БИЛЕТ №1. РЕФОРМАЦИЯ-ИСТОКИ, СОДЕРЖАНИЕ,ИТОГИ.
Предпосылки Реформации
Вслед за началом эпохи культурного возрождения,
Великих географических открытий
и
острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной
сфере, принявший форму религиозной Реформации. Понятие «Реформация» обозначает
широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе,
которое в итоге привело к образованию новых, так называемых «протестантских» церквей.
Реформация происходила в самый разгар
Итальянских войн
, в которые были вовлечены
практически все государства Европы, что сказалось на ходе и особенностях Реформации в
разных странах.
Гуманизм эпохи
Возрождения
ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными
интересами, что проявилось даже в поведении первосвященников католической церкви. В конце
XV — первой половине XVI в. римский престол один за другим занимали папы, отличавшиеся
стремлением к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам. Эти
«ренессансные папы» славились беспринципностью и неразборчивостью в средствах, не
останавливаясь перед убийством и другими преступлениями ради достижения своих целей.
Понятно, что их поведение ослабляло авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе.
Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви.
Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства.
Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни
средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное
поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и
оказывали влияние буквально на все стороны жизни.
На протяжении всего позднего Средневековья в европейском обществе, которое считалось единой
«христианской республикой», распространялись религиозные течения, сторонники которых делали
основной акцент не на соблюдении церковных обрядов и формальных проявлениях веры, а на
внутреннем, индивидуальном общении человека с Богом. Реальная жизнь церкви, как им казалось,
вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Особое возмущение вызывало
несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали. Их поведение и
политика, проводимая Римом, спровоцировали в итоге такую острую реакцию, которая привела к
расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не
антирелигиозный, а антицерковный характер. Оно ставило целью укрепить истинную веру в
противовес испорченной вере католического духовенства.
Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все
верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая
торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими
войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники
богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество
монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным
населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.
Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания,
позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого
распространения новых религиозных идей.
Германия накануне Реформации
Родиной Реформации стала Германия, где все накопившиеся к началу XVI в. проблемы
ощущались особенно остро. Большое значение имело и то, что на протяжении веков в
Германии складывались своеобразные традиции религиозной мысли, которые отличали её от
всей остальной Европы. Именно здесь возникло народное движение за «новое благочестие»,
участники которого пытались самостоятельно изучать Священное Писание. В это же время в