ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык» - 2020 год

 

  Главная      Тесты     Тесты для педагогов - 2020 год, Республика Татарстан

 

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     67      68      69      70     ..

 

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Русский язык» - 2020 год

 

 

1. В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) развязка

б) несла

в) отбросить

г) айсберги

 

2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

а) листы

б) часть

в) кайма

г) щетина

 

3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный звук?

а) атлЕт

б) давнИшний

в) договОр

г) мусоропрОвод

 

 

4. В каких словах буква б обозначает глухой звук?

а) улыбка

б) обращаться

в) не обижайтесь

г) разборы

 

5. В каком слове есть [ф мягкий]?

а) винтовка

б) фокус

в) готовься

г) покров

 

6. В каком слове все согласные звуки глухие?

а) бумажка

б) косьба

в) молотьба

г) сказка

 

7. В каком слове  на месте пропуска пишется буква И?        

а) разведа..шь

б) омыва..мый

в) постро..в

г) подстрел..нный

 

8. Буква Апишется в слове

а) погл..щение влаги

б) укр..титель тигров

в) раск..лить печь

г) благосл..вить на подвиг

 

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

«На картине Вермейера «Уличка» мостовая вымете(1)а, мощё(2)ое плиткой крыльцо вымыто, фасады домов снизу выбеле(3)ы извёсткой».

а) 1

б) 2

в) 3

г) 1,3

 

10. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?

 1) Коричн…вый 3) Корч…вать

 2) Устойч…ый 4) Затм…вать

а) 1, 2, 3

б) 2, 3, 4

в) 1, 3, 4

г) 1, 4

 

11. В каком слове все согласные звуки мягкие и звонкие

 а) художник

б) сельчане

в) леший

г) ремень

 

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) зам..рать, п..лена, пл..дородная

б) б..чонок, агр..ссивный, вв..нтить

в) м..ллион, зат..пить, прич..тать

г) нап..минать, пор..сль, непром..каемая

 

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища медведь беше (3)о рявкнул и испуга(4)о ринулся по нехоже(5)ым тропам в глубину тайги.

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 2, 4

в) 2, 3, 4

г) 1, 2, 4, 5

 

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

а) ут..лщённый, одр..хлеть, приг…реть

б) заск..чить, оз..рённый, вык..пать

в) растр..пать, б..гемот, м..чеха

г) д..лина, прис..гать, уд..вление

 

15. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня

а) разж..гаешь, р..комендация, изб..рательный

б) кр..терий, употр..бить, г..сударственный

в) отт..рать, оп..раться, заг..реться

г) мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

 

16. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

 Ночь - ____________________ - ночёвка

а) ночной

б) ночевать

в) ночью

г) ночлег

 

17.У какого слова есть суффикс –онок –(-онк-) ?

а) медвежонок

б) звонок

в) болонка

г) колонка

 

18. Укажите слово, образованное  несуффиксальным способом.

а) войти

б) образ

в) разборы

г) моего

 

19. Значение какого слова определено неверно?

а) компетентный – знающий, осведомлённый

б) оригинальный – своеобразный, необычный

в) мимикрия – у некоторых животных и растений: сходство окраски и формы с окружающей средой, способствующее им в борьбе за существование

г) одолжить – взять в долг

 

20. Найдите неправильно образованную форму слова:

а) более умнее

б) около восьмисот сорока

в) рота солдат

г) в их доме

 

21.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) жёстче камня

б) внезапно спотыкнулся

в) восьмьюдесятью семью

г) нет гольфов

 

22. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.

а) в двухтысяче втором году

б) железнодорожный рельс

в) двое бабушек

г) несколько свеч

 

23. В каком словосочетании нарушены нормы лексической сочетаемости?

а) играет роль

б) оплатить проезд

в) объявить благодарность

г) причинить радость

 

24. В каком выражении неверно образована форма слова:

а) к девятому мая

б) более трудный

в) согласно приказу

г) с ихнего согласия

 

25. В каком словосочетании выделенное слово не является главным?

а) в ученических работах

б) материал для романа

в) снизили себестоимость                (!!!!!Выделить жирным все 4 слова!!!!)

г) читая предложение

 

26. В каком предложении вместо слова костный нужно употребить костяной?

а) Существует класс рыб с костной тканью в скелете и в чешуе.

б) В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

в) Человек этот был одет в старое пальто, а в руке держал он палку с костным набалдашником.

г) Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

 

27. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

а) Липы в старом саду (не)вырублены, их удалось сохранить.

б) Наши кони (не)были измучены.

в) Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

г) Вместо исчезнувшего слова язык (не)пременно создаёт новое.

 

28. Укажите верную характеристику предложения: «Язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики».

а) простое с однородными членами

б) сложносочинённое

в) сложноподчинённое с одним придаточным предложением

г) сложноподчинённое с двумя придаточными предложениями

 

29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.

а) 1, 2, 4, 5

б) 1, 2, 3, 4, 5

в) 2, 4, 5

г) 1, 2

 

30. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:  В январе резко ударили морозы ( ) и лед на реке стал крепче.

а) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

в) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

31. В каком предложении правописание наречия указано неверно:

а) Он всегда запросто заезжал к своему приятелю.

б) Снова тучи собираются.

в) Русские издавно живут на Белом море.

г) Налево был дремучий лес, направо Енисей.

 

32. Укажите верное утверждение.

По значению и строению сложноподчинённые предложения делятся на следующие основные группы:

а) определительные, изъяснительные, обстоятельственные

б) определительные, пояснительные, изъяснительные

в) обстоятельственные, подчинительные, изъяснительные

г) изъяснительные, дополнительные, обстоятельственные

 

33. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным:

а) В степи было пасмурно, несмотря на то, что солнце уже поднялось.

б) Широкие тени ходят по равнине, как будто облака плывут по небу.

в) Путешествия потеряли бы половину своего смысла, если бы о них нельзя было бы рассказывать.

г) Мы шли молча, любуясь степью, тем более что она становилась всё привлекательнее.

 

34. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

а) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

б) Скажешь слово – добавят десять.

в) Я поднял глаза и увидел – высоко в небе неслись над станицей облака.

г) Молвит слово – соловей поёт.

 

35. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

а) Доклады могут быть представлены не только в устной, но и в письменной форме.

б) В одном из домов, построенных на краю обрыва, я заметил освещённое окно.

в) Дом, в котором первые год (годы) по приезде в Петербург проживал герцог, находился на набережной Красного канала.

г) В человеке не только важно то, что он умный или образованный, а также то, что он порядочный и честный.

 

36. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

а) Большинство бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить с тыла по врагу (Новиков-Прибой).

б) Множество рук стучат во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь (Н. Лесков).

в) Большинство участников совещания в своих предварительных замечаниях на проект нового положения выразили свое согласие с основными его принципами (СМИ).

г) Большая часть моих привычек и вкусов не нравились ему (Л. Толстой).

 

37. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

а) Только крайне (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной.

б) Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости.

в) Мужчина что-то (не)громко рассказывал своей спутнице.

г) (Не)добрый взгляд

 

38. В каком предложении допущена ошибка при правописании частицы НИ?

а) Откуда не возьмись, по сугробам летит заяц.

б) Про что ни говори, все любопытно.

в) Экспедиция шла вдоль ледника, куда еще не проникал человек.

г) До захода солнца во что бы то ни стало доберемся до стоянки.

 

39. Какое предложение является сложноподчинённым с придаточным определительным?

а) Мы живём в стране, где писатель всегда был столпом общества.

б) Тут только он вспомнил, где видел этого мужчину.

в) Согласие там, где победа.

г) Борьба даёт вкус жизни, как перец и соль дают его пище.

 

40. В каком предложении слово как присоединяет придаточное изъяснительное?

а) Трава на лугу колыхалась, как изумрудные волны

б) Посмотри и ты увидишь, как прекрасна ранним утром земля.

в) Солнце в небе как пылающее сердце.

г) Борьба даёт вкус жизни, как перец и соль дают его пище.

 

41. В какомпредложении (каком предложении) придаточное присоединяется к главному с помощью союзного слова?

а) Ни за что не забуду я дни, когда мы встречали зарю.

б) Золотое правило гласит, что нет золотых правил.

в) Локти кусают, когда руки коротки.

г) Иногда ночь бывает слишком темна, чтобы её заметить.

 

42. Прочитайте.

Каким должно быть патриотическое воспитание? Почему гибнет русский язык? Почему так важно понимать смысл слова? Как привить школьникам любовь к родному языку? Над этими и другими вопросами размышляют разные писатели и поэты.

Определите вид данного вступления к сочинению:

а) Риторический вопрос

б) Цепочка вопросительных предложений

в) Личное отношение ученика к решаемой проблеме

г) Вопросно-ответное единство

 

43. Описание какого из названных действий могло бы стать аргументом в сочинении «Грамотную русскую речь считаю престижным».

а) Развиваю свою русскую речь.

б) Много общаюсь в школе и вне школы.

в) Читаю книги, газеты, журналы, смотрю телепередачи.

г) Слушаю речь взрослых.

 

44. Какую мысль при написании сочинения можно обосновать следующим примером?

Многие учёные считают, что своим появлением люди обязаны тем обезьянам, которые в результате мощного радиационного облучения утратили многие качества, присущие их здоровым «соплеменникам». Они стали менее сильными, (убрать менее ловкими) менее подвижными, но взаимовыручка помогла им не только выстоять, но и стать родоначальниками нового биологического вида.

 

 а) Таким образом, становится понятным, что в природе царят жестокие законы, и нельзя эти законы переносить на человеческое общество.

 б) Этим в первую очередь обусловлено представление о неравноценности человеческих рас.

 в) Коллективизм, забота о ближнем стали тем главным орудием, которое помогло людям выиграть борьбу за существование.

 г) Вот почему многие считают, что человек от природы слаб и у него нет шансов выстоять в борьбе против природных стихий.

 

 45. Выберите из предложенных вариантов один, который можно использовать в качестве заключения при написании сочинения по высказыванию «Слэнг(Сленг) – это язык, снявший пиджак, поплевавший на руки и принявшийся за работу». (Сэндберг):

 а) Слэнг (Сленг), как и другие слова, жили, живут и будут жить, но многие из них забудутся, вместо них появятся другие. Слэнг(Сленг) – это, действительно, язык, снявший пиджак, но часто употребляемый особенно среди молодёжи.

б) Однако слов из языка исчезает всегда меньше, чем появляется вновь. Поэтому словарный состав языка постоянно растёт, увеличивается и сосчитать, сколько слов в языке, очень трудно. (По И. Ильинской)

в) Среди разновидностей русского языка чётко выделяется русский литературный язык, который справедливо считается высшей формой национального языка. Это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, язык русской школы. (СМИ)

г)  По мнению Л.И. Гальперина, слэнг(сленг) – лишь синоним слова жаргон и не может употребляться в качестве отдельной категории. Слэнг(сленг) подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений.

 

46. Прочитайте.

 Многие писатели и поэты в своих произведениях говорят о необходимости охраны природы, учат быть внимательными, ответственными. В.С. Шефнер в стихотворении «Лесной пожар» с болью и сожалением пишет:

 Забывчивый охотник на привале

 Не разметал, не растоптал костра.

 Он в лес ушёл, а ветки догорали

 И нехотя чадили до утра.

 А утром ветер разогнал туманы,

 И ожил потухающий костёр.

 И, сыпля искры, посреди поляны

 Багровые лохмотья распростёр.

 Каждый год в нашей стране погибают сотни гектаров леса из-за такой вот «забывчивости» людей, а лучше сказать, из-за халатности и безответственности.

О безразличном отношении к природе пишет в стихотворении «Костёр» и Вероника Тушнова. Она описывает безразличие людей к судьбе родной природы.

Определите, в сочинении по какой проблеме может стать аргументацией этот текст:

 а) любовь к родной природе

 б) историческая память

 в) о человеческом счастье

 г) поиск смысла жизни

 

47. Прочитайте.

 Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П. Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Определите проблему, раскрываемую в тексте-аргументации:

а) проблемы детства, связанные со становлением личности

б) проблема старости (забота детей о своих родителях)

в) проблема исторической памяти

г) проблема отцов и детей

 

48. Из указанных мудрых мыслей приведите подходящую в качестве аргумента к высказыванию: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без неё обходится». (И. С. Тургенев)

 а) А месяц будет плыть и плыть,

 Роняя вёсла по озёрам,

 А Русь все так же будет жить,

 Плясать и плакать у забора. (С. А. Есенин)

б) Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству. (В. Г. Белинский)

в) Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; всё иное есть только отношение к ней, мысль, провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России. (Н. М. Карамзин)

г) Умом Россию не понять,

 Аршином общим не измерить:

 У ней особенная стать –

 В Россию можно только верить. (Ф. И. Тютчев)

 

49. Прочитайте текст.

 Сколько на российских просторах раскидано больших и малых селений! И у каждого из них есть своё лицо, своя история. Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

а) На просторах России очень много больших и малых селений.

б) У каждого из селений есть своё лицо, своя история, заставляющая нас размышлять.

в) Очень редко в летописях находишь историю той или иной деревни.

г) Мы пытаемся найти в прошлой жизни что-то нужное для нас.

 

50. Аргументируя какой пословицей, следует закончить это высказывание?

 

 «Каждый имеет то, что заслуживает, и народ пословицей лаконично ответил тем, кто беспричинно ругает судьбу, кто недоволен своей долей: «_______________________».

а) Чего в детстве просим, то под старость бросим.

б) Мал язык, да человеком ворочает.

в) И сокол выше солнца не летает.

г) Не умел шить золотом, так бей молотом.

 

 51. Прочитайте.

 Детство. Золотая пора. Заря жизни. Фундамент строящегося дома. Какова же роль детства в жизни человека? Мне кажется, что в детстве закладывается всё прекрасное и светлое. И насколько прочен будет этот фундамент, настолько крепок будет в жизни этот человек. Всё в жизни закладывается в детстве.

Определите вид вступления к сочинению:

 а) Цитата в качестве зачина

 б) Риторический вопрос

 в) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий, произведений)

 г) Назывное предложение

 

52. Прочитайте.

 «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов», - писал К.Г. Паустовский. И нам необходимо знать и использовать их, а не обеднять нашу речь просторечными синонимами или синонимами-жаргонизмами, которые настолько прочно вошли в нашу речь, что порой и не скажешь сразу «своё» это слово или нет.

Определите вид заключения к сочинению:

а) развёрнутая мысль, выраженная во вступлении

б) цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею автора

в) выводы, сделанные по содержанию вступления и основной части

г) афоризм, отражающий суть вышеизложенных рассуждений

 

53. В каком виде сочинений используются слова - организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему, а также слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; что…; это зависит от…; это является следствием того, что…. :

а) сочинение-объяснение,

б) сочинение-доказательство,

в) сочинение – рассуждение.

г) сочинение-описание.

 

54. Этот вид сочинения строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от двух других видов оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга. Какой это вид сочинения:

а) сочинение-объяснение,

б) сочинение-доказательство,

в) сочинение – рассуждение.

г) сочинение – описание.

 

55. (полностью замена вопроса) - ??? Укажите бессоюзное сложное предложение со значением  времени в первой части.

1)     Я слышал: ёжик мышей ловит.

2)     Он гость – я хозяин.

3)     Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

4)     На улице лил дождь – под деревом было сухо.

 

Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

 

В организации стихотворной речи звуковые повторы играют большую роль: они формируют ритм, подчеркивают наиболее важные слова.

а) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

б) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

в) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

г) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

 

 

56. Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушений синтаксической нормы).

 а) Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.

б) Никто из тех, кто были на войне, не может думать о ней в романтическом смысле.

в) К юбилею писателя музей-квартира Булгакова приобрела его личные вещи.

г) В клетке сидел миловидный шимпанзе и с интересом смотрел на посетителей.

 

 57. Прочитайте. Каким членом предложения является выделенное слово?

 «Нужно читать только те книги, которые (выделить слово жирным!!!!!) учат любить жизнь».

а) определением

б) подлежащим

г) обстоятельством

г) дополнением

 

58. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером?

а) эпитет: лучистая любовь к родной природе

б) перифраз: Вещее слово этого мученика пугало правителя не меньше тревожных сообщений о надвигающейся чуме

в) ирония: И этим мудрецам, не освоившим таблицы умножения, мы доверили командовать нашей экономикой

г) метонимия: Щедрой рукой он рассыпал золото

 

59. Как называется соединение контрастных, противоречащих друг другу понятий:

 а) лексический повтор

 б) парцелляция

 в) оксюморон

 г) инверсия

 

 60. В каком выражении используется метафора?

 а) добрый волшебник

 б) корифей науки

 в) столица встретила его с распростёртыми объятиями

г) дыхание жизни

 

61. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

 Определив основную проблему текста,

а) сочинение было написано.

б) возникла идея записать её в форму вопроса.

в) необходимо грамотно сформулировать её.

г) мне стало радостно.

 

62. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

а) Я интересуюсь об изучении истории Египта.

б) Прекрасные вьющие волосы обрамляли её лицо.

в) В кабинет информатики закупили компьютера.

г) Синицы отличаются большой сообразительностью.

 

63. Какой частью речи является слово связанный?

а) имя прилагательное

б) причастие

в) глагол

г) деепричастие

 

64. Определите, что обозначает наречие, если в предложении примыкает к существительному:

а) Признак другого признака.

б) Признак предмета.

в) Признак действия.

г) Дополнительное действие.

 

65. Определите, в каком предложении наречие выступает в функции несогласованного определения:

а) Пароходы приходят уже засветло, дни увеличиваются. (А.П. Чехов)

б) Торжественно на землю сходит ночь. (А.К. Толстой)

в) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не шевелились. (Д.И. Писарев)

г) Сплошные сады тянулись над речкой, неприветливо чернея в тумане. (М.А. Шолохов)

 

66. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.

а) 1, 2, 4, 5

б) 1, 2, 3, 5

в) 1, 2, 5

г) 2, 4, 5

 

67. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

 а) На седых уральских кручах ветры буйные шумят.

б) Я любил рыбалку, да тихое пение леса.

в) Без матери не было бы ни света, ни тепла, ни жизни.

г) Подсолнухи, акации и сухая трава – всё было покрыто пылью.

 

68. В каком предложении не ставится тире на месте пропусков?

а) Мы знали_ крепче непогоды, прочнее стали человек!

б) Хотел было я подняться_ в голове что-то зашумело, закружилось, и я вновь сел на стул.

в) Грибы ищут_ по лесу рыщут.

г) Не умеешь петь_ в запевалы не суйся.

 

69. Определите функцию тире в предложении:

Был конец ноября – самое грустное время в деревне. (К Паустовский)

а) тире используется перед обобщающим словом после ряда однородных членов

б) тире употребляется перед приложением, уточнением, если можно без изменения смысла вставить в предложение «а именно», «то есть»

в) тире разделяет простые предложения в составе сложного при выражении условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления

г) тире ставится в предложении, если и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным

 

70. Определите функцию восклицательного знака в следующем стихотворении:

Россия, бранная царица,

вспомни древние права!

Померкни, солнце Австерлица!

Пылай, великая Москва! (А.С. Пушкин)

а) указывает на завершённость высказывания (повествовательное восклицательное предложение);

б) выражает волю говорящего (побудительное восклицательное предложение);

в) употребляется в повелительных предложениях, в которых приказание или требование выражено не формой повелительного наклонения.

 

71. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

1)     сделать

2)     простой

3)     стихия

4)     способ

 

72. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)     кухОнный

2)     красивЕе

3)     ворожеЯ

4)     откупОривать

 

73. Укажите примет (пример)  с ошибкой в образовании формы слова.

1)     пять грузинов

2)     ста рублями

3)     красивее

4)     маленький домишко

 

74. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Начав осуществление многочисленных реформ,

1)     Петру I очень сильно мешали бояре.

2)     Петр I надеялся в ближайшем будущем превратить Россию в великую европейскую державу.

3)     в Россию стали приглашаться иностранные специалисты.

4)     стало ясно, что в скором времени Россия превратится в великую европейскую державу.

 

75. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется И?

 

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда  н (2) обернётся, а первый сам  н(3) с кем н(4) уживется.

 

1)     1, 2    

2)       2   

3)     2, 3

4)      3, 4

 

76. Прочитайте текст и выполните задание.

 (1) Луна – наша ближайшая соседка в космосе, и тем не менее она находится далеко-далеко от нас. (2) В далеком прошлом множество людей поклонялось Луне как божеству. (3) Древние греки называли её Селеной, а жители Древнего Египта отождествляли с богом по имени Хонсу.  (4) Не все народы верили в божественную природу Луны, но все равно наделяли ее магической силой. (5) … считалось, что в полнолуние волками овладевает тоска и они  начинают выть на Луну, а некоторые люди теряют разум. (6)…

 

  А. Какое из приведенных ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?

 

1)     В наши дни мало кто верит в какие-то особые свойства Луны, но многих по-прежнему пленяет её волшебная красота.

2)     Астрономы изучают Луну при помощи мощных телескопов.

3)     Луна кажется нам самым большим небесным телом лишь потому, что она расположена ближе всех остальных.

4)     В день полнолуния Луна находится в средней точке своей орбиты и её лицевая сторона видна с Земли целиком.

 

77. Прочитайте текст и выполните задание.

 (1) Луна – наша ближайшая соседка в космосе, и тем не менее она находится далеко-далеко от нас. (2) В далеком прошлом множество людей поклонялось Луне как божеству. (3) Древние греки называли её Селеной, а жители Древнего Египта отождествляли с богом по имени Хонсу.  (4) Не все народы верили в божественную природу Луны, но все равно наделяли ее магической силой. (5) … считалось, что в полнолуние волками овладевает тоска и они  начинают выть на Луну, а некоторые люди теряют разум. (6)…

 

А. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?

1)     И тем не менее

2)     Например,

3)     То есть

4)     Кроме того,

 

78. Прочитайте текст, выполните задание.

(1) Луна – наша ближайшая соседка в космосе, и тем не менее она находится далеко-далеко от нас. (2) В далеком прошлом множество людей поклонялось Луне как божеству. (3) Древние греки называли её Селеной, а жители Древнего Египта отождествляли с богом по имени Хонсу.  (4) Не все народы верили в божественную природу Луны, но все равно наделяли ее магической силой. (5) … считалось, что в полнолуние волками овладевает тоска и они  начинают выть на Луну, а некоторые люди теряют разум. (6)…

 

 А. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

 

1) волками овладевает (предложение 5)

2) множество людей поклонялось (предложение 2)

3) греки называли её Селеной (предложение 3)

4) люди теряют разум (предложение 5)

 

79. Прочитайте текст, выполните задание.

(1) Луна – наша ближайшая соседка в космосе, и тем не менее она находится далеко-далеко от нас. (2) В далеком прошлом множество людей поклонялось Луне как божеству. (3) Древние греки называли её Селеной, а жители Древнего Египта отождествляли с богом по имени Хонсу.  (4) Не все народы верили в божественную природу Луны, но все равно наделяли ее магической силой. (5) … считалось, что в полнолуние волками овладевает тоска и они  начинают выть на Луну, а некоторые люди теряют разум. (6)…

 

А. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1)      сложное бессоюзное

2)      сложноподчиненное

3)      сложносочиненное

4)      сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью между частями.

 

80. Какая из характеристик литературного языка является ошибочной?

1)      Литературный язык – высшая форма национального языка.

2)      Литературный язык является общенародным, распространен на всей территории страны.

3)      Одна из характерных черт литературного языка – нормированность.

4)      В состав литературного языка наряду с общеупотребительными  словами входят диалектные, профессиональные и просторечные слова.

 

81.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

 

1)      Хор птичьих голосов, который  доносился из лесу, поразил мой слух.

2)      Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3)      Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так  стремятся перелётные птицы.

4)      Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

 

82. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

  Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не  имела никакого отношения к сопровождающему поэта в пути живому удовольствию.

1)      1, 2, 3, 4

2)      2, 3

3)      2, 4

4)      1, 3, 4

 

83. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

 

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле

 

1)     Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2)     Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3)     Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4)      Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

 

84. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется И?

 

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда  н(2) обернётся, а первый сам  н(3) с кем н(4) уживется.

 

1) 1, 2     

2) 2   

3) 2, 3

4) 3, 4

 

В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется И?

Все мы, где бы мы н(1) находились, куда бы нас н(2) забрасывала судьба, мечтали о Солотче, и н(3) было года, когда бы туда н(4) приез­жали на рыбную ловлю, на охоту или работать над книгами и Гайдар, и Василий Гроссман, и многие другие.

а)1,2, 3

б) 3,4

в) 1,2

г) 1,2,4

 

 

85. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

 

a.  (В) ТЕЧЕНИЕ  месяца было все ТАК(ЖЕ) холодно.

2) (В)СЛЕДСТВИЕ непогоды мы  ТАК(ЖЕ), как и предыдущая партия, заночевали в тайге.

3) ЗА(ТО) теперь у нас было достаточно времени, ЧТО(БЫ) убедиться в том, что мы находимся на правильном пути.

4) (В)ДАЛИ начался КАК(БУДТО) новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через несколько минут кончился отрывисто, подобно конскому фырканью.

 

86. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

 

1) бел..этаж, выйдеш..,сможеш..

2) корзин..щик, свеч..ной, лиш..

3) июн..ский, кисточ..ка, глуш..

4) обжеч..ся, заяч..ий, по-заяч..и

 

87. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

 

1) р..писать, р..здать, р..звести

2) р..ссказать, р..спалить, р..спись

3) р..звальни, р..сшивка, р..збег

4) р..скланиваться, р..зыскной, р..спуск

 

88. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется ь?

А. Одной рукой узла не завяжеш..

Б. Отзовутся волку овеч..и слезки.

В.Языком масла не соб..ешь.

Г. В тихом омуте черти водят..ся.

1) А, Б, В

2) Б, Г         

3) А, Б, В, Г             

4) А, В, Г

 

 

89. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) на шипящ..й сковородк..., об искренн.. участ..

2) о вчерашн..м дождик.., на сверкающ..млезви..

3) о высш..й матери.., на новогодн..й елк..

4) в пенящ..мсяприбо.., в зажигаю..мтанц..

 

90. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

1) о скорейш..м  выздоровлении.., на дальн..м побережь..

2) к приходящ..й нян.., о хорош..йкухн..

3) на ближн..й станции.., на высохш..й глин..

4) в ослепляющ..м многоцветь.. трав, о пропавш..й экспедиции..

 

 

91. В каком слове пропущена буква я?

1)      они се..т зерно

2)      ре..щие знамена

3)      ненавид..щий ложь

4)      они маш..т руками

 

 

92. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква я?

1)      волка ноги корм..т, терп..щий бедствие

2)      дети бор..тся за мир, готов..щий уроки

3)      ребята ход..т в школу, та..щий на солнце

4)      они чист..т одежду, стел..щийся по земле

 

93. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

 

На дискуссию (1) правда (2) ушло много времени, но зато молодёжь, участвовавшая в ней, многому научилась. Как говорится в русской пословице (3) правда (4) в огне не горит и в воде не тонет.

 

1)     1, 2, 3

2)     1, 2             

3)     3, 4        

4)      3

 

94. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Ах( 1) ты (2) солнце (3) солнце (4) красное!

Все ты греешь, всех ты радуешь;

Лишь меня не греешь (5) солнышко!

Лишь меня не веселишь и в ясный день.

 

1)      2, 3, 5

2)      1, 2, 3, 4                 

3)      2, 3, 4                 

4)      3, 5

 

95. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

 

1) О (1) если б огненное слово я в дар от музы  получил.

2) Ах (2) красота – это страшная сила.

3) Ох (3) уж (4) эти мне писатели.

4) Ну (5) а как вы находите его произведения?

 

1)      1, 2, 5

2)      1, 2                

3)      3, 4, 5              

4)      1, 3

 

 

96. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

 

1)      Стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. 2) вариант г) Трудно указать те области славяно-русского языкознания, которые остались бы вне поля зрения В.В. Виноградова и которые не подвергались бы глубокому и оригинальному исследованию в его трудах.

2)      Тот кто испытал лёгкое головокружение от первого глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность  пейзажей И. Айвазовского.

3)      Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи.

 

97. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?

 

1)      Сосновые сухие леса на берегах реки перемешивались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины.

2)      Александр Грин принадлежал к людям, страдающим ВЕЧНЫМ нетерпением.

3)      Ему хотелось написать о радостях и об отчаянии ВЕЧНОЙ работы над словом, над стилем.

4)      Полина Ивановна убрала письма в шкаф на ВЕЧНОЕ хранение.

 

98.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)        Нередко высказывается критика того, что мы слишком мало работаем.

2)        Конечно, все, кто побывал в этой стране, были поражены радушием местных жителей.

3)        Засидевшиеся допоздна гости неохотно покидали радушных хозяев.

4)        Заведующая детским садом вызвала обоих родителей для беседы.

 

99. Укажите правильное  объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

 

Решение Лизы сняло с его души камень ( ) и весь дом сразу ожил.

 

1)      Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2)      Сложносочинённое предложение,  перед союзом И нужна запятая.

3)      Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

4)      Простое предложение  с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

 

100. В каком слове есть суффикс –ЧИК-?

1)      шкафчик

2)      мячик

3)      пончик

4)      огурчик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     67      68      69      70     ..