Skoda Rapid (2020 год).
Антифриз кипит (бурлит) в расширительном бачке
В автомобилях нормальная работа двигателя внутреннего
сгорания обеспечивается его постоянным охлаждением (за счет циркуляции
антифриза). Жидкостная система охлаждения в комплексе с воздушной
поддерживает постоянную температуру в моторе около 90°C.
Однако в процессе эксплуатации транспорта автовладелец может столкнуться
с тем, что антифриз или тосол в двигателе начинает кипеть, возникают
течи и т.п. В этой статье мы рассмотрим, почему появляется бурление
тосола/антифриза в расширительном бачке, а также как устранить данную
неисправность.
Изначально двигатели охлаждались водой, но от нее пришлось отказаться
из-за ряда свойств: низкая температура кипения (100°C), расширение
объема в морозы при замерзании, в результате чего блок и головка
двигателя трескаются и это приводит к дорогостоящему ремонту или замене
элементов.
У антифриза же, по сравнению с водой, температура кипения выше, а
замерзания ниже. При использовании антифриза крайняя температура кипения
варьируется от 108 до 125 °C. Причиной такого разбега является разный
состав, что влияет и на качество охлаждающих жидкостей. Чем меньше их
цена, тем ниже становится температура кипения. Особо некачественные
антифризы закипают уже при 85°C. Вполне очевидно, что при покупке
экономить нежелательно, так как от качества ОЖ зависит исправность
работы и срок службы двигателя.
При этом важно помнить, что даже температуроустойчивые антифризы по тем
или иным причинам закипают. Давайте рассмотрим основные причины
закипания антифриза (тосола).
Причины закипания антифриза в расширительном бачке
Итак, самой легкой и быстро решаемой проблемой для водителя является
недостаточный уровень антифриза в расширительном бачке. Если его мало,
то нагрев ОЖ в системе усиливается, антифриз перегревается и закипает.
В этом случае антифриз либо давно не менялся и потерял свойства, либо
изначально залит не полностью. В этом случае надо долить необходимое
количество охлаждающей жидкости до уровня, между отметками «min» и «max»
на корпусе расширительного бачка.
Если уровень антифриза продолжает падать, значит герметичность
расширительного бачка или системы охлаждения нарушена и жидкость
вытекает. В этом случае необходимо проверить бачок, раструбы и шланги,
поискать место утечки. Если устранить проблему не удается, необходима
проверка герметичности системы охлаждения на СТО.
Также причиной бурления в расширительном бачке может быть неисправность
термостата. Он поддерживает оптимальную температуру двигателя,
регулирует температуру антифриза, циркулирующего по большому и малому
контуру системы охлаждения.
При достижении 90°C специальный клапан между контурами открывается, ОЖ
проходит из малого круга в большой, затем остывает при прохождении через
радиатор. При поломке термостата этот клапан заклинивает, антифриз не
остывает и бурлит в расширительном бачке.
Для проверки исправности термостата необходимо заглушить двигатель,
открыть капот, осмотреть патрубки и сравнить их температуру. Если один
из них холодный, а другой ( присоединенный к радиатору), горячий, это
значит, что проблема в термостате. В таком случае нужно менять
термостат.
Если при езде индикатор температуры ОЖ, находящийся в салоне авто,
показывает норму, а антифриз все равно кипит, значит проблема в
давлении, так как при повышении температуры возрастает и давление на
жидкость, от чего она тоже закипает.
Еще причина кипения антифриза может крыться в недостаточно эффективной
работе радиатора охлаждения. Так или иначе, радиатор не способен
обеспечить достаточного охлаждения ОЖ и защитить мотор от перегрева,
особенно в жару в пробке. Тогда достаточно заглушить двигатель, чтобы
автомобиль остыл.
Что касается засорения трубок радиатора, в этом случае у них уменьшается
теплопроводность. Как результат, снижаются охлаждающие способности
радиатора. Причиной является скопление отложений в трубках (часто после
использования некачественного антифриза).
Зачастую в радиаторе образовывается накипь, в результате ухудшается
циркуляция охладительной жидкости и она бурлит. Загрязненный радиатор
нуждается в незамедлительной промывке на СТО или замене.
Также проблема недостаточного охлаждения ОЖ в радиаторе решается с
помощью вентилятора, который закреплен на радиаторе. Он включается
автоматически при повышении температуры антифриза выше 90°C и обдувает
двигатель холодным воздухом для предотвращения перегрева.
Однако нередко имеет место выход из строя самого вентилятора. Если
температура двигателя 100°C, идет пар, а вентилятор не вращается, это
значит, что причина перегрева и кипения антифриза в вентиляторе. Также
его поломку можно определить на слух: при не работающем вентиляторе
охлаждения горячий двигатель работает сравнительно тихо.
Еще после замены антифриза в системе охлаждения или при подсосе воздуха
иногда возникают воздушные пробки, затрудняющие циркуляцию ОЖ. От них
можно избавиться, если с помощником заехать на возвышенность передом,
чтобы радиатор оказался в верхней точке. Далее нужно выкрутить пробку
радиатора, завести мотор, нажать на патрубки системы охлаждения до
устранения воздушных пробок. Одновременно помощник должен интенсивно
погазовать. Затем пробку радиатора следует закрутить назад и долить
недостающее количество антифриза.
Некачественный антифриз является кратчайшим путем к проблемам с
двигателем. Такие охлаждающие жидкости дешевы, но они засоряют отдельные
элементы (радиатор) и загрязняют водяную помпу, обеспечивающую
циркуляцию антифриза. Низкая производительность водяного насоса приводит
к закипанию ОЖ, сам насос быстро ржавеет.
Важно помнить, что эксплуатация машины с поврежденной помпой приведет к
поломке двигателя. В данной ситуации автомобиль должен быть доставлен на
СТО при помощи эвакуатора или взят другой машиной на буксир.
Добавим, что к закипанию антифриза приводит прогоревшая прокладка блока
цилиндров. В этом случае нарушается герметичность системы охлаждения.
Охлаждающая жидкость может оказаться в составе выхлопа, в бачке
появляются пузыри, снижается уровень ОЖ. В этом случае прокладка должна
быть заменена.
Советы
Антифриз может не только закипать,
но и вспениваться. При этом температура антифриза не повышается.
Подобное происходит при:
-попадании в расширительный бачок воздуха;
-некачественном антифризе;
-смешивании антифризов от разных производителей;
-использовании ОЖ, не рекомендованных автопроизводителем из-за разного
химического состава;
-повреждении прокладки головки блока цилиндров. Тогда она пропускает
воздух, и, попадая в систему охлаждения, он образует пену.
Необходимо учитывать, что незначительное вспенивание допустимо, но при
большом количестве необходимо промыть систему охлаждения и заменить
антифриз на более качественный.
Антифриз имеет свой срок эксплуатации и при его длительном использовании
химический состав меняется, снижаются охлаждающие качества. Такую
жидкость необходимо заменить на новую, замену производят с промывкой.
В итоге
Как видно, рассмотрев ряд причин закипания тосола или антифриза в
расширительном бачке, можно сделать вывод о том, что их вполне возможно
диагностировать, часто даже самостоятельно.
Еще важно понимать, что система охлаждения двигателя внутреннего
сгорания играет первостепенную роль в устройстве автомобиля. При
появлении дефектов и неполадок в этом случае работа двигателя может быть
нарушена, также вероятны серьезные поломки ДВС.
Важным элементом является и рабочая жидкость системы охлаждения. От ее
качества и свойств напрямую зависит работа всей системы. Если допустить
перегрев антифриза в двигателе, он закипит, что приведет к дальнейшему
перегреву мотора. При этом обнаружение проблемы в системе охлаждения и
быстрая остановка мотора будет означать, что силовой агрегат, скорее
всего, не будет поврежден.
Если же после закипания антифриза машина проедет минут 10-15, в
двигателе произойдут деформации и поломки, что во многих случаях
становится причиной дорогостоящего ремонта. При сильном перегреве
двигателя он может заклинить. В таких случаях нередко единственным
выходом остается замена мотора на контрактный агрегат.
Получается, вполне очевидна необходимость регулярного технического
осмотра двигателя автомобиля и его систем. Рекомендуется регулярная
проверка герметичности, также важен подбор качественного антифриза.
Такой подход на практике минимизирует вероятность засорения радиатора и
поломок помпы, а качественное охлаждение агрегата в любых условиях и
разных режимах работы сохранит и увеличит ресурс ДВС.