Skoda Rapid (2020 год). Не работает (не включается) вентилятор
охлаждения радиатора - причины, поиск неисправностей
- неисправен термостат
- перегорел проверьте предохранитель, который отвечает за вентилятор
- неисправен датчик включения вентилятора (ДВВ)
- неисправно реле вентилятора
- неисправен блок предохранителей
- обрыв провода питания
- обрыв дорожки выхода на провод датчика радиатора
- прогорела прокладка под головкой (охлаждающая жидкость не проходит в
цилиндр)
Проблемы с вентилятором охлаждения, как
правило, возникают у подержанных автомобилей, с приличным пробегом.
Проявляется эта поломка по-разному, вентилятор может работать не
стабильно, может включаться с опозданием или не включаться вовсе.
Причин, по которым вентилятор не включается может быть довольно много,
от банального перегорания предохранителя до более сложных проблем,
связанных с неисправностью термостата или проблем с электропроводкой
бортовой сети автомобиля.
Если двигатель закипает, но вентилятор при этом так и не включился, то
первое, что приходит в голову большинству автомобилистов — проблемы с
проводкой вентилятора. Однако, очень часто проводка вообще не причем, а
истинная причина кроется именно в термостате. Устройство, призванное
контролировать температуру охлаждающей жидкости (ОЖ) может выйти из
строя или просто заклинить, после чего ОЖ перестает циркулировать через
радиатор, в итоге датчик радиатора не срабатывает, а сам вентилятор не
включается.
Затем проверьте предохранитель, который отвечает за вентилятор, если
предохранитель перегорел замените его целым.
Если причина не в предохранителе, необходимо проверить непосредственно
сам вентилятор. К нему подходят провода питания, нередко от старости они
просто рассыпаются или отламываются. Как вариант причина может крыться в
штекере, поэтому если с проводкой все нормально, отключаем питание
вентилятора и проверяем штекер на предмет неисправности. Подключите
питание к вентилятору напрямую, например, от АКБ, если вентилятор никак
не отреагирует делаем вывод о том, что вентилятор неисправен.
Проверьте датчик включения вентилятора (ДВВ), расположенный на
радиаторе. Для этого необходимо отключить штекера, после чего соединить
их между собой, если вентилятор не заработал — ДВВ неисправен и требует
замены.
Необходимо соединить провод, идущий на блок предохранителей,
непосредственно на массу (как правило, белого цвета с черной полоской).
Если после этого вентилятор заработает, можно сделать вывод, что
произошел обрыв второго черного провода, постарайтесь найти обрыв, и
проверить надежно ли его соединение с массой. После этого соединяем два
провода вместе, и смотрим, что будет происходить, если вентилятор
включится то проблема была в плохом соединении.
Проверьте реле вентилятора, вполне возможно, что проблема в нем. Для
того, чтобы это выяснить достаточно просто заменить его соседним реле,
затем соединить провода датчика радиатора между собой, см. выше.
Включится вентилятор — проблема заключается в неисправном реле.
Далее необходимо выполнить проверку напряжения, поступает ли оно на
вентилятор через блок предохранителей. Для этого берем кусок провода и
устанавливаем его в разъемы реле, если вентилятор заработал, причина по
которой вентилятор не работает заключается в блоке предохранителей.
Вполне вероятно, что напряжение не поступает на реле вентилятора. Чтобы
это проверить, можно воспользоваться "дедовским" способом. Берем
лампочку, которая послужит в качестве "контрольки". Если лампочки нет,
достаточно просто легонько чиркнуть вторым концом провода по массе, если
при этом вы увидите искру, проблем быть не должно, скорее всего причина
не в этом. Если же искры не увидите, скорее всего отсутствует напряжение
в этом разъеме, то есть имеется обрыв дорожки в блоке предохранителей.
Если при проверке всего вышеперечисленного найти причину, по которой
вентилятор радиатора не включается, остается проверить один провод —
провод датчика радиатора. Чтобы сделать это, необходимо снять
коммутатор, поскольку он не позволяет подобраться к штекерам блока
предохранителей. Значит, снимаем с блока предохранителей фишку штекеров,
и проверяем провод датчика радиатора на предмет обрыва.
Проверяем следующим образом: подключаем провод к "+" клемме АКБ, второй
конец устанавливаем в разъем фишки. Далее снимаем штекер с датчика и
подключаем лампочку. Если лампочки нет, делаем "чирк" на массу. Если
напряжения нет, скорее всего, этот провод оборван.
Если вентилятор не включается, то причина может быть и вовсе
неожиданной, например — прогоревшая прокладка под головкой. Включение не
происходит по той причине, что охлаждающая жидкость не поступает в
цилиндр, при этом газы из цилиндра проникают в ОЖ, создавая при этом
эффект известный как воздушная пробка. Эта пробка препятствует
нормальной прокачке ОЖ. Как понять, что у вас прогар? Достаточно
заглянуть в расширительный бачок, если во время работы из него то и дело
идут пузыри — у вас прогорела прокладка, или имеется трещина в цилиндре.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА НЕ РАБОТАЕТ
Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не
работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор
автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда
на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости
подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору
радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит
дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около
радиатора крутится крыльчатка вентилятора. Если температура охлаждающей
жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения
радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит.
Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор
охлаждения радиатора не работает:
Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его
ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет
вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если
напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется
взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум
выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на
батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена
электродвигателя; Проблемы с датчиком. Если датчик не способен
определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на
включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в
его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и
замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать
крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его
заменить; Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной
причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является
отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах
или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы
убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и
проверить предохранители. Если вентилятор охлаждения радиатора не
включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно
выполнить описанные выше проверки.
ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА НЕ РАБОТАЕТ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
АВТОМОБИЛЬ
Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу
разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может
возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как
двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел
перегрев двигателя:
Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;
Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с
постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный
поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора.
Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления,
чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне. Не
забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше
остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем
продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.