Skoda Rapid (2020 год). Антикоррозионная защита кузова
При повседневной эксплуатации автомобиля на лакокрасочное и антикоррозионное
покрытие кузова воздействует агрессивная среда: противогололедные реагенты (в
зимний период времени), песок, мелкие камни, вибрация и перепады температуры,
которые вызывают появление микротрещин в защитном покрытии кузова, через которые
вода и кислород проникают к поверхности металла. В результате воздействия на
кузов агрессивной среды начинается процесс окисления металла (коррозия), который
приводит к потере им прочностных свойств, а наличие в воде большого количества
солей и кислот только ускоряет процесс окисления.
Коррозии больше всего подвержены пустотелые профили кузова, днище, нижние части
дверей и стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной
сварки.
Наиболее быстро коррозия развивается в скрытых полостях и нижних частях кузова
при попадании влаги, грязи, солей, кислот. В связи с этим в процессе
эксплуатации автомобиля для дополнительной защиты внутренних поверхностей и
скрытых полостей кузова наносят специальный антикоррозионный состав, а в
соединения деталей - уплотнительные мастики.
Антикоррозионный состав, которым обрабатывают внутренние полости кузова и днище,
должен отвечать следующим требованиям:
- содержать ингибиторы коррозии;
- равномерно распределяться по всей обрабатываемой поверхности и создавать
защитную пленку, стойкую к вибрации и перепаду температуры;
- иметь хорошую адгезию с элементами кузова или ранее нанесенными покрытиями;
- быть совместимым с нанесенными ранее лакокрасочными покрытиями и
антикоррозионными составами;
- сохранять свои физические и химические свойства продолжительное время под
воздействием внешних факторов;
- содержать материалы, которые при обработке автомобиля отвечают нормам пожарной
и экологической безопасности.
Автоконсервант «Мовиль» или «Мовиль-2» используется для обработки скрытых
полостей. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 1-1,5 года.
Автоконсервант допускает обработку поверхностей, ранее покрытых нигролом или
другими маслами, а также ржавых поверхностей.
Защитный смазочный материал НГМ-МЛ применяется для обработки скрытых полостей.
Этим материалом обработаны скрытые полости новых автомобилей.
Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия частей автомобиля
под кузовом.
Битумная противошумная мастика БПМ-1 применяется для защиты днища кузова от
коррозии и для уменьшения шума. Толщина покрытия 1,0-1,5 мм.
Пластизоль Д-11А рекомендуется для защиты днища кузова от коррозии, абразивного
износа и для шумоизоляции. Толщина покрытия 1,0-1,2 мм.
Пластизоль Д-4А предназначен для герметизации сварных швов.
Невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова.
Во внутренние полости антикоррозионное вещество напыляют способом воздушного и
безвоздушного распыления.
При воздушном распылении требуется сжатый воздух под давлением 0,5-0,8 МПа,
пистолет-распылитель с бачком, шланги и удлинительные насадки для пистолета.
Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением
4-12 МПа, которое позволяет распылять материалы значительной вязкости.
Для механической защиты арок колес от мелких камней и песка, помимо штатной
защиты арок, устанавливаемой на заводе-изго-товителе, используют подкрылки из
пластмассы, дополнительно установленные на автомобиль. Основные недостатки
дополнительных подкрылков - сверление в крыле дополнительных отверстий для их
крепления, ухудшение вентиляции колесных арок, скопление грязи и соли в местах
выступания подкрылка над отбортовкой крыла. Для защиты лакокрасочного покрытия
передней части капота и нижней части дверей применяют специальные антигравийные
прозрачные самоклеящиеся пленки.
Подготовка и антикоррозионная обработка скрытых полостей кузова
Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости
высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется
выполнять только на станциях технического обслуживания автомобилей.
Порядок выполнения операций для защиты от коррозии скрытых полостей следующий:
- установите автомобиль на подъемник, снимите детали и обивку, препятствующие
доступу в скрытые полости;
- промойте водой температурой 40-50 °С через технологические и дренажные
отверстия скрытые полости и низ кузова до вытекания чистой воды. Опускные стекла
дверей должны быть подняты;
- удалите влагу, попавшую в салон и багажник, продуйте сжатым воздухом все места
нанесения антикоррозионных составов;
- перегоните автомобиль в камеру нанесения антикоррозионного состава и
установите на подъемник. Нанесите распылением антикоррозионный состав;
- опустите автомобиль с подъемника, очистите от загрязнений наружные панели
кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.