департамента, утверждаемым 

директором Департамента, а также внеплановых проверок.  В план проведения проверок с целью 

осуществления  государственного  контроля  и  надзора  на  землях  лесного  фонда  включаются 

граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов в различных целях. 

 Внеплановые проверки проводятся: 

1)  для  проверки  исполнения  предписаний  об  устранении  ранее  выявленных  нарушений 

лесного законодательства; 

2)  в  случае  получения  от  органов  государственной  власти,  органов  местного 

самоуправления,  юридических  лиц  и  граждан  информации,  подтверждаемой  документами  и 

иными  доказательствами,  свидетельствующими  о  наличии  признаков  нарушений  лесного 

законодательства. 

Плановые и внеплановые проверки при осуществлении государственного лесного контроля 

и  надзора  на  территориях  лесничеств  и  лесопарков,  расположенных  на  землях  обороны  и 

безопасности,  проводятся  по  согласованию  с  федеральными  органами  исполнительной  власти, 

уполномоченными в области обороны и безопасности. 

Юридические  лица  и  граждане,  в  отношении  которых  проводятся  мероприятия  по 

государственному лесному контролю и надзору, обязаны обеспечивать государственным лесным 

 

172 

инспекторам  доступ  на  объекты,  подлежащие  такому  контролю,  и  предоставить  документацию, 

необходимую для проведения проверки. 

Государственные лесные инспектора несут  установленную законодательством Российской 

Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них 

функций по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.  

В  планируемом  периоде  охрану  леса  от  нарушений  лесного  законодательства 

предполагается  осуществлять  по  сложившейся  схеме  организации  охраны  лесного  фонда  от 

лесонарушений.  Лесничества  осуществляют  управленческие  и  контрольные  функции, 

взаимодействуют  с  РОВД  и  другими  заинтересованными  организациями  по  вопросам 

профилактики и предотвращения незаконных рубок, нелегального оборота древесины. Территория 

12 лесничеств разделена на 48 участковых лесничеств и на 107 мастерских участков. За каждым из 

мастерских  участков  закреплѐн  сотрудник  лесничества,  осуществляющий  контрольные  и 

надзорные функции на закреплѐнной территории.  

Охрану лесного фонда от нарушений лесного законодательства в соответствии с условиями 

договоров  аренды,  государственных  контрактов  на  выполнение  лесохозяйственных  работ 

осуществляют арендаторы лесных участков, а также иные исполнители лесохозяйственных работ. 

Исполнителями  работ территория лесного фонда так же разбита на участки леса с закреплением 

лиц, ответственных за охрану лесных насаждений. 

          На  областном  и  районном  уровне  налажено  межведомственное  взаимодействие  в 

целях  профилактики  и  предотвращения  незаконных  рубок,  а  также  прочих  нарушений  лесного 

законодательства. Создана постоянно действующая Координационная комиссия при Губернаторе 

Курганской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и  воспроизводства 

лесов  Курганской  области,  которая  координирует  вопросы  по  борьбе  с  незаконными 

лесозаготовками, транспортировкой, переработкой, реализацией и экспортом древесины. 

 

 

173 

 

 

СХЕМА 

организации охраны лесов от нарушений лесного законодательства 

 

 

 

 

С  целью  повышения  уровня  организации  охраны  леса  от  лесонарушений  Департаментом, 

лесничествами  и  хозяйствующими  структурами  планируются  меры  по  усилению  контроля  за 

отпуском  древесины  путѐм  внедрения  жѐсткого  документального  контроля  при  вывозке 

древесины с мест заготовки, учѐта всей специальной техники, находящейся на территории лесного 

фонда,  постоянного  контроля  за  лесопользователями,  осуществляющими  заготовку  древесины, 

осуществления  рейдов  в  лесном  фонде  с  гибким  графиком  патрулирования  с  целью  выявления 

лесонарушителей,  введения  системы  поощрения  за  выявляемость  лесонарушителей.  Также 

планируется  более  широкое  освещение  в  средствах  массовой  информации  сведений  об 

ответственности  за  совершение  нарушений  лесного  законодательства,  информации  о  состоянии 

дел по охране и защите лесного фонда Курганской области. 

2.5 Основные направления деятельности и перечень мероприятий в области охраны, защиты, 

Департамент 

природных ресурсов и охраны 

окружающей среды Курганской 

области 

 

Инспекторы  

территориальной 

службы 

государственного 
лесного контроля 

 

 

 

У В Д 

 

Р О В Д 

  

ГУ «Лесничество»  

 

12 шт. 

Арендаторы лесных участков 
и иные исполнители л/х работ 

 

174 

воспроизводства лесов и лесоразведения 

2.5.1 Планируемые мероприятия по охране лесов 

2.5.1.1 Разграничение территории по способам обнаружения и тушения лесных пожаров, 

объемы профилактических противопожарных мероприятий, мероприятий по обнаружению и 

борьбе с лесными пожарами, по развитию системы лесопожарных служб 

Департамент  природных  ресурсов  и  охраны  окружающей  среды  Курганской  области 

является  уполномоченным  органом  исполнительной  власти  Курганской  области  в  сфере 

использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Основные задачи охраны леса от пожаров 

–  предупреждение  лесных  пожаров,  их  своевременное  обнаружение,  ограничение 

распространения и тушение. 

Основные  цели  системы  охраны  лесов  от  пожаров  –  сбережение  лесных  ресурсов, 

сокращение  всех  видов  прямого  и  косвенного  ущерба  и  создание  условий  для  устойчивого 

развития лесной экосистемы. 

Охрана  лесов  от  пожаров  является  системой  мероприятий,  которая  включает  в  себя  три 

блока:  предупреждение  лесных  пожаров  (лесопожарная  профилактика),  ликвидация  лесных 

пожаров и послепожарная реабилитация лесов. Предупреждение лесных пожаров в свою очередь – 

комплекс  мероприятий,  направленных  на  осуществление  контроля  пожарной  опасности  лесов  и 

состоит из: 

 

районирования  и  картирования  лесных  территорий  по  приоритетности  пожаротушения, 

способам  охраны  лесного  фонда,  расчѐта  потребности  в  финансовых  и  материально-

технических средствах для предупреждения и тушения лесных пожаров; 

 

противопожарного  устройства лесного фонда, которое включает в себя создание противо-

пожарных разрывов и барьеров, строительства новых и ремонта имеющихся дорог проти-

вопожарного  назначения,  создания  противопожарных  водоѐмов,  складов  хранения  инвен-

таря, строительство пожарно-химических станций и наблюдательных вышек, обустройство 

мест отдыха и т.д.; 

 

повышения  противопожарной  устойчивости  лесных  насаждений  за  счѐт  создания  лесово-

дственными  методами  защитных  полос  из  огнестойких  древесных  пород  и  кустарниково-

травянистой растительности, расчленяющих сплошные лесные массивы; 

 

мониторинга и прогнозирования пожарной опасности; 

 

создания и поддержания деятельности информационно-поисковых систем по предупрежде-

нию лесных пожаров; 

 

совершенствования противопожарной законодательно-нормативной базы; 

 

совершенствования материально-технического и финансового обеспечения противопожар-

ных мероприятий; 

 

175 

 

профилактических  выжиганий  и  других  мер  по  снижению  запасов  горючих  материалов  в 

лесном фонде; 

 

профилактической  работы  с  населением,  включающей:  организацию  экологического  про-

свещения,  в  том  числе  распространение  знаний  о  лесных  пожарах  и  противопожарной 

безопасности  в  дошкольных  учреждениях,  школах,  техникумах,  вузах  и  пр.;  противопо-

жарную пропаганду; организацию общественных лесоохранных акций; организацию обще-

ственного контроля за соблюдением правил и технологий противопожарной безопасности; 

доведение  на  постоянной  основе  до  населения  информации  о  лесопожарной  ситуации  и 

принимаемых или необходимых противопожарных мерах; организационная и материально-

техническая поддержка школьных лесничеств, добровольных лесопожарных дружин, осу-

ществляющих на общественных началах надзор за лесопожарной безопасностью. 

В  Курганской  области  основными  исполнителями  работ  являются  государственные 

учреждения  лесничества,  арендаторы  лесных  участков,  иные  исполнители  лесохозяйственных 

работ  (хозяйствующие  структуры),  которые  в  соответствии  с  условиями  государственных 

контрактов  на  выполнение  лесохозяйственных  работ,  договоров  аренды  лесных  участков 

выполняют следующие мероприятия: 

 

противопожарное обустройство лесов, в соответствии с утвержденными планами противо-

пожарного устройства лесных участков; строительство, реконструкцию и содержание дорог 

противопожарного назначения, прокладку просек, противопожарных разрывов и содержа-

ние в течение пожароопасного сезона объектов и техники в исправном состоянии; 

 

создание  систем,  средств  предупреждения  и  тушения  лесных  пожаров,  содержание  этих 

систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период 

высокой пожарной опасности; 

 

мониторинг пожарной опасности в лесах; 

 

разработку планов тушения лесных пожаров; 

 

тушение лесных пожаров; 

 

иные меры пожарной безопасности в лесах. 

В  целях  координации деятельности  и  в  соответствии  с  заключенным  соглашением  между 

Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды и Главным управлением МЧС 

России  по  Курганской  области  к  тушению  лесных  пожаров  привлекаются  подразделения 

государственной  противопожарной  службы,  в  соответствии  с  договорами,  заключенными  с 

хозяйствующими структурами. 

Государственные  учреждения  «лесничества»  обеспечивают  контроль  за  реализацией 

хозяйствующими  структурами  необходимого  перечня  мер  по  предупреждению,  обнаружению  и 

ликвидации  пожаров,  а  также  за  соответствием  предоставляемых  материалов  на  оплату  работ, 

 

176 

фактически  произведенным  расходам;  составляют  протоколы  о  лесных  пожарах,  готовят  и 

направляют  заявления  и  иные  необходимые  документы  в  органы  государственного  пожарного 

надзора,  внутренних  дел,  суды,  а  также  занимаются  противопожарной  пропагандой, 

мониторингом противопожарной опасности. 

Авиационное патрулирование лесов осуществляется организацией, заключившей контракт 

с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды по результатам проведенного 

конкурса. Авиапатрулирование производится по утвержденному маршруту. 

Ответственность  за  подготовку  и  организацию  работы  всех  сил  и  средств  обнаружения  и 

тушения пожаров и за своевременную их ликвидацию возлагается на хозяйствующие структуры. 

Координирует  и  контролирует  работу  Департамент  природных  ресурсов  и  охраны 

окружающей среды Курганской области. 

Пожарная  опасность  определяется  типом  условий  места  произрастания  (типом  леса)  или 

категорией  непокрытой  лесом  площади.  В  Курганской  области  горимыми  на  протяжении  всего 

сезона  являются:  сухие  боры,  сосняки-брусничники,  сосняки  сложные  мелкотравные,  сосняки 

более влажных типов леса, а также травяные типы берѐзовых лесов, которые могут загораться в 

периоды  летних  и  осенних  засух.  Для  каждого  лесничества  Курганской  области  по  кварталам 

установлен  класс  пожарной  опасности,  в  качестве  основы  для  определения  степени  природной 

пожарной опасности земель лесного фонда принята пяти-бальная «Шкала оценки лесных участков 

по  степени  возникновения  в  них  пожаров»  с  корректировкой  для  местных  условий  (таблица 

2.5.1.1.1). 

Таблица 2.5.1.1.1 - Шкала оценки участков по степени возникновения в них пожаров 

Класс природной 

пожарной 

опасности лесов 

Объект загорания (характерные типы леса, 

вырубок, лесных насаждений и безлесных 

пространств) 

Наиболее вероятные виды 

пожаров, условия и 

продолжительность периода их 

возможного возникновения и 

распространения 

I (природная 

пожарная 

опасность – очень 

высокая) 

Хвойные молодняки. 
Места сплошных рубок: 
лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие 
типы 

вырубок 

по 

суходолам 

(особенно 

захламленные). 
Сосняки лишайниковые и вересковые. 
Расстроенные, 

отмирающие 

и 

сильно 

поврежденные  древостои  (сухостой,  участки 
бурелома 

и 

ветровала, 

недорубы), 

места 

сплошных  рубок  с  оставлением  отдельных 
деревьев,  выборочных  рубок  высокой  и  очень 
высокой интенсивности, захламленные гари 

В 

течение 

всего 

пожароопасного 

сезона 

возможны низовые пожары, а на 
участках  с  наличием  древостоя 
–  верховые.  На  вейниковых  и 
других травяных типах вырубок 
по 

суходолу 

особенно 

значительна 

пожарная 

опасность весной, а в некоторых 
районах и осенью. 

II (природная 

пожарная 

опасность – 

высокая) 

Сосняки-брусничники,  особенно  с  наличием 
соснового 

подроста 

или 

подлеска 

из 

можжевельника 

выше 

средней 

густоты. 

Лиственничники кедрово-стланниковые 

Низовые  пожары  возможны  в 
течение  всего  пожароопасного 
сезона,  верховые  –  в  периоды 
пожарных 

максимумов 

(периоды,  в  течение  которых 

 

177 

число  лесных  пожаров  или 
площадь,  охваченная  огнем, 
превышает 

средние 

многолетние 

значения 

для 

данного района) 

III (природная 

пожарная 

опасность – 

средняя) 

Сосняки-кисличники 

и 

черничники, 

лиственничники-брусничники,  кедровники  всех 
типов, кроме приручейных и сфагновых, ельники-
брусничники и кисличники 

Низовые  и  верховые  пожары 
возможны  в  период  летнего 
пожарного  максимума,  а  в 
кедровниках,  кроме  того,  в 
периоды  весеннего  и  осеннего 
максимумов 

IV (природная 

пожарная 

опасность – 

слабая) 

Места 

сплошных 

рубок 

таволговых 

и 

долгомошниковых 

типов 

(особенно 

захламленные). 
Сосняки,  лиственничники  и  лесные  насаждения 
лиственных  древесных  пород  в  условиях 
травяных типов леса. 
Сосняки  и  ельники  сложные,  липняковые, 
лещиновые,  дубняковые,  ельники-черничники, 
сосняки  сфагновые  и  долгомошники,  кедровники 
приручейные 

и 

сфагновые, 

березняки 

брусничники, 

кисличники, 

черничники 

и 

сфагновые,  осинники  кисличники  и  черничники, 
мари 

Возникновение 

пожаров 

(в 

первую 

очередь 

низовых) 

возможно  в  травяных  типах 
леса  и  на  таволговых  вырубках 
в периоды весеннего и осеннего 
пожарных 

максимумах; 

в 

остальных  типах  леса  и  на 
долгомошниковых вырубках – в 
периоды летнего максимума 

V (природная 

пожарная 

опасность – 

отсутствует) 

Ельники,  березняки  и  осинники  долгомошники, 
ельники сфагновые и приручейные. 
Ольшаники всех типов 

Возникновение 

пожара 

возможно  только  при  особо 
неблагоприятных 

условиях 

(длительная засуха) 

Примечания: 

1. Пожарная опасность устанавливается на класс выше: 

а)  для  хвойных  насаждений,  строение  которых  или  другие  особенности  способствуют 

переходу  низового  пожара  в  верховой  (густой,  высокий  подрост  хвойных  пород, 

значительная захламлѐнность и т. п.); 

б)  для  небольших  участков  леса  на  суходолах,  окруженных  площадями  с  повышенной 

горимостью; 

в) для лесных участков, примыкающих к дорогам общего пользования, железным дорогам 

на  паровозной  тяге  или  расположенных  в  непосредственной  близости  от  связанных  с 

огнѐм предприятий. 

2.  Земли  лесного  фонда,  загрязненные  радионуклидами,  отнесены  к  I  классу  пожарной 

опасности по режиму охраны. 

По  таксационным  описаниям  и  принятой  шкале  при  изысканиях  произведена  оценка 

покрытых  и  не  покрытых  лесной  растительностью  земель  по  степени  опасности  возникновения 

пожаров.  За  учетную  единицу  принят  лесной  квартал.  Отнесение  квартала  к  тому  или  иному 

классу  природной  пожарной  опасности  проведено  по  преобладающему  признаку  (типу  леса, 

категории  участка)  с  учѐтом  интенсивности  посещения  его  населением  и  других  факторов.  При 

наличии  в  квартале  площади  насаждений  первого  класса  пожарной  опасности  свыше  25  %  весь 

 

178 

квартал отнесен к первому классу. 

В зависимости от класса природной пожарной опасности, а также согласно Постановления 

Правительства РФ от 19.06.2007г. №385 «Об утверждении Правил организации и осуществления 

авиационных работ по охране и защите лесов», с учѐтом экономической, экологической ценности 

лесов  и  степени  хозяйственного  освоения  устанавливается  следующее  разделение  площади 

лесничеств    области  по  способу  обнаружения  пожаров:  847,4  тыс.  га  –  территория  наземной 

охраны с авиапатрулированием, 1845,3 тыс. га – территория области, отнесѐнная к зоне наземной 

охраны. 

При  проведении  авиапатрулирования  с  целью  оперативности  передачи  информации  о 

координатах  пожаров,  их  контурах  и  направления  развития  планируется  использовать  схему 

передачи  через  мобильную  связь  данных  GPS  приѐмника  с  борта  патрульного  самолѐта  на  ПХС 

или Лесничество. 

Кроме  патрулирования  территорий  с  использованием  авиации,  не  теряет  своей 

актуальности  обнаружение  лесных  пожаров  с  пожарно-наблюдательных  вышек.  На  9-ти  летний 

период  с  2010  по  2018  годы  запланировано  организация  и  содержание  60  высотных  пунктов 

наблюдения (таблица 2.5.1.1.2).  

При  развитии  сети  пожарно-наблюдательных  пунктов  целесообразно  применение  средств 

дистанционного  обнаружения  мест  возгорания.  Эффективным  является  применение 

телевизионных  установок,  позволяющих  усовершенствовать  работу  пожарных  сторожей. 

Современные  навигационные  приборы  позволяют  наиболее  точно  определить  место  пожара  и 

скорректировать  работу  служб  по  его  ликвидации.  Чтобы  сократить  расходы  на  строительство 

пожарных  наблюдательных  вышек,  камеры  видеонаблюдения  можно  устанавливать  на  уже 

существующих  вышках  мобильной  связи  с  таким  расчѐтом,  чтобы  обеспечить  максимальный 

обзор  охраняемой  территории  и  определения  места  возникновения  пожара  пересечением  с  2-3-х 

вышек. 

Кроме  того,  планируется  использование  инфрмационной  системы  дистанционного 

мониторинга Рослесхоза. Для эффективной борьбы с пожарами необходимо иметь развитую сеть 

путей  транспорта.  В  настоящее  время  плотность  дорожной  сети  по  лесничествам  области  не  в 

полной мере отвечает требованиям, размещена неравномерно по территории лесного фонда. 

Таблица 2.5.1.1.2. Местонахождение пожарно-наблюдательных вышек 

Наименование лесничества 

Населѐнный пункт 

Наличие 

ПНВ 

Проектируемые ПНВ 

1. Белозерское 

с. Боровлянка 

 

с. Тюменцево 

 

с. Боровское 

 

2. Варгашинское 

с. Мостовское 

 

с.Шастово 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..